Посредством занятий в объединении по интересам

Социально-педагогическая поддержка

Детей с особенностями психофизического развития

посредством занятий в объединении по интересам

Вежновец Нина Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГУО «Октябрьский районный

центр творчества детей и молодежи»

 

    «Любой ребёнок с физическими или умственными отклонениями в развитии имеет право на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» — статья 23 Конвенции ООН «О правах ребенка».

Предсказать каким образом будет развиваться ребенок с особенностями психофизического развития невозможно, как невозможно предсказать развитие здорового ребенка. Каждый ребенок обладает уникальной индивидуальностью, способностями и талантами. Да, такие дети отстают в развитии, но темпы этого развития, его уровень во многом зависят от созданных условий. Как создать у ребенка с особенностями психофизического развития ощущение бодрости, наполненности, радости жизни? Один из способов – создать ребенку эмоционально – творческие условия для саморазвития и самоутверждения. Занятия в объединении по интересам декоративно — прикладного творчества имеют большое значение для творческого развития и реабилитации детей с особенностями психофизического развития. Для детей данной категории подобрать вид деятельности, чтобы работа была выполнена самостоятельно, достаточно проблематично. Мною было принято решение включить детей с особенностями психофизического развития в объединение по интересам «Волшебный клубок». Основная цель объединения по интересам – создание условий для развития творческого потенциала личности в соответствии с интересами, способностями, возможностями, формирование качеств, необходимых для благополучной адаптации в социуме.

Вязание крючком несложно и увлекательно, не требует больших материальных затрат. Образовательная   программа  разработана индивидуально для каждого обучающегося, учитывает его возрастные особенности,  состояние здоровья, особенности психофизического развития и   предусматривает создание оптимальных условий для его  разностороннего развития, построена таким   образом, чтобы ребенок постепенно повышал уровень знаний и умений, накапливал опыт практической работы.  

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

... применение методов исследования операций в научных исследованиях. 6.Наукометрия и её особенности. Наукометрия — научная дисциплина, которая изучает эволюцию науки через многочисленные измерения ... 1)познавательная-удовлетворение нужд людей в познании природы и общества. 2)культуровоспитательная-развитие культуры, гуманизация воспитания, формирования нового в человеке. 3)практически действенную- ...

На первом этапе обучения дети знакомятся с правилами по технике безопасности, инструментами и материалами, у них формируются  навыки в работе с крючком и нитками, ведь точные, безошибочные действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма, влияют на технику и скорость при изготовлении изделий в дальнейшем. Также на первом этапе важно  войти  в мир ребенка, стать его другом, и, одновременно, увлечь работой с крючком и нитками. Как правило, ребенок удовлетворен быстрым результатом – это стимулирует его интерес к продолжению работы, что особенно важно в условиях работы с детьми — инвалидами, и отвечает главной задаче – заложить основу для дальнейшего творческого развития ребенка. Объем работы наращивается постепенно. На занятиях мы не только вяжем, но и слушаем музыку, читаем сказки, учим стихи, играем. 

На втором этапе детям на выбор предоставляются различные по сложности задания, отдельные виды работ выполняются с помощью педагога – совместно или по его подробной инструкции. Главной задачей на данном этапе считаю – вызвать у ребенка активность, желание работать, соучаствовать в деятельности.  Для ребенка с особенностями психофизического развития очень важно доброе, позитивное отношение к нему, которое не зависит от его реальных успехов. Стараюсь выражать свою уверенность в том, что у него все получится, если не сразу, то в следующий раз обязательно. В любых ситуациях проявляю терпение, сохраняю спокойный тон, добиваясь этим его доверия. Пусть ребенок будет уверен, что его любят, что всегда к нему справедливы, понимают его трудности и искренне хотят помочь. Одновременно   помогаю детям осознать свои силы, так как, иногда встретившись с трудностями, ребенок отказывается от выполнения нового более сложного задания. Безусловно, у каждого ребенка свои возможности и способности. Не каждому дано сделать такую вещь или показать такой результат, который достоин всеобщего внимания. Стараюсь вовремя поддержать, поощрить детей в такой ситуации.  Психология ребенка такова, что ему необходимо делиться своей радостью, успехами, ему хочется, чтобы его труд увидели и оценили. Поэтому обязательно после каждого занятия результат работы демонстрируем ребятам из других объединений по интересам, педагогам, родителям, ежемесячно организуются персональные выставки, дети привлекаются к участию   в общих праздниках, проводимых в объединении по интересам, центре. 

Третий этап обучения предусматривает дальнейшее совершенствование навыков вязания крючком. Все задания индивидуализированы, специально подобранны с учетом особенностей и возможностей детей. По мере продвижения детей, предъявляемые к ним требования, усложняются, что способствует повышению их эмоционального тонуса, укреплению веры в свои силы. В зависимости от возраста и способностей ребенка определяю сложность заданий, но уровень требований к качеству для всех одинаковый. На данном этапе мое участие заключается в том, чтобы помочь ребенку действовать самостоятельно, так как это делает его менее беспомощным, более независимым в окружающей действительности.

25 стр., 12233 слов

Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе

... Ковалевой 2.1.3 Диагностика готовности к школьному обучению 2.1.4 Коррекционно-развивающая работа на этапе адаптации первоклассников к школе Заключение Список использованной литературы Приложение школьник ... требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и ...

Стараюсь, чтобы занятия проходили  на позитивной эмоциональной основе, что способствует нормализации самооценки и эмоционального состояния ребенка, побуждает его к достижению успеха, воспитанию самостоятельности, ответственности, инициативности, уверенности в себе. Занятия содержат не только обучающие, но  познавательные и развлекательные элементы, а также  большое место занимает общение. Это необходимо для того, чтобы полнее раскрыть внутренний мир ребенка, помочь ему поверить в себя, скрасить его досуг.  

Всегда помню, что нельзя двигаться вперед, пока не усвоено предыдущее, даже в том случае, если материал одного занятия придется распределить на несколько. Стараюсь, чтобы занятия были разнообразными по содержанию, с четко поставленными задачами. Переход от одной формы работы к другой делаю плавным. Как только замечаю признаки усталости, раздражения, меняю задание или форму работы. За время работы сложилась определенная структура занятия (Приложение 1) .

Хорошее физическое и интеллектуальное состояние ребенка в значительной мере определяется оптимально организованной двигательной активностью. После первой части занятия в течение 3 – 5 минут обязательно проводится физкультминутка (Приложение 2), по истечении 35 минут занятия обязательно проводится подвижная перемена. Разнообразные движения выполняются с речевым сопровождением. Стараюсь максимально проговаривать производимые детьми действия и побуждать их к тому же. Это способствует уточнению, расширению и закреплению словарного запаса, стремлюсь, чтобы развитие связной речи проходило через все виды деятельности. Сама по себе трудовая деятельность, если ее целенаправленно не использовать, не улучшает речевое развитие детей. Однако надо помнить, что она является тем условием, которое позволяет активизировать работу по развитию речи, поскольку сама ситуация делает общение необходимым и естественным. 

Главной предпосылкой успеха является уважительное отношение к ребенку с особенностями психофизического развития. Ведь он отличается от своих сверстников, прежде всего, своей зависимостью от других людей и в первую очередь, от родителей. Многолетний опыт убедил меня в том, что вести постоянную работу с родителями зачастую бывает весьма нелегко. Но без родительской поддержки и заинтересованности не осуществить даже половину задуманного. Поэтому в своей работе всегда стараюсь использовать опыт родителей, ведь каждый из них может внести свою лепту в общее дело обучения и воспитания детей. Половина успеха заключается в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной деятельности. Формы сотрудничества самые разнообразные: проведение занятий совместно с родителями; организация мероприятий, на которых родители выступают не только в роли зрителей, а являются непосредственными участниками; оформление и презентация семейных выставок; походы выходного дня (Приложение 3).

Стараюсь помочь семье поверить в творческий потенциал своего ребенка, создать  атмосферу взаимных интересов, и уверенна,  что только в совместной деятельности у моих воспитанников  есть  шансы на развитие.

5 стр., 2174 слов

Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

... в развитии. - М, 1967. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. - М., 1999. Дети группы риска как объекты социальной охраны и социальной ... и слабовидящих / Под ред. А.И.Зотова. А.Г.Литвака. -Л., 1987. Семинарское занятие 4 Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта-Степени умственной отсталости по международной классификации. Врожденное ...

Для определения степени сформированности у обучающихся интереса к занятиям в объединении «Волшебный клубок» использую опросы, наблюдение за деятельностью на занятиях, делаю количественный и качественный анализ выполненных работ.  Для оценки влияния занятий, на эмоциональное состояние обуча­ющихся использовала метод эмоционально цветовой аналогии, осно­вывающийся на существующей специфической связи выбора челове­ком цвета с его эмоциональным состоянием. 

При этом принимала следующую эмоциональную окраску цветов:

красный – настроение восторженное, оценка + 3 балла; оранжевый – радостное, оценка +2 балла; желтый – приятное, оценка+1 балл;  зеленый – спокойное, оценка 0 баллов; синий – грустное, оценка -1 балл; фиолетовый – тревожное, оценка -2 балла; черный – состояние крайней неудовлетворенности, оценка — 3 балла. Обучающимся до и после занятий предлагалось выразить свое настроение выбором жетона одного цвета. Положительную динамику данного показателя отражает график.

                 — до начала занятий      — после занятий

Таким образом, анализируя свою деятельность, пришла к выводу, что занятия в объединении по интересам позволяют создать благоприятный эмоциональный фон и преодолеть психологический барьер всех участников образовательного процесса. При сравнении отношений в начале знакомства с последующими годами обучения, заметила, что на смену грусти, тревоге и страху пришли заинтересованность, радость и восхищение.

Отношение к занятиям объединения по интересам на начало учебного года.

 

Отношение к занятиям объединения по интересам на конец учебного года.

Материалы данного опыта были озвучены мною на заседании районного методического объединения педагогов дополнительного образования.

Неоднократно проводила открытые занятия для педагогов дополнительного образования, консультации для вновь назначенных педагогов дополнительного образования.

 

 

Литература

1. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс].

2. Захарова, Ю. В. Социализация личности учащихся с особенностями психофизического развития в процессе художественно-эстетической деятельности/ Ю. В.Захарова//Взаимодействие национальных образовательных систем стран СНГ как фактор повышения качества образования: сборник материалов III съезда учителей и работников образования государств-участников СНГ/ под ред. Р.С.Сидоренко. – Минск, 2014. – С. 195-198.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов и др. — 3-е изд., доп. — М.: Издательский центр « Академия»,2005. — 160с.

4. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. — 80с.

25 стр., 12227 слов

Подготовка руки ребёнка к письму

... работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог ... чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Гипотеза Анализ исследований силы кисти правой руки школьников за последних три ... у которых поздно осуществляется латерализация, выделение ведущей руки, а также у детей с нарушениями слуха и зрения. Из ранних ...

5. Организация специальных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации; отв.ред.С. В. Алёхина. – М.: МГППУ, 2012. – 92с.

6. Спепура, Н. А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии / Н. А. Спепура. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 146с.

7. Шинкоренко, В. А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недоразвитости / В. А. Шинкоренко. – Минск: Академия, 2005. – 189с.

 

 

Приложение 1

План – конспект

индивидуального занятия объединения по интересам «Волшебный клубок» для работы с детьми с особенностями психофизического развития

 

Тема: Основные приемы вязания крючком. Вывязывание цепочки из воздушных петель.

Цель: усвоение основных приемов вязания крючком.

Материалы и инструменты: нитки различных цветов, крючок, ножницы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

 Раз, два, три,

 На меня ты посмотри

 Теперь друг другу улыбнемся

 Посмотри — ка. Все в порядке?

 Крючки, нитки есть на парте?

 Мы готовы к новым стартам?

 Молодец! Начинаем наше занятие.

Давай вместе уверенно скажем:

«Я СМОГУ ВЫПОЛНИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ!»

«У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!»

«ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ СЕБЕ И ДРУЗЬЯМ!»

А теперь повторим правила по технике безопасности на наших занятиях.

2. Повторение техники безопасности

а) Какими должны быть крючки и где они должны храниться?

б) Почему нельзя делать резких движений рукой с крючком?

в) Почему нельзя близко подносить крючок к лицу, брать в рот?

г) Как должны лежать ножницы на столе и как их правильно передавать?

    3. Знакомство с новым материалом. Практическая работа.

    Вязание крючком всегда начинается с цепочки, состоящей из воздушных петель.

Возьми конец нити от клубка и положи ее на указательный палец левой руки так, чтобы конец длинной 4 – 5 см свисал к себе.

    Крючок возьми в правую руку и держи его, как держишь ручку или карандаш. Головка крючка всегда должна быть повернута на тебя. Для образования первой петли цепочки подведи крючок под нитку на указательном пальце и движением кисти правой руки по часовой стрелке сделай полный оборот крючка вместе с ниткой. Получилась петля. Держи ее свободно, не затягивай. Для образования второй петли головку крючка подведи под нить на указательном пальце с левой стороны, подхвати и протяни в петлю на крючке. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку нужной длины. После выполнения каждой из двух петель цепочку продвигай большим пальцем левой руки вниз. Все петельки цепочки должны быть ровными и одинаковыми, ведь от того, какая цепочка во многом зависит красота всей работы.

Сейчас будем вывязывать цепочку из воздушных петель разной длины и цвета.

4. Физкультминутка.

24 стр., 11576 слов

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего ...

... ребёнка 2.1.2.1 Развитие мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста 2.1.3 Развитие физиологического дыхания у детей раннего возраста на занятиях по развитию речи 2.1.4 Развитие речевого ... методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Проведение занятий по развитию речи детей в ясельной группе детского сада выдвигают педагогу ряд требований и ...

Упражнение «В гостях у солнышка».

Представь, что солнышко зовет нас в гости. Попробуем дотянуться до него. Выходим все из-за стола. Ноги ставим на ширине плеч, руки опустим вниз. На вдохе медленно поднимаем руки вверх, постепенно растягивая все тело, не отрывая пяток от пола. Задерживаем дыхание, мысленно говорим хорошие слова. Выдыхаем, опуская руки. А теперь тянемся к солнышку, наполняемся его целительной энергией.        

 Гимнастика для глаз «Пчела».

Солнышку радуется все живое, особенно пчелки-труженицы. Представим себе летящую пчелу. Она летает кругами перед нами, а мы выполняем круговые движения глазами. Следим за пчелкой. Вот она приблизилась к кончику носа. Села, посидела и снова улетела.

Регулярно выполняйте такое упражнение, оно помогает сохранить зрение.

5. Практическая работа.

Сегодня мы с тобой учимся вывязывать воздушные петельки. И каждый раз, когда мы будем начинать что – либо вязать, мы всегда будем вывязывать цепочку из воздушных петель нужной длины.

Сейчас давай возьмем желтую ниточку и свяжем цепочки из воздушных петель разной длины. А потом из этих цепочек оформим аппликацию «Солнышко».

6. Подвижная перемена.

«На лугу».

Вышли уточки на луг

Кря – кря – кря!

(дети шагают как уточки)

Пролетел веселый жук

Ж – ж – ж !

(дети машут руками)

Гуси шеи выгибают,

Га – га – га!

(дети плавно вращают шеей)

Клювом перья расправляют.

(повороты туловища влево – вправо)

Ветки ветер раскачал.

(дети качают поднятыми вверх руками)

Пес наш громко зарычал,

Р – р – р !

(руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой)

Прошуршала в травке мышь,

Ш – ш – ш !

(дети перебирают пальцами рук, показывая, как бежит мышь)

И опять настала тишь,

Ш – ш – ш !

(плавно приседают)

 

7. Практическая работа.

Цепочки из воздушных петель все готовы. Возьмем картон синего цвета и наклеим на него цепочки так, чтобы получилось солнышко.

8. Подведение итогов занятия.

Скажи, пожалуйста, какие петельки мы сегодня вывязывали?

А как называются несколько петелек вывязанных подряд?

Ты научилась сегодня чему-то новому на занятии?

Тебе понравилось сегодня на занятии? Почему?

Мне тоже было очень приятно работать с тобой, потому что ты была очень внимательна, правильно и аккуратно выполнила все задания. Я благодарю тебя сотрудничество, творчество, познание окружающего мира. И на память о сегодняшнем занятии хочу подарить тебе вот такую медаль «УМНИЦА!»

9. Домашнее задание.

На следующее задание тебе нужно принести нитки семи цветов, из которых состоит радуга – это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

10. Уборка рабочего места.

 

Приложение 2

Физкультурная минутка

«На занятии»

На занятии вязали,

И немножко помечтали

Чтобы сильным быть и ловким

Приступаем к тренировке,

7 стр., 3492 слов

Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа

... -поведенческая психотерапия групповой тренинг специальная подготовка и спецобучение ЗАНЯТИЕ 15. Тема: Аутогенная тренировка. Аутогенная (буквально-«самородная») тренировка ... ушной раковины между большим и указательным пальцем руки Профилактический массаж по Рубцовой: массаж ребрами ладоней ... длинного разгибателей первого пальца. П. Диспепсия у детей, тонзиллит, зубная боль, шум в ушах, ринит, ...

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

На носочки поднялись,

Руки опустили.

А теперь присели вниз.

Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе

И уже сидим на месте.

Посидим, отдохнём

И опять вязать начнем.

«Наши руки»

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(дети тянут руки вверх)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем.

( дети имитируют раскрывание цветка – руки в стороны)

Раз – два , три – четыре,

Руки – как у птицы крылья.

 

На лугу».

Вышли уточки на луг

Кря – кря – кря!

(дети шагают как уточки)

Пролетел веселый жук

Ж – ж – ж !

(дети машут руками)

Гуси шеи выгибают,

Га – га – га!

(дети плавно вращают шеей)

Клювом перья расправляют.

(повороты туловища влево – вправо)

Ветки ветер раскачал.

(дети качают поднятыми вверх руками)

Пес наш громко зарычал,

Р – р – р !

(руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой)

Прошуршала в травке мышь,

Ш – ш – ш !

(дети перебирают пальцами рук, показывая, как бежит мышь)

И опять настала тишь,

Ш – ш – ш !

(плавно приседают)