Психологические основы урока

6

Психологические основы урока

Что дает развивающее обучение в психологическом плане

Психологическими основами урока являются са­мостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

В продуктах учебной деятельности — знаниях, опыте деятельности — отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оцен­ки, способы применения. Эти свойства, составляющие со­держание познавательной деятельности, содержание уче­ния, имеют разные источники и идут они как бы навстре­чу друг другу. Их встреча и рождает познавательную дея­тельность. Но если они не соотнесутся, то деятельность не состоится, она подменяется реакцией.

Конкретизируя данное положение в условиях обуче­ния в современной школе, следует прежде всего отметить, что учебная деятельность есть форма существования школьника как субъекта учения. В ней выражаются, про­являются и формируются все качества личности, ее харак­теристики.

Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важ­но отметить, что:

а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого проис­ходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, лично­стные, поведенческие, деятельностные изменения в самом чело­веке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев);

б) развитие, особенно лич­ностное, не прекращается до момента прекращения самой жиз­ни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: не­обратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

В ка­честве факторов, определяющих психическое развитие, В.С.Му­хина рассматривает его предпосылки, условия и связь развития и внутренней позиции ребенка.

Говоря об основной цели любой системы образования — раз­витии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической пси­хологии, согласно которому обучение является не только усло­вием, но и основой и средством психического и в целом личнос­тного развития человека. Существен вопрос о характере соотно­шения обучения и развития. Ответ на этот вопрос принципиаль­но важен для педагогической психологии.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... и выбора эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... преимущественно определяющих развитие силы мышц человека. Считается, что для увеличения мышечной силы более важными являются нервные факторы, ...

Хотя развитие охватывает всю личность ребенка в целом, в этом процессе могут быть выделе­ны некоторые основные линии. Так, считается, что психическое развитие ребенка, как и его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по линиям:

познавательной сфе­ры (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

пси­хологической структуры и содержания деятельности (становле­ние целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение спосо­бов и средств деятельности);

личности (направленности, ценно­стных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому — как разви­тие:

а) знаний, способов деятельности;

б) психологических ме­ханизмов применения усвоенных способов;

в) личности, куда включена и деятельность.

Л.И. Айдарова выделяет в качестве таких линий наряду с интеллектуальным, личностным и языковое развитие. Су­щественно, что во всем интеллектуально-личностно-деятельностном становлении ребенка проявляются основные закономерно­сти развития психики, такие как неудержимость, интегративность, системность, сензитивность, компенсаторность.

Развитие интеллекта ребенка, его познавательной сферы трактуется в отечественной психологии в общем контексте тео­рии развития высших психических функций Л.С. Выготского. В этой теории подчеркивается социальная сущность человека и опо­средствованный характер его деятельности (ее «орудийность», знаковость).

В целом человек интеллектуально развивается по сле­дующим основным плоскостям:

  • от непосредственного к опосред­ствованному, «орудийному»;
  • от общего нерасчлененного к диф­ференцированному, и в то же время к обобщенному (абстракт­ному) отражению действительности;
  • от непроизвольного, нере­гулируемого к произвольному.

В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они качественно изменяются, напри­мер, от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от на­глядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к от­влеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическо­му мышлению.

Формирование самостоятельности. Конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как ее субъекта, дости­жение такого уровня развития учащихся, когда они оказы­ваются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотно­сить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществить учебную деятельность.

О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский. «…Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… дать ученику средство из­влекать полезные знания не только из книг, но из предме­тов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, из­влекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».

7 стр., 3486 слов

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся ...

... строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к ... новообразование возраста -(категория развития) та способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом ...

Бесспорным представляется факт, что повышению степени самостоятельности школьников в учебной дея­тельности:

Во-первых, способствует расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей, который предусматривает переход от внутрипредметных связей к межцикловым и от них к межпредметным связям. Причем существенно важно, чтобы усложнение содержания, спо­собов деятельности осуществлялось не только в процессе перехода от внутрипредметных к межцикловым и от них к межпредметным, но и на каждом из названных этапов, приводящим к все более широким связям.

Во-вторых, повышение степени самостоятельности до­стигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий.

В-третьих, формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирова­ния отдельных операций выполняемых действий к форми­рованию всего действия. Подобная работа должна иметь место как по отношению к конкретным, так и общим учебным действиям, по отношению к отдельным процес­суальным компонентам учебной деятельности и к процес­су решения учебной задачи в целом.

В-четвертых, степень самостоятельности учащихся бу­дет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятель­ному открытию отдельных действий и их систем. Причем очень важно, чтобы и здесь предметом деятельности уча­щихся были конкретные и общие действия, структура конкретной деятельности и учебной деятельности в ее специфическом значении.

В-пятых, повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания не­обходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.

В-шестых, переход от задач репродуктивного характе­ра к задачам творческим, требующим использования зна­ний и действий межпредметного характера.

Нетрудно заметить, что во всех случаях речь идет о постепенном сокращении меры помощи учащимся в осу­ществлении учебной деятельности, о превращении их в субъектов этой деятельности.

Очевидно, что данное положение особенно значимо как в теоретическом, так и практическом плане организа­ции учебного процесса в школе, поскольку осознание школьником мотивов, целей, способов, приемов учения, осознание себя как субъекта учебной деятельности требует такого построения обучения, при котором развивается ак­тивность, самостоятельность обучаемого, постепенное превращение его из объекта педагогического воздействия в субъекта осуществляемой учебной деятельности. Такой переход возможен, если правильно строятся взаимоотно­шения учителя и ученика, в ходе развития которых ак­тивные функции постепенно передаются обучаемому.

10 стр., 4635 слов

Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных ...

... навыков учебной деятельности. Уровень сформированности этого, достаточный для младшего школьника, обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Овладение учащимися универсальными учебными действиями ...

Формирование самостоятельности в учебной деятель­ности является предпосылкой проявления данного ка­чества в других видах деятельности, не только в тех, в ко­торые ученик включается в настоящее время, но и тех, ко­торые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формирования у учащихся творческих потенций.

Библиографический список

  1. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 2002
  2. Ушинский К.Д Собр. соч. в 11 томах. М.- Л., 1950. Т 2
  3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979
  4. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. – М., 1980
  5. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1997