Разделы курса

Задачи курса.

В задачи курса входит ознакомление студентов с основными классическим и современным психоаналитическим теориям этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии, а также с общими принципами диагностики и психотерапии широкого класса так называемых «личностных расстройств».

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс читается для старшекурсников, прослушавших курсы «Психология личности», «Основы психиатрии», «Патопсихология» и его можно охарактеризовать как проблемный, вводящий слушателей в множественность психоаналитически ориентированных парадигм и моделей личностных расстройств позиций и стратегий клинициста в контексте психодиагностической и психотерапевтической работы с такими расстройствами.

Требования к уровню освоения курса.

Прослушав данный курс студенты должны усвоить основные понятия курса, логику их исторического развития и современного применения в исследовательской, диагностической и психотерапевтической практике.

 

II. Содержание лекционного курса.

 

Разделы курса.

1. Введение. “Личность” и “патология”.

2.Личностные расстройства и проблемы психического развития.

3.Основные психоаналитические модели (языки) описания личностного опыта и психопатологии.

4.Характеристика основных форм и уровней личностной патологии.

5. Вопросы диагностики личностных расстройств.

6.Психотерапия личностных расстройств.

Темы и краткое содержание.

 

В курсе разбираются следующие темы:

1. Введение. “Личность” и “патология”. Проблема терминологической адекватности. Понятия “личностные расстройства”, “личностные психопатологии”, “расстройства характера”, “аффективные расстройства”, нарушения поведения” и др. Представления о структуре характера и личности в психоанализе. Медицинская и психологические модели личностной психопатологии. “Профессиональная” и “поэтическая” установки. Проблема критериев «патологичности» личностной сферы. Общие критерии: статистическое, социальное, медицинское и юридическое определения. Частные критерии: госпитализация, психиатрический диагноз, субъективное состояние, объективные манифестации. Проблема “нормальной” личности. Нормальность как: доступность и пригодность для психоанализа (З.Фрейд).

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... гипотиреозе, нарушения сексу­ального поведения при дисбалансе половых гормонов). Название расстройства Характер проявления Пиромания Стремление совершать поджоги Клептомания Патологическое воровство ... Трансвестизм Стремление носить одежду противоположного пола Парафилии, в том числе: Расстройства сексуального предпочтения фетишизм Получение сексуального удовлетворения от созерцания пред­ ...

Нормальность как индивидуация (К.Юнг).

Нормальность как интеграция (А.Фрейд), Нормальность как “здоровый нарциссизм” (О.Кернберг).

Модусы личностной психопатологии. Аффективный модус, личностная структура. Модель внутреннего конфликта и психического дефицита. Феноменологический, телеологический и этиологический подходы. Плюрализм и эклектика.

2. Личностные расстройства и проблемы психического развития. Классическая теория психосексуального развития как основа психоаналитической концепции психопатологии (З.Фрейд, К.Абрахам).

Фазы и стадии развития либидо и агрессии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная фазы. Источники, цели и сила либидо. Выбор объекта. Роль фиксации и регрессии в формировании психопатологии.

Модификации классической теории развития и концепции психических расстройств в эго-психологии (А.Фрейд, Х.Хартманн и др.) и в теории объектных отношений (М.Кляйн, В.Р.Фэйбэйрн, Д.Винникотт, В.Бион, Т.Огден).

Понятие «позиции» в теории объектных отношений. Представления о депрессивной, параноидно-шизоидной и аутистическо-сенсорной позициях. Соотнесение этих позиций с фазами психосексуального развития.

Современные психоаналитические концепции развития личности: теория сепарации-индивидуации (М.Малер), теория привязанности (Д.Боулби), периодизация развития интернализованных объектных отношений (О.Кернберг), концепция трансформации нарциссизма и развития «Я»-структуры (Х.Кохут).

Психоаналитически ориентированные исследования развития ребенка (Р.Спитц, М.Малер, Д.Стерн, Л.Сэндер, Б.Биби и др.).

Влияние исследований детского развития на клиническую практику. Проблема соотносимости моделей «дитя-мать» и «пациент-клиницист». Роль «момента» и «фона» в нормальном и патологическом развитие личности.

3. Основные психоаналитические модели (языки) описания личностного опыта и психопатологии. Психология влечений (3.Фрейд, К.Абрахам, С.Ференци).

Эго-психология (А.Фрейд, Х.Хартманн).

Теория объектных отношений (М.Кляйн, В.Р.Фэйрбэйрн, В.Бион, М.Балинт, О.Кернберг), психология «Я» (Х.Кохут).

Интерперсональная теория (Х.С.Салливэн).

Интерсубъективный подход (Д.Гринберг, С.Митчел, Р.Столороу, И.Хоффман, Т.Огден).

Специфика и соотносимость основных психоаналитических языков друг с другом и с многообразными формами личностных расстройств.

4. Характеристика основных форм и уровней личностной патологии. Феноменологическая парадигма. Структурно-динамическая парадигма. Понятие структуры и личностной организации в психоанализе.

Представления о континууме личностной психопатологии. Расстройства «высокого» и «низкого» уровней.

Симптоматические неврозы. Актуальные неврозы и психоневрозы. Применение топографической и структурной моделей в классической теории неврозов. Обсессивно-компульсивный невроз, истерический и фобический неврозы. Этиология, специфика интерсистемного конфликта, особенности функционирования эго, суперэго, влечений, преобладающие защиты и механизмы симптомообразования. Формы невротического переноса. Трансферентный невроз. Классические и современные клинические иллюстрации.

2 стр., 523 слов

Расстройства личности ПЗ№3-4

... тесты и оценка объектных отношений. Пиктографический профиль. Личностные расстройства и динамика отношений «пациент-клиницист». Динамика переноса в зависимости от типа и уровня расстройства личности. Варианты контрпереноса. Широкое ... ред. Б. Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 2006. - 960с. (Серия «Национальная библиотека»). Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. - М: Педагогика-Пресс, 1993. - ...

Неврозы характера и расстройства характера высокого уровня. Личностный стиль и структура характера с точки зрения эго-психологии. Представления об эго-стиле, стиле суперэго, характерологических защитах, когнитивном и интерперсональном стиле. Эго-синтоничность и эго-дистоничность патологических черт характера. Истерическая личность, обсесивно-компульсивная личность, депрессивная и мазохистическая личность. Специфика переноса. Клинические иллюстрации.

Нарциссические расстройства личности. Основные теории нарциссизма (З.Фрейд, Х.Кохут, О.Кернберг).

Нарциссические расстройства и парафрения, нарциссические и пограничные расстройства личности, нарциссические расстройства и неврозы, первичный и вторичный нарциссизм, «здоровый» нарциссизм. Этиология, условия формирования, структура и динамика нарциссической организации личности. Понятие «грандиозной», «фальшивой», «хрупкой» Я-структуры. Клинические манифестации реального и грандиозного «Я». Роль агрессии, депрессии и маниакальных защит при нарциссических расстройствах. Преобладающие защиты и особенности межличностных отношений. Варианты нарциссического переноса — зеркальный, двойниковый и идеализирующий перенос.

Пограничные личностные расстройства. Соотношение терминов “пограничная организация личности”, “пограничное состояние”, “пограничные расстройства”, “псевдоневротическая шизофрения”, “амбулаторная шизофрения” и т.д. Описание симптоматики. Этиология, условия развития, структура и динамика пограничной организации личности. “ Диффузная” идентичность, использование примитивных защит. Расщепление, проективная идентификации, примитивная идеализации и обесцениваниие, Понятие и оценка уровня проверки реальности. Специфика объектных отношений и переноса при пограничных расстройствах. Варианты пограничной личностной патологии: шизоидная, шизотипальная, инфантильная, истероидная, антисоциальная личность. Личностная организация при сексуальных перверзиях. Клинические иллюстрации.

Психотическая организация личности. Функциональные и органические психотические расстройства. Вероятные причины, условия развития, структура и динамика личности, фрагментация идентичности, преобладание расщепляющих защит, нарушение проверки реальности. Специфика объектных отношений и переноса. Психотическая регрессия и трансферентный психоз. Клинические иллюстрации.

 

5. Вопросы диагностики личностных расстройств. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики. Структурная диагностика — оценка организации идентичности, уровня защитных механизмов и проверки реальности (О.Кернберг, С.Ахтар).

Основные цели и средства. Психоаналитической диагностики. Различные версии оценочного интервью, первичное диагностическое интервью, структурное интервью. Использование психологических тестов в диагностике личностных расстройств. Проективные тесты и оценка объектных отношений. Пиктографический профиль.Личностные расстройства и динамика отношений «пациент — клиницист». Динамика переноса-контрпереноса в зависимости от типа и уровня расстройства личности. Варианты контрпереноса. Широкое и узкое понимание контрпереноса. Реалистический и патологический контрперенос. Условия использования контрпереноса в клиническом процессе. Проективная и интроективная идентификация в системе «пациент-клиницист». Значение супервизорского наблюдения. Приемы внутренней супервизии.

4 стр., 1762 слов

Типичные убеждения, связанные с каждым из расстройств личности, ...

... до 100 баллов.   Типичные убеждения, связанные с каждым из расстройств личности, они помогут психотерапевту наметить основные убеждения для психотерапевтического вмешательства 1. Я социально непригоден и нежелателен ... я. 14. Я имею все основания надеяться на большое будущее. VII. Гистрионное расстройство личности 1. Я интересный, привлекательный человек. 2. Чтобы чувствовать себя счастливым, я ...

6. Психотерапия личностных расстройств.

Проблема выбора адекватных психотерапевтических моделей и организации «терапевтического пространства». Общие цели и задачи психотерапии. Показания и противопоказания к применению различных форм психоаналитической терапии. Психоанализ, психодинамическая, экспрессивная, поддерживающая психотерапия. Варианты терапевтического контракта и сеттинга. Модификация технических приемов: время, стиль, дозировка интерпретаций, применение поддерживающих и укрепляющих «эго» интервенций.

Специфика «терапевтической среды» в индивидуальной и групповой психотерапии пограничных расстройств личности. Характеристика индивидуальной, диадической и групповой динамики. Структура и динамика внутренних и внешних границ, феномены внутриличностной и групповой фрагментации, «зеркального отображения». Проекция, интроекция, интра и интерперсональные защиты.

Билеты к экзамену по курсу специализации “Личностные расстройства”.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. История развития представлений о структуре характера и личностной организации в психоанализе.

2. Проблема субъективного переживания пространства и времени при пограничных личностных расстройствах.

3. Соотношение и динамика взаимодействия уровней личностной организации при невротических, пограничных и психотических расстройствах.

1.Представления о континууме личностной психопатологии. Расстройства «высокого» и «низкого» уровней.

2 Симптоматические неврозы. Актуальные неврозы и психоневрозы.

3. Структурно-динамическая характеристика oбсессивно-компульсивныго невроза.

4. Структурно-динамическая характеристика истерического невроза.

5. Структурно-динамическая характеристика фобического невроза.

6.Сравнительная характеристика истерического, обсессивного и фобического неврозов.

7. Неврозы характера и расстройства характера высокого уровня.

8. Сравнительная характеристика истерического невроза и истероидного расстройства личности.

9. Основные течения в психоанализе. Теория влечений.

  1. Основные течения в психоанализе. Эго-психология.
  2. Основные течения в психоанализе. Психология «Я» (self psychology).
  3. Основные течения в психоанализе. Теория объектных отношений.
  4. Нарциссические расстройства личности. Основные теории нарциссизма (З.Фрейд, Х.Кохут, О.Кернберг).
  5. Роль агрессии, депрессии и маниакальных защит при нарциссических расстройствах.
  6. Пограничные личностные расстройства. Этиология, условия развития, структура и динамика пограничной организации личности.
  7. “Диффузная” идентичность, использование примитивных защит. Расщепление, проективная идентификации, примитивная идеализации и обесценивание, Понятие и оценка уровня проверки реальности.
  8. Варианты пограничной личностной патологии: шизоидная, шизотипальная, инфантильная, истероидная, антисоциальная личность. Клинические иллюстрации.
  9. Психотическая организация личности.
  10. Вероятные причины, условия развития, структура и динамика «психотической» личности.
  11. Психотическая регрессия и трансферентный психоз. Клинические иллюстрации.
  12. Основные цели и средства психоаналитической диагностики личностных расстройств.
  13. Структурная диагностика — оценка организации идентичности, уровня защитных механизмов и проверки реальности (О.Кернберг, С.Ахтар).

    9 стр., 4434 слов

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

    ... медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Предпосылки создания психоанализа Своих больных Фрейд лечил ... свободных ассоциаций» С.12 «Окраска» работ Фрейда С.12 Основные труды Фрейда С.13 Заключение С.15 Список литературы С.15 ... (фобиях), потере чувствительности, отвращении к пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах и др. Применяя легкий гипноз ...

    Основные цели и средства психоаналитической диагностики.

  14. Личностные расстройства и проблема выбора адекватных психотерапевтических моделей и организации «терапевтического пространства».
  15. Классическая теория психосексуального развития как основа психоаналитической концепции психопатологии (З.Фрейд, К.Абрахам).
  16. Модификации классической теории развития и концепции психических расстройств в эго-психологии (А.Фрейд, Х.Хартманн и др.) и в теории объектных отношений (М.Кляйн, В.Р.Фэйбэйрн, Д.Винникотт, В.Бион, Т.Огден).
  17. Понятие «позиции» в теории объектных отношений. Представления о депрессивной, параноидно-шизоидной и аутистическо-сенсорной позициях. Соотнесение этих позиций с фазами психосексуального развития.
  18. Современные психоаналитические концепции развития личности.

“Личность” и “патология”. Проблема терминологической адекватности.

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ:

IV. Форма итогового контроля: экзамен /зачет.

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса:

1. Рекомендуемая литература (основная):

 

1. Балинт, М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. М., «Когито-Центр», 2002.

2. Винникотт, Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследования первого “не-я”-предмета. В: Антология современного психоанализа (под. ред. А.В.Россохина).

Т.1. М., ИПРАН, 2000, с.186-201.

3. Кадыров, И.М. О невротических и психотических аспектах личности и их взаимодействии в психоаналитической психотерапии. Московский психотерапевтический журнал. 1996, №2, с. 26-52.

4. Кадыров, И.М. “Двойник” Ф.М. Достоевского: попытка психоаналитической интерпретации. Московский психотерапевтический журнал, 2002, №1, с.120-140.

5. Кадыров, И.М. Удостоверение личности Нарцисса. Обсуждение доклада А.В.Казанской. Московский психотерапевтический журнал, 2002, №2, с.74-82.

6. Казанская, А.В. Удостоверение личности Нарцисса (к вопросу о проявлениях нарциссизма при тяжелых расстройствах личности).

Московский психотерапевтический журнал, 2002, №2, с.59-73.

7. Каплан, Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. Из синопсиса по психиатрии. М., Медицина, 1994, т.1,2.

8. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., «Класс», 1998.

9 стр., 4411 слов

Основной энергией, мотивирующей поведение человека, с точки зрения ...

... может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне: взаимоотношений между клиентом и психотерапевтом Среди условий формирования психотерапевтических отношений между консультантом и клиентом К. ... рассогласованность между его переживаниями и Я-концепцией Среди условий формирования психотерапевтических отношений между консультантом и клиентом, предложенных К.Роджерсом имеется одно из ...

9. Кернберг, О. Отношения любви. Норма и патология. М., «Класс», 2000.

10. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М., «Класс», 2000.

11. Кляйн, М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., Б.С.К., 1997.

12. Кляйн, М., Айзекс, и др. Развитие в психоанализе. М., “Академический проект”, 2001.

13. Кохут, Х. Восстановление самости. М., «Когит-Центр», 2002.

14. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М. “Высшая школа”, 1996.

15. Лэйнг, Р.Д. «Я» и Другие. М., «Класс», 2002.

16. МакДугалл, Дж. Тысячеликий Эрос. Психоаналитические и исследования человеческой сексуальности. СПб., ВЕИП, 1999.

17. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М. “Класс”, 1998.

18. Огден, Т. Мечты и интерпретации. М., «Класс», 2001.

19. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб., ВЕИП, 1995.

20. Райх В. Характероанализ. Москва «Республика», 1999.

21. Сандлер, Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. М., Смысл, 1995. Екатеринбург, “Деловая книга”, 1998.

22. Тайсон, Ф., Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития.

23. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. 1 и 2 тт. М. “Прогресс”, 1996.

24. Томэ, Х., Кэхеле, Х. Современный психоанализ. Исследования. СПб., ВЕИП, 2001.

25. Тахкэ, Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М., Академический проект, 2001.

26. Урсано, Р., Зонненберг, С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое научное руководство. РПА, 1992.

27. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., Педагогика- Пресс, 1993.

28. Фрейд, 3. Толкование сновидений. Киев, Здоровье, 1991.

29. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности: три главы к теории полового влечения; о нарцизме; об особом типе «выбора объекта» у мужчины; об унижении любовной жизни; инфантильная генитальная организация. Очерки по психологии сексуальности. М.,1989.

30. Фрейд, З., Характер и анальная эротика. Психоаналитические этюды. Минск, Беларусь, 1991.

31. Фрейд, З. Из истории одного детского невроза. Там же.

32. Фрейд, З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. Там же.

33. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия. Основные психологические теории в психоанализе. М.- Пг., 1923.

34. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., Прогресс, 1993.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Арутюнян, М.Ю. “Маленький Ганс” как случай семейной терапии. Московский психотерапевтический журнал. 1996, №2, с. 92-102.

2. Белл, К. Мать и дочь — трудное равновесие. Московский психотерапевтический журнал. 1998, №1, с. 12-30.

3. Кадыров, И.М. Психодрама и психоанализ: Два театра для психической драмы. Московский психотерапевтический журнал. 1996, № 1, с.5-20.

4. Кейсмент, П. Обучаясь у пациента. Воронеж.НПО, Модэк,1995.

5. Столороу, Р., Брандшафт, Б., Атвуд. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., “Когито-Центр”, 1999.

6. Akhtar S. (1995) Quest for Answers. A Primer of Understanding and Treating Severe Personality Disorders. NJ: Jason Aronson.

26 стр., 12767 слов

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р. Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения ...

7. Fairbairn W.R.D. (1984) Psychoanalytic Studies of the Personality, London and New York: Routledge.

8. Joseph, B. (1989/1994) Psychic Equilibrium and Psychic Change. London: Routledge.

9. Kernberg O.F. (1975/1985) Borderline Conditions and Pathological Narcissism. Northvale, New Jersey, London: Jason Aronson Inc.

10. Kohut H. (1971) The analysis of the self: A systematic approach to the psychoanalytic treatment of narcissistic personality disorders. New York: Int. Univ. Press.

11. McDougall, J. (1991) Theaters of the Mind. Illusions and Truth on the Psychoanalytic Stage. New York: Brunner/Mazel, Publishers.

12. Ogden T. (1989) The primitive edge of experience. Jason Aronson.

13. Pine F. (1985) Developmental theory and Clinical Process. Jale Univ. Press.

14. Psychopathology. Contemporary Jungian Perspectives. (1989).

Ed. by A.Samuels. London: Karnac Book.

1. Ring of Fire. Primitive Affects and Object Relations in Group Psychotherapy. (1994) Ed. by V.L.Schermer and M.Pines. London and New York: Routledge.

2. Searles H. (1988) Collected Papers on Schizophrenia and Related Subjects. 9th Printing. Intern Univ. Press.

  1. Steiner, J. (1993) Psychic Retreats. Pathological Organizations in Psychotic, Neurotic and Borderline Patients. London and New York: Routledge.

 

Автор (составитель):

Кадыров Игорь Максутович, кандидат психологических наук, доцент, МГУ им. Ломоносова.

 

Рецензенты:

Соколова Елена Теодоровна, доктор психологических наук, профессор, МГУ.

Спиваковская Алла Семеновна, доктор психологических наук, профессор, МГУ.