ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

«Утверждаю»:

«___"___________20__г.

Проректор по учебно-методической работе

_______/Л. П. Филатова/

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Направление подготовки бакалавров 50 700 — «Педагогика»

Дневная и заочная формы обучения

Нижний Тагил

2012

Программа утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии ИППО

«___» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой ВПиП

________________/Овчинникова Л.Н./

Программа утверждена на заседании Ученого совета института психолого-педагогического образования

«___» __________ 20__ г.

Председатель Ученого совета ИППО _______________ /Ломаева М.В./

Составители:

Овчинникова Л.Н., зав. кафедрой возрастной педагогики и психологии,

Скоробогатова Ю.В., доцент кафедры возрастной педагогики и психологии.

Пояснительная записка

Итоговый государственный экзамен является, наряду с защитой выпускной квалификационной работы, обязательной формой итоговой государственной аттестации выпускников, получающих подготовку по направлению 50 700 «Педагогика».

Программа итогового государственного экзамена разработана на основании Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31.01.2005 (номер государственной регистрации 728, педагогика), учебных планов подготовки бакалавров направления Педагогика, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, Положения об итоговой государственной аттестации бакалавров НТГСПА, утвержденного Ученым советом НТГСПА 29.11.2007 г.

Итоговый государственный экзамен предназначен для определения теоретической и практической подготовленности бакалавра по направлению «Педагогика» к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом. Он носит междисциплинарный характер, ориентирован на выявление целостной системы научных знаний в области педагогики и психологии и не дублирует промежуточные монодисциплинарные экзамены.

Содержание итоговых аттестационных испытаний, представленное в данной программе, соответствует содержанию программ учебных дисциплин общепрофессионального блока (педагогические, психологические), рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

В экзаменационный билет включен один теоретический вопрос по педагогике или психологии и одно практическое задание, предусматривающее выполнение психолого-педагогического анализа предложенной ситуации (с учетом профиля подготовки бакалавра).

Кроме того, составной частью экзамена является собеседование по прочитанной здесь же статье, отражающей небесспорную точку зрения автора по одной из проблем педагогики или психологии.

В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника по направлению «Педагогика», его профессиональные компетенции, входят:

  • уровень освоения материала, предусмотренного учебными программами дисциплин психолого-педагогического цикла;
  • уровень умений применять теоретические знания в конкретной ситуации;
  • уровень информационной и коммуникативной культуры;
  • логика, структура, обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;
  • глубина и точность ответов на дополнительные вопросы.

Перечень вопросов итогового государственного экзамена по педагогике и психологии

  1. Характеристика современной системы образования в Российской Федерации (на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Законодательство Российской Федерации в области образования: Федеральный законот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования: разграничение компетенции и ответственности в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в области образования.

Характеристика современной системы образования в России. Национальная доктрина образования Российской Федерации: основные цели и задачи образования, ожидаемые результаты реализации доктрины образования.

Типы образовательных учреждений. Система управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

  1. Педагогика в системе наук о человеке, ее объект, предмет и функции. Методология педагогики, методы педагогических исследований.

Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе. Структура педагогической науки. Взаимодействие педагогики с другими науками. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики.

Методология педагогики. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные.

  1. Факторы развития и формирования личности: общая характеристика.

Развитие личности. Основные направления развития личности: биологическое и социальное развитие. Внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия как источники развития личности.

Понятие о факторе как движущей силе развития личности. Факторы развития личности: внутренние (наследственность и собственная активность личности), внешние (среда и воспитание).

Биологическая, социальная и биосоциальная концепции развития личности.

Основные закономерности психофизического и духовного развития личности.

  1. Воспитание как фактор социализации личности. Цели и задачи воспитания на различных этапах развития человеческого общества.

Сущность воспитания. Понятия цели воспитания, задач воспитания. Взаимосвязь целей и задач воспитания. Эволюция целей и задач воспитания в истории развития педагогической мысли. Движущие силы, закономерности и принципы воспитательного процесса. Структура и логика процесса воспитания. Роль и место воспитания в развитии человека и социализации личности.

  1. Коллектив как фактор социализации личности. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива, основные условия его развития.

Понятия группы, коллектива, историческое развитие представлений о коллективе. Роль коллектива в развитии и социализации личности. Социально-педагогические функции коллектива. Типология коллективов. Становление теории коллектива. Основные этапы и признаки развития коллектива. Основные принципы работы педагога с ученическим коллективом.

  1. Семья как субъект и фактор воспитания. Работа педагога с семьей.

Понятие «семья», функции семьи, ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Основные факторы формирующего влияния семьи. Типология семей. Подходы к процессу семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический).

Основные формы взаимодействия школы/детского сада и семьи в воспитании детей.

  1. Целостный педагогический процесс: основные функции и структура. Закономерности и принципы организации и осуществления педагогического процесса.

Понятие педагогического процесса как системы. Структура и основные функции педагогического процесса. Проблема целеполагания и целеобразования в педагогическом процессе. Таксономия педагогических целей (Б. Блум, Д. Кратволь).

Содержание педагогического процесса.

Закономерности и принципы организации и осуществления педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

  1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы процесса обучения.

Обучение как способ организации педагогического процесса и как целостная система. Признаки процесса обучения. Функции и методологические основы обучения, логика учебного процесса, его движущие силы. Структура процесса обучения. Уровни процесса обучения. Содержание процесса обучения.

Закономерности и принципы процесса обучения.

  1. Современные психолого-педагогические теории обучения: общая характеристика.

Основные теории обучения: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, обучение через организацию активной деятельности учащихся.

Психолого-педагогическая характеристика отдельных теорий обучения: философская и психологическая основа; отношение к учащемуся, способ задания цели обучения; педагогическое управление, эффективность применения в современной школе.

  1. Методы и средства обучения.

Понятие методов обучения. Объективная и субъективная часть метода. Методический прием. Функции методов обучения. Классификации методов обучения: по уровню познавательной деятельности учащихся (Е.А. Голант, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); по источникам получения знаний (Е.А.Петровский); по дидактическим целям (М.А. Данилов, Б.П. Есипов); по способу организации обучения (Ю.К. Бабанский).

Условия выбора методов обучения. Активные методы обучения и их применение в учебном процессе.

Средства обучения, их классификация.

  1. Виды и формы обучения. Урок как основная форма обучения.

Виды обучения: объснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное.

Организационные формы обучения. Формы учебной деятельности учащихся. Вспомогательные формы организации текущей работы, формы внеклассной работы.

Урок как основная форма обучения. Основные требования, которым должен соответствовать современный урок. Типы уроков. Структура уроков разных типов. Подготовка учителя к уроку

  1. Содержание общего образования: принципы отбора и структурирования, перспективы развития. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.

Основные ступени образования. Преемственность ступеней образования. Основные формы образования (по Закону РФ «Об образовании»).

Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания образования. Основные компоненты содержания образования и их функции.

Стандартизация в образовании — статьи 7 и 9 Закона РФ «Об образовании». Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной части стандарта. Основные понятия стандарта: социальная компетентность, линия содержания образования, образовательная область, качество образования.

Основные требования к содержанию образовательной программы. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа. Характеристика ее основных компонентов как структуры.

  1. Воспитательные системы: общая характеристика.

Понятие «воспитательная система». Структура воспитательной системы. Воспитательная система как модель традиционного или инновационного построения учебно-воспитательного процесса. Основные подходы создания воспитательных систем: системный, личностно-ориентированный, комплексный, деятельностный. Воспитательные системы и их характеристика: воспитательные системы 20-х годов (А.С. Макаренко, Я. Корчак, школа В.Н. Сороки-Росинского); современные воспитательные системы.

  1. Методы воспитания: общая характеристика.

Сущность понятий «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания». Условия выбора методов воспитания.

Классификация методов воспитания. Методы педагогического воздействия: убеждение, внушение, оценка.

  1. Система, функции и способы управления образовательным учреждением. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога.

Сущность и назначение внутришкольного управления. Структура управления образовательным учреждением, функции управления школой: педагогический анализ, виды педагогического анализа (параметрический, тематический, итоговый), функции целеполагания, планирования и организации в системе управления школой, контрольно-диагностическая функция, виды контроля (текущий и итоговый), педагогический мониторинг. Характеристика административных и общественных органов управления ОУ (директор, зам. директора, педагогическая конференция и совет школы).

Нормативно-правовая база функционирования и управления ОУ, внутришкольные нормативные документы: устав, должностные обязанности, правила трудового распорядка.

Конвенция о правах ребенка. Направления социальной работы школы с семьей.

  1. Профессионально-педагогическая культура педагога: сущность и основные компоненты.

Педагог в мире профессиональной деятельности. Профессионально значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Концепции педагогического труда как «управления» (авторитарная) и как «сотрудничества» (гуманистическая) и соответствующие им личностные качества педагога.

Важнейшие функции педагогической деятельности.

Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности педагога.

  1. Модернизация образования в России: характеристика основных направлений и принципов реализации.

Определение общих целей образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования», основные условия их достижения: разгрузка учебного материала, вариативность и личностная направленность системы образования, развивающая направленность и возрастная адекватность образования. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.

  1. Понятие о сознании и самосознании, их развитие в онтогенезе.

Сознание человека как интегративный способ бытия человека. Основные свойства и функции сознания. Структура сознания. Условия и факторы возникновения и развития сознания. Сознание и деятельность. Самосознание как форма рефлексивного познания своей самости. Пять составляющих самосознания (по В.С. Мухиной).

Я-концепция, ее структура и виды.

  1. Понятие личности в психологии. Структура личности.

Общее понятие о личности. Соотношение понятий: «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность». Структура личности (по К.К. Платонову, С.Л. Рубинштейну).

Мотивационно-потребностная сфера как источник активности и направленности личности. Основные виды направленности.

  1. Психологическая характеристика деятельности. Понятие о ведущем типе деятельности.

Понятие деятельности. Структура деятельности. Умения, навыки, привычки. Виды деятельности. Понятие ведущего типа деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

Роль деятельности в развитии личности ребенка.

  1. Психологическая характеристика темперамента и характера человека.

Понятие о темпераменте. Темперамент и особенности деятельности личности. Особенности индивидуального подхода к детям с различным типом темперамента. Характер и его формирование в детском и подростковом возрасте. Влияние общения взрослого с ребенком на становление основных черт характера ребенка.

  1. Внимание и память как условие осуществления познавательной деятельности и ее развития.

Понятие и основные виды внимания. Формирование внимания ребенка и управление им на занятиях. Память, её процессы и виды. Особенности развития памяти на различных этапах онтогенеза. Диагностика и приемы развития памяти в детском возрасте.

  1. Мышление и умственное развитие. Периодизация умственного развития ребенка.

Специфика мышления в структуре познавательной сферы. Основные виды умственных операций. Мышление и речь. Особенности основных типов мышления. Периодизация умственного развития ребенка. Творческое мышление.

  1. Способности как центральное образование индивидуальных особенностей детей.

Природа человеческих способностей. Общие и специальные способности. Способности и задатки. Развитие способностей в детском возрасте. Психологические особенности одаренных детей.

  1. Закономерности и механизмы психического развития. Периодизация детского психического развития.

Социальная ситуация развития. Психические новообразования, закономерности их динамика развития. Основные теории психического развития. Периодизация детского психического развития. Критерии психического развития.

  1. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Развитие высших психических функций и личностных новообразований в период дошкольного детства. Структура психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

  1. Психологические особенности развития ребенка младшего школьного возраста.

Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности младшего школьника. Кризис первоклассника. Основные психологические новообразования развития ребенка младшего школьного возраста. Специфика познавательной сферы и учебной деятельности. Психолого-педагогические проблемы обучения в младших классах. Общение младшего школьника со сверстниками.

  1. Психологические особенности развития подростка.

Возрастные особенности современного подростка. Мотивационно-личностная сфера: самооценка и чувство взрослости. Особенности становления Я-идентичности в подростковом возрасте. Подростковый кризис. Специфика общения со сверстниками и взрослыми. Акцентуация характера. Поло-ролевая идентификация.

  1. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности.

Общая характеристика педагогической деятельности: формы, содержание мотивация. Педагогические функции и умения. Педагогические способности. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

  1. Психологическая характеристика педагогического общения.

Педагогическое общение. Функции и уровни педагогического общения. Барьеры педагогического общения. Психологические факторы эффективной коммуникации учителя с учащимися. Понятие о конфликтах в обучении и воспитании, специфика конфликтов в школе. Педагогические конфликты.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец.: «Психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология"] / Г. С. Абрамова. — [5-е изд.]. — Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2005. — 698 с.
  2. Гурова Е. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: тесты: [учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология"] / Е. В. Гурова. — Москва: Аспект Пресс, 2005. — 173 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика [Текст]: [учеб. для студ., обучающихся по спец. пед. и соц.-экон. профилей] / Г. М. Коджаспирова. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — 351 с.
  4. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий; [предисл. В. П. Зинченко]. — Москва: Академический Проект: Трикста, 2011. -419 с
  5. Лихачев Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций: [учеб. пособие для вузов, фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров] / Б. Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  6. Немов Р. С. Психология [Текст]: в 3 кн.: [учеб. для пед. вузов] / Р. С. Немов. — 5-е изд. — Москва: ВЛАДОС, 2004.
  7. Педагогика [Текст]: новый курс: в 2 кн.: [для пед. вузов] / И. П. Подласый. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — (Учебник для вузов: УВ).

    — ISBN 5−691−174−4 (в пер.).

    Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 573 с.

  8. Педагогика [Текст]: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — 6-е изд., перераб. — Москва: Академия, 2006. — 509 с
  9. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / [В. В. Краевский и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва: Педагогическое общество России, 2006. — 604 с.
  10. Педагогика [Текст]: учебник / [Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева, В. В. Воронов [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. — Москва: Велби: Проспект, 2008. — 428 с.
  11. Педагогическая психология [Текст] / [Э. Г. Вартанова и др.]; под ред. И. Ю. Кулагиной. — Москва: ТЦ «Сфера», 2008. — 473 с.
  12. Педагогическая психология [Текст]: [для студ., обучающихся по спец. 31 000 «Педагогика и психология», 33 400 «Педагогика» / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова [и др.]; под ред. Н. В. Клюевой. — Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 398 с.
  13. Петровский А. В. Психология [Текст]: [учебник для пед. вузов] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 5-е изд., стер. — Москва: Академия, 2006. — 500 с.
  14. Подласый И. П. Педагогика [Текст]: новый курс: в 2 кн.: [для пед. вузов] / И. П. Подласый. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — (Учебник для вузов: УВ).

    — ISBN 5−691−174−4 (в пер.).

    Кн. 2: Процесс воспитания. — 255 с.

  15. Психология развития [Текст]: учебник для вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.].; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Academia, 2005. — 527 с
  16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец. «Психология"] / Е. Е. Сапогова. — Москва: Аспект Пресс, 2005. — 458 с.
  17. Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2004. — 566 с
  18. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Tекст]: [учеб. пособие на фр. яз.] / В. И. Смирнов. — Нижний Тагил: НТГПИ, 2002. — 147 с.
  19. Солдатова Е.Л. Психология развития и психология развития. Онтогенез и дизонтогенез [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 383 с.
  20. Хухлаева О.В. Психология развития [Текст]: молодость, зрелость, старость: [учеб. пособие для вузов по спец. 31 000 — Педагогика и психология] / О. В. Хухлаева. — Москва: Академия, 2002. — 202 с.
  21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст]: (Психология развития и возрастная психология): [учебник для вузов] / И. В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. — 349 с.
  22. Эльконин Б. Д. Психология развития [Текст]: [учеб. пособие для студ., обучающихся по направлению и спец. «Психология"] / Б. Д. Эльконин. --2-е изд., стер. — Москва: Академия, 2005. — 141 с.

Дополнительная литература:

  1. Гальперин П. Я. Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие: [для вузов по гуманитар. специальностям] / П. Я. Гальперин. — 7-е изд. — Москва: КДУ, 2007. — 327 с.
  2. Вундт В. М. Введение в психологию [Текст] / Вильгельм Вундт; [пер. с нем. Н. Самсонова]. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 125 с
  3. Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе [Текст]: монография / Л. Д. Гуткина. — Москва: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.
  4. Давыдов В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец.: 31 000 — Педагогика и психология и 31 300 — Социальная педагогика] / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман. — Москва: Логос, 2006. — 127 с.
  5. Инновационные процессы в образовании [Текст]: в 3 ч. / М-во образования Рос. Федерации, Челябин. гос. пел. ун-т, Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании» (8; 22−23 апреля 2004; Челябинск); редкол.: И. В. Садовникова, Л. В. Трубайчук, Н. Н. Тулькибаева. — Челябинск: Образование, 2004. Ч. 3. — 2004. — 297 с.
  6. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст] / Ин-т «Открытое о-во». — Москва: Рудомино, 2001. — 44 с.
  7. Корнетов Г. Б. Общая педагогика [Текст]: учеб. поосбие для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.02 — Педагогика) / Г. Б. Корнетов. — Москва: Изд-во УРАО, 2003. — 190 с.
  8. Методология и методы психологического исследования [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Академический Проект: Трикста, 2006. — 349 с.
  9. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец. 50 701 (33 400) — педагогика / Л. И. Маленкова; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — Москва: Педагогическое общество России, 2004. — 476 с.
  10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: [учебник для студ., обучающихся по пед. спец.] / В. С. Мухина. — 9-е изд., стер. — Москва: Академия, 2004. — 452 с.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. / Под ред. Е. С. Полат, — М., 2002.
  12. Василькова Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст]: [Учеб. пособие для пед. вузов] / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2003. — 439 c.
  13. Петерс В. А. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / В. А. Петерс. — Москва: Проспект, 2004. — 297 с.
  14. Шамова Т. И. Управление образовательными системами [Текст]: [для студ. пед. вузов] / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин; под ред. Т. И. Шамовой. — Москва: ВЛАДОС, 2002. — 319 с.
  15. Управление образовательными системами [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / И. А. Зайцева [и др.]. — Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. — 460 с.
  16. Управление образовательными системами [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец. «Педагогика и психология"] / Т. В. Орлова. — Москва: Академия, 2006. — 362 с
  17. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс].
  18. Хуторской А. В. Современная дидактика [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Хуторской. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 536 с.

Словари:

  1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. — М. 2000.

Другие источники информации:

  1. Федеральный портал «Российское образование» —

http://www.edu.ru/

  1. Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «Все образование в Интернет» — www.catalog.alledu.ru
  2. Педагогическая библиотека / Педагогика / каталог —

http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=1&page=1

  1. Электронная библиотека.

http://www.koob.ru/cat/

  1. Педагогическая библиотека —

http://pedlib.ru/index.php

  1. Электронная библиотека России —

  1. Электронная библиотека

http://www.biblioclub.ru/

Алгоритм анализа психолого-педагогической ситуации

Предлагаемый алгоритм анализа психолого-педагогической ситуации представляет собой последовательность взаимосвязанных действий педагога, состоящих из ряда этапов и приводящих к поставленной цели.

Этапы алгоритма не являются жестко фиксированными и предполагают творческое отношение студента к их реализации с учетом характера и содержания конкретной психолого-педагогической ситуации.

  1. Общая характеристика социальной среды:
  • форма организации воспитательной системы (класс, учебная группа, кружок, группа ДОУ и т. д.);
  • возрастной, половой и социальный состав участников психолого-педагогической ситуации;
  • благоприятные и неблагоприятные условия;
  • положительное и отрицательное влияние взрослого окружения на детей.
  1. Диагностический анализ поступков участников психолого-педагогической ситуации:
  • психологические особенности детей, родителей, педагогов, их состояние в момент взаимодействия;
  • социально-психологические причины, вызвавшие состояние и поступки участников психолого-педагогической ситуации;
  • отношения, сложившиеся между участниками психолого-педагогической ситуации;
  • педагогическая оценка поступков каждого участника психолого-педагогической ситуации.
  1. Планирование выхода из психолого-педагогической ситуации:
  • выбор способа достижения цели и планирование деятельности педагога (психолога, социального педагога, родителей);
  • определение конкретного содержания деятельности педагога (учителя, воспитателя ДОУ, психолога, социального педагога);
  • выбор форм, приемов и методов организации деятельности воспитателей (учителя, воспитателя ДОУ, психолога, социального педагога) и воспитуемых;
  • определение конкретных сроков проведения тех или иных мероприятий.

Примерный перечень психолого-педагогических ситуаций представлен в приложении

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО СТАТЬЕ

  • в чем заключается основная идея, высказанная автором статьи;
  • какие новые понятия и категории введены автором для характеристики изучаемых им психолого-педагогических явлений и процессов;
  • какой стиль выбирает автор для изложения своих идей;
  • в чем заключается новизна излагаемого материала;
  • какие «находки» автора статьи могут быть использованы в практической педагогической деятельности.

Перечень статей для собеседования представлен в Приложении 2.

Приложение 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Профиль:

«Начальное образование»

  1. Во время проведения устного счета на уроке математики учительница попросила всех закрыть учебники. Вдруг Маша подняла руку и сказала: «Маргарита Петровна, вы не разрешали открывать учебник, а Коля открыл…»

  1. Зина увидела, как ее одноклассники по дороге домой из школы жгли спички. На следующий день девочка рассказала об увиденном учительнице и попросила: «Мария Васильевна, вы поругайте их обязательно! Ведь баловаться с этим нельзя!».

  1. Слава и Костя — друзья. Однажды Слава рассказал Косте о том, что он у Иры взял без разрешения карандаши и не вернул их. Костя на следующий день рассказал об этом учительнице. Екатерина Николаевна поговорила со Славой, объяснила, почему нельзя брать чужие вещи без разрешения. Карандаши вернули Ире. Слава обиделся на своего друга и сказал: «Разве так друзья поступают?».

  1. Учитель 3-го класса стала свидетелем следующей ситуации: Эдик увидел в руках у Нины красивую наклейку.

— Нина, давай меняться!..

В ответ на предложение Эдика Нина сказала:

— Давай. Только за эту наклейку ты мне дашь не одну, а три наклейки…

Эдик согласился, хотя ему и не очень хотелось расставаться сразу с тремя наклейками…

  1. У Ани, ученицы 2-го класса, был день рождения. Она принесла в класс конфеты и жевательные резинки, чтобы угостить одноклассников. Аня разделила угощение между всеми учениками поровну, но в ее пакете остались еще конфеты и жевательные резинки. На перемене к Ане подошла соседка по парте Яна и попросила еще одну жевательную резинку. Аня ответила, что «за просто так» больше никому не даст, и предложила обменять резинку на что-нибудь другое. Яна, не задумываясь, сунула руку в карман и вытащила оттуда «бумажку». «Бумажка» оказалась денежной купюрой. Обмен произошел.

  1. Задача, которую решали ученики третьего класса во время самостоятельной работы, была не очень трудная. Но Сереже она показалась нелегкой. Он никак не мог ее решить. И вдруг он увидел свою ошибку…

Прошло немного времени, и учитель, наблюдавший за тем, как работает мальчик, сказал:

— Сережа сегодня сам нашел и исправил ошибку в решении задачи. Если он и дальше так будет заниматься, то научится многому.

  1. На уроке чтения ребята читали выученные наизусть стихи. Света стала рассказывать стихотворение и запнулась. Девочка испугалась, что не сможет теперь получить хорошую оценку. Учительница постаралась ободрить Свету:

— Ничего страшного, Светочка, я вижу, что ты учила стихотворение. После школы дома ты его еще немножко подучи и завтра расскажешь его лучше.

  1. Аня, отвечая у доски, часто останавливается, ошибается в различении глаголов неопределенной формы на — ться и глаголов 3-го лица Учитель делает замечание вслух:

— Она у нас ленивая, дома правил не учит совсем…

  1. Идет контрольная работа. В классе — тишина. Все заняты выполнением заданий. Слава, не разглядев, что написано на доске, попросил у учительницы разрешения подойти к доске. Учительница разрешила. Славик тихонько подошел к доске, посмотрел запись. В тот момент, когда он возвращался на место, раздался голос Вити:

— Ой! Слепая курица!

В классе раздались смешки и реплики:

— Очкарик!..

— Слепой!..

  1. Прозвенел звонок на урок. Все ребята побежали в класс, кроме двух девочек. Таня стояла у окна и горько плакала, а Лена ее успокаивала. Мимо проходила учительница Ирина Петровна. Она подошла к девочкам и спросила: «Что случилось?» Лена ответила: «Вчера Таню коротко подстригли, и теперь в классе все дети называют ее Чучелом».

  1. Ира, придя в школу 1 сентября, с огорчением увидела, что переросла не только девочек из своего класса, но и некоторых мальчиков. Через несколько дней Вера Ивановна заметила, что девочка стала скованной и малообщительной. Учительница оставила Иру после уроков и спросила, что ее беспокоит. Девочка долго молчала, но потом с обидой в голосе сказала: «Многие ребята меня дразнят Каланчой».

  1. В одной из московских школ на доске объявлений однажды появилось такое: «Если вам надоели старые игрушки, а на новые не хватает денег, то в четверг и пятницу вы можете принести их в школу Артему из 1-го «В». Причем это необычное объявление было вывешено с разрешения администрации школы. И тут началось! Ребята кинулись собирать заброшенные в дальние углы машинки, куклы, конструкторы, а Артем покупал их за свои деньги, но недорого. Единственное его требование — чтобы игрушки были не поломанными. Дома новый хозяин старых игрушек привел их в товарный вид, отмыл, отчистил и скоро повесил новое объявление: «Выставка-продажа не очень новых игрушек в холле после уроков». За два дня торговли весь товар был распродан. Юный бизнесмен взял из прибыли причитающуюся ему долю, остальные же деньги вложил в благородное дело — весь месяц 1-й «В» завтракал бесплатно, а на «последнем уроке» учительница получила в подарок огромный букет роз от всего класса.

Профиль:

«Управление дошкольным образованием»

  1. Денис идет по раздевалке. Около одного из шкафчиков лежит упавшее с вешалки пальто. Мальчик не видит стоящего в стороне педагога, который считает, что у его воспитанника сейчас два варианта действий: поднять пальто и повесить его или пройти мимо. Мальчик же поступает так, как педагог при всей его фантазии не мог предположить. Оглянувшись по сторонам и удостоверившись, что его никто не видит, Денис с каким-то злорадством вытирает ноги о чужое пальто. Тут воспитатель обнаруживает свое присутствие и высказывает все, что он думает по этому поводу. Денис поднимает на него обезоруживающе ясный взор и произносит:

— Так это же не мое пальто.

  1. Юра (6 лет 3 мес.) — воспитанный и уравновешенный мальчик. Однако не проходит ни одного дня, чтобы он несколько раз не подошел ко взрослым с жалобами на других детей. Причем мальчик обращается с жалобами не только на тех сверстников, с которыми у него был конфликт (не поделили игрушку, ударили и т. п.), но и когда Юра лишь наблюдал конфликт или действие со стороны. Если педагоги не реагируют на жалобу, он спокойно отходит, но через некоторое время снова обращается с просьбой принять меры по отношению к обидчику или нарушителю дисциплины.

В общении с детьми в спорных ситуациях аргументом мальчика становится фраза: «А я про тебя все расскажу!» За решением любой, даже очень простой ситуации мальчик прибегает к помощи взрослого.

  1. Воспитатель старшей группы предложил детям узнать, где и кем работают их мамы. В беседе одни воспитанники охотно рассказывали о своих мамах, другие говорили о них мало и односложно.

Валя заявила:

— Моя мама ничего не делает, целый день шьет.

— Моя только стирает, — сказала Люда.

Коля на вопрос воспитателя, где работает мама, не ответил, а покраснел и насупился: «Не скажу, кем она работает!»

Педагог знала, что Колина мама работает поваром в детском саду. Оставшись наедине с мальчиком, она спросила: «Коля, почему ты не сказал про мамину работу?»

— Ее работа плохая — только варит обед, а больше ничего. Все дома варят, это не работа, — ответил Коля.

  1. Мать четырехлетней Наташи говорит воспитателю: «Наташа у меня трудолюбивая. За какую бы я ни взялась работу, она всегда тут как тут: старается мне помочь. Но какая от нее помощь? Вместо помощи — одна лишь помеха. А если и сделает что, так все равно приходится переделывать. Она же малышка и ничего не умеет делать как следует. Вот и выставляю ее к подругам на улицу, чтобы не мешала быстрее управляться по хозяйству».

  1. Однажды воспитательница Нина Николаевна после занятий с детьми рисованием (все дети рисовали дождик) дала своим воспитанникам необычное задание — загадать загадку мамам: «А как они думают, на что дождик похож?»

На другой день Нина Николаевна спросила ребят: «Ну, как выполнили мое задание? Интересно, что ваши мамы рассказали вам про дождик?»

— Мне мама ничего не сказала, — обиженно ответил Вова. — Она мне сказала, чтобы я ей глупые вопросы больше не задавал.

— А мне мама сказала, что дождик на спицы похож, — улыбнулась Верочка и радостно покачала головой.

— А моя мама не знает, — вздохнула Таня. — Дождик, он и есть дождик, — вот что она сказала мне.

— А моя мама, — восторженно проговорила Света, — сразу сказала: «Дождик-гвоздик!» А потом мы с ней сказку про дождик придумывали. Я вам сейчас расскажу.

Света рассказывала и вся светилась от радости и гор­дости за маму.

  1. Мама сердито выговаривает молоденькой воспитательнице:

— Какой-то Игорь все время обижает мою Лену. Вчера испачкал пальто, разорвал книгу. Дочка, покажи мне его…

Девочки привели упирающегося Игоря. Ленина мама грубо схватила его за руку.

— А ну-ка, пойдем в милицию! Тебя там быстро научат…

— Не хочу в милицию! Я не рвал книгу, она сама, это не я.

Захлебываясь слезами, мальчик цепляется за воспитательницу. Та нерешительно отталкивает его руки, краснеет и не знает, что возразить. Лена — девочка капризная, грубая, возможно, Игорь и не виноват, но как объяснить это крикливой женщине…

— Я разберусь, — говорит воспитательница, — разберусь, — повторяет она, отправляя заплаканного, испуганного мальчика в групповую комнату.

  1. Папа очень хотел сделать своему пятилетнему сыну подарок. Он по­вел его в магазин игрушек. Там мальчик стал просить замечательную, на его взгляд, синюю машинку. Но папа, осмотрев ее, сказал, что машинка непрочная и быстро поломается. И предложил купить другую, намного дороже. «Но зато на нее приятно смотреть!» — восхищенно говорил он. Покупка состоялась. Отец был доволен, а ребенок, еле сдерживая слезы, тайком смотрел на понравившийся ему автомобиль. «Что же ты не благодаришь меня, сынок?» — удивленно спросил отец.

  1. Алеша очень аккуратный и дисциплинированный мальчик. В его шкафчике всегда порядок- все вещи всегда сложены аккуратно. Днем, во время прогулки, ребята, играя в песке, нечаянно запачкали его куртку. Это очень расстроило мальчика. По его мнению, дети сделали это специально. Он дождался подходящего момента и кинул в толпу детей горсть мокрого песка. В результате вся одежда детей тоже стала грязной. Возмущению ребят не было предела. Алеша мотивировал это тем, что они не попросили у него прощения.

  1. Зульфия, активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ребенка все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

  1. В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Когда девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

  1. Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть.
  1. После тихого часа воспитатель старшей группы предложила детям поменять постельное белье и напомнила, как это нужно делать. Няня раздала детям чистое белье, и воспитанники приступили к работе.

Наташа сначала очень старалась, долго расправляла простыню, разглаживала складочки. Когда надо было расправить пододеяльник, Наташа запуталась в нем, кое-как расправила его и взялась за наволочку. Просунув руки внутрь, девочка надела ее на голову и начала кричать: «Я привидение! Я привидение!» Остальные ребята стали подражать Наташе. Воспитатель строго заметила: «Наташа, прекрати сейчас же, а то я тебя в угол поставлю!» Девочка остановилась, но через несколько минут снова стала изображать привидение. Воспитатель сдернула с ее головы наволочку, поставила Наташу в угол, приговаривая: «Бессовестная девочка! Я ей раз говорю, два, а она не понимает. Всех детей взбаламутила! Постой в углу и подумай, как надо себя вести!».

Профили:

«Детская практическая психология»,

«Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»,

«Социальная педагогика»

  1. Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы

  1. Мальчик 15 лет серьезно заинтересовался православной религией, ходит в церковь, соблюдает обряды, таинства. Мать и отец — атеисты. Мальчик заявил, что после 9 класса уйдет в монастырь послушником, а затем хочет стать монахом. Родители, которые видят сына юристом или экономистом, в панике обратились к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. В нуклеарной семье растут близнецы — девочка и мальчик 11 лет. Девочка проявляет ревностное отношение к родительской любви к сыну. Родители не делают различий в воспитании детей, одинаково внимательны и заботливы, но скандалы дочери не прекращаются. Бабушка и дедушка со стороны отца готовы взять внучку на некоторое время на воспитание. Родители обратились за помощью к психологу (социальному педагогу).

  1. Девочка 10 лет имеет слабое здоровье и часто находится на стационарном лечении. В 6 лет она поступила в школу с углубленным изучением английского языка, однако успешно закончить начальную ступень образования не смогла. Учитель предлагает оставить девочку на второй год в 4 классе. Родители не согласны с таким решением и обратились за консультацией к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. Одаренная девочка 13 лет учится в школе в 11 классе. С учебой проблем нет, но отношения с одноклассниками не складываются, она находится на положении изгоя, подвергается насмешкам, в лучшем случае игнорируется. Девочка обращается за помощью к социальному педагогу.
  2. Подросток 15-ти лет является мастером спорта по спортивной гимнастике. Много лет мальчик тренировался с одним наставником. В настоящее время между подростком и тренером наблюдаются серьезные разногласия. Подростку успехи в спортивной карьере вскружили голову. Он начал позволять себе пропускать занятия в школе, дерзить учителям, родителям. Тренер, стараясь изменить ситуацию, ужесточил спортивный режим, оставив меньше времени подростку для самостоятельного досуга. Мальчик отказывается от дальнейшего сотрудничества, не осознавая, что его спортивная карьера при подобном поведении под угрозой. Тренер обратился за консультацией к психологу (социальному педагогу).

  1. Юноше 17 лет. Родители обеспокоены его дальнейшим профессиональным самоопределением. Юноша не проявляет заинтересованности в какой-либо профессии. Учится хорошо, однако после школы хочет отслужить в армии, поработать разнорабочим, накопить денег и потом получить специальность. Родители в состоянии обеспечить высшее образование для сына и настаивают на продолжении учебы сразу после школы. В поисках решения проблемы родители обращаются к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. Мама тщательно прибрала квартиру к приходу гостей. Четырехлетний Андрей мастерит из конструктора корабль. Вдруг корабль ломается, и весь конструктор рассыпается по полу. Мама ругает сына и в гневе выбрасывает конструктор в мусорную корзину.

Мама, спустя 10 лет в беседе с школьным психологом (социальным педагогом) говорит: «У моего сына нет никаких увлечений. Целый день лежит перед телевизором. Ничто его не интересует».

  1. С раннего детства Дима был очень впечатлительным, не по годам вдумчивым ребенком. К трем с половиной годам он знал уже все буквы, с четырех лет читал про себя. Дима любил составлять задачи самого разного содержания. Родителей пугало быстрое развитие сына. Они пытались замедлить его. Как-то около двух месяцев не отвечали ни на один из его вопросов. Но в результате Дима стал еще больше читать, пытаясь найти ответы на свои вопросы в книгах.

  1. В одной из школ вспыхнули мальчишечьи бои. Почти каждый день после уроков подростки собирались во дворе школы и под возгласы зрителей начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались домой с синяками, в разорванной одежде, а родители приходили в школу с жалобами. Проблема обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях. Однако ситуация не менялась.

  1. Олег привык, что в классе ребята всегда восхищались им. У него всегда была модная одежда, самая современная радиоаппаратура, новейшие диски.

Но в 10 классе, в который он перешел, это никого не восхищало. Более того, Олег вскоре заметил, что на него смотрят с каким-то снисхождением. Началось это после туристического похода, когда выяснилось, что юноша не может разжечь костер, поставить палатку, не знает слов ни одной из песен, которые ребята пели под гитару.

  1. Девочке 12 лет. Родители за последние несколько месяцев стали замечать в ее поведении проявления нервозности, быстрой утомляемости, резкой смены настроений, потерю заинтересованности в результатах учебы. Девочка стала поздно возвращаться из школы, много времени проводить вне дома. Обеспокоенные родители обратились за консультацией к школьному психологу (социальному педагогу).
  2. Мальчику 16 лет. Родители являются первоклассными хирургами. Данной профессией в семье владели все мужчины по отцовской линии, начиная с прадеда. Мальчик является членом пацифистской организации, убежденным вегетарианцем и категорически не желает продолжать династию в данной профессии. В семье на этой почве возникают серьезные конфликты. Родители решили обратиться за консультацией к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. Девочке 10 лет. Семья полная, в одной трехкомнатной квартире совместно проживают несколько поколений: бабушка и дедушка со стороны отца, мама, отец, старший брат с молодой женой. Девочка одинаково любит всех членов семьи, но после женитьбы брата и расширения семьи обострились детско-родительские конфликты между всеми поколениями. Ребенок остро переживает. Девочка стала нервозной, рассеянной, замкнутой. Классный руководитель посоветовал родителям обратиться за помощью к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. Девочка, 10-ти лет, перешла в новую школу по причине переезда семьи на новое место жительства. Девочка имеет дефекты речи, в новом коллективе она первый месяц, пока не подружилась с ребятами, над ней зло подшучивают и не принимают в коллектив. Классный руководитель — молодой специалист — самостоятельно не справляясь с ситуацией, обратилась за помощью к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. В трудовом коллективе частной школы разгорается конфликт. При решении вопросов о дисциплинарных взысканиях с учеников за плохое поведение и прилежание одна часть коллектива придерживается строгих позиций (вплоть до внесения в устав школы положения об исключении из школы за подобные нарушения).

    Другая часть коллектива апеллирует к современной законодательной базе по защите прав ребенка и категорически не согласна с подобными мерами урегулирования вопроса. Директор школы перед принятием решения обращается за консультацией к психологу (социальному педагогу).

  1. Юноше 16 лет, учился хорошо и после 9 класса самостоятельно, без одобрения родителей, пытался поступить в технический колледж, но не выдержал вступительных испытаний. Юноша находится в сложном психологическом и эмоциональном состоянии, не хочет возвращаться в школу, так как считает, что бывшие одноклассники встретят его насмешками. Родители хотели бы, чтобы он продолжил образование в школе, и обратились за консультацией к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. Юля, 17 лет, воспитанница дома-интерната. Не имея какой-либо поддержки и привыкнув жить в интернате, она обеспокоена своей дальнейшей судьбой, не может представить себе, как жить самостоятельно после окончания школы. Замкнута, растерянна, очень неуверенна в себе. К психологу (социальному педагогу) пришла по совету воспитателя, которая обратила внимание на депрессивное состояние девушки накануне выпускного бала: девушка часто плакала, мало ела, вяло принимала участие в общественных мероприятиях.

  1. Мальчик 15 лет, воспитывается одинокой мамой. Семья проживает в небольшом рабочем поселке. В последние полгода мальчик стал заметно хуже учиться, пропускать уроки, дерзить близким, не ночевать дома. Классный руководитель и мама обратились за консультацией к школьному психологу (социальному педагогу).

  1. Мальчику 14 лет, хорошо учится, быстро усваивает материал. Год назад родители за хорошую учебу купили ему компьютер. В настоящее время подросток все досуговое время проводит за компьютером. У ребенка ухудшился аппетит, наблюдаются нарушения сна, нервозность, агрессивность. Классный руководитель посоветовал родителям обратиться к социальному педагогу (школьному психологу) по вопросам организации досуга.

Приложение 2

Перечень статей для собеседования

Профиль:

«Начальное образование»

  1. Борисова Г. Д. Родительское собрание — форма содружества семьи и школы // Начальная школа. — 2012. — № 6. — С. 14.
  2. Егорычева В. С., Юдина Е. П. Особенности и условия формирования познавательной компетенции у детей первого года обучения // Начальная школа. — 2011. — № 9. — С. 7.
  3. Ермакова О. Е. Развитие индивидуального стиля инновационной деятельности учителя начальных классов // Начальная школа. — 2012. — № 1. — С. 38.
  4. Жадан С. Т., Красильникова И. В. Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда // Начальная школа. — 2012. — № 6. — С. 50.
  5. Клепинина З. А. Моделирование в системе универсальных учебных действий // Начальная школа. — 2012. — № 1 — С. 26.
  6. Кошкина И. В. Идеи В. А. Сухомлинского в современном процессе обучения младших школьников // Начальная школа. — 2012. — № 2. — С. 7
  7. Купирова Е. А., Суворова Е. П. Развитие младшего школьника как субъекта познавательной деятельности // Начальная школа. — 2011. — № 7. — С. 84.
  8. Леонова Е. В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. — 2011. — № 7. — С.91.
  9. Олефир С. В. Учитель и школьный библиотекарь: формируем метапредметные компетенции учащихся // Начальная школа. — 2011. — № 9. — С. 53.
  10. Поставнев В. М., Поставнева И. В. Взаимодействие учителей и современных родителей: от недоверия к пониманию// Начальная школа. — 2011. — № 7. — С. 23.
  11. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. — 2012. — № 7. — С. 18.
  12. Сироткина Е. Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении// Начальная школа. — 2011. — № 8. — С. 29.
  13. Шипицына Г. М. Экологическое воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур // Начальная школа. — 2012. — № 6. — С. 18.

Профиль:

«Управление дошкольным образованием»

  1. Андрюнина А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих воспитателей // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 8. — С. 109.
  2. Верясова Е. Особенности отношения воспитателей к содержанию дошкольного образования (социологический анализ) // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 8. — С. 112.
  3. Дружинина Л. Дошкольники, имеющие нарушения зрения. Индивидуальная работа по развитию ориентировки в пространстве в условиях общеобразовательной группы // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С. 104.
  4. Климина Л. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 116.
  5. Маркова В. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования как фактор повышения качества дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 11. — С. 29.
  6. Миронова Н. Самостоятельная деятельность студентов в условиях блочно-модульного обучения // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 5. — С. 98.
  7. Пугач В., Петрова Н. О предшкольной подготовке гиперактивных детей с дефицитом внимания // Дошкольное воспитание в республике Татарстан. — 2012. — № 6. — С. 48.
  8. Романова И. Диалог взрослых в детском саду// Дошкольное воспитание. — 2011. — № 10. — С. 93.
  9. Туранина Н. Современные образовательные технологии в подготовке бакалавра педагогики // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С. 87.
  10. Чумакова И. Развитие речи на первом году жизни ребенка // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 8. — С. 52.

Профили:

«Социальная педагогика»,

«Детская практическая психология»

  1. Глухих С. И. Подростковые комплексы, связанные с внешностью: профилактика и коррекция // Социальная педагогика. — 2011. — № 4. — С. 60.
  2. Дементьева И. Ф., Сопыряева С. А. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 43.
  3. Демичева О. Г. Неспециальные проблемы инклюзивного образования // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 54.
  4. Дорохова Т. С. Специфика социально-педагогической деятельности частной школы: история и современность // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 119.
  5. Иванченко Е. А. Стратегии поведения в конфликтной ситуации // Социальная педагогика. — 2012. — № 3. — С. 52.
  6. Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска // Социальная педагогика. — 2011. — № 4. — С. 89.
  7. Курганский С. М. Когда страх перед жизнью сильнее страха смерти // Социальная педагогика. — 2011. — № 4. — С. 78.
  8. Кучмаева О. В., Петрякова О. Л. Актуализация семейной политики в современном социуме // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 21.
  9. Лобынцева С. В. Профильная смена для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Социальная педагогика. — 2012. — № 3. — С. 67.
  10. Мухина Н. М. Двигательная расторможенность детей и способы ее коррекции // Социальная педагогика. — 2011. — № 4. — С. 67.
  11. Носкова А. В. Что препятствует и что может способствовать решению демографической проблемы в России // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 25.
  12. Орсаг Ю. В. Основные направления развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. — 2011. — № 3. — С. 25.
  13. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Интеллект на службе милосердия, или Спасение через развитие // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 89.
  14. Сотников В. Е., Винокурова Л. В. Агрошкола — центр воспитания будущего хозяина земли // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 79.
  15. Токарь И. Е. Детская агрессия как педагогическая проблема // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 97.
  16. Трифонова Ж. Н. Использование знаков и символов в подростковой и молодежной среде // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 121.

Профиль:

«Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»

  1. Алексеева Е. А. Опыт использования метода тактильно-кинестетической стимуляции в работе с детьми с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 62.

  2. Васенков Г. В. Проектная деятельность и оценка эффективности образовательного процесса в специальных (коррекционных) школах VIIIвида // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 9.

  3. Воробьев Е. А. Учебно-методический комплект «картонажнопереплетное дело» и его применение в трудовом обучении умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 71.

  4. Дьякина Е. Н., Логачева Т. Л., Логачева Е. А. Обучение детей — мигрантов: проблемы и решения. Из опыта работы ГОУ СКОШ VIвида № 47 // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 1(48).

    — С. 35.

  5. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных клинических формах заикания // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 65.

  6. Коновалова М. Д. Значение арттерапевтических технологий в решении проблем социальной адаптации лиц с нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика. — 2011. — № 2−3. — С. 34.
  7. Кузьмина Т. И. Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 32.

  8. Левченко И. Ю. Особенности диагностики и нарушений развития у детей первых лет жизни // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 5.

  9. Левченко И. Ю., Симонова Т. Н. Инновационный подход психолого-педагогическому сопровождению развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 1(48).

    — С. 14.

  10. Неелова Е. К. Родительско-детские отношения в семьях дошкольников с тяжелой двигательной патологией // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 54.

  11. Неелова Е. Л. Особенности родительско-детских отношений в семьях старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 3(50).

    — С. 42.

  12. Немова А. Н. Использование компьютерных инструментов в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 2(49).

    — С. 58.

  13. Светличная А. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. — 2012. — № 3(50).

    — С. 58.

23

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector