Развитие личности подростка

Вопрос

Подростковый возраст – это этап завершения детства, переходный период к взрослой жизни. Его диапазон располагается между 10-11 и 14-15 годами. Как правило, это период, так называемой, средней школы.

С одной стороны, это уже не дети в очевидном психологическом смысле:

  • игра перестает быть ведущим видом деятельности;
  • дети активно интересуются миром взрослым, осознают себя его частью;
  • наблюдаются физические изменения.

А с другой стороны, подростки проявляют определенную инфантильность, неспособны брать на себя ответственность, проявляют нестабильность в поведении.

Поведение подростков демонстрирует особенности и более старшего (взрослого), и более развития речи детей младшего возраста">младшего возраста. Отсюда и название этого возраста – подростковый.

Подростковый период имеет ряд специфических особенностей, уходящих от привычного понимания «нормального» поведения. Однако не стоит принимать любые особенности за проявление нормы. Этот возраст нуждается в особенном контроле со стороны взрослых предмет нарушений психического развития.

Особенности психики и поведения подростков

Психика подростка имеет переходную форму от детской к взрослой. Это оказывает влияние на особенности поведения. По-прежнему сохраняются черты, характерные для младшего возраста и проявляются черты, как кажется подростку, присущие взрослым:

  1. Реакция отказа: от выполнения обязанностей, привычных контактов, послушания.
  2. Реакция протеста: противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение общепринятых правил, нелепые поступки.
  3. Реакции имитации и анти-имитации: подражание кому-либо. Обычно это присуще детскому возрасту, но подростки подражают своим кумирам (актерам, певцам, кому-то из старших ребят), либо демонстрируют поведение, противоположное желаемому.
  4. Реакция компенсации и гиперкомпенсации – стремление восполнить свою несостоятельность в какой-либо области успехами в другой деятельности, либо, напротив, желание любыми путями доказать свою состоятельность.
  5. Реакция эмансипации – желание выхода из-под опеки взрослых (уехать, начать жить самостоятельно).
  6. Реакция группирования – стремление к образованию спонтанных групп по определенным интересам.
  7. Реакция увлечения – стремление к познанию себя, раскрытию своих способностей, пробы своих сил в разных областях: творчество, спорт, азартные игры, асоциальное поведение, психоактивные вещества, религиозные убеждения.
  8. Реакции сексуального влечения – интерес ко всему сексуальному, ранняя половая жизнь, эротика.

Психологические новообразования подросткового возраста

Особенности психики подростка во многом обусловлены физиологическими изменениями, называемыми половым созреванием. Организм ребенка меняется в корне по направлению к взрослой структуре.

7 стр., 3401 слов

Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее ...

... и ее отражение в психологических особенностях возраста В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей. Сокращается период активности доминирующего ... необходимости использовать анкеты, игры. Увеличивается латентный (скрыгтый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу ...

Поэтому психологическими новообразованиями можно считать целый ряд компонентов:

  • появление формально-логических операций – видов мыслительной деятельности без акцента на эмоции, с использованием целого ряда понятий;
  • избирательность восприятия – подросток часто слышит, видит и чувствует то, что ему действительно интересно или нужно;
  • способность к переключению внимания и действий;
  • опосредованность памяти логическими операциями;
  • формирование самооценки;
  • способность к самоанализу и саморегуляции;
  • самостоятельность.

Развитие личности подростка

Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к различным видам деятельности, активность) подростки зависимы от индивидуальных особенностей. Не может застенчивый ребенок стать в подростковом возрасте наглым и уверенным, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и это возможно.

Подростковый период – это возраст интенсивного развития личности. Большинство психологов определяют две группы условий становления личности подростка:

  • благоприятные, способствующие позитивному развитию компонентов личности подростка;
  • негативные, направленные на разрушение имеющихся позиций личности.

Важное значение в развитии личности играет подростковый кризис, который можно определить как ломку всей системы переживаний ребенка, содержания личности и структуры. Кризисный период воспринимается взрослыми как трудновоспитуемый.

Причина этого в стремлении подростка не принимать на веру все педагогические идеалы. Само понятие идеала меняется в корне. Призывы к справедливости и добру меняются осознанием значимости денег и богатства. Стремление к интеллектуальному развитию и образованию может смениться другими жизненными эталонами.

При всей сложности подросткового периода, нужно отметить что, подростковый возраст — это гибкий период. В это время возможна коррекция личностных особенностей и даже психических отклонений, при условии правильной их диагностики и своевременном обращении к специалисту.

10 стр., 4542 слов

5.Теории подросткового кризиса. Становление личности в подростковом ...

... юношеского кризиса влияют итоги развития в подростковом возрасте. Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет ... социальная ситуация развития. Ситуация характеризуется появлением направленности личности, внутренней позиции личности. Социум адресует подростку взрослость (Божович), так как есть культурный стереотип. ...

 

Вопрос