РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ М.2 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для направления подготовкиООП 050400.68 Психолого-педагогическое образование

ПрофиляПедагогическая психология

Квалификация (степень) выпускника «магистр»

 

Форма обученияочная

 

 

Москва 2014

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

 

 

Разработчики:

ГБОУ ВПО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования

В.М. Поставнев

Рецензенты:

ГБОУ ВПО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования

А.И. Савенков

 

 

 

Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № 1 от «01» сентября 2014 г.

Зав. кафедрой: профессор А.И.Савенков

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014

© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2014

1.Цели и задачи освоения дисциплины «Эволюционная психология»

Цель учебной дисциплины: расширение знаний студентов о закономерностях эволюции психики, изучением видоспецифических психологических особенностей человека как представителя вида Homo sapiens.

Задачи учебной дисциплины:

  1. Ознакомить студентов с основными направлениями и категориями эволюционной психологии;
  2. Раскрыть основные закономерности эволюции поведения и психики;
  3. Ознакомить с разнообразием проявления психического;
  4. Ознакомить с направлениями и методами исследования в эволюционной психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП.Учебная дисциплина «Эволюционная психология»входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин курсы по выбору.

6 стр., 2695 слов

Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ 2

... Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. №2. – C. 81-85 Смирнова Е.О., ... образование. 2002. №3. – C. 24 - 34 Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и произвольность у современных дошкольников/ Вопросы психологии, ... Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2. – C. 76-86 Беременность, роды, ...

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.

Для успешного овладения программой дисциплины студент должен

знать:

— методологические основы научного познания;

— законы исторического и общественного развития;

— особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

уметь:

— последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;

владеть компетенциями:

— историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.

Учебная дисциплина «Эволюционная психология» предусматривает межпредметные связи с дисциплинами: «Экологическая психодиагностика», «Экологическая психопедагогика», «Формирование экологической культуры учащихся», «Методика внешкольной эколого-просветительской деятельности», «Этническая психология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Эволюционная психология»направлен на формирование следующих компетенций:

— способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

— способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

— способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8)

— готов осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

— алгоритм выделения существенных связей и отношений профессиональной деятельности;

— возможности эволюционных идей в анализе образовательной среды и причин нарушений в поведении и развитии детей и подростков;

— структуру, стиль, логику изложения научных результатов;

— феномены, психологическую сущность которых способна объяснить эволюционная психология

уметь:

— выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных;

— определить концептуальные основы диагностики образовательной среды;

— оформлять и представлять результаты научно деятельности;

— использовать положения эволюционной психологии в объяснении и прогнозировании психолого-педагогических феноменов

владеть:

— способами выделения существенных связей и отношений, проведения сравнительного анализа данных;

— осуществлять диагностику образовательной среды на основе положений эволюционной психологии;

— способами представления научному сообществу результатов исследования;

— ориентироваться в современных научных направлениях при определении стратегии и тактики профессионального взаимодействия

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)        
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:          
Указываются виды самостоятельной работы          
Подготовка к практическим занятиям        
Подготовка реферата        
Подготовка к контрольной работе        
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы        
       

(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

Структура и содержание дисциплины

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Научные представления об эволюции психики людей и животных      
Эволюционные основы социальных отношений      
Эволюционные корни когнитивных способностей людей и рассудочная деятельность животных      
         

Содержание разделов дисциплины

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ. (при балльно-рейтинговой и кредитно-модульной системе) Наименование дисциплины / курса Уровень образования Статус дисциплины в учебном

(при балльно-рейтинговой и кредитно-модульной системе)

Наименование дисциплины / курса Уровень образования Статус дисциплины в учебном плане Количество часов в учебном плане Форма отчетности Курс, семестр, индекс группы
Эволюционная психология магистратура базовая часть цикла профессиональной подготовки зачет 2 курс, 3семестр, ППОМ-ПП-О-Д
Смежные дисциплины по учебному плану:
 
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений на входе)
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
         
     
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка и оценка основных компетенций)  
Тема учебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов  
Активная работа на практических занятиях Выступление, сообщение, вопросы, решение ситуационных задач аудиторная  
Выполнение заданий самостоятельной работы: 18: 39:  
раздел 1 задание 2   устный опрос, контрольная работа внеаудиторная  
раздел 2 задание 1 устный опрос, реферат внеаудиторная  
раздел 3 задание 2 задание 1 устный опрос, контрольная работа, реферат внеаудиторная    
Зачет Устный ответ аудиторная  
Итого:  
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ  
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов  
Творческая продуктивность личности в свете эволюционно психологических исследований программа внеаудиторная  
Исследовательское поведение людей и животных эссе внеаудиторная  
Итого:  
                                 

Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации16 баллов.

Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации31 балл.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: выполнение заданий самостоятельной работы и задания из дополнительного модуля.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по неуважительной причине: выполнение всех заданий самостоятельной работы и задания из дополнительного модуля, а также собеседование по темам пропущенных занятий.

Перевод результатов оценивания:0 – 30 баллов – «не зачтено», 31 – 100 баллов – «зачтено»

 

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы рефератов. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Пр

  1. Теория Ч. Дарвина и современная психология.
  2. Концепции происхождения жизни.
  3. Происхождение технологии и искусства.
  4. Исследовательское поведение людей и животных.
  5. Теория неотении.
  6. Теория родительских ролей и брачное поведение людей и животных.
  7. Продолжается ли эволюция человека.
  8. Социальные отношения с точки зрения эволюционной психологии.
  9. Эволюционная функция стресса.
  10. Индоктринация и деструктивный контроль сознания.
  11. Эмоциональный интеллект у людей и животных.
  12. Творческая продуктивность личности в свете эволюционно психологических исследований.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Предмет и область исследований эволюционной психологии.
  2. Представления о принадлежности психического.
  3. Теория Ч. Дарвина и эволюционные представления о развитии психики.
  4. Основные направления исследования эволюционной психологии.
  5. Основные способы и методы эволюционно психологических исследований.
  6. Понятие психика. Уровни психики – раздражимость, чувствительность. Объективные критерии психики (Леонтьев А.Н.).
  7. Функции психики. Психика как эволюционный фактор (Северцев А.Н.).
  8. Развитие психики. Основные тенденции. Стадии эволюционного развития психики (Леонтьев А.Н., Фабри К.Э.).
  9. Поведение. Формы поведения. Классификации форм поведения.
  10. Инстинктивные формы поведение. Факторы инстинктивного поведения.
  11. Структура инстинктивного поведения.
  12. Научение. Общая характеристика процесса научения.
  13. Облигатное научение. Общая характеристика.
  14. Факультативное научение. Общая характеристика.
  15. Основные типы обучения.
  16. Навык. Дрессура.
  17. Условный рефлекс (Павлов И.П.).

    Инструментальный рефлекс (Скиннер Б.).

  18. Научение и общение. Подражание.
  19. Инсайт у людей и животных. Опыты В. Келлера.
  20. Орудийная деятельность у людей и животных.
  21. Элементарная, рассудочная деятельность (Крушинский Л.В.).

    Основные понятия и методы изучения.

  22. Коммуникации у животных и язык человека.
  23. Сравнительно-психологические исследования детства обезьяны и человека (Ладыгина-Котс Н.Н.).
  24. Исследования агрессии у животных (Лоренц К.).
  25. Установка у животных и у человека (Узнадзе Д.Н.).
  26. Исследования интеллектуальной деятельности приматов (Фирсов Л.А, Тих Н.Н., Новоселова С.Л. и др.)
  27. Происхождение и история семейства гоминид. Эволюция гоминид.
  28. Критерий человека.
  29. Теория культурно-психологического развития.
  30. Антропогенез. Движущие силы процесса антропогенеза.
  31. Возникновение человеческого общества. Орудийная деятельность, мышление, речь.
  32. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
  33. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе.
  34. Адаптивное значение черт личности.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

  1. Основные способы и методы эволюционно психологических исследований.
  2. История развития представлений о психической деятельности людей и животных.
  3. Соотношение понятий движение, поведение, деятельность.
  4. Инстинктивные формы поведение. Факторы инстинктивного поведения.
  5. Эффект импритинга (Лоренц К.).
  6. Сравнительно-психологическое исследование выражения эмоций у животных и человека (Дарвин Ч.)
  7. Психология материнства. Сравнительно-психологические и этологические исследования.
  8. Эволюционные основы половых различий в поведении человека.
  9. Филогенез и онтогенез личности.
  10. Лидерство. Иерархии доминирования. Координация союзов и агрессии.

 

Контрольные вопросы и задания для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины

  1. Исследования палеопсихологии человека.
  2. Происхождение человека разумного и рассогенез.
  3. Эстетика притягательности. Кросс-культурные исследования выбора полового партнера.
  4. Игра у животных и человека.
  5. Этологические исследования материнства.
  6. Эмоции у животных и у человека.
  7. Роль генотипа в формировании поведенческого акта. Генетика поведения.
  8. Развитие психической деятельности в ювенильный период.
  9. Обучение животных (Торндайк Э.).
  10. Сравнительная психология В.А. Вагнера.
  11. Этногенез и биосфера Земли (Гумилев Л.Н.).

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) основная литература

1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. М., 2001.

  1. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М.; Воронеж, 1999. (Серия «Психологи Отечества»).

3. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. М.: Прайм-Еврознак, 2003.

  1. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).

    М., «Мысль», 1974.

  2. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.

б) дополнительная литература