Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ М.2 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для направления подготовкиООП 050400.68 Психолого-педагогическое образование
ПрофиляПедагогическая психология
Квалификация (степень) выпускника «магистр»
Форма обученияочная
Москва 2014
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Разработчики:
ГБОУ ВПО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования
В.М. Поставнев
Рецензенты:
ГБОУ ВПО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования
А.И. Савенков
Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования
Протокол № 1 от «01» сентября 2014 г.
Зав. кафедрой: профессор А.И.Савенков
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2014
1.Цели и задачи освоения дисциплины «Эволюционная психология»
Цель учебной дисциплины: расширение знаний студентов о закономерностях эволюции психики, изучением видоспецифических психологических особенностей человека как представителя вида Homo sapiens.
Задачи учебной дисциплины:
- Ознакомить студентов с основными направлениями и категориями эволюционной психологии;
- Раскрыть основные закономерности эволюции поведения и психики;
- Ознакомить с разнообразием проявления психического;
- Ознакомить с направлениями и методами исследования в эволюционной психологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП.Учебная дисциплина «Эволюционная психология»входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин курсы по выбору.
6 стр., 2695 слов
Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ 2
... Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. №2. – C. 81-85 Смирнова Е.О., ... образование. 2002. №3. – C. 24 - 34 Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и произвольность у современных дошкольников/ Вопросы психологии, ... Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2. – C. 76-86 Беременность, роды, ...
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.
Для успешного овладения программой дисциплины студент должен
знать:
— методологические основы научного познания;
— законы исторического и общественного развития;
— особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
уметь:
— последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
владеть компетенциями:
— историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.
Учебная дисциплина «Эволюционная психология» предусматривает межпредметные связи с дисциплинами: «Экологическая психодиагностика», «Экологическая психопедагогика», «Формирование экологической культуры учащихся», «Методика внешкольной эколого-просветительской деятельности», «Этническая психология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Эволюционная психология»направлен на формирование следующих компетенций:
— способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);
— способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
— способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8)
— готов осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
— алгоритм выделения существенных связей и отношений профессиональной деятельности;
— возможности эволюционных идей в анализе образовательной среды и причин нарушений в поведении и развитии детей и подростков;
— структуру, стиль, логику изложения научных результатов;
— феномены, психологическую сущность которых способна объяснить эволюционная психология
уметь:
— выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных;
— определить концептуальные основы диагностики образовательной среды;
— оформлять и представлять результаты научно деятельности;
— использовать положения эволюционной психологии в объяснении и прогнозировании психолого-педагогических феноменов
владеть:
— способами выделения существенных связей и отношений, проведения сравнительного анализа данных;
— осуществлять диагностику образовательной среды на основе положений эволюционной психологии;
— способами представления научному сообществу результатов исследования;
— ориентироваться в современных научных направлениях при определении стратегии и тактики профессионального взаимодействия
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | — | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | — | ||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Указываются виды самостоятельной работы | |||||
Подготовка к практическим занятиям | |||||
Подготовка реферата | |||||
Подготовка к контрольной работе | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зачет | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)
Структура и содержание дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего |
Научные представления об эволюции психики людей и животных | |||||||
Эволюционные основы социальных отношений | |||||||
Эволюционные корни когнитивных способностей людей и рассудочная деятельность животных | |||||||
Содержание разделов дисциплины
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ. (при балльно-рейтинговой и кредитно-модульной системе) Наименование дисциплины / курса Уровень образования Статус дисциплины в учебном
(при балльно-рейтинговой и кредитно-модульной системе)
Наименование дисциплины / курса | Уровень образования | Статус дисциплины в учебном плане | Количество часов в учебном плане | Форма отчетности | Курс, семестр, индекс группы | |||||||||||
Эволюционная психология | магистратура | базовая часть цикла профессиональной подготовки | зачет | 2 курс, 3семестр, ППОМ-ПП-О-Д | ||||||||||||
Смежные дисциплины по учебному плану: | ||||||||||||||||
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений на входе) | ||||||||||||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | ||||||||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка и оценка основных компетенций) | ||||||||||||||||
Тема учебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | ||||||||||||
Активная работа на практических занятиях | Выступление, сообщение, вопросы, решение ситуационных задач | аудиторная | ||||||||||||||
Выполнение заданий самостоятельной работы: | 18: | 39: | ||||||||||||||
раздел 1 задание 2 | устный опрос, контрольная работа | внеаудиторная | ||||||||||||||
раздел 2 задание 1 | устный опрос, реферат | внеаудиторная | ||||||||||||||
раздел 3 задание 2 задание 1 | устный опрос, контрольная работа, реферат | внеаудиторная | ||||||||||||||
Зачет | Устный ответ | аудиторная | ||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | ||||||||||||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | ||||||||||||
Творческая продуктивность личности в свете эволюционно психологических исследований | программа | внеаудиторная | ||||||||||||||
Исследовательское поведение людей и животных | эссе | внеаудиторная | ||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||||
Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации16 баллов.
Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации31 балл.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: выполнение заданий самостоятельной работы и задания из дополнительного модуля.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по неуважительной причине: выполнение всех заданий самостоятельной работы и задания из дополнительного модуля, а также собеседование по темам пропущенных занятий.
Перевод результатов оценивания:0 – 30 баллов – «не зачтено», 31 – 100 баллов – «зачтено»
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы рефератов. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Пр
- Теория Ч. Дарвина и современная психология.
- Концепции происхождения жизни.
- Происхождение технологии и искусства.
- Исследовательское поведение людей и животных.
- Теория неотении.
- Теория родительских ролей и брачное поведение людей и животных.
- Продолжается ли эволюция человека.
- Социальные отношения с точки зрения эволюционной психологии.
- Эволюционная функция стресса.
- Индоктринация и деструктивный контроль сознания.
- Эмоциональный интеллект у людей и животных.
- Творческая продуктивность личности в свете эволюционно психологических исследований.
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- Предмет и область исследований эволюционной психологии.
- Представления о принадлежности психического.
- Теория Ч. Дарвина и эволюционные представления о развитии психики.
- Основные направления исследования эволюционной психологии.
- Основные способы и методы эволюционно психологических исследований.
- Понятие психика. Уровни психики – раздражимость, чувствительность. Объективные критерии психики (Леонтьев А.Н.).
- Функции психики. Психика как эволюционный фактор (Северцев А.Н.).
- Развитие психики. Основные тенденции. Стадии эволюционного развития психики (Леонтьев А.Н., Фабри К.Э.).
- Поведение. Формы поведения. Классификации форм поведения.
- Инстинктивные формы поведение. Факторы инстинктивного поведения.
- Структура инстинктивного поведения.
- Научение. Общая характеристика процесса научения.
- Облигатное научение. Общая характеристика.
- Факультативное научение. Общая характеристика.
- Основные типы обучения.
- Навык. Дрессура.
- Условный рефлекс (Павлов И.П.).
Инструментальный рефлекс (Скиннер Б.).
- Научение и общение. Подражание.
- Инсайт у людей и животных. Опыты В. Келлера.
- Орудийная деятельность у людей и животных.
- Элементарная, рассудочная деятельность (Крушинский Л.В.).
Основные понятия и методы изучения.
- Коммуникации у животных и язык человека.
- Сравнительно-психологические исследования детства обезьяны и человека (Ладыгина-Котс Н.Н.).
- Исследования агрессии у животных (Лоренц К.).
- Установка у животных и у человека (Узнадзе Д.Н.).
- Исследования интеллектуальной деятельности приматов (Фирсов Л.А, Тих Н.Н., Новоселова С.Л. и др.)
- Происхождение и история семейства гоминид. Эволюция гоминид.
- Критерий человека.
- Теория культурно-психологического развития.
- Антропогенез. Движущие силы процесса антропогенеза.
- Возникновение человеческого общества. Орудийная деятельность, мышление, речь.
- Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Адаптивное значение черт личности.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля
- Основные способы и методы эволюционно психологических исследований.
- История развития представлений о психической деятельности людей и животных.
- Соотношение понятий движение, поведение, деятельность.
- Инстинктивные формы поведение. Факторы инстинктивного поведения.
- Эффект импритинга (Лоренц К.).
- Сравнительно-психологическое исследование выражения эмоций у животных и человека (Дарвин Ч.)
- Психология материнства. Сравнительно-психологические и этологические исследования.
- Эволюционные основы половых различий в поведении человека.
- Филогенез и онтогенез личности.
- Лидерство. Иерархии доминирования. Координация союзов и агрессии.
Контрольные вопросы и задания для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины
- Исследования палеопсихологии человека.
- Происхождение человека разумного и рассогенез.
- Эстетика притягательности. Кросс-культурные исследования выбора полового партнера.
- Игра у животных и человека.
- Этологические исследования материнства.
- Эмоции у животных и у человека.
- Роль генотипа в формировании поведенческого акта. Генетика поведения.
- Развитие психической деятельности в ювенильный период.
- Обучение животных (Торндайк Э.).
- Сравнительная психология В.А. Вагнера.
- Этногенез и биосфера Земли (Гумилев Л.Н.).
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):
а) основная литература
1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. М., 2001.
- Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М.; Воронеж, 1999. (Серия «Психологи Отечества»).
3. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
- Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).
М., «Мысль», 1974.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.