Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 2

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Психология

Наименование дисциплины (модуля)

 

Направление подготовки

Педагогическое образование

 

 

Профиль подготовки

образование в области безопасности жизнедеятельности

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

(очная)

______________

 

 

г. Нижневартовск,

2012 г.

1. Цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины- программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать:

— формированию целостного представления о строении и функционировании психики человека в процессах его жизнедеятельности;

— знакомству с теоретико-методологическими основами данной дисциплины по целенаправленному усвоению других психологических дисциплин, включенных в программу профессиональной подготовки бакалавра;

— освоению знаний о психике человека и психологии людей и объяснению психики как инструмента взаимодействия человека с внешним миром и самим собой;

— повышению общей и психолого-педагогической культуры;

— формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;

— умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;

— самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности.

 

Задачи:

· ознакомление с основными направлениями развития психологической науки;

· овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

· приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

· приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

18 стр., 8674 слов

Психологическая подготовка спортсмена

Содержание Введение 1. Влияние спортивной деятельности на психической состояние человека 2. Особенности психологического состояния при подготовке к спортивным соревнованиям 3. Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям 4. Психологическая подготовка спортсмена 4.1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 4.2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к ...

· введение в предмет и проблематику психологии человека; овладение системой основных научно-психологических понятий и профессиональной логикой их употребления;

· формирование знаний о психической организации человека как едином предмете теоретической, прикладной и практической психологи.

Усвоение содержания данной дисциплины организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или организационно-деятельностной игры и др.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Психология» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.01).

Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-2, ПК-5, ПК-9, ПК-11 (наименование в соответствии с ФГОС ВПО):

ОК-1–владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения;

ОК-3–способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

ОК-6–способен логически верно выстраивать устную и письменную речь;

ПК-2–готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

ПК-5–готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-9–способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

ПК-11–способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· место роль и значение психологии в системе психологического знания и психологических методов;

· историю возникновения и развития психологии как науки;

· классификацию эмпирических методов психологии и приемы их использования;

· основные категории и понятия психологической науки;

· представление о предмете и методах психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;

· основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки.

Уметь:

· формулировать цели будущей профессиональной деятельности с учетом психологических знаний;

· конструировать собственный учебный процесс в рамках данной дисциплины;

· оперативно ориентироваться в учебных ситуациях и решать учебно-профессиональные задачи;

· подбирать научно-практический и методический материал, адекватный поставленным учебным и профессиональным задачам;

· дифференцировать собственную деятельность в зависимости от требований преподавателя или руководителя.

Владеть:

· понятийным аппаратом психологии;

· навыками профессионального мышления, необходимыми для использования психологических знаний на практике;

· навыками самостоятельной работы с учебным и научным материалом в области психологии;

· навыками группировки и обработки необходимой информации;

· системой знаний по основным разделам данной дисциплины;

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

 

Вид учебной деятельности Всего часов /зачетных единиц/ 3/4 Семестры
     
Аудиторные занятия(всего)      
В том числе:          
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа(всего)  
В том числе:        
Курсовой проект (работа)        
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   зачет экзамен  
Общая трудоемкость (часы)    
Зачетные единицы 3,5 3,5  

Общий объем кредитов составляет – 7, из них – 3 – учебная работа, 4 – самостоятельная работа студентов (при условии, что один кредит – 36 часов).

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы психологии (10 часов)   Тема 1. Проблема предмета психологии, развитие представлении о предмете психологии (2 часа) Предмет психологии как наука, значение психологических знаний для будущей профессиональной деятельности. Основные задачи и отрасли психологии. Методы исследования в психологии. Соотношение субъективной и объективной реальности. Психология как наука и как практическая деятельность. Основные формы психики. Научные школы в западной и отечественной психологии. Современные личностно-ориентированные направления. Современные познавательно-ориентированные направления. Отражение психологических концепций в современной педагогической практике. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности.   Тема 2. Методы психологического исследования, общая характеристика и классификация (2 часа) Житейские психологические знания о себе и других людях. Источники научных психологических знаний. Понятие о методах в психологии. Классификация методов психологического исследования. Теоретические и эмпирические методы в психологии. Основные методы психологических исследований: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование. Тесты развития и тесты успешности. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста. Тема 3. Основные научные направления в западной и отечественной психологии (2 часа) История развития психологии как науки. Ранний период развития: экспериментальная психология, психофизика, индивидуальные различия. Основные научные школы зарубежной психологии. Бихевиоризм как наука о поведении и поведенческих реакциях. Связи биологического и психического. Гештальт-психология и проблема образа в сознании человека. Психоанализ, его взаимосвязь со становлением клинического подхода и экспертных методов в психологии. Примитивная психология. Гуманистическая психология и психология личности. История отечественной психологии. Формирование психобиологического направления в работах И.П.Павлова и В.И.Сеченова. Отечественная психологическая школа (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.).

Основной закон культурно-исторического развития личности в трудах Л.С.Выготского. Понятие и теория деятельности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).

Современное состояние отечественной психологической науки.   Тема 4. Психологическая характеристика деятельности (2 часа) Категория деятельности, ее полифункциональность: деятельность как объяснительный принцип, как предмет научного исследования, как предмет управления (организации), как предмет проектирования. Основные характеристики человеческой деятельности — предметность и субъектность. Современные подходы к проблеме психологического анализа деятельности. Генетический, структурно-функциональный и динамический планы анализа деятельности. Социальная совместная деятельность как исходная форма деятельности человека. Преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Структура деятельности — мотивы, цели, способы осуществления. Виды деятельности. Труд как основной вид человеческой деятельности. Содержание и структура профессиональной деятельности. Ведущая деятельность, влияние ее содержания и процесса освоения на психическое развитие. Освоение деятельности. Умения, навыки привычки, психологические условия их формирования. Социальная адаптация и ее роль в общественной деятельности. Дезадаптация как нарушение взаимодействия со средой.   Тема 5. Сознание как высший уровень психического отражения (2 часа) Сознание как свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредствованный общественно-исторической деятельностью. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Предпосылки и факторы возникновения сознания. Совместный труд как главная предпосылка возникновения сознания. Целенаправленные действия как объективная необходимость и возможность возникновения сознания. Слово, речь как знаковая система обобщенного отражения действительности и как фактор возникновения сознания. Структура сознания. Знания, отношение, самосознание в структуре сознания. Чувственная ткань образа, значение и личностный смысл в структуре сознания по А.Н.Леонтьеву. Бытийно-деятельностный и рефлексивно-созерцательный слои сознания и характер взаимоотношений между ними в концепции В.П.Зинченко. Сознание и бессознательное как различные уровни психической активности. Неосознаваемые психические процессы, их общая характеристика, классификация. Проблема методов исследования. Измененные состояния сознания.

2. РАЗДЕЛ 2. Психологическая характеристика познавательных процессов (12 часов)   Тема 6. Ощущения и восприятие как основа функционирования познавательных процессов (2 часа) Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды и его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Количественные характеристики ощущений. Понятие чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия форм предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направлений скорости движений. Восприятие времени.   Тема 7. Внимание как познавательный процесс и психологические теории внимания (2 часа) Внимание как психологическая категория. Основные концепции внимания. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т.Рибо. Роль движения в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.М.Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я.Гальперина. Классификация теорий внимания по Н.НЛанге. Внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности как особое психическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, находящегося в структуре психики человека в данный момент. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Произвольное внимание как планомерно «осуществляемое» внимание как форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу; социальные факторы произвольного внимания. Основные свойства внимания, их психофизиологические основы. Устойчивость внимания, концентрация и распределение внимания, переключаемость и объем внимания. Методы изучения свойств внимания. Отвлекаемость и рассеянность, их причины. Мнимая и подлинная рассеянность. Психологические условия развития внимания.   Тема 8. Психологические основы теорий и законов памяти (2 часа) Понятие памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Теория памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Смысловая концепция памяти. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского-Леонтьева. Основные законы памяти. Классификация видов памяти по времени хранения информации (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая).

Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Зрительная и эйдетическая память (А.Р.Лурия).

Формирование развития памяти: филогенетический и онтогенетический подходы. Концепция развития памяти П.П.Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С.Выготского. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов.   Тема 9. Мышление как основной психический познавательный процесс (4 часа) Понятие мышления. Мышление как обобщение и опосредствованное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Теоретическое и практическое мышление, и их виды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, моделирование. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий. Понятие творческого мышления, его особенности в условиях продуктивной деятельности. Основные теории мышления в психологии. Ассоциативная теория мышления. Логическая теория мышления (С.Л.Рубинштейн).

Деятельностная теория мышления, мышление как рефлексия и решение учебных задач (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров).

Развитие мышления. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж.Пиаже. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.   Тема 10. Определение понятия воображения, его основных видов и взаимосвязь воображения с творчеством (2 часов) Понятие о воображении, его основные отличия, от образов памяти и восприятия. Характеристика основных видов воображения и их особенности: активная, пассивная, продуктивная и репродуктивная. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: образный (конкретный) и логический (абстрактный).

Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными.

РАЗДЕЛ 3. Психология личности (10 часов)   Тема 11. Понятие личности и история исследования личности (2 часа) Научное определение понятия «личность». Многогранность и сложность феномена личности. Индивид, личность, индивидуальность как представление целостного понятия о человеке в совокупности многих его свойств. Психологическое содержание и характеристика основных составляющих, характеризующих личность. История исследования личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический, экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние данной области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Д.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.   Тема 12. Современные теории личности в формировании и развитии личности (4 часа) Дифференциация направлений в исследовании личности 30-е г. ХХ века. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теории личности: психо-динамические, социо-динамические, интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических теорий личности. Теория черт личности. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Современные подходы к теоретической разработке психологических проблем личности. Концепция развития личности Э.Эриксона. Характеристика оснований и принципов ее построения. Стадии развития личности и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований. Процессы развития, возникающие на каждой стадии. Социальный характер развития личности и его основные особенности.   Тема 13. Структура личности, устойчивость как основные характеристики личности (2 часа) Жизненное значение феномена «устойчивости личности». Устойчивость базисных и изменчивость ситуативных проявлений личности. Устойчивость как относительное постоянство поведения личности в типичных жизненных ситуациях. Психологические и поведенческие свойства человека, обнаруживающие большую устойчивость. Зависимость устойчивости и изменчивости личностных качеств от возраста, индивидуальных особенностей человека, его отношений с окружающими людьми. Роль социальных установок, проявляемых в системе межличностных отношений. Теория социального научения и вопрос об устойчивости личности. Краткая характеристика основных методов изучения личности на различных этапах онтогенеза.   Тема 14. Индивидуально-психологические свойства личности (2 часа) Понятие о способностях и задатках. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в структуре способностей. Соотношение количественных и качественных показателей в характеристике способностей. Общие и специальные способности. Одаренность, ее сущность и виды. Талант и гениальность. Проблема диагностики способностей. Актуальные проблемы исследования способностей (Э.А. Голубева, В.П. Дружинин, В.Д. Шадриков).

Темперамент в структуре личности. Проблема выделения и диагностики психологических характеристик темперамента. Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон).

Тип темперамента в концепции учения о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов).

Основные направления исследования темперамента в отечественной дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов).

Темперамент и требования профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности (B.C. Мерлин).

Профессиональный отбор на основе диагностики темперамента как условие успешности деятельности. Характер как совокупность устойчивых психических свойств человека, определяющих способ его поведения и эмоционального реагирования. Характер как единство индивидуального и типического. Структура характера. Черты характера, выражающие отношение человека к действительности; черты характера, определяющие готовность управлять своим поведением. Характер и воля. Воспитание волевых черт характера. Концепция акцентуаций характера (К. Леонгард), типы акцентуаций (К. Леонгард, А.Е. Личко); диагностика типов акцентуаций, ее значение для профессиональной ориентации, выбора адекватных форм индивидуальной работы.

РАЗДЕЛ 4. Психология группы и психология общения (10 часов) Тема 15. Понятие группы в психологии, виды групп и их характеристика (4 часа) Понятие социальной группы. Общность и совокупность как основные критерии изучения группы. Группа как общность: социальная, производственная, экономическая, бытовая, возрастная, эмоциональная, целевая. Взаимосвязь личности с группой. Определение группы через деятельность и общение. Основные признаки группы: интегральные и психологические характеристики, основные параметры группы как единого целого, способность индивидов к согласованным действиям. Структура группы с точки зрения: функций, которые выполняют отдельные члены группы; межличностных отношений в ней. Основные признаки группы: действия группового давления, установление определенных отношений между ее членами (конвенциональные или личностные).

Типология групп по признаку: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития, дихитомический принцип. Виды групп: формальные и неформальные, реальные и номинальные, референтные и группы членства. Характеристика малой группы и отношения в ней. Проблема развития группы. Понятие коллектива и корпорации. Стадии развития коллектива. Конформность и нонконформизм.   Тема 16. Психология общения, основные функции, понятие и виды общения (2 часа) Понятие общения, характеристика процесса общения. Особенности определения процесса общения с позиции философии, социологии и философии. Роль языка и речи в развитии общения. Паралингвистические средства передачи информации. Виды общения. Общение на основе обратной связи. Непосредственное общение. Формальное и межличностное общение. Опосредованное или косвенное общение. Массовое общение как особый вид общения. Особенности общения в современном мире. Квазиобщение как одна из особенностей современного общения. Уровень общения: фатический, информационный, личностный, общение с самим собой. Типы общения и их характеристика. Диалогическое и монологическое общение, императивное и манипулятивное общение. Основные группы функций в общении как определенной системе отношений. Психологические функции. Социальные функции. Инструментальные функции.   Тема 17. Роль общения в психическом развитии человека (2 часа) Психическое развитие человека посредством общения. Критерий удовлетворенности общением. Потребность в стимуляции, потребность в событии. Потребность в узнавании. Потребности в достижении и признании. Потребность в структурировании времени. Педагогическое общение как особый вид общения. Сущность социальной рецепции и ее роль в психическом развитии человека. Психологическая характеристика механизмов социальной рецепции: эмпатия, аттракция, механизм каузальной атрибуции, идентификация, социальная рефлексия. Имидж личности в процессе общения. Эффект восприятия. Особенности формирования и социальные установок. Социальные установки и их роль в процессе социализации личности.   Тема 18. Развитие общения в групповом взаимодействии, техника и приемы общения (2 часа) Дифференциация и интеграция межгрупповых отношений. Межгрупповые взаимодействия на уровне социальной стратификации. Характеристика основных стратегий группового взаимодействия. Стратегия индивидуальной мобильности. Стратегия социального творчества. Стратегия выбора аутгруппы. Доминирование малой социальной группы при групповом взаимодействии. Интегративные межгрупповые феномены при групповом взаимодействии (В.С.Агеев, А.А.Сыродеева).

Развитие техники общения посредством соревновательной или совместной деятельности. Соперничество, сотрудничество, отношение неучастия как стратегии группового взаимодействия. Лидерство и руководство при построении и развитии процесса общения. Теория черт, ситуационная теория, их типы и влияние на развитие общения. Стили лидерства и их влияние на технику и приемы общения. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Попустительский стиль. Характеристика управленческих функции: планирование, организация деятельности, регулирование и контроль. Индивидуальные фактор эффективного управления группой: рациональное распределение сил, наличие навыков руководства и умения влиять на подчиненных, гибкие стратегии деятельности.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Разделы дисциплин и виды занятий.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин. СРС Все-го
1. РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы психологии (10 часов)      
2. РАЗДЕЛ 2. Психологическая характеристика познавательных процессов (10 часов)      
3. РАЗДЕЛ 3. Психология личности (10 часов)      
4. РАЗДЕЛ 4. Психология группы и психология общения (8 часов)      
  ИТОГО:    

 

Лабораторный практикум

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (часы/зачетные единицы)
1.      
2.      
3.      
     

 

Учебная дисциплина не предполагает проведение лабораторных практикумов.

Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________

Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы (зачет)

 

1. Предмет психологии как наука, значение психологических знаний для будущей профессиональной деятельности.

2. Методы исследования в психологии.

3. Основные методы психологических исследований: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование.

4. История развития психологии как науки.

5. Бихевиоризм как наука о поведении и поведенческих реакциях.

6. Гештальт-психология и проблема образа в сознании человека.

7. Психоанализ, его взаимосвязь со становлением клинического подхода и экспертных методов в психологии.

8. Гуманистическая психология и психология личности.

9. Отечественная психологическая школа (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.).

10. Основной закон культурно-исторического развития личности в трудах Л.С.Выготского.

11. Понятие и теория деятельности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).

12. Структура деятельности — мотивы, цели, способы осуществления.

13. Основные виды деятельности и их характеристика.

14. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

15. Представление об ощущениях.

16. Виды ощущений.

17. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, восприятие пространства, времени и движения.

18. Внимание как психологическая категория. Основные концепции внимания.

19. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

20. Основные свойства внимания, их психофизиологические основы.

21. Понятие памяти и характеристика данного психического познавательного процесса.

22. Теории памяти в психологии.

23. Классификация видов памяти по времени хранения информации (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая).

24. Понятие мышления и общая характеристика его как основного познавательного процесса.

25. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности.

26. Теоретическое и эмпирическое мышление, их виды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.

27. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, моделирование.

28. Понятие творческого мышления, его особенности в условиях продуктивной деятельности.

29. Основные теории мышления в психологии.

30. Формирование развития мышления.

Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы (экзамен)

1. Предмет психологии как наука, значение психологических знаний для будущей профессиональной деятельности.

2. Методы исследования в психологии.

3. Основные методы психологических исследований: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование.

4. История развития психологии как науки.

5. Бихевиоризм как наука о поведении и поведенческих реакциях.

6. Гештальт-психология и проблема образа в сознании человека.

7. Психоанализ, его взаимосвязь со становлением клинического подхода и экспертных методов в психологии.

8. Гуманистическая психология и психология личности.

9. Отечественная психологическая школа (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.).

10. Основной закон культурно-исторического развития личности в трудах Л.С.Выготского.

11. Понятие и теория деятельности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).

12. Структура деятельности — мотивы, цели, способы осуществления.

13. Основные виды деятельности и их характеристика.

14. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

15. Представление об ощущениях.

16. Виды ощущений.

17. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, восприятие пространства, времени и движения.

18. Внимание как психологическая категория. Основные концепции внимания.

19. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

20. Основные свойства внимания, их психофизиологические основы.

21. Понятие памяти и характеристика данного психического познавательного процесса.

22. Теории памяти в психологии.

23. Классификация видов памяти по времени хранения информации (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая).

24. Понятие мышления и общая характеристика его как основного познавательного процесса.

25. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности.

26. Теоретическое и эмпирическое мышление, их виды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.

27. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, моделирование.

28. Понятие творческого мышления, его особенности в условиях продуктивной деятельности.

29. Основные теории мышления в психологии.

30. Формирование развития мышления.

31. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия.

32. Характеристика основных видов воображения и их особенности: активная, пассивная, продуктивная и репродуктивная.

33. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями.

34. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: образный (конкретный) и логический (абстрактный).

Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными.

35. Научное определение понятия «личность».

36. Индивид, личность, индивидуальность как представление целостного понятия о человеке в совокупности многих его свойств.

37. Общепсихологические теории личности и их характеристика.

38. Теория социального научения.

39. Стадии развития личности на различных возрастных этапах.

40. Роль социальных установок, проявляемых в системе межличностных отношений.

41. Краткая характеристика основных методов изучения личности на различных этапах онтогенеза.

42. Понятие о способностях и задатках.

43. Темперамент в структуре личности.

44. Характер как совокупность устойчивых психических свойств человека, определяющих способ его поведения и эмоционального реагирования.

45. Характер и воля, их психологическая характеристика.

46. Понятие социальной группы.

47. Взаимосвязь личности с группой.

48. Основные признаки группы: интегральные и психологические характеристики, основные параметры группы как единого целого, способность индивидов к согласованным действиям.

49. Понятие общения, характеристика процесса общения.

50. .Типы и виды общения, их психологическая характеристика.

51. Психологическая характеристика механизмов социальной рецепции: эмпатия, аттракция, механизм каузальной атрибуции, идентификация, социальная рефлексия.

52. Дифференциация и интеграция межгрупповых отношений. Основные виды межгрупповых взаимодействий.

53. Характеристика основных стратегий группового взаимодействия.

54. Соперничество, сотрудничество, отношение неучастия как стратегии группового взаимодействия.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. — М.: «Академический проект», 2002. -496с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности М. МГУ, 2004.

3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология Учебник. М., 2001.

4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии М. 2002.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций – М. МГУ, 2005.

7. Изарт К. Эмоции человека. М, 2000.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб 2004

10. Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологии конца XIX – начала ХХ веков: учебное пособие. М., 2005.

11. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М, 2004.

12. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. Мд .2004. Гл.2.

13. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ. / Под ред. B.C. Магуна. М., 2000.

14. Психические состояния. Хрестоматия. Составитель Куликов Л.В. «Питер», 2002.

15. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

16. Психология /ред. Сосновский Б.А. Москва,2005

17. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.

18. Социальная психология //А.Л.Журавлев, М., 2002.

19. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

 

б) дополнительная литература __________________________________________________

  1. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С – Пб, 2002.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М, 2002.
  3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000.
  4. Бэддели А. Ваша память. М, 2001.
  5. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  6. Выготский Л. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008.
  7. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М, 2000.
  9. Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.: Гардарики, 2004.
  10. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2000.
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  12. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Ромашова. М., 2000.
  13. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Ромашова, М., 2000.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб, 2000.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: АСТ-Пресс, 2005.
  16. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. М.: МПСИ, 2005.
  17. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

 

в) программное обеспечение ___________________________________________________

Система Интернет-сервисов тестирования НТ-LINE (http:// www.ht-line.ru) Экспериментально-диагностический комплекс ЭДК (http:// eds.pu.ru)

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

http://flogiston.ru/

www.psychological.ru

www.psy-gorod.ru

www.allbest.ru

www.silchenkova.ru

www.psyhoterapevt.ru

www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html

www.pirao.ru

www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html

www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html

www.91.ru/about.shtml

www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985068.htm

www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html

www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийные средства, компьютеризированные методы тестирования студентов (разработанные программные продукты – методики тестирования и обработки результатов).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: