Повышенная аффекивная возбудимость.

Виды поведенческих расстройств.

 

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество.

Побеги из дома и интерната чаще, чем нормально развивающиеся, совершают интеллектуально неполноценные дети и подростки. Уходы их не обдуманы, не планируются и не готовятся, нередко совершаются под давлением сверстников и старших. Значительно чаще, чем нормальные дети, они ночуют в подвалах, на чердаках, на вокзалах. Они подвергают себя опасности, не способны себя обеспечить едой, без достаточных оснований доверяют незнакомым людям. Почувствовав полную свободу, они совершают кражи, занимаются попрошайничеством, употребляя алкогольные напитки, выкуривая десятки выброшенных недокуренных сигарет, приобщаясь к наркотикам и криминальным группировкам.

 

Основные причины побегов из дома:

— неблагополучная семья, когда родители или один из них злоупотребляя алкогольными напитками, постоянно проявляют агрессию по отношению к ребенку, избивая его и унижая его достоинство;

— ребенок испытывает психологический пресс как основной метод в воспитании ребенка. Испытывая постоянное давление со стороны взрослых, запрещающих им многое, подростки отвечают на это негативной реакцией — « реакцией протеста» и совершают «побеги из дома» в поисках свободы и независимости;

— побег вследствие сексуального насилия или домогательства;

— повышенная требовательность и строгость учителей;

— материально- неблагополучная семья, в которой ребенок чувствует себя «голодным и холодным»;

— побег вследствие совершения подростком правонарушения или преступления как попытка уйти от законного воздействия;

— побег вследствие поиска новых развлечений и впечатлений;

-побег вследствие безнадзорности;

— побег обусловленный умственной неполноценностью ребенка, легко попадающего под отрицательное влияние асоциальных лиц.

 

Агрессия.

 

Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией отмечается и вербальная агрессия. Часто их агрессивное поведение – прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей. Упрочению этого поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в интернате или школе.

Стоит отметить, что проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Генезис же этих проявлений у подростков с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками) и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. В цепочке взаимодействующих внешних факторов, приводящих к нарушенным поведенческим реакциям, большое значение имеет эмоционально-волевой. Регулятором поступков и деятельности являются сиюминутные желания, стремление к немедленному удовлетворению эгоистических потребностей.

17 стр., 8347 слов

Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

... эти ошибки – задача современной семьи. Объект исследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением Предмет исследования – процесс социальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением Цель – ... данной проблемы. 1. Теоретические основы исследуемой проблемы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением 1.1 Девиантное поведение в теории социальной работы ...

Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент, форма олигофрении. Эти внутренние факторы создают тот неблагоприятный фон, который делает умственно отсталого школьника особенно подверженным воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Особенно ярко агрессивное поведение как проявление неприспособленности ребенка к социальной среде проявляется в возрасте от 11 до 14 лет.

Основным проявлением агрессии у детей является желание ударить другого ребенка, обозвать его или забрать у него игрушку. Дети с агрессивным поведением часто провоцируют других детей на драки, а взрослых выводят из состояния душевного равновесия. Очень часто агрессивные дети «ершистые» и найти к ним подход трудно.

Агрессивные дети очень редко признают свои ошибки, отказываются соблюдать правила, они могут быть мстительными. Еще одним признаком наличия агрессии у ребенка являются вспышки гневной реакции на действия окружающих, которые ребенку не пришлись по нраву.

 

Аутоагрессия

 

Аутоагрессия возникает в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся трудностях. Аутоагрессия чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков.

 

Повышенная аффекивная возбудимость.

 

Симптомами повышенной нервной возбудимости являются – нарушения движений глазных яблок, несимметричность мышц лица, плохая ориентация во времени и пространстве, неловкость и несобранность. Повышенная нервная возбудимость обычно развивается, если человек подвержен частым стрессам, недосыпу, раздражению и нервозности. Все это может выражаться в частых конфликтных ситуациях с окружающими людьми. Происходит складывание замкнутого круга: недосыпание – раздражение – нервные стрессы – бессонница.Встречается у 11,8% всех детей с умственной отсталостью, обычно сочетается с проявлениями общей психомоторной расторможенности. Часто возникающие по незначительному поводу или без видимой причины вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями, грубостью, необдуманными поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности. Обычно с возрастом число ребят с этим нарушением поведения не увеличивается.

25 стр., 12090 слов

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

... лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного ... наибольший процент проявления гиперактивного поведения. Количество детей в гиперактивной и контрольной группах по 20 человек, в каждой группе по 3 девочки и по 17 мальчиков. После обработки анкет ...

 

Грубость.

 

Грубость, как правило возникающая на фоне аффективной неустойчивости, раздражительности, выражается в дерзких оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто повторяемых ругательств, которые выкрикиваются каждый раз в состоянии раздражения, разочарования. Чаще проявляют грубость старшие дети и подростки.

 

Недисциплинированность.

 

Недисциплинированность проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых поручений, просьб и нежеланием обслуживать себя.

 

Отказ от обучения.

 

Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные задания, затем появляется тенденция избегать под благовидными предлогами посещения уроков, а в дальнейшем и полное игнорирование школьных занятий. В старшем возрасте такое поведение распространено больше. Среди детей, отказывающихся от посещения школы, преобладают мальчики.

 

Параустическое поведение.

 

Параустическое поведение — своеобразное стойкое дивиантное поведение. Характерная особенность этого состояния — снижение активности, отсутствие побуждений даже к элементарным видам деятельности, выраженная интравертированность, формальное общение с окружающими лицами, общая или избирательная потеря контактов (преимущественно речевых) пассивный протест (негативизм), сопровождающийся гримасами. Ограничение представлений, недостаточность чувственной насыщенности. Отсутствие эмоциональных реакций при общении с окружающими сочетается с эпизодически возникающим состоянием двигательного возбуждения, развязным и дурашливым поведением. Развивается это состояние у умственно отсталых детей, имеющих эмоциональную и коммуникативную недостаточность. Этот синдром снижает возможности приобретения знаний, увеличивает интеллектуальную и речевую недостаточность

 

Активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение.

 

Подростковый возраст характеризуется выраженными изменениями в психофизическом развитии ребенка. Физические изменения характеризуются резким «рывком роста» и бурным формированием внутренних половых органов и наружных гениталий.

Реакция «рывок роста» наблюдается у девочек в возрасте 11-12 лет, у мальчиков в 13-15 лет и обусловлена усиленной продукцией половых гормонов. Именно нарастающая выработка гормонов в период полового созревания и способствует пробуждению сексуальных ощущений, как у мальчиков, так и у девочек.

Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение наблюдается у умственно отсталых девочек в полтора раза чаще, чем у мальчиков. Сексуальная активность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Девочек младшего школьного возраста с сексуальным распущенным поведением поступает в психиатрическую больницу в три раза больше, чем мальчиков. Это девочки, мастурбирующие, обнажающиеся, стремящиеся к лицам противоположного пола в состоянии сексуального возбуждения, рассказывающие о своем сексуальном опыте или забирающиеся в постели к другим девочкам. В подавляющем большинстве случаев они сами в прошлом подвергались совращению. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях. У младших подростков эта девиация может обуславливаться совращением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у женского. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают аффективные расстройства, в других – нарушения поведения (претензиозность, вспыльчивость, агрессивность), расстройство сексуального влечения.

21 стр., 10461 слов

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... и возрастные особенности наиболее типичных нарушений поведения детей. Упрямство – одно из ранних проявлений нарушения поведения. В клинической психологии упрямство связывается с ... которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их ...

При задержанном половом развитии может появиться медлительность, несобранность, неуклюжесть, неуверенность, вялость, импульсивность и трудности приспособления к новой ситуации. В связи с нередко возникающими трудностями в усвоении учебного материала и требованиями педагогов могут возникнуть отказы от учебы, протесты, агрессия.

Наличие последствий ранней сексуальной активности подростка приводит к психологическому « надрыву» всех сторон его личности, развитию различных видов функциональных расстройств в центральной нервной системе.

 

Суицидальные попытки.

 

Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.

Основные предпосылки, ведущие к возникновению суицида:

1. Социальная апатия.

Незаинтересованность общества в личности, в свою очередь, ведет к разочарованию личности в обществе. Личность чувствует себя ненужной и невостребованной.

2. Снижение ценности человеческой жизни.

Естественно, что, чем больше альтруизма в обществе, тем более востребованным чувствует себя человек, но, если уровень его субъективной самооценки выше того, что может предложить ему социум, появляется желание сменить его (социум), но за неимением такой возможности остается выход в аддукцию (саморазрушение).

3. Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования

творческой и витальной активности.

Злоупотребление алкоголем и суицидальное поведение имеют общий источник — невостребованность личностных потенций человека, ощущение собственной несостоятельности, ненужности.

Основные мотивы суицидального поведения у подростков:

1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

2. переживание обиды, одиночества, непонимания;

3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;

4. чувство мести, злобы, протеста;

5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

6. страх наказания;

7. избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.

13 стр., 6215 слов

Профилактика виктимного поведения подростков

... свидетельствует об исследованности вопросов классификаций и типологий отклонений в развитии и поведении детей и подростков (Л.И. Божович, С.А. Беличева, А.И. Личко, Д.И. Фельдштейн и др.); социальных ... практически не исследованными. В русле виктимологических исследований изучаются по большей части личность и поведение жертв преступлений (П.С. Дагель, Д.В. Ривман, Б. Станков, Л.В. Франк, Г. ...

 

Рассмотренные расстройства поведения и умственно отсталого ребенка (общая характеристика, Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта)">личности у умственно отсталых детей помогут педагогам в их повседневной деятельности. С целью предупреждения антиправовых действий и асоциальных поступков лиц с умственной отсталостью легкой степени, а также для своевременного проведения медицинских мероприятий и психолого- педагогической коррекции, специалистам при общении с такими детьми и подростками необходимо обращать внимание на их личностные особенности и особенности их поведения.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

Абушева З.Ф. с сотр. Анализ адаптационных возможностей учеников вспомогательных школ с нарушениями поведения М. 1989г.

Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. М. 2004г.

Гурьева В.А. Систематика психогенно-травматизирующих факторов М. 2001

Гурьева В.А.,Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. ТГУ 1994

Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. М.1998

Запрягаев Г.Г Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения. М 1986

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. С-П. 2004

Исаев Д.Н,Микиртумов Б.Е К систематике психопатоподобных расстройств у детей и подростков с общим психическим недоразвитием .М 1978

Кебриков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов.Актовая речь. М.1962

Певзнер М.С. Дети олигофрены 1959