2.Особенности учебно-воспитательного процесса

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан открыто в 1991 году.

Специфика развития школы в данный период определяется тем, что МОУ СОШ №5 с 2007 года на основании приказа районного отдела образования администрации МР Чишминский район № 589/1 от 04.12.2006 приобрела статус пилотной школы района по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  1. Характеристика микрорайона

МОУ СОШ №5 располагается по адресу: р.п. Чишмы, ул. Ленина, д. 101А, тел. 2-12-53, 2-13-25.

Микрорайон МОУ СОШ №5 включает в состав северную часть р.п. Чишмы, ОПХ, микрорайон «Заречный», д. Илькашево.

На территории микрорайона расположены:

  • промышленные предприятия:

— ОАО «Чишминское»;

— филиал ГУП «Знание»;

— хлебозавод;

— завод ЖБИ;

— элеватор;

— филиал «Башкирнефтепродукт»;

— МУП «Чишмыводоканал».

* учреждения торговли – 13

* предприятия общественного питания – 1

* ЖЭУ – 1

* детские сады – 1

В МОУ СОШ №5 обучаются учащиеся, как проживающие в данном микрорайоне, так и учащиеся, для которых родители выбрали это образовательное учреждение, исходя из того, что в данной школе достигнут соответствующий уровень образования и процесс обучения проходит с использованием современных образовательных технологий.

МОУ СОШ №5 на основе взаимовыгодного социального и научного партнерства взаимодействует со следующими образовательными и общественными организациями:

  • Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы;
  • Уфимский филиал МОПГУ им. Шолохова;
  • ВЭГУ;
  • Башкирский экономико-юридический колледж;
  • Детско-юношеская спортивная школа;
  • Дом пионеров и школьников;
  • Станция юных техников;
  • Школа искусств.

Возможности педагогического коллектива и устоявшиеся традиции школы позволяют обеспечить высокий уровень образования, гражданскую активность выпускников, подтверждаемые в словах благодарности как со стороны общественных организаций, родителей, так и со стороны выпускников. (Приложение 1. Благодарственные письма и отзывы.)

3 стр., 1452 слов

О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

... саморегуляции. Для определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене кафедрой психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного ИПК ПиРРО были разработаны ... развития познавательных процессов и речи у учащихся городских и сельских школ (средние величины) Школы Показатели   Слуховая кратковременная память Смысловая память Внимание Речь Городские ...

Демократизация системы образования начинается с демократизации управления учебно-воспитательного процесса. В управлении МОУ СОШ №5 принимают участие общественные организации: Совет школы, Родительский комитет, Педагогический совет, органы ученического самоуправления. Высшим руководящим органом школы является Педагогический совет.

Задачи и функции каждой их этих форм управления определены в локальных актах МОУ СОШ №5 (Приложение 2. Локальные акты).

Обучение в МОУ СОШ №5 включает в себя три ступени: начальная школа, основная школа, старшая школа. Воспитательная работа в школе состоит из трех взаимосвязанных блоков, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность.

Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся на данной ступени с 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста, утвержденным Министерством образования Российской Федерации:

А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин «Школа – 2100»,2006; Н.Ф.Виноградова «Школа XXI века»,2001; А.А.Плешаков «Зеленый дом»,2001; «Школа России»; Н.Б.Истомина «Гармония»,2004; Андрианова, Башмаков, Желтовская «Планета знаний».

В школе созданы благоприятные условия для осуществления внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования. Учащиеся выступают инициаторами и участниками внеклассных мероприятий, различных конкурсов, смотров, фестивалей, викторин и т.д.(Приложение 3.Фото).

Вторая ступень обучения – основная школа с продолжительностью обучения 5 лет. Вторая ступень обучения (5-9 классы) – обязательна для всех учащихся в возрасте до 15 лет. Основная цель второй ступени обучения заключается в обеспечении высокого уровня обучения школьников. Обучение на данной ступени проводится в соответствии с программами, утвержденными Министерством образования Российской Федерации, Министерством образования Республики Башкортостан, а также по языковым программам, утвержденным Министерством образования Республики Татарстан. Среди реализуемых программ имеются программы, сохраняющие преемственность в обучении с начальной школой: М.Г.Усманова, Х.А.Тулумбаев «Программа по башкирскому языку», 2003; Д.С.Тикеев «Программа по башкирскому языку», 2005; Ф.С.Сафиуллин «Программа по татарскому языку», 2003; С.Г.Галин «Программа по культуре Башкортостана», 2004; А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин «Школа – 2100» по истории, 2006; И.Г.Акманов «Программа по истории Башкортостана», 2003.

С целью воспитания личности, способной адаптироваться в быстро меняющемся мире, в МОУ СОШ №5 развиваются формы ученического самоуправления. Ученическое самоуправление осуществляется через модель Республики «Солнце».(Приложение 4. Положения, схемы, диаграммы, фото)

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... курсовая работа по теме «Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» включает в себя ... детей с ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения аналитико- ...

В основной школе реализуется программа 25">программа предпрофильной подготовки. Согласно приказа № 589/1 от 04.12.2006 г. «О создании пилотной площадки по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ СОШ №5 и МОУ — гимназия» по районному отделу образования администрации МР Чишминский район Республики Башкортостан МОУ СОШ №5 реализует внутришкольное предпрофильное обучение.

В школе проведены родительские и ученические собрания в 8-9 классах, на которых были объяснены задачи и формы предпрофильной подготовки, были подготовлены информационные материалы и представлены курсы учащимся и их родителям. Перед этим были изучены образовательные запросы учащихся с помощью анкетирования учащихся, родителей, определена тематика курсов.

Для исследования интересов учащихся были использованы психолого-педагогической службой следующие методики:

  • «Дифференцированно-диагностический опросник» Е.А.Климова;
  • «Определение склонностей» Иовайши;
  • «Карта интересов» А.Голомштока.

В результате проделанной работы определились функции школы:

  • разработка программ элективных курсов для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки;
  • разработка элективных курсов для профильных 10-11 классов;
  • координация деятельности школы по организации предпрофильной подготовки;
  • информационно- и психолого-консультационная работа со школьниками.

На данном этапе в школе идет работа по проверке эффективности созданной модели внутришкольной профилизации, разработка содержания новых программ предпрофильного обучения, элективных курсов для профильных классов, разработка методического обеспечения курсов по выбору, использование интерактивных электронных пособий.

На данной ступени каждый класс отражает школьную жизнь в накопительной папке, где собираются личные и коллективные достижения. Ежегодно в конце учебного года определяются лучшие классы и классные руководители в номинации «Самый классный – классный». В школе оформлены стенды «Ими гордится школа» и «Наши достижения», на которых отражены победы учащихся школы в мероприятиях различного уровня и ранга. В течение последних двух лет школа проводит фестиваль «Чемпионов», на которых администрация и родительский комитет чествуют победителей и призеров республиканских, районных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований.

(Приложение 5. Таблицы, фото, грамоты, информация СМИ)

Третья ступень обучения – старшая школа с продолжительностью обучения 2 года (10-11 классы) – предполагает профильную дифференциацию наряду с общеобразовательными классами.

20 стр., 9730 слов

Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения

... Выявление психологической инерции действия на развитие технического мышления учащихся» Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Развитие человеческой цивилизации в настоящее время осуществляется ... всего учебного процесса в школе. В данном аспекте особое внимание предполагается уделить совершенствованию психолого-педагогических условий обучения, способствующих качественному росту технического ...

Профильное обучение организовано по модели внутришкольной организации и осуществляется за счет целенаправленного привлечения ресурсов школы.

В рамках профильного образования в школе реализуется физико-математический профиль. Готовится к реализации направление химико-биологического профиля.

Организовано взаимосотрудничество с ВУЗами, ССУЗами, учреждениями дополнительного образования. На базе школы проходят педагогическую практику студенты Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфимского филиала Московского открытого педагогического университета им. Шолохова, Башкирского государственного университета.

В МОУ СОШ №5 реализуется физико-математический профиль, для которого введен учебный план для образовательных учреждений, утвержденный коллегией Министерства образования Республики Башкортостан от 26.05.2004 Постановление № 759.

Учащиеся обучаются по программам, утвержденным Министерством образования Российской Федерации для профильных классов:

А.А.Пинский, В.А.Коровин, В.А.Орлов, Ю.И.Дик «Программа для 10-11 классов с углубенным и профильным изучением физики», 2000;

Н.Д.Угринович «Информатика и информационные технологии», 2004.

Элективные курсы: «Решение задач повышенной сложности» (математика), «Механика. Методы решения физических задач», «Методы счисления» (информатика) рассмотрены на заседании ШМО учителей математики и физики (протокол № 1 от 29.09.07).

Педагогический коллектив МОУ СОШ №5 достигает оптимальной занятости учащихся второй ступени обучения в соответствии с возрастными особенностями, привлекая их в кружки и секции как в школе, так и вне школы, в учреждениях дополнительного образования, а также в районном Дворце культуры, о чем свидетельствует динамика роста охвата учащихся организованной досуговой деятельностью (Приложение 6.Диаграммы, фото, грамоты ).

В МОУ СОШ №5 функционирует научное общество учащихся «Эврика» (Приложение 7. Положение о научном обществе учащихся. Темы научно-исследовательских работ).

Ежегодно растет охват учащихся школы организованным летним отдыхом. Особой популярностью у учащихся пользуются профильные смены палаточных лагерей, организуемые школьным туристским клубом «Пилигрим», который уделяет первостепенное внимание отдыху учащихся из группы «риска». Все это способствует снижению уровня правонарушений, совершенных учащимися школы за последние три года (Приложение 8.Программа профильного палаточного лагеря «Пилигрим», фото).

С начальной школы педагогическим коллективом ведется плодотворная работа по выявлению наиболее вероятных причин трудностей в обучении учащихся. Для их целей в школе функционирует психолого-педагогическая служба (ППС) в составе педагога-психолога, логопеда и социального педагога. Активно ведется работа педагогического коллектива с родителями слабоуспевающих учащихся. ППС изучает проблему неблагополучия в семье, социальной запущенности. Медицинская сестра осуществляет контроль за состоянием здоровья учащихся. Весь коллектив школы успешно работает над созданием благоприятных, комфортных условий для слабоуспевающих учеников, имеющих низкую мотивацию. (Приложение 9. )

Характеристика материальной базы школы

В МОУ СОШ №5 учебно-воспитательный процесс осуществляется в одном учебном корпусе. В школе имеются 2 спортивных зала, актовый зал, кабинет хореографии, столовая, библиотека, 2 мастерские по обработке металла и дерева, кабинет кулинарии, кабинет технологии, кабинет логопеда, кабинет педагога-психолога, кабинет социального педагога, пионерская комната, 29 учебных кабинетов, стрелковый тир, творческая лаборатория по мировой художественной культуре, кабинет информатики (10 компьютеров, из 7 – в локальной сети с выходом в Интернет).

(Приложение 10. Фото)

Территория школы включает в себя хоккейную площадку, спортивную площадку, игровую площадку, пришкольный и опытный участок.

На территории школы располагается теплый гараж, рассчитанный на хранение и ремонт школьного автобуса и грузового автомобиля.

Школа располагает следующими техническими средствами: компьютер -15 , лазерный принтер — 4, сканер ScanPrisa640P -1 , модем ZYXEL prestige 600series — 1, телевизор 4 , видеопроектор Epson – 1 шт., видеомагнитофон — 2 , музыкальный центр — 2, аудиомагнитофон -9 , интерактивная доска – 1 шт., ксерокс – 3 шт., дискотечный центр – 1, синтезатор «Yamaha» — 1.

Информационные средства: электронные учебники и видеокассеты; сайт , размещенный на хостинге schoolland.ru. . (приложение 11. Информация о о сайте)

Сайт был создан учащимися школы во главе с учителем информатики Мухаммадиевой Р.Р.

Охрана труда и обеспечение условий безопасности

Территория МОУ СОШ №5 ограждена по периметру. Въездные ворота находятся в закрытом состоянии.

В школе осуществляется круглосуточное дежурство и введен пропускной режим. Школа оборудована кнопкой экстренного вызова с выводом на пульт управления отдела вневедомственной охраны при районном отделе внутренних дел.

Школа укомплектована первичными средствами пожаротушения ОП-5 ( 15 шт.).

Оборудованы согласно требований и норм пожарной безопасности пути эвакуации и запасные выходы, своевременно производится перезарядка огнетушителей, измерение сопротивления изоляции и заземления, техническое обслуживание технологического оборудования.

Соблюдаются тепловой, воздушный, питьевой режимы. Своевременно производится текущий ремонт помещений.

Школа к новому учебному году принята районной комиссией по акту. (Приложение 12. Акт о приемке школы.)

Директор, члены совместной комиссии по охране труда, уполномоченный по охране труда, ответственные лица за пожарную безопасность, электро- и тепловое хозяйство обучены общим вопросам охраны труда и технике безопасности.

Созданы комиссии по чрезвычайным ситуациям, охране труда, формирования гражданской обороны.

В школе проводятся регулярно плановые учения с участием сотрудников и учащихся с целью обучения их действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Законодательство об охране труда и технике безопасности соблюдается.

Регулярно проверяется тепловой и температурный режим, освещенность в помещениях сотрудниками Роспотребнадзора. В мастерских, спортивных залах и кабинетах особой сложности учебные занятия проводятся согласно актам разрешений. (Приложение 13.Санитарно-эпидемиологическое заключение )

Успешное обучение в школе непосредственно связано с состоянием здоровья учащихся. Педагогический коллектив школы добивается улучшения состояния здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Для этих целей широко используются различные формы и методы снятия утомленности и повышения эмоционального настроя.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 3 и 4 урока перемены по 15 минут, которые используются для снятия утомления, для приема пищи. В оздоровительных целях в школе создаются условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении: проведение спортивного часа в группе продленного дня, уроков физической культуры, внеклассных спортивных мероприятий, дней здоровья.

По данным детской поликлиники отрицательной динамики состояния здоровья учащихся школы не наблюдается. (Приложение 14. Информационная справка)

Свидетельством положительной работы школы здоровьесберегающему направлению является отсутствие дорожно-транспортного травматизма за последние 3 года и снижение травматизма как в урочное, так и внеурочное время (Приложение 15 . Справка ОГИБДД).

Учителями физической культуры организуются и регулярно проводятся спортивно-массовые соревнования по различным видам спорта, спортивно-массовые мероприятия «Дни здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», «День туриста» и другие, которые пользуются среди жителей микрорайона (Приложение 16 . Фото).

В зимний период учителя физической культуры в учебную программу включили обучение катанию на коньках. Для этих целей были приобретены 60 пар коньков для мальчиков и девочек.

При правильной постановке учебно-воспитательного процесса повышается работоспособность учащихся. Часы групповых и индивидуальных занятий входят в объем допустимой нагрузки. Расписание уроков составляется согласно нормам СанПиНа 2.4.2.1178-02 и ежегодно утверждаются в Роспотребнадзоре р.п. Чишмы.

Максимально допустимая нагрузка в 2-4 классах при 45-минутной продолжительности при шестидневной учебной неделе составляет 27 часов, что соответствует нормативным требованиям СанПиНа 2.4.2.1178-02.

Продолжительность учебного дня для учащихся 5-11 классов зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с учебным планом.

Горячим питанием охвачены все учащиеся школы.

В МОУ СОШ №5 разработан и действует план по сохранению здоровья учащихся.

3.Характеристика педагогического коллектива

В МОУ СОШ №5 работают 62 педагога. Средний возраст педагогов составляет лет. Средний педагогический стаж — лет. Средний возраст администрации школы – 47 лет. Средняя нагрузка учителей — часов. Имеют высшее образование – 58 учителей ( %), среднее специальное образование – 4 учителя ( %).

Образование учителей соответствует преподаваемому учебному предмету.

Повышение квалификации учителей происходит через аттестацию, курсы повышения квалификации, посредством самообразования, участия в работе районных методических объединений, конкурсах профессионального мастерства. Учителя делятся своим опытом со своими коллегами на семинарах районного и республиканского масштаба. (Приложение 17. Диаграмма квалификации педагогов. Курсовая подготовка учителей)

Значительно вырос интерес учителей по применению информационно-коммуникационных технологий. 18 учителей прошли курсы повышения квалификации по информационным технологиям, являясь пользователями ПК, апробируют технологии интегрированного обучения и обучения на коммуникативно-познавательной основе. В процессе преподавания учебных дисциплин используются различные виды современных технологий (Приложение 18. Таблица применения современных образовательных технологий)

За свою педагогическую деятельность ряд учителей школы имеют почетные звания и награды: Почетный работник — 1 человек; Отличник образования Российской Федерации -1 человек; Отличник образования Республики Башкортостан — 5 человек; Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации — человек; Почетная грамота Министерства образования Республики Башкортостан — человек; Почетный знак «За заслуги в развитии туризма в РБ» — 2 человека.

4.Характеристика учащихся и их семей

В школе обучается 647 учащихся, из них 324 мальчиков, 323 девочки.

Наполняемость классов в среднем составляет 20 учащихся. Образовательный процесс осуществляется в две смены. Режим работы – шестидневная рабочая неделя с продолжительностью урока 45 минут. Расписание уроков и расписание звонков согласовано с Роспотребнадзором и соответствует нормам Сан.ПиНа.

В начальной школе обучается учащихся,

в основной школе обучается учащихся,

в старшей школе обучается учащихся.

Социальный статус семей учащихся МОУ СОШ №5

Количество семей учащихся, обучающихся в МОУ СОШ №5 р.п. Чишмы

Из них: неполных

многодетных

28

имеющих детей под опекой

9

семей «группы риска»

3

имеющих детей — инвалидов

3

малообеспеченных

22

имеющих детей-сирот

31

Социальное положение родителей учащихся МОУ СОШ №5

Всего

родителей

В том числе

Рабочие

Служащие

Коммерция

Не работают

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Количество учащихся группы «риска» составляет 5 человек, на учете в ОДН состоят 2 человека.

Социальной службой МОУ СОШ №5 с 2006 года проводятся социологические исследования общественного мнения по отношению к школе учащихся, их родителей, общественности микрорайона школы (Приложение 19.Отзывы учащихся и родителей).

5. Основные достижения школы

Основной задачей школы является обеспечение высокого качества образования, которое рассматривается как соотношение целей, поставленных школой в лице администрации, учителей, учащимися, их родителями, и результатом.

Качество образования оценивается по следующим параметрам: степень обученности; уровень развитости; здоровье ученика. При этом учитываются и негативные эффекты и последствия образовательного процесса, в том числе перегрузка, тревожность, низкая стрессоустойчивость.

Повышению качества обучения способствует внедрение процессов информатизации и профилизации, а повышение интеллектуального содержания влечет за собой повышение уровня воспитанности. К качеству обучения добавляется в современных условиях социализированность ученика – самостоятельность, критичность мышления, коммуникативность, современные практические умения – знание рыночных реалий, готовность к труду, умение трудиться.

Только при высоком качестве знаний могут быть успешно решены задачи учебно-воспитательного процесса.

Педагогический коллектив МОУ СОШ №5 умело осуществляет мониторинг учебно-воспитательного процесса, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения (Приложение 20.Мониторинг успеваемости).

Качество образования предполагает соотношение цели и результата, меру достижения цели. В реализации этого определяющую роль играет форма деятельности учителя, основной функцией которого является проектирование индивидуального интеллектуального развития каждого ребенка. Следовательно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как дифференцированный и личностно-ориентированный подход в обучении учащихся с разным уровнем подготовки и способностей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование.

Применение учителями школы новых форм уроков (уроки-лекции, семинары, практикумы и т.д.) способствует повышению качества обучения и воспитания.

Из год в год стабильно сохраняется количество учащихся, обучающихся на «отлично». Стабильно сохраняется и качество обучения (Приложение 21.Качество успеваемости)

Сравнительный анализ итогов успеваемости учащихся за три года позволяет сделать вывод о том, что педагогический коллектив МОУ СОШ №5 работает стабильно. Основным подтверждением являются стабильные выступления учащихся на предметных олимпиадах и поступаемость в ВУЗы РФ и РБ, которая составляет от до % (Приложение 22. Результативность предметных олимпиад. Поступаемость выпускников в ВУЗы.)

В рамках реализации Закона о языках в школе большое внимание уделяется изучению родных языков (башкирского, русского, татарского).