Новые информационные технологии во внеклассной и внеурочной работе

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика использования НИТ в сфере образования

Глава II. Основные направления использования НИТ во внеклассной работе

.1 Создание сайта учебного заведения как средства дополнительного образования

.2 Организация работы школьных творческих объединений

Глава III. Перспективы использования средств НИТ во внеклассной и внеурочной работе

.1 Использование Интернет в работе школьной библиотеки

.2 Использование НИТ в работе школьного психолога

.3 Использование НИТ в организации ученического самоуправления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

информационная технология школьный учебный

Данная работа посвящена использованию новых информационных технологий (НИТ) в образовании. Актуальность темы работы обусловлена тем, что современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов, интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Говоря об использовании НИТ в образовании, обычно подразумевают использование их в собственно учебном процессе. Но образование не сводится к простой классно-урочной форме обучения. Как правило, предполагается наличие внеклассной и внеурочной работы, в школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа и др.).

12 стр., 5880 слов

Паблик рилейшнз в современном обществе как средство формирования ...

... использование таких способов создания положительного общественного мнения, как благотворительность и меценатство. Актуальность темы курсовой работы обусловлена возрастающей значимостью PR в современном обществе как средства ... обеспечения эффективности удовлетворения потребностей населения и достижения социально значимых результатов. Глава 1. Общественное мнение и связи с общественностью: понятие и ...

Поэтому цель работы состоит в определении возможностей использования НИТ во внеклассной и внеурочной работе.

Задачи работы могут быть соответственно выделенной цели сформулированы следующие:

1.Описание возможностей использования НИТ в сфере образования.

2.Анализ действующих и перспективных направлений использования средств НИТ во внеклассной и внеурочной работе.

Работа включает три главы. Первая глава — общая теоретическая, она непосредственно не затрагивает темы работы, а только описывает образовательные возможности новых информационных технологий.

Во второй главе дана характеристика использования НИТ во внеклассной работе. При этом указывается, что использование НИТ изменяет и традиционные формы внеклассной работы, поэтому в качестве примеров выбраны организация работы школьных творческих объединений (расширенный вариант факультатива) и создание и использование сайта учебного заведения в качестве средства дополнительного образования.

Треть глава относится к перспективным направлениям использования НИТ и рассматривает тему шире, поэтому не случайно речь идёт не только о внеклассной, но и о внеурочной работе. НИТ могут быть использованы в работе школьной библиотеки, школьного психолога, а также в организации внеурочных мероприятий в рамках ученического самоуправления.

Для написания работы использованы следующие источники: «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования» (автор И. Роберт) и «Современные образовательные технологии» (автор Г.К. Селевко); «Информатика и дистанционное образование» (автор В.А. Каймин); «Системы искусственного интеллекта» (автор Ж.-Л. Лорьер); «Как построить свою экспертную систему» (автор К. Нейлор); «Информационные технологии» (автор М.Кирмайер).

При написании третьей главы привлечены: «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» (автор Н.И. Гендина) и «Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках» (автор И.Г. Моргенштерн).

Глава I. Общая характеристика использования НИТ в сфере образования

Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

18 стр., 8612 слов

Комплексное использование наглядных средств обучения на уроках ...

... природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы. Но не один урок не возможно провести без использования наглядных средств обучения, как традиционны, так и современных инновационных ... предмета или явления. [21] В.Ф. Зуев - академик, профессор учительской семинарии, автор первого отечественного учебника по естественной истории, высказывал мысль, о сознательном усвоении материала, ...

К СНИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем «Виртуальная реальность»); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи — выполнение социального заказа общества — коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

4 стр., 1655 слов

Информация как средство манипуляции

... обсуждаемых автором проблем. Среди них вопросы оперирования информацией, сокрытия манипулятивного воздействия, средства принуждения и другие. Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам. Искажение ... ..11 Вступление В настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Но каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая ...

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

·незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;

·компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

·архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

·автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

·автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как:

·регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

·интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

·управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

·управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

·автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

4 стр., 1727 слов

Игровая деятельность в процессе социализации детей.Сюжетно-ролевые ...

... исследования. 2.Невключенное наблюдение. Глава 1. . Теоретические аспекты социализации дошкольников в процессе игровой деятельности 1.1 Социализация детей дошкольного возраста Дошкольный период необычайно значим для вхождения ... свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. В работах Г. А. Берулава, П. Я. Гальперина, В. В. ...

Сформированное информационное пространство школы — это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур школы с целью повышения качества образовательного процесса. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей.

В общеобразовательных школах НИТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях:

1.Информатизация управления школой:

Для автоматизации документооборота и канцелярских работ;

Для создания базы данных по учащимся и сотрудникам;

Для хранения различной информации управленческого характера;

2.В образовательном процессе:

Для обучения учащихся основам компьютерной грамоты, информатике и программированию;

Для диагностики качества образования (тесты);

Для подготовки презентаций и докладов, выступлений;

Как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

Для проведения практических занятий (компьютеры, компакт-диски);

Для самообразования учащихся и учителей (компьютерные классы, компакт-диски, Интернет, дистанционное образование);

3.Для видеосъемки школьных мероприятий и создания видеотеки по истории школы;

4.Для получения информации через подключение к Интернет;

.Для электронной переписки.

Основные направления использования НИТ в сфере образования следующие:

·В качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается: реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля за результатами обучения; использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности; реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем.

5 стр., 2069 слов

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ...

... в диагностике и построении коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми. Проведение методических объединений, семинаров, «круглых столов», ... -90) Коррекционно-развивающая работа с детьми                    Одной из важных задач  работы с гиперактивными детьми является создание комфортной ...

·В качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

·В качестве средства развития личности обучаемого.

·В качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

·В качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

·В качестве средства коммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий.

·В качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

·В качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием.

·В качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Далее использование средств НИТ рассматривается только в отношении направлений внеклассной и внеурочной работы в школе. Наиболее распространённые возможности в этом отношении — создание сайта учебного заведения как средства дополнительного образования и организация работы школьных творческих объединений (в основном по изучению самих НИТ, т.е. здесь средства НИТ используются именно в качестве объекта изучения).

В качестве применяемых в настоящее время редко, но могущих быть отнесёнными к перспективным вариантов использования средств НИТ во внеклассной и внеурочной работе можно назвать:

·использование НИТ в работе школьного психолога.

·использование НИТ в организации ученического самоуправления.

Все эти варианты использования НИТ во внеклассной и внеурочной работе рассмотрены ниже.

Глава II. Основные направления использования НИТ во внеклассной работе

7 стр., 3376 слов

Межкультурная коммуникация в электронной среде и поиск информации ...

... необходимой информации, либо о весьма ограниченных возможностяхпоиска, что приводит к неправильному пониманию роли глобальной компьютернойсети Интернет в учебном процессе. Содержащиесяв дипломной работе методические ... общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственнойкультур. Возьмём в качестве примера западную традиционную культуру официально-делового общения, от соблюдения которой ...

.1 Создание сайта учебного заведения как средства дополнительного образования

Современную российскую школу характеризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Школа видит в них возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Для успешного внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс необходимо структурное подразделение, каковым является школьный информационный центр (ШИЦ).

Редакция ШИЦ, в которую входят дети и взрослые, как правило, занимается:

  • развитием и обновлением информации в школьном сайте;
  • выпуском ежемесячной настенной газеты;
  • выпуском многотиражной газеты, которая выходит 2 раза в год.

Сайт — визитная карточка школы. Он дает возможность поделиться самым интересным из того, что происходит в лицее, сопроводить эту информацию фотографиями и рисунками, познакомить с различными сторонами лицейской жизни, историей, традициями, коллективом, планом коллективных творческих дел, возможностью получения дополнительных образовательных услуг.

Школьный сайт — средство общения. Ребята могут зайти на форум и поделиться своими мыслями, высказать предложения и пожелания. Учащиеся, пользуясь школьным сайтом, учатся ориентироваться в сети Интернет, находить необходимую информацию. Те ребята, которые непосредственно работают над школьным сайтом, приобретают навык работы с компьютером, учатся выражать свои мысли, отбирать и анализировать собранную информацию, редактировать ее.

К информационному пространству школы имеют доступ не только дети, но и родители. Они могут узнать из электронного журнала об успеваемости и посещаемости своих детей. Знакомятся с нормативной, педагогической информацией, рекомендациями психолога.

Разумеется, информация в сайте должна постоянно обновляться, чтобы интерес к ней не пропадал.

2.2 Организация работы школьных творческих объединений

В качестве примера лучше всего привести работу творческого объединения по внеклассному изучению информатики. В настоящее время дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе начинает изучаться с 7 класса, однако ряд школ практикуют внеклассное и внеурочное изучение этой дисциплины всеми желающими, в том числе учащимися 5-6 классов. Если мы хотим, чтобы наши дети умели жить в XXI веке, были адекватными своему времени и могли использовать его особенности себе во благо, мы должны научить их работать с информацией, заданной в различном виде. Современные дети усваивают значительно больший поток информации, изменяются их увлечения и игры.

11 стр., 5220 слов

Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста ...

... практической цели. Предметом нашей работы является процесс формирования игровой деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. Цель: изучить особенности игровой деятельности умственно отсталых детей и предложить некоторые ... "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он ...

Деятельностный характер и практическая направленность курса позволят детям приобрести навыки, способствующие творческому процессу познания мира, постановке проблемы и поиску ее решения.

Основная цель курса: обучение основам компонентов информационной культуры, критического мышления через чтение — это ключ к их успешной жизни в век информации.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

·привитие навыков мыслить самостоятельно;

·овладение навыками работы с информацией;

·первоначальное знакомство с компьютером;

·овладение приемов и способов, развивающих критическое мышление через чтение;

·поддерживать мотивацию ученика, способствуя дальнейшей учебной деятельности;

·освоение приемов работы с литературными произведениями, используя компьютерные программы серии «Конструктор мультфильмов».

Обучение происходит в трёх циклах, каждый из них включает в себя теоретические занятия, практические работы, Всего 33 ч.: теоретических занятий — 20 ч., практических работ — 13 ч. На занятиях используются виды групповой, парной и индивидуальной работы, обсуждения, поисковые задания.

Рабочая папка ребенка включает следующие файлы:

·3 «П» — Почитай. Послушай. Подумай. /Розовые листы/.

·«Книжная полка» — рисунки обложек, титульных листов, к прочитанным произведениям… /Белые листы/.

·«Проверь себя» — задания, вопросы, тесты. /Желтые листы/.

·«Обрати внимание» — словарик трудных, незнакомых, непонятных слов. /Зеленые листы/.

·«Мой проект» -/Синие листы/.

Создаются и используются: программа развивающего курса «Основы информационной культуры», электронные презентации по теоретическим темам занятий; тесты, CD c программами, познавательная модель изучаемого курса.

Краткое содержание курса.

Основные темы:

Информационные ресурсы общества.

26 стр., 12662 слов

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого ...

... эксперимента 3.2 Общие направления логопедической работы по формированию мелкой моторики и развитию речи с использованием изобразительной деятельности 3.3 Результаты контрольного эксперимента Заключение ... возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит ...

Цель данной темы — сформировать представление о месте и роли информации в жизни человека. Познакомиться с понятием документ, издание. Иметь четкое представление о структуре книги. Владеть навыками самостоятельного поиска информации.

Развитие критического мышления через чтение в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся.

Цель — использование новых технологий, способствующих свободному творчеству детей. Обучение приемам интеллектуальной работы с текстами документов. Приобрести практические умения и навыки: чтение с остановками, чтение с пометками, вопросы по теме.

Детское чтение и новые информационные технологии.

Цель — овладение навыками основ информационной культуры. Показать возможности ПК при обработке, хранении, поиске и использовании информации. Приобрести навыки работы на ПК, используя программу серии «Конструктор мультфильмов». Создать свой информационный продукт — мультфильм.

Методическое обеспечение курса.

Опыт показывает, что не любое содержание программного материала привлекает интерес детей. Постоянно веду поиск эффективных форм, методов обучения и таких приемов, которые активизируют интерес к встречам и познавательную деятельность:

ØИспользую в обучающем процессе игры: «Кто я?», «Литература», «Испорченный телефон», «Шерлок Холмс».

ØНеобходимо отметить, что сама по себе новизна темы урока, не вызывает у детей интереса к ее изучению. Здесь необходимо создание на уроке проблемной ситуации.

ØСтараюсь преподнести новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы.

ØПытаюсь показать детям, что «новое» можно узнать и о давно известных вещах, научить детей удивляться обычным (знакомым) фактам.

ØДетей всегда увлекает применение теоретических знаний для объяснения, применения в практических процессах, даже самых простых.

ØПриобщение детей к современным научным достижениям:

·Работа с дополнительной литературой, периодическими изданиями;

·Использование медиатеки /электронные энциклопедии, обучающие программы/;

·Включение в практику заданий типа «вставьте пропущенное слово», «допиши предложение», «расположите в нужном порядке», «заполни таблицу, схему», поиск по словарям.

ØОзнакомление с устройством компьютера.

ØПриобретение навыков работы с компьютером, с CD-ROM.

Особое место занимает организация текущего контроля знаний обучаемых. Составлена познавательная модель изучаемого курса. Лучше всего пользоваться блочным методом контроля. Такой метод включает проведение текущего контроля по каждому отдельному занятию и виден итоговый контроль по каждому блоку. Контроль носит индивидуальный характер. После изучения каждого блока проводится обобщающее занятие.

Перспективу работы можно видеть в дальнейшем развитии проектной деятельности детей, раскрывающей большие возможности для решения интеллектуальных, познавательных, практических умений. Все это способствует повышению информационной культуры детей. Сегодня важно не только заставить ученика выучит определенный объем информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания.

По итогам данного курса дети должны уметь:

·отличать книгу от других носителей информации;

·использовать знания о структуре и элементах книги в целях поиска информации;

·ориентироваться в информационной среде библиотеки;

·уметь выстроить алгоритм поиска информации по энциклопедиям, словарям, справочникам для данного возраста

·уметь оценивать и выбирать необходимую для ответа на поставленный вопрос информацию;

·создавать и использовать поисковые системы: каталог домашней библиотеки, алфавитный и систематический каталог;

·иметь представление об электронном каталоге библиотеки;

·уметь взаимодействовать с компьютером с помощью мыши, клавиатуры;

·иметь представление о возможностях использования компьютера в инструментальной программной среде «Конструктор мультфильмов»;

·уметь работать в группе;

·умение работать с текстом, используя методы критического чтения;

·уметь представить свою работу (презентация результатов деятельности).

Глава III. Перспективы использования средств НИТ во внеклассной и внеурочной работе

.1 Использование Интернета в работе школьной библиотеки

Становление информационного общества заставляет сегодня библиотеку всё чаще использовать информационные технологии. И в производстве, и использовании информационной продукции библиотеки играют немаловажную роль.

Главными тенденциями развития информационных технологий в библиотеках являются:

·использование в библиотечном обслуживании компакт-дисков;

·использование ресурсов Интернета;

·формирование электронных библиотек;

·использование в библиотечном обслуживании мобильной связи.

Целью развития библиотеки образовательного учреждения на современном этапе является: создание на базе библиотеки информационного библиотечного центра; предоставление всем участникам образовательного процесса информации на четырёх видах носителей: бумажном, магнитном (аудио- и видеокассеты), цифровом (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети).

В рамках телекоммуникативного проекта ресурсы Интернета могут быть использованы как:

·источник получения информации;

·способ общения с партнерами, коллегами и единомышленниками;

·инструмент участия в сетевых проектах.

Почему Интернет не только можно, но и нужно использовать в образовательном процессе? На этот вопрос есть целая серия ответов:

·пользователи получают доступ к информации, которая не отражена в традиционных источниках;

·пользователи расширяют сотрудничество с людьми всего мира;

·для образовательной деятельности Интернет предлагает уроки в режиме on-line, ресурсы для учителей, ресурсы для школьников, интернет-уроки.

Интернет это информационные ресурсы самого различного направления. Это и всякого рода реклама, хакерские программы, порно и насилие. Эта информация отнюдь не образовательная. И здесь без совета специалиста в области информации, каким является школьный библиотекарь, не обойтись. Поэтому Интернет в школе должен быть предоставлен пользователям через школьную библиотеку.

Использование Интернет в работе школьной библиотеки предоставит пользователям и такие возможности, как: систематизация информации, поступающей через Интернет и по электронной почте; демонстрация одной из папок и др.

3.2 Использование НИТ в работе школьного психолога

Как уже указывалось выше, под новыми информационными технологиями подразумевается совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Персональный компьютер позволяет значительно облегчить и расширить возможности эффективной работы специалистов разной квалификации, в частности, школьного психолога.

Применительно к данному направлению возможны варианты использования ресурсов сети Интернет:

·бланковые методики (например: «Школьный тест умственного развития», «Акцентуации у подростка» Шмишека);

·компьютерные методики (например: «Словесно-логическое мышление» (тест Амтхауэра), «Цветовой тест» Люшера, «Тест школьной тревожности » Филлипса);

·психологические словари;

·любая информация по узким направлениям в области психологии и психотерапии (например: Нейро Лингвистическое программирование);

·авторские сайты, которые содержат какую-либо информацию по психологии;

·Чтение в сети Интернет книг по психологии;

·Интернет-магазины (заказ и получение психологической литературы и пособий).

Представляется возможным также:

  1. Использование программных продуктов некоторых компаний для создания электронных презентаций на уроках психологии, факультативах, коррекционно-развивающих занятиях, родительских собраниях, семинарах для педагогов (например: MS Office Power Point 2003).
  2. Использование текстового редактора Microsoft Word для создания любого печатного материала, который необходим в работе психолога, а также для создания индивидуальных папок, электронных каталогов.
  3. Использование программы Microsoft Excel для обработки результатов диагностических исследований.
  4. Общение и работа с учащимися с использованием chat-режима и электронной почты.

3.3 Использование НИТ в организации ученического самоуправления

Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в образовательном процессе.

В концепции воспитательной школы определена модель выпускника: «Выпускник — интеллектуально развитая личность, компетентная в социальной, коммуникационной и информационной сфере деятельности, способная к осознанному самоопределению». В соответствии со стратегией модернизации образования, можно поставить перед собой несколько задач:

1.Формирование мотивации к здоровьесберегающему образу жизни

2.Формирование лидерской и гуманитарной позиции учащихся через организацию системы школьного соуправления.

.Формирование ключевых, базовых компетенций, в том числе информационной (т.е. работа со всеми видами информации; расширение способов работы с информацией и повышение функциональной грамотности, под которой понимается создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, моделирование, проектирование и планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов, совместная деятельность, рефлексия и самообучение).

Опыт работы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые с определенной степенью целесообразности и эффективности поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств НИТ:

·в обеспечении подготовки и проведения различных общешкольных праздников, (у нас — это такие как «День школы», «День туризма», «День здоровья», «День Семьи» и др.);

·в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, вечеров отдыха, интеллектуальных игр и др.

·в повышении уровня работы с родителями, непосредственно связанной с содержанием учебной деятельности и организации досуга в классе;

·в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;

·в организации работы с органами ученического самоуправления.

Остановимся на особенностях использования НИТ в двух сферах воспитывающей деятельности — в организации ученического соуправления и дополнительного образования.

В течение зимних и весенних каникул участники школьного соуправления, а также все желающие могут заниматься разработкой и изготовлением различных проектов, особая ценность которых (помимо ценности вообще, поскольку продуктивная, креативная деятельность ценна сама по себе, тем более в каникулы, когда столько свободного времени, множество развлечений и соблазнов) заключается в следующих «ключевых словах»:

·Междисциплинарность — проект включает несколько разных дисциплин и требует от ребенка поиска и соединения различных знаний;

·Оригинальность — в основе проекта — нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи, применение новых инструментов;

·Технологичность — поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, фото- и видео-камеры, электронные коммуникации), то интересно воспользоваться ИТ для оформления и реализации проектов;

·Завершенность — проект интересен в «готовом виде», ребята индивидуально или мини-командами должны пройти все стадии разработки проекта и готовый продукт представить на обсуждение аудитории.

Среди множества проектов в качестве примера можно продемонстрировать два, наиболее полно соответствующих перечисленным критериям.

Первый пример — проект «Я делаю город красивым».

Этапы работы:

1.Обсуждение социальных проблем, характерных для нашего города.

2.Опрос общественного мнения, обработка с использованием информационных технологий

.фотографирование портретов ребят с применением цифрового фотоаппарата, освоение его возможностей и принципов цифрового фото. Перенос фотографий на компьютер.

.Обработка изображений средствами графических редакторов. Освоение функциональных возможностей программы Adobe Photo Shop.

.Разработка и подготовка средствами Power Point презентаций для выступления и защиты.

.Подготовка текстов презентаций.

Второй проект — как один из примеров освоения учащимися основ социального проектирования и НИТ. Проект проведения расширенного заседания ученического актива (с 5 по 11класс).

Заседания проходят с использованием медиатехнологий. Встречи ведут старшеклассники, которые выступают в роли кураторов, предварительно самостоятельно «прожив» все этапы работы с информацией — создание, поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, моделирование, проектирование и планирование объектов и процессов, ответственная реализация планов, совместная деятельность, рефлексия и самообучение.

Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в образовании (обучение + воспитание), путем постановки сложной исследовательской задачи, которая решается в сотрудничестве учащихся и учителей, а также формировать устойчивый интерес к обучению ввиду значимости результатов исследования. Проектная деятельность может быть самой разнообразной, главное, чтобы у каждого ученика была возможность самореализации.

Как можно использовать НИТ в организации дополнительного образования? Рассмотрим это на примере традиционного для многих общеобразовательных учреждений туризма.

Средства НИТ позволяют упростить информирование учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях, ознакомить с планами экспедиций и т.д.

Для участников туристического кружка НИТ — незаменимый помощник при подготовке к соревнованиям, к Дням Туризма, к презентациям своего объединения, к организации свободного времени во время проведения соревнований и т.д.

Выполняя рабочие снимки учебных тренировок цифровым фотоаппаратом, перенося их на компьютер, просматривая, анализируя, выбирая информацию в Интернете, работая с CD-дисками по выполнению учебно-тренировочных тестов на ориентирование, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий в процессе поисковой деятельности, приобщения к современным средствам коммуникации. Как один из результатов — повышение познавательной творческой деятельности учащихся, ставшей одним из мотивов проведения проектной деятельности. Так, при проведении общешкольного «Дня Туризма» учащиеся школы имеют возможность посмотреть видеоролик, подготовленный участниками туристической секции, при оформлении которого использованы и фотографии, сделанные цифровым фотоаппаратом, и видеозаписи, и слайды, и музыка.

Дополнительное образование — эта необязательная и выбранная ребенком деятельность. Однако именно она во многом стимулирует развитие личностных качеств и, безусловно, выходит за все рамки стандартного обучения и воспитания, создает условия для дальнейшего предпрофессионального и профессионального обучения.

Опираясь на накопленный опыт в школах по использованию НИТ, мы полагаем, что, используя НИТ, можно эффективно воздействовать на систему коммуникации, сложившуюся в системе образования (учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-ученик), с тем, чтобы усовершенствовать образовательный процесс, решать уже не только дидактические, но и социокультурные задачи.

Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень организацию воспитывающей деятельности в школе.

В содержательном плане направления, формы и методы такого образования направлены на решение проблем создания особой дидактики и методологии воспитания, когда с использованием современных НИТ, средств мультимедиа появляется необходимость построить для каждого учащегося свою индивидуальную образовательную траекторию в кибернетическом режиме, т.е. в режиме оптимального удобства, эффективности, корректности и успеха.

Заключение

По работе можно сделать выводы о следующих направлениях использования НИТ во внеклассной и внеурочной работе:

.Создание и работа школьных творческих объединений. На примере внепрограммного обучения информатике желающих из числа учащихся 5-6 классов показано, что использование НИТ для организации школьных творческих объединений позволяет решать следующие психолого-педагогические задачи: привитие навыков мыслить самостоятельно; овладение навыками работы с информацией; первоначальное знакомство с компьютером; овладение приемов и способов, развивающих критическое мышление через чтение; поддерживать мотивацию ученика, способствуя дальнейшей учебной деятельности; освоение приемов работы с литературными произведениями. Особое место занимает организация текущего контроля знаний обучаемых. Составлена познавательная модель изучаемого курса. Лучше всего пользоваться блочным методом контроля. Такой метод включает проведение текущего контроля по каждому отдельному занятию и виден итоговый контроль по каждому блоку. Контроль носит индивидуальный характер.

.Создание школьных сайтов в целях их использования как средств дополнительного образования. Учащиеся, пользуясь школьным сайтом, учатся ориентироваться в сети Интернет, находить необходимую информацию. Те же, кто непосредственно работают над школьным сайтом, приобретают навык работы с компьютером, учатся выражать свои мысли, отбирать и анализировать собранную информацию, редактировать ее.

.Использование телекоммуникационных средств в организации работы школьных библиотек. Главными тенденциями развития информационных технологий в библиотеках являются: формирование парка персональных компьютеров; использование в библиотечном обслуживании компакт-дисков; использование ресурсов Интернета; формирование электронных библиотек; использование в библиотечном обслуживании мобильной связи.

.Использование телекоммуникационных средств в работе школьного психолога. Персональный компьютер позволяет значительно облегчить и расширить возможности эффективной работы специалистов разной квалификации, в частности, школьного психолога. Применительно к данному направлению возможны варианты использования ресурсов сети Интернет: бланковые методики (например: «Школьный тест умственного развития», «Акцентуации у подростка» Шмишека); компьютерные методики (например: «Словесно-логическое мышление» (тест Амтхауэра), «Цветовой тест» Люшера, «Тест школьной тревожности » Филлипса); психологические словари; любая информация по узким направлениям в области психологии и психотерапии и др.

.Использование НИТ в организации внеурочных мероприятий.

Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень организацию воспитывающей деятельности в школе.

Список использованной литературы

1.Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. — М.: Высшая школа, 2003. — 431 с.

2.Бройдо В.Л. Вычислительные системы,сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.

.Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2003 — 288 с.

.Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях М.: Школьная библиотека, 2003.- 296с.

.Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 — 443 с.

.Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под общей редакцией М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 624 с.

.Магомедгаджиева А. М. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения математике //Сборник ДНЦ РАН, Махачкала, 2003, № 3/2, с.63 — 65

.Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках. М.: Либерия, 1999.- 80с.

.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.

.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.