Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Южно-Российский институт управления-филиал

Факультет управления

Кафедра менеджмента

      УТВЕРЖДЕНА решением кафедры менеджмента Протокол от «___» ________201_ г. №______  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.20 «Менеджмент»

направление подготовки

38.03.01 «Экономика»

профиль «Финансы и кредит» _

бакалавр

(квалификация)

_заочная (ускоренное обучение на базе СПО)

 

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор–составитель:

к.э.н., доцент кафедры

менеджмента ____________ А.А.Горбачева

 

Заведующий кафедрой

менеджмента

_________________В.В.Некрасова

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 7

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 13

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 17

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 19

 

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина «Менеджмент» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

ОПК-4 (способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность)

УК ОС-6 (способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни)

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания: о роли и месте менеджмента в общей системе деятельности фирмы в условиях рынка; об основных концепциях формирования и функционирования менеджмента на различных исторических этапах в разных странах; общих и специфических проблемах менеджмента; о тактике и стратегии развития и совершенствования менеджмента в конкретных условиях функционирования организации; о содержании и тенденциях развития и оценки основных законов и направлений менеджмента; о методах принятия организационных решений, основанных на саморазвитии, получении знаний; о видах и критериях управленческой информации;

 

– сформированы умения: работать с подходами, методами и принципами менеджмента; разбираться в особенностях и тенденциях развития и оценки управления в рамках развития экономических систем; находить, анализировать и обрабатывать аналитические и статистические материалов по изучаемой дисциплине.

 

– сформированы навыки использования совокупности современных методов принятия управленческих решений, количественно и качественно интерпретировать полученные результаты; осуществлять экономическое обоснование альтернативных вариантов;

 

1.3 Студенты также должны овладеть навыками самостоятельного анализа и оценки управленческих ситуаций (принятие решения, мотивация, контроль, планирование, стиль управления, власть руководителя и т.д.); навыками разработки наиболее оптимальных вариантов решения.

Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Учебная дисциплина Б1.Б.20 «Менеджмент» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки студентов по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».

Дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре.

Для изучения дисциплины предусмотрено 5 зачетных единицы (180 часов).

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Содержание и структура дисциплины

Таблица 1.

№ п/п Наименование тем (разделов), Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л/ЭО, ДОТ* ЛР/ ЭО, ДОТ* ПЗ/ ЭО, ДОТ* КСР
заочная форма (ускоренное обучение на базе СПО)
Тема 1 Теоретические основы менеджмента       Д,Р
Тема 2 Инфраструктура менеджмента       Д,Т, Р
Тема 3 Коммуникации в управлении       Д, О, Э
Тема 4 Организационные структуры управления       КР,Р,ПЗ
Тема 5 Управление конфликтами         Д,Т, П
Тема 6 Функция планирования в менеджменте       Д,КР,Р
Тема 7 Процесс принятия управленческих решений       Т, Деловая игра
Тема 8 Мотивация деятельности в менеджменте         Р, Деловая игра
Тема 9 Власть и лидерство         Д,Р,КР
Тема 10 Взаимодействие человека и группы         Д,Р,Т
Тема 11 Регулирование и контроль в управлении       Д,Р,ПЗ
Тема 12 Эффективность персонала       Р,КР
Промежуточная аттестация           экзамен
Всего:      

Примечание:

формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), эссе (Э), реферат (Р), дискуссия (Д), презентация (П)

Содержание дисциплины

Тема 1 Теоретические основы менеджмента

Сущность, виды и задачи управления. Содержание понятия менеджмент. Задачи, виды менеджмента. Уровни управления организаций. Наука и практика управления. Менеджмент как организация управления фирмой. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Характерные черты и стадии менеджмента. Содержание экономического аспекта управления. Социально-психологические и правовые аспекты менеджмента. Стратегическое и оперативное управление. Основные принципы и функции менеджмента. Общие и специфические законы управления. Сущность структуры системы управления. Методы менеджмента: организационные, экономические, социально-психологические.

 

Тема 2 Инфраструктура менеджмента

Содержание инфраструктуры менеджмента организации. Элементы внутренней среды организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Цель, задачи организации. Влияние технологии производства на управление. Классификация технологий управления. Элементы внешней среды организации. Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия. Понятие сложности, подвижности и неопределенности внешней среды.

 

Тема 3 Коммуникации в управлении

Сущность информации. Управленческая информация: информационный массив, поток информации, объем информации, информационные технологии. Качество информации. Вербальная и невербальная информация. Система коммуникаций. Классификация коммуникаций. Функции коммуникаций. Эффективность коммуникаций. Коммуникационный процесс: элементы, этапы. Коммуникационная сеть: понятие, виды.

 

Тема 4 Организационные структуры управления

Организационная система управления. Элементы структуры управления. Принципы формирования ОСУ. Линейно-функциональные структуры. Продуктовая структура управления. Методы структуризации предприятий по территориальному принципу, региональная организационная структура управления. Дивизиональная структура управления. Проектные и матричные структуры управления. Сравнительная характеристика организационных структур.

 

Тема 5 Управление конфликтами

Сущность, природа и причины конфликтов в организации. Типы конфликтов и их характеристика. Формы производственных конфликтов. Конфликт как процесс. Управление конфликтной ситуацией; стратегии преодоления конфликта. Структурные методы. Межличностные стили разрешения конфликтов. Виды и функции переговоров. Сущность организационных изменений и их необходимость. Управление изменениями. Сущность стресса и его природа. Классификация причин стресса. Управление стрессами. Организационные факторы. Личностные факторы.

 

Тема 6 Функция планирования в менеджменте

Понятие планирования. Виды планов. Содержание внутрифирменного планирования. Принципы планирования. Процесс планирования. Формы планирования. Бизнес-план. Перспективное внутрифирменное планирование. Эффективность и результативность планирования. Ресурсные ограничения планирования. Методы планирования: методы экстраполяции, нормативный подход, экспертные оценки, бюджетный и балансовый методы разработки планов. Нормативный метод планирования. Графические методы планирования. Математические методы планирования.

 

Тема 7 Процесс принятия управленческих решений

Сущность и классификация управленческого решения. Процесс принятия и реализация управленческого решения: стадии, критерии оценки, управление рисками. Показатели качества управленческого решения. Общая характеристика методов принятия управленческих решений, их классификация.

 

Тема 8 Мотивация деятельности в менеджменте

Потребности. Вознаграждение: понятие и классификация. Мотивация как процесс. Стимулирование. Общая модель мотивации деятельности работника. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория потребностей Д.Мак-Клелланда, теория Х и У Д.Мак-Грегора. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врумма, теория справедливости Д.Адамса, комплексная процессуальная теория Л.Портера и Э.Лоулера. Методы индивидуальной и трудовой мотивации. Делегирование полномочий в менеджменте: механизм и принципы.

 

Тема 9 Власть и лидерство

Понятие власти, влияния. Основа и форма власти. Убеждение и участие. Основные подходы к проблеме эффективности лидерства. Теории поведенческого характера: теория Д. Мак Грегори, теория Р. Лайкерта. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. Теория Фидлера, теория Митчела и Хауса, теория жизненного цикла, модель Врума – Йеттона. Адаптивное руководство. Лидерство в практике российского менеджмента.

 

Тема 10 Взаимодействие человека и группы

Групповой коллектив: понятие, виды, полномочия, формирование и диагностика. Эффективность деятельности групп. Формальные и неформальные группы. Структура группы и характеристика ее компонентов. Развитие неформальных организаций и их характеристика. Стадии формирования неформальных коллективов. Управление неформальной организацией. Факторы, влияющие на повышение эффективности работы группы.

 

Тема 11 Регулирование и контроль в управлении

Понятие, принципы и функции контроля. Виды управленческого контроля: традиционный контроль, опережающий контроль, предпринимательский контроль, предварительный контроль, стратегический контроль, оперативный (административный) контроль. Этапы процесса контроля. Внешний и внутренний контроль. Контроль и оперативное управление. Характеристики эффективного контроля.

 

Тема 12 Эффективность персонала

Оценка эффективности персонала: задачи, виды. Показатели деловой оценки. показатели результативности труда, показатели профессионального поведения, показатели личностных качеств. Методы оценки эффективности персонала. Критерии и показатели эффективности менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента. Экономическая эффективность менеджмента. Эффективность управленческого персонала. Социальная эффективность менеджмента. Показатели, характеризующие условия труда работников организации.

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

4.1.1. В ходе реализации дисциплины «Менеджмент» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

 

– при проведении занятий лекционного типа: опрос, дискуссия

 

– при проведении занятий семинарского типа: опрос, эссе по вопросам семинара, тестирование, контрольные работы, тестирование, дискуссия, подготовка презентации, доклад, реферат.

 

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в виде зачета с оценкой в письменной и устной форме. Время подготовки в письменной форме 30 минут. Билет включает 2 теоретических вопроса, по итогам выставляется оценка.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Сущность и основные этапы организационного проектирования.

2. Методы организационного проектирования.

3. Принципы формирования организационных структур.

4. Механистические организационные структуры, преимущества и недостатки.

5. Органические организационные структуры, преимущества и недостатки.

 

 

Примерные тесты

1. Закрытые тесты с одним правильным ответом — необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

1. Например: Какова цель создания организации:

a. Решение своих проблем и достижение общих целей организации;

b. Получение прибыли;

c. Повышение благосостояния общества;

d. создание дружеских взаимоотношений настроенных индивидов.

Правильный ответ: b

2. Организация — это

a. группа людей, объединенная общей целью

b. группа людей, владеющая средствами производства

c. группа людей, деятельность которых координируется

d. группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

Правильный ответ: d

3. В качестве объекта рассмотрения при системном подходе выступает:

a. управленческая задача

b. связующий процесс

c. организация

d. ситуация

Правильный ответ: c

4. Дивизиональная структура позволяет обеспечить …

a. гибкость в использовании высококвалифицированных специалистов

b. ориентацию основных производственных единиц на рынок

c. быструю разработку новых изделий для производства

d. полную прозрачность в распределении обязанностей

Правильный ответ: b

5. Организационная структура современной организации формируется исходя из

a. специфики организации, ее масштабов и принятой стратегии развития

b. знания положения дел в других аналогичных организациях

c. опыта и знаний руководителя

d. материальных возможностей владельцев фирмы

Правильный ответ: a

6. Матричная структура позволяет обеспечить …

a. ориентацию основных производственных единиц на рынок

b. быструю разработку новых изделий для производства

c. полную прозрачность в распределении обязанностей

d. гибкость в использовании линейных руководителей

Правильный ответ: b

 

 

Примерный перечень тем для рефератов:

1. Развитие неформальных организаций в России.

2. Влияние неформальных групп на деятельность организации.

3. Конформизм и его роль в управлении коллективом.

4. Команда – разновидность коллектива.

 

Практическое задание

Цель.

Обучение проектированию отрганизационных структур управления. Методам проектирования структур.

2. Задачи:

— ознакомление с требованиями, предъявляемыми к организационным структурам управления;

— изучение различных типов предпринимательских структур;

— применение изученного материала при разработке собственной организационной

Задание.

Для выполнения практического задания каждый студент получает индивидуальное задание.

Студентам необходимо:

1. Составить проектную, матричную и программно-целевую структуру.

2. Подберите наиболее подходящую структуру для таких организаций, как банк, компания по торговле недвижимостью, фирма, занимающаяся распространением косметики, венчур.

3. Придумайте свою фирму и создайте для нее общую организационную структуру.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность менеджмента, его характерные черты и стадии.

2. Основные разновидности менеджмента.

3. Основные принципы и функции менеджмента в современных условиях.

4. Законы менеджмента.

5. Модели организации управлении: диспетчерское управление, регламентное управление, стратегическое управление.

6. Управленческие революции.

7. Эволюция научных школ менеджмента.

8. Классическая школа управления.

9. Школа человеческих отношений.

10. Поведенческий подход.

11. Количественный подход.

12. Ситуационный подход.

13. Понятие методов управления, основы административных, экономических и социально-психологических методов в управлении.

14. Эволюция школ управления.

15. Факторы внутренней среды организации и их взаимодействие.

16. Факторы внешней среды организации.

17. Содержание, задачи и принципы внутрифирменного планирования

18. Виды планов. Методы планирования.

19. Сущность и классификация управленческих решений.

20. Методы принятия управленческих решений.

21. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.

22. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.

23. Технологии разработки управленческих решений.

24. Классификация управленческой информации.

25. Содержание коммуникационного процесса в управлении.

26. Виды коммуникаций. Коммуникационные сети.

27. Барьеры коммуникационного процесса и способы их преодоления.

28. Понятие, виды, причины и последствия конфликтов.

29. Структурные методы разрешения конфликтов.

30. Межличностные стили разрешения конфликтов.

31. Общее понятие группы. Формальные и неформальные группы.

32. Структура группы и характеристика ее компонентов.

33. Понятие власти и влияния. Основа и формы власти.

34. Основные подходы к лидерству.

35. Теории лидерства поведенческого характера.

36. Ситуационные подходы к эффективному лидерству.

37. Природа и сущность мотивации.

38. Содержательные теории мотивации.

39. Процессуальные теории мотивации.

40. Экономические и неэкономические стимулы.

41. Роль персонала в деятельности организации.

42. Методы оценки эффективности персонала.

43. Сущность и основные этапы и принципы организационного проектирования.

44. Механистические структуры управления: особенности, преимущества и недостатки.

45. Органические структуры управления: особенности, преимущества и недостатки

46. Методы организационного проектирования.

47. Контроль в управлении, его виды и принципы.

48. Формы и функции контроля.

49. Процесс контроля: понятие, этапы.

50. Характеристики эффективного контроля.

51. Методы оценки эффективности управления.

52. Критерии и показатели эффективности управления

 

 

Критерии оценки выполнения тестовых заданий

При правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.

Максимально возможное количество тестовых заданий – 22.

Итоговый контроль по итогам курса – экзамен в устной форме, направленный на оценку уровня освоения дисциплины:

— ответы на вопросы в билете.

 

Оценка работы студента на лекционных, семинарских и практических занятиях включает в себя:

1. Работана семинарских или практических занятиях (Р1) оценивается по 15-ти балльной шкале.

2. Посещение и работа на лекциях (Р2) оценивается по 5-ти балльной шкале.

3. Контрользнаний в течение семестра (Р3) оценивается по 25-ти балльной шкале. Количество точек контроля в течение семестра, формы проведения контроля определяются преподавателем.

4. Самостоятельная внеаудиторная работа (Р4) оценивается по 15-ти балльной шкале. Самостоятельная работа студента по заданию преподавателя может включать: написание реферата, презентаций к реферату, разработку бизнес-плана, использование информационно-коммуникационных технологий для решения прикладных задач и др. Количество, виды самостоятельных работ и количество баллов, начисляемых по каждому виду работ, определяется преподавателем в рамках отведенной нормы.

5. Результат сдачи дифференцированного зачета (Р5).

 

За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой:

 

№ п/п Уровень ответа на зачете Начисляемые баллы
Отлично 40 баллов
2. Хорошо 30 баллов
3. Удовлетворительно 20 баллов
4. Неудовлетворительно 0 баллов

 

Если студент при сдаче экзамена получил оценку «неудовлетворительно», то ему выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно».

Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре, прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в экзаменационные оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой:

 

№ п/п Общая сумма баллов Итоговая оценка
Форма итогового контроля – зачет с оценкой
1. От 85 до100 баллов Отлично
2. От 70 до 84 баллов Хорошо
3. От 55 до 69 баллов Удовлетворительно
4. От 0 до 54 баллов Неудовлетворительно

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Теоретические основы менеджмента.

Процесс управления организацией.

Системный характер управления.

Понятие методов управления, основы административных, экономических и социально-психологических методов в управлении.

 

Тема 2. Инфраструктура менеджмента.

Цель, задачи организации.

Содержание инфраструктуры менеджмента организации.

Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

 

Тема 3. Коммуникации в управлении

Сущность информации.

Управленческая информация: информационный массив, поток информации, объем информации, информационные технологии

Коммуникационный процесс: элементы, этапы.

 

Тема 4. Организационные структуры управления.

Организационная система управления.

Элементы структуры управления.

Принципы формирования ОСУ.

Сравнительная характеристика организационных структур.

 

 

Тема 5. Управление конфликтами

Сущность, природа и причины конфликтов в организации.

Типы конфликтов и их характеристика.

Сущность организационных изменений и их необходимость.

Сущность стресса и его природа.

 

Тема 6. Функция планирования в менеджменте.

Понятие планирования. Виды планов.

Принципы планирования.

Процесс планирования.

Формы планирования.

 

Тема 7. Процесс принятия управленческих решений.

Сущность и классификация управленческого решения.

Процесс принятия и реализация управленческого решения: стадии, критерии оценки, управление рисками.

Показатели качества управленческого решения.

Общая характеристика методов принятия управленческих решений, их классификация.

 

Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте.

Потребности. Вознаграждение: понятие и классификация.

Мотивация как процесс. Стимулирование.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

 

Тема 9. Власть и лидерство

 

Понятие власти, влияния.

Основа и форма власти. Убеждение и участие.

Лидерство в практике российского менеджмента.

 

Тема 10. Взаимодействие человека и группы

 

Структура группы и характеристика ее компонентов.

Факторы эффективности деятельности групп.

Команда – разновидность коллектива

 

Тема 11. Регулирование и контроль в управлении

Понятие, принципы и функции контроля.

Виды управленческого контроля.

Этапы процесса контроля.

 

Тема 12. Эффективность персонала

Оценка эффективности персонала: задачи, виды.

Методы оценки эффективности персонала.

Показатели, характеризующие условия труда работников организации.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

 

Тема 1. Теоретические основы менеджмента

1. Сущность менеджмента, его характерные черты и стадии.

2. Управленческий процесс и его элементы.

3. Основные разновидности менеджмента.

4. Принципы и функции менеджмента в современных условиях.

5. Системный характер управления.

 

Тема 2. Инфраструктура менеджмента.

1. Основные составляющие организации. Основы функционирования организации.

2. Факторы внутренней и внешней среды организации и их взаимодействие.

3. Основные тенденции в развитии современных организаций.

4. Концепция жизненного цикла организации.

5. Основные формы интеграции хозяйствующих субъектов.

6. Новые типы организаций

 

Тема 3. Коммуникации в управлении

1. Различие информации и коммуникации в управлении.

2. Классификация управленческой информации.

3. Содержание коммуникационного процесса в управлении.

4. Коммуникационные сети.

5. Коммуникативные функции в управленческой деятельности.

6. Преимущества и недостатки письменной и устной коммуникации.

7. Барьеры коммуникационного процесса и способы их преодоления

 

Тема 4. Организационные структуры управления.

1. Сущность и основные этапы организационного проектирования.

2. Методы организационного проектирования.

3. Принципы формирования организационных структур.

4. Механистические организационные структуры, преимущества и недостатки.

5. Органические организационные структуры, преимущества и недостатки.

 

Тема 5. Управление конфликтами

1. Понятие, виды и причины конфликтов.

2. Последствия конфликтов.

3. Стадии развития конфликта.

4. Особенности производственных конфликтов.

5. Структурные методы разрешения конфликтов.

6. Межличностные стили разрешения конфликтов

 

Тема 6. Функция планирования в менеджменте.

1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования

2. Планирование и его принципы.

3. Виды планов.

4. Внутрифирменное стратегическое планирование

5. Внутрифирменное оперативное планирование

6. Методы планирования.

7. Классификация методов прогнозирования..

 

Тема 7. Процесс принятия управленческих решений.

1. Сущность и классификация управленческих решений.

2. Методы принятия управленческих решений.

3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.

4. Технологии разработки управленческих решений

5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.

6. Оптимизация управленческих решений.

 

Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте.

1. Сущность и классификация управленческих решений.

2. Методы принятия управленческих решений.

3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.

4. Технологии разработки управленческих решений

5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.

6. Оптимизация управленческих решений.

 

Тема 9. Власть и лидерство

1. Понятие власти и влияния.

2. Основа и формы власти.

3. Способы воздействия на подчиненных: убеждение и участие.

4. Основные подходы к лидерству.

5. Теории лидерства поведенческого характера.

6. Ситуационные подходы к эффективному лидерству.

7. Лидерство в практике российского менеджмента.

 

Тема 10. Взаимодействие человека и группы

1. Формальные и неформальные группы.

2. Трудовые коллективы: психологические характеристики и процесс развития.

3. Структура группы и характеристика ее компонентов.

4. Факторы эффективности деятельности групп.

 

Тема 11. Регулирование и контроль в управлении

1. Формы и функции контроля.

2. Контроль в управлении, его принципы, виды.

3. Процесс контроля: понятие, этапы.

4. Основные свойства контроля.

5. Факторы эффективности контроля

 

Тема 12. Эффективность персонала

1. Роль персонала в деятельности организации.

2. Методы оценки и аттестации персонала.

3. Понятие и виды карьеры.

4. Система управления карьерой. Принципы продвижения рабочих.

5. Факторы, влияющие на эффективность управления.

6. Методы оценки эффективности управления.

7. Критерии и показатели эффективности управления.

 

Примерные темы для написания рефератов, докладов, эссе. 1. Бизнес и окружающая среда.

1. Бизнес и окружающая среда.

2. Организация вчера, сегодня, завтра.

3. Организация будущего.

4. Деловая среда предприятия в условиях рыночной экономики.

5. Менеджмент в системе предпринимательства. Целеполагание и его роль в процессе планирования.

6. Экономическая стратегия фирмы и ее составляющие.

7. Перспективные и стратегические планы организации.

8. Бизнес-план как форма стратегического планирования.

9. Целевые комплексные программы.

10. Нетрадиционные методы мотивации персонала.

11. Мотивационный механизм в банковской сфере.

12. Система мотивации в образовательных учреждениях.

13. Роль и функции руководителя в организации. Основные типы руководителя и подчиненного.

14. Руководитель и коллектив, их взаимодействие.

15. Адаптивное руководство.

16. Трансформационное и харизматическое лидерство.

17. Управленческие способности и эффективность управления.

18. Исторические примеры эффективного лидера.

19. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности.

20. Контроль и оперативное управление.

21. Понятие контроля и объективная необходимость его проведения.

22. Внешний и внутренний контроль.

23. Требования к сотруднику в России и за рубежом.

24. Рейтинги профессии.

25. Принципы оценки персонала в Японии, Америке и России.

26. Возможности применения зарубежных моделей оценки персонала в российской практике.

27. Аттестация государственных служащих.

28. Основные пути повышения социальной и экономической эффективности управления организации в условиях перехода к рыночной экономике.

29. Источники проблем эффективного управления в российских организациях.

30. Признаки эффективного менеджмента образцовых организаций.

31. Меры по повышению эффективности менеджмента в организации.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1 Основная литература

  1. Виханский О.С. Менеджмент учеб. для сред. спец. учеб. завед.: Рек. Мин. обр. и науки РФ/ О. С. Виханский, А.И. Наумов.-М. : Магистр : Инфа-М, 2015. -288 с. – ISBN 978-5-9776-0085-9 : 349-91. ( Кол-во экземпляров: всего–58)
  2. Маслова Е.Л. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Маслова Е.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 333 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35286.— ЭБС «IPRbooks»

 

 

6.2 Дополнительная литература

1. Гавриленко Н.И. Управление в работе хозяйствующих субъектов /Н.И. Гавриленко// Менеджмент в России и зарубежом.-2013.-№1.

2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие.- Н.Новгород: НИМБ, 2013.

3. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014.

4.Свердлина Е.Б. Анализ в антикризисном управлении организаций: учеб.-медодич. пособие. – Омск: Омский госуниверситет им. Ф.М. Достоевского, 2013.

5.Самылин А. И., Финансовый менеджмент / учеб. для магистр.: Рек. — М. : Инфра-М, 2013г. — 413 с. — ISBN 978-5-16-005247-2 : 359-90.

6. Короткова Т. Л., Исследования в менеджменте: пособие для магистров / учеб. пособие.: Рек. УМК — М. : Инфра-М, 2013г. — 256 с. — ISBN 978-5-16-006286-0 : 299-90.

7. Ляско А. К., Стратегический менеджмент / соврем. учебник — М. : Дело, 2013г. — 488 с. — ISBN 978-5-7749-0732-8 : 140-92

8. Сычев В. А., Финансовый и производственный менеджмент: методы, информационные технологии, международная практика / учеб. пособие под общ. ред. Е. Б. Колбачева. — Новочеркасск : [б. и.], 2012г. — 277 с. : 50-00.

9. Казначевская Г. Б., Менеджмент / учеб. для сред. проф. обр.: Допущено Мин. обр. — 15-е изд., стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2014г. — 347 с. — ISBN 978-5-222-21777-1 : 245-00.

10. Кирина Л. С., Горохова Н. А. Налоговый менеджмент в организациях / учеб. для магистр.: Допущено УМО — М. : Юрайт, 2014г. — 279 с. — ISBN 978-5-9916-2870-9 : 298-98.

11. Инновационный менеджмент / учеб. для вузов: Рек. УМО под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Инфра-М, 2014г. — 381 с. — ISBN 978-5-16-006791-9 : 399-85.

12. Стерлигова А. Н., Фель А. В. Операционный (производственный) менеджмент / учеб. пособие для вузов: Рек. УМО — М. : Инфра-М, 2014г. — 187 с. — ISBN 978-5-16-003469-0 : 299-86.

13. Брусов П. Н., Филатова Т. В. Лахметкина Н. И.Инвестиционный менеджмент / учеб. для вузов: Рек. ГУУ — М. : Инфра-М, 2014г. — 333 с. — ISBN 978-5-16-005020-1 : 449-90.

 

6.4 Нормативные правовые документы

Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I, II.

 

6.5. Интернет-ресурсы.

1. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

2. www.gks.ru . – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

3. www.pfrf.ru – официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. www.fss.ru – официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации.

5. http://ecsocman.hse.ru/docs/16000475/ — Федеральный образовательный портал, раздел «Менеджмент».

6. www.aup.ru/management/ – административно-управленческий портал.

7. www.bisnesspress.ru – портал электронных средств массовой информации для предпринимателей.

8. www.economy.gov.ru/minec – официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации.