Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

ГЛАВА 2. НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И СЕМЬИ

 

2.1. Понятия взаимодействия, сотрудничества

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Не только Куликова Т.А., но и многие другие педагоги говорили, что новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье; реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Сотрудничество–это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности. Это значит, что каждый член семьи действует со всеми во имя общего блага семьи.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения. (В.Н.Мясищев) [9, c.151].

Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу. (…..)

  • 1 фаза. Открытие.

Задачи. Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательно учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

  • 2 фаза. Прояснение ожиданий.

Задачи. Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

  • 3 фаза. Согласование.

Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.

21 стр., 10141 слов

Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста

... восприятия детьми семьи и семейных отношений 1.1 Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Межличностные отношения - психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия ...

  • 4 фаза. Оформление документов.

Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

  • 5 фаза. Проектирование взаимодействия.

Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.

  • 6 фаза. Социально-педагогический мониторинг.

Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

  • 7 фаза. Рефлексия.

Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса.

 

Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

ДОУ как открытая образовательная система включает участие в ней всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, представителей общественности и организаций.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Актуальность проблемы воспитания детей в семье на основе этнопедагогических традиций воспитания русского народа остро ощущается в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи во всестороннем развитии личности и гражданском становлении. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, круг близких людей. Нитями она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом. В этом направлении неоценима созидательная сила народной педагогики, возрождение семейных традиций, углубление семейно-родственных отношений, возвышение самоценности священного родного очага, родного дома, как высшей нравственно — педагогической ценности. Народ обращается к своим истокам и вековым традиционным средствам сообразного с природой жития. Цель семейного воспитания — содействовать тому, чтобы ребенок стал мудрым и самостоятельным, и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Механизм достижения цели – создание воспитывающей семейно — бытовой микросреды и педагогизация семейно – бытового окружения через возрождение национальных традиций в контексте развития современной теории и практики семейного воспитания.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и ДОУ. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, «открытость внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в ДОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Родители систематически включаются в проводимую образовательно-воспитательную работу ДОУ с детьми.

4 стр., 1729 слов

Посещение родителями детского сада

... взаимодействия с ребенком.   Университет педагогических знаний и лекторий Цель: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского ...

Таким образом, от участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные или слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость ДОУ в наружу» означает, что ДОУ открыто влиянием микросоциума, своего микрорайона, готовь сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, такие как: школа, библиотека, дом культуры.

Создание единого пространства развития ребенка, невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо один от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому возникла необходимость в разработке единой программы, которая станет ориентиром, как для воспитателей, так и родителей.

Таким образом, можно сказать, что совместная работа семьи и ДОУ в возрождении этнопедагогических традиций покажет высокую результативность. Уровни воспитанности и облученности воспитанников детского сада будут возрастать с каждым годом, вместе с этим станет возрастать и педагогическая культура родителей.

Важно отметить, идея возрождения прогрессивных традиций русского народа с семьей будет являться одним из условий, способствующих решению проблемы воспитания подрастающего поколения в социуме.

 

Психолого–педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

 

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой системой, Куликова Т.А. отмечает, что для этого надо, чтобы родители и педагоги строили свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ладывир).

Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочнения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопится с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Помятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться» [9, с.154].

15 стр., 7372 слов

Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми как условие ...

... можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей - их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям. [23] Любой из ... получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога. Если он учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, а так же ...

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны – и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких – либо текущих событий. Например, не кормить ребенка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педагогов семья интересует, прежде всего, как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу, он предпочитает дома и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь подолгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка: «Галина Алексеевна, Сережа сегодня придумал очень интересную игру. Сережа, расскажи маме, во что вы играли». «Неля, порадуй маму: покажи ей, какого петушка ты нарисовала». Задача педагога – подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Так, сетка занятий на неделю очень мало, что скажет родителям, с ней лучше познакомить их на первом групповом собрании, когда освещаются задачи и содержание образовательной работы на учебный год. Но зато родителям будет интересно прочитать, чем дети будут заниматься в течение недели, что можно в дополнение к этому предложить ребенку дома.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это – первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения являются то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...

... отделения по выхаживанию и реабилитации маловесных детей, позволило определить организационные формы и направления работы педагога-психолога с родителями детей первых месяцев жизни. Отечественные специалисты в ... сферы, мышления и сознания. Специальные исследования показали, что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не ...

Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольному учреждению. Сотрудничество – это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. Прежде всего, необходим своевременный выбор роли – говорящего и слушающего. Если мама (папа, бабушка) «перегружена» собственными мыслями, чувствами, то инициативу диалога следует уступить ей, а педагогу взять на себя роль заинтересованного слушателя. Если мама (папа, бабушка) не имеют желания выговориться, то педагог берет на себя роль говорящего, чтобы своими высказываниями «зажечь» собеседника. Но в любом случае умение слушать необходимо и педагогам и родителям. Молодые педагоги и не очень культурные родители иногда всем своим видом демонстрируют неприятие того, что им говорят, частенько перебивают друг друга. Все эти признаки невнимания к собеседнику вызывают у него раздражение, что может стать прологом к конфликту. Такое ведение диалога свидетельствует о низкой коммуникативной культуре общающихся. Культура общения, интерес к собеседнику выражаются в позе, мимике, взгляде, жестах, поощряющих говорящего. Всем своим видом слушающий показывает интерес, уважение к мнению собеседника, усиливая свое положительное отношение репликами «Как интересно!», «Очень любопытно!», «Я об этом раньше не задумывалась!». А вот слова «Ясно! Понятно! Хватит!» — из разряда запрещенных, потому что в них демонстрация неуважения, желание прекратить высказывания собеседника. По окончании высказывания можно уточнить то, что показалось спорным: «Простите, я вас правильно поняла…?». Культура диалога требует соблюдения неприкосновенности личности, что в практике нередко, к сожалению, нарушается. Можно оценить поступок, проступок, действие, но не личность в целом. Например, можно сказать «Мне кажется, что иногда вы грубо разговариваете с детьми», но, ни в коем случае не позволять такую «оценку»: «Вы грубиянка». Своим высказываниям следует придать определенную форму. Психологи считают, что более эффективной в плане развития взаимодействия является форма «Я — сообщение» по сравнению с «Ты-сообшение». Например, после выходных дней Саша возбуждён, раздражителен. Причина ясна – нарушения режима дня, переутомление от долгого сидения у телевизора. Мама согласилась с «диагнозом» воспитателя по поводу Сашиного возбуждения, обещала соблюдать дома режим дня. Но все повторилось сначала, несмотря на убеждения, разъяснения и прочие меры педагога. Его «Я — сообщение» будет звучать так: «Мне казалось, что вы поняли, как вредно для здоровья Саши нарушения режима, но, видимо, ошиблась». «Ты — сообщение» будет звучать иначе: «Вы не любите собственного ребенка, вы безответственно относитесь к его воспитанию!».

И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!»).

Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда злоупотребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссылками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация своего превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседника. Казалось бы, мелочь, но с неё может начаться барьер непонимания. Так же не конструктивна в общении родителей и педагогов прямая критика в адрес друг друга: она толкает человека на оправдания, загоняет в оборону. Критика «в лоб», особенно когда высказывается прилюдно, обижает, задевает чувство гордости, собственного достоинства. Интересы сотрудничества диктуют иную тактику: возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.

Линии взаимодействия педагога с семьёй не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьёй». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.).

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда — поворот к взаимодействию с каждой семьёй, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальной беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Однако оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выглядит вполне компетентным в плане домашнего воспитания. Особенно это относится к молодым педагогам. Ценя их профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знаний, видят нехватку социального опыта у молодого педагога, что снижает эффективность сотрудничества. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумывают сценки и т.д. Обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Таким образом, для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

 

Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе

Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей. Противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей.

Кризисная ситуация конца XX начала XXI века способствовала разрушению достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение сети, низкий охват детей дошкольным образованием, объявление детского сада необязательной ступенью образования).

С другой стороны государство провозгласило возрождение, становление гражданского общества, в котором жить, трудиться, любить, воспитывать своих детей предстоит сегодняшним малышам. И от того, какими они будут, как образованы, а, главное, как воспитаны (недаром говорят: «образование без воспитания — меч в руках сумасшедшего») будет зависеть какое возрождаем общество, счастливо ли, интересно ли в нем станет жить. Таким образом, формируется взгляд на возрастающую роль воспитания в условиях становления гражданского общества, на совершенствование социальной, культурной жизни общества, уровня нравственного воспитания в обществе, социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь семье.

Кажется, истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада — «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, отягощенного патологией в развитии. Именно взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том, кто, за что в ответе, кто «ведет», а кто «ведомый», кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.

На основании вышесказанного выделяют следующие проблемы:

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», — это мнение можно услышать и сегодня.

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».

3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, авторские школы, при этом детский сад дети посещают от случая к случаю, без особого желания и детей, и родителей.

4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Эти родители – сторонние наблюдатели.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя таким образом «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ». Помочь сформулировать действительный соцзаказ может воспитатель, сообразуясь, безусловно, мнением родителей, их запросами, возможностями ребенка, ДОУ, семьи.

6. Родители и педагоги часто не чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей уже при их поступлении в школу, устраивая экзамены, проводя тестирование, собеседование, родители стали требовать от воспитателей подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками — играми, готовьте его к школе». При этом родителей совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордиться и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в повышенном эмоциональном состоянии, что провоцирует развитие неврозов у детей.

Таким образом, сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или государственный детский сад, в элитную школу — вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкуренции с другими формами воспитательных услуг.

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И СЕМЬИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Структурно – функциональная модель взаимодействия

Воспитателя ДОУ и семьи

Кандидат педагогических наук – Доронова Т.Н. описала структурно – функциональную модель, состоящую из трех блоков: информационно – аналитического, практического и контрольно – оценочного [4, с. 27].

Информационно – аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Работа с родителями в рамках информационно – аналитического блока строится по двум взаимосвязным направлениям.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы — памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общество родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т.п.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно – ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).

Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

К сожалению, результаты большой экспериментальной работы убедительно показали, что формы, и методы сами по себе не являются столь значимыми.

За последние годы учеными, такими как О.Л. Зверева, Куликова Т.А и другими разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей был введен третий блок – контрольно – оценочный.

Контрольно – оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс – диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

Таким образом, данная модель является для педагогов дошкольных образовательных учреждений отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом.

 

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей третьего года жизни

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся (традиционные) в этой области, так и современные (нетрадиционные).

Зверева О.Л. рассматривала современные формы взаимодействия ДОУ и семьи по следующим основаниям:

Информационно – аналитические Досуговые Познавательные
— социологические срезы; — потранаж; — почтовый ящик: опросы, анкетирования, экспресс диагностика; — посещение семей; — беседы и консультации; — рекомендации; — родительские собрания. — совместные праздники; — досуги; — конкурсы; — выставки; — родительский уголок; — стенды; — папки – передвижки; — семейный театр; — буклеты.   — семинары – практикумы; — конференции родителей; — круглый стол; — проекты; — клубы для родителей; — педагогические и устные журналы; — дискуссии; — брифинг; — дни открытых дверей; — деловые игры; — вечера вопросов и ответов.

 

Посещение семьи. Семья, как известно, — это не только открытая, но и закрытая система. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверительные открытые отношения. Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребенка, развитие контактов с семьей, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада проблем воспитания ребенка. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи. [5, c. 44].

Беседа– это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести. Беседа воспитателя с родителями начинается с краткого вступления, в котором обозначаются тема, цели и задачи разговора.

Анкетирование– это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. Важным элементом анкеты является обращение к родителям. Возможны различные варианты обращения: «Уважаемые родители», «Уважаемые мамы и папы». Следующий элемент анкеты – преамбула. Недооценивать ее значение нельзя. От того, как вы определите цель опроса, раскроете смысл и ценность его проведения, а также предоставите объяснения по заполнению анкеты, зависит отношение родителей к анкетированию. [5, c. 45].

«День открытых дверей» — это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательно учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно0образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются в разнообразную совместную с детьми деятельность. «День открытых дверей» особенно актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьей будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

Стенды– это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).

[5, c. 60].

Буклеты – это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно читать и рассматривать не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Буклеты для родителей – прекрасное средство их информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников (в том числе о достижениях конкретного учреждения), а также презентации (освещения) родителями собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка.

Устные журналы. Отличие устного журнала от рукописного состоит в непосредственной подаче информации родителям по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Устные журналы являются постоянной формой информирования и могут чередоваться с рукописными. Отличительными качествами представленного в устном журнале материала должны быть новизна и оригинальность. Добиться этого можно, приглашая в детский сад на встречу с педагогами и родителями ведущих ученых (психологов, педагогов, социологов), медицинских работников, заслуженных деятелей культуры и др. [5, c.63].

«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. По мере наполняемости почтового ящика, воспитатели группы знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом реагируют на нее. Ответы на вопрос могут быть также оформлены на стенде для родителей.

Выставка – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Как правило, они устраиваются для каждой возрастной группы. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал. [5, c.65].

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов.

На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов. Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники.

На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Семинары-практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Дискуссияпо проблеме, например, умственного воспитания детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток – шоу»: например, разделить участников на две группы: первая – те, кто читает, что умственное развитие ребенка — это умение писать, считать, читать; вторая – родители с противоположной точкой зрения. Главное – это всесторонне развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.

Брифинг. Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может проводиться старшим воспитателем, воспитателем группы или специалистом, который заранее готовиться к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать родителей. Две команды, одна задает вопросы – другая отвечает; организатор задает вопросы – родители отвечают.

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»).

К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей и педагогов детского сада, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи. Семейный театр является: творчески воссозданным средством развития воспитательного потенциала семьи; приобщения к миру театра, художественным ценностям, характеризующимися интегративными особенностями. Он объединяет традиции общественного и домашнего театров в целях взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства. Семейный театр является специфической формой передачи опыта предшествующих поколений, и особым педагогическим способом, охватывающим накопленную веками мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад окружающей ребенка семейной микросреды. [5, c. 97].

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми. А также выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.