___по курсу: «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические)» вариант 7.2
(наименование учебного предмета)
составлена на основе
-адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
— приказа от 19.12.14 (зарегистрирован 3.02.15) об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
на 2016-2017 учебный год
(срок реализации программ)
Составила:
Малахова Е.В., 33 года стажа
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж)
г. Липецк
Программы коррекционных курсов.
Работа учителя-дефектолога направлена на коррекцию, развитие и восполнение пробелов в знаниях, умениях и навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, испытывающих трудности в освоении АООП НОО.
Коррекционная работа учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся 1 класса с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Целью программы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР является: создание системы комплексной помощи обучающимся 1 класса с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция нарушений в психофизическом развитии и формирование соответствующих возрасту жизненных компетенций.
Задачи программы:
— обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей 1 класса с ЗПР АООП НОО и их интеграции в МБОУ № 16;
— оказание коррекционно-педагогической помощи;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей;
-организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Рабочая программа 21
... соответствии с разными теоретическими моделями обучения; навыки анализа учебных материалов разных образовательных программ; разработки обучающих программ; ... учреждения В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знатьосновные концепции ... 2.2. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности. ... лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. ...
Выбор приоритетных направлений работы, определение цели и задач с учащимися 1 классов определяется в зависимости от специфических характеристик, а именно:
· индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся 1 классов с ЗПР и их родителей;
· реальным состоянием физического и психического здоровья учащихся 1 классов;
· необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Данная программа — это курс специальных индивидуальных и групповых занятий. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, во время группы продлённого дня, продолжительность одного группового занятия составляет 30 минут.
Программа коррекционной работы учителя-дефектолога для обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
3. Консультативная работа учителя-дефектолога обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
4. Информационно-просветительская работа направлена осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Содержание направлений
1. Диагностическая работа включает:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
Педагогическое обследование.
Основные методы обследования.
В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование. Педагогическое исследование детей в целях определения готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
Задача педагогического обследования: выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированное школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
Курсовая работа Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников ...
... нарушения зрения. Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Цель исследования: рассмотреть основные особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. В ...
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность и т.д.)
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации.
Учитель — дефектолог знакомится медицинскими сведениями, записями специалистов ЦПМПК, если ребенок уже проходил обследование.
В процессе предварительной беседы с родителямивыясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также анамнез: посещал ли детский сад, с какого возраста, получал ли коррекционную помощь, какую, круг интересов ребенка.
Непосредственное общениес ребенком начинается с установления контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей учитель-дефектолог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.
Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности первоклассников:
— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, дату рождения.
— На какой улице ты живешь?
— Как называется наш город?
— Как называется наша страна?
— Как называется столица нашей страны?
На выяснение кругозора ребенка, знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:
1. Знания о себе, семье, близких.
Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, имена; родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер).
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.
7. Отношение к учебе, познавательные интересы, хочется ли учиться.
Схема обследования
1. Начинается обследование со знакомства с документацией (медицинские сведения).
Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста ...
... группе ДОУ игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, запас знаний воспитанников об окружающем мире, позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах ... игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети ...
2. Проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими.
3. Устанавливается следующее: сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение сторон тела на себе.
4. Определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений).
Нахождение различий и сходства в операциях сравнения.
5. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа; определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.
6. Устанавливаются знания по математике.
Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач.
7. В заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.
Методический материал для проведения педагогического обследования
1. Набор предметов, предметных картинок на обобщающие понятия, классификацию, исключения, сравнения.
2. Набор сюжетных картинок; серии сюжетных картинок с явным и со скрытым смыслом сюжета.
3. «Нелепицы».
4. Разрезные картинки из 4, 6 частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям.
5. Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений.
6. Цифровая касса.
Данные диагностического развития регистрируются в протоколах обследования и служат основой для:
— уточнения «зоны актуального и дальнейшего развития» ребенка;
— построения системы коррекционной работы;
— комплектования групп на основе общности структуры нарушений;
— отслеживания динамики развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО:
Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. — М.: Школьная книга,2012.
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе.- М.: Генезис, 2012.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР.- М.: Школьная пресса, 2005.
Формирование умения целеполагания у младших школьников
... обучение, развитие, воспитание). Для достижения обучающих целей обучения выделяются учебные задачи: на формирование знания изучаемого материала; на формирование понимания изучаемого материала; на формирование умений и ... начального обучения имеет исключительно большое значение для развития способностей ребенка, формирования общеучебных знаний, умений и навыков. Основной деятельностью в это время ...
2. Коррекционно-педагогическая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию первоклассников, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-определение особых образовательных потребностей, причин, трудностей в обучении и адаптации к школе;
— организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с учебным планом и рекомендациями ЦПМПК;
— реализация мероприятий по социальной адаптации учащихся;
-развитие высших психических функций и личностной сферы детей, коррекцию поведения;
— мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования (в том числе программы коррекционной работы), формирования соответствующих возрасту жизненных компетенций.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
— коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
— развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
— развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций и процессов;
— формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
— коррекция нарушений устной речи;
— профилактика риска дезадаптивного поведения, связанного как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной саморегуляции.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенных затрат усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Содержание учебного материала для учащихся ЗПР 1 класса обучающихся по 2 варианту стандарта
1. Сенсомоторное развитие:
-развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
-развитие тактильных ощущений;
-развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
-развитие тонкости и целенаправленности движений;
— -развитие межполушарного взаимодействия.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений:
—формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
-развитие пространственного праксиса;
-развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов:
—тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
-произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
-развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
—развитие слухомоторной координации;
—развитие зрительно-моторной координации;
—развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации;
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений фигур, соответствующего слуховому образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
-регуляция простейших двигательных актов;
-формирование умения ориентировки в задании;
-формирование умения планирования этапов выполнения задания;
-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
-формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.
Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО:
— Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе»
— Терентьева Н. «Мастерская развития речи»
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей результатами специальной коррекционной поддержки освоения АООП НОО можно считать:
Личностные результаты освоения АООП НОО
· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:
— в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
— в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
— в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:
— в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности;
— в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:
— в расширении знаний правил коммуникации;
· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся:
— в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
— в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.
Метапредметные результаты:
· способность учащихся принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
· использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
· осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
· овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООН НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области:
· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:
— в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
— в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
— в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:
— в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности;
— в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей на ряду с другими детьми;
· Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами взаимодействия, проявляющиеся:
— в расширении знаний правил коммуникации;
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся:
— в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
— в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.
Итоговая аттестация проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением и счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Консультативная работа учителя-дефектолога обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
Консультативная работа включает:
1. педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
2. консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.
Информационно-просветительская работа направлена осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Название | Темы |
Работа с родителями | Родительская школа. « Хорошо ли списывать?» Родительское собрание: — «Экскурсия в мир детства» Просвещение родителей через информационный стенд «Подсказки для взрослых» |
Работа с учителями | Выступления на методических объединениях по темам: МО воспитателей: «История одного левши» МО Учителей начальных классов: «Хорошо ли списывать». Открытые уроки: во время проведения Недели дефектологии, Дней Здоровья. |
Работа с обучающимися | Проведение Недели дефектологии в школе. |
Специалист | Направление коррекционной работы | Программа | Форма занятий | Результат |
Учитель- логопед | — преодоление отклонений речевого развития детей; — создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной и письменной речи детей; — развитие и совершенствование коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. | О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук Логопедическая работа в школе. Л.А. Вохмянина М.; Владос 2010г. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы. | групповая индивидуальная | Звуко-слоговой анализ и синтез сформированы. Чтение слоговое, осмысленное. Пересказ с помощью наводящих вопросов учителя. Словарный запас приближен к возрастной норме. |
Учитель-дефектолог | — выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; — восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. | Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе» Терентьева Н. «Мастерская развития речи» | групповая | Повышение качества обучения. Умение выполнять задание по частям или с использованием заданного алгоритма. |
Педагог-психолог | — выявление возрастных особенностей форм УУД; — выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психологических рекомендаций по их развитию. | «Растишка» | групповая | Четкое соответствие учебной нагрузки. Способность адекватно судить о причинах своего неуспеха. |
Социальный педагог | — обучение учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; — формирование навыков коммуникативного общения. | Л.В.Черкасова « Азбука мудрости» (духовно-нравственное направление) | группова | Умение правильно оценивать свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения. |
Учитель адаптивной физической культуры | -развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. | Рабочая программа по адаптивной физической культуре. | групповая | Понимание физической культуры как средства здорового образа жизни; Выполнение комплекса физических упражнений оздоровительной направленности на основании индивидуальных медицинских показаний |
Механизмы реализации программы.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоциональной — волевой сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья.
Внутришкольной формой организации сопровождения обучающихся является психолого — медико-педагогический консилиум (далее ПМПк).
Работа школьного ПМПк регламентируется «Положением о психолого-медико-педагогичеком консилиуме». Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и оказание им помощи. Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы. В совтав ПМПк входят администрация школы, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-предметник.
При возникновении трудностей в освоении АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение оперативно сопровождают структуру программы коррекционной работы, которая сохраняет свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений обучающийся направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему образовательному маршруту.