Начало формирования научных представлений о причинах и формах отклонений в психическом развитии в медицине

Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была предпринята в рамках медицины. Характер этого объяснения и способов лечения напрямую зависел от развития естествознания и, прежде всего, от представлений о строении и функциях нервной системы и их связи с психикой. Большинство из них сегодня выглядят более чем наивно, но для нас важнее другое: появление научных исследований знаменует собой иной способ получения знания путем систематического наблюдения и эксперимента, а также причинно-рационального способа трактовки добытых фактов.

По существу, первые научные, в строгом смысле этого слова, представления начали формироваться в процессе систематического обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.

Немаловажно отметить и достижения медицины того времени. Достаточно указать в качестве примера на весьма знаменательный факт отграничения умственной отсталости как стойкого состояния недоразвития от психических заболеваний, впервые произведенное французским психиатром Ж. Эскиролем.

 

Изменение отношения общества к инвалидам под влиянием гуманистических идей французских просветителей в XVIII столетии.

Первые опыты педагогической практики систематического обучения детей с отклонениями в развитии и накопление сведений об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями

Система педагогической практики систематического обучения детей с отклонениями в развитии стала складываться в Европе в XVIIIстолетии под влиянием гуманистических и просветительских идей. Не последнюю роль в этом процессе сыграла популярность сенсуалистических теорий, подчеркивавших исключительную роль обучения ивоспитания в психическом развитии ребенка.

Положенные в основу обучения, по преимуществу интуитивные, представления об особенностях психического развития детей с отклонениями, а также об их потенциальных возможностях в реальном педагогическом процессе постепенно усложнялись, обогащались идифференцировались. Тем не менее полученные практическим путем психологические знания представляли собой исключительно побочный продукт педагогической деятельности, оставаясь долгое время ее внутренним компонентом, не всегда ясно осознаваемым. По мере накопления исследовательского багажа они, прямо или косвенно, кристаллизовались в учебных программах, учебниках, методических рекомендациях ит.п. Именно поэтому период до конца XIX столетия можно рассматривать как особый этап в развитии специальной психологии, который характеризуется ее включенным состоянием в коррекционно-педагогический процесс; этап, на котором она еще не выделилась в самостоятельную форму познавательной деятельности со своим предметом иметодами.

5 стр., 2083 слов

Использование игровых приемов в обучении детей дошкольного возраста счету

... математического развития На раннем развитии общества, устное народное творчество: различные считалки, поговорки, пословицы, считалки, шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений, ...

Формированию специальной психологии в качестве самостоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX века. Уже к 90-м годам начали формироваться прикладные отрасли психологии. Первыми практическими сферами, в которых пытались использовать психологическое знание, были клиника и школа. Дефектологическая практика по своему содержанию занимала промежуточное положение между этими двумя областями. Именно поэтому на становление специальной психологии как самостоятельной науки оказали сильное влияние педагогическая имедицинская психология. Не случайно ипо сей день в ее русле отчетливо прослеживается клинико-психологическая и психолого-педагогическая направленность исследований.

 

Возникновение психологии слепых, глухих и умственно отсталых