Психология мотивации 2

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОГРАММА КУРСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ

Дисциплины по выбору цикла ОПД учебного плана

по направлению 521000 и специальности 020400  — Психология
            Автор-составитель: канд. психол. наук, доцент Н.А.Бакшаева

Москва

2004

Пояснительная записка

Курс «Психология мотивации» относится к дисциплинам по выбору цикла ОПД учебного плана по направлению 521000 и специальности 020400  — Психология. Целевая направленность курса заключается в формировании и развитии научных психологических знаний студентов;  знакомстве с теориями и концепциями мотивации; ориентировании в массиве эмпирически и экспериментально установленных социально-психологических феноменов и фактов; формировании профессиональных способностей и  умений будущих психологов. Данный курс базируется на общепсихологических учебных дисциплинах и предваряет изучение специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Методологическим основанием разработки программы послужила теория знаково-контекстного обучения (А.А.Вербицкий), ориентированная на профессиональное образование будущих специалистов.

Программа может быть использована преподавателями  психологии мотивации в качестве методического пособия контекстного типа. Программа может быть вписана в общую логику динамического моделирования в обучении студентов содержания и форм будущей профессиональной деятельности психолога. Содержание тематических разделов программы логически связано с содержанием других научных дисциплин, изучаемых студентами согласно учебному плану.

Программа отражает исторические формы психологического знания,   современное состояние научных исследований в области психологии мотивации; многообразие методологических и теоретических подходов к изучению мотивационной сферы человека. Структура  программы соответствует основным разделам психологии мотивации как относительно независимой научной области. Курс психологии мотивации предполагает лекционные, семинарские и практические занятия.

12 стр., 5540 слов

Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления

... процессы: управленческое общение и конфликты; принятия управленческих решений. Программой дисциплины «Психология управления» предусмотрено чтение лекций, проведение практических. Особое место ... 1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Дисциплина «Психология управления» относится к факультативным дисциплинам и изучается на 1-ом курсе. Дисциплина призвана интегрировать ...

 Программа включает тематический план, краткое изложение содержания каждой темы, рекомендуемые формы и методы обучения, задания и вопросы для самостоятельной работы студентов, список вопросов и заданий к зачету. Вопросы к зачету и   сформулированы в логике содержания программы и отражают актуальные проблемы современной науки.



 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема Лекции Семинары Практич занятия Самост. работа
1. Сущность и структура мотивационной сферы личности.       


2 2
2. Мотивация в теориях научения.


1 2
3. Психоаналитические теории мотивации.


1 2
4. Мотивация в теории поля.


1 2
5. Проблемы мотивации в гуманистической психологии.


2 2
6. Когнитивные теории мотивации.


1 2
7. Мотивация деятельности и поведения.


2 4
8. Методы исследования мотивационной сферы личности.


6 14
             Итого: 6 4 6 30
Аудиторных часов 16
          Зачет 4
Самостоятельная работа 30
Общее количество часов 50



ТЕМА 1.  Сущность и структура мотивационной сферы личности.

Компоненты психологической структуры мотивационной сферы человека. Мотивационные переменные: потребности, мотивы, ценности, цели, влечения, эмоции, интересы, установки, аттитюды, стремления. Потребность как внутренний побудитель активности человека. Потребность как состояние, свойство и процесс. Мотив как единица анализа мотивационной сферы личности. Связь мотивации и деятельности (А.Н.Леонтьев).

Подходы к определению понятия «мотивация». Экстринсивная и интринсивная мотивация. Модальность мотивов. Осознаваемость мотивов. Внутренние и внешние мотивы. Произвольность мотивации (В.А.Иванников).

Функции мотивации. Психологические механизмы развития мотивации (В.К.Вилюнас).

Мотив и мотивация как гипотетические конструкты (Х.Хекхаузен).

Основные проблемы психологии мотивации:  содержательная классификация мотивов; генезис мотивов;  измерение мотивов;  выявление ситуационных условий актуализации мотивов; смена, возобновление и последействие мотивации; мотивационный конфликт и общая целенаправленность деятельности; опосредующие процессы саморегуляции и аналитическая реконструкция мотивации; действенность мотивации (Х.Хекхаузен, Д.Аткинсон, К.Альдельфер, Д.МакКлеланд).

Генетические связи различных видов мотивов. Основные направления в исследовании проблем мотивации: теория инстинктов, когнитивная психология, психология личности, психология научения, психология активации.

Формы и методы обучения: лекция академического типа, проблемная лекция.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Составьте тезаурус понятий по теме.

2.      Приведите примеры мотивационных переменных.

3.      Каковы психологические механизмы развития мотивации?

4.      Назовите классические труды в области психологии мотивации.

5.      Каковы возможные основания классификации мотивов?
Литература: 1-3, 6,8, 9, 13, 14, 17, 21-24, 26-29, 31, 34, 36, 37, 42-46, 48, 54.

ТЕМА 2. Мотивация в теориях научения.

Особенности рассмотрения мотивации в бихевиоризме. Законы научения: эффекта, готовности, упражнения, ассоциативного сдвига (Э.Торндайк).

Принцип гомеостаза. Потребность и подкрепление как условия научения. Эмоциональная реакция на стимул; фрустрация (К.Спенс).

Приобретенные побуждения: страх, надежда. Концепция промежуточных переменных; цель и целенаправленность в объяснении поведения (Э.Толман).

Теория влечения (К.Халл).

Детерминанты поведения: мотивационный и ассоциативный компоненты. Энергетическая функция мотивационного компонента (К.Халл).

Формы и методы обучения: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Раскройте содержание законов научения, сформулированных Э.Торндайком.

2.      Какова связь эмоций и мотивов?

3.      Каковы основные идеи теории влечения?

4.      Какие мотивационные переменные изучались в экспериментах бихевиористов?

5.      Представьте анализ какой-либо экспериментальной программы изучения установок в рамках бихевиоризма.

Литература: 1-3, 5, 8, 9, 13, 42, 43, 47, 55, 58.
ТЕМА 3. Психоаналитические теории мотивации.

Бессознательные импульсы поведения человека. Врожденные инстинкты. Принцип гомеостаза как основной механизм мотивации. Регрессивность инстинктов. Инстинкты жизни: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни (физиологические потребности).

Поведение, побуждаемое инстинктами  смерти: агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение. Принцип удовольствия и стремление к совершенству. Мотивация как борьба противоположных начал (З.Фрейд).

Стремление к самореализации (К.Г.Юнг).

Коллективное бессознательное как основа индивидуального бессознательного. Детерминанты поведения: цели, притязания, предназначение индивида (К.Г.Юнг).

Комплекс неполноценности и чувство превосходства. Стремление к совершенству как основной принцип мотивации (А.Адлер).  Чувство незащищенности и базовая тревожность (К.Хорни).

Неврозы как дисбаланс ориентаций: к людям, от людей, против людей (К.Хорни).  Социальные аспекты поведения: свобода и одиночество; конформизм, зависимость, любовь (Э.Фромм).

Формы и методы обучения: проблемная лекция.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Соотнесите понятия инстинкта и мотива.

2.      Каковы основные идеи ортодоксального психоанализа в объяснении природы неосознаваемых мотивов поведения?

3.      Каковы взгляды К.Г.Юнга на проблему объяснения мотивации поведения?

4.      Раскройте понятие социального интереса по А.Адлеру.

5.      Соотнесите подходы К.Г.Юнга и А.Адлера к интерпретации мотивации поведения.

6.      Какова специфика объяснения мотивации К.Хорни?

7.      Раскройте основные идеи Э.Фромма в интерпретации мотивации поведения.

8.      Составьте конспект одной главы монографии №  43, 55, 56, 59, 60          из списка литературы (на выбор).

Литература: 1-4,  44, 46, 55-58, 60, 61.

ТЕМА 4. Мотивация в теории поля.

Регулятивные процессы: мотивация, целеполагание, контроль поведения. Уравновешивание локального напряжения как основной механизм мотивации (К.Левин).

Базовые потребности и квазипотребности (намерения и цели).

Незавершенность действия как источник потребности. Эффект Зейгарник. Основные детерминанты поведения: личность и ситуация. Полевое и волевое повендение. Результирующая мотивационная тенденция; валентность и ожидание. Эксперименты Хоппе: исследование уровня притязаний. Исследования динамики ожиданий (Юкнат).

Формы и методы обучения: семинар-дискуссия, имитационное моделирование.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Законспектировать одну главу (на выбор) книги К.Левина «Теория поля в социальных науках».

2.      Привести пример квазипотребности.

3.      Разработать модификацию модели эксперимента, фиксирующего эффект Зейгарник.

Литература: 1-3, 23, 43, 46, 55, 58.

ТЕМА 5. Проблемы мотивации в гуманистической психологии.
Экзистенционализм как философская основа гуманистической психологии. Интенция личности (надежды, желания, планы, амбиции, уровень притязаний) (Г.Оллпорт).

Проприум как единый принцип организации установок, мотивов, склонностей индивида. Функциональная автономия как приобретенная система мотивации. Основные принципы функциональной автономии: принцип организации энергетики; принцип преодоления и компенции; принцип построения проприотической системы. Критерии психологической зрелости человека: широкие границы «Я»; способность к дружеской интимности и сочувствию; эмоциональная устойчивость и самовосприятие; реалистическое восприятие, опыт и уровень притязаний; способность к самопознанию и чувство юмора; цельная жизненная философия. Внешняя и внутренняя мотивация. Религиозная ориентация личности и предрассудки (Г.Оллпорт).

Стремление к самореализации, самоосуществлению как основная мотивирующая сила человеческого поведения; Я-идеальное и Я-реальное (К.Роджерс).

Теория иерархии потребностей (А.Маслоу).

Основные мотивы человеческого поведения: физиологические, безопасности, принадлежности и любви, достижения, компетентности, престижа, уважения, признания, самореализации, познания, эстетические, самоактуализации. Врожденный характер мотивов. Возникновение потребностей в онтогенезе. Определение самоактуализирующейся личности. Предсказуемость поведения. Мотивы нужды и роста (А.Маслоу).

Формы и методы обучения: семинар-дискуссия, имитационное моделирование.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Привести примеры внешней и внутренней мотивации.

2.      Каков принцип построения пирамиды потребностей А.Маслоу?

3.      Соотнести понятия бытийной и дефицитарной мотивации.

4.      Какова связь мотивации и поведения?

5.      Сравнить определения самоактуализации по К.Роджерсу и А.Маслоу?
Литература: 1-3, 14, 17, 19, 20, 25, 33, 36, 37, 42, 43, 46, 53, 55, 58, 59.

ТЕМА 6. Когнитивные теории мотивации.

Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер).

Стремление к когнитивной гармонии как мотивирующий фактор поведения. Консонанс и диссонанс когниций. Эффекты возникновения и снятия диссонанса: поведение, противоречащее аттитюду; диссонанс после трудного решения (Л.Фестингер).

Теория баланса (Ф.Хайдер).

Социальная ситуация как совокупность элементов и связей между ними. Потребность в непротиворечивых социальных отношениях как источник движущих сил поведения. Виды триад социальной ситуации (субъект – объект; другой человек – объект;  субъект – другой человек); сбалансированные и несбалансированные социальные ситуации. Основные способы снятия дисбаланса (Ф.Хайдер).

Сценарии (скрипты) как организованные единицы стереотипной информации. Регулятивная функция сценария в прогнозировании поведения. Концепция функциональной роли контрфактического мышления (Н.Рос).

Контрфакт как альтернативное  представление об исходе события. Идущие вверх и идущие вниз контрфакты; их связь с эмоциями. Влияние контрфактов на последующую  деятельность и коррекцию поведения (Н.Росс).

Теория каузальной атрибуции (Б.Вайнер).

Роль познавательных процессов в причинном объяснении успеха и неудачи. Связь познавательных процессов и мотивации достижения. Индивидуальные различия стратегий каузальной атрибуции.

Формы и методы обучения: семинар-дискуссия, имитационное моделирование.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Законспектировать одну главу книги Л.Фестингера «Теория когнитивного диссонанса».

2.      Описать специфику снятия когнитивного диссонанса.

3.      Дать определение каузальной атрибуции.
Литература: 1-3, 14, 17, 37, 46,  50, 51,  55, 58.
ТЕМА 7. Мотивация деятельности и поведения.

Связь мотивации и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.И.Додонов, П.Фресс, Ж.Пиаже).

Развитие мотивации в онтогенезе. Осознанность иерархии мотивов как критерий развития личности (Л.И.Божович).

Основные виды мотивов действий человека (В.С.Мерлин).

Мотивация учебной деятельности.  Факторы развития мотивации учебной деятельности школьников (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Р.Бернс, Дж.Брунер, И.А.Зимняя, А.К.Маркова).

Формирование интереса в обучении (Г.И.Щукина).

Тренинговые формы развития мотивации (У.МакДауголл).

Развитие мотивации в процессе профессионального образования. Специфика мотивации учебной деятельности студентов.  Потребностный профиль; мотивационный синдром потребности. (Ю.М.Орлов).

Познавательный и профессиональный мотивационные синдромы (А.А.Вербицкий, Н.А.Бакшаева).

Мотивация профессиональной деятельности (В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, В.Д.Шадриков, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская).

Мотивация педагогической деятельности (А.К.Маркова).  Мотивационные ресурсы предпринимательской деятельности. Развитие мотивации профессиональной деятельности менеджера (Г.Мюррей, К.Мадсен, Д.Е.Сьюпер).

Концепция силового поля управления индивидуальным развитием (М.Вудкок, Д.Френсис).

Развитие мотивации персонала (Ф.Герцберг, Ч.Бернард, Д.МакГрегор, У.Уайт, К.Замфир).

Двухфакторная теория мотивации (Ф.Герцберг).

Теория ожиданий (Врум, Портер, Лоулер).

Мотивация общения. Мотивационные предпосылки конфликтного поведения. Мотивация агрессивного поведения. Мотивация конформного поведения. Альтруизм как мотивационная линия поведения.

Формы и методы обучения: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Проанализировать психологическую структуру какого-либо вида деятельности (игровой, профессиональной, учебной деятельности, общения и др.).

2.      Какова связь мотивации с другими компонентами поведения и деятельности?

3.      Раскрыть понятие полимотивированности деятельности.

4.      Каковы факторы развития мотивации учебной деятельности?

5.      Каковы признаки единицы анализа мотивационной сферы?

6.      Раскрыть понятие мотивационного синдрома.

7.      Провести сравнительный анализ теорий мотивации.

8.      Каковы закономерности развития мотивации профессиональной деятельности?

9.      Сопоставить мотивационные предпосылки агрессивного, конформного, альтруистического поведения.
Литература: 1-3, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 17-29, 31, 33-37, 42-51, 53-58, 60, 61.
ТЕМА 8. Методы исследования мотивационной сферы личности.

Общие требования к психологическому исследованию мотивов (В.С.Мерлин).  Проблема выбора и сочетания методов в исследовании мотивации (Г.Оллпорт).Особенности измерения мотивов (Х.Хекхаузен, А.Анастази).

Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы. Опросные тестовые методики в исследовании мотивации личности. Возможности проективных методик в изучении мотивации личности на разных этапах онтогенеза.  Техники словесных ассоциаций, рисуночные методики, интерпретационные техники, метод мотивационной индукции. Анализ отдельных проективных методов: ТАТ (Г.Меррей), САТ, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест Роршаха, тест «завершение предложений», кинетический рисунок семьи, тест «Розовый куст», рисование пальцами. Проблема разработки критериев оценивания выраженности мотивационных переменных. Социально-психологический эксперимент как метод исследования мотивации. Деловая игра как метод изучения мотивации. Применение психобиографического метода к исследованию интенций (Ш.Бюлер).

Исследование мотивации межличностных отношений (социометрия, референтометрия, репертуарные методы).

Измерение аттитюдов: метод семантического дифференциала Ч.Осгуда; метод суммарных оценок Лайкерта, метод равных интервалов Терстоуна, шкалограмма Гуттмана. Исследование убеждений: метод перечисления мыслей (Петти, Качоппо), метод контент-анализа. Содержательное обобщение и статистический анализ результатов экспериментального изучения мотивационных переменных. Прикладное значение исследования мотивационной сферы личности.

Формы и методы обучения: имитационное моделирование, мозговой штурм, элементы деловой игры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.      Перечислить методы изучения мотивационной сферы человека.

2.      Привести примеры методик измерения мотивов.

3.      В чем специфика проективных техник изучения мотивации?

4.      Провести диагностику мотивации учебной деятельности одного испытуемого.

5.      Выявить посредством психодиагностического инструментария профессиональную мотивацию одного испытуемого.

6.      Выявить мотивацию общения одного испытуемого.

7.      Какова специфика экспериментального исследования мотивационной сферы человека?
Литература: 1-4, 7, 8, 12, 15, 16, 18, 30, 32, 38-41.



Вопросы к экзамену

(Первые вопросы к экзаменационным билетам*)

1.      Определение понятий: потребность, мотив, мотивация, мотивационные переменные.

2.      Структура мотивационной сферы человека.

3.      Генетические связи мотивационных переменных.

4.      Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

5.      Связь мотивации и внутриличностного конфликта.

6.      Проблема классификации мотивов и потребностей.

7.      Связь мотивации, поведения и деятельности как психологических категорий.

8.      Связь мотивации и личности как психологических категорий.

9.      Внешняя и внутренняя мотивация.

10.  Развитие мотивационной сферы человека в онтогенезе.

11.  Мотивация общения.

12.  Мотивация учебной деятельности школьников и студентов.

13.  Мотивация профессиональной деятельности (педагога, менеджера).

14.  Факторы развития мотивации деятельности.

15.  Мотивация агрессивного поведения.

16.  Мотивация конформного поведения.

17.  Альтруизм как мотивационная линия поведения.

18.  Методы и методики исследования мотивационной сферы человека.

19.  Проективные методики как инструмент диагностики мотивационных переменных.

20.  Методы измерения социальных установок.

21.  Мотивация межличностных отношений.

22.  Развитие мотивации в активных методах обучения (тренинг, деловая игра).

*Вторым вопросом в билетах предполагается практическое домашнее задание, предлагаемое на выбор студентам в начале семестра.

Задание к экзамену:

(Второй вопрос к  билетам, — выбирается студентами самостоятельно в начале семестра, оформляется письменно)

·        Реферат по одной из  монографий, представленных в списке литературы (см. список литературы);

·        Сравнительный анализ двух теорий мотивации (на выбор);

·        Конспект научных источников о теориях и концепциях мотивации;

·        Диагностика мотивации субъекта деятельности (один испытуемый, 5-7 методик, подробная интерпретация в контексте теоретических положений).

Объем текста письменной работы  21-24 страницы машинописного текста; шрифт № 12 или 14 через 1,5 или 2 интервала.

Основная литература

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. – 512 с.
  2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т.,  Т. 1/Перевод с англ./ Под ред. Б.М.Величковского. – М., 1986. – 408 с., Т. 2 – 392 с.
  3. Макклелланд Д. Мотивация человека.СПб.., 2007. —

Дополнительная литература


  1. Аллан Д. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках/Перевод с англ./Под ред.В.В.Зеленского. – СПб., 1997. – 256 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие./ Под ред. Г.И.Щукиной. – М., 1984. – 176 с.
  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – Москва – Воронеж, 1996. – 384 с.
  4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001. – 688 с.
  5. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – М., 2004. – 170 с.
  6. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – 320 с.
  7. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки/Перевод с англ. – М., 2000. – 146 с.
  8. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. – М., 2001. – 352 с.
  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – 528 с.
  10. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. – М., 2000. – 200 с.
  11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990. – 288 с.
  12. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М., 1995. – 44 с.
  13. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие./ Пер. с англ. – М., 1982. – 464 с.
  14. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. – 464 с.
  15. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.,2001. – 272 с.
  16. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд/Перевод с франц. – СПб., 1998. – 496 с.
  17. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – 448 с.
  18. Изард К.Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб., 1999. – 464 с.
  19. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – 480 с.
  20. Левин К. Теория поля в социальных науках/Перевод с англ. – СПб., 2000. – 368 с.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 304 с.
  22. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство/Общая редакция и предисловие Л.П.Гримака. – М., 1996. – 398 с.
  23. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 192 с.
  24. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ Перевод с англ. А.М.Татлыдаевой. – СПб, 1997. – 430 с.
  25. Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ Перевод с англ. А.М.Татлыдаевой. – СПб, 1999. – 478 с.
  26. Маслоу А.Г. Психология бытия/Перевод с англ. – М., 1994. – 304 с.
  27. Маховер К. проективный рисунок человека/Перевод с англ. – М., 2000. – 154 с.
  28. Мерлин В.С. Психология индивидуальности/Под редакцией Е.А.Климова. – М., 1996. – 448 с.
  29. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. – 336 с.
  30. Мэй Р. Любовь и воля/Перевод с англ. – М., 1997. – 384 с.
  31. Мясищев В.Н. Психология отношений/Под редакцией А.А.Бодалева, М. – Воронеж, 1995. – 356 с.
  32. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб., 2002. – 640 с.
  33. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М. – СПб, 1998. – 345 с.
  34. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Перевод с англ. – М., 2000. – 607 с.
  35. Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Спб., 2001. – 688 с.
  36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др./Под общей редакцией А.А.Крылова , С.А.Маничева. – СПб., 2000. – 560 с.
  37. Проективная психология/Перевод с англ. – М., 2000. – 528 с.
  38. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 1998. – 672 с.
  39. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара, 1999. – 448 с.
  40. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара, 1999. – 544 с.
  41. Райх В. Анализ личности. – М., 1999. – 333 с.
  42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т.2. – М., 1989. – 328 с.
  43. Современная психология: Справочное руководство/Ответственный редактор В.Н.Дружинин. – М., 1999. – 688 с.
  44. Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. – М., 1998. – 702 с.
  45. Узнадзе Д.Н. Теория установки/Под редакцией Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. – М.-Воронеж, 1997. – 448 с.
  46. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – 368 с.
  47. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса/Перевод с англ. – СПб., 1999. – 318 с.
  48. Франкл В. Воля к смыслу/Перевод с англ. – М., 2000. – 368 с.
  49. Фресс П., Пиаже Ж.. Экспериментальная психология. – М., 1975. – 285 с.
  50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Перевод с англ. – Мн., 1999. – 624 с.
  51. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Перевод с англ., СПб., 2001. – 240 с.
  52. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997. – 720 с.
  53. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т., Т. 1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени/Перевод с англ., М., 1997. – 496 с.
  54. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т., Т. 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности/Перевод с англ., М., 1997. – 696 с.
  55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

    – СПб, 1997. – 608 с.

  56. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998. – 512 с.
  57. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души/Перевод с нем. – М., 1997. – 336 с.
  58. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/Перевод с нем. – М., 1994. – 320 с.