Приемы техники хоккея

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. По мнению авторов [8-10] игровая (соревновательная) деятельность хоккеиста является ациклической работой с максимальной интенсивностью нагрузки и периодическим чередованием работы и отдыха. Совершенствование технического мастерства _ важнейшая часть системы многолетней подготовки спортсмена. Этот процесс базируется на двух составляющих _ разносторонней общефизической подготовки и комплексе развитых специальных качеств и свойств организма спортсмена _ и должен строиться с учетом возраста и квалификации. Одной из важнейших условий при построении учебно-тренировочного процесса _ взаимосвязь технического мастерства с уровнем развития физических качеств. Так, недостаточное развитие одного качества, может сказаться на общей подготовке хоккеиста. Поэтому вместе с техническим мастерством в тесном сочетании совершенствуются и физические качества, повышается тактическое мастерство и психологическая подготовка.

Изучение и анализ научной и научно-методической литературы по многообразным аспектам спортивной тренировки хоккеистов и существующей системы их тренировки позволяет сделать вывод о том, что многие вопросы управления учебно-тренировочным процессом подготовки хоккеистов начальной специализации требуют научного обоснование и конкретизации. Актуальность темы исследования выражается в том, что работа направлена на дальнейшее совершенствование научных основ построения учебно-тренировочного процесса хоккеистов [15].

Учитывая вышеизложенное, мы определили цель работы: рассмотреть техническую подготовку юных хоккеистов в учебно-тренировочной группе на этапе начальной специализации.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи, решить которые нам предстояло в ходе исследования:

1. Изучить структуру технической подготовки в хоккее с шайбой в учебно-тренировочной группе начальной специализации.

2. Разработать методику построения технического аспекта учебно-тренировочного процесса.

3. Предложить методические рекомендации, способствующие реализации цели работы.

Объект исследования: тренировочный процесс в хоккее с шайбой.

Предмет исследования: техническая подготовка в хоккее с шайбой в УТГ начальной специализации.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

10 стр., 4865 слов

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития ...

... пособие «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов » 2)Открытые уроки в контексте темы исследования: * городской семинар «ФГОС: преемственность и реализация» Математика, 2 ...

1. Анализ и обобщение научной и научно-методической литературы и передового опыта в спортивной практике.

2. Педагогические наблюдения (на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях различного ранга).

3. Педагогические тестирования.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Практическая значимость работы лежит в разработке и внедрении авторской программы и методических рекомендаций по технической подготовке в тренировочном процессе хоккеистов с шайбой 11-12 лет.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объём работы включает в себя 34 страницы, список литературы состоит из 15 источников.

1. Техническая подготовка в хоккее с шайбой в учебно-тренировочной группе начальной специализации

1.1 Подготовительные и специальные упражнения

Техническая подготовка является одной из важных составляющих системы подготовки хоккеистов. Она тесно связана с другими видами подготовки (физической, тактической, игровой, психологической).

Техническая подготовленность хоккеиста позволяет ему полноценно реализовать свой двигательный (физический) потенциал в соревновательной деятельности и успешно решать сложные тактические задачи.

Методика ознакомления с техникой владения коньками предусматривает использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков вне льда, подводящих упражнений на льду.

Подготовительные упражнения для конькобежной подготовки (вне льда, без коньков):

Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы. Ходьба полуприседе, в полном приседе. Бег с изменением направления движения. Бег приставными и скрестными шагами правым и левым боком. Бег спиной вперед. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад. Чередование бега с остановками, поворотами. Чередование бега левым, правым боком, приставными шагами и спиной вперед. Перемещение из упора, присев в упор, лежа и обратно. Стоя на одной ноге, наклониться вперед, поднять другую ногу назад, руки в стороны («ласточка»).

Прыжки на месте на двух, на левой, правой ногах. Прыжковые упражнения со скакалкой. Чередование прыжков на правой, левой ногах с бегом. Прыжки на одной, двух ногах с продвижением вперед. Прыжки на двух и одной ноге с поворотами на 90, 180 и 360°. Чередование бега с прыжками и поворотами [3].

Подводящие упражнения для конькобежной подготовки (вне льда, без коньков):

Принятие основной стойки хоккеиста. В положении основная стойка хоккеиста попеременное перемещение (покачивание) центра тяжести тела с правой ноги на левую, с пятки на носок.

Ходьба в основной стойке хоккеиста. Прыжковая имитация бега на коньках без продвижения вперед (с продвижением вперед).

Ходьба переступанием по виражу вправо, влево. Прыжковая имитация бега по виражу переступанием вправо, влево. Ходьба крестным шагом. Прыжковая имитация бега крестным шагом. Ходьба в различных направлениях. Ходьба приставными шагами левым, правым боком. Ходьба с поворотами на 180 и 360°. Приседания, полуприседания. Ходьба спиной вперед. Ходьба с выпадами. Принятие основной стойки хоккеиста.

4 стр., 1532 слов

Анализ техники и методика обучения движению ног спортивного способа ...

... лежа на спине. 4. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед; движения ногами брассом. После каждого движения ногами -- пауза, проскользить. 5. ... передвижения усложняются (быстрым шагом, бегом), изучаются новые варианты ходьбы — левым (правым) плечом вперед и т. д. На каждом последующем ... Например, на одном из первых уроков дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными ...

Упражнения: «пружинки» (полуприседания, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), «неваляшки» (отклонить туловище вправо, переставить коньки вправо), то же влево, «сделать фигуру» (каждый должен сделать ту или иную фигуру, например, «ласточку»).

Ходьба на коньках с остановкой на одной ноге, другая приподнята вперед, назад, руки в стороны. Ходьба переступанием по виражу вправо, влево. Выпрыгивание из полуприседа и приседа. Прыжки на коньках с продвижением вперед. Необходимо также освоить технику опускания на одно, два колена, падения, различные кувырки с последующим быстрым вставанием [4].

Специальные упражнения на льду для обучения технике катания на коньках:

Скольжение на двух коньках в основной стойке хоккеиста за счет переноса центра тяжести тела вперед и в сторону. Скольжение на двух коньках с варьированием основной стойки. Толчок правой ногой — скольжение на двух. Попеременный толчок правой и левой ногой — скольжение на двух. Скольжение на левой (правой) ноге, отталкиваясь правой (левой) ногой, с заданием продвинуться вперед как можно дальше за одно отталкивание.

Выполнение всевозможных упражнений на равновесие. Одноопорное скольжение в положении «ласточка». Прохождение прямой после предварительного разбега с заданием сделать наименьшее количество шагов.

Ходьба и бег с сильно развернутыми в стороны носками. Разучивание стартового положения. Объезд препятствий в двухопорном положении. То же самое, только отталкиваясь одной ногой. Переступание на месте вправо, влево. Бег на коньках по виражу.

Методические указания. В упражнениях акцентируется внимание на стойку (посадку) хоккеиста, перенос центра тяжести с одной ноги на другую и сохранение равновесия [5].

1.2 Техника владения коньками

В учебно-тренировочной группе начальной специализации необходимо освоить следующие элементы техники владения коньками и целесообразно это сделать в такой последовательности:

· Основная стойка хоккеиста;

· Скольжение на двух ногах, не отрывая коньков ото льда;

· Скольжение на двух, после толчка одной ногой (правой, левой);

· Скольжение на одной, после толчка другой ногой (правой, левой);

· Бег широким скользящим шагом;

· Скольжение по дуге (поворот), не отрывая коньков ото льда;

· Скольжение по дуге (поворот) толчком одной ноги (правой, левой);

· Скольжение по дуге (поворот) на правой (левой) дуге на внутреннем (внешнем) ребре лезвия конька;

· Бег с изменением направления (переступание);

· Торможение одной ногой без поворота корпуса — «полуплугом»;

· Торможение двумя ногами без поворота корпуса — «плугом»;

· Прыжок толчком двух ног;

· Прыжок толчком одной ноги;

· Торможение с поворотом корпуса на 90° на параллельных коньках правым (левым) боком;

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

... наши выдающиеся соотечественники И.П.Павлова и Н.А.Берштейна. Данная программа составлена на основании упражнений «Гимнастики мозга», разработанной американским психологом Полом Деннисоном в рамках образовательной ... улучшают координацию, делают дыхание более глубоким и спокойным. 1.6. Обсуждение   Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. 2.1. «Ритмирование» (см. п.1.5.) ...

· Бег с коротким ударным шагом;

· Старты;

· Скольжение спиной вперед по прямой, не отрывая коньков ото льда;

· Поворот из положения «лицом вперед» в положение «спиной вперед»;

· Поворот из положения «спиной вперед» в положение «лицом вперед»;

· Бег спиной вперед по прямой попеременным толчком каждой ноги;

· Торможение двумя ногами в положении «спиной вперед» без поворота корпуса — «плугом»;

· Бег спиной вперед по дуге переступанием в «удобную» (неудобную) сторону;

· Торможение одной ногой правым (левым) боком с поворотом на 90°.

1.3 Техника владения клюшкой

В процессе начального обучения технике владения клюшкой используются координационные упражнения, подводящие упражнения, специальные упражнения на технику владения клюшкой. В обучение включается множество подвижных игр и эстафет, в ходе которых закрепляются и совершенствуются навыки владения клюшкой.

Координационные упражнения с клюшкой:

· Перемещение клюшки, находящейся в двух руках, вокруг корпуса, вперед и назад, за спину, в одну и в другую сторону, над головой и к коленям;

· Перешагивание через рукоятку клюшки вперед и назад, вправо и влево;

· Вращательные движения клюшкой, хватом одной рукой за середину рукоятки, вокруг корпуса, вправо и влево, вперед и назад, сначала с сильной, а затем слабой рукой; перехваты клюшки из одной руки в другую, подбрасывание клюшки вверх, опускание на пол; поочередное перемещение на полу перед собой, назад и т.д.;

· Перехватывание кистями по клюшке, вверх и вниз перед собой, с боков, сзади корпуса.

Методические указания. Все указанные группы упражнений, а равно и те, что подберут тренеры, выполняются сначала стоя на месте, потом в различных позах: сидя, на одном и двух коленях, в приседе и т.д.

Данные упражнения по мере освоения занимающимися выполняются в различных сочетаниях (например, вращение с перехватами).

Следующим этапом обучения является сочетание указанных комплексов упражнений с одновременными переступаниями вперед — назад, вправо — влево. При этом следует добиваться автономного (независимого) движения рук и ног, которые не совпадают по ритму и направлениям. По мере освоения координационных упражнений с клюшкой следует включать в занятия подводящие упражнения [10].

Подводящие упражнения:

· Преставление крюка клюшки по кругу, не сгибая ног, затем, то же самое, но переступая одной ногой, и далее с переступаниями двумя ногами;

· Перемещение крюком клюшки кубиков или резиновых колечек вперед — назад, вправо — влево, сначала не сдвигая ног, по мере освоения — с переступаниями и далее с разворотами корпуса;

· Вращение клюшки кистями рук вправо и влево на месте, потом в движении, сначала без сопротивления, затем при сопротивлении товарища;

· Упражнения на скрестную координацию в прыжках и переступании (примеры: прыжок вперед _ клюшка назад, прыжок или шаг вправо — клюшка влево и т.д.);

14 стр., 6865 слов

1.Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

... энергичное отталкивание, эластичную постановку стоп. Важное – темп выполнения бега. Прыжки – упражнения ациклического характера.4 фазы – подготовительная (принятие исходного положения), основные – отталкивание и ... ведущими в колонне, менять темп и направление движения.Ст гр: добиваться правильной техники выполнения ходьбы, соблюдать дыхание. Применение звукового сопровождения. Бег – циклический ...

· Перемещение крюком клюшки мелких предметов (кубики, резиновые колечки, облегченные шайбы) в различных направлениях, не изменяя места расположения пятки крюка.

После того как эти упражнения будут освоены, следует выполнять упражнения с небольшим по амплитуде движением всего крюка вперед и назад, вправо и влево. Еще позже, по мере приобретения необходимого навыка, упражнения усложняются переступаниями и, наконец, выполняются в движении:

· Упражнения, связанные с остановкой теннисного мяча после отскока от жесткого установленного барьера. После отскока мяч следует остановить крюком клюшки, ступней ноги, рукой; Позже упражнения усложняются, мяч посылается в мишень с задачей при определенном числе повторений набрать заданное количество очков;

· Броски теннисного мяча через гимнастическую скамейку или барьер высотой 30-40 см. Особое внимание следует обратить на работу кистей рук при выполнении движения, обеспечивающего отрыв мяча от пола. Образно говоря, как бы встряхивая капельку воды с крюка в направлении движения мяча (броска, передачи).

По мере освоения техники передачи мяча по воздуху упражнения усложняются: движения выполняются с переступанием на месте, в движении, а вместо теннисных мячей используются облегченные шайбы;

· Упражнения в парах на точность передач, прием и «подработку» шайбы. Передачи производятся сначала на полу, затем по воздуху, с удобной и неудобной стороны, на месте и в движении.

В дальнейшем, по мере освоения, указанные упражнения выполняются в различных связках и сочетаниях, как на месте, так и в движении.

В процессе ознакомления с техникой владения клюшкой, после освоения координационных и подводящих упражнений, используются упражнения, связанные уже с непосредственным выполнением технических приемов [11].

Специальные упражнения на технику владения клюшкой:

· Перемещение шайбы, стоя на месте, вперед и назад, вправо и влево мягким движением рук, сохраняя неподвижное положение корпуса. Ведение шайбы по контуру буквы «П», цифры 8. Ведение шайбы, изменяя амплитуду движения рук и темп их работы;

· Ведение шайбы в движении вперед и назад, не отрывая крюка, толкая перед собой, сбоку, по дугам, с закрыванием корпуса, по восьмерке в движении, «короткое» (рубка или дриблинг) ведение шайбы; асинхронная работа рук и ног по ритму и направлению;

· Ведение в разных направлениях при различных исходных положениях (стоя на коленях, сидя, лежа и т.д.).

Все виды движений с клюшкой и шайбой хорошо сочетать также с имитацией выполнения движения клюшкой без шайбы. Укреплять и совершенствовать навыки и умения, связанные с техникой владения клюшкой, лучше всего в подвижных играх и эстафетах.

После освоения техники передач и бросков с удобной стороны приступают к обучению действиям с неудобной стороны.

Одновременно с разучиванием передачи ведется и разучивание приему шайбы. В процессе начального ознакомления, по мере освоения техники передвижения на коньках, координационных, подводящих и специальных упражнений с клюшкой на земле, хоккеисты приступают к занятиям на льду. При этом упражнения, связанные с разучиванием техники владения клюшкой, выполняются в такой же последовательности, как и на земле [9].

Методические указания. На начальном этапе учебно-тренировочного процесса необходимо освоить следующие технические приемы владения клюшкой на льду и целесообразно это сделать в следующей последовательности:

· «Широкое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки слева — направо;

· Бросок шайбы с длинным замахом;

· Передача шайбы броском с длинным замахом;

· Прием шайбы;

· «Короткое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки слева — направо;

· Бросок шайбы с неудобной стороны с длинным замахом;

· Передача шайбы с неудобной стороны броском с длинным замахом;

· «Широкое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагонали;

· То же — вперед — назад;

· «Короткое» ведение шайбы с перекладыванием клюшки по диагонали;

· То же — вперед — назад.

Знакомство с перечисленными техническими приемами необходимо начинать сначала на месте и в медленном темпе, по мере их освоения быстрота выполнения упражнений повышается.

Добившись определенной степени их освоения, приступать к выполнению приемов техники владения клюшкой в движении, постепенно повышая скорость [12].

Освоив броски шайбы на льду, нужно приступить к ознакомлению с техникой выполнения бросков шайбы по воздуху. Затем изучают: ведение шайбы толчками, ведение без отрыва клюшки от шайбы, ведение шайбы коньком.

Далее изучают:

· Отбор шайбы ударом по клюшке сбоку (выбивание);

· Отбор шайбы ударом клюшки снизу (подбивание);

· При помощи перехвата и прижатия шайбы к борту клюшкой.

· После освоения основных элементов техники владения коньками и клюшкой следует ознакомить юных хоккеистов с выполнением некоторых финтов:

· Финт с изменением направления движения;

· Финт с изменением скорости движения;

· Финт на бросок.

А также, занимающимся хоккеем следует прививать навыки ведения силовой борьбы. Изучение силовых приемов: остановка противника грудью, толчок противника плечом, толчок противника бедром [3-5].

конькобежный хоккеист клюшка тренировочный

2. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов

2.1 Методическое сопровождение исследования

Задачи исследования: 1. Изучить структуру построения учебно-тренировочного процесса хоккеистов на этапе начальной специализации.

2. Разработать методику построения учебно-тренировочного процесса.

3. Предложить рекомендации, способствующие реализации цели работы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научной и научно-методической литературы и передового опыта в спортивной практике.

2. Педагогические наблюдения (на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях различного ранга).

3. Педагогические тестирования.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

При изучении научной и научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов мы анализировали данные об учебно-тренировочном процессе и методику построения в других видах спорта (футбол, баскетбол, гандболе и т.д.), а также упомянутые выше вопросы с точки зрения теории и методики физического воспитания, анатомии, физиологии, психологии, биомеханики и др.

Организация исследования. Исследования проводились на базе ДЮСШОР по специализации «Хоккей с шайбой».

Анализ научно-методической литературы.

На учебно-тренировочном этапе формируется группа обучающихся на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую подготовку в течение 1 года и более, и выполнившие приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этапе осуществляется при условии выполнения обучающимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке [2].

На учебно-тренировочном этапе целесообразно рассмотреть задачи, решаемые на этапе начальной и углубленной специализации отдельно.

Задачи начальной специализации:

· Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, координации и выносливости.

· Овладение приемами техники хоккея и их совершенствование в усложненных условиях.

· Освоение соревновательной деятельности.

На этапе начальной специализации приобретает большую значимость освоение или совершенствование приемов техники в усложненных условиях, с подключением незначительного противодействия ряда сбивающих факторов (повышение скорости выполнения, помехи соперника, ограничение времени и пространства).

При совершенствовании приемов техники в усложненных условиях, с подключением незначительного противодействия ряда сбивающих факторов (повышение скорости и выполнения, помехи соперника, ограничение времени и пространства).

При совершенствовании приемов техники на этом этапе, прежде всего, обращается внимание на правильное — биомеханически оправданное — и стабильное их выполнение. В то же время в процессе совершенствования приемов техники полезно включать элементы вариативности их выполнения, что в определенной степени способствует развитию координационных способностей юных хоккеистов [6].

Параллельно во взаимосвязи с совершенствованием приемов техники следует осваивать индивидуальные, групповые и командные технические действия в атаке и обороне.

Для успешного освоения атакующих индивидуально-технических юные хоккеисты должны уметь хорошо владеть коньками, клюшкой и шайбой. При этом начинать надо с освоения передач шайбы. Передача шайбы — это ключ к взаимопониманию и взаимодействию партнеров. Слабое владение передачами, сводит на нет любые тактические построения. В этом аспекте, в тренировочных заданиях по совершенствованию передач шайбы, помимо работы над техникой, необходимо воздействовать на не менее важные тактические компоненты: быстроту и своевременность выполнения, направленность и точность, а также дифференцировку по силе.

На учебно-тренировочном этапе в группах начальной специализации начинается специализированная подготовка юных хоккеистов. К этому времени юные спортсмены достаточно физически окрепли, освоили основы технико-тактических и соревновательных действий, способны к более основательному освоению хоккея. В этой связи и программа их подготовки заметно изменяется как по объему тренировочных и соревновательных нагрузок, так и по содержанию. Распределение программного материала по мезоциклам осуществлялось с учетом концепции периодизации спортивной тренировки. При этом заметно увеличивается суммарный объем тренировочных и соревновательных нагрузок, изменяется соотношение видов подготовки в сторону увеличения специальной физической, тактической и игровой [1].

Оценка и контроль технико-тактической подготовленности в группах учебно-тренировочного этапа.

Технико-тактическая подготовленность хоккеистов оценивается:

· визуально экспертами-наблюдателями (метод экспертной оценки);

· с помощью специальных тестов;

· на основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью.

Метод экспертной оценки используется преимущественно для комплексной оценки уровня технико-тактического мастерства высококвалифицированных хоккеистов. Он недостаточно объективен, так как основан на субъективных оценках экспертов-наблюдателей. Отсутствие единых критериев оценки часто приводит к значительному рассогласованию их мнений.

Оценка технико-тактических действий с помощью специальных тестов также недостаточно объективна для квалифицированных хоккеистов, поскольку в тестирующих процедурах и тестах невозможно с высокой точностью смоделировать игровые ситуации. Этот подход к оценке технико-тактических действий приемлем для юных, недостаточно квалифицированных хоккеистов.

Для оценки технико-тактической подготовленности хоккеистов учебно-тренировочных групп применяются следующие тесты:

1. Бег на коньках по малой восьмерке лицом и спиной вперед (оценивается техника передвижения на коньках).

2. Обводка пяти стоек с последующим броском в ворота (скорость и точность броска) — оценивается техника ведения шайбы, обводка и броски шайбы в ворота.

3. Броски шайбы на технику, точность, силу и быстроту выполнения с удобного хвата — 6 бросков, с неудобного — 4 броска.

Точнее и объективней можно оценивать технико-тактическую подготовленность хоккеистов с помощью методики педагогических наблюдений за соревновательной и тренировочной деятельностью [11].

2.2 Экспериментальная часть исследования

Основные исследования были проведены в ДЮСШОР. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах занималось по 25 хоккеистов 11-12 лет. В эксперименте в КГ применялась стандартная программа подготовки юных хоккеистов, которая используется в ДЮСШ и СДЮСШОР по хоккею с шайбой. Юные хоккеисты ЭГ занимались по экспериментальной авторской методике, нацеленной на подготовку к спортивной деятельности.

В авторскую методику были включены следующие педагогические условия:

1. Эффективность процесса по овладению техникой катания на коньках. Для реализации данного педагогического условия в экспериментальной группе (ЭГ) использовался такой методический прием как индивидуальная работа с каждым юным хоккеистом. Помимо этого, в начале первого года работы в ЭГ применялось следующее средство: упражнения на резиновом покрытии в коньках. Работа на резиновом покрытии позволяет укрепить, необходимые для катания на коньках, группы мышц и связок, тогда как при беге или ходьбе они не задействованы. Упражнения использовались разнообразные: эстафеты, скрестные шаги, прыжки, переходы через препятствия и т. д.

2. Рациональное распределение времени на овладение техническими приемами во время тренировочного занятия. В ЭГ юным хоккеистам давалось небольшое количество упражнений для работы над технической подготовкой (не более 20 минут на изучение технического элемента и не более 2 минут на выполнение упражнения), но при этом внимательно следили за тем, чтобы культура выполнения технических элементов была высокой.

3. Всестороннее материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса. Основным средством реализации данного педагогического условия был специальный инвентарь: юниорский клюшки и облегченные шайбы. Зачастую, на начальном этапе юные хоккеисты тренируются обычными взрослыми клюшками, подогнанными под их рост, которые могут быть слишком тяжелыми и жесткими. А специальные юниорские клюшки более подходят юным хоккеистам, как по весу, так и по жесткости. Обычные шайбы слишком тяжелы для юных хоккеистов, поэтому использовались облегченные шайбы, причем того же размера. Для этого, в центре обычной шайбы вырезался круг, небольшого радиуса, что делало ее более легкой по весу. Таким образом, поскольку, начальный этап учебно-тренировочного процесса является основным в заложении фундамента технической подготовки, применение специального инвентаря, способствовало выработке правильных начальных двигательных манипуляций.

Для обследования различных сторон двигательной сферы юных хоккеистов, отражающих уровень физической подготовленности, морфофункционального статуса, некоторые психофизические качества, технический потенциал, испытуемых, был отобраны специализированные тесты.

Тесты подбирались таким образом, чтобы они были доступны для выполнения юными хоккеистами. Все тесты прошли предварительную проверку на надежность, объективность и информативность.

Тестирование проводилось до начала эксперимента, после первого года эксперимента и после окончания всей экспериментальной работы.

Динамика статистических различий в результатах тестов, зафиксированных в контрольной и экспериментальной группе, представлена в таблице 2.1. (Использовался t-критерий Стьюдента).

Таблица 2.1. Динамика статистических различий в результатах тестов, зафиксированных в контрольной и экспериментальной группе, (по t-критерию Стьюдента)

Тесты

Начало

1-й год

Окончание

t1

t2

t3

КГ-ЭГ

КГ-ЭГ

КГ-ЭГ

Наклон вперед

0,07

0,98

2,29

Бег 20 м (на «земле»)

0,01

0,01

0,85

Бег 10 м (на «льду»)

0,36

0,61

2,13

Становая динамометрия

0,18

0,14

0,12

Расстояние за 12 минут бега на «льду»

0,19

0,58

0,68

Бег 5х18 м

0,04

0,72

1,45

Количество движений за 50 с

0,08

0,14

2,48

«Беговой» тест

0,04

1,00

1,95

Объем внимания

0,04

0,17

0,32

Концентрация внимания

0,39

0,50

0,76

Переключение внимания

0,15

0,55

2,19

Игра в «пятнашки»

0,27

1,40

2,52

Экспертная оценка

0,12

2,8

2,5

Простая зрительно-моторная реакция

0,19

0,22

0,41

Сложная зрительно-моторная реакция

0,01

0,09

2,16

Реакция со сбивающим воздействием

0,09

0,09

2,12

Вестибулярная устойчивость

0,05

0,41

1,90

Результаты и их обсуждение.

Проведенное тестирование показывает, что до начала экспериментальной работы достоверных изменений в результатах между КГ и ЭГ зафиксировано не было (t1).

После первого года достоверные изменения в показателях отмечены только в 2 тестах (t2).

А вот после окончания всей экспериментальной работы юные хоккеисты ЭГ в сравнении с их сверстниками из КГ показали достоверно лучшие результаты (на уровне достоверности P<0,05) по 16 показателям тестирования (t3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Одной из важнейших и необходимых условий подготовки будущих высококвалифицированных спортсменов любой спортивной специализации является построение учебно-тренировочного процесса. Хоккеисту в своей игровой деятельности приходится выполнять различные упражнения с применением силового единоборства на ограниченном пространстве. Он должен обладать различными технико-тактическими приемами этой игры (броски, удары, бег на коньках, торможения, старты из разных исходных положений, ускорение, ведение шайбы, обводки, силовая борьба при воздействии на противника и на его клюшку, вбрасывание шайбы и т.д.).

Правильное построение учебно-тренировочного процесса положительно влияет на уровень физической и технической подготовки спортсменов, в свою очередь повышает их спортивное мастерство.

На этапе начальной специализации учебно-тренировочной группы обращается особое внимание на воспитание специальных физических качеств: скоростных, координационных и выносливости. На освоение и совершенствование приемов техники в усложненных условиях во взаимосвязи с индивидуальными и групповыми тактическими действиями. На этом этапе следует начинать освоение командных тактических и соревновательных действий в атаке и обороне. При построении тренировочного процесса на отдельных этапах многолетней подготовки, определение объемов, отводимых на отдельные виды подготовки, нагрузок разной направленности, динамики средств и методов необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (благоприятные) фазы развития того или иного физического качества.

2. Эффективное формирование основ подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на этапе начальной специализации учебно-тренировочного процесса возможно при реализации следующих педагогических условий: эффективность процесса по овладению техникой катания на коньках; рациональное распределение времени на овладение техническими приемами во время тренировочного занятия; всестороннее материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса. А также психолого-педагогических воздействий, воспитывающего характера: формирование устойчивой мотивации к занятиям хоккеем; создание здорового морально-психологического климата в хоккейной команде; общение с юными хоккеистами.

3. Результаты проведенного исследования доказывают, что авторская методика оказывает достоверное положительное влияние на большую часть показателей, включенных в программу исследования.

4.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баранов П.Ф. Хоккей. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им. / П.Ф. Баранов — Минск: Изд. «Высшая школа», 1974.

2. Быстров В.А. Хоккей. Курс специализации для студентов дневного обучения тренерского факультета: Метод. рекомендации / В.А.Быстров. _ СПб.: Изд. С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2002. — 54 с.

3. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 64 с.

4. Букатин А.Ю. Я учусь играть в хоккей: Энциклопедия юного хоккеиста. / А.Ю. Букатин — М.: Лабиринт, 2004. — 367 с.

5. Вихров К. Педагогический контроль в процессе тренировки. / К.Вихров. — М.: Академия, 2000. _ 66 с.

6. Железняк Ю.Д Спортивные игры. Совершенствование технического мастерства хоккеистов. / Ю.Д. Железняк _ М.: Академия, 2004.

7. Железняк Ю.Д Спортивные игры. Совершенствование игровой подготовки хоккеистов. / Ю.Д. Железняк _ М.: Академия, 2004.

8. Климин В.А. Управление подготовкой хоккеистов / В.А. Климин, В.И. Колосков — М: Фис, 1982.

9. Михайлов К.К. Педагогическая технология управления учебно- тренировочным процессом юных хоккеистов, связанным с овладением техникой катания на коньках / К.К. Михайлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. _ 2007. _ № 4 (26).

_ С. 49-52.

10. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. / Н.Г.Озолин — М: Фис, 1970.

11. Савин В.П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. / В.П. Савин — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.

12. Савин В.Г. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры / В.Г. Савин — М: Фис, 1990.

13. Сиренко Ю.И. Поурочная программа для занимающихся хоккеем, учебное пособие / Ю.И. Сиренко / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. — Омск, 2006. _ 132 с.

14. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. _ 3-е изд. _ М.: Академия, 2006. — 518 с.

15. Тренировка юных хоккеистов / Пер. с англ. _ М.: ООО Издательство «Астрель», 2003. _ 201 с.

16.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Техническая подготовка. Приемы техники передвижения на коньках

Приемы техники хоккея

Возраст хоккеистов

9-11

12-14

1

Основная стойка (посадка) хоккеиста

+

2

Скольжение на двух коньках с попеременным отталкиванием левой и правой ногой

+

3

Скольжение на левом коньке после толчка правой ногой и наоборот

+

4

Бег скользящими шагами

+

+

5

Повороты по дуге влево и вправо не отрывая коньков ото льда

+

6

Повороты по дуге толчками одной (внешней) ноги (переступанием)

+

7

Повороты по дуге переступанием двух ног

+

+

8

Повороты влево и вправо скрестными шагами

+

9

Торможения плугом и полуплугом

+

10

Старт с места лицом вперед

+

+

11

Бег короткими шагами

+

+

12

Торможение с поворотом туловища 90 на одной из двух ног

+

+

13

Бег с изменением направления скрестными шагами (перебежка)

+

14

Прыжки толчком одной или двумя ногами

+

15

Бег спиной вперед не отрывая коньков ото льда

+

+

16

Бег спиной вперед переступанием ногами

+

+

17

Бег спиной вперед скрестными шагами

+

18

Повороты в движении на 180 и 360

+

19

Выпады, глубокие приседания на одной и двух ногах

+

20

Старты из различных положений с последующими рывками в заданные направления

+

21

Падения на колени в движении с последующим быстрым вставанием и ускорениями в заданном направлении

+

22

Падение на грудь, бок с последующим быстрым вставанием и бегом в заданном направлении

+

Приложение Б

Техническая подготовка. Приемы техники владения клюшкой и шайбой

Приемы техники хоккея

Возраст хоккеистов

9-11

12-14

1

Основная стойка (посадка) хоккеиста

+

2

Владение клюшкой. Основные способы держания клюшки (хваты): обычный, широкий, узкий

+

3

Ведение шайбы на месте

+

+

4

Широкое ведение шайбы в движении с перекладыванием крюка клюшки через шайбу

+

+

5

Ведение шайбы не отрывая крюка клюшки от шайбы

+

+

6

Ведение шайбы дозированными толчками вперед

+

+

7

Короткое ведение шайбы с перекладыванием крюка клюшки

+

8

Ведение шайбы коньками

+

9

Ведение шайбы в движении спиной вперед

+

10

Обводка соперника на месте и в движении

+

+

11

Длинная обводка

+

+

12

Короткая обводка

+

13

Обводка с применением обманных действий — финтов

+

14

Финт клюшкой

+

15

Финт с изменением скорости движения

+

16

Финт головой и туловищем

+

17

Бросок шайбы с длинным разгоном (заметающий)

+

+

18

Бросок шайбы с коротким разгоном (кистевой)

+

+

19

Удар шайбы с длинным замахом

+

20

Удар шайбы с коротким замахом (щелчок)

+

21

Бросок-подкидка

+

22

Броски в процессе ведения, обводки и передачи шайбы

+

+

23

Броски шайбы с неудобной стороны

+

24

Остановка шайбы крюком клюшки и рукояткой, коньком, рукой, туловищем

+

+

25

Прием шайбы с одновременной ее подработкой к последующим действиям

+

26

Отбор шайбы клюшкой способом выбивания

+

+

27

Отбор шайбы клюшкой способом подбивания клюшки соперника

+

28

Отбор шайбы с помощью силовых приемов туловищем. Остановка и толчок соперника плечом

29

Остановка и толчок соперника грудью

30

Отбор шайбы способом остановки, прижимания соперника к борту и овладения шайбой

Приложение В

Техническая подготовка. Приемы техники владения клюшкой и шайбой

Приемы техники хоккея

Возраст хоккеистов

9-11

12-14

1

Обучение основной стойке вратаря

+

+

2

Обучение низкой и высокой стойке вратаря и переходу от одного вида стойки к другому

+

+

3

Передвижения на параллельных коньках (вправо, влево)

+

+

4

Т-образное скольжение (вправо, влево)

+

+

5

Передвижение вперед выпадами

+

+

6

Торможение на параллельных коньках

+

+

7

Передвижения короткими шагами

+

+

8

Повороты в движении на 180, 360 в основной стойке вратаря

+

+

9

Бег спиной вперед, лицом вперед не отрывая коньков ото льда и с переступаниями

+

+

1

Ловля шайбы ловушкой стоя на месте

+

2

Ловля шайбы ловушкой с одновременным движением в сторону (вправо, влево) на параллельных коньках

+

+

3

Ловля шайбы ловушкой с одновременным движением в сторону (вправо, влево) Т-образным скольжением

+

4

Ловля шайбы ловушкой с падением (вправо, влево) на одно и на два колена

+

1

Ловля шайбы ловушкой в шпагате

2

Ловля шайбы на блин

3

Ловля шайбы на грудь стоя, с падением на колени

+

1

Отбивание шайбы блином стоя на месте

+

+

2

Отбивание шайбы блином с одновременным движением в сторону (вправо, влево) на параллельных коньках

+

+

3

Отбивание шайбы блином с падением на одно колено (вправо, влево), и с падением на два колена

4

Отбивание шайбы коньком

+

+

5

Отбивание шайбы клюшкой (вправо, влево)

+

+

6

Отбивание шайбы клюшкой (вправо, влево) с падением на одно и два колена

+

7

Целенаправленное отбивание шайбы клюшкой в определенную точку хоккейной площадки

+

8

Отбивание шайбы щитками с падением на бок

1

Прижимания шайбы туловищем и ловушкой

+

+

1

Выбивание шайбы клюшкой, выбивание клюшкой в падении

+

2

Остановка шайбы клюшкой у борта

+

+

3

Бросок шайбы на дальность и точность

+

4

Передача шайбы клюшкой по льду одной рукой, двумя руками

+

5

Передача шайбы подкидкой

+

6

Ведение шайбы клюшкой на месте, в движении одной рукой, двумя руками

Приложение Г

Способы ведения шайбы

На рисунках 3.1-3.12 представлены простейшие и в то же время наиболее важные двигательные действия руками и способы перемещения шайбы клюшкой, из чего складывается вся основа двигательных действий.

Все остальные движения _ это производные из этих действий.

Размещено на Allbest.ur