Общая координация движения

Наблюдение как метод специальной психологии

 

База:центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Цель:

ü формировать навык составления и заполнения протокола наблюдения;

ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с тяжелыми (множественными) нарушениями развития;

ü формировать навык написания психолого-педагогической характеристики (части) по результатам наблюдения.

ü проследить сформированность (либо отсутствие) ценностно-смыслового поля будущего специалиста.

Подготовка к занятию

1. Изучить главу 4 «Методы психолого-педагогического изучения ребенка» §2 «Наблюдение» в монографии Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.

2. Повторить материалы, раскрывающие сущность метода наблюдения в специальной психологии.

3. Изучить предложенные схемы наблюдения (Приложение 1), определить их соответствие (несоответствие) необходимому уровню протоколов наблюдения.

4. Используя литературные источники и предложенные схемы наблюдения подготовить протоколы для наблюдения за ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития по следующим опциям: внешний вид; фон настроения; выраженные аффективные и эмоциональные реакции; соблюдение правил поведения в обществе; навязчивые стереотипные действия; особенности двигательной сферы.

План занятия:

1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.

2. Изучение (методом наблюдения) ребенка с тяжелыми множественными нарушениями по следующим критериям:

ü Внешний вид. Опрятность в одежде.

ü Фон настроения.

ü Выраженные аффективные и эмоциональные реакции.

ü Соблюдение правил поведения в обществе.

ü Навязчивые стереотипные действия.

ü Особенности двигательной сферы.

3. Заполнение протокола наблюдений.

Форма отчетности:

ü заполненный протокол наблюдения;

11 стр., 5259 слов

Взаимосвязь конструктивности мотивации и интеллектуального развития ...

... и интеллектуальное развитие подростков с тяжелыми нарушениями речи. Предметом исследования является взаимосвязь конструктивной мотивации и интеллектуального развития у подростков с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза: ... следующих функций: обеспечивает целостность психической жизни и деятельности человека; формирует его внутреннюю позицию; освобождает человека от неполноценного влияния окружающей ...

ü по результатам проведенного наблюдения написать сочинение-эссе «Ребенок с тяжелыми (множественными) нарушениями глазами студента-дефектолога».

Литература:

1. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.

Лабораторное занятие № 2 (4 часа)

Общение детей с особенностями психофизического развития

База:специальные учреждения образования (непрофильные учреждения для каждой группы студентов)

Цель:

ü изучить методом наблюдения некоторые формы общения у детей с разными вариантами дизонтогенеза;

ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с дизонтогенезом;

ü формировать навык заполнения протокола наблюдения.

Подготовка к занятию

1.Изучить в монографии Шипицыной Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» §2 «Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка» (стр.21-30).

2. Изучить в папке «К лабораторным занятиям» файл «К лабораторному -2».

3. Подготовить протокол наблюдения за общением детей с дизонтогенезом.

План занятия:

1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.

2. Изучение (методом активного наблюдения) специфики общения ребенка с дизонтогенезом.

3. Заполнение протокола наблюдений.

Форма отчетности: в форме таблицы (приложение 2) изложить специфику общения конкретного ребенка с дизонтогенезом.

 

Литература:

1. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя/ Л.М.Шипицина. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.

Приложение 1

Схемы наблюдения

Мелкая моторика

Баллы Характеристика Отметка
0-1 практически полностью парализованы кисти рук и пальцы
ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий немелкий предмет
3-5 средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы и пр.
6-8 хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать, плести и т.д.
9-10 мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов

Общая координация движения

Баллы Характеристика Отметка
0-1 соответствует возможностям практически парализованного человека
ребенок самостоятельно не передвигается
3-5 среднее состояние двигательных возможностей, ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно; может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью; может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть и пр.); может пройти на цыпочках
6-8 хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений, ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и т.д.
9-10 координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов

Мимика

Баллы Характеристика Отметка
0-1 соответствует «каменному» лицу
чрезвычайно малая подвижность мышц лица, ребенок может только совершать движения глазами и ртом, не улыбается
3-5 средняя подвижность лица, ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы
6-8 хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице; оттенки улыбки; может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, испуг, удивление, печаль и т.д.)
9-10 артистическая мимика, ребенок может без слов выражать все мимикой

Коммуникативность (замкнутость-общительность)

Баллы Характеристика Отметка
0-2 явная интровертированность, замкнутость, аутичность
тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах
4-6 биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах
7-8 экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт; знакомится с незнакомыми людьми
9-10 крайняя экстраверсия

Эмоциональная сфера (импульсивность-рефлексивность)

Баллы Характеристика Отметка
0-1 крайняя импульсивность: внимание ребенка рассеяно, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции, крайняя неуправляемость, асоциальность
отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения
3-5 характеризует среднюю степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, иногда проявление неадекватных эмоциональных реакций
6-8 достаточно выраженная рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошая саморегуляция поведения, глубокое восприятие, интровертированность
9-10 крайняя степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокая интроверсия

Эмоциональная сфера (тревожность-спокойствие)

Баллы Характеристика Отметка
0-1 крайнее внутреннее напряжение, тревога, страхи, параноидальное состояние
достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивание, тремор, истерики и пр.)
3-5 средний уровень тревожности, достаточная сбалансированность процессов возбуждения и торможения
6-8 спокойная миролюбивая натура, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции
9-10 крайняя степень спокойствия, неэмоциональность, некоторая эмоциональная черствость, отсутствие сопереживания

Эмоциональная сфера (агрессивность-миролюбие)

Баллы Характеристика Отметка
0-1 крайняя агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим
высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что делают другие, но иногда может быть покладистым, если ему что-либо нравится
3-5 средний уровень агрессивности: ситуативно задирает других, может драться или ругаться, если его «задели», но довольно отходчив, может переключить внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие
6-8 характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность, иногда ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих
9-10 крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм

Приложение 2

Формы общения Имя ребенка учреждение
Вербальное общение
Восприятие речи  
Понимание речи  
Реакция на речь окружающих  
Умение соблюдать очередность в разговоре  
Способность при помощи общения удовлетворять свои потребности  
Способность выражать свои желания: ü отдельными словами ü словосочетаниями ü грамматически правильными предложениями (использование падежных окончаний существительных и прилагательных, построение предложных конструкций и т.д.)  
Способность отчетливо произносить разные звуки  
Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова.  
Невербальное общение  
Кинетика – форма невербального общения, представляющая систему знаков, включающих в себя: ü жесты ü мимику ü пантомимику.  
Паралингвистика – форма невербального общения, представляющая собой такие «добавки» к вербальному общению, как вокализация, включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха.