ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

СОЗНАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В 50-70-Е ГОДЫ 20 ВЕКА

1.(2б) Восстановите пропущенные элементы.

2.На осознании правила до тренировки настаивают методисты – практики, работающие в русле … метода, обоснованного Б.В.Беляевым, и … метода, заложенного Л.В.Щербой и разработанного его последователями А.А.Миролюбовым, И.В.Рахмановым, З.М.Цветковой, В.С.Цетлин, П.Б.Гурвичем и др. (Колкер 2000:13)

3.(1б) Назовите правильное постановление от 27.05.1961г.,ускорившее появление и распространение сознательно-практического метода в Советском Союзе.

4.(3б) Назовите трех наиболее известных ученых, разрабатывавших теорию и методику сознательно-практического метода.

5.(2б) Назовите две главные особенности сознательно-практического метода по определению Б.В.Беляева.

6.(2б) Чем отличается сознательно-практического метод от грамматико — переводного метода?

7.(2б) Чем отличается сознательно-практический метод от прямого метода (Пассов, пособие №22:3)

8.7.(1б) Почему Е.И.Пассов характеризует сознательно-практический метод в определении Б.В.Беляева как «особый вариант смешанного метода»?

9.8.(3б) Какие три ценных признака сознательно-практического метода Б.В.Беляева особо подчеркивает и признает научная школа Е.И.Пассова ?

10.9.(3б) Добавьте еще три пункта к перечисленным требованиям к процессу обучения ИЯ по сознательно-практическому методу Б.В.Беляеву (Пассов, пособие №22:2-3)

1) практическая тренировка в иноязычной речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме)

2) презентация языковых правил до тренировки учащихся в иноязычной речевой деятельности

3) использование родного языка при сообщении теоретических сведений

4) преимущество интуитивное владение языком

5) обучение ИЯ в последовательности: устная речь => письменная речь

6)…………………………………………………………………………………

7)……………………………………………………………………………….

8)…………………………………………………………………………………..

11. (1б) Назовите автора УМК по английскому языку, составленного в рамках сознательно-практического метода.

 

КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД

1.(2б) Предложите эпиграф к вашему ответу на экзамене или к курсовой работе по методике по теме «Коммуникативный метод обучения ИЯ»

2.(1б) Что является стержнем коммуникативного метода, его доминирующей идеей, цементирующей/интегрирующей все входящие в него принцип (Пассов, пособие №22:27)?

23 стр., 11416 слов

Существуют различные методы для диагностики мотивации.

... при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.   2. Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на ... материал - юмористические фразы, - который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст из 80 ...

3.(1б) Проинтерпретируйте термин «коммуникативность» как категорию современной методической науки. Что означает «коммуникативность» по Е.И.Пассову?

4.(1б) Почему Е.И.Пассов особо выделяет 5 взаимообусловленных принципов коммуникативного метода? Почему он придает исключительно важное значение именно принципам?

5.(1б) Выберите правильный ответ.

Учащимся решают проблемы, речемыслительные задачи при

А) повторении за учителем

Б) повторении за диктором

В) воспроизведении выученного наизусть

Г) выполнении речевых упражнений

6.(2б) Какие из этих заданий установок имеют признаки коммуникативности?

А) составьте диалог с новыми словами

Б) Ответьте на вопросы по содержаниютекста

В) Назовите животных, которых вы видите на картинке.

Г) Руслан недавно вернулся из Америки. О чем вы хотели бы его расспросить?

Д) Поделитесь с нами чем вам нравиться/не нравиться этот фильм (этот персонаж, эта книга, это время года и т.д.)

7.(5б) Какие принципы коммуникативного метода обучения ИЯ соответствуют следующим определениям?

А) общение на изучаемом языке как цель и как средство обучения, речевое взаимодействие на уроке, оречевленность упражнений

Б) осознание функциональной предназначенности всех аспектов изучаемого языка

В) системе взаимоотношений субъектов общения и условия для общения

Г) смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения, информативноность материала

Д) личностная ориентация общения

8.(2б) Чем отличаются описываемые в методической литературе варианты коммуникативного метода от подлинно коммуникативного: 1) коммуникативно-когнитивный и 2)коммуникативно-сознательный методы?

9.(1б) В чем проявляется, по Е.И.Пассову, дифференцированность метода?

10.(3б) Соотнесите варианты коммуникативного методы в России и за рубежом с их интерпретацией и способами практический реализации.

1) крайняя точка зрения на коммуникативный метод в трудах отдельных зарубежных методов А) обучение системе языка на основе формальных языковых упражняй, рекомендации учащимся составить диалоги и высказать собственное мнение по проблеме лишь на завершающем этапе работы над темой
2) крайность, характерная для некоторых отечественных методов и учителей-практиков, декларирующих применение коммуникативного метода Б) рассмотрение коммуникативного метода в чистом виде, опора только на содержательную сторону обучения с исключением работы над языковой формой, недооценка принципа сознательности
3) коммуникативный подход к обучению ИЯ в трудах отдельных зарубежных (Brumfit and Johnson, Morrow, Widdowson, Littlewood, Nunan) и российских методистов (Е.И.Пассов и его школа, Е.Н.Соловова, Н.Д.Гальскова и д.р.) В) речевая направленность процесса обучения с конечной целью обучить всем видам речевой деятельности, ориентация не только на содержательную сторону, но и на форму высказывания, функциональность в отборе материала и его тренировки, использование аутентичных материалов и подлинно коммуникативных заданий, индивидуализация процесса обучения, использование личностно-ориентированного подхода, опора на когнитивные индивидуальные стили (cognitive style) и учебные стратегии обучаемых (learning strategies), использование их личного опыта (Колесникова, Долина 2001)

11.(6б) Назовите 6 компанентов коммуникативной компенсации (communicative competence)? Разнообразных и предложенных Шейлзом в 1995 году в рамках Совета Европы.

12.(5б) Назовите 5 функционально взаимообусловленных, объединенных единой стратегической идеей принципов коммуникативного метода обучения по Е.В.Пассову.

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД

1.(1б.) Где и когда возник метод проектов?

2.(2б.) Кто разрабатывал научные основы проектной методики?

3.(1б.) Из какого языка заимствовано слово «проект» и что оно означает?

4.(1б.) Кем из русских педагогов разрабатывался метод проектов одновременно с американскими педагогами?

5.(2б.) Какие научные (психолого-педагогические) подходы успешно реализуются в проектном методе?

6.(1б.) Какая мудрая китайская пословица вступает в силу в проектной работе?

7.(2б.) Восстановите пропущенные слова.

Проект – это «… работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности» (Зимняя, Сахарова 1991:10).

8.(3б.) Использование каких других методов предполагает по своей сути метод проектов?

9.(1б.) Восстановите пропущенный элемент.

Работа над проектом включает в себя три этапа:

1) планирование

2) реализация (подготовка и исполнение проекта)

3)…

10.(1б.) Восстановите пропущенный элемент.

По признаку доминирующего в них метода или вида деятельности выделяются проекты: исследовательские, творческие, …, информационные, практико-ориентированные (Полат 2000).

11.(10б.) Перечислите не менее 10 форм представления результатов проектной работы в зависимости от ее содержания.

12.(3б.) Добавьте еще три преимущества проектного метода к перечисленным.

Проектная работа создает благоприятные условия для:

1) реализации принципа гуманизации обучения

2) развития умения работать в коллективе/сотрудничестве

3) реализации естественной взаимосвязи всех четырех видов речевой деятельности

4) поиска способов преодоления непредвиденных трудностей

5) развития воли, эмоций, фантазии и воображения

6) формирования толерантной языковой личности

7) углубления фоновых знаний

8) реализации профильно-направленного обучения

9) развития нравственных качеств (трудолюбия, ответственности за порученное дело, доброжелательности по отношению друг к другу)

10)…

11)…

12)…

 

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

Computer Assisted Language Learning

1.(1б.) Выберите правильный ответ.

Программированное обучение – это

а) метод обучения всем видам речевой деятельности

б) способ организации материала для оптимального его усвоения

в) способ формирования речевых навыков, способных к переносу

2.(2б.) Назовите первые два пропущенных признака программированного обучения ИЯ.

1)…

2)…

3) незамедлительный контроль усвоения каждой порции (дозы) материала с помощью ключей – наличие постоянной обратной связи

4) продвижение вперед только после усвоения предыдущей дозы материала – после успешного выполнения предыдущего шага

5) индивидуальный режим (темп) работы

6) активная самостоятельная работа

7) возможность обучения на основе обучающих программ как в безмашинном (программированные учебники), так и машинном варианте (с использованием компьютера)

3.(2б.) Выберите правильные ответы.

Программированное обучение ИЯ обеспечивает

1) усвоение языковых знаний

2)формирование навыков конструирования фраз

3) развитие речевых навыков

4) развитие речевых навыков

5) ситуативность – основу обучения речи

4.(1б.) Прокомментируйте шутливое высказывание о том, что скоро компьютер будет продаваться как упаковка к своему программному обеспечению (Конышева 2007:223).

5.(1б.) Идея какого способа организации учебного материала используется и развивается при компьютерном обучении?

6.(2б.) Что составляет главную особенность программированного метода обучения с использованием компьютера (Конышева 2007)?

7.(2б.) Восстановите два пропущенных элемента.

По своему функциональному назначению имеются компьютерные программы

1)…

2)…

3) информационные

4) контролирующие

5) комбинированные

8.(1б.) Восстановите пропущенный элемент.

По способу программирования выделяются компьютерные программы

1)…

2) разветвленные

3) комбинированные (смешанные)

9.(1б.) Закончите предложение, восстановив пропущенный элемент.

«В … программе материал разбивается на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. Сделав задание, ученик получает ключ для самоконтроля и самокоррекции и вне зависимости от результатов выполнения упражнения переходит к работе над следующей порцией» (Салистра 1077; Конышева 2007:227).

10.(1б.) Закончите предложение, восстановив пропущенный элемент.

«В … программу вводятся дополнительные разъяснения в тех случая, когда учащиеся ошибаются или последовательность сообщения нового материала меняется в зависимости от результатов выполнения предыдущего задания <…> (ученик) получает дополнительные, как правило, облегченные упражнения» (Конышева 2007:228).

11.(1б.) Восстановите пропущенный элемент.

На современном этапе развития компьютерного обучения компьютерные программы, как правило, включают

1)игровые упражнения

2)упражнения в аудировании

3) упражнения в совершенствовании навыков чтения и письма

4)…

5) тестовые программы для итогового контроля

12.(3б) Добавьте первые три преимущества компьютерного обучения.

1)…

2)…

3)…

4) облегчается усвоение материала, так как разработчики программ снимают многие трудности

5) формируется конструктивное мышление

6) обеспечивается оперативная обратная связь

7) осуществляется эффективное обучение самоконтролю, самоуправлению и коррекции учебной деятельности

8) повышается интерес и мотивация к изучению ИЯ благодаря новшеству (привлекательности) самого метода изучения языка

9) повышается общая компьютерная грамотность обучаемых (Конышева 2007:238; Колесникова, Долгина 2001)

13.(1б) с какой целью при выполнении упражнений в аудировании к компьютеру подключается магнитофон?

14.(5б) Назовите не менее пяти психолого-физичиологических и методических недостатков компьютерного обучения ИЯ.

15.(1б) Какая группа реактивных реплик в буферах компьютера способствует, на ваш взгляд, обеспечению доброжелательности в общении, лучшему восприятию информации и более успешному выполнению заданий (Конышева 2007:235)?

1)»ответ правильный», «верно», «неверно», «ваш ответ непонятен»

2) «молодец!», «Очень хорошо», «К сожалению, вы ошиблись, ответьте еще раз», «Сравните ваш ответ в эталоном и попробуйте выполнить задание еще раз. Желаем удачи!»

16.(5б) Перечислите научные основы компьютерного обучения (не менее пяти пунктов).

17.(1б) Что представляли собой первые компьютерные программы, появившиеся в 60-70-е годы 20 века?

18.(1б) Какие исследования позволили значительно улучшить содержание компьютерных программ в конце 20 века (Колесникова, Долгина 2001)?

19.(2б) Почему компьютерные программы по своей природе не предназначены для формирования речевой компетенции и не смогут заменить учителя полностью?

20.(1б) Выберите ответ, соответствующий определению метода обучения.

Информация, которая дается учащимся, делится на дозы, а учебные действия учащихся на шаги. Каждая доза информации сопровождается шагом, т.е. учебным действием (Колкер 2000:80).

а) модульное обучение

б) программированное обучение

в) проблемный метод

 

Интенсивные методы

Суггестопедический метод (метод Лозанова).

Метод активизации резервных возможностей личности (метод активизации Китайгородской)

1.(3б) Когда, где и кем был разработан суггестопедический метод?

2.(1б) Проинтегрируйте термин «суггестопедия».

3.(2б) Восстановите пропущенные элементы:

«Отличительной чертой суггестопедического метода обучения является раскрытие резервов …, повышение интеллектуальной активности учащихся, использование ….. элементов йоги, медитации и релаксации» (Колесникова, Долгина 2001:50)

4.(1б) на каком основании суггестопедический метод относят к интенсивным методам?

5.(4б) Перечислите 4 основных средства, используемых для активизации резервных возможностей ученика в методе Лозанова.

6.(3б) Какие качества личности учителя способствуют повышению его авторитета и помогают завоевать расположение учащихся при работе по методу Лозанова? Назовите не менее трех качеств.

7.(2б) Что подразумевается под инфантилизацией в суггестопедическом методе?

8.(4б) Восстановите пропущенные элементы.

«Использование 1)……………..2)…………………..3)………………….условия для занятий позволяют учащимся обрести чувство 4)……………. В себе, обеспечивают благоприятные возможности овладения учебным материалом» при обучении по методу Лозанова (Колесникова, Долгина 2001:50)

9.(4б) Проинтерпретируйте понятие «двуплановость поведения человека», или «второе «Я» учителя», помогающие раскрепощению, релаксации и инфантилизации обучаемых.

10.(2б) В каком значении употреблено в методе Лозанова словосочетание «концертная псевдопассивность» (Колесникова, Долгина 2001:51)

11.(1б) Кто из российских (советских) методистов внес большой вклад в разработку и дальнейшее развитие интенсивных методов?

12.(1б) Как называется интенсивный метод, разработанный и апробированный Г.А. Китайгородской?

13.(1б) Что выдвигают в качестве цели обучения последователи интенсивных методов?

14.(2б) В каком направлении Г.А. Китайгородская переосмыслила и развила метод Лозанова (Колесникова, Долгина 2001:51)?

15.(2б) Дополните перечень принципов, на которые опирается интенсивное обучение в методе активизации (Пассов, пособие №22:19-25).

1)личностно-ориентированное обучение

2)ролевая организация учебного материала и учебного процесса

3)….

4)концентрированность в организации учебного материала и учебного процесса

5)…

16.(5б) Какие виды и формы работы наиболее активно используются в методе Китайгородской для обучения устно-речевому общению? Назовите не менее 5 пунктов.

17.(5б) Назовите не менее 5 способов коллективного взаимодействия обучаемых в методике активизации резервных возможностей личности (Пассов, пособие №22:22).

18.(2б) Проинтерпретируйте принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса в методике активизации Г.А. Китайгородской (Пассов, пособие №22:23).

19.(1б) Проинтерпретируйте принцип полифункциональности упражнений в методе активизации (Пассов,пособие №22:25)

20.(2б) Назовите трудности и слабые стороны интенсивных методов (Колесникова, Долгина 2001:52).