Организация обучения детей в младших классах школы

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М., 1997. – 704 с.

2. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

Форма контроля: проверка конспекта

 

 

5.5.3 Научение и обучение в подростковом и юношеском возрасте (лек–2 ч., пр.–2 ч.)

 

Лекция:

Изменения в учебной деятельности, связанные с переходом из начальной в среднюю школу.

Влияние социальной ситуации развития на мотивацию учения подростка.

Обучение в юношеском возрасте. Особенности учебной деятельности старшеклассников. Влияние учебной и учебно-профессиональной деятельности на психическое развитие юношей и девушек. Проблемы дифференцированного обучения старшеклассников и подходы к их разрешению.

Роль социальной позиции, ее динамики в воспитании в подростковом и юношеском возрасте. Актуализация потребностей в самоутверждении, самопознании. Формирование мировоззрения. Особенности формирования эмоционально-волевой сферы в подростковом и юношеском возрасте. Обучение взрослых. Психологические основы профессионально-педагогического самообразования.

 

[1.6][1.16][2.7][2.11][2.26]

 

Практическое:

 

1. Проблемы дифференцированного обучения старшеклассников и подходы к их разрешению

1. Березовин, Н. Н. Учитель и детский коллектив / Н. Н. Березовин, Я. Л. Коломинский. – Минск, 1975.

2. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения / И. Е. Валитова. – Минск,1997. – 160 с.

3. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

Экзаменационные вопросы

Научение и обучение в младшем школьном возрасте

Научение и обучение в подростковом возрасте

ОБУЧЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Организация обучения детей в младших классах школы

Независимо от того, сколько усилий и времени тратит обеспечение готовности детей к обучению в школе, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который принято называть периодом адаптации ребенка к школе.

Для психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с радикальными изменениями, полезно пользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... возраста, Ж. Пиаже назвал конкрет­ными, поскольку они могут применяться только на конк­ретном, наглядном материале. Школьное обучение ... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком ... ребенок выходит из кризиса и вступает в но­вый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником ...

Таких моментов в жизни человека, когда происходят глубокие изменения социальной ситуации развития, немного. Это – поступление в школу, ее окончание, получение профессии и начало самостоятельной трудовой деятельности, становление семьи, переходы из одного возраста в другой. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.

В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности. У первоклассников чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми.

Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать дополнительные стимулы учебной деятельности.

Применимо к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребёнка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, обращаться к формам морального поощрения, связанным на первых порах обучения, в школе желательно исключать и приводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материалу моральными способами стимулирования учения ребенка.

Первоначально процесс преподавания в младших классах строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности: учебные ситуации, учебные действия, контроль.

Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям последовательность учебных действий, выделяя среди которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом и действенном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму их обобщенности, сокращенности и освоенности. Если в выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это явствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, действий, связанных с контролем и оценкой, либо слабой оценкой этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его деятельности уже сформированы.

Работа по освоению общих образцов действий должна определяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований — организовать начальное обучение на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств понятия и образцов решения задач определенного класса.

4 стр., 1960 слов

Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная ...

... дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина Коммуникативная деятельность заикающихся детей» включена в профессиональный цикл дисциплин. Коммуникативная деятельность заикающихся детей» опирается на содержание таких дисциплин, как: « ... и фронтальных логопедических занятий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего зач.ед. Всего часов Семестр Общая трудоемкость дисциплины ...

Ряд недостатков в овладении понятиями и способами решения задач связан с тем, что при формировании этих понятий и способов решения задач дети не были приучены выполнению всех необходимых учебных действий.

Если в младшем школьном возрасте умение не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения.

Необходимость контроля самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух.

Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.

Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками высоки. При правильно организованном обучении дети воспринимают и усваивают больше того, что традиционно дает обычная школа. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении домашних заданий, это выделение учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять себе, каким способом выполнения задачи ему необходимо овладеть, для чего нужно то или иное задание как учебное, чему оно может научить.

Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах учения в школе можно рекомендовать организовывать совместную учебную деятельность. Однако такая форма особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки.

Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, что следует правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на помощи.

 

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Трудности адаптационного характера легче и лучше всего преодолеваются тогда, когда одновременно с поступлением ребёнка школу с ним проводится большая работа дома. Преимущество домашней работы над школьной заключается в том, что она носит индивидуальный характер. Кроме того, дома ребёнок чувствует себя более раскованно, и у него имеется свободного времени.

В домашнем деловом и личностном общении с ребенком необходимо активно помогать ему преодолевать трудности. Чтобы научить ребенка в домашних условиях, следует систематически объяснять ему, что каждый школьный предмет, каждый каждое учебное задание рассчитаны на то, чтобы чему-то его научить. Эту мысль желательно иллюстрировать на понятных для ребенка примерах из его собственной жизни. Необходимо постоянно ставить перед ребенком вопросы, направленные на выяснение того, как он понимает учебную задачу.

5 стр., 2308 слов

особенности коммуникативной деятельности детей младшего школьного ...

... у младших школьников с ЗПР. Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задержкой психического развития. Предмет исследования: особенности коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность младших школьни ...

Неплохо работают на уяснение учебной задачи такие вопросы, которые можно задавать ребенку, когда он уже понял, что в школе чему-то хорошему учат, и сам научился определять то, чему можно научиться, выполняя определенное задание.

Правильный контроль и адекватную самооценку также необходимо сознательно формировать. Дети, поступающие в первый класс, в состоянии контролировать свое поведение, но не могут держать постоянно в сфере внимания процесс и результаты учебной деятельности. Чтобы сформировать контроль и самооценку, необходимо приучить ребенка сравнивать выполняемую им работу с некоторым образцом, научив его приемам такого сравнения. Контроль и самоконтроль ребенка нужно формировать не только в учебной, но и в других видах деятельности: в игре, в конструировании, в домашних заботах и делах. Тогда легче будет обобщить и перенести приемы контроля на учение.

Слежение за правильностью выполнения задания должно стать обязательным условием выполнения любой учебной деятельности и осуществляться ребенком самостоятельно. В начале обучения лучше не пользоваться отметками, а оценивать процесс в целом, выявляя и анализируя положительные и отрицательные стороны выполняемой работы.

Особое внимание в домашних условиях должно быть обращено на развитие мышления и речи.

Необходимо стимулировать занятия письмом. В начале обучения письменной речи это могут быть короткие письма родным, краткие изложения рассказов, написание маленьких сочинений и т.п.

Важно, чтобы развивающееся мышление ребенка совершенствовалось в нескольких планах:

в устной и письменной речи,

в теоретических рассуждениях

и практических делах.

Развитие теоретического плана мышления связано с усвоением и закреплением понятий, с развитием умения пользоваться ими. Практический план мышления ориентирован на решение разнообразных практических задач, в том числе с использованием сложных, координированных сенсорно контролируемых ручных движений.

Особенную роль в развитии теоретического мышления младших школьников играют занятия языками и математикой, так как эти науки представляют ребенку основные системы символов.

 

Для того чтобы усвоение математических понятий детьми с самого начала обучения в школе шло нормально, необходимо чаще предлагать школьникам решать разнообразные практические задачи с использованием соответствующих знаний и понятий: величины, множества, числа, операций.

4 стр., 1706 слов

18.Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности

... Соотношение понятий «группа» и «коллектив» Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. В ... людей. К ним относятся: 1.общественное мнение(единое по содержанию суждение коллективной деятельности отдельных личностей) 2.коллективное переживание(тождество эмоционального состояния людей,входящих в соц-ую ...

Процедуры измерения предметов в быту, их сравнение по количественным характеристикам, символическое выражение полученных результатов позволяют быстро освоить начальные математические понятия.

Промышленность выпускает достаточно много разнообразных развивающих игр для детей, которые предполагают использование элементарных математических понятий. Важно, чтобы эти игры не были ни слишком легкими, ни чрезмерно сложными для детей.

Математические задачи и упражнения обычно вызывают интерес у многих младших школьников, особенно когда их выполнение связано с решением практических задач удовлетворяющих актуальные интересы и потребности ребенка.

Практическое мышление детей совершенствуется также через представления и образное мышление в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок, сборка и разборка различных конструкторов. Их также необходимо как можно чаще применять в домашнем обучении младших школьников.

 

ИГРОВАЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать развивающее значение и постепенно заменяется учением, суть которого состоит в том, что оно имеют определённую цель.

Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, которые с удовольствием играют и взрослые. Это — игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.

В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. к новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье детей, вырабатывают смелость, настойчивость, другие полезные качества.

Каждый из четырех основных видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

4 стр., 1623 слов

Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...

... объединений в современных условиях. 44 5. Составить программу деятельности социального педагога по работе с детьми с отклонениями в развитии. 46 6. На примере одного из этапов ... социально-педагогических паспортов классов; Социально-педагогические характеристики Составление социально-педагогического паспорта школы Январь Февраль март классные руководители. соц. педагог 10 Изучение и анализ ...

Дефицит участия в отдельных развивающих видах деятельности проявляется, в частности, в том, что многие дети-первоклассники; хорошо владеют речью, умеют общаться, но мало что способны делать собственными руками.

Нередко встречаются дети, которые лучше других играют в разные игры, чаще выигрывают, но относительно слабы в рассуждениях и конструкторской деятельности, а также во владении умениями и навыками межличностного общения.

Важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них уравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей деятельности. Он должен быть разнообразным и интересным для детей. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат.

 

В качестве дополнительных источников умственного развития младших школьников, выступают различные виды искусства, средства массовой информации. Они расширяют и углубляют кругозор ребенка, улучшают его знания, повышают уровень эрудиции и общей культуры.

 

 

УЧЕНИЕ И НАУЧЕНИЕ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и прежде всего мышления. Мысль окончательно соединяется со словом, в результат, образуется внутренняя речь как основное средство организации и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной.

Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе.

Интеллектуальное развитие детей можно ускорить по трем направлениям: понятийное мышление, речевой интеллект и внутренний план действий.

Развитию мышления в старших классах школы может способствовать риторика, разные формы письменного изложения мысли, применяемые не только на занятиях языком и литературой (в форме традиционного изложения или сочинения), но и другими школьными.

При этом важно оценивать не только содержание, но и форму изложения материала.

Ускоренного образования научных понятий можно добиться на занятиях предметами, где соответствующие понятия вводятся и изучаются. Важно обратить внимание на следующие моменты:

а) почти каждое понятие, в том числе и научное, имеет несколько значений;

б) обычные слова из повседневно используемого языка, употребляется и для определения научных понятий, но недостаточно точны для того, чтобы определить объем и содержание научного понятия. Поэтому любые определения понятий через слова обыденного языка приблизительны.

в) допускается существование различных определений одних и тех же понятий, не полностью совпадающих друг с другом, и это относится даже к самым точным наукам (математика и физика).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. Коменский предлагает для детей до 6 лет — «материнскую» школу; для отрочества — шестилетнюю школу родного ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые ...

г) для одного и того же человека по мере его развития, а также для науки и представляющих ее ученых по мере их проникновения в суть изучаемых явлений объем и содержание понятий меняются. Произнося одни и те же слова через значительный период времени, мы обычно вкладываем в них несколько различный, со временем меняющийся смысл.

Из этого следует, что в средних и старших классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий. Это ускорит процесс развития понятийной структуры мышления у старшеклассников.

Становлению внутреннего плана действий могут помочь специальные упражнения, направленные на то, чтобы одни и те же действия как можно чаще совершались не с реальными, а с воображаемыми предметами, т.е. в уме.

Например, на занятиях математикой следует побуждать учащихся к тому, чтобы они больше считали не на бумаге или с помощью счетной машинки, а про себя, находили и четко формулировали принцип и последовательные шаги в решении задачи прежде, чем практически приступят к реализации найденного решения. Надо придерживаться правила: до тех пор, пока решение до конца не продумано в уме, пока не составлен план включенных в него действий и пока он не выверен на логичность, к практическому осуществлению решения не следует приступать.

Этими принципами и правилами можно пользоваться на занятиях всеми школьными предметами, тогда и внутренний план действий будет формироваться у учащихся быстрее.

Три представленных направления развития теоретического интеллекта, конечно, не существуют независимо друг от друга. Развитие речевого мышления так или иначе скажется на развитии понятий и внутреннего плана действий. Изменения, происходящие во внутреннем плане действий, связаны с развитием внутренней речи, положительно влияют на речевое мышление формирование понятий.

Работу по интеллектуальному развитию подростков и юношей необходимо вести комплексно.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У практического интеллекта, кроме связанной с этим названием способности решать практические задачи, есть и другие обозначения: здравый смысл, смекалка, интуиция.

В условиях перехода к рыночным отношениям и самостоятельной экономической деятельности значение практического интеллекта особенно возрастает.

В структуру практического интеллекта входят: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать возникающие задачи.

 

Развитым можно считать такое практическое мышление, которое обладает всеми указанными свойствами. Его можно и нужно формировать у учащихся начиная с первых классов, причем не школе, но и дома. Наметим основные направления развития у учащихся средних и старших классов школы перечисленных сторон практического интеллекта.

Благоприятные возможности для этого открывает ученическое самоуправление, а также участие учащихся в различных акциях общественно полезного коммерческого труда.

Важно, чтобы школьники в этих делах выступали не исполнителями воли других взрослых людей, а сами определяли, что и как следует делать, сами вступали в деловые отношения.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях. Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях ...

Больше самостоятельности необходимо давать подросткам и юношам домашних делах, соблюдая условие: работа должна выполняться самостоятельно, по собственному замыслу и разумению.

Экономность сформировать у детей проще, чем другие качества практического ума, но делать это надо систематически, побуждая самостоятельно производить расчеты затрат. Желательно также научить подростков и юношей простейшим методам ведения таких расчетов, что предполагает постановку и решение задач на составление смет, подведение итогов экономической деятельности. К этому желательно привлекать детей в школе и дома. Особенно необходимо это делать тогда, когда речь идет о расходовании детьми ими же заработанных средств.

Сложнее вырабатывается умение оперативно решать возникающие практические задачи. Оно зависит от темперамента ребенка (некоторые дети думают, соображают быстрее, чем другие), от приобретенного уже жизненного опыта. Одинаково быстро думать и действовать всех детей научить невозможно, но каждого можно приучить руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же, не откладывая, приступать к ее решению.

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИИ И НАВЫКОВ

В подростковом и юношеском возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки.

Если в этом возрасте не сформировать умение делать что-либо серьезное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у детей хороших профессиональных умений.

Подростки и юноши, которые в детстве не умели обращаться с техникой, пользоваться слесарными инструментами, что-либо делать собственными руками, редко становятся способными инженерами-конструкторами. Те них, кто в старших классах школы не проявлял математических, лингвистических, художественно-творческих способностей, став взрослыми, не превращаются в выдающихся математиков, филологов, художников. Будущие профессиональные успехи детей определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно формируются в школьные годы.

Развитие любых профессиональных умений и навыков зависит от общего уровня интеллекта,

Не менее важны и специальные способности, являющихся базой для многих видов профессиональной деятельности.

Например, виды инженерного труда в качестве таких специальных умений и навыков предполагают способность составлять и читать чертежи, работать с техникой и инструментами.

Этому нужно специально обучать подростков, если они проявляют интерес к соответствующим видам профессионального труда.

Для того чтобы стимулировать развитие у подростков соответствующих умений и навыков, к ним следует чаще обращаться за помощью в выполнении тех или иных работ, хвалить за успехи.

Потребность в общении также значима, но не является доминирующей.

Утверждение о ведущей роли общения в этом возрасте спорно? и плохо соотносится с фактами, согласно которым профессиональных успехов в жизни добиваются чаще в люди, которые в отрочестве и в ранней юности меньше всего тратили на общение и больше занимались чем-либо связанным будущей профессиональной деятельностью.

10 стр., 4996 слов

Развитие коммуникативных умений у старших подростков

... развития коммуникативных умений у старших подростков 1.1 Характеристика возрастных особенностей старших подростков В этом параграфе мы рассмотрим возрастные особенности детей старшего подросткового ... отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить ...

Преобладающая часть свободного времени подростков и старшеклассников должна быть направлена на самостоятельное приобретение знаний помимо стандартной программы и трудом.

Подростковый и ранний юношеский возраст можно считать сензитивным для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков.

Подросткам и юношам для их развития необходима интересная совместная профессиональная деятельности со взрослыми людьми и со сверстниками. Они могут и должны стать серьезными помощниками родителей в домашних делах, хозяйственных и других заботах.

Начиная с шестого-седьмого классов учебная и трудовая нагрузка на учащихся должна постепенно нарастать за счет введения в обучение специализированных программ, направленных на развитие общих и специальных задатков и способностей. В старших классах школы эта нагрузка доводится до уровня средней длительности рабочего дня взрослого человека.

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Подростковый и ранний юношеский возраст — это время профессионального самоопределения. Важно именно в эти годы окончательно выявить и по мере возможностей развить те способности, на основе которых юноше можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии. Общие положения, лежащие в основе развития способностей в эти годы, следующие.

1. За предшествующие годы жизни организм ребенка физически окреп и созрел. Из этого с учетом длительного опыта обучения и участия ребенка в различных видах деятельности следует, что имеющиеся у него задатки так или иначе уже могли проявиться, и вся дальнейшая его судьба в основном будет зависеть от их эффективного использования.

2. Осознание имеющихся задатков и способностей предполагает их специальное исследование. Такое обследование должен пройти каждый ребенок не позже шестого-седьмого класса школы.

3. Использование имеющихся задатков и уже проявивших себя способностей означает необходимость их развития в процессе специальным образом организованного обучения. Начиная со средних классов школы наряду с общеобразовательным должно быть организовано и специальное обучение детей, профессионально ориентирующее их в соответствии с имеющимися задатками и способности на выбор вида и рода занятий на добровольной основе.

Это не означает, что необходимо уменьшать или сокращать количество часов, отводимых на изучение общеобразовательных предметов. Без них не будут должным образом развиваться общие интеллектуальные способности как одна из основ будущей любой профессиональной работы.

Профессионализация обучения с одновременной его дифференциацией по способностям должна вводиться параллельно и в дополнение к общеобразовательной программе.