Особенности межличностных отношений в классе.

Задания на педагогическую практику (часть «психология»)

по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование

Профили География, История, Родной язык и литература, Русский язык и литература, Иностранный язык, Изобразительное искусство

Компетенции

Задания по психологии

Форма отчетности

Методики

3 (третий) курс

ПК – 3 — способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

ОПК – 6 — способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально- значимого содержания

Составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива с его социометрическим исследованием

  • Письменный текст характеристики на класс
  • Отчет социометрического исследования с таблицами-матрицами на выявление лидера-аутсайдера, микрогрупп, построеннной социограммой (социомишенью).

1. Примерная схема психолого-педагогической

характеристики классного коллектива

2. Социометрическое исследование.

ОПК – 4 — способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

Составить психологический анализ (самоанализ) классного часа

Письменный текст психологического анализа классного часа.

ПК – 5 — готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами,заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

Составить психологический анализ воспитательного мероприятия

Письменный текст психологического анализа воспитательного мероприятия

3. Примерная схема анализа внеклассного мероприятия

Составить психологический анализ познавательного аспекта урока по специальности, который студент посетил за период своей практики

Письменный текст психологического анализа познавательного аспекта урока

4. Примерная схема психолого-педагогического анализа урока для определения эффективности организации познавательной деятельности учащихся

Методики:

1. Примерная схема психолого-педагогической

ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся. (количество учащихся , из них мальчиков и девочек, количество второгодников , когда сформировался коллектив , были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.) .

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса .

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования : — беседа с учителями и учащимися,

— наблюдения на и вне уроков,

— изучение классного журнала, личных дел учащихся .

2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, потребности , интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности) . Отношение класса к установленным правилам поведения в

школе , их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса

Жизнь класса вне учебных занятий

Участие класса в общешкольной жизни

Методы исследования :

— беседа с учителями и учащимися

— наблюдения на и вне уроков

— анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга, тест общей

направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина

и др.) — см. Приложение.

3. Организационная структура класса

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в класс .

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность , общая культура , организаторские способности , знание психологии учащихся , их интересов и т.д.) . Интенсивность общения с классом . Преобладающие формы общения (приказ , указания , инструкция , выговор , совет , просьба , похвала , информация).

Стиль классного руководства :

— авторитарный: «общение — дистанция», «общение — устрашение» ;

— демократический — «общение на основе общей увлеченности», «Общение на основе дружеского

расположения»;

— либеральный — непоследовательный: «общение — заигрывание».

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет

актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях ( доброжелательный, равнодушный, конфликтный).

Причины конфликтов при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования :

— беседа с классным руководителем, активом;

— наблюдения на и вне уроков;

— анкетирование (составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике вместе со сводной таблицей ответов учащихся).

— методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина (см. Приложение).

4. Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего

коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении

учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание).

Методы исследования :

— беседа с учителями, классным руководителем , учениками;

— наблюдения на уроках ;

— изучение классного журнала, ученических тетрадей.

5. Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе ( предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

Методы исследования :

— наблюдения на и вне уроков;

— беседа с классным руководителем, учениками;

— методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханин ;

— тест общей направленности деятельности личности (см. Приложение).

6. Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом

и учителями.

Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе ( имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным

вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера

класса?) .

Волевые качества класса ( способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

Методы исследования :

— наблюдения на и вне уроков;

— беседа с классным руководителем;

— карта-профиль оценки психологического климата группы;

— методика по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)

7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; «трудные» учащиеся, их влияние

на товарищей.

Причины, вызывающие «трудности» в поведении учащихся.

Как в классе проявляются психологические особенности возраста.

Методы исследования :

— наблюдение;

— беседа с классным руководителем, учениками

8. Рекомендации классному руководителю.

Общая оценка уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые можно поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов школьников.

П р и л о ж е н и е

Методика № 1 . УЧЕБНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ

Цель исследования :

Выявление интереса учащегося вашего класса к изучаемым в школе предметам , на что он направлен , под воздействием каких факторов и когда он возник , какое влияние оказывает на успеваемость.

Используйте свои наблюдения за школьниками , проведите беседу . Затем с целью уточнения и углубления имеющихся сведений предложите им ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Вы в этом году изучаете (дать перечень изучаемых предметов) , какой вызывает у тебя

наибольший интерес ?

2. Когда ты заинтересовался этим предметом и что этому способствовало ?

(учитель , др. люди (родители , знакомые и др.) , книги , кино и телепередачи , предмет дается

легко) .

Полученные данные представьте в следующих таблицах.

На основании проведенного опроса установите , какое влияние оказывает интерес на успеваемость в учебе , как он связан с самостоятельной работой . Проследите , какие из учебных интересов возникают раньше , какие позже и чем это можно объяснить.

Как Вы предлагаете организовать работу с детьми , проявившими повышенный интерес к

преподаваемому предмету? Как вызвать у учащихся интерес к предмету?

Таблица 1 . Распределение учебных интересов учащихся.

Класс

Кол-

во

Учебные интересы

уч-

ся

Рус.

яз.

Лит-

ра

Алгеб

ра

Геометрия

Геог-

рафия

Исто-

рия

Биоло-

гия

Иностр.

яз.

Физ-

ра

Труд

Таблица 2 . Что способствовало возникновению интереса (в %).

Учебн.

предмет

(%)

Способ-

ности

(%)

Учитель

(%)

Др. люди (родители,

знакомые и др.)

(%)

Книги

(%)

Кино и

TV

(%)

Прочее

(%)

Не знаю

(%)

Методика № 2 . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель исследования:

Выявить преобладающие мотивы учения и их роль в учебной деятельности.

Учащимся предлагается на доске ряд возможных мотивов учебной деятельности . Каждый должен внимательно прочесть все пункты анкеты и подчеркнуть те из них , которые соответствуют его стремлениям (анонимно).

Примерное содержание анкеты (учебные мотивы) :

1. Учусь потому что интересно.

2. Учусь потому, что хочу больше знать.

3. Учусь потому, чтобы доставить родителям радость.

4. Учусь потому, что потом будет легче хорошо устроиться на работу.

5. Учусь потому, что сейчас все учатся.

6. Учусь потому, что нравится учитель.

7. Учусь, чтобы не отстать от товарищей.

8. Учусь потому, что в наше время нельзя быть незнающим.

Полученные данные занести в таблицу «Выявление преобладающих мотивов учения школьников . Постарайтесь определить , под влиянием каких факторов они возникли . Сделайте выводы о возможных педагогических воздействиях на учащихся для развития положительных мотивов учения .

Таблица . «Преобладающие мотивы учения в классе» .

Количество

Учебные мотивы

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Абсолютное

число

(%)

Методика № 3 . ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (ЕЦО) ГРУППЫ В СФЕРЕ ДОСУГА

Целевая установка:

Учитель должен уметь изучать ценностные ориентации группы , в частности в сфере досуга , и использовать полученные данные для формирования коллектива и эффективной организации воспитательной работы.

Цели :

1. На уроке в классе провести опрос школьников (желательно подросткового возраста) с целью выявления уровня ЕЦО группы в сфере досуга . Обработать данные опроса , вычислить коэффициент ЕЦО группы , провести анализ материала.

2. Разработать план психолого-педагогических мероприятий организации свободного времени группы с учетом выявленного показателя ЕЦО.

Методические указания :

Опрос учащихся проводится в два этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП . Студент -практикант раздает школьникам небольшие листочки бумаги и объясняет задание : «Ребята , напишите 10 любых ценностей из области досуга (например , театр , экскурсии , чтение книг и т.д.)» . Затем , собрав эти листочки , составляет список 15 наиболее часто встречающихся в них ценностей (в алфавитном порядке).

ВТОРОЙ ЭТАП . (он проводится через несколько дней).

Студент предъявляет список с 15 названными ценностями школьников и просит каждого выбрать 5 ценностей , наиболее важных для него лично .

Обработка материала .

Выборы ценностей , сделанные школьниками , разносятся по списку с пятнадцатью наименованиями . Подсчитывается сколько раз выбрана та или иная ценность . Высчитывается коэффициент ЕЦО группы по формуле :

n1 -n2

______

ЕЦО = * 100

N

где :

n1 — сумма пяти самых популярных по выборам группы ценностей;

n2 — сумма пяти наименее популярных по выборам группы ценностей;

N- число всех выборов, сделанных группой ( количество участвующих в опросе, умноженное на 5).

Чем выше полученный показатель, тем выше ЕЦО.

Завершение работы:

Составленные с учетом коэффициента ЕЦО планы проведения досуга школьников обсуждаются

на собрании студентов-практикантов и предлагаются для реализации классному руководителю.

Методика № 4 . КАРТА-ПРОФИЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой -схемой . В левой стороне листа описаны те качества коллектива , которые характеризуют благоприятный психологический климат , в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом . Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы , помещенной в центре листа ( от +3 до -3) .

В предлагаемой вниманию читателя схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем — справа и после этого знаком (*) отметить в средней части листа ту оценку , которая наиболее соответствует истине . При этом надо иметь в виду , что оценки означают:

+3 — свойство , указанное слева , проявляется в коллективе всегда ;

+2 — свойство проявляется в большинстве случаев ;

+1 — свойство проявляется достаточно часто ;

0 — ни то , ни противоположное свойство (указанное справа) не проявляется достаточно

ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени ;

-1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа) ;

-2 — свойство проявляется в большинстве случаев ;

-3 — свойство проявляется всегда .

+

3

+

2

+

1

0

1

2

3

Преобладает бодрое и

жизнерадостное настроение.

Преобладает подавленное настроение , пессимистический тон .

Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.

Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность,

антипатии .

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание .

Группировки конфликтуют

между собой .

Членам коллектива нравится быть вместе , участвовать

в совместных делах , вместе проводить свободное время.

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению , выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Преобладают одобрение и поддержка: упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга .

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей .

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится

Новички чувствуют себя лишними, чужими , к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен ,

полон энергии .

Коллектив пассивен ,

инертен

Коллектив быстро

откликается , если нужно

сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело,

каждый думает только о

собственных интересах .

В коллективе существует справедливое отношение ко

всем членам , здесь поддерживают слабых , выступают в их защиту .

Коллектив разделяется на «привилегированных» и «принебрегаемых» , здесь презрительно относятся к слабым , высмеивают их .

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив , если его отмечают руководители .

К похвалам и поощрениям

коллектива здесь относятся

равнодушно

Обработка результата:

Чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:

1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психо-

логический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким

свойствам — негативный ( высокая отрицательная оценка).

2. Суммировать общее количество баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психологический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.

Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).

В диапазоне от 12 до -12 баллов психологическая атмосфера в классе — нейтральная ( атмосфера безразличия) и , соответственно, уровень эмпатии педагогического общения — средний.

В диапазоне от -24 до -36 баллов психологическая атмосфера в классе — негативная, т.е.

преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.

Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую же оценку сделали и другие педагоги, работающие с этим классом ( не менее пяти человек ), а также сами школьники.

Методика № 5 . ОБЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель :

Изучить общую направленность деятельности личности.

Оборудование:

Лист ответов, карандаш.

Ход работы .

Выдать испытуемым листы ответов. Сообщить следующую инструкцию: «На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на

каждый пункт выбери тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для

вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа ( А, В, С)

напишите в лист для ответов в скобках против номера вопроса в столбике «Больше всего»,

Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от вашей точки зрения, наименее ценный для вас или менее всего соответствующий правде, Соответствующую

букву напишите против номера вопроса, но в колонке «Меньше всего» .Для каждого вопроса

используйте только две буквы, Оставшийся ответ не записывают нигде.

Обработка результата :

При обработке материалов обследования пользуются специальным «ключом». Если указанная в «ключе» буква (А,В,С) занесена в колонку «Больше всего», то испытуемому приписывается 2 балла по данному виду направленности . Если же она расположена под индексом «Меньше всего» , то ему дается 0 баллов . Затем подсчитывают количество двоек и записывают их внизу бланка для ответов рядом с индексами НС , ВД , НЗ в зависимости от того , какой ключ использовался . Количество двоек пишут под индексом БВ «Больше всего». Также подсчитывается количество нулей , которое записывается под индексом «Меньше всего» (МВ) . Из количества двоек высчитывается количество нулей и к этой разности прибавляется 30 . Эта сумма характеризует уровень по данному виду направленности . Следует лишь иметь в виду , что количество нулей превышает количество двоек , то разность между ними вычитается из числа 30 . Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. В противном случае нужно искать ошибку , допущенную при подсчете.

Выделяют три вида направленности : 1)личную , 2)коллективистическую , 3)деловую.

ЛИЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (направленность на себя — НС) создается преобладанием мотивов собственного благополучия , стремления к личному первенству , престижу . Такой человек чаще всего бывает занят самим собой , своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя . В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от других.

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВЗАИМНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ВД) имеет место тогда , когда поступки человека определяются потребностью в общении , стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе . Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности , хотя может и не способствовать успешному выполнению задания : нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

ДЕЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов , порождаемых самой деятельностью , увлечение процессом деятельности , бескорыстное стремление к познанию , овладению новыми навыками и умениями . Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы , а поэтому старается доказать точку зрения , которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо иметь в виду , что все три вида направленности личности не разделяются строго, а всегда сочетаются . Вероятно , наиболее эффективная деятельность лиц , у которых в одинаковой мере выражена направленность на задачу и на взаимные действия.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

БВ

МВ

БВ

МВ

БВ

МВ

БВ

МВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

БВ МВ

Сумма

НС — — +30=

ВД — — +30=

НЗ — — +30=

К Л Ю Ч

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА

себя ( НС )

взаимодействие ( ВД )

задачу ( НЗ )

1.А 11.В 21.С

2.В 12.В 22.С

3.А 13.С 23.В

4.А 14.С 24.С

5.В 15.А 25.В

6.С 16.В 26.В

7.А 17.А 27.А

8.С 18.А 28.В

9.С 19.А 29.А

10.С 20.С 30.С

1.С 11.С 21.А

2.С 12.А 22.А

3.С 13.А 23.С

4.В 14.А 24.А

5.А 15.С 25.А

6.А 16.С 26.А

7.С 17.С 27.В

8.В 18.С 28.С

9.А 19.В 29.С

10.В 20.В 30.А

1.В 11.А 21.В

2.А 12.С 22.В

3.В 13.В 23.А

4.С 14.В 24.В

5.С 15.В 25.С

6.В 16.А 26.С

7.В 17.В 27.С

8.А 18.В 28.А

9.В 19.С 29.В

10.А 20.А 30.В

АНКЕТА

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает :

А. Оценка работы .

В. Сознание того , что работа выполнена хорошо .

С. Сознание , что находишься среди друзей .

2. Если бы я играл в футбол , то хотел бы быть :

А. Тренером , который разрабатывает тактику игры .

В. Известным игроком .

С. Выбранным капитаном команды .

3. Лучшими преподавателями являются те , которые :

А. Имеют индивидуальный подход .

В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему .

С. Создают в коллективе атмосферу , в которой никто не боится высказать свою точку

зрения .

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей , которые :

А. Не скрывают , что некоторые люди им не симпатичны .

В. Вызывают у всех дух соревнования .

С. Производят впечатление , что предмет , который они преподают , их не интересует .

5. Я рад , когда мои друзья :

А. Помогают другим , когда для этого представляется случай .

В. Всегда верны и надежны .

С. Интеллигентны и у них широкие интересы .

6. Лучшими друзьями считаю тех :

А. С которыми хорошо складываются взаимные отношения .

В. Которые могут больше , чем я .

С. На которых можно надеяться .

7. Я хотел бы быть известным , как те :

А. Кто добился жизненного успеха .

В. Может сильно любить .

С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А. Научным работником.

В. Начальником отдела.

С. Опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А. Игры с друзьями.

В. Успехи в делах

С. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

С. Когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна была бы заключаться в:

А. Подготовке учеников по специальности.

В. Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12.Мне не нравятся коллективы, в которых.

А. Недемократическая система.

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

С. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. Для общения с друзьями.

В. Для любимых дел и самообразования.

С. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми.

В.У меня работа, которая меня удовлетворяет.

С. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А. Другие ценят меня.

В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

С. Приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне захотелось бы, чтобы:

А. Отметили дело, которое я выполнил.

В. Похвалили меня за мою работу.

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель бы:

А. Имел ко мне индивидуальный подход.

В. Стимулировал меня на более интересный труд.

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства.

В. Неуспех при выполнении важной задачи.

С. потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.

В. Общую работу.

С. Практические результаты.

20. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе.

В. С удовольствием работаю

С. Выполняют работу по -настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры.

В. Отметание всего нового.

С. Людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.

В. Помогать другим в общем деле.

С. Вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно.

В. Пользуется авторитетом.

С. Доступно.

24. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались коллективно.

В. Самостоятельно работать над решением проблемы.

С. Чтобы начальник признавал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

В. О жизни известного человека.

С. Типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижером.

В. Солистом.

С. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы.

В. В развлечениях с друзьями.

С. Занимаясь своим увлечением (хобби).

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс.

В. Играл бы в конкурсе.

С. Организовал бы конкурс и руководил бы им.

29. для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать.

В. Как достичь цели.

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им.

В. Выполнить прежде всего свою задачу.

С. Ненужно было укорять его за работу,

Методика № 6 . ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА — ХАНИНА

Цель:

Оценить уровень сплоченности классного коллектива.

Инструкция для школьников:

Внимательно послушайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий Вашему мнению.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?

1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

5. «Существую» отдельно от других членов коллектива (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

11.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел. чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

6. Не знаю, трудно ответить (1).

111.а) Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе на уроках?

1.Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1)

б) На различных мероприятиях ( «огоньках», культпоходах, экскурсиях и т.п.)

1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

2. Лучше, чем в большинстве классов (3).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. не знаю (1).

в) Вне школы:

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. примерно такие же, как и в других классах (2)

3.Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

1У. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

У. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо суммировать баллы, ука-

занные в скобках

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ:

Высокий уровень групповой сплоченности — 25 баллов.

Оформление методик Проведенные в ходе педагогической практики психологические исследования оформляются в

виде протокола по следующей схеме:

  1. Название методики.
  1. Цель.
  1. Результаты исследования (данные, полученные в результате проведения исследования, оформляются в виде сводной таблицы).
  1. Вывод.

Н А П Р И М Е Р:

Протокол № 1

  1. Цель: Оценить уровень сплоченности классного коллектива.
  2. Методика № 1 Оценка групповой сплоченности классного коллектива.
  3. Результаты исследования.

ТАБЛИЦА 1. Сводная таблица результатов исследования уровня сплоченности классного коллектива.

Испытуемый(код или инициалы)

Оценка групповой сплоченности коллектива

испытуемыми (в баллах)

1

В.М

24

2

С.Н

24

3

Е.Д

22

4

Р.Ш

19

27

Л.Т

18

Вывод: проведенное исследование показало,что…

2. Социометрическое исследование.

Для изучения межличностных отношений в классе методом социометрии (выбор партнера по совместной деятельности) включите в исследование весь класс.

Учащимся класса раздают небольшие листочки бумаги. В верхнем углу каждый ученик пишет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1,2,3. Затем учитель зачитывает вопрос, на который должны ответить учащиеся. Например:

  • для выбора эмоционального лидера можно задать вопрос: «Кого из одноклассников ты хотел бы пригласить на день рождения?», «Кого из одноклассников ты не хотел бы пригласить на день рождения?» или «С кем из одноклассников ты хотел бы встретить Новый год?» и.т.п.;
  • для определения делового лидера можно задавать вопросы типа: «Кому бы ты поручил выполнение ответственного задания», или «С кем бы отправился в турпоход?» и т.п.;
  • для определения интеллектуального лидера возможны вопросы: «Кому бы ты позвонил, обращаясь за помощью при выполнении домашнего задания?», или «С кем ты хотел жить в одном подъезде, чтобы можно было обращаться за помощью при затруднении?»

Вопросы могут быть разными по содержанию, но одно условие должно соблюдаться обязательно: школьник должен выбрать трех партнеров из своего класса. Учащимся следует объяснить, почему надо выбрать трех партнеров: в случае невозможности участия первого его место занимает второй, а если и он по каким-то причинам не сможет принять приглашение, его место занимает третий. Заполненные листочки учитель собирает и обрабатывает.

Все листочки раскладывают в алфавитном порядке, нумеруют.

Для обработки полученных материалов следует использовать матрицы 1 и 2. Первую матрицу заполняют следующим образом. Фамилии школьников (кто выбирает) в алфавитном порядке заносят в соответствующие графы матрицы (по вертикали).

По горизонтали проставляют порядковые номера школьников (кого выбирают).

Сведения из листочков переносят в матрицу: в соответствующих клетках знаком + отмечают выбор. Например, если школьник, который значится в матрице под номером 1, выбрал учащихся под номерами 7 и 15, следует в строчке школьника 1 отыскать клетку, соответствующую этим номерам (использовать нумерацию по горизонтали).

Если школьники выбрали друг друга (номер 1 выбрал номер 7 и номер 15, а они, в свою очередь, выбрали номер 1), то этот взаимный выбор отмечается знаком +Ø.

После переноса всех данных из карточек подсчитывают количество выборов и взаимных выборов, в том числе у каждого школьника. Итог фиксируют в клетках внизу (подсчет производят по вертикали).

Количество выборов является показателем популярности школьника в классе.

Для заполнения матрицы 2 используют матрицу 1. Из матрицы 1 выделяют любого школьника, имеющего взаимный выбор. Его порядковый номер из матрицы переносят в первую строку матрицы 2. Этот же номер проставляют в первой верхней клетке. Фамилию записывают в первую строку. Во вторую строку заносят порядковый номер и фамилию того школьника, с которым только что занесенный в первую строку ученик имеет взаимный выбор. Порядковый номер второго школьника из матрицы 1 проставляют во второй клетке сверху. В соответствующих клетках против этих фамилий ставится знак +Ø. После этого из матрицы 1 выделяется других школьников, имеющих взаимный выбор с учеником, фамилия которого стоит в первой строке. Их порядковые номера из матрицы 1 заносят в третью и четвертую строку и третью и четвертую клетки сверху. Фамилии пишут в третью и четвертую строки. Против этих учеников в соответствующие клетки вносится знак +Ø. Этот знак заносят в клетки к первому ученику. Если школьник, фамилия которого стоит в первой линейке, больше не имеет взаимного выбора. То следует посмотреть его у школьника, фамилия которого стоит во второй линейке. Если имеется взаимный выбор, то номер и фамилию ученика заносят в последующую линейку, как делали ранее. Знаки взаимного выбора будут располагаться по диагонали. Образовавшуюся микрогруппу обводят жирной чертой при этом должен получиться квадрат.

Другие микрогруппы определяют аналогичным образом.

Полученный данные анализируют с точки зрения количества и состава малых групп.

Матрица 1

№ п/п

Фамилия ученика

1

2

3

4

5

20

1

Алексеева

+ Ø

+ Ø

+

2

Белкина

+

+ Ø

+

3

Виноградова

+ Ø

+

+

4

Григорьева

+

+ Ø

+

5

Данилова

+ Ø

+

+ Ø

20

Яковлева

+

+

+ Ø

Всего выборов

4

2

2

3

4

3

В том числе взаимных

2

1

1

1

2

1

Матрица 2

Фамилия ученика

1

3

5

20

2

4

1

Алексеева

+ Ø

+ Ø

3

Виноградова

+ Ø

5

Данилова

+ Ø

+ Ø

20

Яковлева

+ Ø

2

Белкина

+ Ø

4

Григорьева

+ Ø

Примечание: + — положительный выбор; — отрицательный выбор

По результатам исследования можно построить социограмму – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

По результатам исследования делают психолого-педагогические выводы о мерах по устранению недостатков в отношениях между детьми. Для определения устойчивости межличностных отношений и эффективности воспитательных мер воздействия эксперимент повторяют через три-шесть месяцев.

Социограмма. Девушки обозначены кружками, мальчики – треугольниками

В социограмме используются следующие специальные знаки:

  • положительная взаимная связь

  • положительный выбор

  • взаимная отрицательная связь

  • отрицательный выбор

  • уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С – во вторую)

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

  1. Внутренний круг – это зона «звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
  2. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя
  3. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
  4. За кругом – зона изолированных, это те, которые не получили ни одного выбора.

Индекс групповой сплоченности вычисляется по формуле:

С = Сумма взаимных выборов

Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности: 0,6-0,7

3. Примерная схема анализа внеклассного мероприятия

  1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит.

Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа.

Место проведения.

От кого исходит инициатива проведения мероприятия?

Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).

  1. Своеобразие мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.).
  2. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражаться. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.
  3. Конкретная обстановка проведения мероприятия: обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
  4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о занятии? В чём выразилась их общая и индивидуальная подготовка к этому занятию? Как был учтён возраст детей?
  5. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
  6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
  7. Какими приёмами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
  8. Как и какими приёмами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чём нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
  9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на воспитательном занятии?
  10. Как была организована концовка занятия? В чём психологическое значение такой организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
  11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

4. Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

для определения эффективности организации познавательной деятельности учащихся

1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

а) Тема, цели и задачи урока.

б) Структура урока и его психологическая целесообразность.

2. Организация познавательной деятельности учащихся.

а) Организация восприятия и его характер.

Что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, наглядные средств и т.п.)?

Качество материала восприятия, использования наглядных средств, их функции на уроке.

Осмысление восприятия учебной информации.

б) Активизация памяти, ее развитие.

Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах? Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, произвольная, непроизвольная, механическая, логическая)?

Какие приемы запоминания излагаемых сведений использовал учитель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?

в) Организация внимания.

Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, опора на принцип наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т.д.)

Виды внимания, имевшие место на уроке и форма их проявления у отдельных учащихся. Способы переключения внимания учащихся с одного вида деятельности на другой. В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?

г) Активизация мыслительной способности учащихся.

Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства? Какие связи между понятиями он установил и какие суждения вырабатывал?

Каким путем (индуктивным или дедуктивным) шло усвоение понятий и суждений?

Вызвал ли учитель у учащихся потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.д.)?

Каковы уровни усвоения понятий проявили учащиеся на уроке и какие допустили ошибки при определении понятий? Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление учащихся? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли учащиеся активными после ответа? Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно проводили учащиеся для того, чтобы найти решение поставленной проблемы?

В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития: наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответов на вопрос)?

Обучал ли учитель детей уже готовым методам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их в процесс творческого мышления? Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?

Активизировались ли на уроке память, репродуктивное и творческое воображение учащихся?

Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учащихся?