Развитие внимания в онтогенезе

Онтогенез психики — ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека. Основные этапы развития детского внимания:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

35. Понятие памяти. Основные характеристики памяти
ПАМЯТЬ – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.
Виды памяти
1. двигательная (моторная).

Это память на различные движения. Она является основой формирования простейших трудовых навыков (ходьба, письмо)
2. эмоциональная – память на чувства, эмоции она заключается в возможности воспринимать пережитые, когда то и запечатленные в памяти чувства.
3. образная память проявляется в запоминании образов конкретных предметов. Образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
4. словесно-логическая память заключается в запоминании и воспроизведении слов. Слова выражают понятия, суждения, умозаключения в процессе слушания, чтения, и обдумывания.
По наличию или отсутствию волевых усилий память делится на произвольную и непроизвольную.
Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически без волевых усилий, без контроля со стороны сознания, отсутствует специальная цель что – то запомнить.
Произвольная память – ставится цель, что то запомнить, процесс требует волевых усилий.
По длительности различают:
1. сенсорную (непосредственную).

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... познавательную сферу - наглядное и логическое мышление, произвольное внимание и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения ...

Это примитивный процесс осуществляется на уровне рецепторов. Следы в сенсорной памяти сохраняются секунды. За это время решается вопрос, привлечет ли внимание эта информация высшие отделы мозга. Если не привлекла, то следы старой информации стираются и память заполняется новой информацией. Весь этот процесс идет на уровне подсознания.
2. кратковременная память характеризуется быстрым запоминание и кратким сохранением информации.
3. долговременная память похожа на архив. В ней информация подразделяется на рубрики для хранения более или менее длительное время.
Характеристики памяти
Скорость. Выделяют скорость заполнения и скорость воспроизведения. Заполнение происходит с разной скоростью. Здесь главный фактор – тип нервной системы, (сангвиник или холерик – высокая скорость, но не на долго, флегматик – замедленно, но на долго, меланхолик – с трудом)
Точность отражает способность человека точно сохранять и воспроизводить информацию. Точность зависит от типа нервной системы (сангвиник точно, флегматик и холерик не очень, меланхолик – медленно и с ошибками.)
Длительность – способность человека удерживать определенное время необходимую информацию

36.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Запоминание
Первоначальная форма запоминания — так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.
Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
Произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью.
Сохранение
То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.
Узнавание и воспроизведение
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).
Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.
Забывание
Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей.

2 стр., 580 слов

A. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведение прошлого опыта

... объективного мира 2. Процесс памяти, при котором активизируются запечатленные в прошлом мысли, образы, чувства, движения: a. Запоминание b. Воспроизведение c. Сохранение d. Забывание 3. Негативная ... Ориентации деятельности человека в окружающей среде   Память 1. Память это: a. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведение прошлого опыта b. Психический процесс отражения отдельных ...

37. Произвольное и непроизвольное запоминание
Непроизвольное запоминание — это естественное запоминание без постановки определенных целей. В непроизвольном запоминании проявляется тесная связь внимания и памяти. То, что попадает в поле внимания, непроизвольно запоминается.

На непроизвольное запоминание влияют: Необычность объектов, Действенное отношение к запоминаемому материалу, Уровень мотивации, Уровень эмоциональной окраски, которая сопровождает работу с материалом.
Произвольное запоминание — конкретная деятельность, где присутствует цель. Запоминание здесь теряет смысл без дальнейшего воспроизведения.
Здесь присутствует произвольное внимание, есть отбор, сортировка информации существенной и значимой.
Произвольное запоминание можно разделить на 2 вида :
* непосредственное запоминание — простое механическое запечатлевание, материал запоминается через повторение. Основной механизм здесь — ассоциации по смежности; в результате повторения запечатлевается материал, осознания здесь не присутствует.
* опосредованное запоминание — здесь подключается мышление, происходит перекодировка и раскодировка при воспроизведении. В данном случае строятся система различных, в частности смысловых, связей. При опосредованном запоминании могут устанавливаться несущественные связи, в отличие от мышления. Несущественные связи при запоминании носят инструментальный характер, они помогают воспроизвести материал.

38. Научение. Виды научения
Научение— приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций.
Существуют три вида научения, которые различаются по степени участия в них организма как целого.
1. Выработка реактивного поведения. В этом случае организм пассивно реагирует на внешние факторы.
а) привыкание — снижение восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю.
б) сенсибилизация — повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу.
в) импринтинг (запечатление) — установление связи между признаками объекта и поведенческим актом.
г) условный рефлекс — рефлекс (опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель), образующийся при сближении во времени первоначального индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс (наследственно закрепленную стереотипную форму реагирования на биологически значимое воздействие).
2. Выработка оперантного поведения (оперантное научение).
Если в случае реактивного поведения животный организм пассивен, то в случае оперантного- он активно взаимодействует со средой.
а) научение путем проб и ошибок.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Индивидуум, столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией, пытается разрешить ее различными способами.
б) формирование реакций.Общая закономерность этой разновидности научения та же, что и для предыдущей. Отличие же заключается в том, что подкрепляется не результат поведения в целом, а каждая отдельная реакция, ведущая к нужной форме поведения. Поэтому соответствующий способ обучения носит название «формирование поведения путем последовательных приближений».
в) научение путем наблюдения. Эта форма научения может осуществляться в двух формах:
— путем подражания модели;
— путем викарного научения.
Подражание — это вид научения, при котором субъект воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Следствием ранней формы научения является, в частности, перенятие ребенком от своих родителей эмоциональных реакций на некоторые ситуации или объекты.
Викарное научение — усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения.
3. Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами.

39.

Ассоциации, их виды и роль в организации памяти
Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определенными явлениями, предметами или компонентами.
Различают два рода ассоциа­ций:простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций 1.Ассоциация по смежности.Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
2.Ассоциация по сходству.Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
3.Ассоциация по контрасту.Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отноше­нии противоположные им, контрастирующие с ними.
Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действи­тельно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроиз­ведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.
Для образования ассоциации требуются повторения.

Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образо­вание ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.
В процессе онтогенеза каждый организм получает из внеш­ней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и вос­производит или использует в поведении.
Для работы мозга необходимы не только поступление инфор­мации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безус­ловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретае­мая в индивидуальной жизни организма в виде условных реф­лексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная.

40. Законы ассоциаций. Ассоциативные теории памяти
Четыре основных закона ассоциации:
1. Голос моего знакомого напоминает мне его лицо; буква а вызывает представление буквы б, представление молнии напоминает гром.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи ... в линейной структуре предложения. Классификация устных монологических высказываний по способу передачи информации или по способу изложения, основанная на лингвистическом подходе, позволяет выделить ...

Присмотревшись к этим примерам, нетрудно заметить, что все эти парные представления являются такими, предмет которых неоднократно воспринимался нами либо одновременно, либо один за другим, ведь б с л е д у е т з а а , в с л е д з а молнией обычно раздается грохот, а услышав голос человека, представляешь его лицо. В подобных случаях между ними как бы создается связь, проявляющаяся в том, что репродукция одного вызывает репродукцию второго (ассоциация смежности во времени).
2.Произнеся слово дом, мы вспоминаем дверь, луна вызывает представление звездного неба, квартира знакомого напоминает улицу, на которой он живет.
Ассоциативную связь и в этом случае создает смежность, но смежность в пространстве, поскольку дом и дверь, луна и звезды, квартира знакомого и улица по своему расположению являются смежными в пространстве (ассоциация смежности в пространстве).
3. Если между предметами представлений существует сходство, то между ними устанавливается ассоциативная связь, или, вернее было бы сказать, что схожие представления также репродуцируют друг с друга. Например, Александр Македонский напоминает Наполеона, так как оба были великими полководцами; сын напоминает отца, поскольку между ними, как правило, существует заметное сходство (ассоциация по сходству).
4.

И, наконец, одно представление репродуцирует другое и в том случае, когда их предметы контрастны друг другу: день и ночь, черное и белое, высокий и низкий, небо и земля (ассоциация по контрасту).
Приглядевшись ко всем этим четырем случаям ассоциации, тотчас же обнаружим, что здесь имеем дело с двумя различными категориями. В первых двух случаях ассоциативная связь устанавливается на основе последовательности представлений, причем качественная сторона представлений, их содержание не имеет никакого значения; то, что происходит вместе — будь то во времени или в пространстве, что бы это ни было, в конечном итоге ассоциативно увязывается между собой. Таков смысл первых двух законов.
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.

7 стр., 3067 слов

Валеология: цели, задачи и решения

... из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. 2.Цели, задачи и решения валеологии 2.1Общие цели и задачи валеологии Если рассмотреть распределение факторов риска при различных ... от других наук о здоровье 2.Цели, задачи и решения валеологии 2.1Общие цели и задачи валеологии 2.2Педагогическая валеология. Цели и задачи педагогической валеологии 2.3Решения валеологии Заключение Литература ...

Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза.В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов вдет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

41. Особенности представлений. Классификация представлений

Зрительные представления воспроизводят параметры объекта (форму, габариты, цвет).

Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к постоянным занятиям индивида. Например, архитектора идущего по городу, элементы архитектуры привлекают больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению.
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления всегда сопровождаются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает сокращение соответствующей группы мышц. Экспериментально показано, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными.
Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автомашин различных марок, имеющихся в стране, по мате. риалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным наблюдениям.
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли.

Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся априорной информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непроизвольным стимулом для появления образа представлении состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).
Представления памяти возникают на основе непосредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Так, образ друга детства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагментов образа, извлекаемого из долговременной зрительной памяти.
Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе привлечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находился в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, их рассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.

10 стр., 4895 слов

Стрессы и стрессовые ситуации

... его на борьбу с внешними отрицательными факторами. В состоянии стресса часто решения и действия каждого отдельного человека могут быть неадекватными и несостоятельными. Допускающий ошибку ... психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности. Экспериментально установлено, что у людей, которые находится в ...

42. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли
Мышление является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей.
Прагматический подход
В настоящее время при исследовании работы мышления психологи в основном используют прагматический, или спекулятивный, подход: мышление изучается не в целом как процесс переработки информации, а лишь в каком-то важном направлении. Чаще всего таким направлением оказывается изучение способностей мышления, то есть изучение интеллекта.
Под интеллектом понимается вся совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Иногда несколько суживают предметное поле, ограничиваясь отдельными умственными способностями; так появляются понятия «технический интеллект», «академический интеллект» и даже «творческий интеллект».
Философско-логический подход
Не следует забывать про подход к изучению мышления, значительно более древний, чем изучение интеллекта. Речь идет о философии и логике.

В общем-то можно утверждать, что началом научного изучения мышления является собственно появление термина «логика» в античные времена. Именно тогда было замечено, что наше мышление имеет закономерности. И эти закономерности можно изучать.
Когнитивно-кибернетический подход
С развитием математики, кибернетики и информационных технологий начали создаваться многочисленные информационные модели работы мышления. Общим для таких моделей является разделение работы мышления и вообще психического на блоки. Например это может быть «блок получения информации», «блок первичной обработки информации», «блок мышления», «мотивационный блок». Эти блоки обмениваются между собой информацией.
Как оказалось, многие специальные операции, применяемые в компьютерных программах, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Было бы, конечно, странным, если это было бы не так: все-таки очень во многом компьютерные программы создаются под впечатлением от возможностей человеческого интеллекта. Как бы там ни было, появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта.

43. Мышление в структуре познавательных процессов
В структуре познавательного процесса выделяют два основных уровня – чувственный и рациональный. На чувственной ступени познания мир познается с помощью органов чувств, на рациональной ступени основным инструментом познания становится мышление.
В рациональном познании ведущая роль принадлежит мышлению, которое можно определить как целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, генерирование новых идей, прогнозирование событий и действий. Мышление свойственно только человеку, как социальному и культурному существу и представляет собой самостоятельную способность, несводимую к чувственному познанию.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, фиксирующая общие закономерности, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений. Суждение – форма мышления, в рамках которого нечто утверждается или отрицается, в силу этого суждение может быть истинным или ложным. Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких суждений получается новое суждение.
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... средства решения задачи, в качестве которых выступают действие, образ и понятие. В соответствии с этим выделяют следующие виды мышления: Наглядно-действенное мышление, которое характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью действия, реального ...

44. Общепсихологические методы в изучении мышления: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, метод беседы
Метод наблюдения. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, можно многое узнать о мышлении Метод наблюдения сохраняет естественность проявлений мышления. Наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов: последовательность решений или нерешений задач, протокол речевого рассуждения. Могут быть использованы технические средства записи. Недостаток – не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности. Частично компенсируется длительностью наблюдения.
Метод эксперимента. Позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса, повторять условия изучения и накапливать статистические данные, варьировать условия и выявлять причинно-следственные отношения. Например, образование искусственных понятий, а также опыты, связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку. Примеры естественного эксперимента: ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании, нарушение работы мозга, изменяющее мыслительную деятельность человека. Экспериментально-клинический метод сочетает особенности эксперимента (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев).
Метод беседы. Позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка).

Это вспомогательный метод, используется для уточнения данных наблюдения и эксперимента, а также первоначального изучения испытуемого. Применяется также анкетирование. Открытые анкеты в большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать.

45. Субъект мышления. Мыслительная задача
Мыслительный процесс всегда формируется в деятельности, во взаимодействии субъекта с окружающим миром. Мышление актуализируется под влиянием цели, в условиях возникновения проблемы. Цель формирует мышление как деятельность. Разворачиваясь во времени, будучи непрерывным, оно проявляет себя как процесс, поскольку мыслит не именно мышление, а субъект, потребности, интересы, чувства которого выполняют мотивационную роль. Это означает, что мышление имеет личностный аспект. А. В. Брушлинский подчеркивает, что субъектом мышления является личность.
Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач. Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации.
Нахождение задачи и ее формулирование. С формулирования вопроса в проблемной ситуации и начинается процесс решения задачи. Такое формулирование вопроса является одним из наиболее сложных этапов в процессе решения задачи. Для формулирования вопроса нужно увидеть противоречивость проблемной ситуации, в той или иной форме сформулировать эти противоречия.
В процессе формулирования вопроса осознается то, что должно быть найдено, определено. Но при этом не менее важно достаточно четко выделить в проблемной ситуации исходные, известные данные, т. е. то, на что можно опереться, преобразовать, так или иначе использовать для нахождения неизвестного.
Выдвижение и анализ гипотез . Как успех решения задачи, так и создание благоприятных условий для развития мышления зависят от многообразия выдвинутых гипотез. Именно широкая вариативность гипотез позволяет с различных сторон, в различных системах связей рассмотреть один и тот же объект, найти наиболее правильный и экономичный путь решения. Выдвижение гипотез как бы предвосхищает будущую деятельность человека, позволяет предвидеть пути решения и возможные результаты, и поэтому приобретаемый человеком опыт выдвижения гипотез имеет существенное значение для развития прогнозирующей функции мышления.
Решение мыслительной задачи . Дальнейшая проверка оставшихся гипотез является третьим этапом решения задачи. И на этом этапе иногда возникает необходимость дополнительного уточнения условия задачи, получения какой-то новой информации, дальнейшего уточнения, переформулирования вопроса.
Проверка решения задачи . Здесь важно еще раз соотнести условия задачи, ее вопрос и полученные результаты. Процесс проверки решения важен еще и потому, что в ходе ее человеку удается переосмыслить задачу. Такое переосмысление оказывается возможным потому, что здесь главные усилия человека могут быть направлены не на то, как решать данную задачу, а на значение ее решения, на те следствия, которые могут возникнуть в результате решения задачи. В процессе проверки можно увидеть ту же задачу в другой системе связи, можно обнаружить новые, не решенные еще задачи

10 стр., 4988 слов

Понятие универсальных учебных действий

... Беляевой, Т.С. Жидкиной, Н.М. Конышевой, И.А. Неткасовой и др. Теоретическая часть Понятие универсальных учебных действий «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко ... цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры". Основные навыки, основывающие самореализацию личности у детей ...

46. Проблемные ситуации. Виды проблемных ситуаций
Проблемная ситуация 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы;
2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
А. М. Матюшкин, выделил три типа проблемных ситуаций:
1. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет закономерности предмета действия. В проблемных ситуациях этого типа нужно раскрыть новую закономерность, отношение и т.п., необходимые для объяснения некоторого явления или для доказатель-ства истинности определенного положения. Такие ситуации составляют большой класс теоретических проблемных ситуаций.
2. Проблемные ситуации, в которых неизвестное составляет способ действия. Примерами таких проблемных ситуаций являются многочисленные ситуации с заранее известной це-лью действий, составляющей вещь, состояние, процесс и т.п. Для разрешения таких про-блемных ситуаций необходимо найти новый способ достижения цели. Этот класс про-блемных ситуаций широко представлен как в различных видах профессиональной дея-тельности, так и в ситуациях обучения. В экспериментальных исследованиях мышления проблемные ситуации этого типа достаточно подробно описаны, например, для различных видов манипулятивных проблем («головоломок», «игр» и т.п.), в которых известны начальная и конечная ситуации, но неизвестны оптимальные способы преобразования начальной ситуации в конечную.
3. Проблемные ситуации третьего типа характеризуются тем, что неизвестное составляет условия действия. Они представлены широким классом ситуаций, возникающих на раз-личных этапах тренировки действия, когда способ действия известен, но еще неизвестны общие условия, определяющие структуру его психической регуляции. Специальными случаями таких ситуаций являются ситуации, возникающие, например, в процессе форми-рования речевых, математических, сложных профессиональных навыков.

47. Этапы процесса мышления
1этап, осознании проблемной ситуации. Этот этап оказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек.
2этап, формулировке задачи.
Это означает, что в данных условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель).
3этап разработка стратегии решения задачи, общей схемы решения.
Задача решается различными способами, выбор которых обусловлен условиями задачи и интеллектуальными возможностями субъекта. Если решаемая задача предполагает знание правил, то это означает включение в общую структуру еще двух этапов. На первом необходимо определить то правило, которое будет использовано, а на втором — применить данное общее правило к конкретным, частным условиям.
В ходе разработки общей схемы решения задачи появляется гипотеза или несколько гипотез, но возникают они не всегда последовательно, и на любом этапе мыслительного процесса. Существуют следующие способы выдвижения гипотез:
а) сначала формулируются все возможные гипотезы, а затем в ходе проверки отбрасываются ложные;
б) гипотезы выдвигаются и проверяются последовательно, по одной;
в) в результате бессистемности действий (азарт) ни одна из гипотез не доводится до конца;
г) гипотезы не формулируются, а идет поиск случайного решения.
Определив стратегию, переходят к выделению частных операций, последовательность которых необходимо строго соблюдать. Цепь последовательных операций приводит к определенному результату.
4этап сравнение результата с исходным условием. В том случае, если результат соответствует условию, задача считается решенной. Если же такого соответствия нет, действие начинается снова, пока нужное согласование результата с исходным условием не будет достигнуто.

48. Мышление как форма познавательной деятельности

Задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.
В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Важно отметить еще две особенности мышления:
1) связь с действием. С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его.»;
2) связь с речью. Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:
1.собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;
2.мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем – системой знаков, в том числе устной и письменной речью.
4.понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;
4. мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т. е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

49. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта
Основные положения подхода Выготского к проблеме эмоций сводятся к следующему.
1. Эмоции развиваются. Исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития.
2. Существует связь между аффектом и интеллектом. «Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта». Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня — аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1/ по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2/ в направлении изменения характера динамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления.
3. Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется, в частности, в том, что: 1/ «во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее» ; 2/ сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания. По Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс, «движение через целый ряд внутренних планов».
4. В патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания, сколько патологическое изменение их соотношения.
5. Выготский выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску «обходных путей развития» в случае наличия врожденного дефекта.
6. Важную роль в развитии эмоциональной сферы человека играет деятельность. Деятельность может оказывать влияние опосредованно (в деятельности развивается в первую очередь мышление, что в свою очередь вызывает изменения в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.
7. Развитие аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении осознания.
8. «Всякая эмоция есть функция личности»

50. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления
в качестве исходного факт неоднородности любого предметного действия: в результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась Я.А. Пономаревым в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения его цели»
В исследованиях взаимоотношения прямого и побочного продуктов действия проведена конкретизация представлений о мышлении как «ориентировке», с которой связано выделение собственно психологического аспекта исследования. Дифференцируются ориентировка, опирающаяся «на отражение прямого продукта действия», и ориентировка, опирающаяся «на отражение побочного продукта». В первом случае испытуемый уверен в успехе решения задания и всегда способен дать правильный отчет в своих действиях. Успех ориентировки не зависит ни от повторений «подсказки», ни от того интервала времени, который разделяет «подсказку» и выявляющее ее эффект задание. Во втором же случае отсутствует какая-либо уверенность в успехе; абсолютно необходима чувственная основа; испытуемые не могут обосновать свои действия, более того, такая задача нарушает нормальный ход ориентировки; совершенство ориентировки оказывается зависимым от числа повторений «подсказки», ориентировка разрушается, если интервал между «подсказкой» и выявляющим ее заданием оказывается продолжительным. Перевод отражения побочного продукта на место прямого трактуется как переориентировка. Следовательно, мышление выступает не только как «ориентировка», имеющая качественно различные формы, но и как «переориентировка».

51. Понятие интеллекта и интеллектуальных способностей
Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.
Интеллект — это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага. Обратите внимание, что под это определение подпадают и устройства, обладающие искусственным интеллектом. Интеллект может актуализироваться только в информационном пространстве. Каждый вид деятельности формирует свое информационное пространство. Способ образования его и использования строится по принципам организации интеллекта. Принципы организации вложения новой информации в информационное пространство, способы хранения и воспроизводства также соответствуют особенностям работы интеллекта, а именно — организации памяти. Поэтому информационное пространство есть и интеллектуальное пространство, потому что в нем уже заложены принципы планирования, организации использования и поэтапного контроля для достижения цели.
Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у Homo sapiens выделило его из мира животных и стаю началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких, как способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д.
Различное содержание деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта здесь является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.
Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

52. Исследование творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии

К сожалению, мало кто из отечественных психологов посвятил себя творческому мышлению. Крупнейшим исследователем этой области психологии считается Я.А.Пономарев. Книга Я.А.Пономарева «Психология творчества» – это своеобразное противопоставление работам зарубежных когнитивистов. В этой книге впервые освещается его концепция, в которой говорятся, что существует две модели действительности: первичная (знаковая) и вторичная (объектная и субъектная).

Объектная и субъектная модели – это принципиально различные этапы взаимодействия субъекта и объекта. Именно разность между этими этапами и предлагается Я.А.Пономаревым для рассмотрения в качестве структурной единицы мышления. Существует такое понятие, как СДУ – способность действовать в уме, которая выделяет человека, как существо, качественно отличное от животного. То есть человек способен предварительно составить внутренний план, рассмотреть несколько вариантов решения какой либо задачи, выбрать наиболее оптимальный, и уже тогда действовать. Для примера, при решении нетворческой задачи, личность использует уже готовые логические схемы, как бы начинает подъем с высшей ступени лестницы, а при решении творческой – начинает с самого начала, поочередно проходя каждую ступеньку. То есть механизм интеллекта человека представляется Я.А.Пономаревым в виде своеобразной лестницы, где структурными уровнями является вышеописанные ступени, через которые человек проходит при решении задачи. Так же, Я.А.Пономарев говорит о необходимости разработки методов стимулирования и управления творческой деятельностью, так как именно она – двигатель прогресса
Исследование творческого мышления в зарубежной психологии. Ассоцианистский подход. Все когнитивные процессы объяснялись через элементы связи между элементами (собственно, ассоциации) . Тем не менее, ассоциативная психология не могла объяснить творческое мышление, так как признавала лишь сознательное мышление, а творчество общепризнанно основывалось на бессознательном (в частности на интуиции).

Но, не смотря на это, ассоцианисты все же внесли свой вклад в развитие психологии творчества. Установленные ими законы ассоциаций дают возможность понять, почему прежний негативный опыт может помешать подойти к решению задачи творчески. Кроме того, нужно отметить, что эти законы послужили основой методу гирлянд случайностей и ассоциаций, помогающий личности начать мыслить творчески.

53. Понятие. Виды понятий
Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам
• конкретные и абстрактные;
 • положительные и отрицательные;
 • соотносительные и безотносительные;
 • собирательные и несобирательные.
 Конкретное понятие – понятие отражающее сам предмет или явление, обладающее относительной самостоятельностью существования (алмаз, дуб, юрист).

Абстрактное понятие – понятие, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов (твердость, долговечность, компетенция).
Положительное понятие – понятие, в котором отражается наличие у предмета мысли какого-либо свойства, качества («металл», «живое», «действие», «порядок»).

Отрицательное понятие – понятие, характеризующее отсутствие у предмета мысли какого- либо качества, свойства. Такие понятия в языке обозначаются с использованием отрицательных частиц («не»), приставок («без-» и «бес­-») и др., например «неметалл», «неживое», «бездействие», «беспорядок».
Соотносительное понятие – понятие, неизбежно предполагающее существование другого понятия («родители» – «дети», «учитель» – «ученик»).

Безотносительное понятие – понятие, в котором мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, отдельно от других: «природа», «растение», «животное», «человек».
Собирательное понятие – понятие, соотносимое с группой предметов в целом, но не соотносимое с отдельным предметом из этой группы. Например, понятие «флот» обозначает совокупность судов, но не применимо к отдельному судну, «коллегия» состоит из отдельных лиц, но один человек – не коллегия. Несобирательное понятие – относится не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «дерево» – это и вся совокупность деревьев вообще, и береза, сосна, дуб – в частности, и данное конкретное дерево – в отдельности.