определение наиболее эффективных приемов формирования осознанного чтения учащихся начальных классов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………. 5

1 Теоретические основы формирования осознанности чтения учащихся начальных классов………………………………………………………………………………… 8

1.1 Сущность навыка чтения………………………………………………… 8

1.2 Осознанность как качество навыка чтения……………………………………….. 11

2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию осознанности чтения учащихся начальных классов………………………………… 15

2.1 Уровень сформированности осознанности чтения учащихся четвертого класса………………………………………………………………………………….. 15

2.2 Методы и приемы формирования осознанности чтения учащихся четвертого класса………………………………………………………………………………….. 19

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы……………………… 24

Заключение…………………………………………………………………………………………… 26

Список использованных источников……………………………………………………… 28

7 стр., 3238 слов

ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ...

... Реализация эстетического вкуса в условиях образовательного процесса 27 2.3 Анализ результатов опытно - поисковой работы по формированию эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста 42 ВЫВОДЫ 50 ... его духовное становление. Поскольку главным в работе традиционной начальной школы, в основном, остается направленность на формирование знаний, умений, навыков, в школе эта проблема специально не ...

Введение

В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению — одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение — это и то, чему обучают младших школьников, и то, посредством чего их воспитывают и развивают. Навык чтения формируется не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу [4].

Полноценный навык чтения — это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения — один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих качеств навыка чтения [6].

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.

Изучение грамотности чтения — это изучение процесса понимания текста, 55% наших старших школьников не понимают того, что читают. (Это исследование PISA).

У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Речь идет сегодня о том, как читают, о качестве чтения .

Проблема обучения осознанному чтению ставилась в трудах таких психологов, как И. Р. Гальперин, М. В. Гамезо, Т. Г. Егоров, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. Г. Морозова, А. А. Реан, Д. Б. Эльконин и др. Задача разработки методов и приемов формирования и совершенствования навыка чтения решалась в работах таких современных ученых-методистов, как С. М. Бондаренко, М. П. Воюшина, В. Г. Горецкий, Г. Г. Граник, О. В. Кубасова, В. А. Левин, Е. И. Матвеева, М. И. Оморокова, Л. А. Павлова, Т. С. Пиче-оол, Н. Н. Светловская, О. В. Соболева и др.

Все вышеизложенное позволяет говорить об актуальности темы нашего курсового исследования: «Формирование осознанности чтения учащихся начальных классов».

Проблема исследования: каковы методы и приемы обучения младших школьников осознанному чтению художественного произведения на уроках литературного чтения?

13 стр., 6271 слов

Обучение чтению на начальном этапе обучения

... обучении чтению; перечислить основные методы, подходы к обучению чтению на начальном этапе; раскрыть некоторые вопросы совершенствования умения чтения на иностранном языке на начальном этапе; привести примеры системы упражнений для формирования ... умений читать. Теоретическая основа работы - электронные ресурсы, а так же учебная литература. 1. Особенности обучения чтению, как ...

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных приемов формирования осознанного чтения учащихся начальных классов.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников чтению.

Предмет исследования: формирование осознанного чтения у учащихся начальной школы.

Исследовательской базой является 4 класс Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Акбулак Оренбургской области» (учитель начальных классов высшей квалификационной категории Гук Оксана Петровна).

В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: систематическое и целесообразное применение разнообразных методов и приемов работы с текстом (беседа по содержанию прочитанного произведения, словарная работа, работа с иллюстрациями, вычленение из текста ориентирующих слов, чтение по ролям, пересказ текста и др.) обеспечит эффективность процесса формирования осознанности чтения младших школьников.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. На основе анализа психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы определить сущность осознанности как качества навыка чтения.

2. Выявить приемы формирования осознанности чтения младших школьников.

3. Экспериментально проверить эффективность различных приемов формирования осознанности чтения учащихся четвертого класса на уроках литературного чтения.

4. Проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогической и методической литературы;

— наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

— педагогический эксперимент;

— статистическая обработка результатов эксперимента, их анализ и обобщение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы учителями начальных классов в их практической деятельности и студентами в период прохождения педагогической практики.

Ожидаемые результаты:

1. Систематические применение на уроках литературного чтения таких приемов работы, как беседа по содержанию прочитанного произведения, рассказ учителя, словарная работа, предварительное рассматривание иллюстраций, вычленение из текста ориентирующих слов, чтение по ролям, пересказ текста, работа со словами-образами, чтение малых фольклорных жанров, показ репродукций, демонстрация фотографий, слайдов, прослушивание музыкальных произведений, чтение вслух и про себя, словесное рисование и др., позволит существенно повысить уровень понимания текста учащимися четвёртого класса.

2. Продвижение учащихся в овладении осознанным чтением возможно только при условии целенаправленности и систематичности упражнений.

1 Теоретические основы формирования осознанности

чтения учащихся начальных классов

1.1 Сущность навыка чтения

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь, такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения — залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

12 стр., 5962 слов

Методика работы по формированию орфографической зоркости на начальном ...

... умений и навыков важнейшая роль принадлежит школе, поэтому учителю начальных классов необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии, как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и ...

Известный психолог Т. Г. Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т. Г. Егоров пишет: «Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Д. Б. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыд……..

Список использованных источников

1. 1.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. — 2007. — №3. — С. 6 — 8.

2. Анисимов, В. М. Методика преподавания русского языка в начальных классах / В. М. Анисимов, К. Е. Андреева, Л. В. Сокорутова. — Якутск, 2001.

3. Безруких, М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М. М. Безруких. — М. : Российская государственная российская библиотека. < vsd04.htm>.

4. Борисенко, И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского. / И. В. Борисенко. // Начальная школа. — 1994. — №3. — С. 12-19.

5. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильев, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. — М. : Педагогика, 1977. — 215 с.

6. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников / О. В. Джежелей. // Начальная школа. — 1989. — №1. — С. 33-38.

7. Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. Г. Егоров. — 2-е изд., перераб. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 144 с.

8. Заика, Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников / Е. В. Заика. // Вопросы психологии. — 2007. — №5. — с. 44-54.

9. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению : книга для учителя / В. Н. Зайцев. — М. : Просвещение, 1991. — 32 с.

13 стр., 6432 слов

Использование методов активного социально-психологического обучения ...

... «Использование методов активного социально-психологического обучения в средней общеобразовательной школе. Начальные классы». Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, ... описаны активные методы обучения и воспитания в начальной школе, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах. Проблема активности личности в обучении – одна из ...

10. Климанова, Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах / Л. Ф. Климанова. // Начальная школа. — 1999. — № 9. — С. 30-38.

11. Козырева, А. С. Виды работы над тестом на уроках чтения / А. С. Козырева. // Начальная школа. — 1990. — №3. — с.67-68.

12. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие. — СПб. : Академия, 2007. — 286 с.

13. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Горецкий, М. Р. Львов, О. В. Сосновская. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 464 с.

14. Никитина, Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л. В. Никитина. // Начальная школа. — 2001. — №5. — С. 99-101.

15. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новоторцева. — Ярославль : Гринго, 2007.

16. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников : метод. пособие для учителя / М. И. Оморокова, И. В. Постоловский. — М. : АРКТИ, 2001. — 153 с. — ISBN 5-89415-024-8.

17. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов (Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой) -М.: Высшая школа, 2003. С.4-39.

18. Редозубов, С. П. Методика русского языка в начальной школе / С. П. Редозубов. — 5-е изд., перераб. — М. : Учпедгиз, 1963. — 368 с.

19. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. — СПб.: КАРО, 2007

20. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская. // Начальная школа. — 2005. — №2. — С. 9-14.

21. Фролова, В. Д. Развитие интереса к чтению / В. Д. Фролова. // Начальная школа. -1989. — №7. — С. 24-27.

22. Юшкова, Л. М. Совершенствование техники чтения / Л. М. Юшкова. // Начальная школа. — 2008. — №5. — С.15-17.