Развитие личностных качеств.

Требования профстандарта педагога

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи: Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности. Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций. Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей. Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы?

Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий).

В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника. Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г.) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики. Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

Образование.

1.Каждый учитель должен:

· Иметь высшее образование.

· Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности.

5 стр., 2118 слов

К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения

... в школах. В опубликованном проекте Стандарта образования говорится, что Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися ... сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ... - Демидова И.И., канд. соц. наук, социальный педагог, СОШ № 1273. Полагаем, что эти методики, как ...

· Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения.

· Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности.

· Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами.

· Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.

Воспитательная работа.

В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан:

· Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.

· Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения.

· Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся.

· Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т. п.

· Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.

Развитие личностных качеств.

Педагог должен:

· Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения.

· Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении.

· Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее.

· Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы.

· Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе № 147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения:

ü Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация.

ü Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога.

ü Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника.

Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, преподавателям и т. д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:

Наименование профстандарта Возможные наименования должностей Утверждающий документ
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) · Воспитатель · Учитель Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) · Психолог · Педагог-психолог · Психолог образовательной организации Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н
Педагог дополнительного образования детей и взрослых · Педагог дополнительного образования; · Старший педагог дополнительного образования · Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель · Методист · Педагог-организатор Приказ Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н

То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.

Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику:

· Действия.

· Умения.

· Знания.

Профессиональный стандарт педагога общего образования

Основное среднее и общее образование являются основной частью всего школьного образования. Обучаемый в данный момент переживает сложный период трансформации — подростковый возраст, когда совершается переход от детского возраста ко взрослой жизни. В этот период обучения формируются все основные морально-психологические качества человека. Поэтому данный период обучения и воспитания крайне важен с точки зрения формирования целостной, зрелой личности. Профстандарт учителя среднего и основного общего образования обязывает специалиста обладать целым рядом специфических знаний и умений.

Профессиональный стандарт педагога основного общего образования определяет следующий круг умений.

Учитель должен быть способен:

· Формировать у воспитанника общечеловеческие представления о культуре, морали.

· Помогать формированию у подростка правильную картину окружающего мира и правильно определить своё место в нём.

· Правильно производить анализ эффективности различных форм обучения ребёнка с тем, чтобы определять наиболее эффективную методику.

· Правильно планировать образовательный процесс как для целого класса, так и для отдельной группы учеников, конкретного ученика.

· Организовывать предметные олимпиады, турниры, конференции и прочие подобные развивающие мероприятия.

Для корректного и правильного выполнения этого учитель должен обладать основными общими познаниями в таких дисциплинах как:

Ø Педагогика.

Ø Психология.

Ø Детская возрастная физиология.

Ø Детская гигиена.

Ø Методики преподавания.

Также учитель общего образования должен в достаточной степени обладать актуальными методиками воспитательной работы, методиками обучения и быть знакомым с технологиями отдельного подхода к обучающимся с учётом психологических, возрастных, половых особенностей детей подросткового возраста.

Профстандарт педагога начального общего образования

Поскольку работа учителя начальных классов имеет особую специфику, то и в требованиях к этой специальности отведена отдельная глава.

Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки:

· Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной.

· Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения общеобразовательной программы.

· Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы.

· Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими специалистами с целью корректировки его учебного развития.

· Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы.

· Также стандарт учителя начальных классов обязывает:

· Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста. Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа.

· В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания.

Не так давно введённая в школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов.

Согласно стандарту педагог-психолог

· должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования.

· При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса.

· По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания. Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками.

· Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается.

· Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса.

· Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых — в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми.

Стандарт директора школы

Особенно хочется остановиться на профстандарте директора образовательного учреждения. К лету 2016 года профстандарт руководителя образовательного учреждения не принят, несмотря на то, что его разработка идёт с 2013 года. Ввести этот норматив планировалось ещё в 2015 г., но к настоящему моменту он так и не введён. Связано это с тем, что единый стандарт для руководителя в сфере образования вряд ли возможно выработать. Слишком разные компетенции и трудовые обязанности у таких руководителей, как директор детского сада и ректор университета с десятком факультетов и филиалов. В данный момент идёт доработка нормативов, а окончательное принятие свода требований к директору образовательной организации ожидается к концу 2016 года. Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector