Научно-исследовательская работа

У образовательных учреждений появилась новая функция – поисково-исследовательская.Любое образовательное учреждение должно найти свое лицо, быть привлекательным для определенного контингента уч-ся, иначе оно не выдержит конкуренции.

Многое из прошлого опыта устаревает и для того, чтобы учебное заведение развивалась, необходимы новые идеи, новые модели, технологии обучения, воспитания, управления. Деятельность по созданию нового, как известно, есть творчество. Все новое нуждается в апробации, т.е. в экспериментировании. Экспериментальная проверка должна показать либо прогрессивность, эффективность предполагаемого, либо его ошибочность.

Все сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, но и широким кругом психологов и педагогов.

Педагогическое исследование – сложная деятельность по установлению закономерностей учебно-воспитательного процесса, связанная с нахождением, формулированием и проверкой этих закономерностей с помощью самых различных методов.

Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно уже в силу своей междисциплинарности. Логика и динамика исследовательского поиска предполагает реализацию ряда этапов:

1.Постановочный определение конкретной области исследования, выявление проблемы, выбор темы, постановка цели, определение объекта и предмета исследования, построение гипотезы, постановка задач, исходная концепция, ведущая идея и замысел. Это связано с изучением литературы и состояния учебно-воспитательной практики по выбранной теме

2.Исследовательский этап – отбор методов, проверка гипотезы, конструирование предварительных выводов, их опробование и уточнение, построение заключительного вывода. Это связано с проведением экспериментов, дополнительным изучением педагогической практики.

3.Заключительный этап или оформительско-внедренческий – включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.) и внедрение результатов в практику.

 

№ п/п Последовательность проведения исслед-я Содержание
1. Выбор объектной области Определяется: субъективными факторами — образованием исследователя, жизненным опытом, его склонностями и интересами, связью с направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику и пр.; значимостью проблемы – наличием нерешенных проблем, новизной, перспективностью.
2. Актуальность Характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
3. Противоречие, проблема, тема Научная проблема (от греч. трудность, преграда, задача) – это форма научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания. Сущность проблемы противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением; между разными интерпретациями фактов. В проблеме соединены: знание о незнании, предположение о возможном открытии неизвестного закона, закономерности, принципа или способа действия.

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме.

4. Объект исследования Это та область, в рамках которой и находится то, что будет изучаться или исследоваться. Это некоторый процесс, явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
5. Предмет исследования Это та конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий, который собственно и исследуется. Это определенный аспект изучения объекта. Как правило, предмет очень близко совпадает с темой исследования.
6. Цель исследования Это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель, обычно начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, разработать, определить, создать, построить.
7. Гипотеза Обоснованное предположение, нуждающееся в проверке, о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Это предвидение результатов. Гипотез может быть несколько. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условием: если…, то… Процесс создания гипотезы длителен, она может уточняться, развиваться, отвергаться.
8. Задачи В соответствии с целью и гипотезой формулируются конкретные задачи (от 3 до 5), которые в совокупности представляют тактику реализации поставленной цели.

Формулировки задач могут совпадать с названиями глав и параграфов работы.

9. Методология педагогики Это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.
10. Методы исследования Выбор методов исследования зависит от темы, гипотезы, цели и задач. Эмпирические методы: анализ литературы и др. источников, наблюдение, беседа, методы опроса, изучение продуктов деятельности, метод независимых экспертов. Эксперимент как ведущий метод научного познания. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, аналогия, абстрагирование и конкретизация, моделирование, мысленный эксперимент и др.
11. Положения, выносимые на защиту Совокупность основных выводов из теоретической и практической части исследования.
12. Новизна, теоретическая значимость Назвать, какие новые идеи получены, какие новые выводы могут дополнить существующие научные положения.
13. Практическая значимость Определить и конкретно назвать сдвиги в процессе, организованном по новой технологии.