ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5

Требования к организации и подготовке занятий.

Форма итогового контроля по курсу «Профессиональная этика» является зачет. Оценивание работы студентов проводится по рейтинговой системе, которая предусматривает 108 бальную шкалу (3 кредита), то есть 108 баллов – это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения курса.

Рейтинг складывается из баллов, которые студент получает за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных курсом, на основе следующих форм контроля:

Рефлексивные задания на лекциях;

Письменный опрос на семинарских занятиях;

Выполнение творческих домашних заданий к семинарским занятиям с их презентацией на занятии, которые отражены в портфолио;

4. Работа с источником по «Профессиональной этике» по индивидуальному маршруту

Посещение лекций и семинарских занятий

Оценивание студентов производится по следующей шкале

Отметка Количество баллов
Зачет автоматический 73-108 баллов 73-90 /С (4); 91-99/B (5); 100-108/А (5+)
Необходимо сдавать зачет 72 – 37балл и ниже

Виды работ:

1.Рефлексивное задание на лекции – минимум – 0,2 балла; максимум – 1 балла

2.Посещение лекции (семинарского занятия) – 0,5 баллов;

3.Письменный опрос на занятии – минимум – 0, максимум 1,7 балла;

4.Выполнение творческого задания – минимум 1 балл, максимум 2,5 балла.

Результаты изучения курса фиксируются в рейтинг-карте студента.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных семинарских занятий, обязательное выполнение письменных работ, отразить через рубрики в портфолио.

РЕЙТИНГ-КАРТА СТУДЕНТА 1 курса факультета технологии и дизайна, направление «технологическое образование», «педагогическое образование»

____________________________________________________________(ФИО)

По дисциплине «Профессиональная этика»

Виды работ и формы контроля Рейтинг-баллы, набранные студентом
1 блок Вводный модуль. Входной рейтинг-контроль Посещение Эссе-размышление Тест  
       
2 блок Базовый модуль Лекции Посещение Рефлексивные задания на лекции  
1 лекция      
2 лекция      
3 лекция      
4 лекция      
5 лекция      
6 лекция      
2 блок Базовый модуль Семинарские занятия
Семинарское занятие 1 Посещение Письменный опрос Творческие задания Всего  
Семинарское занятие 2          
Семинарское занятие 3          
Семинарское занятие 4          
Семинарское занятие 5          
Семинарское занятие 6          
Семинарское занятие 7          
Семинарское занятие 8          
Семинарское занятие 9          
Семинарское занятие 10          
Семинарское занятие 11 Семинарское занятие 12          
Семинарское занятие 13          
Семинарское занятие 14          
Семинарское занятие 15          
Семинарское занятие 16          
Семинарское занятие 17          
Семинарское занятие 18          
Семинарское занятие 19          
Семинарское занятие 20          
Семинарское занятие 21          
3 блок Дополнительный модуль
Творческая работа над портфолио по темам занятий Всего  
Работа с источником по индивидуальному маршруту    
Итого:  

 

ФИО преподавателя:

Мануйлова Екатерина Андреевна

Утверждено на заседании кафедры « » 2011 г.

Протокол №1 от

Зав. кафедрой__________________

 

 

Семинарское занятие 1

Тема 1.1.: Этические основы профессиональной педагогической деятельности.

Базовые понятия: мораль, религия, нравственность, этика, профессиональная этика, деонтология, педагогическая деонтология.

Вопросы к занятию:

1.Моральные учения, которые легли в основу мировых религий. Преемственность идей и принципов моральных учений в профессиональной педагогической деятельности.

2.Функции морали в профессиональной деятельности. Категории: добро и зло; стыд, совесть, долг, свобода, счастье.

3.Сущность, особенности, принципы и значение профессиональной этики и профессионального этикета.

4.Деонтология. Специфика педагогической деонтологии.

Задание к занятию для каждого студента:

1.Подготовитьсамопрезентацию (прием: карта желаний);

2.Подготовитьпонятийную карту (т.е. словарь базовых понятий темы, используя приемы на выбор: глоссарий, коллаж, синквейн и др.)

Творческие задания (на выбор студента – одно минимум):

1. Эссе-размышление (по ПОПС –формуле, где П- позиция, О- обоснование (тезис-аргумент); П – пример; С – следствие) на тему: «Золотое правило нравственности в духовных традициях»[1]

2.Афишировать презентациюинтервью.(Подготовить и взять интервьюна этическую тему у авторитетной личности).

3. Подготовить в любойтворческой форме рекламу темыили основных принципов профессиональной педагогической деятельности.

Литература:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., Гардарики, 1998.

2. Капто А.С. Профессиональная этика. – М., 2008.

3. Карпова, Т. В. Педагогическая деонтология: учебно-метод. пособие / Т. В. Карпова, Н. М. Трофимова. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. – 212 с.

4. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.

5. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие для студ.вузов / Т.В.Мишаткина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 304 с.

6. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – М., 2010.

7. http://www.ethicscenter.ru/teach/book.html

Семинарское занятие 2

Тема 1.2.: Этика и культура межличностного общения педагога. Этический кодекс учителя.

Базовые понятия: этика, профессиональный этический кодекс, моральный запрет, культура общения, «барьеры» общения, диалог.

Вопросы к занятию:

1. Моральное измерение личности. Моральное измерение общества.

2. Мораль в жизни человека. Особенности функционирования морали.

3. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов

4. Парадокс моральной оценки. Парадокс морального поведения

5.Профессиональные этические кодексы.

6. Культура общения: понятие, признаки, структура.

7. Диалог как основная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессионализма педагога.

Задание к занятию для каждого студента:

1. Определите уровень своей общительности, ответив на вопросы теста (см. приложение к занятию или пройдите on-line http://virtest.ru/mytests/11-Тест-на-уровень-общительности.html).

Разработайте индивидуальную программу совершенствования своих коммуникативных способностей.

2. Подготовь рекламу основных принципов профессионального этического кодекса учителя.

Творческие задания (на выбор студента – одно минимум):

1. Эссе-размышление (по ПОПС –формуле, где П- позиция, О- обоснование (тезис-аргумент); П – пример; С – следствие) на одну из представленных тем: 1.«Маска – это поведение, которое использует личность для безопасного общения» (М.Е. Литвак); 2. «Задача каждого человека – прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости» (восточная мудрость)

2. Подготовить систему аргументов «за» и «против» на тему «Интернет – угроза межличностному общению!?»

3. Подготовить выступление на 5 минут по теме: «Морально-психологические (этические) «барьеры» общения» (см. кн. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика, с.146-148)

4. Выскажите ваши размышления по поводу цитат: 1. Аристотель: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». 2. Древнеримский писатель Апулей: «Язык, осужденный на вечное молчание, приносит пользы не больше, чем нос, постоянно заложенный насморком, уши, забитые грязью, глаза, затянутые бельмом. Что пользы от рук, которые закованы в кандалы, от ног, которые стиснуты колодками?.. Конечно, от употребления меч начинает блестеть, а оставшись без дела, ржавеет; точно так же и слово: спрятанное в ножны молчания, оно слабеет от длительного оцепенения».

5. Составьте список качеств, важных для речевого общения учителя. При составлении списка опирайтесь на литературу, рекомендованную к занятию, вспомните своих любимых учителей.

6. Нарисуйте глоссарий к одному из базовых понятий темы.

 

Литература:

1. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. – М., Феникс, 2009.

2. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности. Курс лекций, практикум, справочник, тесты. – М., Флинта, 2010

3. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения.- Ростов н/Д., Феникс, 2007. – 608 с. (С. 157-199; С. 521- 533)

4. Поленова Т.П. Школа эффективного общения. Коммуникативные техники, которые всегда работают. – М., Феникс, 2009.

5. Правила общения:Рассказ о педагогическом эксперименте /П.Г. Аверьянов, е.Л. Петренко, С.Д. Поляков, И.Ю. Шустова. М., Серия Библиотечка «Первого сентября». Классное руководство. Вып. 19, 2010.

8. http://www.ethicscenter.ru/teach/book.html

 

1.Этические основы профессиональной педагогической деятельности. 1.1Сущность и значение профессиональной этики и профессионального этикета.
1.2. Этика и культура межличностного общения педагога.
1.3.Этические нормы при решении педагогических задач, профессиональный этикет и педагогический такт в деятельности учителя («педагог-учащийся»).
1.4.Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе – «педагог-педагог».
1.5. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде.
2. Нравственная рефлексия педагога и поиск ценностных основ профессиональной деятельности.  
2.1Аксиология педагогической этики. 2.2Принципы нравственности (внутренняя свобода, самоценность человека, равенство, совесть и др.).
2.3Нравственная рефлексия учителя как основа профессионально-личностного развития.
2.4Нравственное самовоспитание педагога.
2.5Этический кодекс учителя. Имидж учителя как отражение профессиональной этики..
2.6Профессиональный этикет. Этика школьной жизни. Характеристики этической жизни (по Н.Е. Щурковой и Л.М. Лузиной)
2.7Профессионально-этические нормы и принципы проведения публичного выступления.
2.8Профессионально-этические нормы и принципы невербального поведения (Язык телодвижений)
3.Нравственная ситуация в профессиональной деятельности.
3.1-7Ситуация нравственного выбора в педагогическом процессе и в деятельности учителя. Технологии задачного подхода: анализ ситуаций и решение задач из художественной литературы и к/фильмов, фрагментов видеозаписей уроков, личного опыта студентов; Case Study (кейс метод).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционно-семинарские технологии: проблемная лекция, лекция-конференция, круглый стол, проблемный семинар, семинар-дискуссия.

Технологии задачного подхода: анализ ситуаций и решение задач из художественной литературы и к/фильмов, фрагментов видеозаписей уроков, личного опыта студентов; Case Study (кейс метод).

Имитационные технологии: разыгрывание ситуаций, деловая игра

Рефлексивные технологии: самонаблюдение и рефлексивная оценка при решении задач, тестирование.

Технологи проектного обучения: проектирование программы саморазвития, разработка «нравственного кодекса педагога», проектирование ситуации нравственного развития учащихся, защита проекта.

Технологии работы с текстами: анализ научных и художественных текстов, создание текстов профессионального содержания, синквейн, КМ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

Основная литература

1. Белухин Д. А. Педагогическая этика. Желаемое и действительное / Д.А.Белухин. – М.: МПСИ, 2007. – 128 с.

2. Капто А.С. Профессиональная этика. – М., 2008.

3. Карпова, Т. В. Педагогическая деонтология: учебно-метод. пособие / Т. В. Карпова, Н. М. Трофимова. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. – 212 с.

4. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник / Е. А. Красникова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 224 с. – (2)

5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.

6. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособие для студ.вузов / Т.В.Мишаткина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 304 с.

7. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. – М., 2010.

8. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. – М., Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

Дополнительная литература

 

1. Андрияхина, Н. В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя» / Н. В. Андрияхина // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 20-34.

2. Аплетаев М.Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности // Педагог. – №1. – 1991.

3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменившихся социальных условиях. — Ростов н/Д: РГПИ, 1991 — 30с.

4. Варава, В. В. Этика и образование. Проблемы и перспективы воспитания в высшей школе / В. В. Варава // Вестник ВГУ, Сер. Проблемы высшего образования. – 2008. – № 1. – С. 47-53.

5. Никитина, Л. Права и этические нормы социального педагога // Воспитание школьников. – 2001.-№ 2, 3.

6. Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ / П.Г.Постникова // Педагогика. – 2004. — №5. – С.61-6

7. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография /Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.. ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 543 с.

4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.ethicscenter.ru/ Этика — образовательный ресурсный центр

http://www.abccba.ru/ Этика

http://www.eduhmao.ru/info/1/3692/23127/Юдина Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов (статья)

http://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-2.html Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/019/47.html Проект «Профессиональный кодекс учителя» в Новой газете

— видеосюжет о проекте «Профессиональный кодекс учителя» на ТК Россия 1 «Вести» о «Профессиональном кодексе учителя» статьи и обсуждения:

http://planetashkol.ru/articles/21779/

Примеры профессионального кодекса педагога в эмпирическом опыте (на сайтах ОУ): http://sch181centerspb.ucoz.com/index/0-7

Видеолекции:

http://film.arjlover.net/film/ Ю. Лотман «Беседы о русской культуре»

(15/22).

Природа интеллигентности, (16/22).

Сила интеллигентности, (17/22).

Образ интеллигента,

(18/22).

Культурная прослойка, (19/22).

Формирование интеллигента, (20/22).

Честь интеллигента

Художественные фильмы:

http://filmiki.arjlover.net/filmiki/ : «Доживем до понедельника», «Чучело», «Подранки», «Вам и не

снилось», «А если это любовь?», «Дорогая Елена Сергеевна», «Плюмбум, или Опасная игра», «Шут», «Розыгрыш», «Уроки французского» (Россия)

«Класс» (Эстония)

«Последний урок» (Франция)

 

http://www.ethicscenter.ru/ Этика — образовательный ресурсный центр

http://www.abccba.ru/ Этика

http://www.eduhmao.ru/info/1/3692/23127/Юдина Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное

сознание педагогов (статья)

http://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-

deyatelnosti-2.html Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/019/47.html Проект «Профессиональный кодекс учителя» в

Новой газете

— видеосюжет о проекте «Профессиональный кодекс учителя»

на ТК Россия 1 «Вести» о «Профессиональном кодексе учителя» статьи и обсуждения:

http://planetashkol.ru/articles/21779/

Примеры профессионального кодекса педагога в эмпирическом опыте (на сайтах ОУ):

http://sch181centerspb.ucoz.com/index/0-7

Видеолекции:

http://film.arjlover.net/film/ Ю. Лотман «Беседы о русской культуре»

(15/22).

Природа интеллигентности, (16/22).

Сила интеллигентности, (17/22).

Образ интеллигента,

(18/22).

Культурная прослойка, (19/22).

Формирование интеллигента, (20/22).

Честь интеллигента

Художественные фильмы:

http://filmiki.arjlover.net/filmiki/ : «Доживем до понедельника», «Чучело», «Подранки», «Вам и не снилось», «А если это любовь?», «Дорогая Елена Сергеевна», «Плюмбум, или Опасная игра», «Шут», «Розыгрыш», «Уроки французского» (Россия)

«Класс» (Эстония)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3472772 «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (Ленфильм, 1979)

«Последний урок» (Франция)

Методические указания студентам по подготовке к семинарским

Занятиям и самостоятельной работе по курсу

«Профессиональная этика»

Работа с учебником, источником, книгой

· Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.

· Составление плана текста- разбивка текста на части согласно логике и количеству единиц информации, выделение основных идей в каждой части и определение заголовков.

· Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.

· Цитирование – дословная выдержка текста.

· Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

· Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

· Составление справки – краткие сведения о чем-либо, полученные после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

· Составление формально-логической модели – словесно–схематическое изображение прочитанного.

· Составление тематического тезауруса – упорядоченное комплектование базовых понятий по разделу, теме.

· Составление матрицы идей – сравнительные характеристики однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

 

Исследовательские работы

· Реферат – творческая работа с элементами исследования, основаннаяпрежде всего на изучении нескольких источников.

· Реферативный обзор темы, журнала – отличается от реферата количеством источников.

· Доклад – итог самостоятельной творческой работы обучающего с источниками информации.

 

3. «Расширенное эссе»

Эссе –прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.

Эссе – метод обучения, предполагающий активность и креативность студента в выполнении поставленной преподавателем задачи. Эссе позволяет включить студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому – либо спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.

Эссе – это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные источники, посвященные любой проблеме. Студенту необходимо проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами, Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.

Виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:

1. Краткое содержание, в котором:

¦ определяется тема, предмет исследования или приводятся

o основные тезисы / это может быть один тезис/;

¦ дается краткое описание структуры и логики развития материала;

¦ формулируются основные выводы;

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы. Могут быть обозначены вопросы, которые не были решены и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

3. Библиография.

Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000 – 5000 слов. Эссе как жанр отличается от курсовых и других видов реферативных работ.

Признаки эссе:

— особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъективизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы высказывания;

— повышенная авторская модельность текста; «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;

— использование прецендентных текстов, что обеспечивает высказыванию метасмысловой контекст;

— свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращение к читателям, приглашения к размышлению, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т.п.) в рамках одного высказывания;

-«устность», «разговорность» письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность естественного тона рассуждения, не претендующего на определенную трактовку предмета высказывания.

Эссе как рефлексия. После чтения текста или дискуссии предлагается студентам организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее. Для преподавателя это возможность получить обратную связь. Задается направление мысли вопросами:

1. Что узнали по новой теме.

2. Задайте вопрос, на который так и не получили ответа.

Оценивание эссе осуществляется в соответствии с критериями:

1. Краткое содержание – 10% оценки, если: название выбрано адекватно теме; цель ясно определена: предмет исследование представляет интерес с точки зрения науки; установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями; структура эссе и главные выводы ясно сформулированы.

2. Основная часть и заключение – 75 % оценки, если адекватные и уместные свидетельства – из первичных и вторичных источников – в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще; избранные доказательства – включая различные толкования вопроса там, где это необходимо критически проанализированы и оценены; аргументация стройна и высказывается логично и последовательно; идеи выражены ясно; выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.

3. Источники (библиография, примечания) — 15% оценки, если адекватные, нужные источники определены и использованы эффективно в связи с текстом; ссылки и примечания сделаны и оформлены правильно.

Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой

· составить список понятий, связанных с темой или проблемой;

· дать их определение или толкование.

5.Составление опорной схемы – коллажа по учебным материалам

· коллаж – это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой;

· существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой «ядро» с ключевым понятием и «лучами» — дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть – нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи, и некоторые другие.

Составление концептуальной карты.

· карты иллюстрируют ассоциации обучающихся на заданные темы и помогают оценить степень их понимания важных взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе.

· данный вид работы производится там, где есть большой теоретический курс.

· концептуальные карты рисуются в форме диаграмм.

7.Кластер (блок идей) или «гроздьев»

· это графический способ систематизации учебного материала;

· для эффективного использования этого приема необходимо помнить о следующих рекомендациях:

Оцените текст, с которым будете работать. Обоснована ли в данном случае разбивка на «гроздья»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы.

Выделите эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, а могут быть ключевые слова или фразы.

Озвучьте свои «гроздья».

Установите связи между «веточками» вашей «грозди», объясните возникшие связи.

Стратегия решения проблем

· выделите в тексте проблему;

· опишите ее (выявите ее суть);

· определите варианты подходов к решению проблемы;

· решайте;

· сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы.

Перекрестная дискуссия

Это разговор с самим собой, который помогает увидеть предмет с двух сторон и избежать одностороннего суждения.

Порядок выполнения:

1.Сформулировать вопрос.

2. Составить табличку для записи.

3. Составить список аргументов.

4. Обменяться аргументами (дописывая наиболее интересные).

5. Записать свой вывод.

Выглядит это так:

Вопрос-проблема.

 

ДА (за) НЕТ (против)
1. 2. Аргументы 3. 1. 2. Аргументы 3.

 

Вывод (краткий):Да, потому, что…

Нет, потому, что…

Прием может использоваться при подготовке к эссе, дебатам, полемике. Можно закончить очерком, построенным по следующей схеме:

1. Моя позиция.

2. Краткое обоснование.

3. Возможные возражения.

4. Доказательство правильности моей позиции.

5. Заключение.

10. Прием «Чтение с пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: студенты читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» — согласен; «-» — не согласен; «?» — есть вопросы, непонятно; «!» — это интересно; «?!» — надо подумать и т.д.

11. Метод образного видения, предполагает постановку заданий, ориентирующих на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте воспитание в христианском средневековье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту».

12.Метод смысловых ассоциаций со словосочетанием «человек духовный». Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь студенту соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий: студенту предлагается какое-то слово или слова; — студент записывает к каждому слову список слов-ассоциаций (т.е. воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов); — студент получает задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций. Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию; 2) выберите из этого потока ключевое для вас слово; 3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

13. «Двойной (двухчастный) дневник»

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий:что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
   

14. Стратегия «Трехчастный дневник»

РАЗДЕЛ I
Фиксация идей или цитат:что произвело наибольшее впечатление? Комментарий:что заставило меня обратить внимание именно на эту идею или записать данную цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
   
РАЗДЕЛ II
Мои собственные размышления по теме:
РАЗДЕЛ III
Письмо к преподавателю
   

 

Синквейн

Прием рефлексии. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.

Правила написания синквейна

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме.

5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное)____________________________

Описание (обычно прилагательное)______________________________

Действия ____________________________________________________

Чувство (фраза)_______________________________________________

Повторение сути______________________________________________

Синквейны полезны в качестве:

1. Инструмента для синтезирования сложной информации.

2. Среза оценки понятийного и словарного багажа.

3. Средства творческой выразительности.

4. Быстрый инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах).

Письменный круглый стол

Это метод обучения, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди группы из 3 участников. Первый участник записывает значимую идею по теме, затем передает лист соседу слева. Второй добавляет к этой идеи свои соображения и передает лист дальше и т.д. по кругу.

Портфолио

· Портфолио – это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.

· В портфолио могут входить одноплановые (контрольные, тесты), либо разноплановые материалы (домашние работы, тесты, выполненные в аудитории пятиминутные работы, сочинения, лабораторные работы, видео– или аудиозаписи, проекты и т.п.).

Виды портфолио

· Портфолио документации

· Портфолио процесса

· Портфолио презентационное (показательное)

· Портфолио рабочее

· Портфолио оценочное

· Портфолио тематическое

Что входит в портфолио?

· График–органайзер (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы).

· Вопросы, возникающие у обучающего в процессе работы.

· Анкеты (об отношении к какой-либо теме и пр.).

· Отчеты об интервьюировании других.

· Лист наблюдений (за какими-либо процессами).

· Самооценка.

· Письмо преподавателю связанное с содержанием портфолио.

· Постановка и обоснование целей будущего обучения.

· Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео и аудиофрагменты.

· Схемы индивидуальных и групповых проектов.

· Описание лабораторных экспериментов,

· Образцы изобразительного творчества.

· Грамоты, гранты, знаки отличий.

· Публикации (статьи, тезисы).

Как будет выглядеть портфолио?

¦ Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента.

¦ Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.).

¦ Соответствие содержания оглавлению.

¦ Письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над темой, описывает свои мысли, чувства в этой связи).

¦ Самооценка портфолио самим студентом.

¦ Перечень целей обучения, обоснованных студентом на основании своих интересов, потребностей в самооценке.

Как будет происходить обсуждение портфолио?

o Студент–Преподаватель.

o Студент-Студент.

o Студент-Малая группа.

o Организованная защита портфолио.

o Выставка портфолио.

o Конференция.

 

Методические рекомендации по работе с Портфолио.

Работа над предметом блока педагогических дисциплин – «Профессиональная этика» через портфолиопроводится для решения четырех задач:

1. Портфолио для тех, кто будет работать над ним не формально, поможет накопить и систематизировать материал к будущей исследовательской(а, возможно, и магистерской) работе.

2. С помощью портфолио Вы начнете накапливатьдля использования в ходе педагогической практикисамые современные педагогические технологии (портфолио – одна из них).

3. Портфолио – своеобразный «допуск» к сдаче зачета;но работа над предметом с помощью портфолио – это еще возможность получить максимальное количество баллов по курсу(таким образом, при отличном содержании портфолиоу Вас есть «запас» для получения максимального количества баллов на зачете).

4. Портфолио, качественно выполненный Вами – это «скорая помощь» для Вашей работы в ходе учебной деятельности, это методы и приемы, которые помогут Вам научиться учиться, это «скорая помощь» на педпрактике: копилка методических идей и разработок,которыми можно воспользоваться в нужный момент, не прибегая к услугам библиотеки или Интернета.

Тематический портфолио может быть представлен двумя вариантами:

1. Вы среди всех вопросов и тем, выносимых на изучение по предмету (с ними можно ознакомиться по программе курса) выбираете ту одну, которая отвечает Вашим интересам. Тема – любая, но отвечающая содержанию изучаемого предмета.Выбрав ее, Вы готовитесь к каждому занятию,пополняя свой портфолио теми материалами, в которых Вы находите связь с темой своего исследования.

2. Вы знакомитесь с темой первого занятия и определяетесь со своими позициями по курсу «профессиональная этика»в образовании (воспитании и обучении подрастающего поколения).

И, сделав свой выбор, Вы к каждому семинарскому занятиюпополняете свой портфолио новыми материалами в соответствии с темой занятия.

Структура портфолио.

 

Рубрика Разделы
1. Самопрезентация 1.Сделав свой выбор, Вы на первом занятии презентуете себя, но главным образом, свой выбор, доказывая актуальность профессии в сфере человек-человек. Почему – это ваш выбор? (Обосновать.) Осуществить самопрезентацию можно с помощью методического приема 1 раздел: «Коллаж», «Карта желаний»; 2 раздел: эссе-размышление по темам: 1.«Все, что не запрещено, можно»? (Ж.Т. Тощенко;) 2.«Парадоксы согласования «надо» и «нельзя» (Ж.Т. Тощенко); 3.«Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней». (О. Бальзак).

3 раздел: Учителя человечества. Сравнительная характеристика образа школы (учителя, ученика) в отечественном и западном кинематографе. Важнейшие моральные и этические учения в истории . Приемы: коллаж, эссе-размышление; статистические данные (информация в цифрах); глоссарий.

 

2. Коллектор (не менее 2-х разделов): информация, собираемая в соответствии с темами семинарских занятий, отражающая теоретическую подготовку к занятию, не являющаяся продуктом деятельности автора портфолио. Однако, должна быть систематизирована, выверена и отобрана.   -Теоретический монолог: собираются основные теоретические положения по теме портфолио; — Чтобы это значило?: понятийно-терминологический словарь темы; — Статистические данные: информация в цифрах и фактах; — Законы, принципы, правила: теоретические основы рассматриваемого материала; — Нормативные документы. Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию
2. Рабочие материалы (не менее 2-х разделов):раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, т.е. это копилка различного рода заданий и работ, выполненных автором по теме порфолио, интерпретация автора портфолио, изученного материала. — Девиз темы, эмблема темы, реклама темы; -График-органайзер: схемы, графики, опорные конспекты, таблицы и т.п.; -Диверсант: аргументы и контраргументы на заданную тему; -Цитаты и афоризмы;Банк идей: практические разработки форм работы. -Копилка разминок. — Глоссарий (наглядный образ (рисунок)к понятию) — Коллаж (схема связей и образов понятий, Явлений, фактов) Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию в соответствии с выбором, который Вы предпочли, с Вашей фантазией. Оценивается оригинальность идей, методических приемов, творческость этой части портфолио. Напоминаем, что рабочие материалы – это не то, что Вы переписали или отксерокопировали из имеющихся источников информации, а то, что Вы создали (придумали, разработали) сами.
3. Мои достижения (не менее 2-х разделов) — Стимулы успеха: что в ходе работы помо­гало моему прогрессу; — Мои открытия: информация, которая уди­вила, закономерности, которые установил самостоятельно; -Неотправленные письма: неопубликованные размышления на тему; письма кому? -Где и когда я смогу использовать …: практическое применение полученных знаний; — Трансфертный лист. Этот раздел портфолио выполняется Вами для того, чтобы был осмыслен тот индивидуальный маршрут образования, который был Вами реализован в работе над предметом. Работа над этим разделом портфолио показывает и Вашу способность рефлекировать по поводу тех изменений, которые произошли с Вамив ходе работы над данным учебным предметом. Вам помогут следующие вопросы: · При работе над какими педагогическими понятиями Вы узнали для себя больше всего нового? Сформулируйте это новое. · Какие педагогические позиции стали для вас значимыми, ценностными? · Какие собственные позиции пересмотрены? · Какими были Ваши личностные смыслы в работе над: Ø курсом в целом; Ø конкретной темой; Ø отдельным вопросом; Ø базовым понятием курса; Ø творческим заданием; Ø портфолио в целом или его отдельными разделами? Менялись ли они по ходу освоения данного курса? · Какие цели-ценности в работе над собой четко обозначились? · Какие способы учебной работы были востребованы в ходе занятий? · В чем смогли реализовать себя по ходу занятий? · Какое занятие заставило в большей степени задуматься и над чем? · Какие общие учебные умения развивались в ходе занятий? Над развитием каких занятия помогли задуматься?

  • Какие выборы были в ходе работы над предметом более предпочтительны:

Ø репродуктивный или творческий характер познавательной деятельности? Ø работа на стандарт или с выходом за его рамки? Ø опора на внешний контроль или самоконтроль? Ø оценочные суждения однокурсников, преподавателя или собственная рефлексивная деятельность? · Какие педагогические способности выявились, а какие – необходимо упорно развивать в процессе работы над собой? · Какие педагогические технологии освоили и какие из них были интересными лично для Вас? · Какая Ваша творческая работа была особенно хорошо принята в группе? Почему? · Если многое из возможного не было реализовано, то с чем это связано? Вы можете самостоятельно дополнить этот спектр вопросов к себе самому и ответить на них.  

Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?

Домашние работы. Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий. Задания, отредактированные однокурсниками. Результаты групповой работы (черновики, схемы). Дневник обучения. Процесс решения учебных задач. «Рефлексивные журналы». Проекты. Письменные работы. Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ. Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен студентов. «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.). Вопросы, возникающие у студента в процессе работы. Заполненные студентами анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.) Отчеты об интервьюировании других студентов. Лист наблюдений (за какими-то процессами). Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения). Самооценка. Письмо преподавателю (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с со­держанием портфолио. Постановка и обоснование целей будущего обучения. Тема по выбору. Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д. Схемы индивидуальных и групповых проектов. Записи в «бортовом журнале». Компьютерные программы. Описание лабораторных экспериментов. Образцы изобразительного творчества. Видеофрагменты. Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.

 

Как будет выглядеть портфолио?

— Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента.

— Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.), где отражены разделы и рубрики портфолио, указан список использованной литературы (отдельная рубрика).

— Соответствие содержания оглавлению.

— Письменное введение в каждый раздел, рубрику, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над той или иной рубрикой внутри раздела, обосновывает с помощью аргументов выбор тем и описывает свои мысли и чувства в этой связи).

— Самооценка портфолио самим студентом.

— Перечень целей обучения, обоснованных студентов на основании своих интересов, потреб­ностей и самооценке.

Трансфертный лист оценки портфолио № 1

Я считаю, что … Особенно удачным является …
В то же время я посоветовал бы … Не кажется ли Вам, что …

Трансфертный лист оценки портфолио № 2

Интересные впечатляющие моменты     Темы, которые наиболее раскрыты Общие советы Главные выводы

Критерии оценивания.

1. Аккуратность (тщательность) выполнения.

2. Факторы, отражающие понимание студентом материала.

3. Факторы, отражающие размышления студента о своем познании

4. Наличие обязательных рубрик и выводов.

5. наглядность, используемая в портфолио

6. Наличие списка использованной литературы.

7. Отсутствие в портфолио ксерокопий.

8.Использование исследовательских методов работы (интерпретация, анализ, синтез и др.).

9.«Личностная привязка» содержания.

10.Качество оформления.

11.Творческий подход к работе и оформлению.

12.Анализ полезности темы портфолио для самого студента.

ПРИМЕЧАНИЕ:Портфолио может быть выполнено в мультимедийном варианте,но на проверку представляетсяв распечатке.

Трансфертный лист используется для промежуточного и итогового оценивания,осуществляемого самими студентамина занятиях.