По дисциплине «Учебная и производственная практики»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль «Олигофренопедагогика»

по циклу Б.5 – профессиональный цикл,

базовая часть

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Курс – II, III, IV

Курс — III, IV

Семестр – 4, 5, 8

Семестр – 5,6,7

Объем в часах всего – 1008

Объем в часах всего – 1008

Дифф. зачет– 5, 8 семестр

Экзамен –

Зачет – — 4 семестр

Дифф. зачет — 6,8 семестр

Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Учебная и производственная практики»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. — 40 с.

Составитель: О.Ф. Коробкова, доцент кафедры методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ

Протокол от _07.06.2012г. _№___15___

Зав. кафедрой ________ О.Л. Алексеев

Руководитель учебного подразделения_______________

И.А.Филатова

  1. 1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Профессиональная деятельность учителя-олигофренопедагога направлена на содействие ребенку с особыми образовательными потребностями. Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в образовательном учреждении. Практика осуществляется с учетом основных направлений профессиональной деятельности учителя-олигофренопедагога: коррекционно-педагогической,диагностико-консультативной, исследовательской,культурно-просветительской, предусмотренных ФГОС ВПО; является средством развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки теоретической подготовки студентов, формирования адекватного отношения к детям с нарушениями интеллекта.

Целью практики является:

закрепление и углубление теоретических знаний бакалавра, полученных при изучении базовых дисциплин и формирование практических навыков и компетенций во всех сферах профессиональной деятельности.

Задачи практики:

  • совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и развитие способности творчески применять эти знания для решения профессиональных задач;
  • формирование умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности:

— осуществления коррекционно-образовательного процесса лиц с нарушением интеллекта в различных институциональных условиях;

— проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития, образования и коррекционной работы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;

— анализа существующего опыта и совершенствования собственной педагогической деятельности;

— осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта;

  • формирование умений и навыков в области диагностико-консультативной деятельности:

— психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с интеллектуальной недостаточностью;

— оказания консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения;

  • формирование умений и навыков в области исследовательской деятельности:

— сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения их результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;

— обобщения результатов деятельности;

— выбора и обоснования образовательной программы, учебно-методического обеспечения образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процесса;

— планирования коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательных программ и структуры нарушений у лиц с интеллектуальной недостаточностью;

  • формирование умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности:

— развития общей культуры лиц с интеллектуальной недостаточностью;

— участия в организации культурного пространства образовательного учреждения;

— пропаганды толерантного отношения к лицам с интеллектуальной недостаточностью среди широкой общественности.

1.2. Место дисциплины в структуре ПрОп

Теоретическую основу проведения практики (Б5) составляют все дисциплины базовой и вариативной частей цикла «Профессиональные дисциплины» (Б3).

В процессе прохождения практики закрепляются и углубляются знания по пройденным дисциплинам и их разделам, формируется опыт разных видов профессиональной деятельности, необходимый, в свою очередь, для качественного усвоения дальнейших разделов и дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате прохождения практики бакалавр овладевает следующими компетенциями:

  • способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству, толерантности в социальной и профессиональной сферах (ОК-1);
  • способностью использовать знания и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных сферах профессиональной деятельности (ОК-4);
  • готовностью к использованию навыков публичной речи в профессиональной деятельности (ОК-5);
  • способностью использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-7);
  • способностью осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к образованию лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-1);
  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-2);
  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
  • готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с интеллектуальной недостаточностью (ПК-4);
  • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с интеллектуальной недостаточностью с целью уточнения структуры нарушения (ПК-5);
  • способностью к анализу данных медико-психолого-педагогического обследования лиц с интеллектуальной недостаточностью на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в интеллектуальном развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
  • способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);
  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
  • готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);
  • способностью планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);
  • готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка, к лингвистическому анализу языкового и речевого материала (ПК-11);
  • способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с интеллектуальной недостаточностью (ПК-12);
  • готовностью к формированию общей культуры лиц с интеллектуальной недостаточностью и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с интеллектуальной недостаточностью и их семьями (ПК-13);

— способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате прохождения практики студент должен:

ЗНАТЬ:

  • общие и специальные задачи учреждений для детей с умственной отсталостью, пути и средства их осуществления, контингент детей, подлежащих обучению и воспитанию в каждом из специальных учреждений;
  • особенности развития всех групп умственно отсталых школьников и их компенсаторные возможности; психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания;
  • особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом контингента детей;
  • пути и особенности реализации принципов обучения и воспитания в работе с умственно отсталыми детьми; содержание образования;
  • требования к оборудованию и оснащению учебных кабинетов; пути, условия и особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых школьников;
  • совместные методы обучения и воспитания; пути их использования в специальных учреждениях;
  • пути и средства дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
  • особенности организации и проведения самостоятельной работы учащихся;
  • дидактические требования к уроку, типы и структура уроков; содержание и формы внеклассной работы;
  • особенности классного коллектива, отдельных групп и приемы управления ими;
  • особенности организации различных видов деятельности умственно отсталых школьников;
  • пути и средства осуществления профессиональной ориентации и социальной адаптации школьников с отклонениями в психическом развитии;
  • виды планирования учебно-воспитательной работы;

УМЕТЬ:

  • творчески реализовывать общие и специальные задачи изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта; осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью успешной социализации и трудовой адаптации учащихся;
  • выбирать и обосновывать образовательные программы, учебно-методическое обеспечение образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в младших классах специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальной недостаточностью;
  • осуществлять коррекционно-образовательный процесс лиц с нарушением интеллекта младшего школьного возраста в различных институциональных условиях;
  • планировать коррекционно-развивающую работу с учетом специфики образовательных программ и структуры нарушений у лиц с интеллектуальной недостаточностью;
  • стимулировать положительное отношение школьников к учению, формировать у них положительные интересы и потребность в знаниях;
  • использовать методы психолого-педагогического изучения детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;
  • оптимально применять и сочетать словесные, наглядные и практические, продуктивные и поисковые методы и приемы обучения;
  • учить установлению причинно-следственных, связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;
  • проектировать и реализовывать индивидуальные и групповые программы развития, образования и коррекционной работы для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях классно-урочного обучения;
  • применять технические средства обучения, рационально сочетать слово, наглядность и практическую деятельность: использовать элементы алгоритмизации, программированного и проблемного обучения;
  • самостоятельно организовывать воспитательную работу, проводить внеклассные занятия;
  • активизировать познавательную деятельность школьников, развивать мышление, речь, память, формировать учебные навыки;
  • руководить формированием коллектива учащихся, правильно строить межличностные отношения в коллективе с учетом типологических особенностей детей;
  • осуществлять психолого-педагогического сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с нарушением интеллекта;
  • оказывать консультативную помощь лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения;
  • анализировать и давать оценку опыту работы педагогов, осуществлять его реконструкцию, совершенствовать собственную педагогическую деятельность;
  • овладевать системным анализом процессов в конкретном учреждении и в специальном образовании региона;
  • собирать, анализировать и систематизировать информацию в сфере профессиональной деятельности и применять результаты при решении конкретных педагогических и исследовательских задач;
  • обобщать результаты деятельности.

ВЛАДЕТЬ:

  • навыками развития общей культуры младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
  • навыками, необходимыми для организации культурного пространства образовательного учреждения;
  • готовностью к пропаганде толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.
  • навыками реализации общих и специальных задач изучения, обучения и воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью;
  • навыками выбора и обоснования образовательных программ, учебно-методического обеспечения образовательного, воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в условиях специальной (коррекционной) школы;
  • навыками стимулирования положительного отношения школьников к учению, формирования у них положительных интересов и потребности в знаниях;
  • навыками использования методов психолого-педагогического изучения детей в целях научно обоснованного индивидуального подхода к ним;
  • навыками применения и сочетания словесных, наглядных и практических, продуктивных и поисковых методов и приемов обучения и воспитания;
  • навыками обучения установлению причинно-следственных, связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности;
  • навыками проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития, образования и коррекционной работы для школьников с интеллектуальной недостаточностью в различных институциональных условиях;
  • навыками самостоятельной организовации воспитательной работы, проведения внеклассных занятий, режимных моментов;
  • навыками активизации познавательной деятельности младших школьников, развития мышления, речи, памяти, формирования учебных навыков;
  • навыками руководства формированием коллектива учащихся, правильного построения межличностных отношений в коллективе с учетом типологических особенностей детей;
  • навыками анализа и оценки опыта работы педагогов, совершенствования собственной педагогической деятельности;
  • навыками оказания консультативной помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания;
  • навыками сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач; навыками обобщения результатов деятельности.

1.4. Общая трудоемкость педагогической практики

Общая трудоемкость учебной и производственной практики составляет 28 зачетных единиц, 1008 часов.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

Наименование практики

Семестр

Кол-во недель

1. Учебная

4

3

2. 2. Учебная

а/ учебно-воспитательская

б/ учебно-методическая

5

3

3

3. Производственная

8

10

Итого:

19

    Учебно-тематический план заочной формы обучения

    Наименование практики

    Семестр

    Кол-во недель

    1. Учебная

    6

    9

    2. Производственная

    7

    10

    Итого:

    19

    1. 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Учебная практика (II курс)

    Виды деятельности:

    1. Коррекционно-педагогическая:

    — посещение и анализ режимных моментов и внеклассных воспитательных мероприятий;

    — участие в проведении режимных моментов и внеклассной деятельности под руководством педагога-наставника, методиста;

    2. Диагностико-консультативная:

    — изучение учащихся класса (группы) —групповое, индивидуальное; наблюдение, изучение документации, беседы с педагогами;

    — анализ результатов медико-психолого-педагогического обследования учащихся на основе классификаций нарушений, изученных по базовым теоретическим дисциплинам;

    — осуществление дифференциальной диагностики учащегося;

    3. Исследовательская:

    — сбор, анализ систематизация информации по составу класса, группы;

    — обобщение результатов деятельности.

    3.1.1. Организация практики

    Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.

    Первая неделя:

    1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам);
    2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками;
    3. Посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);
    4. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся класса (группы);
    5. Наблюдение за учащимися во всех видах деятельности.
    6. Проведение диагностических мероприятий с классом (группой);

    Вторая -третья неделя:

    1. Посещение внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы);
    2. Сбор данных, проведение диагностических мероприятий и составление психолого-педагогической характеристики одного ученика;
    3. Участие в проведении режимных моментов с классом (группой) — утренний прием учащихся, зарядка, перемены, организация приемов пищи, динамические паузы, прогулки и т.д.; продолжение наблюдений за учащимися во внеурочной деятельности;
    4. Самостоятельное проведение внеклассного мероприятия (прогулка, классный час, викторина, конкурс, праздник и т.п. – по выбору студента и согласованию с педагогом ОУ)
    5. Заполнение отчетной документации (дневник, рабочая тетрадь);
    6. Участие в итоговом педсовете.

    По окончании практики в течение следующей недели (но не позже, чем через 5 рабочих дней) студент оформляет и сдает на кафедру пакет отчетной документации, в который входят:

    1. Дневник практики.

    2. Рабочая тетрадь.

    3. Протокол и анализ одного посещенного воспитательного мероприятия.

    4. Конспект самостоятельно проведенного воспитательного мероприятия.

    Заключительным этапом прохождения практики является участие в итоговой конференции.

    Итоговой аттестацией учебной практики на 2 курсе является зачет (см. п. 4).

    3.2. Учебная практика (III курс)

    Виды деятельности:

    1. Коррекционно-педагогическая:

    — анализ опыта работы педагогов базового учреждения, соотнесение его с теоретическими знаниями, изучение и освоение студентами отдельных технологий, методов, приемов учебной, воспитательной, коррекционно-развивающей работы;

    — участие в осуществлении коррекционно-образовательного процесса в базовом учреждении: разработка и проведение внеклассных мероприятий (режимные моменты, самоподготовка, внеклассные занятия); разработка и проведение уроков ручного труда и изобразительной деятельности.

    2. Диагностико-консультативная:

    — закрепление навыков психолого-педагогического изучения особенностей класса и отдельного ученика;

    — оказание консультативной помощи членам семей учащихся (планирование, организация и проведение различных форм работы с родителями) по вопросам воспитания;

    3. Исследовательская:

    -сбор и анализ экспериментальных данных по теме курсовой работы;

    — обобщение результатов исследования;

    4. Культурно-просветительская:

    — участие в культурных мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении по календарно-тематическому графику школы, класса;

    — участие в родительских собраниях;

    — участие в профориентационной работе на базе образовательного учреждения.

    3.2.1. Организация практики

    С первой по третью недели включительно студенты проходят учебно-воспитательный вид практики, с четвертой по шестую включительно — учебно-методический вид практики.

    Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.

    Первая неделя:

    1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам).

    2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками;

    3. Посещение и анализ уроков в своем классе (1-2 дня по согласованию с администрацией учреждения).

    4.Посещение и анализ всех моментов внеклассной деятельности воспитанников.

    5.Консультации с учителями о видах внеклассной деятельности по разным учебным предметам в период практики и об особенностях учащихся класса.

    6..Консультации с воспитателями о направлениях и видах внеклассной деятельности и их особенностях и приемах индивидуальной работы.

    7.Изучение медицинской документации, дневников наблюдений, характеристик, условий семейного воспитания учащихся класса.

    8.Составление плана работы.

    9.Согласование с воспитателем и групповым руководителем (психологом, дефектологом) плана и графика работы.

    В конце 1 неделиу студентов проверяется: дневник практики, план работы с воспитанниками на второй этап практики, график работы,тетрадь “Сведения об учащихся”.

    Вторая-третья недели:

    1. Подготовка и проведение на оценку запланированных режимных моментов, внеклассных мероприятий.
    2. Планирование и проведение работы с родителями (для образовательных учреждений, имеющих группы продленного дня).
    3. Посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий.
    4. Заполнение дневников наблюдений.
    5. Заполнение группового журнала.
    6. Участие во всех видах методической работы в школе, в которых принимает участие воспитатель группы.

    Примечание.

    1.В один день практики студент имеет право планировать и проводить только один вид основной деятельности (4и 5моменты), дополняя его одним режимным моментом и посещениями.

    2. Посещения могут быть спланированы и проведены не только в своем классе-группе, но и других классах с целью изучения опыта работы педагога.

    Примерные требования к посещению и проведению воспитательных мероприятий:

    В школах-интернатах и детских домах

    Режимные моменты и основные виды деятельности

    Посещение

    Проведение

    1 неделя

    2-3 недели

    1. Утренние — с организации подъема до 1 урока

    1

    1

    1

    2. Обеденные — с приема школьников от учителя включая организацию обеда

    2

    2

    2

    3. Вечерние — с организации ужина и включая отбой

    2

    1

    2

    Основная деятельность

    4. Послеобеденная деятельность (прогулки, труд, самоподготовка)

    2

    2

    5

    5. Творческая деятельность (разные формы внеклассных занятий — КТД) и дополнительные виды деятельности до ужина (прогулки, организация свободного времени и т.д.)

    2

    2

    5

    6. Уроки

    4

    6

    В школах с группой продленного дня

    Режимные моменты и основные виды деятельности

    Посещение

    Проведение

    1 неделя

    2-3 недели

    1. Утренние — с организации подъема до 1 урока

    2

    1

    2. Обеденные — с приема школьников от учителя включая организацию обеда

    2

    2

    3

    3. Вечерние — с организации ужина и включая отбой

    Основная деятельность

    4. Послеобеденная деятельность (прогулки, труд, самоподготовка)

    2

    4

    5

    5. Творческая деятельность (разные формы внеклассных занятий — КТД) и дополнительные виды деятельности до ужина (прогулки, оранизация свободного времени и т.д.)

    2

    2

    5

    6. Уроки

    4

    6

    7. Работа с семьей

    2

    2

    1

    Четвертая-пятая недели (учебно-методическая практика)

    • Посещение уроков по расписанию класса; анализ уроков изобразительной деятельности и ручного труда.
    • Консультации с педагогами по содержанию, учебно-методическому обеспечению образовательного и коррекционно-развивающего процессов.
    • Подготовка, разработка конспектов и проведение пробных и рабочих уроков изобразительной деятельности и ручного труда (пробные уроки оцениваются как «зачтено» — «не зачтено» учителем или методистом, рабочие уроки оцениваются по пятибалльной шкале).
    • Изучение опыта работы учителей, знакомство с видами и структурами уроков, формами и методами работы по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика, развитие речи, окружающий мир).
    • Динамическое наблюдение за учащимися в ходе всех видов деятельности.
    • Проведение исследований по теме курсовой работы.
    • Участие в методических совещаниях, семинарах, круглых столах, заседаниях методических объединений по плану образовательного учреждения и рабочих образовательных программ вуза.

    Шестая неделя

    • Проведение рабочих и зачетных уроков (зачетные уроки оцениваются методистами вуза).
    • Обобщение полученного опыта, заполнение отчетной документации.
    • Участие в педсовете по итогам практики.
    • Подготовка к отчетной конференции в институте (подготовка сообщений, отчетов, видеопрезентаций и т.п.)

    Примерные требования к посещению и проведению уроков и учебно-методических мероприятий

    Уроки, учебно-методические мероприятия

    Посещение

    Проведение

    пробные

    рабочие

    зачетные

    1. Ручной труд

    5

    1

    2

    1

    2. Изобразительная деятельность

    2

    1

    1

    1

    3. Русский язык

    5

    4. Математика

    5

    5. Чтение

    5

    6. Развитие речи

    2

    7. Окружающий мир

    2

    8. Заседания методических объединений, круглые столы и др.

    Не менее 2

    По окончании практики в течение следующей недели (но не позже, чем через 5 рабочих дней) студент оформляет и сдает на кафедру пакет отчетной документации, в который входят:

    1. Дневник практики.

    2. Тетрадь “Сведения об учащихся”.

    3. Конспект познавательной прогулки или экскурсии.

    4. Конспект основного воспитательного мероприятия (КТД) с его психолого-педагогическим обоснованием и анализом проделанной работы.

    6. Конспект мероприятия с родителями (для студентов, работающих в школах с группами продленного дня).

    7. Конспект урока изобразительной деятельности.

    8. Конспект урока ручного труда.

    Заключительным этапом прохождения практики является участие в итоговой конференции, в ходе которой студенты выступают с сообщениями и презентациями по итогам практики, обмениваются опытом, знакомятся с результатами аттестации по практике.

    Итоговой аттестацией учебной практики на 3 курсе является экзамен (см. п. 4).

    3.3. Производственная практика (IV курс)

    Виды деятельности:

    1. Коррекционно-педагогическая:

    — изучение организационной структуры образовательного учреждения;

    — изучение содержания различных видов деятельности педагога образовательного учреждения;

    — изучение опыта работы педагогов при посещении и анализе уроков, внеклассных мероприятий;

    — самостоятельная разработка и проведение уроков по расписанию класса в качестве педагога-стажера;

    — совершенствование собственной профессиональной деятельности на основе практического опыта, рекомендаций педагогов-наставников и методистов вуза;

    — проектирование индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ученика;

    — участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий (классные часы, экскурсии, внеклассные и общешкольные мероприятия и пр.)

    2. Диагностико-консультативная:

    — психолого-педагогическое изучение состава класса и индивидуальных особенностей учащихся;

    — консультирование учащихся и их родителей по вопросам образования, воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей с нарушением интеллекта.

    3. Исследовательская:

    — подготовка и проведение экспериментального исследования по теме ВКР;

    — анализ и обобщение результатов исследования.

    4. Культурно-просветительская:

    — участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях;

    — участие в профориентационной работе на базе образовательного учреждения.

    3.3.1. Организация практики

    Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.

    Первая неделя.

    1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам).
    2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками.
    3. Знакомство с классом; изучение медицинской и психолого-педагогической документации.
    4. Сбор и анализ информации об образовательных программах и учебно-методическом обеспечении учебного и коррекционно-развивающего процессов в базовом учреждении, классе.
    5. Посещение и анализ уроков по расписанию класса.
    6. Диагностические, методические, организационные консультации с педагогами и методистами вуза.
    7. Составление индивидуального плана.
    8. Проведение пробных уроков (по одному на каждый предмет по расписанию класса).

    Вторая — пятая недели.

    1. Самостоятельное планирование, разработка конспектов, подбор учебно-методического обеспечения, проведение рабочих уроков по расписанию класса в качестве педагога-стажера.

    Примечание: конспекты уроков заранее согласуются с педагогом-наставником и/или методистом вуза. В случае отсутствия конспекта или его содержательного, методического несоответствия требованиям образовательного процесса учитель класса или методист имеют право не допустить студента к проведению урока. В ходе практики по согласованию с педагогом-наставником и/или методистом студент может готовить не развернутый конспект, а план-конспект урока.

    1. Самостоятельное планирование, разработка и проведение коррекционно-развивающей работы с учащимися в групповой и/или индивидуальной формах (по согласованию с педагогом-наставником).
    2. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы для одного ученика.
    3. Текущий и промежуточный анализ и совершенствование собственной деятельности в качестве педагога-стажера в сотрудничестве с педагогом-наставником, методистами вуза, групповым руководителем.
    4. Консультативная работа с учащимися и родителями по вопросам образования, воспитания, коррекционно-развивающей работы по текущей необходимости.
    5. Участие в культурных мероприятиях класса и школы (подготовка и проведение праздников, организация и проведение экскурсий, походов в театры и другие учреждения культуры и т.п.) по графику работы образовательного учреждения.
    6. Участие в работе методических объединений, советов и т.д. по графику образовательного учреждения.
    7. Проведение профориентационной работы в образовательном учреждении.

    Примерные требования к посещению и проведению учебно-воспитательных мероприятий:

    Учебно-методические и учебно-воспитательные мероприятия

    посещение

    проведение

    пробных

    рабочих

    зачетных

    1. Уроки русского языка

    5

    1(2)

    8(10)

    1

    2. Уроки математики

    5

    1(2)

    8(10)

    1

    3. Уроки чтения

    5

    1

    7(8)

    1

    4. Уроки развития речи

    1(2)

    1

    4

    1

    5. Уроки окружающего мира

    2(3)

    1

    1

    6. Внеклассные мероприятия

    3

    По графику работы класса

    1

    7. Работа с родителями

    2

    2

    1

    8. Участие в работе методобъединений, советов

    По графику работы учреждения

    Шестая неделя

    1. Подготовка и проведение зачетных уроков (оценка выставляется методистом вуза).

    Студент проводит по одному зачетному уроку русского языка, математики, чтения, развития речи.

    2. Разработка зачетных конспектов уроков (русский язык, математика, чтение, развитие речи).

    3. Оформление отчетной документации по стажерской учебно-методической практике.

    4. Подготовка к участию в итоговой конференции (составление отчетов, подготовка сообщений, презентаций по итогам практики)

    5. Участие в педсовете по итогам стажерской учебно-методической практики.

    Седьмая — десятая недели

    1. Согласование плана и содержания исследовательской работы с научным руководителем.

    2. Проведение исследовательской работы по теме ВКР на базе образовательного учреждения.

    3. Анализ, систематизация, обобщение данных исследовательской деятельности.

    4. Работа над текстом ВКР.

    5. Обсуждение результатов исследовательской работы с научным руководителем.

    6. Оформление пакета отчетной документации по практике.

    По окончании практики в течение следующей недели (но не позже, чем через 5 рабочих дней) студент сдает на кафедру пакет отчетной документации, в который входят:

    1. Дневник практики.

    2. 4 зачетных конспекта уроков.

    3.Конспект проведенного воспитательного мероприятия или мероприятия с родителями учащихся (по выбору студента).

    4. Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с учащимся.

    Заключительным этапом прохождения практики является участие в итоговой конференции, в ходе которой студенты выступают с сообщениями и презентациями по итогам практики, обмениваются опытом, знакомятся с результатами аттестации по практике.

    Итоговой аттестацией учебной практики на 4 курсе является экзамен (см. п. 4).

    Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности

      4. 1. Оценка практики на 2 курсе.

      Двухнедельная практика на 2 курсе приравнивается к зачету и оценивается отметкой «зачтено», если студент, реализовав программу практики и выполнив приведенные требования, набрал более 55 баллов по нижеприведенной шкале. Если по совокупности выполненных требований студент набрал 54 балла и менее, его результат оценивается как «не зачтено».

      Оцениваемые параметры выполнения программы практики

      Баллы

      1. Участие в установочной конференции

      1

      1. Организованный выход на практику

      2

      1. Посещение режимных моментов и внеклассных мероприятий (оценивается в зависимости от количества и разнообразия видов посещенных мероприятий)

      От 5 до 15

      1. Участие в проведении режимных моментов в классе (группе

      От 5 до 15

      1. Содержание и оформление дневника практики

      От 10 до 15

      1. Содержание и оформление рабочей тетради практики

      От 10 до 15

      1. Содержание и оформление фотографии и анализа посещенного воспитательного мероприятия

      От 10 до 15

      1. Содержание и оформление конспекта самостоятельно проведенного воспитательного мероприятия

      От 10 до 15

      1. Соблюдение сроков сдачи отчетной документации

      От 0 до 5

      1. Участие в итоговой конференции

      2

      Итого:

      55 — 100

      4.2. Оценка практики на 3 курсе.

      Оценка по практике на 3 курсе приравнивается к экзаменационной и выставляется следующим образом:

      «отлично» — если студент набирает от 85 до 100 баллов;

      «хорошо» — если студент набирает от 70 до 84 баллов;

      «удовлетворительно» — если студент набирает от 56 до 69 баллов;

      «неудовлетворительно» — если студент набирает менее 55 баллов по приведенной шкале оценки.

      Оцениваемые параметры выполнения программы практики

      Баллы

      1. Участие в установочной конференции

      2

      2. Организованный выход на практику

      2

      3. Посещение запланированных уроков (оценивается в зависимости от количества посещенных уроков указанных видов)

      От 5 до 8

      4. Посещение режимных моментов и внеклассных мероприятий (оценивается в зависимости от количества и разнообразия видов посещенных мероприятий)

      От 5 до 8

      5. Посещение и участие в работе методических объединений

      От 2 до 5

      6. Проведение режимных моментов в классе (группе)

      От 6 до 10

      7. Самостоятельное проведение основных воспитательных мероприятий (учитываются оценки за мероприятия, выставленные педагогами школы или методистами, виды и количество проведенных мероприятий)

      От 6 до 10

      8. Самостоятельное проведение уроков изобразительной деятельности и ручного труда (учитываются оценки за уроки, выставленные педагогами школы или методистами, виды и количество проведенных уроков)

      От 6 до 10

      9. Соблюдение трудовой дисциплины на практике

      От 2 до 5

      10. Содержание и оформление дневника практики

      От 2 до 5

      11. Содержание и оформление рабочей тетради практики

      От 2 до 5

      12. Содержание и оформление конспекта прогулки

      От 2 до 5

      13. Содержание и оформление конспекта основного воспитательного мероприятия (КТД)

      От 2 до 5

      14. Содержание и оформление конспекта урока ручного труда

      От 2 до 5

      15.Содержание и оформление конспекта урока изобразительной деятельности

      От 2 до 5

      16. Соблюдение сроков сдачи отчетной документации

      От 0 до 5

      17. Посещение и участие в итоговой конференции

      От 2 до 5

      Итого:

      50 — 100

      4.3. Оценка практики на 4 курсе

      Оценка по стажерской практике на 4 курсе приравнивается к экзаменационной и выставляется следующим образом:

      «отлично» — если студент набирает от 85 до 100 баллов;

      «хорошо» — если студент набирает от 70 до 84 баллов;

      «удовлетворительно» — если студент набирает от 56 до 69 баллов;

      «неудовлетворительно» — если студент набирает менее 55 баллов по приведенной шкале оценки.

      Оцениваемые параметры выполнения программы практики

      Баллы

      1. Участие в установочной конференции

      2

      2. Организованный выход на практику

      2

      3. Посещение запланированных уроков (оценивается в зависимости от количества посещенных уроков указанных видов)

      От 10 до 20

      4. Посещение и участие в работе методических объединений

      От 2 до 5

      5. Самостоятельное проведение уроков (учитываются оценки за уроки, выставленные педагогами школы или методистами, виды и количество проведенных уроков)

      От 10 до 20

      6. Участие в воспитательной и культурно-просветительской работе

      От 5 до 6

      Отзыв работодателя о студенте

      От 2 до 5

      10. Содержание и оформление дневника практики

      От 2 до 5

      11. Содержание и оформление коррекционно-развивающей программы для ученика

      От 2 до 5

      12. Содержание и оформление конспекта урока русского языка (или письма)

      От 2 до 5

      13. Содержание и оформление конспекта урока математики

      От 2 до 5

      14. Содержание и оформление конспекта урока чтения (или обучения грамоте)

      От 2 до 5

      15.Содержание и оформление конспекта урока развития речи

      От 2 до 5

      Оценка научного руководителя по итогам исследовательской деятельности

      От 2 до 5

      16. Соблюдение сроков сдачи отчетной документации

      От 1 до 5

      17. Посещение и участие в итоговой конференции

      От 2 до 5

      Итого:

      50 — 100

      Примерные критерии отметок при оценке учебно-воспитательных мероприятий студентов-практикантов

      «Отлично»ставится за мероприятие, отвечающее следующим требованиям: своевременно подготовлено и проверено все нужное оборудование, изготовлены (лично, с помощью детей, взяты у педагога) наглядные пособия, своевременно подготовлен и утвержден конспект (или план-конспект) мероприятия. Подобран дополнительный материал, отвечающий теме, целям мероприятия, но не создающий перегрузки детей. На высоком уровне решены задачи мероприятия, достигнуты его цели. Структура мероприятия, методы и приемы обучения и воспитания строго соответствуют логике предмета, теме, характеру изучаемого материала. Ошибки и неточности не допускаются. Выводы и обобщения отражают основную мысль мероприятия.

      Оборудование и весь дидактический материал используется умело. Дозировка времени соответствует задачам мероприятия. Ошибки в ответах детей замечаются и исправляются своевременно, знания их оцениваются объективно, оценки комментируются точно, комментарии носят воспитывающий характер. Все дети работают активно. Сочетаются фронтальные и индивидуальные формы работы. Правильно организуется и направляется самостоятельная работа детей.

      Практикант хорошо изучил группу детей или класс, правильно реагирует на их поведение, устраняет недостатки, допущенные на предыдущих мероприятиях. Самоанализ мероприятия дается развернутый, критический.

      «Хорошо» ставится за мероприятия, отвечающие следующим требованиям: подготовлено и проверено основное оборудование мероприятия, подобран дополнительный материал, своевременно подготовлен и утвержден конспект (или план-конспект) мероприятия. Тема мероприятия раскрыта научно, доступно, литературным языком. Намеченные цели и задачи выполнены.

      Построение мероприятия, методы и приемы обучения и воспитания, дозировка времени на отдельные части мероприятия отвечают целям и задачам мероприятия, характеру изучаемого материала, возрасту детей. Но допускаются незначительные отклонения (недостаточно четко определены цели и задачи мероприятия, оценки мотивировались поверхностно и т.д.).

      Ошибки и неточности в ответах и действиях детей подмечались и исправлялись своевременно, знания их оценивались объективно. Однако некоторые неточности в речи, действиях детей не были исправлены.

      Использованное оборудование и дидактический материал способствовали наилучшему решению целей мероприятия. Дети вовлекались в активную работу, поощрялась и направлялась самостоятельная работа детей.

      Практикант знает группу или класс и умеет управлять им, умеет устранять допущенные ранее ошибки, дает правильный, хотя и недостаточно развернутый анализ своего мероприятия.

      «Удовлетворительно»ставится за мероприятие, если, конспект (или план-конспект) и оборудование к мероприятию были подготовлены при значительной помощи педагогов и психологов.

      Цели и задачи мероприятия в основном выполнены. Тема мероприятия раскрыта научно, доступно, последовательно. В дидактическом отношении мероприятие проводилось правильно. Многие дети вовлекались в активную работу.

      Однако в ходе мероприятия были допущены незначительные ошибки по содержанию мероприятия, в оценке действий детей, в речи, в обращении с оборудованием допускались небрежность, неуверенность. Допускались просчеты в распределении времени на отдельные части мероприятия. Практикант не всегда правильно и своевременно реагировал на ошибки, нарушения правил поведения детей.

      Анализ мероприятия сделан правильно, но недостаточно полно и развернуто.

      «Неудовлетворительно» оценивается мероприятие, на котором цели и задачи не решены, допускались существенные ошибки в содержании мероприятия, не замечались ошибки в действиях и речи детей, план мероприятия выполнен не полностью.

      Примечания:

      1. Студент, несвоевременно или недостаточно хорошо подготовившийся к мероприятию, несвоевременно или небрежно написавший конспект мероприятия, не подготовивший или не проверивший оборудование к нему, недостаточно усвоивший и уяснивший материал мероприятия и т.д., к проведению мероприятия не допускается и за это мероприятие выставляется неудовлетворительная оценка.

      2. Студенту, отказавшемуся проводить мероприятие или не явившемуся на него по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка и ставится вопрос о его дальнейшем прохождении педагогической практики.

      Отметкапо педагогической практике в целом выставляется практиканту после тщательного изучения его отчетной документации и объявляется на итоговой конференции в институте. Итоговая оценка за практику должна отражать не только качество проведенных мероприятий, но и профессиональный рост практиканта, его отношение к делу, дисциплинированность, педагогическую направленность и тактичность.

      Студент, работа которого на педагогической практике признана неудовлетворительной, не переводится на следующий курс и не допускается к Государственным экзаменам.

      Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        1. Рекомендуемая литература Основная

        • Аксенова А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в специальной (коррекционной) школе VIII вида (5-9 классы) / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2004. – 143 с. 10 экз.
        • Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебн. Для студ. дефектол.фак.педвузов. – М: Гуман.изд.ценр ВЛАДОС, 2002.- 320с. (102 экз)
        • Богановская Н.Д. Теоретические основы содержания курса математики специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: учебное пособие. – Екатеринбург. – 2009. (50 экз)
        • Зикеев, А. Г. Развитие речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / А. Г. Зикеев. — М. : Академия, 2000. -236с. — 128 экз.
        • Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Электронный ресурс]/ В. И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0267/6_0267-1.shtml
        • Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]: практическое пособие _ А. Р. Маллер. — М. : АРКТИ, 2000. – 124 с. 8 экз.
        • Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.-М. : Академия, 2006.-224 с. 10 экз.
        • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Г.Л. Пузанова [и др.] М.: Академия, 2006.- 272 с. Режим доступа:http://www.pedlib.ru/Books/3/0173/3_0173-1.shtml
        • Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учебное пособие /В.Г. Петрова, И. Белякова. — М.: ACADEMIA, 2002. – 160 с. 145 экз., 2004 – 15 экз.
        • Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. – 2-е изд. испр. и доп. — М. : Академия, 2002. – 400 с. 102 экз.

        Дополнительная

        1. Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. А. С. Белкина, С. А. Днепрова. – Екатеринбург : Б.и., — Вып. 1, 1999. – 193 с. 4 экз.
        2. Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. 416 с. (8 экз.).
        3. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М.: Изд-во Московского гос. заоч. пед. ин-та, 1987. – 95 с. 22 экз.
        4. Богановская Н.Д. Теоретические основы содержания курса математики специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: учебное пособие. – Екатеринбург. – 2009. (50 экз)
        5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. М. : Шк.-Пресс, 1994. – 416 с. 10 экз. Режим доступа:http://www.pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329-1.shtml
        6. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст]: учебное пособие /И.А. Грошенков. – М.: Академия, 2002. – 208 с. 12 экз.
        7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебное пособие.[Электронный ресурс] СПб.: Академия, 2006 Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0243/2_0243-1.shtml
        8. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: учебное пособие /Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с. 12 экз.
        9. Мирский, С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С.Л. Мирский. — М., 2008. (10 экз.)
        10. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.: Смысл; СПб.: Речь, 2008 (10 экз.)
        11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.] ; под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 272 с. 50 экз.
        12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы [Текст] / сост. Н.В. Айдарбекова и др.; под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с. 5 экз.
        13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы / В.В.Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Эк и др. – М.: ВЛАДОС. – Сб. 1. – 2000. – 224 с. 5 экз.
        14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с. (27 экз.)
        15. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: изд. Центр Академия, 2000. – 400 с. 192 экз.

        5.2. Информационное обеспечение дисциплины

        1. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек.1975. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru
        2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. ООН, от 20 дек.1971. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www.rodnikzhizni.ru
        3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г.№ 12-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.- РООИ Родник жизни. — Режим доступа к журн. www.rodnikzhizni.ru
        4. Конвенция о правах ребенка. ООН, 20 дек.1989. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Школьное образование.- Режим доступа: http://edu.rin.ru
        5. О защите прав ребенка: Областной закон (Свердловская область) от 23.10.1995 г. №28-03. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Офиц. сайт Мин. соц. защиты населения Свердл. обл. .- Режим доступа: www.midural.ru
        6. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании» //Дефектология. — 1995. — № 1. – C. 16-18.
        7. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей, обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: Постановление Правительства Российской Федерации. 12.03.1997 г. № 288. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Офиц. сайт Министер. образования- Режим доступа: www.minobr. sacha.ru
        8. Российский образовательный портал – каталог образовательных Интернет-ресурсов ;
        9. http://www.prosv.ru – корпоративный сайт издательства «Просвещение» — знакомство с учебно-методическими комплектами издательства; информация о проведении семинаров, конференций, круглых столов.
        10. – электронный вариант журнала «Вестник образования», посвященного проблемам современного российского и зарубежного образования
        11. http://elibrary.ru – журнал «Специальное образование»

        6. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

        1. Видеофильмы (15)
        2. Фрагменты видеозаписей уроков с различным содержанием и направленностью.
        3. Образцы пакетов отчетной документации.
        4. Образцы отчетных конспектов.
        5. Учебники по русскому языку, чтению, математике, развитию речи для 1-4 классов СКОУ VIII вида.
        1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

        Коробкова Оксана Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Уральского государственного педагогического университета.

        Рабочий телефон: 235-76-31

        Рабочая учебная программа

        по дисциплине «Учебная и производственная практики»

        для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование»

        Профиль «Олигофренопедагогика»

        по циклу Б.5 – профессиональный цикл,

        базовая часть

        Подписано в печать Формат 60х84/16

        Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л.

        Тираж экз. Заказ

        Уральский государственный педагогический университет.

        620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

        41