Программа ознакомительной практики

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе

________________________Коптева С.И.

«_____»_____________ 2013г.

Регистрационный № ______________

для специальности:

1 — 03 04 03 Практическая психология

2013г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Гаврилко Т.И. , зав. кафедрой клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент

Аксёнова О.Е. , преподаватель кафедры методологии и методов психологических исследований «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

рассмотрена и Рекомендована к утверждению:

Кафедрой клинической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол №___ от _________20__ г.)

Заведующий кафедрой

_____________ Т.И. Гаврилко

Советом факультета психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № _____от _________20__г.)

Председатель

Совета факультета

___________Л.А. Пергаменщик

Оформление программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

Методист УМУ БГПУ

11 стр., 5244 слов

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка

... личности. Изучением супружеской неверности в нашей стране занимаются немногие, так как нет белорусской статистики измен. У нас есть только официальная статистика вступлений в брак и ...

_______________Т.А. Янковец

I. Пояснительная записка

Ознакомительная практика (далее ‑ практика) является составной частью системы профессиональной подготовки практических психологов в системе образования. Это важный этап в формировании квалифицированных специалистов, способ углубления и расширения знаний, путь соединения теории с практикой, необходимое условие приобретения опыта в профессиональной деятельности.

Практика для студентов является одной из форм познавательной деятельности, которая непосредственно формирует профессиональные умения и навыки, и повышает качество подготовки профессиональных психологов.

Ознакомительная практика дает возможность студенту понять специфику будущей профессиональной деятельности, приобрести практические навыки, определиться в правильности выбора профессии.

Практика помогает осуществить качественную подготовку специалистов-психологов в учреждениях образования. Она предусматривает поэтапное формирование профессионально значимых знаний, умений и навыков. Программа практики предусматривает реализацию междисциплинарного подхода в образовании, принципа преемственности и дополнения. Учитываются интересы студентов, развиваются навыки их самостоятельной деятельности, поощряется использование разнообразных форм предъявления результатов работы.

Применяемые на практике методы обучения предполагают использование активных форм работы как для преобразования уже имеющегося опыта, его конкретизации (работа в малых группах, дискуссионные формы, “круглые столы”, анализ конкретных ситуаций и т.д.), так и для получения новой информации, ее анализа и абстрактной концептуализации (интерактивные, имитационные, ролевые игры и т.д.).

Ознакомительная практика студентов факультета психологии очной формы обучения по специальности «Практическая психология» проводится на 2- м курсе в 4 семестре в течение 2-х недель.

Ознакомительная практика студентов факультета психологии заочной формы обучения по специальности «Практическая психология» проводится на 3-м курсе в 6 семестре в течение 2-х недель.

Студенты во время этой практики знакомятся с деятельностью психолога, с основными направлениями и методами его работы, а также нормативными документами, регламентирующими его деятельность. За время практики у студентов формируются представления о деятельности психологической службы и личности психолога, начинает формироваться профессиональная позиция, ответственное и творческое отношение к будущей профессии. Практика стимулирует развитие профессионального самосознания, что предполагает развитие потребности в самообразовании и самовоспитании.

Цели и задачи ознакомительной практики

Образовательная цель: развитие профессиональных знаний, умений и навыков студентов на основе приобретаемого ими практического опыта в процессе наблюдения и анализа деятельности педагога-психолога в учреждениях образования различного типа.

Воспитательная цель: формирование у студентов психологической культуры личности, навыков и умений межличностного взаимодействия, укрепление и совершенствование базовых личностных черт: ответственности, активности, адекватности, критичности.

9 стр., 4045 слов

Удовлетворение потребностей, мотивация и личностные ориентации ...

... группы мышц, Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство ... могут иметь большее значение, чем другие. Например, у студентов факультета физического воспитания в одних случаях доминируют ... опытом социальной жизни. Потребность в общении стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями. Физическая культура ...

Развивающая цель: формирование научного мировоззрения студентов, их профессиональной субъективности.

Задачи практики:

1. Углубление и закрепление теоретических и практических знаний по изученным психологическим дисциплинам.

2. Углубление знаний о деятельности педагога-психолога в учреждениях образования, его функциональных обязанностях, об основных направлениях работы и ее планировании, ознакомление с технологиями, методами и приемами работы.

3. Развитие практических умений планировать профессиональную деятельность, проводить индивидуальное мероприятие по психологическому просвещению и оформлять отчетную документацию.

4. Развитие умений осуществлять психологическое наблюдение за проявлениями познавательных процессов у субъектов психолого-педагогического взаимодействия в общении и учебной деятельности.

5. Выявление необходимости использования методов статистического анализа при обработке данных, полученных психологом в ходе диагностических обследований.

В процессе решения поставленных задач за период практики студенты развивают следующие умения:

  1. применять теоретические знания по психологии на практике в контексте ситуаций профессионального межличностного взаимодействия;
  2. осуществлять планирование своей деятельности;
  3. анализировать необходимую рабочую документацию;
  4. разрабатывать и проекты мероприятий по психологическому просвещению;
  5. проводить мероприятия по психологическому просвещению;
  6. составлять аналитический отчет о работе школьной психологической службы;
  7. осуществлять профессиональную рефлексию (анализировать свой труд, проводить самоанализ своей деятельности);
  8. сотрудничать со старшими коллегами и другими студентами – практикантами;
  9. оформлять, представлять и защищать результаты работы в виде индивидуального и группового отчетов по практике.

Организация практики

Основанием для прохождения ознакомительной практики является приказ ректора БГПУ. Ответственность за организацию и проведение практики несут руководитель практики от факультета и заведующий кафедрой, контроль — декан факультета психологии.

Свою деятельность на местах студенты-практиканты выстраивают в соответствии с задачами и целями ознакомительной практики, а также координируют с планом работы психологической службы данного учреждения.

Прохождение практики оканчивается дифференцированным зачетом.

1. Установочное курсовое собрание.

Установочное курсовое собрание является организационным этапом практики. Она проводится за 3 – 7 дней до начала практики для всех студентов и руководителей-методистов. На курсовом собрании руководитель практики раскрывает цели, задачи и содержание предстоящей работы, дает рекомендации по ведению и оформлению необходимой документации, сообщает сведения о распределении студентов на базы и формирует группы студентов-практикантов под руководством групповых руководителей-методистов. В каждой группе студентов назначается староста, который выполняет организационные функции (координирует работу студентов, оповещает их о консультациях и других мероприятиях, учитывает посещаемость, выполняет поручения группового методиста).

16 стр., 7509 слов

Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной ...

... данной курсовой работы заключается в выявлении взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов. Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера студентов-психологов. Предметом ... на сегодняшний день вопрос подготовки квалифицированных психологов стоит особенно остро в связи с запросами практики. В последние годы количество людей, ...

2. Индивидуальное планирование работы на период практики.

Во время практики студент работает с учетом плана работы психолога учреждения. На основании анализа плана работы психолога, содержания обращений к нему и с учетом требований программы практики студент-практикант совместно с руководителем-методистом и психологом учреждения составляет свой индивидуальный план деятельности, направленный на реализацию целей и задач практики.

В течение практики студент-практикант ведет дневник, в котором отражается выполненная им работа.

3. Итоговое курсовое собрание.

Итоговое курсовое собрание является заключительным этапом практики и проводится не позднее, чем через 2 недели после окончания практики. Её проведение осуществляется руководителем практики от факультета в присутствии заместителя декана, руководителей-методистов и руководителей практики от организации. На итоговом курсовом собрании анализируется и оценивается работа студентов-практикантов, их отчетная документация, условия прохождения практики.

II. Содержание практики

В ходе ознакомительной практики студенты знакомятся с методами работы педагога-психолога в организации, приобретают опыт профессиональной деятельности, взаимодействуя с должностными лицами, коллегами по работе, клиентами, овладевают конкретными профессиональными навыками и методами решения практических задач.

Основными видами работ, выполняемых студентами в период практики, являются:

1) организационная работа. Предполагает участие в установочной и итоговой курсовых собраниях по практике, подготовку отчетной документации по итогам практики. Во время установочной конференции студенты-практиканты знакомятся с целями и задачами практики, с приказом о распределении студентов на базовые учреждения, с групповыми руководителями, проходят инструктаж по технике безопасности.

2) работа по планированию собственной деятельности на период прохождения практики. Предполагает составление индивидуального плана деятельности, направленного на реализацию целей и задач практики и согласуемого с планами работы психологической (социально-психологической) службы базового учреждения, с руководителем практики от кафедры, определение сроков выполнения работы. В течение всей практики студент-практикант ведет дневник, в котором отражается выполненная им работа.

3)анализ организационно-методических и содержательных аспектов деятельности психолога. Знакомство с профилем деятельности организации в целом и со структурой подразделения прохождения практики. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога – психолога. Знакомство с содержанием практической работы психолога, ее основными направлениями, применяемыми методами и практическими приемами, решаемыми задачами и критериями оценки ее эффективности. Изучение основных рабочих и отчетных документов, а также требований к их составлению. Анализ психологического аспекта учебно-воспитательной работы в учреждении образования. Изучение основных направлений психопрофилактической работы в учреждении. Анализ особенностей психологического просвещения учителей, учащихся, родителей: определение содержания, форм и методов его осуществления. Анализ профессионально важных качеств личности психолога.

4) участие в решении конкретных профессиональных задач, поставленных психологом. Подготовка и участие в проведении мероприятий по психологическому просвещению, обработка первичных данных (протоколов, бланков тестирования т.п.); подготовка рабочих документов (раздаточного материала, составление электронных списков данных).

Выявление необходимости использования методов статистического анализа при обработке данных, полученных психологом в ходе диагностических обследований.

5) работа по составлению отчетной документации. По результатам проделанной работы оформляется индивидуальный отчет. По завершению практики, на итоговом курсовом собрании студенты сдают руководителю практики от факультета всю отчётную документацию по практике, заверенную руководителем практики от кафедры и выступают с сообщением о проделанной работе.

III. Информационно-методическая часть Отчетная документация по практике

За период ознакомительной практики студенты готовят и представляют руководителю практики от кафедры следующие отчетные документы (образцы см. в Приложении):

1. Дневник практиканта с индивидуальным планом работы прохождения практики и с ежедневными записями о проделанной работе. Заверяется подписью руководителем практики от организации. (Приложение 1).

2. Аналитический отчет о работе психологической службы: основные направления, методы, технологии, способы работы; функциональные обязанности психолога; основная документация (бланки, формы, записи, журналы учета) (Приложение 2).

3. Развернутый план-конспект сценария по психологическому просвещению, самоанализ проведения мероприятия, анализ 1-ого мероприятия, проведенного другим студентом. (Приложения 3 — 7).

4. Протоколы психологического наблюдения за особенностями проявления познавательных процессов у субъектов психолого-педагогического взаимодействия в общении и учебной деятельности (Приложение 10).

5. Индивидуальный отчет по практике и самоанализ эффективности работы (Приложение 9).

6. Групповой отчет по практике защищается на итоговом курсовом собрании (Приложение 8).

Критерии оценки практики студентов

После окончания практики на основе изучения отчетной документации, психолог учебного заведения, где осуществлялась практика, и групповой руководитель-методист выставляют итоговую оценку. Оценки за различные виды работ заносятся в таблицу:

Практика оценивается по десятибалльной системе.

Отметка «10» выставляется в том случае, если студент:

— справился со всеми видами запланированных работ и выполнил работу сверх плана;

— показал очень высокие результаты;

— проявил исследовательское, творческое отношение к деятельности;

— проявлял высокую активность (наряду с посещаемостью), глубокие профессиональные интересы;

— проявил самостоятельность и инициативу.

Отметка «9» выставляется в том случае, если студент:

— справился со всеми видами запланированных работ;

— показал высокие результаты;

— проявил творческое отношение к деятельности;

— проявлял активность (наряду с посещаемостью) и заинтересованность;

— проявил самостоятельность и инициативу.

Отметку «8» студент заслуживает, если:

— справился со всеми видами запланированных работ;

— показал высокие результаты;

— проявил творческое (не всегда, не регулярно) и репродуктивное отношение к деятельности;

— проявлял активность (наряду с посещаемостью) и заинтересованность;

— частично проявил самостоятельность и инициативу.

Отметку «7» студент заслуживает, если:

— справился со всеми видами запланированных работ;

— показал достаточно высокие результаты;

— проявил репродуктивное отношение к деятельности;

— проявлял активность (наряду с посещаемостью) и заинтересованность;

— не проявил самостоятельность и инициативу.

Отметку «6» студент заслуживает, если:

— справился со всеми видами запланированных работ;

— показал средние результаты;

— проявил репродуктивное отношение к деятельности;

— проявлял активность (наряду с посещаемостью) и заинтересованность;

— не проявил самостоятельность и инициативу.

Отметку «5» студент заслуживает, если:

— справился со всеми видами запланированных работ;

— показал удовлетворительные результаты;

— проявил репродуктивное отношение к деятельности;

— проявлял активность (наряду с посещаемостью) и заинтересованность;

— не проявил самостоятельность и инициативу.

Отметку «4» студент заслуживает, если студент:

— справился со всеми видами запланированных работ;

— показал удовлетворительные результаты;

— проявил репродуктивное отношение к деятельности;

— проявлял активность (наряду с посещаемостью);

— не проявил самостоятельность и инициативу.

Отметка ниже «4», выставляется в том случае, если студент:

— не справился с индивидуальным планом; цели и задачи практики не были реализованы.

Оценка может быть снижена за:

  • несвоевременный выход па практику студента;
  • нарушение учебной дисциплины (пропуск часов/дней и опоздание по неуважительным причинам):
  • неаккуратное и несвоевременное оформление документации по практике:
  • за сдачу документации не в полном объеме;
  • отсутствие на установочной и итоговой конференциях по практике.

Оценивание деятельности студента-практиканта (Ф.И.О студента)

№ п/п

Виды деятельности

Отметка

Психолог базы

Групповой руководитель

Итоговая

1.

Составление плана работы и заполнение дневника

2.

Составление аналитического отчёта о работе психологической службы

3.

Составление сценария и проведение психологического просвещения. Презентация факультета психологии в 10-11 классах

4.

Анализ мероприятия, проведённого другим студентом

5.

Психологическое наблюдение за особенностями проявления познавательных процессов на уроке

6.

Самоанализ эффективности работы

7.

Составление письменного отчета о результатах прохождения практики

Общая оценка

Подпись

Руководитель

(Заместитель руководителя) организации

Подпись студента-практиканта

Литература

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. / Г.С.Абрамова Брест, 1993.
  2. Безруких, М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.: Издательский центр “Академия”, 1996.
  3. Блага, К. Я – твой ученик, ты — мой учитель. Книга для учителя: Пер. с чеш. / К. Блага, М. Шебек, М.: Просвещение, 1991.
  4. Детская психодиагностика и профориентация. / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 1999.
  5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л. Коломинский, Мн., 2000, с.106-129.
  6. Матвеева, Л.Г. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. / Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушин, М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1997.
  7. Межкультурное образование в школе/ В.В.Величко, А.В.Дергай, Д.В.Карпиевич, О.М.Савчик. – Мн., 2001, с.32-33, 44-57.
  8. Ольшанский, В.Б. Психология – практикам: учителям, родителям и руководителям. / В.Б. Ольшанский, М.: “Тривола”, 1996.
  9. Основы психологии. Практикум. / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону., 1999.
  10. Педагогическая практика по психологии. / Под ред. П.П. Шумского, Мн.,1999.
  11. Пергаменщик, Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический практикум. / Л.А. Пергаменщик, Мн.: Нар. асвета,1995.
  12. Петровский, А.В. Популярные беседы по психологии. / А.В. Петровский, М.,1976.
  13. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова и др. М., 1990.
  14. Популярная психология. Хрестоматия. Учебн. пособие для студентов пединститутов / Сост. В.В.Мироненко, М., 1990.
  15. Практикум по возрастной психологии. / Под. ред. Е.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб., 2001, с.498;664.
  16. Практическая психология. / Под ред. С.В. Кондратьевой, Гродно, 1992.
  17. Производственная психолого-педагогическая практика студентов. Учебно-методическое пособие для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения / Сост. С.И. Коптева, А.П.Лобанов, В.А.Попкович и др./ Под ред. А.П.Лобанова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2001.- 60 с.
  18. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
  19. Час занимательной психологии. Методические указания к проведению внеклассного мероприятия по психологии. / Смоленск, 1992.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерная схема дневника студента-практиканта

ДНЕВНИК

Студента (ки) ___ курса факультета психологии

(ФИО)________________________________________,

проходящего(ей) ознакомительную практику

в учреждении образования (Д/с, СШ, гимназия, колледж и т.п.) № ____ г. Минска с _______ по _______(число, месяц, год).

Руководитель-методист практики

Психолог учреждения

Адрес учреждения

2 страница

План работы психолога на период практики (переписывается полностью).

3 страница

Индивидуальный план работы студента

Дата (период)

Содержание планируемой работы

Анализ проделанной работы

Отметка психолога базы практики о выполнении

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Схема аналитического отчета о работе

психологической службы

  1. База, адрес, полное название, руководитель (Ф.И.О., должность).
  2. Структура, штатное расписание, цели, задачи, содержание работы службы, комплектация места работы (кабинета) психолога, распорядок работы, юридические и правовые аспекты работы службы.
  3. Функциональные обязанности психолога.
  4. Основная документация (бланки, формы, записи, журналы учета).
  5. Технологии, методы и приемы работы психолога (для студентов 2 курса);
  6. Место психологической службы, психолога в организационной структуре учреждения. Должностные обязанности и права психолога (для студентов 2 курса);
  7. Содержание профилактической работы.
  8. Квалификация психолога, возможности профессионального роста. Характеристика его профессиональных качеств.
  9. Выводы практиканта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

План организации и содержания выступления

по психологическому просвещению

  1. Оценка потребностей возможных участников аудитории
  2. Подготовка проекта работы с группой
  3. Реклама мероприятия
  4. Выбор методов оценки работы группы
  5. Подготовка материалов
  6. Проведение занятия:
  1. Вступление — показ значения темы, ее важности для слушателей.
  2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т.е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление:

• определение понятия, его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты);

• краткая история объекта (возникновение, развитие, современное состояние).

  1. Анализ проблемы.
  2. Заключение:

• теоретические выводы;

• практические выводы для деятельности слушателей;

• конкретные задачи слушателей в свете этих выводов.

  1. Проведение заключительного анкетирования.
  2. Итоговая оценка результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Схема анализа мероприятия

по психологическому просвещению

Ф.И.О.

студента

Содержание

и логика

изложения

Мастерство

управления

собой

Техника и

выразительность

речи

Направ-

леность

речи на

аудиторию

Внимание

и

интерес

аудитории

Средний

балл

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Самооценка эффективности проведения мероприятия

по психологическому просвещению.

Проанализируйте ваше мероприятие по психологическому просвещению с использованием предложенной шкалы оценок:

  1. полностью удовлетворен
  2. удовлетворен
  3. не удовлетворен/ нужна дополнительная подготовка
  4. должно быть изменено/ улучшено в следующий раз.

Подготовка

  1. Тема работы актуальна для аудитории _____________.
  2. Темы занятий логически выстроены(если занятий несколько)_______________
  3. Проект занятий был составлен правильно и позволил достичь поставленных целей_________
  4. Рекламная кампания была эффективной_________
  5. Время и место занятия были подобраны правильно_________
  6. Учителя и другие люди, работающие с детьми, были соответствующим образом подготовлены к занятию_____
  7. Для оценки работы группы использовались адекватные средства_________
  8. Было проведено предварительное тестирование участников (если необходимо)_

Ведение мероприятия

  1. Переходы от введения к основной части, а затем к заключительной были достаточно плавными и логичными__________
  2. Участники мероприятия принимали активное участие в работе___________
  3. Задания и упражнения (если имелись) соответствовали уровню развития участников_______
  4. Задания и упражнения (если имелись) подобраны правильно с точки зрения эмоциональной нагрузки____
  5. Уделялось внимание всем участникам аудитории________
  6. Задавались вопросы аудитории______
  7. Открытые вопросы использовались чаще, чем закрытые__
  8. В случае необходимости в работу включались участники, не проявляющие достаточной активности__________
  9. Управление вниманием группы_______

Завершение занятия

  1. На занятии было отведено достаточно времени для обсуждения_____
  2. Участникам мероприятия была предоставлена возможность высказать устно/письменно свои пожелания/замечания_________

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Образец оформления картотеки материалов

для проведения мероприятия по психологическому просвещению

  1. Тема мероприятия.
  2. Цель.
  3. Место (положение) в системе практической деятельности специалиста.
  4. Материалы, оборудование.
  5. Характеристика аудитории.
  6. Время, необходимое для проведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Примерная тематика

мероприятий по психологическому просвещению

Для учащихся:

  • Умеем ли мы общаться?
  • Юность – пора первой любви.
  • Что изучает психология?
  • Эмоции в нашей жизни.
  • Учитесь владеть собой.
  • Стресс, что это такое.
  • Трудности подросткового возраста.
  • Умеем ли мы понимать друг друга.

Для коллектива педагогов:

  • Адаптация учащихся к обучению в средней школе.
  • Особенности общения и взаимодействия учителя с учащимися.
  • Возрастные особенности школьников.
  • Формирование мотивации к учению.
  • Школьная неуспеваемость: ее причины и пути преодоления
  • Профессиональное самоопределение старшеклассников.
  • Специфика работы с одаренными детьми.

Для родителей:

  • Нравственное воспитание детей в семье.
  • Роль семьи в формировании личности учащегося.
  • Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка.
  • Семья глазами ребенка.
  • Роль семьи в профессиональном самоопределении ребенка.
  • Одаренный ребенок в семье.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Групповой отчет по практике и анализ эффективности работы

1. Кратко изложите содержание практики в виде основных тезисов.

2. Назовите базовые понятия, которые вы усвоили на практике и дайте им определение.

3. Начертите схему, отражающую взаимосвязи видов деятельности психолога и сделайте объяснение к ней.

4. Выявите и сформулируйте положительные, интересные, оригинальные, перспективные стороны практики.

5. Сформулируйте все недостатки, которые Вам удалось найти в организации практики или на базе. Обоснуйте их.

6. Какие «находки» открытые в ходе практики можно использовать в учебной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Индивидуальный отчет по практике

Отчет о психологической практике студента(ки) ___ курса факультета естествознания ___________________________________________________ (ФИО)

Психологическая практика проводилась в ___

  1. Каковы были Ваши ожидания по поводу практики?
  2. В чем специфика работы по месту прохождения практики? Какие направления работы характерны для психолога данного учебного заведения?
  3. Какие требования предъявляются к деятельности психолога? (что он должен знать, уметь)
  4. Укажите, какими видами деятельности психолога Вы непосредственно занимались на практике.
  5. Охарактеризуйте выполнение плана. Какие были отклонения, что сделано вне плана.
  6. С какими трудностями Вы столкнулись на практике?
  7. Замечания и предложения по практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Задание 1. Наблюдение вниманием.

Цель. Формирование навыков наблюдения, умение проводить качественный анализ полученных результатов.

План наблюдения.

1. Наблюдение за раздражителями на разных этапах деятельности.

2. Описание ситуаций, в которых объект наблюдения отвлекается.

3. Установление причин отвлекаемости.

Задание 2. Изучение внимания.

Цель: Формирование навыков наблюдения за проявлением внимания.

План наблюдения.

1. Мобилизация внимания в начале деятельности, используемые при этом приемы.

2. Проявление видов внимания и его особенности на разных этапах деятельности:

— устойчивость внимания, его продолжительность, причины отвлечения внимания;

— распределение внимания на занятии и его выражение;

— переключение внимания, причины вызывающие и объясняющие его;

— смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).

3. Зависимость внимания от содержания и характера материала (его образности, эмоциональности, степени конкретности, обобщенности, значимости), от контроля, от разных видов работы с использованием наглядных пособий и др.

4. Приемы, применяемые на разных этапах деятельности для поддержания внимания, их эффективность.

5. Умение использовать различные виды внимания. Знание возрастных особенностей внимания и умение управлять ими.

6. Преобладающее эмоциональное состояние, связь с внимание. Характер активности.

Задание 3. Изучение памяти

Цель. Формирование навыков наблюдения за процессами памяти.

План наблюдения.

1. Оценить соотношение произвольного и непроизвольного запоминания путем подсчета случаев произвольного и непроизвольного запоминания и их математического вычисления. (а : в = с, где с – соотношение произвольного и непроизвольного запоминания).

2. Описать приемы для лучшего запоминания, материалы, используемые при его подаче.

3. Описать приемы, используемые в целях профилактики забывания.

4. Выделить типы памяти, встречающиеся у объектов наблюдения.

5. Описать, каким образом можно учитывать индивидуальные особенности памяти при подаче материала.