Произвольное внимание есть акт нашей воли, результат активности нашей воли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

(раздел «Психология познавательных процессов»)

Вариант 4.

Задача № 1.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с:

а) физического процесса;

б) физиологического процесса;

в) психического процесса;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. К экстерорецептивным ощущениям относят:

а) зрительные ощущения;

б) ощущения вибрации;

в) органические ощущения;

г) ощущения боли;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Основные свойства ощущений – это:

а) константность;

б) интенсивность;

в) предметность;

г) обобщенность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется:

а) верхним порогом чувствительности;

б) разностным порогом;

в) нижним порогом;

г) интенсивностью ощущения;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

5. К изменению чувствительности приводит:

а) адаптация;

б) синестезия;

в) сенсибилизация;

г) избирательность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Задача № 2. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение

Отражение , психика, познание, чувственный образ ,ощущение, осязание

Задача № 3. Верны или нет следующие утверждения? Почему?

1. Стимул или объект имеют больше шансов попасть в поле восприятия, если они сложны.

2. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне.

ВЕРНО. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным

3. У каждого биологического вида свое восприятие действительности.

ВЕРНО. У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое
специфическими ощущениями.

Задача № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... стали казаться зрителям громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления указаны верно. а) изменения ... слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. ...

1. Наше восприятие мира связано с:

а) культурой, к которой мы принадлежим;

б) практикой;

в) опытом;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. Гештальтпсихологи утверждают, что элементы складываются в фигуру, если она имеет одинаковое направление. В этом проявляется принцип:

а) дополнения;

б) сходства;

в) непрерывности;

г) симметрии;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Одним из важных свойств восприятия является:

а) предметность;

б) абстрактность;

в) комфортность;

г) иерархичность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

4. В восприятии отражаются:

а) отдельные свойства вещей и явлений;

б) целостные образы предметов и явлений;

в) обобщенные понятия о предметах и явлениях;

г) отдельные стороны действительности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Задача № 5. Выделите в приведенных фрагментах факторы, способствующие становлению произвольного внимания. Почему произвольное внимание присуще только человеку?

1. Произвольное внимание «принципиально отлично от непроизвольного внимания, хотя ведет свое происхождение от него и хотя… оно использует механизм непроизвольного внимания. Это внимание обязано своим возникновением и развитием труду… Произвольное внимание есть акт нашей воли… результат активности нашей личности». (Т. Рибо).

Произвольное внимание есть акт нашей воли, результат активности нашей воли.

2. Как только у человека явилась способность отдаться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и внимание произвольное… Очень слабо развитая у первобытного человека способность к продолжительному, непрерывному вниманию сделалась у нас очень значительной. (Т. Рибо).

Как только у человека явилась способность отдаваться труду, явилось на свет и внимание произвольное.

3.Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму – произвольное внимание… Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. (А.В. Петровский).

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой задачи, цели.

 

 

Практическая работа №3

«Память. Мышление. Воображение.»

Вариант 4.

Задание 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Семантическая память – это такая память:

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования;

б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира;

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненно важных событий;

г) в которой хранится частная, «проходная» информация;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря:

а) пространственной организации информации;

13 стр., 6235 слов

Ответы. Психология развития

2. понятие возраста в психол. Развития В психологии принято различать:1. Календарный возраст 2. Биологический возраст (степень изношенности организма человека: в 20л выглядеть на 50) 3. Психологический возраст (поведение: уровень развития психики хар-ся взаимоотношениями с окружающими и особ-тями развития психических функций) 4.Социальный возраст (хар-ет ту соц. ступень и соц. статус, кот человек ...

б) последовательной организации информации;

в) ассоциативной организации информации;

г) иерархической организации информации;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено:

а) торможением;

б) активным забыванием;

в) мотивированным забыванием;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4.Кратковременная память:

а) сохраняет информацию в пределах двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер;

г) короче оперативной;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Сенсорная память:

а) действует на уровне рецепторов;

б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с;

в) лежит в основе зрительных образов;

г) является генетически первичным видом памяти;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Кратковременная память:

а) сохраняет информацию в пределах двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер;

г) короче оперативной;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была сознательно прекращена;

б) была доведена до конца;

в) осталась незаконченной;

г) привела к вознаграждению;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

1. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью;

в) более развита у пожилых людей;

г) обобщение образов и представлений;

д) не связана с эмоциями;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

Задание 3. Вставьте пропущенныеслова в следующие утверждения.

1.Память – форма психическогоотражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта.

2.Различают три уровня памяти: сенсорную (или мгновенную,непосредственная), кратковременную и долговременную память.

3.Сенсорнаяпамять функционирует в течение четверти секунды.

4.Емкость и длительность хранящейсяинформации в долговременной памяти в принципе практически неограничены.

Задание 4. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

Психика- отражение- познавательный процесс- память- словесно-логическая память

2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Психика- отражение -познавательный процесс -образная память- чувственный образ- представление

Задание 5. Объясните:

1. В чем заключается сущность основного механизма мышления?

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и переработке человеком разнообразной информации (С.Л. Рубинштейн). Память как психическое явление связано с другими психическими ... произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное. Следующий процесс памяти - сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, ...

Сущность мышления как познавательного процесса-процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней — чувственной и логической. Мышление это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

2. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны?

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения. Представление образно-наглядно; выражает по преимуществу единичное. Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно мыслить или знать, т.е. понятие абстрактно.

Взаимосвязь понятия с представлением особенно явственно выступает в моменты затруднений. Встречаясь с трудностями, протекающая в понятиях мысль часто обращается к представлениям, испытывая потребность «сличить мысль и вещи», привлечь наглядный материал, на котором можно было бы непосредственно проследить мысль.

3. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

Меньший объем информации легче запомнить.

Задание 6. Вставьте пропущенныеслова в следующие утверждения.

1. Чем более знакомаястановится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она сохранитсяв памяти.

2. Процесс кодированияосуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадиикратковременнойпамяти и углубляется на стадии долговременной памяти.

3. Семантическаяпамять включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.

4. Память – форма психическогоотражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта.

Задание 7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Чувственная ступень познания нуждается в дополнении рациональной потому, что:

а) сущность предметов и явлений не совпадает с их воспринимаемым обликом;

б) сложные явления действительности недоступны восприятию;

в) восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. В концепции Л.С. Выготского мышление и речь:

а) абсолютно тождественны;

б) имеют разные генетические корни;

в) являются независимыми друг от друга функциями;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Движущей силой формирования понятийного мышления является:

а) игра;

б) практическая деятельность;

в) функционирование доминанты;

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... в виде намеченной цели. Сознание включает в себя определенную систему отношений человека к окружающей действительности и к самому себе ... решение всегда используется в аналогичных ситуациях. Практическое мышление связано с ориентировочным манипулированием, при этом ориентировка ... перелеты птиц и т.д.), однако эта целесообразность сохраняется лишь в постоянных условиях, при изменении условий "разумность" ...

г) обучение;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Задание 8. Обобщите приведенные высказывания. Выделите на их основе сущностные характеристики мышления.

1. Мышление и сознание… суть продукты человеческого мозга… функция мозга, отражение внешнего мира. (В.И. Ленин).

Считая сознание продуктом длительного развития материи, диэлектрический материализм подчёркивает, что сознание является свойством высших материи, функцией головного мозга человека. Сущность сознания как функции мозга заключаются в отражении внешнего мира. Предмет, явление внешнего мира существуют вне и независимо от сознания. Ощущения, представления возникают у человека в результате восприятия им внешних воздействий. Какие бы мысли дай возникали – в голове человека, они являются лишь образами предметов и явлений объективной действительности.

2. Мышление – это такая ступень сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в творческом созидании новых идей, в постановке проблем и их решении. (А.Г. Спиркин).

Если сравнить эти две формулировки, то определение «сознания» от определения «мышление» будет отличать лишь несущественными моментами. А именно: сознание – это еще и «связанное с речью функция мозга», «заключающаяся в оценочном отражении действительности», а также «в разумном регулировании и само контролировании поведения человека». Совершенно очевидно, что все эти свойства сознания в равной мере присущи и мышлению. Что касается «конструктивно – творческого преобразования действительности», то такого свойства у сознания нет, оно лишь участвует в такие преобразования в составе человеческой деятельности. Таким образом, сознание и мышление – это понятия синонимы. Они используются для обозначения идеального содержания или духовной стороны коммуникативной деятельности.

 

3. Мышление не существует вне общества, вне накопленных им знаний и выработанных логических способов умственной деятельности. Человек не рождается, а становится субъектом мышления, овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт всей всемирной истории. (А.Г. Спиркин).

Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс; однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.п. действий и операций. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно – исторической практики; даже задачи, которые он ставит перед своим мышлением порождаются общественными условиями, в которых он живёт. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу.

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

... особенности исследования мышления человека. Анатомия и мышление То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит от коры — слоя толщиной около шести миллиметров, покрывающего все четыре доли мозга. В ... процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий ...

4.Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является… измерение природы человеком, а не природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу. (Ф. Энгельс).

Этим мышление человека радикально отличается от интеллекта животных, который, как показывают специальные опыты, осуществляет лишь приспособление к наличным условиям ситуации и не может иначе как случайным образом изменить их, так как их деятельность в целом всегда остается направленной не на эти условия, а на тот или иной предмет их биологической потребности. Другое дело – у человека. У человека «фаза подготовления», из которой и вырастает его мышление, становится содержанием самостоятельных, целенаправленных действий, а в последствии может становиться и самостоятельной деятельностью, способной превращаться в деятельность целиком внутреннею и умственную. Наконец, мышление, как и вообще человеческое познание, принципиально отличается от интеллекта животных тем, что его зарождение и развитие также возможно лишь в единстве с развитием общественного сознания. Общественными по своей природе являются не только цели человеческого интеллектуального действия; общественно выработанными, как мы уже видели, являются также и его способы, и средства. В последствии, когда возникает отвлеченное речевое мышление, оно тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобщениями – словесными понятиями и общественно же выраженными логическими операциями.