Профессиональное становление личности 2

Раздел 3. Психология развития

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ

Тема 1: Динамика психического развития. Детерминанты развития(0-5)

Методические указания: выполните реферат в форме краткого изложения (обзора) содержания научной работы или книги, результатов научного исследования. Реферат оформляется в письменном виде.

Изучите литературы по списку и подготовка реферата: 

     Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1981, с.13 – 21.

     Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребёнка. Хресто­матия по возрастной и педагогической психологии. М.,1977, с.409-415.

     Гильбух Ю.З. Понятие «Зоны ближайшего развития» и её роль в развитии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987,  №3.

     Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ре­бёнка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М, 1981, с.7-10. 

     Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, с.27-31.

Тема 2: Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника(0-5)

Методические указания: выполните реферат в форме краткого изложения (обзора) содержания научной работы или книги, результатов научного исследования. Реферат оформляется в письменном виде.

Изучение литературы  по списку и подготовка реферата:

  1. Мухина B.C. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Вопросы психологии. 1988, № 2, с.123-128.
  2. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры. Избранные психологические труды. М., 1989. раздел 1У, с.307-315, 315-325, 326-332.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Педагогика, 1978.

Тема 3: Развитие и формирование способностей школьников (0-5)

Методические указания: выполните реферат в форме краткого изложения (обзора) содержания научной работы или книги, результатов научного исследования. Реферат оформляется в письменном виде.

Изучение литературы по списку и подготовка реферата:

10 стр., 4588 слов

Основные черты психологии развития

... детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. Глава 1. Предмет, методы, междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии 1.1. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Современная психология представляет ...

1.     Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001, № 3. с. 17-27.

2.     Гильбух Ю.3. Понятие «зоны ближайшего развития» и его роль в раз­витии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987, № 3.

3.     Мухина З.С. Детская психология. – М.,1985.

4.     Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.,1996.

5.     Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. Голубевой. – М.,1978.

6.     Уровни мыслительной деятельности младшего школьника // Вопросы психологии.1985, № 2, с.92-97

 

Тема 4: Психологические причины отклонения поведения «трудных» подростков и пути коррекции их личности(0-5)

Методические указания: выполните конспект по предложенному плану.

1.          Понятие «отклоняющееся поведение». Виды.

2.          Этиология отклоняющегося поведения «трудных» подростков.

3.          Коррекция отклоняющегося поведения.

Литература:

1.     Акимова М.К., Козлова В.Т. Неуспевающие дети. Раб. кн. школьного психолога. М., 1991, ч.3, гл. 4.

2.     Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. 2002, № 1, с. 26-38.

3.     Кондратьева Н.В. Особенности межличностных отношений в специализированных интернатах // Вопросы психологии. 1995, № 6.

4.     Ослицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений // Вопросы психологии. 1994,  3.

5.     Поливанова К.II. Психологическое содержание подросткового возрас­та // Вопросы психологии. 1996, № 1.

6.     Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996. или // Мир психологии. 1994, № 10, с. 57-63.

7.     Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002, №1, с. 17-26.

 

Тема 5: Психологические проблемы общения в подростковом возрасте(0-5)

Методические указания: выполните конспект по предложенному плану.

1.     Причины возникновения проблем общения подростков со взрослыми и сверстниками.

2.     Смысловой барьер и причины его возникновения.

Литература:

1.     Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. Взаимоотношения подростка в школьном коллективе // Вопросы психологии, 1988, №3.

2.     Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фальдштейна. M.,1987, гл.3, § 2, с.64-68.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития ... понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности ... вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология ...

3.     Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М.,1994, с.191-201, 165-168, 108-111, 168-172, 132-135, 146-149.

4.     Гуткина Н.П. Психологические проблемы общения учителя с подрост­ками // Вопросы психологии. 1984, №2.

 

Тема 6: Формирование мировоззрения и общественной активности старшеклассников(0-5)

Методические указания: выполните конспект по предложенному плану.

1.     Развитие социально-нравственных проблем в юношеском возрасте.

2.     Формирование взглядов, убеждений и мировоззрения в юношеском возрасте.

3.     Общественная активность старшеклассников.

Литература:

1.     Бостанджиева Т.М. Экзистенциальные ценности в структуре индивидуальности подростка. – Сб. тезисов ТГПИ, 1997.

2.     Горбатеноко Т.М. Межличностные отношения // Вопросы психологии. 1988, №2.

3.     Знаков В.В. Понимание подростками ситуации насилия // Вопросы психологии. 1990, №1.

4.     Кон H.С. Психология ранней юности. М., 1989.

5.     Кон Н.С. Психология старшеклассника. М., 1982.

6.     Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

7.     Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А.3. М., 1987, серия «Образование и педагогические науки», ч.2, гл. 5,6. с.104-126.

8.     Самоопределение старшеклассников. Под ред. Петровского А.В. М., 1987, серия «Образование и педагогические науки», ч.9. с.138-145.

 

Итоговое тестирование по психологии развития

Тест 1:

1.     Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:

а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;

в) показателей умственного развития и состояния памяти.

2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):

а) неумение встать на чужую точку зрения;

б) нерасчлененность детского мышления;

в) искусственность, созданность мира;

г) одушевленность.

3.К основной закономерности психологического развития относятся:

а) интеллект;

б) возраст;

в) умение и навыки;

г)морфофизиологические особенности.

4.Движущими силами психического развития являются:

а) интересы;

б) задатки  и способности;

в) морфологические особенности

г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.

5.Автором культурно-исторической теории является:

а) Дж. Брунер;

б) Л.С. Выготский;

в) С.Л. Рубинштейн

г) А.Валлон.

6.Динамика психического развития определяется

а) возрастными изменениями;

б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;

в) ходом созревания органических особенностей;

г)стадиями в развитии интеллекта.

7.Психический возраст определяется:

а) физиологическими изменениями организма;

б) уровнем развития психологической структуры личности;

в) умениями и навыками;

г) психодинамическими свойствами.

8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину

а) обучение;

б) деятельность;

в) способности;

г) интроспекция.

9.Предметом возрастной психологии является изучение:

а) основных категорий психологии;

б) ведущие модальности человека;

в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;

г) принципов формирования личности в деятельности.

10.       Главным признаком ведущей деятельности является:

а) стадийность;

б) развитие новообразований возраста;

в) доминантность во времени;

г) развитие познавательных процессов.

11.       Основоположником бихевиоризма является:

а) А. Маслоу;

б) К. Лоуренс;

в) Ж.Пиаже;

г) Дж. Уотсон;

12.  Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:

а)саморегуляцией;

б)     сензитивностью;

в)комфортностью;

г)    эмпатией;

13.       Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

а)эмоционально-непосредственное общение;

б)     орудийно-предметноая деятельность;

в)сюжетно-ролевая игра;

г)    учебная деятельность;

14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

а)человеческого рода;

б)     млекопитающих;

в)приматов;

г)    животных;

15. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:

а)метаморфозы;

б)     оптимального развития;

в)развитие высших психических функций;

г)    неравномерности возрастного развития;

16. Геронтология – это наука о:

а)старении, старости и долголетии человека;

б)  самосовершенствовании человека;

в)взрослении человека;

г)   развитии человека;

17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

а)эпигенеза;

б)  филогенеза;

в)эмбриогенеза;

г) гетерогенеза;

18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

а)революционными;

б)     эволюционными;

в)консервативными;

г)    кризисными;

19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:

а)психологией развития;

б)     акмеологией;

в)геронтологией;

г)    возрастной психологией;

 20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.

21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.

22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.

23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:

а)экстериоризацией;

б)     экстраполяцией;

в)интериоризацией;

г)    эгоцентризмом;

24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:

а)семантической;

б)     символической;

в)образной;

г)    культурной;

25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

а)мотивационно-потребностную;

б)     эмоциональную;

в)мотивационную;

г)    потребностную;

26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:

а)базовыми;

б)     предметными;

в)эмоциональными;

г)   функциональными;

 

Задания:

Задание 1.

Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).

 

Стадия

Содержание интеллектуальной деятельности.

1. Сенсомоторная

1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь.

2. Предоператорная

2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств.

3. Фомально-оперативная

3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным.

4. Конкретных операций.

4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта.

Задание 2.

Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х  лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.

Задание 3. 

Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:

1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.

2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.

3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.

4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.

Задание 4.

Допишите недостающие понятия:

1. Ведущая деятельность дошкольника.

 

2. ведущая деятельность младенца

 

3. Ведущая деятельность подростка.

 

4. Ведущая деятельность младшего школьника.

 

5. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

 

6. Ведущая деятельность в ранней юности.

 

 

Раздел 3. Психология развития

Семинар № 1. Проблема развития в психологии

План:

1.   Проблема развития: методологический и исторический аспекты.

2.   Созревание и развитие. Биологические основы развития.

3.   Социокультурная детерминация в развитии. Социокультурный фон развития.

4.   Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.

5.   Соотношение обучения  и развития. Влияние образования на развитие.

6.   Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

Литература:

·       Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

·       Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

·       Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977.

·       Величковский Б.Т., Кирничев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. 1997.

·       Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций / Психология. М., 2000.  Раздел 3. Гл. 1. С. 512. .

·       Выготский Л.С. Проблема культурного возраста / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 14. С. 736.

·       Газман О. Воспитание как педагогическая поддержка // Народное образование № 6, 1998.

·       Коменский Я. Великая Дидактика.

·       Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981.

·       Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Избр. психол. произв.  М., 1983. Т.1. Раздел 1.

·       Леонтьев А.Н. К теории психического развития ребенка / там же. Раздел 3.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

 

По 1-му вопросу (Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Костюк Р.С. «Принцип развития в психологии»; Ананьев Б.Г. «Психология и проблемы человекознания»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

·     проблема психического развития в психологии;

·     диалектико-материалистическое учение об общественно-исторической обусловленности человеческого сознания;

·       признаки развития (Л.С. Выготский);

·       типы развития (Л.С. Выготский);

·       факторы психического развития.

По 2-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»):

·     проблема наследственности и среды в развитии человека;

·     роль биологического фактора в психическом развитии;

·     биологические условия и предпосылки психического развития.

По 3-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»; Асмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров»):

·     социальная ситуация развития;

·     становление образа «Я». Социальная личность в психологических теориях;

·     историогенез в изучении личности.

По 4-му вопросу (Леонтьев А.Н. «К теории психического развития ребенка»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

·     формирование личностно-смысловой основы деятельности в школьном возрасте;

·     потребность в социальном и профессиональном самоопределе­нии, в самостоятельности;

·     духовная и социальная зрелость;

·     обобще­ние способов познавательной и профессиональной деятельности (сис­тема ЗУМ: знания, навыки, умения).

По 5-му вопросу (Выготский Л.С. «Проблема культурного возраста»):

·     культурно-историческое развитие личности;

·     понятие культурного возраста;

·     роль обучения и воспитания в развитии психики и формировании личности человека;

·     соотношение обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский).

По 6-му вопросу (Ян Амос Коменский «Великая Дидактика»; О. Газман «Воспитание как педагогическая поддержка»; Величковский Б.Т. и др. «Здоровье человека и окружающая среда»):

·     здоровая природосообразная педагогика; 

·     понятие педагогической поддержки;

·     поддержка физического и психического здоровья ребенка;

·     поддержка успешности в общении со сверстниками и родителями.

 

Семинар № 2. Закономерности и динамика психического развития

План:

1.   Понятие психического развития в отечественной психологии.

2.   Исторический анализ понятия «детство». Детство как предмет науки.

3.   Закономерности  и специфика психического развития ребенка:

а) условие развития психики;

б) источники психического развития;

в) движущие силы психического развития;

4. Периодизация  психического развития в детском возрасте. Стабильные и критические периоды развития.

5. Критерии психического развития. 

Литература:

·       Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977., стр. 131-138.

·       Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 3 (Вопросы детской психологии) С. 892-911, 984-989.

·       Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1977, стр. 409-415.

·       Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 7-10.

·       Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981., стр. 10-13.

·       Леонтьев А.Н. Теория развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии. М.: Институт практической психологии. 1996, стр. 20-27.

·       Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001. Гл.1.

·       Фельдштейна Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития / В кн. «Психология развития» / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.,

·       Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 27-31.

·       Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. — М.,1995. 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Схемы возрастной периодизации рекомендуется законспектировать.

По 1-му вопросу (Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»;  Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах»):

·     парадоксы и противоречия процесса развития ребенка, выделенные Д.Б. Элькониным;

·     значение детства на разных этапах развития общества;

·     зависимость продолжительности детства от уровня материальной и духовной культуры.

По 2-му вопросу (Д.И. Фельдштейн «Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития»):

·     понятие детства и его этапов;

·     детство как предмет детской психологии.

По 3-му вопросу (Л.С. Выготский «Проблемы психического развития ребенка», А.В. Запорожец «Условия и движущие силы психического развития ребенка»; Р.С. Костюк «Принцип развития в психологии»; Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Леонтьев А.Н. «Теория развития психики ребенка»):

·     понятие роста и развития;

·     признаки развития;

·     преформированный и непреформированный типы развития;

·     условия и движущие причины психического развития ребенка.

По 4-му вопросу (Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте», Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»):

·     критерии периодизации психического развития;

·     стадиальность развития по Л.С. Выготскому;

·     периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину;

·     кризисных и стабильных периодов развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;

По 5-му вопросу (Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»); Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте»):

·     социальной ситуации развития;

·       роль деятельности в психическом развитии ребенка;

·       понятие возрастных новообразований;

 

Семинар № 3. Теории психического развития

План:

1.   Биогенетический подход к пониманию  психического развития.

2.   Проблема научения и развития в классическом бихевиоризме и теориях социального научения.

3.   Теория «трех ступеней» детского развития.

4.   Соотношение биологического и социального в психическом развитии ребенка.

5.   Психоаналитические теории детского развития.

6.   Теория интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

Литература:

·            Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 1.(«Методология») С. 57-60.

·            Гамезо М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. М., 1989. Гл 2.

·            Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М., 2001.

·            Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. При изучении подходов к исследованию развития психики ребенка необходимо выделить, что является основным фактором развития в каждой концепции:

По 1-му вопросу (Обухова Л.Ф «Детская психология. Теории, факты, проблемы»):

·     биогенетический закон в психологии

·     теория рекапитуляции С. Холла.

По 2-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология. Теории, факты, проблемы»,  Л.С. Выготский «Психология»):

·     идея Э. Торндайка об отождествлении научения и развития.

·     формирование личности ребенка в русле теории «оперантного научения» Э.Торндайка и Б. Скиннера;

·     изучение мотивации и познавательного развития ребенка в концепциях научения Н. Миллера и К. Халла.

·     роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения ребенка на основе подражания в концепции А. Бандуры;

По 3-му вопросу (Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской; Л.С. Выготский):

·     связь трех ступеней развития (К. Бюлер) с созреванием мозга,  окружающей средой, с развитием аффективных процессов и переживанием удовольствия.

По 4-му вопросу (М.В. Гамезо «Возрастная и педагогическая психология», Л.С. Выготский «Психология» ( «Исторический смысл психологического кризиса»):

·     проблема соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка;

·     теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

По 5-му вопросу (М.В. Гамезо «Возрастная и педагогическая психология», Обухова Л.Ф. «Детская психология. Теории, факты, проблемы»):

·     развитие классического психоанализа в работах А.Фрейд;

·     Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.

По 6-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология. Теории, факты, проблемы»):

·     факторы интеллектуального развития ребенка в учении Ж.Пиаже;

·     стадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже.

 

Семинар № 4. Психическое развитие ребенка до поступления в школу 

План:

1. Динамика психического развития младенца. Кризис 1 года.

2.Орудийно-предметная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

3. Кризис 3 лет.

4. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.

5.Психологические новообразования дошкольного возраста.

Литература:

·       Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — 1981.

·       Выготский Л.С. Психология. М.. 2000. Раздел3. (Вопросы детской психологии) с. 911-947.

·       Запорожец А.В. Развитие восприятия / Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1986. Т.1. Раздел 1.

·       Запорожец А.В. Развитие мышления / Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1986. Т.1. Раздел 2.

·       Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994, № 6.

·       Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

·       Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М., 2001.

·       Мухина В.С. Возрастная психология.  Учеб.- М.: Академия, 2003.

·       Смирнова Е.О. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребёнка на первом году жизни // Вопросы психологии, 1987, № 3.

·       Эльконин Д.Б. Психология игры. Избранные психологические труды. — М., 1978.

·       Эльконин Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1987, № 3.

·       Эфрусси П.О. Мир восприятия и мышление ребёнка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Основные симптомы возрастных кризисов рекомендуется законспектировать.

 

По 1-му вопросу (Эльконин Д.Б. «Психология игры»; Мухамедрахимов Р.Ж. «Формы взаимодействия матери и младенца»; Выготский Л.С. «Психология» («Младенческий возраст»):

·     изменения социальной ситуации в младенчестве;

·     новообразования младенчества;

По 2-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская  психология», Мухина В.С. «Возрастная психология»;  Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. «Изменения в структуре игры в связи с развитием речи»; Смирнова Е.О. «Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребёнка на первом году жизни»):

·     совместная деятельность взрослого и ребенка;

·     предпосылки сюжетно-ролевой игры;

·     основные структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

По 3-му вопросу (Мухина В.С. «Возрастная психология», Эльконин Д.Б. «Психология игры):

·     сущность детской игры;

·     социально-историческое происхождение игры;

·     классификация  игр;

·     основные функции игровой деятельности.

По 4-му вопросу (Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе»; Запорожец А.В. «Развитие восприятия», «Развитие мышления»; Эфрусси П.О. «Мир восприятия и мышление ребёнка»):

·     особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста;

·     особенности восприятии в детском возрасте;

·     особенности развития личности в дошкольном возрасте.

 По 5-му вопросу (Эльконин Д.Б. «Кризис детства и основания проектирования форм детского развития»; Выготский Л.С. «Психология» («Кризис первого года жизни»; «Кризис трех лет»):

·     особенности кризисного течения развития;

·     черты кризиса 1 года;

·     черты кризиса 3 лет.

Семинар № 5.  Психическое развитие и формирование личности младшего школьник

План:

1.   Проблема готовности ребёнка к школе. Социально-психологическая адаптация.

2.   Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

3.   Деятельность как основа развития личности.

4.   Новообразования младшего школьного возраста.

5.   Кризис семи лет.

Литература:

·       Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

·       Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 3 («Вопросы детской психологии») С. 989-998.  Выготский Л.С. Кризис семи лет / Собр. соч. Часть 2. «Вопросы детской (возрастной) психологии». М., 1984. Т.4.

·       Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

·       Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, её источники, структура и условия / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

·       Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

·       Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

·       Цветков С.А Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению // Вопросы психологии, 1985, № 2.

·       Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Основные черты и особенности возрастных кризисов рекомендуется законспектировать.

По 1-му вопросу (Цветков С.А. «Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению», Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе»):

·     понятие психологической готовности к школьному обучению;

·     критерии психологической готовности к школе;

·     группы детей по уровню готовности к школе;

·     проблемы диагностики готовности к школе.

По 2-му вопросу (Д.Б. Эльконин «Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте», Л.Б.  Ительсон «Учебная деятельность, её источники, структура и условия», В.В. Давыдов «Психологические проблемы процесса обучения младших школьников»):

·     учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте;

·     проблема формирования учебной деятельности;

·     трудности учебной деятельности младших школьников.

По 3-му вопросу (Д.И. Фельдштейн «Закономерности развития деятельности как основа развития личности», Н.А. Менчинская «Психологические проблемы активности личности в обучении»):

·     деятельность как основа развития личности;

·     формы проявления деятельности;

·     различные виды деятельности младшего школьника;

По 4-му вопросу (Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе»):

·     психологические новообразования младшего школьного возраста.

По 5-му вопросу (Л.С. Выготский «Психология» («Кризис семи лет»):

·     основные черты кризиса семи лет;

·     психологические особенности кризиса.

 

Семинар № 6. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

 

План:

1. Влияние историчес­кого времени на психическое развитие современных подростков.

2. Корни негативизма подростков. Общение подростка с взрослыми (с учителями).

3. Подростковая субкультура. Отношения со сверстниками, потребность в самоутверждении.

4. Психология трудного подростка. Девиантное поведение.

 

Литература:

Алёшина А.Ю., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии, 1988, № 3.

Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя и подростков // Вопросы психологии, 1984, № 2.

Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии, 1988, № 3.

Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельдштейна, М., 1987, гл. 3.

Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как социально-историческое явление / В кн. Психология развивающейся личности. М., 1996.

Осмицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений // Вопросы психологии -1994 — №3.

Шильштейн Е.С. Особенности  презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии.  № 2. 2000. 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (Фельдштейн Д.И. «Подростковый возраст как социально-историческое явление», «Психология современного подростка»):

·       факторы общественной среды, обусловливающие специфику развития в подростковом возрасте;

·       социально-психологические характеристики возраста;

·       особенности современных подростков.

По 2-му вопросу (Гуткина Н.И. «Психологические проблемы общения учителя и подростков»):

·       психологические причины трудностей в общении подростков  с взрослыми;

·       смысловой барьер в общении с взрослыми;

·       пути преодоления смыслового барьера.

По 3-му вопросу (Алёшина А.Ю., Коноводова А. С. «Взаимоотношения подростков в школьном коллективе»;  Шильштейн Е.С. «Особенности  презентации Я в подростковом возрасте»):

·       группирование со сверстниками;

·       особенности формирования статуса подростка в группе;

·       особенности презентации и утверждения  своей личности в подростковых группах.

По 4-му вопросу (Максимова Н.Ю. «Диагностика и коррекция поведения трудных подростков»; Осмицкий А.К. «Психологический анализ агрессивных проявлений»):

·       психологические причины девиаций подросткового возраста;

·       патопсихологические реакции подростков;

·       коррекция девиантного поведения подростков.

 

Семинар № 7. Формирование интересов в переходном возрасте

План:

1. Проблема интересов в переход­ном возрасте.

2. Развитие мышления в подростковом возрасте.

3. Развитие высших психических функций в переходном возрасте.

4. Особенности отношения подростка к учебной деятельности. 

Литература:

·       Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте / Собр. соч. Часть 1. «Педология подростка» М., 1984.  Т. 4.  С. 6-40.

·       Выготский Л.С. Развитие мышления подростка и образование понятий / там же. С. 40-111.

·       Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / там же. С. 111.

·       Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка / там же. С. 199.

·       Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков //  Вопросы психологии. № 6. 2000. С. 132-135.

·       Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1987. Глава 2. «Отношение к школе и учению». 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие интересов в переходном возрасте»):

·       изменение структуры направленности поведения в подростковом возрасте;

·       проблема соотношения биологического и социального в развитии интересов;

·       основные фазы в развитии интересов в подростковом возрасте.

По 2-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие мышления подростка и образование понятий»):

·       место интеллектуальных изменений в целостном психическом развитии подростка;

·       содержание мышления подростков;

·       развитие у подростков новой высшей формы интеллектуальной деятельности – мышления в понятиях;

По 3-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций в переходном возрасте», « Воображение и творчество подростка»):

·       соотношение низших и высших психических функций в подростковом возрасте;

·       изменения в развитии восприятия;

·       изменения в развитии памяти; изменения внимания;

·       особенности воображения и творчества в подростковом возрасте.

По 4-му вопросу (Гончарова Е.Б. «Формирование мотивации учебной деятельности подростков»; Дубровина И.В  «Отношение к школе и учению»):

·       психологические причины изменения учебной мотивации у подростков;

·       особенности отношения  подростков к школе и учению.

 

Семинар № 8. Психологические особенности формирования личности в подростковом возрасте

План:

1.   Подростковый кризис. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка.

2.   Фор­мирование личности подростка. Роль ценностных ориентаций в форми­ровании личности.

3.   Самосоз­нание подростков.

4.   Понятие «чувство взрослости».

Литература:

·       Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Собр. соч. Часть 1. «Педология подростка» М., 1984.  Т. 4. С. 220.

·       Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002. – С. 345 – 419. раздел 3, глава 8.

·       Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, № 1.

·       Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004. – С. 371 – 380, 448 — 477. 

·       Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994, с. 191-201, 165 – 168, 108-111, 168-172, 132-135, 146-149.

·       Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как этап психического развития / В кн.  Психология развивающейся личности — М., Воронеж, 1996.

·       Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / там же.

·       Хухлаева О.В. Психология подростка.  – М., 2005. – 160с. 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

 

     По 1-му вопросу  (Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»; Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст»):

·     типы протекания подросткового кризиса;

·     черты подросткового кризиса;

·     фаза негативизма в подростковом кризисе.

По 2-му вопросу (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста»):

·     открытие собственного « Я» в подростковом возрасте;

·     развитие рефлексии и самосознания в подростковом возрасте;

·     стадии развития личности в подростковом возрасте.

По 3-му вопросу  (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Подростковый возраст как этап психического развития»; Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»):

·     механизм развития самосознания в подростковом возрасте;

·     черты развития самосознания;

·     «Я-концепция» подростка. 

По 4-му вопросу  (Хухлаева О.В. «Психология подростка»; Мухина В.С. «Возрастная психология»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»):

·     понятие чувства взрослости;

·     соотношение внешней и внутренней взрослости у подростков;

·     проявления чувства взрослости в поведении, деятельности, общении.

 

 

Семинар № 9. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте

План:

1.   Зависимость межличностных отношений старшеклассников от отношения к учёбе.

2.   Самоопределение старшеклассников.

3.   Общение старшеклассников с учителем.

4.   Развитие самосознания старшеклассников. 

Литература:

·       Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001. – С. 539 – 571. глава 16.

·       Горбатенко Т.М. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. № 2. 1988.

·       Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. №.4. 2000.

·       Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989 (разделы «Самосознание: открытие «Я»;   «Учителя   и   учащиеся».

·       Кон И. Психология старшеклассника. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.-с.237-244.

·       Кричевский. Общение  классного  руководителя  с  коллективом старшеклассников // Вопросы психологии. 1984. № 6.

·       Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной  психологии. М., 1994.

·       Снегирёва Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. № 2.

·       Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А.В. М., 1987. Глава 6. «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса».

·       Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – Спб., 2004. – С. 478 – 528.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му  вопросу  (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Горбатенко Т.М. «Межличностные отношения в старшем школьном возрасте»; А.В.Петровский «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса»):

·     особенности  социализации в ранней юности;

·     проблема социальной адаптации к новому коллективу;

·     отношение к учению в старшем школьном возрасте.

По 2-му вопросу  (Кон И. «Психология ранней юности»; Кирилова Н.А. «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников»; Снегирёва Т.В. «Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте»):

·     понятие самоопределения;

·     направленность личности старшеклассника;

·     проблемы личностного и  профессионального самоопределения старшеклассников.

По 3-му вопросу  (Абрамова Г.С. «Возрастная психология»; Кричевский. «Общение  классного  руководителя  с  коллективом старшеклассников»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»):

·     особенности юношеской субкультуры;

·     общение со сверстниками, юношеская дружба;

·     отношение к учителю в старшем школьном возрасте.

По 4-му вопросу (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Кон И. «Психология старшеклассника»; Мудрик А.В. «Современный старшеклассник»):

·     психосоциальная идентичность в ранней юности, особенности ее формирования;

·     кризис идентичности;

·     общественно-исторические условия и их влияние на самосознание в ранней юности.

Технологическая карта

ФИО:

Наименование образовательной программы, профиль: ПО «Мат-ка, технология».

Год обучения, группа: 25 гр.

Семестр: 3.

Статус дисциплины: Психология развития.

Количество часов на дисциплину:72 ч.

Количество аудиторных часов на дисциплину: 18 ч.- лекции, 18 ч.- семинары.

ФИО преподавателей: Ковязина И.В.

Утверждено на заседании кафедры…….сентября 2013 г. протокол №…

Дисциплина

Контрольное

мероприятие

Аудиторная

или внеаудиторная

Баллы

Сроки

выполнения

1

Психология развития

1.

Динамика психического развития. Детерминанты развития.

Задание: реферат.

Внеаудиторная

5-12

До 19.09. 2013

2

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника.

Задание: реферат.

6-13

До 10. 10. 2013

1 аттестация

25

3.

Развитие и формирование способностей школьников.

Задание: реферат.

Внеаудиторная

6-13

24.10. 2013

4.

Психологические причины отклонения поведения «трудных» подростков и пути коррекции их личности. Задание: конспектирование литературы по теме.

Внеаудиторная

8-12

7.11.2013

2 аттестация

25

5.

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте.

Задание: конспектирование литературы по теме.

Внеаудиторная и аудиторная

8-10

21.11.2013

6.

Формирование мировоззрения и общественной активности старшеклассников.

Задание: конспектирование литературы по теме. Тестирование.

Внеаудиторная и аудиторная

8-20

12.12.2013

3 аттестация

30

8.

Зачетная работа

аудиторная

20

18.12.2013

Итого: минимум – 61 балл, максимум – 100 баллов