Память как психический процесс 5

Память – это отражение прошлого опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшим психическим процессом, лежащим в основе развития, обучения, социализации личности, обеспечивая единство и целостность личности.

Память, как и всякий психический процесс, является активным

по своей природе. Человеческое поведение является целенаправ-

ленным, следовательно, приобретаемый человеком опыт должен

запоминаться в таком виде, чтобы его можно было использовать

для последующей регуляции направленных на достижение сходных

целей форм поведения. Другими словами, человек не просто сохра-

няет в памяти некоторую информацию, а оценивает ее с точки зре-

ния значения для управления поведением и, в соответствии с этой

оценкой, удерживает в разной степени готовности. Сам процесс по-

ступления информации в память носит активный, избирательный

характер: фиксируются не все впечатления, а лишь те из них, кото-

рые значимы для управления поведением. Таким образом, память

ни в коем случае не похожа на некоторое «хранилище» или «вме-

стилище». Память – это активный процесс отбора, сохранения и

воспроизведения информации в соответствии с ее значением для

регуляции последующего поведения человека.__

2 вида памяти: генетическая (наследственная) и индивидуальная (прижизненная).

Виды индивидуальной памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

Время удержания информации в сознании (мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную память.)

  • Целенаправленность запоминания и воспроизведения
  • Содержание информации

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение без специально поставленной задачи, цели что-либо запомнить или воспроизвести.

Сенсорная память (образная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относятся зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относятся зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.

16 стр., 7725 слов

Память как психический процесс 4

... ряд важных закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека. Он считал, что мнемонические ... по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание. Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках ...

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определённых эмоциональных состояний, чувств при повторном воздействии или представления ситуации, в которой эти переживания возникли.

Словесно-логическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждений, доказательств.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание – это преднамеренное усвоение чего-либо, т.к. человек не ставит перед собой цель, не использует никаких мнемических приёмов для запоминания.

Произвольное запоминание – целенаправленное усвоение информации

Способы заучивания бывают следующими:

1.. Механическое, многократно повторяемое, дословное усвоение информации, при котором тратится много сил, результативность низкая.

2.. Логическое, основанное на выделении основных единиц текста, установлении между ними связей, определении новизны информации, её связи с уже известным и т.д., т.е. смысловая переработка информации в её взаимосвязи с прошлым опытом человека, её систематизация.

Сохранение – это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения их.

Воспроизведение – это процесс восстановления информации, извлечения её из памяти.

Узнавание – актуализация информации, образа, присутствующих в перцептивном поле, при опоре на повторное восприятия. Это может быть предмет, ситуация, событие, состояние (эмоциональное).

Вспоминание – актуализация информации (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или «подсказки».

Припоминание – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к информации, хранящейся в памяти, для извлечения, для воссоздания её.

Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.

 

Мышление как психический процесс

Мышление – это обобщённое и опосредованное отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях.

Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на составные части.

Синтез – это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удалённости.

Классификация – это объединение предметов и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков. Признак является основой классификации.

Абстрагирование – мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от лругих их черт и от самих предметов, которым они свойственны.

Обобщение – это объединение предметов и явлений на основе общих признаков.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению.

Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... пути реализации этого требования. В условии содержится некоторая информация, но недостаточная для решения задачи. Процесс решения мыслительной задач состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, ... условиях, «промежуточных данных» и заключено неизвестное, которое является предметом мыслительных усилий. Деятельность мышления состоит в том, чтобы найти связи, отношения между элементами ...

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в это понятие.

Суждение – отрицание или утверждение чего-либо о чём-либо.

Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания.

По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление.

Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности. Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.

Творческое мышление хар-ся высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения.

Воссоздающее мышление хар-ся меньшей продуктивностью.

Логическое мышление в значительной степени осознанно, развёрнуто во времени и имеет чётко выраженные этапы логического мышления: осмысление ситуации, определение задачи, формулирование гипотезы, поиск путей решения, процесс решения, основанный на логических рассуждениях, проверка результатов.

Интуитивное мышление начинается, как правило, с осмысления ситуации и желания решить задачу.

Самостоятельность хар-ся умением ставить новые задачи, творчески подходить к познанию действительности, находить новые пути и способы их решения.

Критичность ума – это способность не попадать под влияние чужого мнения, требовательно оценивать своё мнение, тщательно проверять решение, взвешивая все аргументы «за» и «против».

Гибкость ума выражается в свободе от сковывающего влияния приёмов, способов решения аналогичных проблем, в готовности изменить тактику и стратегию решения, находить новые способы действий в меняющихся условиях.

Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему там, где другие её не видят, предусматривать возможные последствия развития событий или решения задач. Качеством, противоположным глубине ума, является поверхностность, неумение выделить главное.

Широта ума, как показатель эрудированности, интеллектуальной разносторонности, проявляется в способностях привлекать к решению проблемы знания из разных отраслей, использовать различные виды мышления (образное, логическое и т.д.).

Оригинальность ума – способность нестандартно, нешаблонно решать мыслительные задачи.

Синтетический стиль проявляется в стремлении комбинировать несходные, часто противоречивые идеи, взгляды, позиции, обобщать и теоретизировать.

Аналитический стиль проявляется в ориентации на систематическое рассмотрение проблемы, разработке детальных планов, привлечении большого количества информации, его анализе и систематизации

Прагматический стиль отличается опорой на непосредственный личный опыт, использованием доступной информации и стремлением как можно скорее получить конечный результат.

Идеалистический стиль мышления хар-ся склонностью к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

Реалистический стиль отличается конкретностью, ориентацией на признание фактов и получение конкретных результатов.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина? Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например, квадрат, независимо ... Об участии какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых не функционировал ...

Индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем и поведение.

 

Мышление и речь

важной чертой человеческого мышления является

его связь с речью, с языком. С появлением слова становится воз-

можным отвлечь свойство он воспринимаемого предмета и закре-

пить, зафиксировать понятие о нем. Мысль обретает в слове своего

рода материальную оболочку и становится доступной не только для

самого человека, но и для других людей. Можно спорить о телепа-

тии, о возможности передачи мыслей на расстояние, но с опреде ленностью можно утверждать лишь то, что именно слово есть глав-

ное средство, используя которое можно передать свои мысли не

только на расстоянии, но и во времени, когда мы читаем, скажем,

книги, написанные задолго до нашего рождения.

Связь мышления с речью, со словом отражает общественно-

историческую сущность нашего мышления. Ведь историческая пре-

емственность знаний необходимо предполагает возможность их за-

крепления, сохранения и передачи от одного поколения к другому.

Это и осуществляется с помощью книг, журналов и других форм

фиксации. Ребенок в ходе своего индивидуального умственного

развития осваивает эту систему. Не следует думать, будто бы такое

освоение не требует самостоятельного мышления. Ведь для ребенка

любое знание оказывается вначале неизвестным и новым. Поэтому

мыслительная деятельность по самостоятельному открытию этого

нового есть необходимая основа для его полноценного усвоения,

равно как и для любого открытия в ходе деятельности ученого. Как

неоднократно подчеркивал С.Л.Рубинштейн, никакое знание не

может быть «пересажено» в голову ученика, минуя его собствен-

ную мыслительную деятельность.

Операции мышления

Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит "культурно-значимое достижение" и его ... целью описания и анализа внешней картины течения критического периода и выделения на этой основе его центрального новообразования. Наблюдение велось за группой детей (50 человек) в возрасте ...

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

 

34.Мышление как решение задач.Анализ через синтез как «основной нерв» мыслительного процесса.

Основным фактором, определяющим направленность мысли-

тельного процесса, является его цель, т.е. некоторая умственная

«модель» будущего результата. Цель, заданная в определенных ус-

ловиях – это задача. Таким образом, процесс мышления может быть

охарактеризован как процесс решения задач.

Однако наличие задачи не является «исходным пунктом» мыш-

ления. Мышление необходимо в тех случаях, когда в деятельности

человека возникает проблемная ситуация. Эта ситуация имеет ме-

сто тогда, когда перед человеком возникают некоторые новые цели,

а существующие средства достижения этих целей непригодны. Дру-

гими словами, мышление необходимо там, где есть рассогласование

между целью, которую нужно достичь и средствами, имеющимися

у человека в наличии. Ситуации, предполагающие для своего раз-

решения использование готовых, стереотипных средств, не являют-

ся проблемными и не требуют мышления. Проблемная ситуация – это смутное, неотчетливое впечатление,

сигнализирующее человеку: что-то не так, что-то не то. Переход

проблемной ситуации в задачу означает, что удалось, по крайней

мере, выделить в ситуации данное (известное) и искомое (неизвест-

ное).

Процесс решения задачи, процесс мышления представляет со-

бой специфическую аналитико-синтетическую деятельность. Ос-

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... значение имеет комплекс вопро­сов, который относится к механизмам принятия решения в дея­тельности человека и в биологических системах. Данные, накопленные нейрофизиологией (и биологией ... в разработке проблемы принятия решения. Столь же существенная роль принадлежит исследова­ниям коллективных решений, процессов и механизмов принятия решений группами людей, объединенных совместимой деятель­ностью. ...

новным ее механизмом является так называемый анализ через син-

тез, открытый С.Л.Рубинштейном и его учениками (образно он оп-

ределил его как «основной нерв мыслительного процесса»).

Анализ, как говорилось выше, состо-

ит в выявлении в объекте тех или иных свойств и качеств. Однако

сами эти свойства проявляются лишь в том случае, если объект

включен в определенную систему отношений с другими предмета-

ми. Другими словами, они не проявляются вне контекста. Напри-

мер, свойство топора рубить выявляется через систему отношений

между топором, человеком и бревном. Мыслящий человек выявляет

эти объективные свойства вещей (то есть производит анализ) рас-

сматривая их в разных системах связей и отношений (то есть осу-

ществляя синтез).

В самых простых случаях решение задачи состоит в том, чтобы

вывить некое неизвестное свойство предмета. Чаще всего это так

называемые латентные, скрытые свойства. Все окружающие нас

вещи имеют определенное функциональное назначение, и мы

обычно используем их по этому назначению. Психологический анализ решения задач показывает, что сама

задача не остается для человека одной и той же на всем протяжении

процесса ее решения. Ее условия и требования включаются во все

новые системы отношений и в них выделяются все новые и новые

свойства.

Мышление всегда вызвано определенными потребностями че-

ловека, мотивами его познавательной деятельности. Исследуемые в

психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфиче-

ски познавательные; 2) неспецифические. В первом случае движу-

щими силами мыслительной деятельности служат мотивы, в кото-

рых проявляется познавательные потребности. Во втором случае

мышление побуждается причинами иного порядка, например, из-

бежать неодобрения окружающих, материальными стремлением

приобрести привилегированный статус в группе, интересами и т.д.

Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его

осуществления начинают действовать и собственно познаватель-

ные мотивы.