Обеспечивающие коррекцию и помощь обучающимся с ОВЗ

На ступени начального общего образования

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения.

Цель программы:

Создание условий для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы школы обеспечивает:

1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их развитии;

2. различные формы специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:

— обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования;

— обучение детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе по индивидуальной программе.

3. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

4. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

— своевременное выявление детей с трудностями в обучении;

— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы;

— разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

— оказание консультативной и методической помощи родителям;

 

Анализ особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или психическом) развитии, обучающихся в школе на 01.09.2014 года:

 

В МБОУ «СОШ №3» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии:

1. Дети с задержкой психического развития. (3 ребенка-1А класс, 1 ребенок-2А , 2 ребенка-2Б класс, 2 ребенка-3А класс, 1 ребенок-4А класс, 3 ребенка-4Б класс).

3 стр., 1382 слов

Девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: психологический подход

  Е. С. Фоминых Наиболее эффективной формой получения высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время признается инклюзивное, потому как предполагает повышение их включенности в образовательную среду при условии предоставления равных с другими возможностей. Однако при всех его достоинствах оно не только не исключает социальной эксклюзии ...

2. Дети с умственной отсталостью легкой степени. (8 учеников в специальном классе: 2 ученика-3 класса, 1 ученик – 4 класса, 5 учеников — 5 класса).

3. Дети инвалиды — 3 ученика (из них двум рекомендовано обучение по программе 7 вида).

Программа коррекционной работы обеспечивает возможность освоения детьми с ОВЗ ООП НОО и их интеграцию в образовательном учреждении с учетом характера и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений. Группа обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития . (3 ребенка-1А класс, 1 ребенок-2А , 2 ребенка-2Б класс, 2 ребенка-3А класс, 1 ребенок-4А класс, 3 ребенка-4Б класс) в соответствии с уровнем психофизического развития, по заключению городской ПМПК, может осваивать стандарт начального общего образования. Для этих детей с ОВЗ, способных освоить образовательный стандарт НОО, разрабатывается индивидуальный учебный план в соответствии с федеральными нормативными актами, равноценный по объему нагрузки, составу и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения. Ежегодно эти дети проходят обследование городской ПМПК по определении программы обучения. По окончании НОО обучающиеся с ОВЗ проходят промежуточную аттестацию в определенных положением о промежуточной аттестации формах. При условии, что по окончании начального общего образования дефицитарность познавательных способностей детей с ОВЗ с задержкой психического развития окажется настолько устойчивой, что не позволит овладеть цензовым образованием, то необходимо перевести их на адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью.

Группы обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью легкой степени (2 ученика-3 класса, 1 ученик – 4 класса) не способны к освоению в полном объеме образовательного стандарта НОО. Для этих детей с ОВЗ, не способных к освоению в полном объеме образовательного стандарта НОО, образовательный процесс организуется по адаптированным образовательным программам в соответствии с индивидуальными учебными планами, разрабатываемыми образовательным учреждением в соответствии с положением и согласуемыми с родителями (законными представителями).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Они обучаются в коррекционном классе по программе 8 вида. Класс организован по принципу малокомплектной школы.

Учебный план для обучающихся, не способных освоить образовательный стандарт НОО, разрабатывается в соответствии с психофизическими особенностями. При этом «образовательный» блок соотносится с аналогичным компонентом стандарта общего образования и может быть не равен ему по объему, при согласовании с родителями, при этом «коррекционный» блок расширен.

Направления коррекционной работы,

обеспечивающие коррекцию и помощь обучающимся с ОВЗ

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули ( направления).

Данные модули отражают её основное содержание:

диагностическая работа включает:

-своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от медицинского работника, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, классного руководителя, учителей-предметников образовательного учреждения;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья после проведенной коррекционно-развивающей работы.

коррекционно-развивающая работа включает:

-выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, классным руководителем, учителями-предметниками индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование и коррекцию отклонений в развитии универсальных учебных действий;

— развитие и коррекцию познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

консультативная работа включает:

-выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, классным руководителем, учителями-предметниками индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование и коррекцию отклонений в развитии универсальных учебных действий;

— развитие и коррекцию познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

— информационно-просветительная работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,

— вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

По реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий

 

Содержание работы Формы и методы проведения Ответственные
Психолог
Диагностика особенностей личностного развития 1. Индивидуальная беседа с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании. 2. Первичное обследование с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности. 3. Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания. Психолог
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся и родителями.   1. Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).

2. Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов. 3. Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения. 4. Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности. 5. Занятия по развитию коммуникативных навыков

Психолог
Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования. Рекомендации Психолог
Просветительская работа с родителями и учителями – предметниками 1. Разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов и родителей 2. Знакомство с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т.д Психолог
Социальный педагог
Диагностика особенностей семейного воспитания уч-ся Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. 1. Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и кл. руководителями. 2. Посещение семьи, с целью определения психологического микроклимата в семье (стиль воспитания, влияние семейного воспитания на развитие личности).

   

Кл.руководитель учитель, зам. директора по ВР  
Консультации родителей, учителей Консультации родителей по развитию у детей с ОВЗ навыков социальной компетенции, правового поведения Зам. директора по УВР, соцпедаг.
Медицинский работник
Диагностика особенностей физического и психического развития Обследование узкими специалистами Медицинский работник
Консультации родителей, учителей   1. Рекомендаций по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения 2. Формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями. Педиатр, медработник
Учитель, педагог ДО
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы 1. Обучение детей общеучебным умениям и навыкам, способам получения знаний, организации учебного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).

2. Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия

Учитель, педагог ДО
Диагностика индивидуальных особенностей развития Наблюдения на уроках, результаты контрольных срезов, проверочных работ. Учителя
Консультации родителей, учителей и воспитателей Консультации по развитию учебных умений и навыков     Зам. директора по УВР, психолог
Профилактическая деятельность Беседы, тематические беседы Зам. директора по УВР, учитель
Классный руководитель
Вовлечение в кружковую, клубную деятельность   Воспитание социальных навыков; гражданских норм; эстетического и нравственного потенциала личности; формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасной жизни и культуры поведения в общественных местах. Педагоги ДО, кл.рук., зам. директора по ВР
Вовлечение в посильную классную деятельность Тематические беседы, конкурсы (очные и дистанционные), викторины     Кл.руководитель, учитель
       

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов образовательного учреждения

Основным механизмом реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и сетевое взаимодействие образовательных (ДПиШ, детская библиотека) и иных организаций (детская поликлиника, реабилитационный центр).

Взаимодействие — профессиональная деятельность специалистов образовательного учреждения и профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ с целью адаптации, освоения образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, социальной адаптации.

Взаимодействие специалистов образовательного учреждения предусматривает:

1. комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

2. многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

3. составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно­познавательной, речевой, эмоциональной­волевой и личностной сфер ребёнка.

Социальное партнёрство предусматривает:

1. сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

2. сотрудничество со средствами массовой информации, с негосударственными структурами, с общественными объединениями инвалидов, реабилитационным центром;

3. сотрудничество с родительской общественностью.

 

 

Председатель ПМПК: -организация ДЕ -координация ДЕ -контроль ДЕ
Зам. директора по ВР -организация профилактической работы -контроль занятости, включение ВР и ДО
Кл. руководитель: -включение в ВР, систему ДО -соц-пед.сопровождение. -изучение условий -взаимодействие с родителями
Психолог, логопед: -диагностирует — участвует в составлении и реализации АОП — наблюдает динамику -анализирует -корректирует
Ребенок с ОВЗ
Соцпедагог -проводит обследование социально-бытовых условий жизни ребенка -взаимодействует с КДН,ПДН, отделом опеки, созащитой — участвует в составлении и реализации АОП — наблюдает динамику -анализирует -корректирует
Мед.работник -наблюдает за состояние здоровья уч-ся -ведет лечебно-профилактическую работу -оформляет соответ.док.
Лечебные учреждения
Учитель — предметник: -выявляет проблемы (ЗУН, поведении) — участвует в составлении и реализации АОП — наблюдает динамику -анализирует -корректирует
Родитель -наблюдает за состояние здоровья уч-ся -выполняет рекомендации

Планируемые результаты

Результат Критерии оценки результата
Банк данных учащихся с ОВЗ Список учащихся с ОВЗ
Объективные сведения об учащихся с ОВЗ Медицинские, психолого-педагогические, логопедические заключения, педагогические характеристики, коллегиальные заключения консилиума, психолого-медико- педагогической комиссии
Комплексное психолого-медико- педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ Индивидуальные программы, коррекционные маршруты, индивидуальные траектории развития, комплексные программы сопровождения
Положительная динамика показателей развития детей с ОВЗ в результате коррекционной работы Психолого-педагогические, логопедические заключения, педагогические характеристики, аналитические отчеты деятельности консилиума, скорректированные индивидуальные программы, коррекционные маршруты, индивидуальные траектории развития, комплексные программы сопровождения
Научно-методическое обеспечение педагогического процесса по проблеме сопровождения детей с ОВЗ Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ
Рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ Методические разработки, графики проведения школьных педагогических мероприятий по проблемам сопровождения детей с ОВЗ, сертификаты педагогов о повышении квалификации по темам, связанным с проблемой сопровождения детей с ОВЗ