ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Рабочая программа

Коррекционных логопедических занятий

В первых-четвертых классах

На 2014-2015 учебный год

 

 

 

 

Учитель-логопед

Первой квалификационной категории

Удалова Ольга Алексеевна

 

 

Муром  2014

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В ПЕРВЫХ-ВТОРЫХ КЛАССАХ ( I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

( Составлено по материалам Ястребовой А.В. )

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи).

Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 и 2 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:

1. Полноценные фонематические процессы;

2. Представление о звуко-буквенном составе слов;

3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

Разумеется, к задачам, направленным на преодоление ОНР, необходимо добавить следующие:

5. Воспитание умения речевого высказывания;

6. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;

7. Сбережение общего и психического здоровья детей;

8. Развитие сенсорных и моторных функций;

9. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

10. Развитие мимической мускулатуры;

11. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;

12. Формирование черт гармонической, социализированной личности.

4 стр., 1809 слов

Занятие форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

... этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе обучения детей дошкольного возраста. Воспитание, обучение и развитие ребенка ... процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе ...

Программа предусматривает следующие блоки:

1. Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом); — 2 занятия в начале каждого учебного года;

2. Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»); — 3 занятия в 1 классе и 2 – во втором;

3. Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа); — 15 занятий в 1 классе и 6 – во втором;

4. Блок дифференциации согласных звуков и букв – 14 занятий в 1 классе и 18 – во втором.

5. Блок работы над предложением – 7 занятий во втором классе;

6. Блок итоговых занятий – 1 в конце 1 класса и 1 в конце второго класса.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

· различных методов активного обучения;

· анализ конкретных понятий и ситуаций;

· тренировка и другие виды заданий;

· творческая работа детей.

Условия проведения: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивость внимания;

— наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

— способность к запоминанию;

— способность к переключению;

— навыки и приёмы самоконтроля;

— познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности;

— принятие учебной задачи;

— активное осмысление материала;

— выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

— контроль за ходом своей деятельности;

— работа в определённом темпе;

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

5 стр., 2164 слов

Информационный стресс в учебной деятельности

... во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая ... личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления. В процессе учебной деятельности, студент постоянно ... учебной деятельности. Учащийся должен уметь сознательно вызывать и поддерживать у себя состояние желания эффективно учиться. . Принцип радости. Любую работу ...

— умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

— умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

— ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— соблюдение речевого этикета;

— составление устных связных высказываний с элементами творчества.

 

Методика организации логопедических занятий.

Коррекционное обучение на первом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи. Поэтому первые 10-12 занятий условно можно назвать подготовительными. На данных занятиях уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь), определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности (устойчивость внимания, способность к переключению).

Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять её по ориентирам. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создаётся база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения навыками чтения и письма.

В течение подготовительного периода ведётся работа по уточнению и постановке дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствование фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на логопедических занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практическое представление о предложении, слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном. Эти занятия имеют следующую структуру:

— 15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, привлечение их внимания к звуковой стороне речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к дальнейшему полноценному обучению;

— 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата;

— 15 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков индивидуально и по подгруппам.

Количество таких занятий по необходимости можно увеличить до 20.

На последующих занятиях I этапа осуществляется автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве в группе детей с дефектами произношения большая часть времени отводится фронтальной работе, в ходе которой формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. У детей, имеющих ОНР, методом устного опережения уточняется и активизируется словарный запас и модели простых синтаксических конструкций.

Фронтальная часть остальных занятий складывается из работы по:

 — развитию фонематических процессов;

— формированию навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слов;

— закреплению звуко-буквенных связей;

— автоматизации поставленных звуков;

— формированию готовности к восприятию отдельных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

ИТОГ ПРОГРАММЫ I ЭТАПА.

К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

 — сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

— восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

— уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

— поставлены и отдифференцированы все звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);

— уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

— введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

 

Далее в программе приведено планирование логопедических занятий для 1 (1 раз в неделю) и 2 класса (2 раза в неделю).

 

№ занятия тема грамматические понятия, используемые на занятиях

1 класс

1,2   3 4 5 6,7   8 9   10   11 12 13 14 15,16   17 18   19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом. Речь. Предложение. Предложение, слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова).

Выделение согласных из удобных позиций. Сравнение гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. Самостоятельная работа. Согласные звонкие и глухие. Тренировка в звуко-буквенном анализе слов. Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа. Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы. Звуки [П],[П`]. Буква П. Звуки [Б], [Б`]. Буква Б. Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`]. Тренировочные упражнения. Звуки [Т],[Т`]. Буква Т. Звуки [Д],[Д`]. Буква Д. Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`]. Тренировочные упражнения. Звуки [К],[К`]. Буква К. Звуки [Г],[Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г],[К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`]. Итоговое занятие.    

Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные.

2 класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     12   13 14   15   16,17 18,19 20,21 22 23,24 25,26 27-29 30-32 33,34 35,36 37,38 39-41 42,43 44-46 47,48 49-51 52-54 55,56 57-59 60 -62 63-65 66 67 68 Обследование речи. Обследование речи. Речь. Наши знания о речи. Звуки речевые и неречевые. Звуки речи. Гласные звуки. Гласные 1 и 2 ряда, их функции. Слогообразующая роль гласных. Тренинг – деление слов на слоги. Предложение. Дифференциация понятий «предложение – слово», правила оформления предложения на письме. Тренинг – восстановление деформированных предложений. Контроль за развитием навыка (диктант).

Виды предложений по цели высказывания. Работа со сплошным текстом. Творческая работа «Я сам придумываю предложения!» Сравнение гласных и согласных. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Самостоятельная работа Звук [Ш] и буква Ш. Звук [Ж ]и буква Ж. Дифференциация [Ш]-[Ж]. Дифференциация [С]-[Ж]. Дифференциация [Ж]-[З]. Звуки [Р], [Р`]. Буква Р. Звуки [Л], [Л`]. Буква Л. Дифференциация [Р]-[Л], [Р`]-[Л`]. Звук [Ч] и буква Ч. Дифференциация [Ч]-[Т`]. Звук [Щ ]и буква Щ. Дифференциация [Щ]-[С]. Дифференциация [Щ]-[Ч]. Звук [Ц], буква Ц. Дифференциация [Ц]-[С]. Дифференциация [Ц]-[Т]. Дифференциация [Ц]-[Ч]. Контроль за развитием навыков. Диктант Итоговое занятие.

Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

 

ПРОГРАММА