Профессиональная карьера социального педагога: особенности становления и перспективы развития

Содержание

Введение 3

1.Требования в профессиональном педагогическом образовании. 4

2. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза 7

3. Научно-исследовательская работа студентов педвуза 10

4. Включение начинающего педагога в деятельность педагогического коллектива 12

5. Повышение квалификации учителей 16

6. Участие учителей в методической работе 17

7. Основные формы методической работы. 18

8. Самообразование и профессиональное самовоспитание педагога 20

9.Профессиональная карьера педагога 25

Заключение 31

Введение

Педагогическое образование можно определить как процесс и результат получения педагогической профессии, а также повышения квалификации и переподготовки педагога.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), современная система профессионального образования в России включает в себя следующие основные уровни: 1) среднее профессиональной образование; 2) высшее профессиональное образование — бакалавриат; 3) высшее профессиональное образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

1.Требования в профессиональном педагогическом образовании.

1. Среднее профессиональное педагогическое образование реализуется педагогическими колледжами и педагогическими техникумами, которые проводят набор обучающихся на базе как полного (среднего), так и на базе основного общего образования (выпускники 11-х и 9-х классов соответственно).

Срок подготовки по специальности для поступивших на базе основного общего образования увеличивается на один год при очном обучении и на полтора — при заочном.

Педагогические специальности среднего профессионального образования:

— дошкольное образование;

— преподавание в начальных классах (квалификация «учитель начальных классов»);

— педагогика дополнительного образования (квалификация «педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)»; к областям деятельности педагога дополнительного образования относятся техническое творчество, хореография, изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство, музыкальная, сценическая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, физкультурно-оздоровительная деятельность);

— специальное дошкольное образование (квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»);

5 стр., 2440 слов

Место и роль методической работы в системе непрерывного образования ...

... непрерывного образования педагога в процессе профессионального развития и недостаточной изученностью теоретико-прикладных вопросов методического сопровождения процесса его непрерывного образования; – между признанием непрерывного образования как эффективного пути и формы повышения профессиональной квалификации ...

— коррекционная педагогика в начальном образовании (квалификация «учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»);

— профессиональное обучение (квалификация «мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)»).

2. Высшее профессиональное педагогическое образование — бакалавриат. Программы бакалавриата рассчитаны на 3-4 года обучения. Подготовка бакалавров ведётся по нескольким педагогическим направлениям:

— педагогическое образование;

— профессиональное обучение (по отраслям);

— психолого-педагогическое образование;

— специальное (дефектологическое) образование;

— педагогика и психология девиантного поведения.

3. Высшее профессиональное педагогическое образование — специалитет, магистратура.

Специалитет — это традиционная для России форма подготовки специалистов. Выпускникам, успешно освоившим образовательные программы специалитета и защитившим выпускную квалификационную работу, присваивается профессиональная квалификация в соответствующей педагогической специальности. Однако в настоящее время в российском образовании происходит отказ от специалитета. Это обусловлено процессом интеграции в мировую систему высшего образования, для которой характерна двухуровневая подготовка: сначала бакалавриат, а потом магистратура.

Обучение в магистратуре имеет ряд особенностей. Во-первых, акцент сделан на самостоятельную работу под руководством прикреплённого педагога — научного руководителя. По сравнению со специалитетом, количество аудиторных часов невелико, зато происходит углублённое изучение профессии в одной выбранной теме. Во-вторых, выпускники магистратуры защищают диссертацию, которая отличается от выпускной квалификационной работы бо?льшей новизной, глубиной и самостоятельностью полученных результатов. Тема магистерской диссертации выбирается при поступлении в магистратуру, и работа над ней ведётся под руководством научного руководителя в течение всего срока обучения.

Вместе с тем, магистерская степень является академической, а не учёной, т.е. она отражает профессиональную, а не научную квалификацию. Её защита происходит том вузе, в котором обучался магистрант.

4. Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. К этому уровню относятся аспирантура и докторантура. Как и в магистратуре, обучающиеся работают над диссертацией. Главный результат подготовки специалиста в аспирантуре ­- успешная защита диссертации на соискание учёно степени кандидата педагогических наук; в докторантуре — доктора педагогических наук.

Работа над диссертацией на соискание учёной степени возможна и без обучения в аспирантуре или докторантуре. В системе подготовки кадров высшей квалификации предусмотрена такая форма как соискательство. В этом случае соискатель тоже прикрепляется к научному руководителю (при работе над докторской диссертацией — к научному консультанту; кроме того, подготовка докторской диссертации допускается и без научного консультанта).

12 стр., 5978 слов

Педагогическая эвристика

Общими звеньями, связывающими воедино эвристику и творчество, являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне, уникальности. Основополагающие идеи и закономерности эвристики, проверенные классические методы и системы эвристического поиска изучаются с целью последующего целенаправленного их применения в подготовке специалистов в различных областях человеческой деятельности, в том ...

Диссертация на соискание учёной степени отличается от магистерской необходимостью наличия в ней научной новизны, теоретической значимости, достигнутых новых научных результатов.

Для докторской диссертации необходимым условием является соответствие хотя бы одному из следующих требований:

— разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение;

— осуществлено решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное или хозяйственное значение;

— изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

Защита диссертаций на соискание любой учёной степени происходит в специализированном диссертационном совете, а её экспертиза осуществляется учёными-специалистами из разных организаций. При подготовке к защите диссертации на соискание учёной степени автор обязан заранее известить научную общественность о готовящейся защите, представить в диссертационный совет отзывы специалистов. Кроме того, результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в ведущих научных журналах.

Кроме перечисленных уровней, существует дополнительное педагогическое профессиональное образование, обеспечивающее повышение педагогической квалификации и переподготовку (приобретение новых педагогических специальностей) педагогических кадров. Образовательные программы повышения квалификации и переподготовки специалистов реализуются в институтах и академиях повышения квалификации работников образования (ИПКРО, АПКРО), а также на специальных факультетах повышения квалификации и дополнительного образования вузов и научных организаций.

В целом система педагогического образования призвана создавать условия для непрерывного образования педагогов с учётом имеющихся у них образования, квалификации, опыта практической деятельности.

2. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза

Овладение педагогической профессией во многом определяется мотивацией студента, его психологической готовностью к педагогической деятельности, стремлением реализовать в ней свой потенциал. К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся…

— чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций;

— увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми;

— осознание высокой миссии учителя;

— любовь к детям и др.

При наличии такой мотивации процесс обучения будущего педагога наиболее успешен и наиболее высока вероятность, что по окончании вуза он будет работать в сфере образования.

Образовательно-профессиональный путь студента педвуза охватывает освоение педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») выделяются следующие профессиональные задачи, которые должен уметь решать выпускник в соответствии с перечисленными видами деятельности:

5 стр., 2028 слов

организационно-педагогические особенности управления повышением ...

... деятельность педагога и повышение педагогической квалификации являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимопроникающими процессами, обеспечивающими непрерывное совершенствование профессионально-педагогической деятельности. Рост профессионального мастерства и педагогической ... работы по повышению педагогической квалификации обусловлена постоянными изменениями в содержании образования, в ...

1) в области педагогической деятельности:

— изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных дисциплин, программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучения, воспитания, развития;

— организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

— организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

— использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

— осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

2) в области культурно-просветительской деятельности: изучение, формирование и реализация потребностей детей и в……..

Список литературы

1.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студ. вузов и практич. работников. — М. : ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.

2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогики. М, 1998

3. Колобов О.А. Социальная педагогика как профессия. Нижний Новгород,1996.

4. Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России. М .,1998г.

5. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Ми щенко,Е. Н. Шиянов. — М., 2001.

6. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М., 1998.