Психоаналитические подходы к исследованию

Литература по курсу

«Психолого-педагогическая диагностика»

Литература по общим вопросам спецкурса

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А.А.Бодалева — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 384 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.

3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. -104 с.

4. Божович Л.И. Личность и развитие в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. С. 328-332.

5. Гершунский В.С. Педагогическая прогностика. — Киев, 1985.

6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. Спб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та. 1992. 154 с.

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1985.

8. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. – М. Изд-во МГУ, 1984.

9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 1989.

10. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1985.

11. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений — М.: Политиздат, 1988.

12. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.

14. Марев И. Методологические основы дидактики. — М., 1987.

15. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П.Р. Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С. Турбовского. — М.: Педагогика, 1985. — 140 с.

16. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы /Пер. с англ. – М.: Когито-центр, 1999. –144 с.

Литература по проведению исследований

1. Аргентова Т.Е. Методы психодиагностики. — Кемерово, 2000.

2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: Введение в понимание детей через кинетические рисунки /Пер. с англ. — М.: Смысл, 2000. – 146 с. (ФПП)

3. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. — М.: Тривола, 1998.

4. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

5. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика. — 1974. — 160 с.

6. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. СПб РИО, СПбГУ, 1991. — 75 с.

2 стр., 503 слов

Методологические основы педагогической психологии

Педагогическая психология имеет свою методологическую основу, она опирается на философские концепции и находит свое выражение в принципах; у п.п. фактически те же принципы что у психологии; 1. Деятельностный подход к изучению процесса учения; 2. Единство материальной внешней деятельности и деятельности внутренней психической; 3. Социальная природа законов психического развития; Деятельностный ...

7. Голубев И.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.

8. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 232 с.

9. Диагностическая практика /Под общ. ред. С.Ф. Сироткина. – Ижевск, 2001. – 124 с.

10. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. –160 с.

11. Казаринов А.С. Методы и модели экспериментальной педагогики. — Глазов: ГГПИ, 1997. -108 с. — (Часть 1. Математические модели педагогического эксперимента).

12. Клименюк А.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогик">методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования: Учеб. пособие – Киев, 1988. -100 с.

13. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970.

14. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб. Социально-психологический центр, 1996. -395 с. (ФПП)

15. Лаак Я. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. — М.: Издательство «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 384 с. (ФПП)

16. Лекции по методике конкретных социальных исследований //Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1972.

17. Макаревич Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лаб. практикум. Минск, 2000. (ФПП)

18. Маховер К. Проективный рисунок человека. /Пер с англ. Васильевой Ю.А. — М.: Смысл, 2000. – 154 с. (ФПП)

12 стр., 5689 слов

Методы исследования педагогической психологии

   МИССО Студент 3 курса Факультета психологии Группы 0500П Харченко К. В. Реферат по педагогической психологии На тему: Методы исследования педагогической психологии. План реферата   1)    Введение 2)    Основные методы исследования. 3)    Методы обучения. 4)    Метод самовоспитания. 5)    Методы воспитания. ...

19. Методы беседы в психологии. Учебное пособие для студентов фак-ов психологии высших учебных заведений по специальности 521000 и 020400-Психология. /Ред. составитель А.М.Айламазян. — М.: Смысл, 1999. – 222 с. (ФПП)

20. Методы педагогических исследований /Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. — М.: Педагогика, 1979. — 255 с.

21. Методы сбора информации в социологических исследованиях /Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. В 2-х кн. М., 1990.

22. Методы социально-психологического исследования. — Кемерово: Юнити, 2002. — 277 с.

23. Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности.; Учебное пособие. АО «Корпорация Федоров», 1999. – 120 с. (ФПП)

24. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. /Пер. с англ. — М.: Академпроект, 2001. – 384 с. (ФПП)

25. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: Изд-во КСП+, 1999. – 320 с. (ФПП)

26. Петренко В.Ф. Практическая психология. /Под ред. Тутушкиной. — СПб., 2001. – 359 с. (ФПП)

27. Поченцев Г. Введение в психодиагностику: принципы и методы. История развития. Основы психометрики. Учебное пособие для студентов псих.факультетов. — М.:Учебно-методическое пособие коллектор «Психологи», 1999. – 140 с. (ФПП)

28. Проблемы контент-анализа в социологии. — Новосибирск, 1970.

29. Проективная психология. — М.: Апрель Пресс, 2000. – 528 с. (ФПП)

30. Психологические тесты. В 2х т. /Под ред. А.А.Карелина. — М.: Гуманит. Издат. центр «ВЛАДОС», 1999. (ФПП)

31. Рабочая книга социолога /Под ред. Г.В. Осипова. — М., 1990.

32. Рабочая книга социолога /Под ред. Ядова В.А. — М., 1992.

33. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. Психологический практикум. — СПб.: Речь, 2001. – 416 с. (ФПП)

34. Руайе Ж. Проективные методики исследования детской психики: Часть II /Редакция, сост. И.Б.Ворожцова. — Ижевск, Республиканский центр развития образования обучающих технологий иностранным языкам УдГУ, 1999. – 36 с. (ФПП)

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

35. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.,1983.

36. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. — 224 с.

37. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. – М.: Педагогика, 1986.

38. Теория и практика педагогического эксперимента. /Сб. статей под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.: Педагогика, 1976.

39. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.

40. Шпак Л.Л. Практическая социология: ретроспектива и современность. — Кемерово 1997.

41. Шпак Л.Л. Социальные технологии: понятие и практическое применение. — Кемерово. 1994.

42. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. — М.: Изд-во Московского университета, 1993. — 120 с.

43. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 2000. — 596 с.

Практикумы

1. Айламазян А.М. Метод беседы в психологии. Психологический практикум. М., 1999.

2. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 192 с.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – М.: БАХРАХ-М, 2000.

4. Максименко М.Ю. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике. — М.: Теревинф, 1998. (ФПП)

5. Перлз Ф. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие /Под общей ред. А.А.Крылова. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с. (ФПП)

6. Практикум психологический. Межличностные отношения: Методические рекомендации для заочников /Сост. И.Б.Дерманова, Е.В. Сидоренко. — СПб., 1996. (ФПП)

7. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. — М.: Изд-во «Институт», Воронеж; НПО «МОДЭК», 1996. – 176 с. (ФПП)

 

10 стр., 4721 слов

Древнегреческая натуРФилософия. Вопрос 1 философия милетцев, пифагора и гераклита

13 Лекция №2 Древнегреческая натурфилософия. Вопрос 1 Философия милетцев, Пифагора и Гераклита. Мудрость в том, чтобы знать всё как одно (Гераклит). Периоды и проблемы Античной философии. Условно выделяют пять периодов античной философии. Во-первых, натурфилософия до Сократа: первые философы пытались ответить на вопросы: что есть начало всех вещей, как возник и устроен мир? С Сократа начинается ...

Дополнительная литература

1. Булохова Н.Ю., Зайчикова О.В., Потапова Л.Б. Опыт социометрического анализа на Калининской АЭС //СоцИс. — 2002. — № 43.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. (ФПП)

3. Золотовицкий Р.А. Социометрия Морено — мера общения //СоцИс. — 2002. — № 4.

4. Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу. /Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э. Шереги. — М.: Политиздат, 1990. – 288 с. (ФПП)

5. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические методы исследования. — Киев, 1975.

6. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий //Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 1.

Литература по отдельным вопросам спецкурса

 

Методологические проблемы педагогической науки. Модели развития личности, проблемы воспитания и образования

 

1. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. //Избр. психол. труды. В 2-х т. – Т. 2. – М., 1980. С. 9 – 127.

2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций).

Часть 1. – М., Воронеж, 1996.

3. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. -178 с.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.

5. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М.: Просвещение, 1986.

6. Краевский В.Е. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. — М., 1977.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

8. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования //Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1982. С. 270 – 652.

9. Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. — Л., 1988.

10. Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1981.

11. Шварцман К.А Философия и воспитание. М., 1989.

12. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М.: Шк. Культ. Полит., 1995. — 800 с.

4 стр., 1584 слов

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей Человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества, что с очевидностью сказывается на его поведении. В настоящий момент нет ...

 

Психоаналитические подходы к исследованию

 

1. Благовещенский Н. Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ педагогического процесса – СПб.: Символ-Плюс, 2000. –224 с.

2. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. –М.: ООО «ЦГЛ «РОН», В.Секачев, 2001. –329 с.

3. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика – М.: Изд-во Института Психотерапии, 200. –288 с.

4. Havens L. Participant observation. The psychotherapy schools in action. Jason Aronson inc. 1993.

 

Понятия: методология, научный метод, теория, методика. Отличие научного исследования от других способов познания. Проблема определения предметной области педагогики.

 

1. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. Гл. 1, с. 5-22.

2. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. гл. 4. § 1-3.

3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М.: Шк. Культ. Полит., 1995.

4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та. 1992. Гл. 1, гл. 2, § 1.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. Гл.1, § 1.

6. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии //Вестник Московского университета. Серия 14. № 2. 1990.

7. Васюкова Е.Е. Понятия, принципы и проблемы психологической науки //Вопросы психологии. № 4. 1993.

8. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе развития психологического познания //Вопросы психологии. № 3. 1973. С. 15-31.

9. Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии //Психологический журнал. № 5. 1982.

10. Лекторский В.А., Садовский В.Н. Проблемы методологии и философии науки //Вопросы философии. № 3. 1980. С.16.

11. Пастернак Б.Л. О предмете и месте психологии //Вопросы философии. № 8. 1988. С. 97.

12. Краевский В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики //Сов. Педагогика. № 7. 1988. С. 23-29.

 

Системный подход в психологии и педагогике

 

1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. — М.: Шк. Культ. Полит., 1995. — 800 с. С. 87 -114, 143-154, 381-398.

4 стр., 1850 слов

Конструктивная психология программа исследований, методологические основы, технологическая стра

Конструктивная психология: программа исследований, методологические основы, технологическая стратегия Термин "конструктивная психология" мы начали использовать для обозначения комплексных исследований и разработок в области психорегуляции и психического развития человека с 1983 года, а в 1985 году совместно с О.Г.Бахтияровым и А.Ф.Стекловым нами была разработана программа НИОКР по конструктивной ...

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с. Гл. 2, § 1,2. С. 77-104.

3. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. — Гл. 7, § 1,2.3. С. 180-192.

4. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Проблемы методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях //Психол. журнал. № 4. 1995. С. 11-25.

5. Раппопорт А. Системный подход в психологии //Психол. журнал. № 3. 1994. С. 3-16.

6. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в психологии //Вопросы психологии. № 3. 1977. С. 174.

7. Вульфсон Б.Л. Методологические проблемы сравнительной педагогики //Сов. Педагогика. № 8. 1988. С. 130-136.

8. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Кузьминой Н.В. — Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.

 

 

Проблема соотношения предмета, объекта и методов исследования. Формулирование цели, задач, гипотез и способов доказательства в научных исследованиях.

 

1. Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. Введение в психологию научного труда. С. 50-65, 158-163.

2. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989. Гл. 2. С. 22-31; гл. 4. С. 36-55; гл. 6. С. 167-180.

3. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П.Р. Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С. Турбовского. — М.: Педагогика, 1985. Гл.2, § 2, 3, 4. С. 68-99.

4. Пятницын Б.Н. Диалектика проблемы доказательства и подтверждения гипотез //Вопросы философии. № 11. 1975. С.93.

5. Никитина А.Г. О соотношении предвидения и гипотезы //Вопросы философии. № 11. 1977. С.105.

6. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика. № 2. 1997. С. 9-14.

7. Штульман Э.А. Методологический аппарат исследования //Сов. Педагогика. № 11. 1988. С. 43-48.

8. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика. 1997. № 2. С. 9 – 14.

 

Методы исследования, границы их применимости

 

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА, 1997. гл. 1, С. 26-33; гл. 2, С. 33-55.

2. Методы педагогических исследований /Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. — М.: Педагогика, 1979. — 255 с.

3. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. //Вопросы философии. № 4. 1995. С. 135.

4. Материалы круглого стола. Психология и новые идеалы научности. //Вопросы философии. № 5. 1993. С. 3-42.

5. Никольская А.А. Обсуждение методологических проблем историко-психологических исследований //Вопросы психологии. № 4. 1973. С. 185-188.

6. Бодалев А.А. Современное состояние и перспективы исследований в общей психологии, дефектологии и возрастной физиологии //Вопросы психологии. № 4. 1986. С. 5-13.

7. Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя //Вопросы философии. № 7. 1988. С. 93.

8. Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики //Сов. Педагогика. № 10. 1985. С. 47-54.

9. Ржецкий Н.Н. Методы теоретических исследований в дидактике //Сов. Педагогика. № 10. 1986. С. 31-38.

10. Полонский В.М. Методы исследования проблем образования //Педагогика. № 2. 1994. С. 10-15.

11. Кошелева О.Е. Заметки об историко-педагогическом исследовании //Педагогика. № 6. 1991. С. 85-90.

 

Проблема объективности в психолого-педагогических исследованиях. Проблема оценки эффективности психолого-педагогических исследований и разработок. Степень формализации научного исследования.

 

1. Смирнов Г.А. Проблема непосредственного знания в истории философии и принципы формализации научных теорий //Вопросы философии. № 9. 1995. С. 54.

2. Внедрение достижений педагогики в практику школы. Гл. 4, с. 77-95.

3. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии. № 3. 1997.С. 112-133.

4. Ронсалес Рей Ф.А. Связь методологии, теории и эмпирического исследования при изучении личности //Психологический журнал. № 6. 1989.

5. Петросян А.Э. Проблема социальной оценки научных исследований //Вопросы философии. № 5. 1987. С.50.

6. Щукина Г.И. Методологические проблемы эффективности дидактических исследований //Сов. Педагогика. № 12. 1985. С. 30-34.

7. Кыверялг А.А. Условия эффективности и достоверности научного исследования //Сов. Педагогика. № 5. 1988. С. 35-39.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. //Избр. психол. труды.- М., 1989. С. 435 – 546.

9. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В.Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. -144 с.

10. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987.