Понятие эклектики и интегративной психотерапии

Введение

На данный момент тема эклектики и интеграции методов оказания психологической помощи довольно актуальна. Существует большое количество школ и направлений, у которых в основе лежать различные теории личности и развития. Психолог имеет возможность не слепо следовать одной теории, а гармонично использовать в своей работе методы нескольких школ, что будет способствовать более эффективному взаимодействию с клиентом. Однако существует ряд психологов отрицающих преимущества интеграции в оказании психологической помощи, они говорят о том, что с использованием эклектики теряется вся суть работы психотерапевта.

Целью данной работы является теоретическое описание взглядов на проблему эклектики и интеграции методов оказания психологической помощи.

Задачи данной работы сравнить взгляды на эклектику в оказании психологической помощи, выделить основные характеристики подходов, также описать свое мнение по данной проблеме.

 

Понятие эклектики и интегративной психотерапии

Термин «эклектика» ввел Потамон из Александрии, назвавший свою школу эклектической. Под эклектикой понимается «соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий»

Эклектика — это, прежде всего выбор лучшего из различных систем, попытка постижения феномена с позиций различных теоретических подходов.

Позитивное отношение к эклектике поддерживали А.А. Лазарус, Дж. Норкросс, Л. Грэнкевидж, Д. Россман, Б. Вилсон.

Наличие к настоящему времени в мире многочисленных (более 500) форм и методов психотерапии ставит в затруднительное положение практика-психотерапевта. Все большее количество психотерапевтов используют разнородные психотерапевтические методы, не обращая внимания на их теоретическое обоснование. Свидетельством утраты прежде негативного ореола понятия «эклектик» является выход в последнее десятилетие международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии», а также организация Международной академии эклектических психотерапевтов.

Использование термина эклектическая психотерапия преимущественно ограничивается техническим, нетеоретическим синтезом психотерапевтических методов. Независимо от теоретических взглядов психотерапевт тщательно изучает клиническую картину заболевания и связанные с ним психосоциальные факторы. Задачи эклектической психотерапии определяются с учетом индивидуальных особенностей психопатологии, проблем и личности отдельного больного, а также оптимальной пригодности к тем или иным терапевтическим воздействиям. В лечебной практике теоретические вопросы психотерапии уступают место необходимости решать конкретные проблемы клинической реальности. Соответствующее сочетание различных методик психотерапии с позиций эклектической психотерапии и представляет собой новый метод лечения для каждого пациента.

6 стр., 2989 слов

Тема 12.6. Психотерапия как вид психологической помощи

... кажущуюся пропасть между медицинской и психологической моделями психотерапии, их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому каждому терапевту ... психотерапия, наркопсихотерапия); 2. самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона); 3. рациональная психотерапия; 4. групповая психотерапия; 5. игровая психотерапия; 6. семейная психотерапия; 7. условно-рефлекторная психотерапия. ...

В последнее десятилетие нарастает интерес исследователей и практиков к проблемам и возможностям развития интегративной психотерапии(Б.Бейтман, М. Голдфрид, Дж. Норкросс).

О значимости интегративного движения в психотерапии свидетельствует и издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Интегративная психотерапия, в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. В то же время эклектический подход является одним из элементов интегративной психотерапии, объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников.

Интегративная психотерапиятможет развиваться на основе следующих подходов:

1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики;

2) интеграции соответствующих научных дисциплин — медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.;

3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Существенные возможности для развития И. п. предоставляет также поиск общего знаменателя для различных теоретических моделей посредством перевода их понятий на общепринятую терминологию или путем описания психотерапевтического процесса с позиций разных направлений.

Сущность интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:

1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;

2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;

3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;

4) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.

Эти положения определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.).

Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий).

Больному дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

... педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации. Педагогические процессы характерны ... коллектива и отдельных личностей во время учебной и трудовой деятельности, в различных ситуациях общения и т.д. Исследователь может быть и непосредственно включенным в ...

Причины распространения эклектической и интегративной психотерапии

Одной из наиболее существенных причин все более широкого распространения эклектической психотерапии является неудовлетворенность практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного направления психотерапии. Психотерапевт-эклектик, в зависимости от характера патологии, потребностей и возможностей пациента, использует методы различных направлений психотерапии, добиваясь позитивных изменений в симптоматике, внутреннем мире и поведении больного. Запросы сторонников эклектической психотерапии все полнее удовлетворяются благодаря растущему числу новых психотерапевтических методов. Получившие распространение методы поведенческой психотерапии в последнее время на практике все чаще сочетаются с психодинамическими, когнитивными и другими приемами. Конфронтация и конкуренция последователей различных форм психотерапии все более сменяются терпимостью, взаимным принятием и попытками использовать некоторые принципы и технические приемы друг друга. В частности, психоаналитик при необходимости может эмпатически взаимодействовать с пациентом вопреки традиционному эмоциональному нейтралитету, поведенческий же психотерапевт может придавать значение интрапсихической динамике (например, анализируя имеющиеся данные, обратить внимание на сновидения пациента) и т. д.

Современная тенденция к развитию краткосрочных форм психотерапии отвечает интересам психотерапевта-эклектика. В условиях предположительно единственной встречи психотерапевт использует технический прием, наиболее подходящий именно для данного пациента, например суггестию, совет или интерпретацию. Одной из негативных сторон эклектической психотерапии может быть недостаточно обоснованная многократная смена психотерапевтических методов в процессе лечения одного пациента. Поиск наиболее эффективного метода, новые попытки привлечь в курс лечения приемы различных психотерапевтических направлений нередко приводят к разочарованию и фрустрации как пациента, так и психотерапевта. Важнейшим условием их эффективности при использовании любых методов психотерапии является развитие оптимального взаимоотношения «психотерапевт — пациент».

Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии:

1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение;

2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов;

3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий;

4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии;

5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии;

6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие.

8 стр., 3778 слов

Феномен тревожности. Специфика применения методов ТОП в работе с тревожностью

... личности. Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии. Цель данной дипломной работы – рассмотреть специфику применения ТОП методов как коррекционных и провести исследование ... работе терапевта с клиентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной "внутренней мудрости" собственного организма. Тем самым методы ТОП ставят акцент в работе ...

Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.

Хотя интегративное направление психотерапии получило развитие в последнее десятилетие, в предшествующие годы также делались попытки постановки вопросов интеграции в психотерапии, росло понимание важности учета в психотерапии взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования пациента. Внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно использование, в зависимости от задач этапа лечения, определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов. Различные комплексы из этих методов наиболее детально разработаны в том или ином психотерапевтическом направлении и могут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного материала), на другом этапе — поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии является наличие ступеней, или фаз: установление контакта и активное участие пациента в психотерапевтическом процессе; определение психотерапевтической «мишени» (симптоматика, конфликт, самооценка и др.); изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и поведения; окончание лечебного курса.

Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических формулировках либо перефразированием положения психоаналитической теории в рамках концепции научения. Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и поведенческие методы в интегративной терапии больных. В этом случае психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни.

Таким образом, становление интегративной психотерапии представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов.

Преимущества и недостатки работы в эклектическом подходе.

Интеграция методов оказания психологической помощи зачастую намного лучше подстраивается под индивидуальность клиентов. Психолог лучше справляется с поставленными задачами. Однако работа в нескольких школах одновременно имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы работы в эклектичном подходе.

1. Индивидуальный подход. Поскольку ни одна школа не является единственно правильной и доказанной, у терапевта появляется простор выбора вариантов работы в отношении каждого нового клиента, ведь разным клиентам подходят разные теории личности и методы.

2. Возможность следить за новыми тенденциями. Терапевт не зациклен на одной теории, не впадает в «религиозную веру» в ту или иную школу, может следовать свежим тенденциям.

11 стр., 5070 слов

Телесно-ориентированная психотерапия в работе с клиентами с повышенной ...

... ]. Объект исследования – эмоциональная сфера личности. Предмет – тревожность и методы ее коррекции в телесно-ориентированной психотерапии. Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности и определить специфику применения ...

3. Богатство выбора. Методы из разных школ могут дополнять друг друга и быть более эффективными вместе.

В конце концов, терапевт может создать авторскую школу, совмещающую в себе положения нескольких теорий личности, методы, плюс что-то совершенно новое. Но, правда, это уже отдельная теория личности. И это уже нельзя назвать эклектикой, то есть набором методов, который меняется от случая к случаю.

Но в попытке практиковать эклектический подход, особенно в самом начале работы психологом, есть существенные минусы.

1.Недостаток профессионализма. Если начать работать в эклектичном подходе с самого начала карьеры, то можно, несмотря на годы работы, в итоге прийти к нему… недостатку профессионализма.

Наборы методов каждой школы учитывают бесконечное количество тонкостей, которые обкатываются десятилетиями. Любой, самый простой метод дает огромное количество вариантов реакций на него. И понять, что означает та или иная реакция, к чему ведет в условиях ситуации каждого отдельного клиента — потребуется не год и не два. И надо знать еще и сочетаемость методов при последовательной и стратегической работе, ведь некоторые действуют вообще только через месяц.

А просто используя то один, то другой метод с самого начала своей практики — терапевт в большинстве случаев просто скачет по верхам, так и не разобравшись ни в одном подходе по-настоящему, а часто даже не задумываясь о теориях личности и их связи с методами… (зачем вообще лору анатомия…все равно лор работает только с ухом, горлом и носом…)

2. Внутренние противоречия. Многие методы из разных школ, применяемые одновременно, могут уменьшать эффективность друг друга. Основы школ во многом противоречат друг другу, поэтому и методы работы с психикой тоже.

3. Риски при долгосрочной работе с одним запросом. Основные минусы проявляются при работе с проблемами, требующими длительной (больше 5-ти встреч) работе. При работе с краткосрочными запросами пробы разных подходов даже с одним и тем же клиентом вполне приемлемы. Но когда речь идет о длительной терапии каких-либо расстройств, претензии к стратегической согласованности методов резко возрастают.

Кроме того, репутацию эклектичного подхода часто подмачивают те, кто фразу «Я работаю в эклектичном подходе» использует, чтобы скрыть недостаток осознанности. Внутренние установки терапевта — это тоже не калейдоскоп. Представления и мнения человека в определенной степени стабильны. И если терапевт не может назвать даже свои установки или уверен, что они вообще меняются как по мановению волшебной палочки, это, как минимум, ставит вопрос об уровне осознанности и профессионализма. Но, опять же, возможно, что терапевт действует по интуиции и довольно успешно.

Работу одновременно в нескольких школах с произвольным и неповторимым выбором методов и подходов на каждой новой встрече можно сравнить с созданием какого-нибудь дизайнерского проекта.

В композиции могут изощренно сочетаться несколько разнородных элементов , но для того, чтоб добиться гармонии в этом, требуется серьезный опыт с каждым материалом в отдельности.

А без богатого опыта в моноподходах начинающие профессионалы, сразу считающие себя способными на героические подвиги в эклектике, могут прийти к очень неутешительным результатам.

На данном уровне развития психологии как науки (или как искусства?) каждый терапевт вынужден сам принимать решение о том, на какую теорию личности он будет опираться. Будет ли это готовая школа или придется создавать свою. Или он освоит сначала одну, а потом вторую, третью школу и в результате придет к своему видению.

18 стр., 8535 слов

Формы и методы работы учителя с родителями

... этих факторов, влияющих на особенности работы учителя с родителями посвящена данная работа. Глава 1. Роль взаимодействия учителя и родителей в формировании личности ребенка 1.1 Помощь учителя и ... как хранительницей семейного очага. Таким образом учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители ...

Возможно, наиболее важно в этом, насколько терапевт сам понимает внутреннюю логику своей работы, насколько успешен данный терапевт, и насколько безопасен его выбор для клиента.

Заключение

При обсуждении проблемы эклектики и интеграции методов оказания психологической помощи можно говорить о том, что в настоящее время это приобретает более широкий круг поклонников. Многие психологи обращаются к эклектической психотерапии для максимально эффективной работы с клиентом.

На ранних этапах возникновения эклектики в психотерапии, она вызывала подозрения. Часто так оправдывали непрофессионализм, некомпетентность и неосознанность, из за чего эклектический подход приобрел плохую репутацию. Однако с течением времени все изменилось, и сейчас данное направление достаточно популярно среди психологов и психотерапевтов. Многие профессионалы не найдя ответов в одной школе переходят в другую забирая с собой знания и наработанные техники и интегрируя их уже в новом направлении.

Однако стоит помнить о плюсах и минусах данных подходов.

Если говорить о плюсах, то можно выделить: индивидуальный подход, возможность следить за новыми тенденциями, богатство выбора.

Также можно столкнуться с такими недостатками: 1).Недостаток профессионализма; 2).

Внутренние противоречия; 3).

Риски при долгосрочной работе с одним запросом.

Список литературы

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1993.

2. Александров А. А. Проблемы интегративной психотерапии. В кн.: Психология и психотерапия. СПб., 2002.

3. Введение в психологию. Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

4. Карвасарский Б. Д. Интегративные аспекты психотерапии: основные понятия и перспективы развития. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии. Л., 1992.

5. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии: Теория. Практика. Эксперимент. М., 1998.

6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

7. Ташлыков В. А. Общие факторы психотерапии как одна из предпосылок интегративной психотерапии. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии, СПб., 1992.

8. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ и др., 2004.