Психология личности и групп

Введение

В наше время все чаще и чаще в средних школах и высших учебных заведениях используется такая форма проверки знаний, как тест. Данный способ позволяет быстро проверить уровень знаний по определенной теме или нескольким темам и помогает выявить пробелы, чтобы в дальнейшем их восполнить.

Целью данной работы является создание теста для проверки знаний по следующим темам:

— введение в общую психологию

— основы психологии личности

— психология группы.

Выше представленные темы выбраны по следующим причинам:

— изучение накопленного опыта необходимо человеку для использования его в профессиональной сфере и личной жизни

— чтобы стать личностью, лучше понять себя и определить, чего мы хотим от жизни нам необходимо иметь знания по психологии личности и уметь их применять на практике

— так как становление личности индивида не может рассматриваться в от­рыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа­ется, то неотъемлемым условием для комфортного существования в различных социальных группах (семья, школа, институт) являются знания психологии группы и умения их применять на практике.

ЛЕКЦИЯ №1

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

1) Объектом изучения психологии является…

а) человек

б) психика человека

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны ... приблизительно один миллион сайтов. Как много сайтов вам необходимо для удовлетворения своих интернет- потребностей из-за ... всем многообразии форм финансового волшебства. Для этого необходимы знания в области финансов и умение предсказывать будущее. ...

в) деятельность человека

г) бессознательное

2) У кого американские психологи позаимствовали идею и создали бихевиоризм?

а) Попова

б) Ломоносова

в) И.П. Павлова

г) Н. Теслы

3) Кем была основана первая научная лаборатория психологических исследований в Лейпциге?

а) Г.Гельмгольц

б) В.Вундт

в) З.Фрейд

г) В.М.Бехтерев

4) Что такое Бихевиоризм?

а) Учение о воздействии на человека

б) Искусство применения психологии с целью обучения, воспитания и развития личности

в) Учение о душе

г) Способность человека отделять научные знания от ненаучных

5) Какие три фактора должны влиять на человека, что бы его мировоззрение заметно изменилось?

а) Генетика, окружающая среда, боль

б) Генетика, воспитание, окружающая среда

в) Окружение, гнев, генетика

г) Воспитание, генетика, жесткие рамки

6) Кто является основателем генетической психологии?

а) Ж. Пиаже

б) С.Л. Рубинштейн

в) К. Роджерс

г) Г. Айзенк

7) Какая из психологий изучает отдельных людей как членов социума, группы, толпы, которые организуются в определенное время и с определенной целью?

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, ... 5. Содержательная характеристика понятия «гендер». Гендер в психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». ...

а) социальная психология

б) психология масс

в) педагогическая психология

г) психология управления

8) «Я — Концепция» является направлением?

а) психоанализа

б) Фрейдизма

в) теории транзатного анализа

г) Феноменологии

  1. Представителями какой психологии являются эти люди: Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, К. Рождерс, А. Маслоу?

а) Гуманистической

б) Когнитивной

в) Трансперсональной

г) Интерактивной

10) Если борьба мотивов и принятие решений относятся к волевым процессам, то к чему относятся ощущения, восприятия и память?

а) познавательным процессам

б) эмоциональным процессам

в) мыслительным процессам

г) творческим процессам

11) Как в античной философии называлось мифологическое учение о душе?

а) Анимизм

б) Шамбала

в) Каббала

г) Бина

12) Какая из отраслей психологий изучает психологическое развитие человека, формирование его психических процессов и состояний?

а) генетическая психология

б) педагогическая психология

2 стр., 652 слов

56. Эмоционально-волевая сфера личности

... достаточно существенную область психической жизни человека, которую называют мотивационной сферой или направленностью личности. Воля– это особая форма активности человека, представляющая собой сознательное ... и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулятивную. Эмоциональный процесс включает три основных компонента: эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в ...

в) психология творчества

г) возрастная психология

13) Что является движущей силой человеческого поведения и его деятельности?

а) потребность

б) воображение

в) память

г) мотив

14) Какой вклад в изучение психологии 20века внес российский ученый А.Р. Лурия?

а) автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий)

б) ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека.

в) Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

г) провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действия в субъективные структуры психики человека.

15) Какая из отраслей психологии занимается изучением физиологической основы психической деятельности?

а) Психофизиология

б) Медицинская психология

в) Дифференциальная психология

г) Военная психология

16) Какое из психологических утверждений неверно?

а) Бессознательное – это когда супер эго не успевает проконтролировать систему ценностей

б) Ценность – денежная оценка потребителем полезности блага

в) Мотивация – это способ заставить делать, то что ему не нужно или нужно, через обещание дать то, что ему нужно

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

... своей внешностью своим материальным достатком 19. Кто тот человек, словам которого Вы больше всего доверяете? __________________________________________________________ 20. ... Самые несчастливые 2. Ответьте на вопросы: 1). Каких людей Вы считаете здоровыми? __________________________________________________________________ умными? ____________________________________________________ с хорошим ...

г) Ценность – это цель, желание, проекция человеческих устремлений

.

17) Как называется метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов?

а) майевтика

б) эксперимент

в) диалектика

г) аналитика

18) Кто из этих ученых стал основателем феноменологии?

а) Г. Маркузе

б) Э. Толмен

в) Р. Вудворте

г) Э. Гуссерль

ЛЕКЦИЯ №2

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.

1) К представителям новых теорий личности относятся:

а) З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн

б) В. Дильтей, Дж. Келли, А. Адлер

в) К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оллпорт

г) Эр. Фромм, В.Леви, Г. Айзенк

2) Какая сфера личности отвечает за способность устанавливать контакты, поддерживать их и эффективно использовать?

а) интеллектуальная сфера

б) волевая сфера

в) ценностно-смысловая сфера

г) коммуникативная сфера

3) Какая структура личности относится к теории К. Юнга?

а) Каждый человек показывает свою позицию

б) Каждый человек рождается с определенным архетипом

4 стр., 1638 слов

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП

... типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), ... любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «со

в) Человек на продолжении всей жизни примеряет на себя 3 маски: ребенок, родитель, взрослый

г) Ид, Эго, Супер Эго

4) Психологические свойства, состояния, образования, процессы – это структура личности, созданная…

а) Рубинштейном

б) Малышевым

в) Берном

г) Маслоу

5) К какому типу потребностей относится физиологический уровень мотивации (потребности в сне, еде)?

а) дефицитарный

б) промежуточный

в) ростовой

г) субцепционный

6) В рамках какой теории личности инстанциями личности являются «ид», «эго» и «суперэго»?

а) аналитическая теория

б) психодинамическая теория

г) гуманистическая теория

в) теория транзатного анализа

7) Основоположником когнитивной теории личности является…

а) Дж. Келли

б) А. Бандура

в) Б. Скиннер

г) А.В. Брушлинский

8) На каком месте в системе потребностей А.Маслова будет стоять потребность самореализации и творчества?

а) 1

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...

... функциональное значение предмета 4) значение или смысл ситуации   4. Опосредствование (опосредствующая деятельность) <виды>: 1) создание и употребление орудий 2) создание и употребление знаков ( ... именно эту теорию для краткости будем называть "концепцией Л.С. Выготского". Ее не следует смешивать с более широким по содержанию понятием культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, ...

б) 3

в) 2

г) 4

9) Кто установил связь между телесной конструкцией и типом характера, между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию?

а) Г. Оллпорт

б) Б.Н. Теплов

в) Э. Кречмер

г) А. Маслоу

10) Что является ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством?

а) Мотивация

б) Направленность

в) Способности

г) Характер

11) Основоположником какой теории является Г. Оллпорт?

а) теория проприума

б) теория черт

в) теория характеров

г) рефлекторная теория

12) По В.Д. Небылицыну темперамент – это две взаимосвязанных подструктуры. Какие?

а) самоконтроль и способности

б) интроверсия и экстраверсия

в) нейротизм и психотизм

г) активность и эмоциональность

13) Человек с грубыми чертами лица, выступающими скулами, пассивный, задумчивый, уравновешенный. Под какой из этих типов он подходит?

а) Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт

б) Флегматик – эмоционально стабильный интроверт

в) Меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - ... между ними недоразумения и конфликты. От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей. В дошкольной педагогике имеется много методов ...

г) Сангвиник – эмоционально стабильный экстраверт

14) В зависимости от того, видит человек или не видит четкой связи между своим поведением и результатом своего поведения, людей можно поделить на …

а) интровертов и экстравертов

б) интерналов и экстерналов

в) абовертов и интровертов

г) эгоистов и альтруистов

15) Мера вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации – это…

а) рефлекс

б) «поведенческий потенциал»

в) социальные навыки

г) саморегуляция

ЛЕКЦИЯ №3

ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ.

1) Что такое группа?

а) Дружеская компания

б) Люди, которые стремятся к достижению поставленной общей цели

в) Существующие в едином пространстве и в единое время объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения

г) Компания людей, вступающих в деловые отношения

2) Предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей – это…

а) национализм

б) фаворитизм

в) патриотизм

г) этноцентризм

3) Как называются группы, которые создаются по инициативе некоторых или одного участника?

а) Формальные

5 стр., 2446 слов

К вопросу о психологии свидетельских показаний

... направленные на усовершенствование деятельности суда[3]. На основе данных экспериментальной психологии выдвигались различные предложения, ... человека как результат ошибочных выводов из достоверной информации; действий, не относящихся к вербальным утверждениям. Ввести в заблуждение можно, например манерой поведения, ... проведения экспертизы в отношении свидетелей по вопросу о том, каково может быть ...

б) Глобальные

в) Неформальные

г) Условные

4) Сколько человек может входить в малую группу?

а) от 2 до 8

б) от 2 до 15

в) от 3 до 40

г) от 2 до 30-45

5) Столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно к целям друг друга – это…

а) организационный конфликт

б) внутригрупповой конфликт

в) внутригрупповой спор

г) организационный спор

6) Что является высшей целью социальной коллективности?

а) Создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества

б) Распределение функций каждому члену общества

в) Значительно быстрое достижение поставленной цели

г) Формирование маленьких групп людей, которые занимаются, каждый своей деятельностью

7) Какая бывает структура группы?

а) Диагональная

б) Вертикальная

г) Круговая

г) Массивная

8) Пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов – это…

а) манипуляция

б) внешнегрупповая дискриминация

в) конформизм

г) альтруизм

9) Какой лидер может самостоятельно в любой момент прийти к власти?

а) Неформальный

б) Формальный

в) Ситуативный

г) Коммуникабельный

10) Какие качества членов группы приводят к высоким результатам деятельности группы в целом?

а) Пассивность, коммуникабельность, доброта

б) Доброта, самостоятельность, отзывчивость

в) Отзывчивость, коммуникабельность, твердость характера

г) Коммуникабельность, независимость, самостоятельность в работе

ГЛОССАРИЙ

ЛЕКЦИЯ№1

Вопрос 1. Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде. Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего — в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего — в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна.

Вопрос 2. Идею создания бихевиоризма позаимствовали у российского ученого Павлов Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Вопрос 3. Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Вопрос 4. Бихевиоризм – учение о воздействии на человека. В 1930 — 19050 годы Б. Скиннер разработал самую крайнюю форму бихевиоризма, которая заключалась в концепции, что познание — это только набор отношений «стимул-реакция», а вовсе не вид умственной деятельности. Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев.

Вопрос 5. Генетика, окружающая среда и воспитание должны влиять на человека, что бы он смог измениться. Эти факторы вывели представители Феноменологии. Она занимается 2-мя базовыми исследованиями 1) Среда + Человек; 2) Я – концепция человека.

Вопрос 6. Пиаже (Piaget) Жан (9.08.1896 – 1980) — швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного Я, анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта.

Вопрос 7. Психология масс — область психологии, предметом исследований которой являются природа, сущность, закономерности возникновения, формирования, функционирования и развития толп и масс, как специфических форм сообществ людей. Создана в конце 19 в. французским социологом и психологом Лебоном, итальянским психологом и юристом С. Сегеле (1868-1913) и др. Основное внимание уделяет исследованию психического склада, характерных свойств, черт, типов и поведения разнообразных толп и масс в относительно стандартных и нестандартных ситуациях.

Вопрос 8. Феноменологической подход в психологии основал Эдмунд Гуссерль с целью создать точный и чистый метод психологического исследования, в том отношении, в котором чистое естествознание является чистым от психического содержания. Естественнонаучный подход основан на описании окружающей реальности на основе выделения объективных фактов и закономерностей. С точки зрения Э. Гуссреля психология не может, подобно естествознанию, быть эмпирической наукой об объективных психических фактах. Феноменологическая психология подразумевает изучение субъективного, личного опыта человека.

Вопрос 9. Г.Оллпорт, Г.А. Мюррей, К. Рождерс, А. Маслоу – представители гуманистической психологии. Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

Вопрос 10. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

Вопрос 11. Анимизм – учение о душе, от слова anima – душа. Шамбала – состояние души, соединение человека с Богом. Каббала – изучает конструкцию нашей души. Бина – состояние души.

Вопрос 12. Возрастная психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, которые решаются при помощи формирования новых видов поведения и деятельности

Вопрос 13. Мотив — 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. В психологии выделен ряд особенностей природы и функций М. в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции М., детерминация поведения человека неосознаваемыми М. , иерархия М., целенаправленность активности, стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики М. Развитие М. происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

Вопрос 14. Российский ученый А.Р. Лурия внес значительный вклад в изучение психологии 20 века. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии. А так же вместе с ним и эти ученые: Л.С. Выготский — ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н. Леонтьев — провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» высших форм орудийно-знаковых действия в субъективные структуры психики человека. П.Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

Вопрос 15. Психофизиология — занимается изучением физиологической основы психической деятельности. Военная психология — изучает психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе и в условиях боевых действий. Медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Дифференциальная психология — изучает индивидуальные различия в психике людей.

Вопрос 17. Майевтика — (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.

Вопрос 18. Э. Гуссерль — стал основателем феноменологии. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности — «главная феноменологическая тема», «основной характер сознания вообще, которое благодаря этому есть не только переживание, но и переживание, обладающее смыслом».

ЛЕКЦИЯ №2

Вопрос 1. Карл Роджерс (Rogers, Carl) (1902-1987), американский психолог, психотерапевт, один из основоположников гуманистического направления в психологии, основатель недирективного, клиенто-центрированного (ориентированного на клиента) подхода.

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow)(настоящее имя Абрам Маслов) (1908—1970), видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Знаменит своей диаграммой, иерархически представляющей человеческие потребности.

Гордон Виллард Оллпорт (1897—1967) — американский психолог, специалист в области психологии личности, общей и социальной психологии, психологии религии. Создатель диспозициональной концепции личности.

Вопрос 2. Коммуникативная сфера личности. Общение – ведущее условие социализации личности, так как в онтогенезе именно в процессе общения происходит усвоение человеком общественного опыта, норм нравственности и формирование законопослушного поведения. Общение – это установление и развитие контактов между людьми, порождаемые их потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты:

  • обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между коллективами;
  • выработку совместной стратегии деятельности;
  • восприятие и понимание людьми друг друга в процессе совместной деятельности.

Вопрос 3. Структура личности К.Г.Юнга говорит о том что каждый человек рождается с определенным архетипом. Юнг (26 июля 1875, Кесвиль — 6 июня 1961, Кюснахт) — швейцарский психиатр, полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Вопрос 4. Структура личности по Малышеву:

Вопрос 5. Дефицитарные потребности – это потребности, которые прекращаются после их удовлетворения. Потребности физиологического и уровня мотивации (потребности в еде, сне, сексе) и потребности в безопасности (потребность в квартире, работе) относятся к дефицитарным потребностям.

Вопрос 6. В рамках психодинамической теории личность есть система сек­суальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с дру­гой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотноше­ние отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Вопрос 7. Келли (Kelly) Джордж Александер (1905 – 1966) — американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или „личностных конструкторов“, свойственных именно ему.

Вопрос 8. Потребность самореализации и творчества в пирамиде А.Маслоу занимает 4 место.

Потребность самореализации и творчества

Форма пирамиды говорит об удельном весе той или иной потребности человека. Порядок потребностей говорит о том ,что бы подняться на более высокую ступень, необходимо преодолеть предыдущие.

Вопрос 9. Кречмер (Kretschmer) Эрнст (8.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна – 9.2.1964, Тюбинген) — немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.

Вопрос 10. Направленность является ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством. Направленность – система устойчивых мотивов, определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Вопрос 11. Г. Оллпорт — основоположник теории черт. Черта это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

Вопрос 12. Активность — мера энергодинамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения че­ловека. Эмоциональность — характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.

Вопрос 14. Люди, которые не видят связи (или видят слабую -связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их резуль­татами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальнй «локус контроля». «Экстерналы» — это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведе­ния, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» — это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Вопрос 15. Для объяснения поведе­ния человека Бандура вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько пред­стоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

ЛЕКЦИЯ №3

Вопрос 2. Этноцентризм это свойство сознания этнической группы, связанное с преувели­чением положительно оцениваемых характеристик собствен­ной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и куль­турной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим группам.

Вопрос 3. Неформальные группы создаются по инициативе некоторых или одного участника. Неформальная группа — сотрудники, объединенные по их собственной воле на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения определенной цели. Некоторые неформальные группы могут быть организованы из сотрудников, которых объединило недовольство руководителем. Исследования неформальной группы, законов их функционирования, их влияния на сотрудников показали, что имеющие место социального взаимоотношения необходимо учитывать при управлении коллективом. Не учет социальных взаимоотношений может привести к распаду коллектива.

Вопрос 4. В малую группу может входить от 2 до 30-45 человек, потому что это то, количество человек, которыми достаточно эффективно может управлять один человек.

Вопрос 5. Организационный конфликт это интерактивное состояние, проявляемое в разно­гласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Это про­цесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.

Вопрос 7. Структура группы бывает вертикальная и горизонтальная. Вертикальная структура группы – это иерархическая структура власти. Отвечает за управляемость группы. Чем больше вертикаль , тем менее подвижна группа. При горизонтальной структуре, участники группы выполняют те роли и функции которые необходимы для ее успешного функционирования.

Вопрос 8. Конформизм (от лат. conformis подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение

Вопрос 9. Ситуативный лидер может в любой момент самостоятельно прийти к власти. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Составленный тест довольно интересный и познавательный. Он помогает закрепить или увеличить свои знания в области психологии. Он может помочь проверить знания по таким темам:

— основные течения психологии

— система психологических наук

— основные категории психологии

— психологические школы изучения личности

— классификация групп.

Для успешного прохождения данного теста необходимо знать представителей тех или иных психологических школ или течений, таких как:

— А. Маслоу

— Г. Оллпорт

— Дж. Келли

— З. Фрейд

— К. Юнг

— В. Д. Небылицын

— К. Роджерс

— Г. Айзенк

и их вклад в развитие психологической науки; основные психологические термины; процессы, происходящие в группе; классификация групп по тем или иным признакам; историю психологии; связь психологии с другими науками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛЕКЦИЯ №1:

1. Психика человека. www.psychologist.ru

2. В.Вундт. dic.academic.ru

3.Базисные категории. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической  психологии»

4. Мотив. slovari.yandex.ru

5. Ж. Пиаже. psi.webzone.ru

6. И.П. Павлов. dic.academic.ru

7. Возрастная психология. dic.academic.ru

8. Психология масс. slovari.yandex.ru

9. Деятельность. psi.webzone.ru

10. Майевтика. dic.academic.ru

11. Познавательные процессы. revolution.allbest.ru

12. Феноменология. www.gestaltlife.ru

ЛЕКЦИЯ №2:

1. Коммуникативная сфера. www.vuzlib.net

2. К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оллпорт. dic.academic.ru

3. Психодинамическая теория. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

4. Дефицитарный тип потребностей. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

5. Дж. Келли. psi.webzone.ru

6. Э. Кречмер. psi.webzone.ru

7. Экстраверсия и интроверсия. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

8. Суперординатные и субординатные конструкты. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

9. Рефлекторное и социальное направления. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

10. Активность и эмоциональность. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

11. Теория черт. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

12. Интерналы и экстерналы. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

13. Направленность, характер, самоконтроль, способности. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

14. Личность. dic.academic.ru

15. «Поведенческий потенциал». Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

16. Конгруэнтность. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

ЛЕКЦИЯ №3:

1. Формальное и неформальное лидерства.

2. Конформизм. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

3. Групповое давление. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

4. Малая группа. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

5. Этноцентризм. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

6. Организационный конфликт. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

7. Образ жизни. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

8. Неформальная группа. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000

9. Триада. Дружинин В. Н. « Психология. Учебник для технических вузов» М., 2000