Программа педагогической практики

(для студентов-заочников по специальности «Социальная педагогика»)

Введение

Педагогическая практика студентов выпускного курса выступает составной частью учебного процесса, которая предусмотрена Государственным образовательным стандартом специальности «Социальная педагогика», и является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки специалиста и представляет собой завершающий этап обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения.

Особенность данной практики заключается в том, что студентами проводится отбор материала и подготовка к защите дипломной работы, как при выполнении индивидуальных заданий, так и путем изучения различных источников и специальной литературы, имеющейся в данной организации.

Завершая практику, выпускник должен уметь решать педагогические задачи, соответствующие его квалификации.

Последняя практика является тематической и направлена как на закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время изучения цикла специальных дисциплин, так и на получение конкретных навыков в процессе изучения специфики развития и функционирования различных социальных институтов, организаций, где студенты проходят практику.

Данная практика тесно связана с такими видами практики, как психолого-педагогическая и социально-педагогическая, задачами которой является знакомство с основами будущей профессии, получение сведений о специфике избранной специальности высшего профессионального образования, овладение профессиональными умениями и навыками, а также приобретение необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности «Социальная педагогика».

1. Организационно-методические указания

1.1. Цели и задачи практики

Организационная основа педагогической практики строится с учетом следующих принципов:

-личностно-ориентированный подход, позволяющий студенту иметь возможность высказать свое мнение, получить любую информацию, помощь или разъяснение той или иной проблемной ситуации;

-комплексный характер практики, предполагающий выполнение студентом различных видов деятельности в рамках специфики работы учреждения;

9 стр., 4119 слов

Социальная работа и социальная педагогика

...      Выявить особенности социальной работы и социальной педагогики в России. Возникновение социальной педагогики и социального воспитания.      Социальная педагогика – одно из направлений буржуазной педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.      Время ...

-творческий характер практики, предполагает, что в процессе ее прохождения у студента развиваются исследовательские способности к нестандартной интерпретации возникающих ситуаций и способов их решения;

Цель : закрепить в ходе практической деятельности знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения по специальности «Социальная педагогика».

Общие задачи : приобретение практических знаний и опыта работы по специальности; выявление уровня профессиональной готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности;

развитие исследовательских умений и навыков .

Специальными задачами педагогической практики студентов выступают:

— формирование у студентов потребности в профессионально-педагогических знаниях и умениях;

— формирование умений организации деятельности учащихся, нуждающих

ся в педагогической поддержке;

— овладение приемами самодиагностики и рефлексии для дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности социального педагога.

— сбор информации (материалов) по теме дипломного проекта;

— развитие приобретенных навыков исследовательской работы и овладение методикой исследования конкретных вопросов, разрабатываемых в диплом

ной работе;

В соответствии с государственной образовательной программой по специальности «Социальная педагогика», в процессе прохождения педагогической практики студент должен приобрести следующие умения и навыки:

— определять специфику деятельности различных образовательных и других социальных институтов, их влияние на развитие общества и отдельных его

компонентов;

— знать понятийно-категориальный аппарат и методологию социальной работы с различными категориями детей, нуждающихся в педагогической поддержке,

— владеть инструментарием социально-педагогического анализа, проектирования и прогнозирования;

— владеть методикой и технологией эмпирических исследований, уметь применять эти знания для решения теоретических и прикладных задач;

— владеть кругом проблем, относящихся к человеческому измерению общегосударственной и региональной социальной политики, специфике социализации личности, соотношению сущего и должного;

— уметь работать в коллективе, принимать ответственные решения в условиях конфликтных ситуаций.

Данная практика проводится по месту жительства при условии, что характер выполняемой работы соответствует профилю образовательной программы, по которой студент проходит обучение.

Продолжительность практики по специальности «Социальная педагогика» — 8 недель.

18 стр., 8661 слов

Психологическая защита в педагогической деятельности

... анализ литературных источников. .        Эмпирические: экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, ... психоанализ за отсутствие научной основы, он рассматривает выдвинутые в практике психоанализа феномены на основе «иной методологии» под которой ...

Критериями оценки при подведении итогов практики являются:

оценка руководителя практики от образовательного учреждения;

степень выполнения индивидуальных заданий руководителя и общекафедральных требований по оформлению и срокам сдачи отчетных документов;

содержательность ответов на вопросы, ведение дневника педагогических наблюдений, самоотчета и анализа практики.

В период педагогической практики студенты должны выполнить следующие задания:

  1. Составить индивидуальный план прохождения практики.

  2. Познакомиться со школьной документацией и порядком ее ведения
  3. Изучить структуру педагогической деятельности социального педагога)
  4. Определить, какие приемы и методы диагностики использует социальный педагог для изучения личности учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке.

5.Составить психолого-педагогическую характеристику одного ребенка

6. Провести анализ образовательного учреждения

7. Провести не менее двух воспитательных мероприятий и подготовить их анализ.

8. Составить отчет о прохождении практики и предоставить заверенную ведомость-характеристику, где проходил практику (ведомость-характеристика выдается накануне практики)

Отчетная документация:

Дневник психолого-педагогической и социально-педагогической практики.

Индивидуальный план работы студента-практиканта на период практики.

Анализ образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая характеристика ученика .

Эмпирический материал, собранный практикантом в период практики: анкеты, опросники, тесты, программы наблюдений, оценочные листы и др. материалы, являющиеся базой для дипломного проекта.

Анализ проведенных воспитательных мероприятий

Содержание практики

Студент-практикант обязан:

— осуществить все виды работ, предусмотренные личным индивидуальнымпланом

— собрать необходимые материалы для написания дипломной работы (проекта )

— по окончании практики представить на кафедру надлежащим образом оформленные календарный план — график, заверенный факультетским руководителем и руководителем от учреждения, отчет о выполнении программы практики, + документация, предусмотренная программой..

.

Методические рекомендации

1. Задания по педагогической практике

Задания по педагогической практике для студентов по специальности «Социальная педагогика» оформляются в виде плана-графика, который характеризует примерное распределение времени студента на выполнение разделов задания практики

В календарном плане-графике студент вместе с руководителем практики по пунктам описывает содержание работ, которые будут выполнены в ходе практики. Каждому виду работ должна быть дана краткая характеристика. Выполняемые работы должны соответствовать специальности выпускника. Здесь же указывается точные сроки, в которые работы должны быть выполнены. При прохождении практики студент должен строго следовать плану-графику.

3 стр., 1495 слов

Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики

... дисциплине контрольная работа, Зачет, Экзамен Письменный отчет по практике 8 4. Содержание практики 1.Содержание практики. В ходе практики студент под руководством практического психолога в каждом учреждении осуществляет: 1. Психолого-педагогический анализ урока ...

После окончания практики, студент должен предоставить план-график руководителю учреждения, в котором проходил практику. Руководитель от учреждения в специальном разделе дает свою оценку о прохождении студентом практики. Подпись руководителя должна быть заверена гербовой печатью учреждения. В ведомость — характеристику руководителем практики от учреждения (социальным педагогом) вписывается общая оценка деятельности студента с краткими обобщающими выводами о готовности, недостаточной или неготовности студента к работе по специальности.

2. Методические рекомендации по выполнению заданий по педагогической практике

В ходе педагогической практики студенты должны активно применять знания, полученные в процессе обучения, поскольку умение студента использовать полученные знания на практике характеризует его как грамотного квалифицированного специалиста.

Программа прохождения практики предполагает осуществление всех видов профессиональной деятельности социального педагога, при этом основной является научно-исследовательская деятельность, так за время практики студент должен собрать материал для написания дипломной работы. Для этого он должен конкретизировать с научным руководителем тему дипломного исследования, четко определить его цели и задачи, рабочую гипотезу, провести поиск теоретических источников, определить методологическую базу исследования, отобрать методы и методики исследования, провести исследование и приступить к первоначальной обработке собранных материалов.

Обязательными компонентами организации практики для студентов выступают задания, направленные на:

формирование конструктивных умений (определять задачи профессиональной деятельности в соответствии с запросом учреждения; планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в организационных аспектах; обоснованно отбирать формы и методы работы; определять их и анализировать результаты работы);

развитие организаторских умений (умения управлять своим временем, включаться в работу учреждения, организовывать совместную деятельность с детьми и коллегами и другими участниками учено-воспитательного процесса);

совершенствование коммуникативных навыков (уметь использовать разнообразные формы педагогического общения, строить деловые и личные отношения со всеми заинтересованными лицами);

опора на этические основы деятельности социального педагога (уважение личности, толерантность, соблюдение прав ребенка);

выполнение исследовательских действий (изучение опыта работы конкретного учреждения и его анализа на соответствие современным требованиям; осуществление сбора материала для выпускной квалификационной работы).

Важным аспектом прохождения практики для студента-практиканта выступает самоанализ и самоконтроль. Именно при условии постоянного самоконтроля достигается максимальная эффективность при выполнении заданий практики.

17 стр., 8419 слов

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...

... Практические основы организации работы с детьми-инвалидами (ДЦП) .1 Социально-педагогическая диагностика семьи, имеющей ребенка-инвалида (ДЦП) .2 Анализ содержания социально-педагогической деятельности в социозащитном учреждении (на ...

В качестве самоанализа по итогам практики студентам предлагается ответить на следующие вопросы: (ответы предоставляются в отчете по итогам педпрактики в письменном виде):

1. Чему новому Вы научились во время практики?

2. Какие интересные задачи Вам пришлось решать во время практики?

3. Какие трудности возникли у Вас во время практики?

4. Какие трудности возникли у Вас при сборе материалов для дипломной работы?

  1. С чем Вы связываете возникшие трудности — с нехваткой теоретических знаний, несформированностью практических умений, неготовностью мотивационной и эмоциональной сфер личности?

6. Каким было отношение к Вам со стороны руководителя практики по месту ее прохождения? С чем это отношение связано?

7. На что, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание при подготовке социальных педагогов к самостоятельной трудовой деятельности?

Результаты самоконтроля и самоанализа студента, проводимых в ходе практики, должны быть включены в отчет о результатах прохождения практики.

3. Методические рекомендации по подготовке отчета по практике

По окончанию практики студент-практикант должен представить руководителю практики факультета письменный отчет, календарный план-график, подписанный непосредственным руководителем практики от учреждения, ведомость-характеристику, заверенные печатью организации.

Для оформления документации студенту выделяется 3-4 дня.

Письменный отчет о прохождении практики должен включать в себя следующие структурные элементы:

цель и задачи практики;

общая характеристика учреждения — базы практики;

описание выполненных заданий с количественными и качественными характеристиками и приложениями

ответы на вопросы анкеты

В заключение отчета студент должен отразить влияние практики на формирование профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Объем отчета должен состоять из 5-9 страниц печатного текста. Текстовая часть выполняется с использованием текстового редактора. Отчет печатается на одной стороне листа формата А4 (210х297).

Параметры страницы определяются следующим образом: левое — 3 см, правое — 1 см, нижнее и верхнее — 2 см. Размер шрифта 14, интервал обычный.

Руководитель практики от факультета и кафедры назначает срок сдачи зачета по практике на последней неделе практики. Зачет проводится в творческой форме.

К зачету допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и представившие в указанные сроки отчетную документацию.

10 стр., 4605 слов

Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

... аспекты «научной организации учебной деятельности» 1.1 Научная организация учебной деятельности: понятие, технологии, роль в деятельности студента Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В ... студентов, как и любой другой, требует новых, глубоко продуманных, научно обоснованных способов его организации. Практика показывает, что при отсутствии такой организации учебной деятельности ...

Зачет по преддипломной практике носит дифференцированный характер, и предполагает оценку: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которая проставляется в ведомость и зачетную книжку. Оценка «неудовлетворительно», полученная студентом по итогам практики, в зачетную книжку не выставляется.

При оценке итогов работы студента принимаются во внимание выполнение программы практики и реализация поставленных задач в полном объеме, активность, ответственность и творческий подход практиканта к работе, качественная характеристика продуктивности деятельности, качество итоговой документации и представление ее в установленные сроки. Кроме этого, при подведении итогов работы студента принимается во внимание оценка, данная ему руководителем практики от учреждения.

Оценка «отлично» ставится студенту, который в срок и в полном объеме, на высоком уровне выполнил программу практики. Полностью собраны материалы для дипломного исследования, проведена обработка результатов. Документация оформлена в соответствии с требованиями и представлена в указанные сроки. Отзыв руководителя практики от учреждения положительный.

Оценка «хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, обнаружил практические умения в соответствии со специализацией, но был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Материалы для дипломного исследования собраны в полном объеме, частично проведена обработка результатов. Документация оформлена в соответствии с требованиями, однако представлена с незначительным нарушением сроков. Отзыв руководителя практики от учреждения положительный.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме, допускал просчеты и ошибки в работе, свидетельствующие о поверхностных знаниях по теории специальности. Материалы для дипломного исследования собраны не в полном объеме, обработка результатов не проведена. Отчетная документация представлена в срок, но не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв руководителя практики от учреждения с замечаниями.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики. Материалы для дипломного исследования не собраны. Отчетная документация не представлена. Отзыв руководителя практики от учреждения отрицательный, либо вовсе не представлен.

Студент, не выполнивший программу преддипломной практики по уважительной причине, направляется на практику вторично.

Студент, не прошедший преддипломную практику или получивший неудовлетворительную оценку, не допускается к итоговой государственной аттестации и к выполнению выпускной квалификационной работы.

задание №1.

Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент должен:

16 стр., 7700 слов

Тема дипломного проекта — математическое моделирование социально-психологических ...

... реализация, охрана труда и промышленная экология, обоснование экономической эффективности проекта. А также дипломный проект содержит: аннотацию, содержание, введение, заключение, список использованной литературы и ... как в реальности они действуют одновременно; - возможность исследования нереализуемых на практике процессов. Вычислительный эксперимент включает в себя следующие этапы: - физическое ...

Изучить общие сведения об организации – базе практики, её организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное, акционерное и т.п.), в том числе специфику организации.

Изучить перспективы развития организации с учетом нового Закона об образовании

В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководителем дипломного проекта конкретизирует направление анализа социально-психологической, образовательной и производственно-хозяйственной деятельности – базы практики. Например, более подробно могут быть проанализированы формы и методы психологического консультирования, организация социально- психологической помощи населению, системы мотивации и способы оплаты труда работников и т.д.

Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:

Психологических отчётов;

Журналов психолога или социального работника;

Отчета об образовательных и социально-психологических результатах;

Устава организации;

Штатного расписания;

Правила внутреннего распорядка;

Положений о подразделениях;

Должностных инструкций;

Положения по оплате труда;

Положение по премированию.

На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности деятельности организации, эффективной психологической помощи населению являются именно те аспекты психологической и социальной помощи, которые подлежат разработке в дипломном проекте и определить степень и направления этого влияния.

Задание №2.

Второе задание носит индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно может быть связано с изучением состояния социально- психологической помощи, образовательной деятельности, системы управления персоналом организации и т.п. – базы практики и её отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию данной системы в выбранном направлении, оценкой организационной и социальной эффективности проектных предложений.

В зависимости от направления исследований дипломного проекта студент должен проанализировать:

Процесс организации социально-психологической помощи в организации;

Процесс формирования и реализации социальной политики организации;

Методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;

Управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;

Управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;

Типовые конфликты, способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... представительства и т.п. Методы влияния на поведение людей в организации - административные, экономические, социально-психологические. 9. Теория человеческого капитала А. Смита, Дж. Минсера определяет ... людей в организации как носителей особого рода человеческого капитала, требующего развития; ...

При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение:

Разбираться в специальных и отчетных документах;

Разбираться в служебных, производственных и управленческих ситуациях;

Делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;

Выполнять психологические исследования и их обработку.

Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра.

Руководитель практики от организации: знакомит студентов с объектом практики, осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики, консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта.

Руководитель практики от кафедры до начала практики решает все организационные вопросы, связанные с её прохождением.

К ним относятся:

Распределение студентов по рабочим местам;

Составление календарного плана прохождения практики каждым студентом на соответствующих рабочих местах.

Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождение практики.

На организационном собрании каждому студенту выдается (предлагается завести) «Дневник студента по практике», в котором фиксируются:

рабочий план прохождения практики;

содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени её выполнения;

экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентом за время практики;

задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта.

Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие пометки в рабочем плане.

В каждой группе из числа студентов, проходящих практику на одной базе, руководителем практики от кафедры назначается староста. Он ведет учет посещаемости практикантами рабочих мест, перемещений студентов по подразделениям, поддерживает связь с руководителем практики от кафедры, информируя его о ходе её прохождения и возникающих проблемах, требующих совместного решения.

Преподаватель кафедры проводит со студентами консультации, контролирует соблюдение ими порядка прохождения практики, оказывает им помощь в выполнении индивидуальных заданий. Контроль выполнения программы практики обеспечивается проверкой содержания собранных студентами материалов.

10 стр., 4733 слов

Методические рекомендации по организации и сопровождению педагогической ...

... он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план ... всех этапов педагогической практики; - участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедр и Совета факультета. ... практики) (Приложение 8). 9. Взаимопосещение нескольких лекций сокурсников с написание отзыва. 10. Подготовка методических материалов ...