Программа коррекционной работы

___по курсу: «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические)» вариант 7.2

(наименование учебного предмета)

составлена на основе

 

-адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

— приказа от 19.12.14 (зарегистрирован 3.02.15) об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

на 2016-2017 учебный год

(срок реализации программ)

 

Составила:

Малахова Е.В., 33 года стажа

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж)

 

г. Липецк

Программы коррекционных курсов.

 

Работа учителя-дефектолога направлена на коррекцию, развитие и восполнение пробелов в знаниях, умениях и навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, испытывающих трудности в освоении АООП НОО.

Коррекционная работа учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся 1 класса с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

 

Целью программы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР является: создание системы комплексной помощи обучающимся 1 класса с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция нарушений в психофизическом развитии и формирование соответствующих возрасту жизненных компетенций.

 

Задачи программы:

— обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей 1 класса с ЗПР АООП НОО и их интеграции в МБОУ № 16;

— оказание коррекционно-педагогической помощи;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей;

-организация психолого-педагогического консультирования обучающихся и их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

10 стр., 4599 слов

Рабочая программа 21

... соответствии с разными теоретическими моделями обучения; навыки анализа учебных материалов разных образовательных программ; разработки обучающих программ; ... учреждения В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знатьосновные концепции ... 2.2. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности. ... лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. ...

 

Выбор приоритетных направлений работы, определение цели и задач с учащимися 1 классов определяется в зависимости от специфических характеристик, а именно:

· индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся 1 классов с ЗПР и их родителей;

· реальным состоянием физического и психического здоровья учащихся 1 классов;

· необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

 

Данная программа — это курс специальных индивидуальных и групповых занятий. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, во время группы продлённого дня, продолжительность одного группового занятия составляет 30 минут.

 

Программа коррекционной работы учителя-дефектолога для обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

 

1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП НОО.

 

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

 

3. Консультативная работа учителя-дефектолога обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

 

4. Информационно-просветительская работа направлена осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

 

 

Содержание направлений

1. Диагностическая работа включает:

 

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

 

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП НОО;

 

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

 

Педагогическое обследование.

Основные методы обследования.

В комплексной оценке психического развития, в выяв­лении индивидуальных типологических возможностей де­тей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным явля­ется педагогическое обследование. Педагогическое иссле­дование детей в целях опре­деления готовности к обучению, развитие школьно значи­мых функций, познавательной деятельности и интеллекта.

Задача педагогического обследования: выявление го­товности ребенка к обучению в школе, степени сформиро­ванное школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.

17 стр., 8240 слов

Курсовая работа Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников ...

... нарушения зрения. Объект исследования: эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Цель исследования: рассмотреть основные особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. В ...

На разных этапах педагогического обследования исполь­зуются различные методы изучения произвольной деятель­ности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучаю­щий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования за­висит от целей каждого этапа обследования и от индиви­дуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность и т.д.)

 

Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации.

Учитель — дефектолог знакомится медицинскими сведениями, запися­ми специалистов ЦПМПК, если ребенок уже проходил об­следование.

В процессе предвари­тельной беседы с родителямивыясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профес­сии родителей, а также анамнез: посещал ли детский сад, с какого воз­раста, получал ли коррекционную помощь, какую, круг интересов ребенка.

Непосредственное общениес ребенком начинается с ус­тановления контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важ­но создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных выска­зываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей учитель-дефектолог оказы­вает разную степень помощи, вплоть до совместного вы­полнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность услож­нения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.

Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности первоклассников:

— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, дату рождения.

— На какой улице ты живешь?

— Как называется наш город?

— Как называется наша страна?

— Как называется столица нашей страны?

На выяснение кругозора ребенка, знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:

1. Знания о себе, семье, близких.

Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, имена; родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.

2. Ориентировка в пространстве.

3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер).

4. Знание о явлениях природы.

С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о рас­тениях, месте их произрастания.

5. Общий кругозор.

6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причин­но-следственные связи, знание родовых понятий.

7. Отношение к учебе, познавательные интересы, хочется ли учиться.

Схема обследования

1. Начинается обследование со знакомства с документа­цией (медицинские сведения).

22 стр., 10830 слов

Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста ...

... группе ДОУ игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, запас знаний воспитанников об окружающем мире, позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах ... игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети ...

2. Проводится беседа с родителями или лицами, их за­меняющими.

3. Устанавливается следующее: сформированность вре­менных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение сторон тела на себе.

4. Определяется сформированность обобщающих поня­тий, уровень обобщения и характер выбора связей (выде­ление 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представле­ний).

Нахождение различий и сходства в операциях срав­нения.

5. Устанавливается понимание смысла сюжетной кар­тинки, рассказа; определение логической последователь­ности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.

6. Устанавливаются знания по математике.

Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкрет­но, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания со­става числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами дейст­вий, использование математической терминологии, пони­мание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, со­ставных, типовых задач.

7. В заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомен­дации по обучению, воспитанию и коррекции.

Методический материал для проведения педагогического обследования

1. Набор предметов, предметных картинок на обобщаю­щие понятия, классификацию, исключения, сравнения.

2. Набор сюжетных картинок; серии сюжетных карти­нок с явным и со скрытым смыслом сюжета.

3. «Нелепицы».

4. Разрезные картинки из 4, 6 частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным лини­ям.

5. Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений.

6. Цифровая касса.

Данные диагностического развития регистрируются в протоколах обследования и служат основой для:

— уточнения «зоны актуального и дальнейшего развития» ребенка;

— построения системы коррекционной работы;

— комплектования групп на основе общности структуры нарушений;

— отслеживания динамики развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО:

Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. — М.: Школьная книга,2012.

Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе.- М.: Генезис, 2012.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР.- М.: Школьная пресса, 2005.

 

 

11 стр., 5039 слов

Формирование умения целеполагания у младших школьников

... обучение, развитие, воспитание). Для достижения обучающих целей обучения выделяются учебные задачи: на формирование знания изучаемого материала; на формирование понимания изучаемого материала; на формирование умений и ... начального обучения имеет исключительно большое значение для развития способностей ребенка, формирования общеучебных знаний, умений и навыков. Основной деятельностью в это время ...

2. Коррекционно-педагогическая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию первоклассников, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

 

Коррекционно-развивающая работа включает:

 

-определение особых образовательных потребностей, причин, трудностей в обучении и адаптации к школе;

— организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с учебным планом и рекомендациями ЦПМПК;

— реализация мероприятий по социальной адаптации учащихся;

-развитие высших психических функций и личностной сферы детей, коррекцию поведения;

— мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования (в том числе программы коррекционной работы), формирования соответствующих возрасту жизненных компетенций.

 

Основными направлениями в коррекционной работе являются:

 

— коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

— развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

— развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций и процессов;

— формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

— коррекция нарушений устной речи;

— профилактика риска дезадаптивного поведения, связанного как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной саморегуляции.

 

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенных затрат усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

 

Содержание учебного материала для учащихся ЗПР 1 класса обучающихся по 2 варианту стандарта

1. Сенсомоторное развитие:

-развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;

-развитие тактильных ощущений;

-развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

-развитие тонкости и целенаправленности движений;

— -развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

2. Формирование пространственных представлений:

формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);

-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

-развитие пространственного праксиса;

-развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).

3. Развитие мнемических процессов:

тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

-произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

-развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:

развитие слухомоторной координации;

развитие зрительно-моторной координации;

развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации;

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений фигур, соответствующего слуховому образцу; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.

5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

-регуляция простейших двигательных актов;

-формирование умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

-формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

 

Используемые программно-методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОСС НОО к созданию образовательных условий в части использования специальных пособий и дидактического материала для успешного освоения обучающимися первоклассниками основных образовательных программ НОО:

— Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе»

— Терентьева Н. «Мастерская развития речи»

 

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей результатами специальной коррекционной поддержки освоения АООП НОО можно считать:

Личностные результаты освоения АООП НОО

· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:

— в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

— в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

— в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:

— в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности;

— в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях:

— в расширении знаний правил коммуникации;

· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся:

— в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

— в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.

 

Метапредметные результаты:

· способность учащихся принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

· формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

· использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

· осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

· овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООН НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.

 

Результаты освоения коррекционно-развивающей области:

· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях:

— в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

— в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

— в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющиеся:

— в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях жизни, умение брать на себя ответственность в этой деятельности;

— в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей на ряду с другими детьми;

· Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами взаимодействия, проявляющиеся:

— в расширении знаний правил коммуникации;

· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её пространственно-временной организации, проявляющиеся:

— в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

— в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы.

 

Итоговая аттестация проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением и счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО делается на основании положительной индивидуальной динамики.

 

Консультативная работа учителя-дефектолога обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

 

 

Консультативная работа включает:

 

1. педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

 

2. консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.

 

Информационно-просветительская работа направлена осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

 

Информационно-просветительская работа включает:

 

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

 

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

 

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

 

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Название Темы
Работа с родителями Родительская школа. « Хорошо ли списывать?» Родительское собрание: — «Экскурсия в мир детства» Просвещение родителей через информационный стенд «Подсказки для взрослых»
Работа с учителями Выступления на методических объединениях по темам: МО воспитателей: «История одного левши» МО Учителей начальных классов: «Хорошо ли списывать». Открытые уроки: во время проведения Недели дефектологии, Дней Здоровья.
Работа с обучающимися Проведение Недели дефектологии в школе.

 

 

Специалист Направление коррекционной работы Программа Форма занятий Результат
Учитель- логопед — преодоление отклонений речевого развития детей; — создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной и письменной речи детей; — развитие и совершенствование коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук Логопедическая работа в школе.   Л.А. Вохмянина М.; Владос 2010г. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы. групповая индивидуальная Звуко-слоговой анализ и синтез сформированы. Чтение слоговое, осмысленное. Пересказ с помощью наводящих вопросов учителя. Словарный запас приближен к возрастной норме.
Учитель-дефектолог — выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; — восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе» Терентьева Н. «Мастерская развития речи»     групповая Повышение качества обучения. Умение выполнять задание по частям или с использованием заданного алгоритма.
Педагог-психолог — выявление возрастных особенностей форм УУД; — выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психологических рекомендаций по их развитию. «Растишка»   групповая Четкое соответствие учебной нагрузки. Способность адекватно судить о причинах своего неуспеха.
Социальный педагог — обучение учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; — формирование навыков коммуникативного общения.   Л.В.Черкасова « Азбука мудрости» (духовно-нравственное направление)   группова Умение правильно оценивать свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения.
Учитель адаптивной физической культуры -развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.   Рабочая программа по адаптивной физической культуре.   групповая Понимание физической культуры как средства здорового образа жизни; Выполнение комплекса физических упражнений оздоровительной направленности на основании индивидуальных медицинских показаний

 

Механизмы реализации программы.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоциональной — волевой сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Внутришкольной формой организации сопровождения обучающихся является психолого — медико-педагогический консилиум (далее ПМПк).

Работа школьного ПМПк регламентируется «Положением о психолого-медико-педагогичеком консилиуме». Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и оказание им помощи. Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы. В совтав ПМПк входят администрация школы, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-предметник.

При возникновении трудностей в освоении АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение оперативно сопровождают структуру программы коррекционной работы, которая сохраняет свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений обучающийся направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему образовательному маршруту.