По типу отдыха детские лагеря делятся на стационарные, выездные и палаточные.

Стационарный детский лагерь всегда расположен на одном и том же месте в виде корпусов.

Палаточный может разместиться где угодно, главное, чтобы было достаточно места для размещения нескольких палаток. Обычно отдых в таком лагере совмещен с турпоходом.

Выездной лагерь для детей отличается тем, что руководство на время каждой смены арендует помещения, к примеру, в гостиницах, на базах отдыха или в другом лагере.

Детям в летнем лагере предлагается яркая разнообразная программа, тематика и направленность которой зависит от типа лагеря:

· лагерь-санаторий;

· спортивный лагерь;

· профильный лагерь;

· оздоровительный лагерь;

· обучающий лагерь;

· лагерь дневного пребывания в школе.

В лагеря санаторного типа детей направляют для лечения или профилактики возникших заболеваний, поэтому, чтобы получить туда путевку, необходимо иметь на руках выписку из медицинской карты или направление лечащего врача. Основное внимание в лагере для детей санаторного типа уделяется лечебным и профилактическим процедурам. Каждому отдельному ребенку специалисты могут составить индивидуальную оздоровительную программу.

Летний спортивный лагерь создается в первую очередь для спортивного развития детей. Здесь ребенка определят в ту или иную группу в соответствии с уровнем его спортивной и физической подготовки. Ребенок здесь может заниматься как общим физическим развитием, так и конкретным видом спорта.

Детские летние лагеря профильного типа организованы чаще всего на базе секций или детских центров дополнительного образования. К ним относятся лагери с компьютерным, военным, музыкальным, экологическим, художественным уклоном и другие. Профильный детский лагерь может осуществлять свои функции и на базе стационарного лагеря за городом, где профильной группе смогут выделить один корпус или даже целую смену. Детей здесь делят на группы не по возрастному критерию, а в зависимости от уровня их подготовки. Программа обязательно содержит в себе занятия по выбранному направлению, но в качестве дополнения есть и другие мероприятия.

Оздоровительные детские лагеря традиционно располагаются на природе, в местности экологически чистой и безопасной. Так, всемирно известный детский лагерь международного значения «Артек» разместился на красивейшем побережье полуострова Крым. Оздоровительный лагерь может расположиться также и в горах, и в сосновом лесу.

5 стр., 2271 слов

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

... Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся. Если ... Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53. 2. ... 2002. 17. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество // Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – С.30-35. 18. Венгер Л.А, ...

В программу детских оздоровительных лагерей входят различные спортивные и культурные мероприятия. Если ребенок захочет, он без проблем может посещать различные кружки или клубы по интересу.

Во время пребывания в обучающем лагере ребята не только укрепляют здоровье, но и получают нужные и полезные знания. Например, если ребенок отстает по школьной программе, для него организуют дополнительные занятия по нужному предмету. С каждым ребенком преподаватели ведут индивидуальную работу или собирают детей в небольшие группы по 3-5 человек, что помогает лучше усваивать информацию.

Один из видов обучающих лагерей – это языковой летний лагерь. Сюда едут дети, которые хотят изучать какой-нибудь иностранный язык. Располагаться такой лагерь может на территории зарубежной страны, так как эффективность обучения языку напрямую зависит от того, насколько ребенок погружен в языковую среду. Обычно в программу подобного лагеря входят экскурсии, которые позволяют ребенку ознакомиться с культурой страны, чей язык он изучает.

Есть и другие разновидности обучающего лагеря, такие, как исторические, математические, литературные и прочие. Так, например, оригинальную серию развивающих программ предлагает детский лагерь в Подмосковье.

Лагерь дневного пребывания в школе расположен в самом учебном заведении. Дети присутствуют там обычно до обеда, реже остаются на целый день. Родители заплатят за такой лагерь совсем немного. В течение всего дня ребята могут заниматься в различных секциях и кружках, их вывозят на экскурсии. Сменами руководят знакомые родителям и детям преподаватели.

Отправляя своего ребенка на отдых в летний лагерь, родители переживают, понравится ли там ему, хорошо ли там организовано питание. Разузнать о лагере как можно больше необходимо заранее, до того, как приобретете путевку. В основном качество отдыха в детском оздоровительном лагере зависит от программы лагеря, его персонала и условий проживания. Узнать необходимую информацию о лагере можно при помощи интернета или расспросив знакомых, чьи дети в этом лагере уже побывали.

Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания.

Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач:

— создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;

— использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;

— создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;

10 стр., 4561 слов

Трудовая деятельность подростка

... поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс ... выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, ... образования родителей, тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что ...

— предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков;

— разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы оценки эффективности и результативности.

Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с

оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.

1. Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка.Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя личностью.

2. Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях лагеря, направленном на решение проблемы воспитания здорового человека.

3. Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического колорита.

4. Четвертая идея – идея самоорганизации, способности проектировать и организовывать молодым человеком самовоспитание, самообразование, самоопределение.

В условиях лагеря решаются задачи занятости детей, т.е. организации их деятельности, связанная с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в личностно значимых сферах деятельности, направленная на развитие творческого потенциала.

Основными задачами занятости являются:

-включение детей и подростков в различные виды деятельности;

развитие личности и возможность непосредственного приобретения дополнительных практических знаний в различных отраслях науки, экономики, техники, искусства, спорта;

— проявление и реализация коллективного и индивидуального творчества.

При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо выдерживать следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские).

Выступления на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка социально-значимых проектов – все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

9 стр., 4160 слов

Технология организации досуга детей и подростков в детских загородных ...

... и четыре таблицы. оздоровительный лагерь праздник анимационный Глава 1. Теоретические основы организации досуга детей в детских загородных центрах ... . Можно вывести последующие ключевые свойства досуга детей, подростков и юношества: досуг имеет ярко воплощенные физиологический, ... а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. ...

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора: познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности; форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях; выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.); выбор формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и д.р.).

3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; интересные дела подробно освещается пресс-центром.

В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов:

метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение);

— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, диспут, практические занятия);

— методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование); методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).