Семья в структуре личностной микросреды ребёнка

Социальная ситуация развития младенца

Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек — взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации , связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.

Поэтому основное новообразование младенческого возраста он обозначает термином «пра — мы», и подразумевает под ним изначальную психическую общность матери и ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гармоничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении).

Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов.

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... всем справляется. Назовите причины такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю и родителям по общению с таким реб ... как все дети в детском саду, да он и не стремится к этому. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!» Оцените ...

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

В первой половине дошкольного возраста (3 — 5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое»(почему это так?).

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста — внеситуативно-личностная форма общения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Дошкольнику интересны самые различные аспекты существования взрослого, которые не видны в конкретной ситуации не как не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.).

Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка — дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра

 

Семья в структуре личностной микросреды ребёнка

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Отсемейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимных симпатий. Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор, и наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.

9 стр., 4135 слов

Ребёнок в системе дошкольного воспитания

... а не движущими силами развития ребенка. Как формируется ребенок, каким он растет — зависит от окружающих его людей, от того, как они его воспитывают. Дошкольное детство — это возрастной пери ... новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый. Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня под ...

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности с родителями (затем с взрослыми и сверстниками) эти отношения приобретают подлинный источник развития личности ребенка. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира родителей (взрослых) и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.

Основы благоприятного социально-эмоционального развития ребенка закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый – ребенок». Смысловые, эмоционально теплые взаимоотношения родителя с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Чтобы эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, родителям необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную, поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.

В три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!» Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно родителям приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я?

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально принятыми в обществе нормами.

Для социально-эмоционального развития в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психику, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы.

Социально-эмоциональное развитие ребенка осуществляется благоприятно при условии «представленности» в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребенка в их освоении. Так, включение ценностногокомпонента формирует ориентацию ребенка в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, ценности своей семьи. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.

14 стр., 6642 слов

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

... три уровня: низший, высший и наивысший. Таблица 1.1 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Стадии и уровень психического отражения, его ... жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций. Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в ...

Познавательный компонент социального опыта информирует ребенка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.

Коммуникативный и поведенческо-деятельностный компоненты помогают ребенку освоить многообразие форм социального взаимодействия, сотрудничества с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, а так же культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребенку активно выражать свои чувства и желания.

Домашнюю предметно-пространственную развивающую среду рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности ребенка. Построенная с учетом личностно ориентированного подхода к ребенку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств его личности. Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности дошкольника, те условия, в которых протекает его жизнь.

Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия ребенка и его развития.