7.09.16
Возрастная психология — наука, состоящая из нескольких разделов, каждый из которых изучает какой-то возраст (от младенческого до старческого).
Изучает закономерности психического развития человека.
Психика — форма активного отображения субъектом объективной реальности.
Психическое развитие новорожденного младенца.
Два периода:
— новорожденность — ребенок отделен от матери физически, связан физиологически, длится от рождения до появления комплекса оживления (4-6 недель)
— младенчество (от 4-6 недель до 1 года)
1.Кризис новорожденности
Причины:
— физиологические (отделение от матери — травма) + другие условия (свет, температура, питание…)
— психологические (шок, незащищенность, тревога)
Набор безусловных рефлексов:
— сосательный
— дыхательный
— хватательный (рефлекс Моро)
— ориентировочный
— глотательный
— защитный (рефлекс Робинсона)
Новорожденность (адаптация к новым условиям жизни) — промежуток между внутриутробным и вне утробным ОЖ. Основа — сон. Не приспособлен к жизни. Отсутствие терморегуляции.
— увеличивается время бодрствования
— устанавливается сосредоточение
— первые сочетательные и условные рефлексы
— развитие сенсорных процессов
1.2. Психическое развитие в период новорожденности
— различает вкусы
— реагирует на звуковые раздражители
— сосредоточение на звук (2-3 недели) и зрение (3-5 недели)
— поворачивает голову на звук (3-4 недели)
— основа перехода от ощущений к восприятию (5-6 недели)
— реакция на раздражитель — замирает, сосредотачивается, остальные
реакции прекращаются
— установление эмоционального контакта ребенка с матерью (комплекс оживления)
1.3. Новообразования периода новорожденности
С первых часов жизни взрослые — источник звуковых и слуховых сигналов.
Активизируют ориентировочные реакции ребенка.
Начало жизни — с крика — норма. Затем, крик — негативные эмоции.
1-ая неделя — улыбка неосознанная. К 5-ой неделе — человеческий голос вызывает улыбку.
Общение со взрослыми — первая социальная потребность ребенка.
Примерно к 1 месяцу — вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция.
Комплекс оживления — конец периода новорожденности и началом
младенчества.
Периоды развития теории управления
... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление ...
1.4. Кризис первого года.
В первый год развиваются зрение (в первую очередь), восприятие, речь, память, мышление. Становление эмоциональных контактов с окружающими (см. лекции по ЗР).
Предметность — соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука. Может запоминать и хранить в памяти.
Процесс познавательного развития: 3 месяц + формирование хватательного движения.
Ориентировка на предметы: сначала форма, потом величина и свет (особое внимание на цвет).
Юные исследователи =)
Активное развитие памяти (эмоциональная, моторная — в 7-9 недель,
образная — влияние на общение и мотивацию).
Вербальная память — узнает голос мамы.
Наглядно-действенное мышление. Развивается речь.
Критический период — упрямство, агрессия, негативизм, обидчивостью — не устойчивы, потом проходят. Противоречия между потребностями ребенка и возможностями. Окончание младенчества.
Ведущий вид деятельности: эмоционально-личностное общение со
взрослыми. Задержки психического развития, если не уделять должного внимания.
1.5. Новообразования младенческого возраста
— хватание (первое организованное действие)
— ходьба
— первое слово
14.09.16
Стремление схватиться за предмет формирует процесс сидения. Развивается указующий жест.
Общение возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, который в данный момент недоступен — ситуативно-деловое.
Начинает ходить к 9 месяцам.
Речь — ситуативно-автономна эмоционально окрашена, специфична.
Между взрослым и ребенком — предметная деятельность.
Кризис 3 лет.
Характеризуется тем, что личностные изменения происходящие с ребенком приводят к изменению отношений со взрослыми. Этот кризис возникает, потому что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности и ощущает себя источником воли.
В этом возрасте появляются:
— негативизм
— упрямство — желание утвердиться в своей взрослости
— обесценивание
— строптивость
— своеволие
— протест-бунт
— деспотизм
Ведущий вид деятельности — предметная деятельность, которая влияет, как на психическое развитие ребенка, так и на общение со взрослым. В младенчестве носит манипулятивный характер. Но манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов.
В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей свое назначение и способ употребления. Ребенок старается овладеть всеми свойствами предмета. Роль взрослого — наставничество, помощь в познании. Усвоение назначения предметов не гарантирует, что ребенок станет его употреблять по назначению.
Предмет общения и средства общения
... содержательному анализу. [3, c. 26]. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ, РАСКРЫВАЮЩИХ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ». Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [5, c. 39] Б.Д.Парыгин отметил, что ... взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении. А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого « ...
Важно, чтобы ребенок знал — что и когда и где можно делать.
Сначала действие и предмет в понимании ребенка очень тесно связаны между собой. Но со временем происходит отделение предмета от действия. Выделяют 3 фазы развития:
1) с предметом могут выполняться любые действия
2) предмет употребляется только по назначению
3) свободное употребление возможно, но только когда известно его истинное назначение
У предметной деятельности 2 направление:
1) развитие действия от совместного со взрослыми к самостоятельному исполнению
2) развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия, несколько этапов:
а) неспецифичное использование орудий; использование предмета, когда еще не сформированы способы его применения; овладение специфическим способом употребления
б) сопровождается возникновением игрового действия
— соотносящие действия — приведение нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия
— орудийные действия — когда один предмет употребляется при воздействии на другие (установлено, что это может являться показателем интеллектуального развития детей)
— предметные действия — указывают на степень обучения, широту контакта со взрослыми
Д/з — презентация (новорожденность)
28.09.16