Программа практики 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Зав кафедрой

дошкольной педагогики и психологии

_______________ О.В.Дыбина

«____» _______________ 2010 г.

__________учебно-исследовательской__________

(наименование практики)

подготовки по направлению

_____050700.62 Педагогика ________

(шифр и наименование направления, специальности)

___________Детская практическая психология_______

(наименование профиля)

Форма обучения очная и заочная

Тольятти, 2010

Программу составил:

____к.п.н., доцент_____ _________________ ___А.А.Ошкина______

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)

Программа практики составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана подготовки по направлению __050700 Педагогика______________

на кафедре ______дошкольная педагогика и психология______________________

(наименование кафедры)

Программа практики одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии (протокол заседания № 3 от «21» сентября 2010 г.)

Срок действия программы: до «_21_»__сентября_ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой _________дошкольной педагогики и психологии_______

18 стр., 8902 слов

Лекции по дошкольной педагогике

... педагогического сознания в общественной среде. Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего ... воспитуемых. Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории ...

(выпускающей специальность (направление))

«____»____________ 20__ г. __________ ___О.В.Дыбина______

(подпись) (И.О. Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид практики

Учебно-исследовательская (психолого-педагогическая) практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавриата.

В содержание практики включено изучение студентами особенностей организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, исследование наиболее ярких особенностей развития дошкольника: психического, психомоторного, эмоционального и социальных отношений.

Практика позволяет студентам получить представления о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности, вступающем во взаимодействия с другими людьми, коллективом, увидеть специфические особенности развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, оценить педагогические условия, содействующие его развитию.

Полученный в ходе практики опыт поможет студентам сформировать целостные представления о дошкольном образовательном учреждении как уникальной образовательной среде, решающей разнообразные педагогические задачи в контексте развития ребенка дошкольного возраста, будет бесценным в освоении психолого-педагогических дисциплин, последующей практической подготовки бакалавров, написании курсовой работы по дошкольной педагогике.

Программа учебно-исследовательской практики разрабатывалась на основе следующих принципов.

Принцип культуросообразности, определяющий отношение к студенту как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению и творческой самореализации в условиях психолого-педагогической практики.

Принцип гуманизации, предполагающий выявление возможностей саморазвития и самообразования будущего педагога, условий осмысления ценностно-смысловой природы педагогической деятельности и развития готовности решать профессионально-педагогические задачи. Реализация данного принципа в контексте психолого-педагогической практики приобретает смысл оказания помощи будущему педагогу в процессе активного личностно-профессионального становления и жизненного самоопределения в целом.

Принцип индивидуально-личностного подхода, требующий создания условий (как в содержательном, так и организационном аспектах практики) для становления и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущих педагогов и реализации творческого потенциала личности.

Принцип ценностно-смысловой направленности педагогической практики. Создание условий для обретения студентом смысла своего образования в контексте педагогической профессии и в результате смысла жизни.

Принцип гуманитаризации, определяющий тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и проявляющийся в развитии личностно-профессиональной рефлексии, самоанализа.

6 стр., 2559 слов

Принципы деятельности кадровой службы. Основные функции кадровой службы.

... Метод "интервью" используется как основной в практике деятельности кадровых работников при подборе кандидатов в резерв ... персоналом. Отдельные функции могут выполнять подразделения технического развития. Некоторые функции (например, информационного обеспечения системы ... кадров строится на определенных принципах и предусматривает несколько этапов. Общие принципы работы с резервом руководителей: ...

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения в контексте педагогической практики, который означает тесное единство предметного содержания, а также способов усвоения обучаемыми этого содержания и отражение этого единства в условиях психолого-педагогической практики.

Принцип соответствия содержания образования потребностям общественного развития, науки, культуры и личности. Отсюда вытекает необходимость включения в содержание психолого-педагогической практики не столько приобретенных студентами знаний, сколько осмысленного опыта профессионально-педагогической деятельности человечества и личностного отношения к ней.

Принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с учетом ценностных ориентаций и интересов будущих педагогов.

Принцип профессионально-педагогической направленности, позволяющий учесть особенности профессиональной подготовки по направлению — педагогика.

Принцип включения личности в значимую деятельность предполагает в совместной со студентами разработке таких видов и форм значимой деятельности, при которой каждый из учащихся чувствует свою заинтересованность, необходимость, неповторимость.

Принцип вариативности, ориентированный на максимальный учет индивидуальных особенностей личностно-профессионального становления студента в контексте специфики осваиваемой педагогической профессии.

Цель учебно-исследовательской практики: становление общепрофессиональной компетентности студентов в процессе решения учебно-исследовательских задач профессионально-педагогической деятельности.

Задачи практики

  1. Овладение студентами общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи научно-исследовательской, консультационной и культурно-просветительской деятельности.

  2. Становление целостных представлений студента о своеобразии развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте в условиях специально организованного педагогического процесса.
  3. Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебно-исследовательской практики.

В соответствии с ФГОС ВПО учебно-исследовательская деятельность, предполагает использование студентами современных технологий сбора и обработки данных в контексте изучения:

  • особенностей воспитательно-образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста;
  • особенностей образовательной среды группы и дошкольного образовательного учреждения, особенностей педагогического взаимодействия воспитателя с детьми;
  • особенностей развития детской деятельности дошкольников (на примере конкретного возраста);
  • особенностей развития психических функций и социальных отношений детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Консультативная, культурно-просветительская деятельность предполагает участие студентов в решении задач консультационного и культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области, связанных:

2 стр., 718 слов

О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов ...

... Изучению конкретных механизмов и условий реализации на практике стратегии психолого-педагогической поддержки студентов посвящены работы В.П. Бедерхановой, Ф.И. Кевля, Н: Н. Михайловой, ... общеобразовательной школы. Рн/Д., 1993 8. Газман О.С. Личность - субъект свободной деятельности // Новые ценности образования. - М:, 1995. 9. Газман О.С. Педагогическая ...

  • с подготовкой (проектированием) психолого-педагогических рекомендаций, нацеленных на совершенствование профессиональной деятельности педагогов ДОУ;
  • с организацией взаимодействия с педагогическим сообществом (администрацией ДОУ, воспитателями, специалистами и др.) и родителями по результатам психолого-педагогической диагностики.

Место практики в профессиональной подготовки выпускника «Учебно-исследовательская практика» является частью раздела практика ФГОС ВПО подготовки по направлению 050700 Бакалавр педагогики по профилю Детская практическая психология. Во время прохождения практики студенты закрепляют знания по дисциплинам «Психодиагностика», «Практическая психология», «Дошкольная педагогика» и технологии дошкольного образования, «Детская психология». В соответствии с учебным планом практика для студентов проводится в 7 семестре.

База практики. Базой практики являются муниципальные дошкольные образовательные учреждения и детские сады АНО ДО «Планета детства «Лада», располагающие достаточной материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами, способными выполнять обязанности наставников.

Организация и руководство практики.

Организация педагогической практики в ДОУ направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки воспитателя дошкольного образования и проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

До начала практики проводятся следующие мероприятия: — установочная конференция, где раскрываются цели, задачи, содержание, организация практики, требования к документации, критерии оценок за практику и т.д.

— консультации студентов по отдельным вопросам организации педагогического процесса в педагогическом колледже;

— допуск студентов к практике. Допуск получают студенты после прохождения медицинского осмотра и защиты портфолио;

— совещание с администрацией ДОУ, на котором уточняются условия организации и управления практикой сотрудниками базового учреждения, конкретизируется содержание работы студентов.

Во время прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка базовой организации, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации ДОУ и группового руководителя.

11 стр., 5389 слов

25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...

... человек, который старше по возрасту. Развитие личности подростка достаточно противоречиво. В этот период дети в большей степени ... проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. В работах Д.Б. Эльконина [54, С.384], В.В. Давыдова [16, ... С.94]. Например, усвоение грамматического правила иностранного языка означает умение в любых ситуациях иноязычного общения выразить посредством того ...

Практика организуется в группах раннего (2 нед.) и дошкольного возраста (2 нед.) детских садов. Студенты определяются в группы по 2 человека к воспитателю и работают посменно: первая смена — 7.30-14.00 и вторая смена – 13.00 – 18.00. Для проведения диагностики детей студенты выбирают 2 ребенка раннего возраста и 2 ребенка дошкольного возраста. Студенты работают самостоятельно по разработанному плану. По результатам работы оформляются материалы по практике.

Ожидаемые результаты

В ходе практики студенты овладевают следующими умениями:

  • Умение организовывать психолого-педагогическое исследование в соответствии с заданной программой;
  • Умение отбирать адекватные диагностики для оценки развития основных психических функций, социальных отношений детей, эмоциональной сферы;
  • Умение устанавливать контакт с ребенком в процессе тестирования;
  • Умение грамотного оформления результатов диагностики: наблюдение, собеседование, протоколирование, анализ, обобщение, выводы;
  • Умение целостной оценки особенностей развития основных психических функций, социальных отношений, эмоционального развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
  • Умение по результатам тестирования составить характеристику на ребенка (психологическое заключение);
  • Умение по результатам педагогической диагностики составить заключение об особенностях воспитательно-образовательной работы в возрастной группе ДОУ, состоянии образовательной среды, особенностях взаимодействия педагога и ребенка;
  • Умение соотносить в процессе анализа индивидуально-психологические особенности развития ребенка конкретного возраста и особенности педагогических условий, содействующих его развитию;
  • Умение разрабатывать варианты коррекционно-развивающей работы с детьми, варианты оптимизации педагогических условий ДОУ по результатам психолого-педагогического исследования;
  • Умение профессионально грамотно взаимодействовать с педагогическим сообществом детского сада и родителями детей по материалам диагностики;
  • Умение анализировать собственную деятельность и корректировать ее.

Форма отчетности и требования к оценке профессионально-практической деятельности студентов и их отчетной документации

По окончании практики в установленный срок (последний день практики), предусмотренный программой практики, студенты сдают на проверку отчетную документацию групповому руководителю, защищают отдельные аспекты практики на итоговой конференции в ТГУ. Деятельность практикантов оценивается с учетом эффективности самостоятельной работы, творческого подхода к практике, уровня аналитической и рефлексивной деятельности, качества и своевременности сдачи отчетной документации, трудовой дисциплины, качества подготовки и участия в итоговой конференции. По результатам практики студентам выставляют оценку за практику «Учебно-исследовательская практика». Учет и оценку деятельности студентов осуществляют групповые руководители практики в контакте с воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Оценка «отлично» ставится при условии:

— успешного освоения студентом основных диагностических умений;

— полного выполнения объема программы учебной практики;

— глубокого анализа полученных результатов;

— наличия компетентного заключения о развитии детей раннего возраста с анализом условий воспитания, указанием факторов, определяющих развитие ребенка, выделением основных направлений дальнейшей развивающей работы;

— тщательной подготовки сообщения и выступления на итоговой конференции;

— установление в ходе практики положительных отношений с детьми и сотрудниками; проявление инициативы, самостоятельности, дисциплинированности;

— своевременного представления отчетной документации по практике;

Оценка «хорошо» ставится при условии:

— успешного освоения студентом основных диагностических умений;

— полного выполнения объема программы учебной практики;

— недостаточно глубокого анализа полученных результатов;

— наличия заключения о развитии детей с поверхностным анализом условий воспитания, указанием факторов, определяющих развитие ребенка, выделением основных направлений дальнейшей развивающей работы с детьми;

— участия в итоговой конференции;

— установление в ходе практики положительных отношений с детьми и сотрудниками; проявление дисциплинированности;

— своевременное представление отчетной документации по практике.

Оценка «удовлетворительно» ставится при условии:

-освоения основных диагностических умений не в полном объеме;

— выполнение не всех диагностических заданий;

— неглубокого анализа полученных результатов;

— наличия поверхностных заключений о развитии детей с неглубоким анализом условий воспитания. Неполным выделением факторов, определяющих развитие ребенка, неточным, неполным определением основных направлений дальнейшей развивающей работы;

— небрежной подготовки сообщения и выступления на итоговой конференции;

— неумения устанавливать положительные отношения с детьми и сотрудниками детского сада, а также несамостоятельности, недисциплинированности;

— несвоевременного представления отчетной документации по практике.

Отчетная документация

  1. Дневник практики (прил. № 1).
  2. Протоколы проведенных методик с заключениями.
  3. Психолого-педагогические заключения на 4 детей.
  4. Материалы выполнения заданий.
  5. Отчет-самоанализ по результатам учебно-исследовательской практики (прил. № 2).

Содержание практики

Структурными компонентами практики являются:

  • Ознакомление с особенностями организации учебно-воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях

Студенты знакомятся:

— с дошкольным образовательным учреждением, его особенностями и спецификой функционирования;

— с особенностями организации предметно-развивающей среды в группах раннего и дошкольного возраста;

— с документацией воспитателей групп;

— с режимами дня в разных возрастных группах и с особенностями взаимодействия воспитателя и помощника воспитателя в зависимости от возраста детей в режиме дня.

  • Включение во взаимодействие с детьми во время:

— утреннего приема детей в группу и прощание в конце дня;

— организации режимных моментов;

— в развитии культурно-гигиенических умений и навыков;

— в развитии предметных действий и деятельности;

— в развитии игровой деятельности, совместной уборке игрушек;

— в инициировании общения со сверстником;

— в обогащении детских впечатлений и представлений об окружающем мире.

  • Изучение психического развития детей разного возраста (ранний возраст и дошкольный возраст).

У детей раннего возраста особенности:

— ситуативно-делового общения;

— предметной деятельности;

— процессуальной игры;

— умственного развития.

У детей дошкольного возраста

— уровень развития психических процессов (восприятия, внимания; мышления, памяти, речи, воображения)

  • Изучение особенностей педагогического взаимодействия воспитателя с детьми.
  • Составление психолого-педагогического заключения на детей раннего и дошкольного возраста.
  • Организацию научно-исследовательской работы по теме выпускной квалификационной работы (по индивидуальному плану).

Рекомендуемая литература

  1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кетлера / Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева — М., 1993.

  2. Александровская Э.М. Типологические варианты развития личности младших дошкольников — М., 1993.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование — М.: Мир, 1986. Т. 1-2.
  4. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка — М., 1993.
  5. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении – М., 1997.
  6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
  7. Дошкольное образование в России: сборник действующих нормативно-правовых и научно-методических материалов – М., 1997.
  8. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М., 1999.
  9. Зак А.З. Развитие мышления детей — М., 1994.
  10. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет — М., 1993.
  11. Каменская В.Г. и др. Готов ли Ваш ребенок к школе? — М., 1996.
  12. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет – М., 2003.
  13. Лаврентьева Г.П., Тамаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя — Киев, 1992.
  14. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения — М., 1993.
  15. Методические разработки к практическим занятиям по курсу детской психологии для студентов / Сост. А.Ф. Тихонова, А.Б. Пенская — Л., 1987.
  16. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович — СПб, 1995.
  17. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Т. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении — М.: Просвещение, 1986.
  18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании — М., 1995.
  19. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк – М., 2000.
  20. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Методическое пособие для практических психологов. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-144с.
  21. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.
  22. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет).

    Ранняя диагностика умственного развития. М.: Компания «Петит», 1994.

  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии — М., 1995.
  24. Худик Б.А. Диагностика детского развития. Методы исследования — М., 1992.
  25. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения / Автор-составитель И.А. Кутузова. – М., 2002.
  26. Шелби Б. Тесты для детей — Тюмень, 1993.
  27. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей/ Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: Издательский дом «Бахрах – М», 2008.-624 с.

Приложение № 1

Оформление дневника Титульный лист

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Факультет Педагогический

Кафедра Дошкольная педагогика и психология

Направление 050700 Бакалавр педагогики

Дневник по учебно-исследовательской практике

СТУДЕНТКИ _____________________________________________

(инициалы, фамилия) (личная подпись)

РУКОВОДИТЕЛЬ

ПРАКТИКИ: _____________________________________________

(инициалы, фамилия) (личная подпись)

Тольятти 2009

Все материалы дневника оформляются в печатном виде.

Материал печатается: Times New Roman, 14, интервал 1,5, поля – 2см. Используются переносы.

1 СТРАНИЦА – титульный лист

2 СТРАНИЦА — информация о дошкольном учреждении (название, адрес, заведующий, основные специалисты, используемые программы)

3 – 4 СТРАНИЦА – индивидуальный план работы

5 СТРАНИЦА – список детей группы, ф.и.о. воспитателей и помощника воспитателя

6 СТРАНИЦА – сетка занятий для вашей группы.

СЛЕДУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ – содержание практики (заполняется в таблице)

дата

Содержание деятельности студента

Содержание деятельности ребенка

Подпись вос-ля (рук-ля)

Приложение 2

Рекомендации по составлению отчета-самоанализа о результатах учебно-исследовательской практики

Итоговый отчет оформляется в свободной форме. В содержании необходимо отразить следующую информацию:

  1. Я знаю, для чего мне была нужна эта практика в детском саду.
  2. Я был готов к практике психологически.
  3. Я был готов к практике профессионально-педагогически.
  4. Я смог достичь цели учебно-исследовательской практики и решить задачи, обозначенные в ее программе.
  5. Я овладел диагностическими методиками представленными в программе.
  6. Мне не хватило для их решения…
  7. В ходе практики мне удалось достичь…
  8. Это выражается в моей готовности к …..
  9. За профессионально-педагогическую деятельность в условиях практики я заслуживаю оценку…
  10. Мои предложения по организации производственной практики…..
  11. Самыми яркими впечатлениями от практики для меня стало……
  12. Самым грустным впечатлением для меня осталось….
  13. Сформулируйте пять «золотых» правил, которые помогут студентам в будущем году успешно пройти данный вид практики.

Приложение 3

Примерные вопросы к беседе с заведующим или заместителем заведующего детского сада

  1. Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении:

  • № ДОУ, район, приоритетное направление, Ф.И.О. заведующей, старшего воспитателя, адрес детского сада, телефон;
  • Количество детей, посещающих детский сад, количество групп, какие это возрастные группы (перечисление), группы бюджетные и внебюджетные;
  • По каким образовательным и парциальным программам работает ДОУ? Почему? Какие дополнительные услуги представляет сад родителям и детям?
  • Кто они – потребители образовательных услуг? Краткая характеристика родителей детей, посещающих детский сад.
  • Есть ли у детского сада девиз, постулат, которым руководствуются сотрудники в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста?
  1. Педагоги и специалисты детского сада:
  • Какое образование имеют руководитель, воспитатели, какие квалификационные категории? Какие специалисты работают в детском саду, какие решают профессиональные задачи и где? Где и как повышают профессиональную квалификацию педагоги и специалисты?
  • Как осуществляется сотрудничество специалистов и педагогов, специалистов и родителей? Существуют ли трудности? Какие? Возможные пути решения.
  • Какие традиции существуют у детского сада, его сотрудников?
  1. Связь детского сада с другими заинтересованными организациями:
  • Городской и районный комитет по образованию, районный и городской методические кабинеты, центры, высшие и средние профессионально-педагогические учреждения, учреждения культуры, школы, поликлиника;
  • Является ли сад опытно-экспериментальной площадкой? Какие исследовательские задачи решает?
  1. Историко-биографическая справка детского сада:
  • С какого года функционирует сад (день рождения ДОУ)?
  • Какие изменения претерпел за последние 5-10 лет?
  1. Достижения детского сада:
  • Лауреатом каких конкурсов и научно-исследовательских проектов является ДОУ и его сотрудники? Есть ли награды у детского сада, какие?
  • Отзывы родителей о дошкольном образовательном учреждении, связь с выпускниками детского сада.
  1. Любая другая информация по усмотрению руководителя ДОУ.

В процессе экскурсии по дошкольному образовательному учреждению студенты заполняют стр.2 дневника.

Приложение 4

Диагностика образовательной среды группы доу с позиции реализации принципов построения развивающей среды

№ ДОУ ___________________________________________

Приоритетное направление ДОУ ____________________________

Возрастная группа ________________________________________

Задачи диагностики

Критерии оценки

Анализ результатов диагностики

(+,-,?, дополнительные комментарии)

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу дистанции, позиции при взаимодействии

— наличие системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства;

— наличие секций-отсеков, целесообразность расстановки мебели и оборудования;

— наличие индивидуального места каждого ребенка;

— соблюдение принципа общения «глаза в глаза»;

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу активности, самостоятельности творчества

— наличие игровой среды, возможность движения;

— наличие разнокачественных пространств, стимулирующих физическую и творческую активность ребенка;

— наличие интенсивно развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств;

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу стабильности-динамичности

— возможность менять окружающую среду;

— возможность использовать оборудование в разных целях;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу комплексирования и гибкого зонирования

— среда является единым комплексом;

— наличие функциональных помещений (физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории и т.д.);

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

— наличие личного пространства ребенка, обеспечивающего ему комфортность;

— обеспечение стабильности, безопасности, надежности каждого ребенка;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

— среда пополняет и обогащает впечатления ребенка;

— в оформлении среды представлены различные стили, культуры, жанры;

— возможность дополнять и менять отдельные декоративные элементы зон;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу открытости-закрытости

— наличие природных объектов в группе (открытость природе);

— наличие интегративных связей с учреждениями социально-культурного назначения (открытость культуре);

— наличие дополнительных образовательных услуг;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу учета половых и возрастных различий детей

— зонирование помещений для мальчиков и девочек;

— осуществление дифференцированного подхода в формировании гигиенической культуры детей;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Приложение 5

Заполнить таблицу

Время

Участие детей

Распределение обязанностей

воспитатель

Няня (помощник воспитателя)

Приложение 11

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ПАПКИ ПО ПРАКТИКЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Факультет Педагогический

Кафедра Дошкольная педагогика и психология

Направление 050700 Бакалавр педагогики

Отчет по учебно-исследовательской практике

СТУДЕНТКИ _____________________________________________

(инициалы, фамилия) (личная подпись)

РУКОВОДИТЕЛЬ

ПРАКТИКИ: _____________________________________________

(инициалы, фамилия) (личная подпись)

ОЦЕНКА ПО ПРАКТИКЕ ________________________

Тольятти 2009

Задания к учебно-исследовательской практике

Задание

Цель

Способ выполнения

Материал

Способ представления

Знакомство с дошкольным учреждением

Изучить особенности ДОУ

Беседа с заведующей

Экскурсия

Вопросы в приложении 3

Заполняется стр.2 дневника

Особенности предметно-развивающей среды в группах разного и дошкольного возраста

Изучить содержание, организацию предметно-развивающей среды в группах разного возраста.

Заполнение диагностической карты

Беседа с воспитателем

Приложение 4.

Заполненные карты прилагаются в приложение к дневнику. В каждой карте фиксируются рекомендации

Документация воспитателя

Изучить документы воспитателей, их структуру и особенности работы с ней.

Беседа с воспитателем, изучение содержания и структуры документов

Наименования документов фиксируется в дневнике

Режим дня детей раннего возраста

Изучить структуру режима дня в раннем возрасте, распределение обязанностей воспитателя и пом.во-ля в режиме дня.

Изучение режима в соответствующих документах (СанПиН, программа) и реального режима дня.

Приложение 5

Составление рекомендаций по оптимизации режима дня. Прилагается в приложении.

Режим дня детей дошкольного возраста

Изучить структуру режима дня детей дошкольного возраста, распределение обязанностей воспитателя и пом.во-ля в режиме дня.

Изучение режима в соответствующих документах (СанПиН, программа) и реального режима дня.

Заполнение таблицы «Организация режимных моментов в…… группе»

Приложение 6

Заполнить таблицу и представить ее в приложении.

Изучение ситуативно-делового общения детей раннего возраста со взрослым

Выявить уровень ситуативно-делового общения детей раннего возраста со взрослым

Проведение диагностических ситуаций.

Составление протокола и заключения

Смирнова Е.О.

[20]

Протокол и заключение в приложение

Изучение предметной деятельности детей раннего возраста

Выявить уровень предметной деятельности раннего возраста

Проведение диагностических ситуаций.

Составление протокола и заключения

Смирнова Е.О. [20]

Протокол и заключение в приложение

Изучение процессуальной игры детей раннего возраста

Выявить уровень процессуальной игры детей раннего возраста

Проведение диагностических ситуаций.

Составление протокола и заключения

Смирнова Е.О. [20]

Протокол и заключение в приложение

Изучение умственного развития детей раннего возраста

Выявить уровень умственного развития детей раннего возраста

Проведение диагностических методик.

Составление протокола и заключения

Стребелева Е.А. [22]

Протокол и заключение в приложение

Изучение умственного развития детей дошкольного возраста

Выявить уровень умственного развития детей дошкольного возраста

Проведение диагностических методик.

Составление протокола и заключения

Приложение 7

[27]

Протокол по каждой методике.

Заключение об уровне развития каждой сферы.

Прилагается в приложении

Изучение особенностей педагогического взаимодействия

Изучить особенности педагогического взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста, определить тип педагогического взаимодействия

Проведение наблюдения за взаимодействием, заполнение протокола, составление заключения

Приложение 8

Протокол и заключение в приложение.

Включение во взаимодействие с детьми

Развивать умение взаимодействовать с детьми

Помощь воспитателю

Фотозапись взаимодействия с детьми в дневнике.

Составление психолого-педагогического заключение на двух детей раннего возраста и двух детей дошкольного возраста

Развивать умение составлять психолого-педагогическое заключение на ребенка

Составляется заключение на основе всех проведенных методик и беседы с родителями.

Приложение 9 – беседа с родителями.

Заключение – прил.10

Приложение.