Как способ определения эффективности командной работы
Выполнили: ст. гр. СОд-51
Антонец Ольга
Куренева Наталья
Пинчук Татьяна
Тихонова Татьяна
Харитонова Ольга
Проверила: д. с. н., профессор
Шиняева Ольга Викторовна
Ульяновск 2012
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Сегодня человеку нередко приходиться работать в команде. Многочисленные чрезвычайные ситуации, природные катаклизмы предполагают существование команд спасателей. Как показали спортивные события, отсутствие «командного духа» приводит к поражению в игре. Энергия команды позволяет начинающим фирмам «вырваться вперед», занимая достойное место на рынке.
Можно привести большое количество примеров удачного использования рабочих команд на практике:
— В компании Sherwin-Williams (крупнейший в мире производитель лакокрасочных материалов) внедрение само направляемых рабочих команд позволило сократить потребность в персонале на 20 %;
— Предприятия корпорации Xerox (американская корпорация, разработчик и производитель копировальных аппаратов и электронной техники) , использующие рабочие команды, на 30 % более производительны, чем традиционно организованные предприятия этой же корпорации.
— Корпорация AT&T Credit Corporation использовала высокоэффективные меж функциональные команды для повышения производительности и улучшения обслуживания клиентов. Эти команды удвоили количество обработанных за сутки кредитных заявок и сократили сроки утверждения кредитов вдвое.
— Компания Motorola использовала высокоэффективные команды для развития системы управления снабжением. Эти команды добились повышения качества на 50 % и сократили задержки поставок на 70 %.
Все это говорит о том, что работа в команде имеет большие организационные ресурсы. Основными факторами для создания команды являются:
— Необходимость повышения скорости принятия решений. Обеспечение большей гибкости организационной структуры.
— Возрастание сложности деятельности. Усиление значения специализации и, как следствие, необходимость повышения качества взаимодействия.
— Возрастание конкуренции на рынки труда. Необходимость высоконадежных систем отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала.
— Возрастание значения не денежной мотивации, развитие теории вовлекающего менеджмента.
Лидерство, влияющие на сплоченность команды
... общепринятых норм, практических разработок на игру. Четвертым признаком лидера является желание или необходимость членов группы подчиняться ему как более авторитетному спортсмену. 1.2. Виды лидеров ... стиль руководства более демократичен, они уважительно относятся даже к самым бесполезным членам команды. Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной направленности личности: ...
— Увеличение нагрузки (информационной, эмоциональной, физической), что приводит к необходимости развития системы дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости.
Однако, стоит отметить, что мало одного желания создать команду. Эта команда должна функционировать должным образом. Люди, являющиеся рабочим коллективом, должны понимать и уважать друг друга. Чем сложнее вид деятельности – тем больше ответственности ложится на плечи каждого из команды, тем выше эмоциональная нагрузка работником, и как следствие, возможность нервного срыва и депрессии. Именно поэтому сотрудники, являющиеся одной командой должны понимать, что это общее дело и уметь грамотно работать в команде при любых условиях!
АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы заключается в том, что сегодня, в условиях жесткой конкуренции и активно развивающихся технологий «командный разум» становится главных источником продвижения новых идей и продуктов, а современные проективные методики позволяют крупным компаниям проводить избирательный отбор будущих сотрудников, проникая во все глубины подсознания, которые иногда прячут в себе человеческие недостатки.
Руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков в интервью Комсомольской правде (№23 от 13.08.2012) подчеркнул: «В команде люди работать не умеют. Потому что с детства их в школе не учат. Можно еще и в вузе поменять, если показать, как это нужно. Но тут нужно мотивировать, чтобы вузы, в том числе, и деньги давали, и поощряли, когда у него есть результаты побед в конкурсах и в команде»
Директор Фонда посевного финансирования компании «Майкрософт» Гайдар Магдануров: «У нас работать в команде во время образования не учат. У нас система образования настолько заскорузлая и убогая! Надо учить-то именно в команде. По-хорошему вы должны писать проекты, когда вы учитесь. Вот когда ты делаешь проект, который ты не можешь сделать один… Один ты можешь скачать реферат. А если ты делаешь проект и тебе за него зачеты, и экзамены ставятся, тогда ты учишься работать командой. И ты на выходе выпускаешься готовым членом команды. А если вы посмотрите на состав современных олигархов, были прекрасные исследования, там очень четко видно, что они группируются по выпускникам одних курсов нескольких институтов»
Как показывает исследование агентства «Рейтор» 2011 года, 75% работодателей жалуются на отсутствие навыков командной работы у выпускников ВУЗов, в свою очередь, более 60% молодых специалистов отмечают нежелание работать в коллективе, предпочитая индивидуальную работу коллективной. Почему так происходит? Вопрос остается открытым. И именно этот вопрос заинтересовал нашу исследовательскую группу.
Таким образом, ПРОБЛЕМА состоит в следующем: с одной стороны, коллективная работа позволяет достичь более значимых результатов, чем индивидуальная и будущим выпускникам непременно придется столкнуться с трудностями работы в команде, с другой стороны, как считают современные руководители, у молодых людей отсутствуют навыки работы в команде и зачастую им проще сделать всё самостоятельно, в независимости от других.
Социально-психологический климат в спортивной команде
... командная надежность и др. Практическая значимость исследования вытекает из его теоретической значимости, “Знания и методы формирования благоприятного психологического климата в команде зримо работают ... котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров. Единство коллективных и личных целей, ...
ОБЪЕКТОМ нашего исследования выступила учебная группа СОд-51, ПРЕДМЕТОМ– изучение особенностей командной работы студентов данной группы, а также эффективности командной работы в группе, как таковой
ЦЕЛЬ: выявить индивидуальные особенности членов группы СОд-51, которые препятствуют/ способствуют эффективной работе в команде.
ЗАДАЧИ:
ü Составить «командный портрет» группы СОд-51
ü Выявить факторы, влияющие на работу членов группы в коллективе
ü Выделить индивидуальные особенности, способствующие повышению эффективности командной работы
ü Разработать рекомендации по повышению эффективности командной работы в исследуемой группе
ОБОСНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Методом нашего исследования мы выбрали однй из самых распространенных проективных методик — тест «Дерево». Интерпретация исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека).
Корни – коллектив, бессознательное. Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви – пассивность или противостояние жизни. Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).
Историческая справка
Проективный графический тест «Дерево» встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский проф консультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «просто дерево», «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее»деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков :»замерзшее» дерево обычно рисовалось самым маленьким, «мертвое» дерево — в горизонтальном положении, «счастливое» рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке — «просто дерево», по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.
Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как «застывший жест», в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего. (4 — 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные реакции человека, рисующего «испуганное» или «замерзшее» или «счастливое» деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая «чистая экспрессия», выражающаяся в заботе о форме изображения.
Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников
... Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. Детские пейзажи всегда ... темы “самое красивое” и “самое некрасивое”; Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.); Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе; Чтение ...
Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследованиях П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2.-Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит).
Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй — позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; четвертый — личностная идентификация.
Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест «Дом-дерево-человек» . Важным элементом в нем является и субтест «Дерево».
Для выполнения субтеста «Дерево» предлагалась следующая инструкция: «Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево».После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы: «Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?». Считалось, что эти вопросы, «возвращающие в реальность».
Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: «На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?» Кроме того, задавались вопвыявления пережитых потрясений: «Это дерево живое?» «Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?» и т, д.
После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.
В 1949 г. была опубликована работа К. Ко ха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.
Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту «Дерево», является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста . Считается, что нарисовать дерево — это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: «моторные схемы», «имажинарные», «эстетические или интеллектуальные». Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.
Результаты, полученные по тесту «Дерево», показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.
Таким образом, мы видим, что рисуночный тест «Дерево» получил довольно широкое распространение. В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредственного анализа рисунка произвольного дерева. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой «типологии рисунка» дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.
Стоит подчеркнуть, что данный тест позволяет провести не только индивидуальное, но и групповое обследование и выявить, как индивидуальны особенности каждого из членов группы могут повлиять на работу всего коллектива в целом.
СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКОВ
Интерпретация I («типология рисунков»)
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста авторам журнала «Арт-терапия: Практикум-проективные методики» удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей. На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева
Тип 1 – «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вы рисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Тип 2 – «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы – это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к «философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».
Тип З – «педантичное». Этот тип рисунка противоположен
второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономиста ми, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».
Тип 4 – «зимнее». Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 – «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип б – «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Тип 7 – «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 – «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Тип 9 – «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем – солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II («психология деталей»)
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога. Например (см. таблицу №1):
— Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
— Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности
— Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто – дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
— Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости.
— Слишком большие размеры изображения – внутренняя раскованность, свобода.
— Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках .близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
— Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
Таблица 1
Коды | Признаки | Интерпретация |
Корни | Корни меньше ствола Корни равны стволу Корни больше ствола. Корни обозначены чертой Корни в виде двух линий | – тяга к спрятанному, закрытому. – более сильное любопытство, уже представляющее проблему – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу — детское поведение в отношении того, что держится в секрете — рассудительность |
Форма листвы | Круглая крона Круги в листве Ветви опущены Ветви вверх. Ветви в разные стороны Закрытая листва Закрытая густая листва Ветви нарисованы одной линией, Толстые ветви Листья-петельки Зачернение, штриховка | — экзальтированность, эмоциональность – поиск успокаивающих ощущений, разочарования. – отказ от усилий. – энтузиазм, порыв, стремление к власти – поиск самоутверждения, само распыление. – охрана своего внутреннего мира детским способом. — скрытая агрессивность. – бегство от неприятностей реальности – хорошее различение действительности — обаяние, поиск сексуального партнера – напряжение, тревожность. |
Ствол | Заштрихованный ствол Ствол из одной линии Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми Ствол линиями с нажимом Линии ствола кривые Ветви не связаны со стволом Ствол оторван от земли | – внутренняя тревога, подозрительность, – отказ реально смотреть на вещи. – может действовать свободно – решительность, активность, — активность заторможена тревогой. – уход от реальности, – недостаток контакта с внешним миром; |
Расположение на листе | Общая высота – нижняя четверть листа Нижняя половина листа Три четверти листа Лист использован целиком Высота листа (страница делится на восемь частей): | – зависимость, недостаток веры в себя, – менее выраженная зависимость и робость. – хорошее приспособление к среде. – хочет быть замеченным, самоутвердиться.
|
ПОРТРЕТ ГРУППЫ СОд-51
Проанализировав рисунки группы СОд-51 можно сделать следующие выводы:
|
|
Большие показатели Меньшие показатели
Стоит отметить, что никто из группы не нарисовал корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу; ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
Коды | Признаки | Интерпретация | Сумма | % (сумма = 22) |
Корни | Корни меньше ствола Корни равны стволу Корни больше ствола. Корни обозначены чертой Корни в виде двух линий | тяга к спрятанному, закрытому. | ||
более сильное любопытство, уже представляющее проблему | 4,5 | |||
интенсивное любопытство, может вызвать тревогу | ||||
детское поведение в отношении того, что держится в секрете | ||||
рассудительность | ||||
Форма листвы | Круглая крона Круги в листве Ветви опущены Ветви вверх. Ветви в разные стороны Закрытая листва ???ЧТО ЭТО? Закрытая густая листва Ветви нарисованы одной линией, Толстые ветви Листья-петельки Зачернение, штриховка | экзальтированность, эмоциональность | ||
поиск успокаивающих ощущений, разочарования. | ||||
отказ от усилий. | ||||
энтузиазм, порыв, стремление к власти | ||||
поиск самоутверждения, само распыление. | ||||
охрана своего внутреннего мира детским способом. | ||||
скрытая агрессивность. | 4,5 | |||
бегство от неприятностей реальности | ||||
хорошее различение действительности | 4,5 | |||
обаяние, поиск сексуального партнера | ||||
напряжение, тревожность. | ||||
Ствол | Заштрихованный ствол Ствол из одной линии Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми Ствол линиями с нажимом Линии ствола кривые Ветви не связаны со стволом Ствол оторван от земли | внутренняя тревога, подозрительность, | 45,5 | |
отказ реально смотреть на вещи. | ||||
может действовать свободно | ||||
решительность, активность | ||||
активность заторможена тревогой. | ||||
уход от реальности, | ||||
недостаток контакта с внешним миром; | ||||
Расположение на листе | Общая высота – нижняя четверть листа Нижняя половина листа Три четверти листа Лист использован целиком Высота листа (страница делится на восемь частей): | зависимость, недостаток веры в себя, | ||
менее выраженная зависимость и робость. | ||||
хорошее приспособление к среде. | ||||
хочет быть замеченным, самоутвердиться. | ||||
1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет; | ||||
1/4– способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия; | ||||
3/8 – хорошие контроль и рефлексия; | ||||
1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты; | ||||
5/8 – интенсивная духовная жизнь; | ||||
6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов; | 4,5 | |||
7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты. |
Мы выявили факторы, влияющие на работу в коллективе. Большинство членов группы (68%) хотят самоутвердиться и быть замеченными, что может помешать эффективной работе в команде, где не всегда удается показать своё «Я», Излишняя эмоциональность (50%) и тревожность (59%) так же могут стать препятствием для эффективной командной работы, т.к. залог работы в команде – умение слушать и доверять членам группы.
Индивидуальные особенности, способствующие повышению эффективности командной работы
В свою очередь, у 18% группы замечено стремление к власти, энтузиазм. Это – лидеры, которых стоит распределять в различные микрогруппы, чтобы они не конфликтовали, а руководили процессом. У 14% членов группы мы отметили отказ от усилий, бегство от неприятностей реальности. Как правило, та ми ребятам будет тяжело, если на новом рабочем месте речь пойдет о командном духе. Радует, что у 86% группы этого не наблюдается. У 31% наблюдается тяга к закрытому, спрятанному. Эти люди – хорошие исследователи. Возможно, им стоит давать функции по поиску новой, уникальной информации.
Только у 9% мы отметили разочарование и само распыление, у 4% — подозрительность и скрытую агрессивность, у других членов группы эти явления не обозначены, что говорит о творческой атмосфере в коллективе.
ТИПОЛОГИИ В ГРУППЕ Сод-51
Тип дерева | Носители типа | Описание |
Тип 1 «ЕЛЬ» | Шилкина Вершинина | Склонность к доминированию, организаторские способности, активность |
Тип 2 «СИНТЕТИЧЕСКОЕ» | Пономарева Васильев Виноградова Елистратова Полянская | Склонностью к «философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль». |
Тип 3 «ПЕДАНТИЧНОЕ» | Проскурина Буйдова Шлячкова Айгэл | Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономиста ми, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль». |
Тип 4 «ЗИМНЕЕ» | — | . Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Чаще встречается у детей. |
Тип 5 «ПИКНИЧЕСКОЕ» | — | Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа. |
Тип 6. «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» | Безрукова | Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичеcкое переживание. |
Тип 7. «ЭКЗОТИКА» | Тихонова Харитонова | Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму. |
Тип 8. «Характерное дерево» | Антонец Савинова Гольцер | Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью. |
Тип 9. «СЮЖЕТНЫЙ» | — | Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д. |
Смешанный тип | Куренева, Кашина, Озернова, | Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. |
Выводы: В основном в группе преобладает 2 стандартных типа – это ребята склонные к философскому и экономическому мышлению. Но кроме них, есть ещё и «характерные» студенты, деревья которых переполнены оригинальными деталями. Такие ребята, могут внести изюминку в любую работу. Рисунки нескольких ребят оказались весьма сложными и определить их тип не так просто. Смешанный тип говорит о том, что ребята находятся на границе синтетического и аналитического когнитивного стиля. В их рисунках не так много деталей, но они присутствуют.