МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология как самостоятельная отрасль психологии выделилась в начале ХХ в.

Она объединяет в себе социологические и психологические знания.

По определению Т. Шибутани социальная психология – это наука о закономерностях человеческого поведения, обусловленных фактом участия людей в социальных группах.

Это наука, занимающаяся изучением влияния различных групп и общностей людей на сознание и поведение индивида, а также психологических особенностей групп и общностей людей, рассматриваемых как целое.

 

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

• Личность как социальный индивид.

• Межличностные взаимоотношения и общение

• Влияние социума на личность и личности на социум.

• Психологическая сторона общественных процессов.

• Изучение психологических характеристик крупных и малых социальных общностей.

• Исследование взаимодействия групп и их взаимовлияния.

Как в любой науке, здесь важно не только обнаружение и описание существующих закономерностей, но и их объяснение.

 

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

• Разработка методов практических исследований

• Способствовать оптимизации управления социальными процессами.

• Решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, сфере массовой информации, спорте, в сфере семьи и быта.

 

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методы в социальной психологии разделяются на 2 основные группы: методы сбора информации и методы её обработки.

К методам сбора информации относятся:

Наблюдение:

По субъекту исследования:

1) самонаблюдение (исследователь сам является субъектом исследования)

2) внешнее наблюдение (исследователь наблюдает за кем-то или чем-то)

Также можно отдельно выделить включённое наблюдение, к котором исследователь сам погружается в исследуемую область, полноправно участвуя в выбранной сфере жизни и деятельности, и при этом наблюдает как за внешними явлениями и людьми, так и за самим собой (самонаблюдение).

По степени вмешиваемости наблюдателя оно бывает:

1) контролируемое (в нём наблюдатель может вмешиваться в происходящее и варьировать его в соответствие со своими потребностями).

10 стр., 4645 слов

Понятие кадрового мониторинга, методы сбора информации

... исследование кадрового мониторинга и основных методов сбора информации. Объектом исследования - понятие кадрового мониторинга, а предметом исследования - методы сбора информации, необходимые для кадрового мониторинга. В ... помощью которого были рассмотрены понятие и компоненты кадрового мониторинга и методы сбора информации. 1. Понятие кадрового мониторинга Для того чтобы сформировать эффективную и ...

2) неконтролируемое (наблюдатель никак не влияет на происходящее).

Минусами наблюдения как научного метода могут быть необъективность, избирательность исследователя, влияние его состояния, особенностей, установок и стереотипов, а также влияние на исследователя самих наблюдаемых лиц.

 

Эксперимент.Отличается от наблюдения тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, он может изменять условия и степень их выраженности. Подразделяется на:

1) лабораторный (проводящийся в искусственных, контролируемых исследователем условиях).

Может выполняться в двух формах: а) классический б) тесты.

Тесты – это кратковременное испытание, с помощью которого определяется уровень развития или степень выраженности определённого свойства или черты, а также совокупности психических свойств и состояний.

Тесты условно разделяют на 3 группы:

1. вопросники (испытуемый отвечает на вопросы теста, и его ответ, так или иначе, оценивается);

2. задачники (испытуемый выполняет тестовые задания, и оцениваются либо время, за которое он их выполнил, либо способ и результат выполнения);

3. проективные (появившиеся из теории психоанализа и рассматривающие бессознательные проявления).

2) естественный/полевой (в реальных жизненных условиях, однако незаметное или малозаметное воздействие экспериментатора не исключается).

 

Контентанализ (анализ содержания) документов или продуктов деятельности, выявление количественных и качественных характеристик исследуемого объекта.

 

Опрос:

1) интервьюирование – это личное взаимодействие исследователя и опрашиваемого человека или группы для получения первым нужной ему информации. Данный метод в свою очередь подразделяется на:

а) стандартизованное интервью (вопросы и их последовательность строго регламентированы) и

б) не стандартизованное (у интервьюера есть только общий план беседы, он действует исходя из ситуации).

2) анкетирование (письменное предоставлением информации по заранее составленным вопросам анкеты)

 

Использование всех этих методов в социально-психологических исследованиях может быть как единичным, так и систематическим, в зависимости от целей учного.

 

Методы обработки полученной информации:

  1. логико-теоретические;
  2. математические;
  3. статистические.

Для исследования больших групп используют этнографические методы, социологические и статистические, а также приёмы языкознания.

 

Для любого социально-психологического исследования необходимы следующие компоненты:

  1. субъект исследования (на ком изучается)
  2. объект исследования (что изучается)
  3. инструмент исследования (подходящие методы)
  4. процедура исследования (последовательность действий)
  5. эталоны измерения

 

 

Работа социального психолога-исследователя включат следующие последовательные

10 стр., 4665 слов

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с ...

... подростков. Методологическую основу исследования составляют теория социально-педагогической деятельности (М.А. Галагузова), теория ситуации успеха (А.С. Белкин), концепция развития личности (Л.И. Божович, Л.С. ... снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде. Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание ...

этапы:

  1. выбор области и темы исследования
  2. анализ специальной литературы по выбранной проблематике
  3. формирование гипотез
  4. выбор методов исследования
  5. сбор эмпирических данных
  6. анализ полученных данных
  7. выводы

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

От рождения до смерти каждый человек является участником различных групп, и ни его самого, ни его чувства и поведение нельзя понять в отрыве от факта такого участия.

Е. В. Шорохова, подходя к личности с социально-психологической точки зрения, рассматривает её как продукт социальных условий, совокупность ролевых функций и их влияния на общественную жизнь.

Она выделяет следующие задачи исследования личности: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные и профессиональные особенности личности; закономерности формирования и проявления общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути её преодоления; самовоспитание личности.

Социальная психология изучает, каким образом личность усваивает социальные влияния и каким образом она реализует свою социальную сущность.

Она рассматривает поведение и деятельность социально обусловленной личности и вклад личности в деятельность группы.

В этой области психологии важно выявить закономерности, которым подчинено поведение и деятельность личности, включённой в какую-либо группу.

По мнению В. С. Мерлина, тип взаимоотношений в группе влияет на формирование свойств личности, характерных для данного коллектива в целом.

Социально-психологические качества личности – это те качества, которые формируются в совместной деятельности (характеризуют возможность и эффективность деятельности человека в группе) и общении и с людьми (способность устанавливать и поддерживать контакт и взаимоотношения).

Личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение.

Богатство связей личности с миром состоит в богатстве её связей с людьми в группах, в которые она входит. В совместной деятельности и общении во всех этих группах формируются её черты. И наоборот, имеющиеся характеристики личности влияют на группы, которые она выбирает и на особенности функционирования в них.

Социальные отношения создают определённое впечатление о личности не только для окружающих, но и для неё самой. В течение всей жизни человек создаёт и поддерживает своё представление о себе самом, т. е. свою субъективную картину «Я», которая зависит от представлений о себе как о личности и как о социальном индивиде.

Из социальной области на его самосознание влияют:

• принадлежность к определённой культуре (характерные традиционные особенности большой группы накладывают отпечатки на индивида)

• включённость в какие-либо малые группы

• играемые социальные роли,

• социальное сравнение (сознание того, кем мы являемся, требует от нас осознания того, кем мы не являемся),

• суждения и оценки других людей (часто мы используем других людей в качестве зеркала для восприятия себя самого),

11 стр., 5240 слов

2) Социализация личности. 3) Агенты социализации

... люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось. Социализация индивида В социологии личность ... дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует ... и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и ...

• повседневный опыт межличностного взаимодействия (успех повышает самооценку).

Поначалу структура личной определённости привносится из социума, а потом уже становится относительно автономной, но, тем не менее, продолжает испытывать воздействия извне.

Поскольку человек самоопределяет себя (не только сознательно и самостоятельно, но и в процессе воспитания и общественного воздействия), то есть понимает, что он есть тот, кто он есть, он принимает соответствующие этому права и обязанности и получает определённый статус в группе. Он знает своё место и узнаётся другими, благодаря чему его взаимоотношения и взаимодействия с другими уже определены.

Немаловажная характеристика в данном отношении — социальный статус человека — включает в себя 3 компонента:

а) совокупность присущих данному индивиду черт – это объективная статусная характеристика;

б) особенности восприятия его другими людьми — это субъективная статусная характеристика;

в) уровень, положение среди других групп самой этой группы.

Таким образом, формирование Я-концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в условиях совместной деятельности.

Взаимодействуя, человек формируется и изменяется. В это же время он оказывает обратное воздействие на своих партнёров.

Межличностные отношения– это взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности.

Наши социальные убеждения и суждения оказывают влияние на наши чувства, мнения и действия. Значит, создают нашу действительность и наше будущее.

Поведение человека – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций.

Поскольку люди, живущие в той или иной социальной общности, взаимозависимы, каждый должен считаться с тем, как его поступки скажутся на других. Однако не всегда такие самоотчёты о своих поступках соответствуют реальности. Их может искажать фактортак называемой социальной желательности – фактор, искажающий самоотчёты личности в сторону увеличения частоты тех, которые кажутся более социально приемлемыми и привлекательными.

Среди других вопросов, важными являются изучение социализации и социальной установки.

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Под социализацией исследователь Г. М. Андреева понимает процесс усвоения индивидом социального опыта и активного воспроизводства системы социальных связей посредством его вхождения в социальную среду. Это процесс вхождения индивида в человеческую культуру, усвоения этой культуры.

Это не только активный процесс со своей динамикой, особенностями, влиянием и проблемами, но и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Благодаря ей происходит интериоризация привнесённых извне взглядов, отношений, способов поведения, они принимаются и начинают управлять человеком уже изнутри, из него самого, без необходимости контроля извне.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ... в психологии толкованиям представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта или осознаваемая ... (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентны

Социализация может происходить и в условиях воспитания (целенаправленного формирования личности), и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов.

Неорганизованные поначалу тенденции постепенно достигают координации и утончённости и благодаря повторению становятся формирующими для личности. Как раз систематические и однообразные реакции других людей формируют и фиксируют образцы поведения человека.

«Значимый другой» — так называется человек, оказывающий наибольшее влияние при воспитании. Они влияют не только своим воздействием, но и самими своими личностными особенностями.

Социализированный человек – это человек, который усвоил общественно-исторический опыт и может эффективно участвовать в жизни общества. Общество и личность как бы взаимопроникают друг в друга.

Начинается социализация с первых же минут жизни маленького человека, пронизывая три сферы жизни: самосознание (постепенно у индивида формируется образ себя – картина «Я», в которую помимо представлений о своих личностных свойствах входят представления о себе как о социальном индивиде), общение и деятельность (индивид воспитывается как субъект деятельности).

В процессе социализации происходят изменения и развитие возможностей в этих трёх сферах. Индивид приобщается к системе норм и ценностей общества.

В процессе ранней социализации человек овладевает системой норм и категорий (значений предметов), которые обеспечивает ему эффективное взаимодействие с другими людьми. Позже, в более взрослом возрасте, он уже способен самостоятельно создавать эти категории. Соответственно, в процессе социализации у человека создаётся определённая субъективная картина окружающего мира (физического и социального) и картина самого себя (Я-концепция).

Необходимо, чтобы его новые категории, т. е. эти картины, существенно не отличались от существующих и общепринятых, в противном случае он может быть признан неадекватным и получит диагноз психотика (?) (шизофреника).

Поэтому люди в обществе постоянно, так или иначе, соотносят друг с другом свои картины мира и себя, чтобы не произошло такого раздвоения.

Цели социализации – последовательное нормирование психических функций и поведения человека и последовательное приближение его к нормативному канону, существующему в данном обществе.

Процесс социализации происходит благодаря задействованию следующих механизмов:

  1. Пролепсис – представление будущего, будто происходящего в настоящем. Это способность агента социализации (тех людей, которые социализируют ребёнка: родителей, опекунов, авторитетов, сверстников) предвидеть будущие потребности общества и в соответствии с ними развивать ребёнка.
  2. Исходная социальность ребёнка – его изначальная способность и готовность участвовать в социальных процессах, исходная направленность на людей и социальные отношения.
  3. Формирование социального «Я» — представления о себе как о субъекте социальной активности.
  4. Эмоциональное заражение – это передача эмоционального состояния матери (или иного агента социализации), это основа для общения, так происходит начало формирования отношения ребёнка к окружающему миру, он бессознательно перенимает определённые образца поведения и чувствования.
  5. Подражание – как произвольное, так и непроизвольное повторение на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях демонстрируемого поведения.
  6. Убеждение – изложение и полный анализ своей позиции с упором на её положительные стороны и предложением принять её, а это решение принимает уже сам убеждаемый человек на основе полученной информации и своего мнения.
  7. Внушение – навязывание, побуждение принятия своей позиции и способа поведения, как правило, без аргументации и с частичным подавлением критики и воли того, кому её предлагают. Это некритичное принятие чужой точки зрения и подчинение.

Я. И. Гилинский выделял следующие стадии социализации:

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... В своей работе мне бы хотелось глубже изучить современные теории темперамента, его влияние на поведение, деятельность, развитие личности; ... темперамента и умение определить тип и свойства темперамента у конкретного человека или группы людей способствует нахождению подхода к человеку и лучшему построению отношений с ним и в коллективе. ...

1. Дотрудовая стадия. Она включает в себя и детство, когда ребёнок ещё не начинает ходить в школу, школьные годы, и юность до начала трудовой деятельности. Здесь социализация происходит в основном за счёт процессов воспитания, игры, обучения и непосредственных эмоциональных контактов с окружающими. На этой стадии социализаторами выступают семья, детский сад, школа, прочие детские учреждения, высшие учебные заведения.

2. Трудовая стадия. Это период трудовой деятельности человека, которая и становится основой, инструментом социализации. Человек на этой стадии уже способен сам воспроизводить социальный опыт (тем более, на этом этапе, как правило, у него появляется своя семья и дети).

Здесь основные социализаторы – трудовой коллектив и различные общественные организации.

3. Послетрудовая стадия. Здесь человек сам становится больше социализатором, чем объектом. Пожилые люди воспроизводят социальные опыт, изменяется лишь их тип деятельности и активности.

Помимо названных социализаторов, на любой стадии их роль могут выполнять сверстники, друзья, своя семья и др.

В результате социализации возникают так называемые эффекты социализации, к числу которых Б. Г. Ананьев причислял формирование особых черт характера, образование социальных установок и сложной мотивации деятельности.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Сформированность социальных установок означает, что усвоенный социальный опыт преломлён личностью и проявляет себя в её поведении.

Это состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к определённой реакции, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее влияние на поведение.

Это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-то или кого-то, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Социальная установка (некоторые исследователи называют её аттитюд) объясняет выбор мотива поведения, а он в свою очередь определяется потребностью индивида и объективной сложившейся ситуацией.

 

Социальные установки выполняют 4 функции:

  1. приспособительная/адаптивная – они помогают выбору объектов для достижения целей.
  2. функция знания – способствует выбору необходимого в данных условиях способа поведения
  3. функция выражения – помогает субъекту выразить себя и снять внутреннее напряжение
  4. функция защиты – помогает разрешению внутренних конфликтов

 

6 стр., 2573 слов

Теории поведения личности в конфликте

... Таблица 1 Основные модели поведения личности в конфликте № п/п Модель поведения Поведенческие характеристики личности Конструктивная Стремится уладить ... -психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и ... люди всегда с трудом выходят из конфликта Интерпретация: 8—10 баллов означают, что в вашем поведении ...

М. Смит выявил в структуре социальной установки наличие следующих компонентов:

1. когнитивный – осознание и понимание объекта установки;

2. аффективный – эмоциональные оценка и отношение к объекту установки;

3. поведенческий – поведение относительно объекта установки.

 

В. А. Ядов в системе, регулирующей поведение личности, выделял 4 уровня:

  1. Простейшие установки, возникшие для удовлетворения витальных потребностей в простых ситуациях. Этот уровень регулирует непосредственные реакции субъекта на ситуацию.
  2. Социальные фиксированные установки, возникающие в связи с потребностью в общении и удовлетворяемые деятельностью малых групп. Данный уровень регулирует поступки людей в обычных привычных ситуациях.
  3. Базовые социальные установки, формирующиеся в конкретных видах профессиональной деятельности или досуга, – это направленность интересов личности. Они регулируют поведение личности.
  4. Ценностные ориентации личности, проявляющиеся в регуляции поведения в самых значимых ситуациях. Этот уровень регулирует уже деятельность личности.

Эта система помогает понять предрасположенность личности действовать определённым образом в не очень трудных ситуациях (в трудных ситуациях задействуются другие механизмы и на поведение влияет большее число факторов).

Для изменения социальных установок должны произойти либо какие-нибудь социальные изменения, либо изменения в позиции личности, вызванные изменениями и развитием самой личности.

Нельзя сказать, что, изменив установки, мы изменим поведение человека, или что, зная установки человека, мы сможем предсказывать его поведение. Потому что поведение человека лишь частично определяется его социальными установками, есть ещё и другие личностные механизмы, различные внешние влияния и объективные условия. Что же касается установок, то по ним тем легче предсказать поведение, чем они:

а. сильнее, устойчивее и осознаннее,

б. конкретнее и специфичнее и чем больше помогают в конкретной данной деятельности

в. чем меньше внешних влияний.

Возможно и противоположное влияние – наши поступки подтверждают наши социальные установки. Например, будучи вынужденными играть какую-то несвойственную для себя роль (т. е. будучи вынужденным сформировать у себя новые установки), человек в итоге может «слиться» с ней и показывать такое поведение всегда. Таким образом он начинает искренне верить в то, что делает, хотя изначально он мог не принимать её испытывать большие трудности в исполнении этой роли.

Для объяснения этого феномена предлагают 3 гипотезы:

1. Стремление человека произвести благоприятное впечатление на окружающих. Для этого он может начать показывать себя лучшим, чем он есть. Отслеживая реакции окружающих, он моделирует своё поведение.

2. Человек испытывает напряжение, когда его убеждения противоречивы и несовместимы, поэтому он старается подвести одно знание под другое. Он ощущает свою непоследовательность и, потому, необходимость изменения своих установок. Например, вместо того, чтобы бросить курить, курильщик начинает оправдывать своё поведение.

8 стр., 3648 слов

Типы поведения личности в организации 2

... с изучением ситуации. 2. Критериальная база поведения человека Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено ... разделяться или не разделяться отдельными группами людей. 3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок ... управления. Так, сотрудникам, занимающим низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного ...

3. Когда установки человека нестойки, он, наблюдая за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводит из них установки. Он наблюдает как бы со стороны за своим поведением и даёт разумное обоснование своим установкам.

 

В обществе установки могут выполнять интегрирующую роль: люди, подходящие к миру с одинаковыми установками, способны понимать и поддерживать друг друга.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Группа – это совокупность взаимодействующих лиц, выделяемых из целого по определённым признакам, осознающих свою принадлежность друг к другу.

 

Существует множество классификаций групп.

• Ч. Кули разделял группы на:

1. первичные (люди, в отношении которых ощущается наибольшая эмоциональная близость и в которых люди непосредственно контактируют: семья, друзья)

2. вторичные (все остальные люди, с которым личность взаимодействует для достижения своих целей; здесь важны не столько индивидуальные качества, сколько умение выполнять свои функции)

• Э. Мэйо:

1. формальные (имеют юридически фиксированную структуру, руководство, закреплённые права и обязанности, статус, участники объединены социально заданной деятельностью, взаимодействие в них заранее регламентировано: производство, армия)

2. неформальные (не имеют фиксированного статуса, объединяется на основе интересов, симпатий, извлечения пользы, в них взаимодействие может быть основано на эмоциях, неофициальных правилах, да и они могут меняться)

• Г. Хаймен:

1. группы членства (в которые человек входит на какой-либо основе по некоторым причинам)

2. референтные группы (группы значимых для личности людей, но в которые сама эта личность не входит, она соотносит себя с ними как с эталоном).

Люди из таких групп оказывают большое влияние на жизнь и развитие человека, на его поведение и самооценку.

• Г. М. Андреева:

1. условные (люди, входящие в такие группы, могут не быть одновременно в одном месте, не выполнять совместно какой-либо деятельности, например, пенсионеры, студенты)

2. реальные (существующие в общем пространстве и времени, объединены реальными отношениями):

а) лабораторные (специально создаваемые исследователем для изучения);

б) естественные (реально существующие): большие и малые.

Реальные группы наиболее ценны и значимы для исследований социального психолога. Они подразделяются на большие (классы, народы, этносы) и малые.

Группообразование– это процесс становления группы из реальной диффузной общности людей.

 

Людям в группе свойственны следующие характеристики:

  1. чувство причастности (осознание себя частью данной группы)
  2. чувство идентичности (осознание своей схожести с другими членами группы)
  3. взаимодействие (что люди в группе делают, где, по какой причине, для чего и т. п.).

 

Функции групп:

  1. Социализация — процесс включения личности в общество.
  2. Инструментальная, т. е. производственная – люди в группе выполняют какую-либо деятельность.
  3. Экспрессивная – для выражения чувств и эмоций.
  4. Функция психологической поддержки — одно только нахождение рядом другого человека уже способно помочь во многих ситуациях.
  5. Принятие групповых решений, которые зачастую могут быть гораздо эффективнее индивидуальных.

Качественнойхарактеристикой группы является уровеньеёразвития – это характеристика сформированности межличностных отношений. Для его определения используются следующие параметры: уровень целей и ценностей, которые являются содержанием совместной деятельности, их содействие развитию группы и общества, а также число групповых коммуникаций, сложившиеся отношения, время существования группы.

Выделяют следующие уровни развития групп:

низкого уровня развития (например, диффузная группа– это общность, в которой отсутствуют сплочённость, ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, опосредующей отношения её участников).

высокого уровня развития (коллективы) – в этих группах результат соотношения между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом положителен (в группах низкого уровня развития он может быть отрицательным).

Коллектив – это высшая степень развития малой группы.

А. С. Макаренко так определял коллектив: это свободная группа трудящихся, объединённая общей личностно- и социально-значимой целью и действием, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности.

Коллектив целостен, он – самостоятельная система со своей структурой, организацией и функциями.

Это группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая высокого уровня развития.

Характеризуется коллектив высокой сплочённостью как ценностно-ориентационным единством, коллективистскими самоопределением и идентификацией, высокой референтностью участников группы и разделением ответственности.

В коллективе личность находит поддержку, помощь, с коллективом она разделяет ответственность, всё это способствует формированию групповой сплочённости.

Цели коллектива и всего общества должны быть согласованы, поскольку коллектив – часть общества, а не самостоятельная «отрезанная» группа, таким образом, коллектив характеризуется только социально одобряемыми целями.

Ещё одна важная характеристика коллектива – добровольность его объединения.

В. М. Бехтерев указывал на общность целей и настроений в коллективе.

Коллектив обязательно развивает личности входящих в него людей.

Каждый коллектив – это малая группа, однако не любая малая группа – это коллектив.

 

Ещё один критерий группы — групповая интеграция– совокупность упорядоченности внутригрупповых структур, устойчивости взаимосвязей, стабильности и устойчивости функционирования, что свидетельствует о психологической целостности и единстве общности людей.

Можно говорить о её наличии, если группа может длительно существовать автономно. Обычно она проявляется при нарушении равновесия группы как системы, т. е. при возникновении опасностей и помех её существованию. Её признаки: чувство «мы», эмоциональная идентификация с членами своей группы, формирование групповых норм, подъём дисциплинированности, организованности и согласованности взаимодействий, оздоровление социально-психологического климата, способности группы к самоконтролю и самокоррекции и др.

 

В социальной психологии группы рассматриваются с точки зрения различных её параметров: состава, структуры, групповых норм и ценностей, с точки зрения происходящих в ней групповых процессов.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, которую они выполняют.

 

 

 

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

Это значительная по размерам или вообще не ограничиваемая количественно общность людей, выделяемая по некоторым признакам (например, пол, возраст, национальность) или совместной деятельности.

В них вырабатываются групповые нормы, ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до каждого индивида.

Один из видов больших групп – толпа – это стихийно действующая неорганизованная общность, бесструктурное скопление людей, лишённое ясно осознаваемых целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Формируется толпа за счёт нарастающего обоюднонаправленного эмоционального заражения и слухов (это вид межличностной коммуникации, описывающий какой-либо сюжет, отражающий общественное мнение и настроение, стереотипы и установки).

Существует 4 вида толпы:

1. оказиональная – возникающая из-за интереса к неожиданному событию или происшествию;

2. конвенциональная – возникшая из-за интереса к заранее заявленному событию;

3. экспрессивная (её особенность – выражение общего отношения к чему-либо или испытывание общих сильных эмоций (возмущения, радости, экстаза));

4. действующая: агрессивная (избиение, погром), паническая (паника, бегство), стяжательная (конфликт за обладание чем-либо), повстанческая (возмущение, революция).

Из-за отсутствия чётко определённых целей и неопределённости структуры толпа легко и спонтанно может переходить из одного состояния (вида) в другой.

 

Выделяют следующие способы воздействия, посредством которых люди в больших группах воздействуют друг на друга в процессе межличностной коммуникации:

Подражание – произвольное или непроизвольное повторение на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях демонстрируемого поведения.

Психическое заражение – передача эмоционального состояния матери (или иного агента социализации), это основа для общения, так происходит начало формирования отношения ребёнка к окружающему миру, он бессознательно перенимает определённые образца поведения и чувствования.

Внушение – навязывание, побуждение принятия своей позиции и способа поведения, как правило, без аргументации и с частичным подавлением критики и воли того, кому её предлагают. Это некритичное принятие чужой точки зрения и подчинение.

 

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Г. М. Андреева даёт такое определение малой группы: малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединёны общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В ней происходит тесный контакт её участников лицом к лицу.

Особенность такой группы в том, что она становится как бы отдельной психологической общностью, самостоятельным организмом, функционирующим в данном обществе и живущим по своим законам, в нём происходят специфические процессы.

Малая группа — это ограниченная совокупность людей, выполняющая определённую деятельность, она возникает в результате внешних обстоятельств. Таким образом, по численности она начинается с 2 или 3 человек (по мнению разных исследователей), а верхняя граница варьируется в соответствии с типом конкретно взятой группы (семья, коллектив, бригада, школьный класс и т. д.).

Её отличает относительная структурная простота: в ней есть лидер (руководитель) и ведомые.

В существовании малой группы выделяют следующие этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс и распад.

Именно с малой группы начинаются взаимодействие и взаимоотношения ребёнка с социальным миром.

 

Групповая динамика – это совокупность процессов развития группы. К ним относятся образование и развитие групп, развитие межличностных отношений, восприятие друг друга, образование коллектива, формирование групповых норм, ценностей и мнений, ролеформирование, руководство и лидерство, процесс принятия решений, сплочение, конфликты – всё то, что фиксирует и обеспечивает психологические изменения в процессе существования группы.

Это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов или явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы.

На динамические процессы влияют как внешние обстоятельства, с которыми сталкивается группа, так и преобладающая 1 из 2 тенденций групповой активности: интеграция или дифференциация.

Интеграция упрочняет психологическое единство членов группы, стабилизирует и упорядочивает отношения и взаимодействия в группе.

Дифференциация: специализация и иерархизация взаимосвязей может как способствовать развитию группы, так и разрушить существующее равновесие и гармонию.

Вследствие чередования этих двух тенденций процесс развития группы происходит неравномерно, в нём возможны как прогрессы, так и регрессы.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И НОРМЫ

В каждой культуре существует так называемый «нормативный канон человека» – это исторически сложившийся абстрактный образец человека, который принят в данном обществе. Он касается как внутренней организации психической жизни человека, так и форм его поведения. Именно от этого нормативного канона человека зависит процесс социализации. Это понимание того, каким в этом обществе хотят видеть человека, каким он должен быть.

Социальные ожидания (экспектации) – это ожидание определённого поведения от человека, выполнения им его роли и принятия правил. Эти ожидания регулируют поведение человека в группе под угрозой санкций за их неисполнение. При вхождении человека в социум ему сразу предлагается некоторый образец поведения, мышления, чувствования, определённый набор ценностей, и ожидается, что он должен их принять, если хочет остаться в этом обществе и быть его полноправным членом.

Социальные ожидания носят неформализованный и зачастую неосознаваемый характер.

Общество всегда следит за исполнением ролей и подчинением групповым нормам и оценивает их. За невыполнение социальных норм общество накладывает санкции, начиная от лёгкого неодобрения и замечаний, заканчивая изгнанием из своей среды. Санкции также частично интернализируются в процессе социализации и становятся внутренними механизмами самоконтроля.

Санкции применяются формальные и неформальные. Формальные санкции универсальны, заранее оговорены и широко известны. Неформальные санкции эффективны в силу того, что ясно установлена личностная определённость каждого индивида и его обязанности, а отклонения от правил приводят к изменениям в межличностных отношениях, к понижению личного статуса и иногда даже к изгнанию из группы.

 

Социальная роль – это нормативный образец поведения, ожидаемый от личности в соответствие с его статусом (роль – это динамическая сторона статуса), с местом, занимаемым ею в структуре общественных отношений. Это социальная функция личности.

Существует несколько классификаций ролей, и они помогают глубже взглянуть на это многогранное явление.

• Одна из классификаций разделяет роли на:

1. Социальные, которые отражают положение индивида в системе социальных отношений (например, профессиональные);

2. Межличностные, которые отражают положение индивида в системе межличностных отношений (например, лидер, «козёл отпущения»).

• Следующая классификация выделяют два вида социальных ролей:

  1. активные, которые человек исполняет в данный момент (например, студент);
  2. скрытые, не проявляющиеся здесь и сейчас (например, сын, друг, футболист).

• По другой системе выделяют 2 типа:

  1. официальные, закреплённые правом (материнство, профессиональные);
  2. стихийные – возникающие неожиданно, много раз на дню, связанные со стихийно возникающими деятельностью и отношениями.

• Также возможно разделение ролей на:

  1. предписывающие (определяют, как нужно исполнять роль);
  2. предсказывающие (насколько роль будет исполнена с учётом индивидуальных особенностей личности и ситуации).

• Согласно следующей классификации, роли бывают:

1. статусные — они приписаны с рождения (например, пол человека) и практически не могут меняться произвольно (если пол сменить можно в современных условиях, то возраст — нет).

В некоторых сферах ролевые ожидания от мужчин и женщин, от детей и пожилых очень сильно могут различаться;

2. позиционные – связаны с профессиональным разделением труда. В случае, если личность играет свои позиционные роли вне соответствующей им ситуации, можно говорить о наличии такого негативного явления, как профессиональная деформация (например, когда в семье военных царит неуместная здесь армейская дисциплина, или когда учителя пытаются учить каждого встречного вне школы);

3. ситуационные – это краткосрочные роли, связанные только с наличной длящейся то или иное время, ситуацией. В течение дня человек может выполнять десятки таких ролей (студент, пассажир, пешеход, сын, друг и т. д.).

Таким образом, человек одновременно играет или является носителем множества ролей. Например, на роль взрослой женщины могут накладываться ещё роли жены, матери, дочери, профессионала в своей области трудовой деятельности, подруги и т. д.

Количество и диапазон ролей личности зависят от количества групп и отношений, в которые она задействована, её потребностями и интересами.

Как правило, большинство социальных ролей «переживают» своих носителей, они не сочиняются одним человеком и не исчезают после его смерти. Например, в роль школьника входит каждый ребёнок и выходит из неё, каждый привносит в неё что-то своё, индивидуальное, возможна некоторая свобода её интерпретации, но основные общие черты остаются теми же, и часть из них обязательна (хоть со временем и происходят естественные изменения).

На роль всегда накладывается отпечаток личности, её играющей, личность может несколько менять её внутри определённых рамок.

Однако не стоит думать, что разнообразные групповые роли существуют независимо от человека. Люди – их носители и создатели, они же – их реформаторы. Групповые шаблоны складываются в координированном действии, а эта координация возможна только благодаря определённым типам поведения, пользующимся взаимной поддержкой. Понятия, относящиеся к этим шаблонам, полезны до тех пор, пока они не превращаются в довлеющие силы, «вытесняющие» самих людей.

Часто происходит так, что социальные роли подчиняют себе поведение и образ мыслей человека, поэтому перемена роли может привести и к их изменению.

То же самое может относиться и к межличностным ролям. Согласно многим исследованиям, наше мнение о человеке формирует определённое поведение по отношению к нему, и мы уже заранее ожидаем строго определённой реакции от него и в какой-то степени своим поведением и отношением уже программируем его на эту самую реакцию, на то, чтобы он раскрылся именно с этой стороны (что он сделает в качестве самозащиты от нас же).

Таким образом, мы получаем именно то, чего ждём от человека, хотя зачастую это может быть вынужденной реакцией на наше же поведение. Например, ожидая от человека враждебности, мы уже будем вести себя скованно и напряжённо, с тоже несколько повышенной долей враждебности и понятно, какой реакции можем этим добиться. Этим мы побуждаем другого человека подтвердить наши ожидания.

Сложившееся мнение о социальном поведении может побуждать других подтверждать его. Однако, этот эффект действует не во всех случаях: труднее повлиять на не конформных людей и на людей с твёрдо сформировавшимися чертами.

 

Групповые нормы – это общепринятые представления, правила, и требования, регулирующие поведение, характер взаимоотношений, взаимодействия и общения в данной группе. Это не административные и не правовые нормы, за их неисполнение человек не подвергнется ни административному, ни уголовному преследованию, однако неисполнение может сильно повлиять на отношение к нему окружающих. Отсюда может возникнуть боязнь показаться белой вороной, быть непонятым и отвергнутым.

Социальные нормы бывают как общезначимые, требуемые от всех людей, так и специфические, характерные лишь для некоторых групп и общностей.

Социальные нормы упорядочивают систему отношений и взаимодействий в группе.

Наличие развитой и устойчивой системы норм в группе позволяет соотносить поведение индивида с эталоном, избирать наиболее эффективное средство воздействия на него, в той или иной степени предсказывать его поведение и осуществлять социальный контроль.

Нормы, поскольку известны нам заранее, помогают действовать автоматически, не задумываясь о том, как же поступить в данной ситуации.

Существуют три механизма усваивания норм:

1. Подчинение – под влиянием силы или авторитета человек принимает и подчиняется установленным в данном социуме нормам.

2. Идентификация – перенимание правил поведения у людей, которых данный человек уважает и на которых хочет быть похожим.

3. Интернализация — вследствие постоянного или частого нахождения в рамках какой-то роли, выполнения правил, происходит их интериоризация, когда они как бы впитываются человеком и становятся свойством личности; они включаются в систему личностных смыслов и значений.

Каждый человек контролирует самого себя как с точки зрения интериоризированных групповых стандартов, так и исходя из своих индивидуальных позиций.

Социальные нормы действуют благодаря тому, что человек сам становится их носителем и передаёт их окружающим, а все люди так или иначе «приглядывают» друг за другом.

В целом нормы служат повышению устойчивости и стабильности группы.

Минусом может стать их ригидность и консервативность, неспособность группы к перестройке в непривычных и необычных условиях.

Несмотря на свои ограничивающие свойства, нормы способны дать человеку свободу. Например, попадая в новую среду, сильно отличающуюся по своим правилам и нормам от предыдущей, привычной для него, он будет чувствовать себя скованно и несвободно. Или, например, самоконтроль, позволяющий человеку действовать самостоятельно, изначально основывается на понятиях правильного и неправильного, которые не являются врождёнными, а формируются воспитанием, привитием соответствующих норм.

 

В основе групповых норм лежит конформность – некритичное подчинение личности воле большинства. Конформность в другом варианте имеет название феномена группового давления. Это мера податливости индивида, насколько он изменяет своё поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформность всегда так или иначе связана с конфликтом: её степень проявляется в ситуации столкновения мнения группы и мнения индивида.

О слабой степени конформности можно говорить, если индивид в ситуации группового давления оказывает сопротивление и сохраняет самостоятельность своей позиции; высокая конформность заставляет человека быстро пересмотреть свои взгляды и принять чужую позицию.

Люди сильно различаются по степени конформности, каждый человек находятся в какой-то точке условного континуума «раб-бунтарь».

Степеньконформности определяется следующими факторами:

  1. особенности индивида (пол (женщины более конформны), возраст (дети конформней взрослых), интеллект, степень развития самосознания, внушаемость, состояние и др.);
  2. особенности группы (выраженность иерархии, групповые нормы, традиции степень её референтности для человека, размер, степень единодушия и др.);
  3. особенности связи индивида и группы (статус и роли человека в данной группе, уровень сплочённости и зависимости);
  4. особенности выполняемой задачи (её важность, влияние на дальнейшие отношения, заинтересованность в ней).
  5. особенности культуры, тип общества, к которому принадлежат эти группа и индивид (авторитарное, демократическое), преобладающую общественнуюориентацию (индивидуализм — концепция, отдающая приоритет личному перед групповым; коллективизм – концепция, отдающая приоритет целям группы перед личными).

Исследования показали, что конформность может зависеть и от реальных условий: сильнее всего она проявляется, когда люди сталкиваются с единодушным мнением трёх и более человек, обладающих высоким статусом и привлекательных для него. Очень высокая конформность проявляется и тогда, когда ответы даются вслух при всей группе.

Выделяют 2 уровня конформности:

1. внутренняя – происходит такое усвоение предъявляемых требований, когда они становятся частью самой личности, человек начинает их воспринимать как свои собственные, происходит реальное преобразование её позиций и установок;

2. внешняя – это уступчивость, только внешнее подчинение правилам при возможном внутренним несогласии с ними, эти правила могут восприниматься как навязанные и чуждые.

Этим видам соответствуют 2 причины конформности соответственно:

• истинное признание и принятие чужих суждений;

• желание избежать санкций, быть принятым и признанным группой, заслужить её одобрение.

Оба вида конформности помогают избежать конфликта, который может возникнуть из-за несовпадения личных и общественных точек зрения. Но, с другой стороны, они не ведут и к решению такого конфликта.

 

Социальные нормы и роли очень сильно различаются как между культурами, так и внутри одной культуры (между её субкультурами).

Поэтому так сложно бывает прижиться в новой среде, особенно человеку с низкой степенью конформности.

Разновидностью социальной зависимости личности от мнения большинства является и негативизм (нонконформизм), когда человек намеренно всегда поступает наперекор группе. Это тоже подчиняемость, зависимость, поскольку данный человек всё же поступает не по своей воле, не как сам считает нужным, а образом, противоположным давлению группы. Так что группа всё равно определяет его поведение и может им манипулировать.

От конформизма следует отличать единство группы, степень её сплочённости. В таких группах люди объединены для выполнения какой-то важной для них деятельности и общения, поэтому в случае таких групп следует говорить не о конформности, а об общности взглядов и интересов

 

Для регуляции поведения индивидов в соответствии с общепринятыми нормами обществоиспользуетсоциальный контроль – это система способов воздействия общества на личность, способствующая поддержанию стабильности в обществе.

Действует он в основном на индивидов с отклоняющимся от групповых норм поведением.

Последовательный и методический контроль групп, в которых участвует человек, в результате интериоризации может переформироваться в самоконтроль, когда индивид уже сам смотрит на себя через призму групповых норм и требований и в соответствии с этим сам корректирует своё поведение.

Человеческое поведение, а также мышление и сознание постоянно являются объектом социального контроля.

 

Выразителем и«вердиктом»социального контроля зачастую становится общественное мнение – это отношение групп к явлениям и событиям социальной жизни, затрагивающим общие интересы.

Обычно о нём говорят в рамках больших группах («глас народа»).

Общественное мнение формируется и выражается при возникновении каких-либо социальных проблем и конфликтов. Однако возможны расхождения в точках зрения внутри одной группы или общности, тогда мнения разделяются, и начинается их противоборство.

Оно формируется либо целенаправленно некоторым меньшинством (руководители, средства массовой информации), либо стихийно, под влиянием каких-то общественно-важных событий и обстоятельств.

 

Однако не стоит думать, что всё поведение человека определяется только социумом, нормами, ролями и силой обстоятельств. Нельзя сбрасывать со счетов и силу самой личности.

Во-первых, личности различаются в отношении восприятия ситуации и реагирования на неё. Во-вторых, люди способны сами избирать для себя влияющие для них ситуации. В-третьих, люди сами участвуют в создании социальной ситуации. Так что определёнными возможностями владеют как ситуация, так и личность. Человек одновременно является и творением, и творцом социальной среды, он и реагирует на неё, и на неё воздействует.

 

 

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Д. Майерс определяет лидерство как процесс, посредством которого определённый член группы мотивирует и ведёт за собой всю группу.

Это отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе. Целенаправленное воздействие одного человека на другого (или группу) с ожидаемым эффектом.

Лидер – это один участник группы, наиболее авторитетный человек, за кем признаётся право принимать решения, организовывать совместную деятельность и руководить ею, регулировать взаимоотношения в группе.

Зачастую лидер объединяет вокруг себя группу, он способен не только её создать для выполнения какой-то деятельности, но и удерживать вместе членов группы.

 

Наиболее распространены три теории, объясняющие феномен лидерства:

1. Теория «черт» лидера. Согласно этой теории, успешным лидером становится человек, обладающий рядом врождённых или приобретённых внешних и внутренних черт, качеств. Ч. Ханди выделяет следующие черты лидера: физический рост (заметно выше или ниже среднего), инициативность, уверенность в себе, фактор геликоптера (способность человека при принятии решения подняться над проблемой и увидеть её свысока, с другой стороны), здоровье, успешность (связанная с уровнем достижений и доходов).

К. Бэрд, помимо прочих качеств, считал для лидера необходимыми энтузиазм, общительность, инициативность, уверенность и др.

2. Лидерство – это продукт ситуации. Определённые ситуации требуют строго определённых типов лидера, а именно они требуют наличия у кого-то определённых (зависящих от ситуации) качеств, и человек, у которого они обнаруживаются, становится лидером.

3. Лидерство – функция ведомых. Лидер организовывает отношения в группе, он удовлетворяет потребности своих последователей, он обладает высоким уровнем влияния среди них, и именно потому они идут именно за ним, хотя его место мог занять и любой другой, способный на это. Качества лидера играют в этом далеко не последнюю роль.

 

Необходимо отличать феномен лидерства от руководства.

Выделяют следующие пункты их различий.

 

Лидер Руководитель
• Неформальное выражение, оформление и регулирование внутригрупповых отношений • формальное выражение, оформление и регулирование внутригрупповых отношений
• Появляется стихийно • Появляется целенаправленно
• Положение не стабильно • Стабильное положение
• В небольшой группе • В большой группе
• Применяет неформальные санкции •Применяет формальные санкции
• Мобилен • Стабилен
• Полифункционален • Узкофункционален
• Воспринимается как 1 из нас • Зачастую назначается свыше
• Распределение прав и обязанностей легко изменяется • Чёткое распределение прав и обязанностей в отношениях с группой

 

Иногда руководителя называют официальным лидером, а лидера в нашем понимании этого слова – неофициальным.

Однако эти два стиля руководства группой могут плавно перетекать один в другой. Например, лидерство при некоторых условиях может перерасти рамки микросреды и стать феноменом организации массовой деятельности людей. А официальный руководитель иногда может играть роль и лидера.

При всех своих различиях и лидер, и руководитель своими задачами одинаково имеют поддержание состава своей группы, планирование и организацию её деятельности, стимулирование её, инструментальную помощь.

 

Лидерство – это психологический источник власти и влияния. Б. Рэйвен (Ровэ(е)н) выделяет следующие типы власти:

1. Информационная (власть имеющих информацию над теми, кто её не имеет).

2. Власть вознаграждения (лидеру подчиняются, ожидая вознаграждения от него: признания, похвалы, повышения своего статуса).

3. Власть принуждения (лидеру подчиняются из страха наказания).

4. Экспертная (основана на том, что человек признаётся экспертом в своей области и группа от него зависит).

5. Референтная (власть тех, кто являются референтными, т. е. значимыми и эталонными для человека).

6. Легитимная (власть закона).

СТИЛИ И ТИПЫ ЛИДЕРСТВА

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приёмов воздействия на своих последователей.

В отечественной и зарубежной психологии существует большое количество классификаций типов и стилей лидерства.

• Например, К. Левин выделял три стиля лидерства, соответствующих типу принятия ими решений в группе:

1. Авторитарный. Решения принимаются единолично лидером, однако, он же несёт на себе и всю ответственность. Инициатива в группе такого лидера не одобряется. Подчинение основано на принуждении и на боязни санкций. Отдалённые цели лидера группе неизвестны. Чёткость, краткость и нейтральность в общении с подопечными.

2. Демократический. Лидер ориентируется на сотрудничество, учитывает мнения и пожелания и инициативы группы, решения принимаются лидером на основе совместных обсуждений, ответственность несут все. Каждому предоставляется относительная свобода. В общении свойственен товарищеский тон.

3. Анархический/Попустительский. Лидер и группа автономны друг от друга, относительно самостоятельны, лидер устраняется и не вмешивается в дела группы и осуществляет лишь функцию информирования. Этот стиль свойственен не столько лидеру, сколько формальному руководителю.

 

• Другой исследователь, Л. И. Уманский, предлагает другую классификацию типов лидера. Он выделяет 6 типов: лидер-эрудит, лидер-инициатор, лидер-организатор, лидер-умелец, лидер эмоционального притяжения, лидер эмоционального настроя. В соответствии с этой классификацией, в группе могут быть одновременно несколько лидеров, и роли разделяются между ними.

• Бейм (Бейлс) выделял 2 типа лидера по направленности деятельности:

  1. Эмоциональный – лидер, способный повести за собой людей, вдохновить их на общее дело и поддерживать в них этот настрой. Также он решает проблемы человеческих отношений. Он пользуется абсолютным доверием среди своих последователей.
  2. Деловой – лидер, который выдвигается для решения конкретных задач, он руководит действиями своих последователей и несёт ответственность за общее дело.

Замечено, что в особенно благоприятных и особо неблагоприятных ситуациях и обстоятельствах более успешным оказывается деловой лидер, нацеленный на дело, а в умеренно благоприятных, нейтральных ситуациях – эмоциональный, нацеленный на людей.

В этой классификации как раз несколько прослеживается различие между естественным лидером (ему частично соответствует эмоциональный лидер) и руководителем (к нему близок деловой лидер).

• По содержанию деятельности:

  1. Вдохновитель (в его задачу входит поднятие и поддерживание эмоционального духа, нацеливание и вдохновение группы на какое-то дело).
  2. Исполнитель (распределяет роли, задания, инструментарий и сам принимает непосредственное участие в выполнении задачи).

• По характеру деятельности:

  1. Универсальный (руководит всей жизнью группы, взаимоотношениями и деятельностью).
  2. Ситуативный (выдвигается только для решения какой-то определённой проблемы или выполнения деятельности).

 

В группе, где лидер с руководителем – не один человек, а разные люди, если они сотрудничают, это приводит в эффективной совместной деятельности и благоприятным взаимоотношениям, в противном случае их противоборство может привести к конфликтам, дезинтеграции и даже распаду группы.

 

 

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ

Принятие группового решения – одна из функций группы, для реализации которой ей необходим лидер или руководитель.

Принятие группового решения – это совместный выбор из ряда альтернатив для решения общей задачи. Для этого необходимо согласование мнений всех участников группы.

Групповые решения имеют ряд преимуществ перед индивидуальными по своей эффективности, что вызвано несколькими причинами.

Во-первых, играет свою роль вовлечённость в группу, когда человек ощущает своё членство в ней. Положительной стороной является то, что в процессе группового принятия решений оно всё-таки не навязывается, а принимается всеми совместно. Здесь появляется возможность взглянуть на спорный вопрос с разных точек зрения, что помогает принять оптимальное итоговое решение. Однако в случаях, когда наблюдается сильное расхождение во мнениях, свою отрицательную роль может сыграть конформность, когда индивид будет не столько предлагать группе свои позиции и объективно анализировать предложенные, сколько подвергаться давлению со стороны группы в сторону согласия с позицией большинства.

Выделяют три основные формы групповых дискуссий, помогающие принятию решения:

  1. Совещание – рассмотрение вопроса со всех сторон, совместные обсуждения, взвешивание сильных и слабых сторон предлагаемых решений.
  2. Мозговой штурм. Сначала одна половина участвующих – «генераторы идей» — предлагают разнообразные решения сложившейся проблемы, которые только приходят в голову, причём никто их при этом не критикует и не анализирует, здесь важны полная некритичность мышления, креативность и свободное течение мысли. На втором этапе другая половина – «критики» — тщательно анализируют каждый предложенный метод и выбирают из них оптимальные.
  3. Синектика. Решение принимается совместно ведущими дискуссии (синекторами) и группой. В этом методе ударение ставится на рассмотрение крайних противоположных сторон решения проблемы, что позволяет найти оптимальную «золотую середину».

Во-вторых, можно упомянуть эффект так называемой «диффузной» или «распылённой» ответственности. Он состоит в том, что при принятии особенно сложного и неприятного для человека решения тот факт, что оно принималось не единолично им, кажется ему успокаивающим и несколько снижающим беспокойство. Он понимает, что не только он «виноват» в этом решении. Таким образом, многие решения, которые человек сам не смог бы принять, группой принимаются.

 

Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных, а являются специфическим результатом группового взаимодействия. Об этом свидетельствуют обнаруженные исследователями феномены:

1. Групповаянормализация. Изначально разнородные и крайние позиции группы сглаживаются, и в результате полученное решение разделяется всеми.

2. Групповаяполяризация. Разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а в итоге оформляются в две противоположные позиции, исключающие компромиссы.

3. Сдвиг к риску. Возрастание рискованности групповых решений по сравнению с первоначальными предложениями.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Общение – это процесс установления, поддержания и развития прямого, непосредственного или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и взаимоотношениях.

Это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов. Оно – средство передачи общественного опыта и культуры.

Общение позволяет раскрыть свой субъективный мир другим людям, самоопределяться и проявить свои особенности.

Существуют различные точки зрения на природу общения. Оно может рассматриваться и как особый отдельный вид деятельности, и как некоторая сторона деятельности, выполняющая регулирующую и организаторскую функции.

Поэтому условно разделяют 2 вида общения:

ролевое (т. е. способствующее выполнению той или иной деятельности);

личностное (т. е. сама по себе самостоятельная речевая деятельность, носящая коммуникативный характер).

Однако это не абсолютная классификация и эти типы общения могут плавно перетекать друг в друга

 

Для осуществления успешного общения необходимы следующие составляющие:

  1. Контакт
  2. Общий язык (не обязательно словесный – вербальный, это может быть невербальный язык: жесты, мимика, различная символика).
  3. Общность знаний о мире, единая система значений, принятых всеми общающимися между собой в данный момент людьми (общность тезаурусов).

 

Б. Ф. Ломов приписывал общению следующие функции:

1. Информационно-коммуникативная — для передачи информации;

2. регуляционно-коммуникативная – для организации и регуляции деятельности;

3. аффективно-коммуникативная – для передачи эмоционального состояния и для эмоционального воздействия на собеседника.

 

Л. А. Карпенский предложил более подробную классификацию функций:

1. контактная – установление контакта и готовности к взаимодействию;

2. информационная – обмен объективной и субъективной информацией;

3. побудительная – стимуляция активности;

4. координационная – согласование совместной деятельности;

5. понимание партнёра и его сообщений;

6. амотивная – обмен с партнёром эмоциональными состояниями;

7. установление взаимоотношений (фиксирование своей роли, статуса и связей);

8. оказание влияния – изменение состояния, поведения, мнений, установок и личностных особенностей партнёра.

 

В процессе общения задействуются следующие механизмы и эффекты межличностного восприятия и понимания:

Идентификация — отождествление себя с объектом общения, способность встать на место партнёра и посмотреть на мир его глазами, понять его.

Эмпатия – способность сопереживания и сочувствия партнёру по общению, чувствования его состояния, это понимание человека на эмоциональном уровне. Выделяют 3 типа эмпатии: эмоциональную (перенесение на другого человека своего эмоционального состояния), когнитивную (рациональное сравнение состояний, вспоминание аналогичных у себя), предикативную (способность предсказывать эмоциональные реакции другого).

Рефлексия – способность воспринимать себя глазами партнёра по общению и иметь представление о том, как сам выглядишь в его глазах.

Установка – готовность личности воспринимать жизненные явления определённым образом. Это благоприятная или неблагоприятная настроенность на что-либо.

Эффект новизны – возникает при восприятии знакомых людей, когда последняя, более новая информация относительно их оказывает наибольшее влияние на мнение о них.

Эффект первичности – возникает при восприятии незнакомого человека, когда информация, ставшая известной в первую очередь, оказывает решающее влияние на представление о человеке.

Эффект ореола – человек склонен позитивно оценивать все даже незнакомые черты партнёра, если он в целом имеет благоприятное впечатление о нём, и наоборот: имея неблагоприятное впечатление о человеке (особенно, в условиях дефицита какой-либо информации о нём), он будет отрицательно оценивать и неизвестные ему стороны партнёра по общению.

Эффект стереотипизации возникает в результате стремления делать выводы на основе ограниченной информации. Например, когда выявленные при непосредственном общении с несколькими людьми из одной группы черты распространяются на всех представителей данной группы. Это мнение о личностных качествах целой группы. Обычно они чрезмерно обобщены и с большим трудом пропускают новую информацию (т. е. они устойчивы к изменениям).

Стереотипы представляют собой довольно упрощённый образ человека, группы, явления или события. Формируется он обобщением общественного и своего личного опытов. Позволяет сократить время реагирования и ускорить процесс познания.

Стереотипы имеют когнитивные корни и последствия, поэтому обладают следующим эффектом: они направляют мышление и память в определённое русло, т. е. заставляют находить доказательства в свою поддержку, даже если таковых не существует. Поэтому они устойчивы к изменениям.

Стереотипы имеют как плюсы, так и минусы: с одной стороны, стереотипы облегчают восприятие, экономя силы, затрачиваемые на восприятие и познание, а с другой стороны, возникает вероятность необдуманного отнесения воспринимаемого объекта к заранее известным категориям, что вызывает необъективное отношение к нему и неточные выводы. Стереотип, помогающий в одной ситуации, может оказаться ложным и совершенно неподходящим в другой.

 

Г. М. Андреева рассматривает общение как взаимосвязь трёх его составляющих сторон:

1. Коммуникация. Общение – это всегда передача той или иной информации (как вербальной, так и невербальной).

Это может быть передача своих взглядов, идей, интересов, эмоций, настроений и т. п. Однако информация здесь не просто передаётся другому, но и вызывает определённое отношение к ней воспринимающего.

Это не пассивный, а активный процесс. Люди таким образом соотносят свои картины мира. И информация всегда, так или иначе, воздействует, влияет на собеседника. На эту сторону процесса общения сильно влияют отношения между партнёрами, их состояния, цели, потребности, установки. Средствами являются речь, жестикуляция, мимика и другие знаковые системы.

2. Интеракция. Без взаимодействия нет общения. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга. С этой стороны, коммуникатор тем или иным образом изменяет поведение, мысли и чувства своего собеседника, организовывает его деятельность — взаимодействие всегда обусловлено какой-то причиной.

Взаимодействие, как правило, идёт двумя путями: либо кооперация (способствование совместной деятельности), либо конкуренция (препятствование, хотя она вовсе может не означать конфликта).

На тип взаимодействия влияют отношения, установившиеся между собеседниками, их цели и мотивы.

В процессе взаимодействия между людьми появляются признаки, характеризующие их как группу определённого уровня развития. Противоречия же, возникающие во взаимодействии, ведут либо к развитию, либо к распаду всей структуры.

3. Перцепция. Общающиеся люди всегда воспринимают и оценивают друг друга. Причём воспринимают не только внешнюю информацию (облик собеседника, его голос, действия), но также угадывают за этим смысл его сообщения и его личностные особенности. Например, при формировании первого впечатления происходит достраивание образа воспринимаемого человека на основе имеющейся ограниченной информации, отсюда могут возникнуть искажения в представлениях о данном человеке.

И здесь проблемой могут стать различные эффекты, фильтры и социальные стереотипы восприятия (внешностные, национальные, профессиональные, религиозные) – когда происходит не «чистое» восприятие, а сквозь призму устойчивых образов и отношений. Только на основе правильного восприятия возможно взаимопонимание.

Социальная перцепция– это процесс восприятия, понимания и оценки людьми других людей, групп, общностей и социальных ситуаций. Восприятие зависит от самого объекта, прошлого опыта воспринимающего, его целей, намерений и значимости ситуации.

Выделяют следующие особенности восприятия:

• Воспринимаемый человек старается сформировать такое представление о себе, которое поможет осуществлению его целей.

• внимание воспринимающего сосредоточено в основном на смысловых интерпретациях и оценке воспринимаемого.

• слитность при восприятии познавательных процессов с эмоциональными компонентами и мотивационно-смысловой структурой деятельности.

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Особенности его: пристрастность, слитность эмоциональной и когнитивной сторон, оценочная и ценностная окраска,

Воспринимается не только сам по себе человек, а в совокупности его межличностных отношений.

Люди почти всегда не просто наблюдают за другими, но и стараются понять причины их поведения, на основе чего делают выводы об их особенностях. В условиях дефицита информации человек приписывает наблюдаемому объекту его возможные свойства.

Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Это также и область социальной психологии, занимающаяся изучением содержания, механизмов и эффектов межличностного восприятия.

Важным в их исследованиях является вопрос о роли установки в восприятии, о стереотипах, о процессах, влияющих на формирование представлений о человеке, на первое впечатление о нём, на интерпретацию его поведения и т. д.

Наши суждения и оценки зависят от того, как мы понимаем человека или сложившуюся ситуацию.

Люди приписывают причины того или иного поведения либо внутренним причинам (личностные качества и особенности), либо внешним (объективным обстоятельствам).

С каузальной атрибуцией связывают следующие особенности поведения:

• человек склонен по-разному объяснять свои и чужие поступки;

• возможна нелогичность и субъективность;

• неудачные результаты обычно приписываются внешним причинам и обстоятельствам, а удачные — внутренним (личностным).

Приписав другому человеку какие-то качества личности или причины поведения, сам наблюдатель будет относиться к нему исходя из них, приписанных им же, т. е., возможно, неадекватно.

 

 

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ

Групповая сплочённость – это показатель того, что люди в этой группе не только совместимы, но и привержены друг другу, объединены общими ценностями, целями и т. п., они чувствуют свою связь друг с другом. В сплочённой группе присутствует чувство «Мы».

Уровень сплочённости можно охарактеризовать через степень развития межличностных отношений, а именно отношений, имеющих положительную эмоциональную окраску, через частоту и прочность коммуникаций в группе, через удовлетворяемость потребностей индивида данной группой, через удовлетворённость деятельностью в этой группе, через осознание её общественной значимости, через общность деятельности, ценностей и целей.

Оптимальный для такой группы стиль лидерства или руководства – демократический.

Важен статус и престиж группы.

Сплочённость группы тем выше, чем больше участников группы симпатизируют друг другу, и чем больше группа удовлетворяет их пребывание в ней. Группа удовлетворяет человека не просто когда выгоды членства превышают его издержки, но и когда выгоды этой группы для конкретного человека значительно превышают таковые в других доступных ему группах.

 

Групповая сплочённость – это не только результат, но и определённый процесс формирования группы.

Структура малых групп состоит из трёх слоёв, увеличивающихся по степени влияния на глубину групповой сплочённости. Процесс её формирования идёт от формирования самого простого – первого – слоя к самому сложному:

1. Поверхностные межличностные отношения, не связанные с общей деятельностью группы.

2. Эмоциональные межличностные отношения, опосредованные совместной групповой деятельностью.

3. Ценностно-ориентационное единство – одинаковое отношение к групповой деятельности и её целям, общая мотивация и восприятие себя как целого, связанного общим делом.

4. Совместные цели деятельности и сама предметная деятельность. Степень развития этого уровня определяется по следующим признакам:

а. выполнение группой основной своей функции,

б. соответствие группы социальным нормам,

в. возможность личности полноценно развиваться в условиях данной группы.

Согласно авторам этой концепции, последнему — четвёртому слою развития группы соответствует образование коллектива – самой организованной и сплочённой из всех малых групп. Личность в коллективе находит поддержку и помощь, с коллективом она разделяет ответственность, что способствует формированию и усилению групповой сплочённости.

Сплочённая группа показывает более высокие результаты совместной деятельности, люди в ней больше удовлетворены ею и своим членством в группе, повышается их работоспособность, организованность и дисциплинированность.

 

Важным для сплочённости фактором является психологическая совместимость. Так называют способность к совместной деятельности на основании сочетаемости людей в группе.

Это один из показателей сплочённости группы, он предполагает возможность бесконфликтного общения и согласованности взаимодействий в совместной деятельности. Наличие совместимости означает, что в данном составе группа вполне может выполнить свои функции и какую-либо совместную деятельность.

Выделяют два типа групповой психологической совместимости:

  1. Психофизиологическая (согласованность сенсомоторных реакций, ритмической деятельности, скорости реакций, совместимость темпераментов и черт характера).
  2. Социально-психологическая (предметно-целевое и ценностно-ориентационное единство, взаимная ответственность и референтность, общность типов поведения, установок, ценностей, отношений, взаимные симпатии).

Межличностная совместимость – это взаимное приятие партнёров, основанное на сходстве или взаимодополнительности особенностей и личностных характеристик. Критерии совместимости: высокая удовлетворённость процессом и результатом взаимодействия, взаимная симпатия, уважение, желание продолжать взаимодействие. Межличностные отношения сильно влияют на становление сплочённости, ценностно-ориентационного единства коллектива.

 

Близким понятием совместимости является сработанность – это высокая продуктивность совместной деятельности при незначительных эмоционально-энергетических затратах и субъективная удовлетворённость её процессом и результатом.

Совместная деятельность предполагает разнородную социальную дифференциацию и интеграцию индивидуальных вкладов, а такая координация облегчается, когда есть согласие. Поскольку условия деятельности постоянно более или менее меняются, появляется необходимость постоянного приспособления участников друг к другу и к обстоятельствам.

Совместная деятельность протекает гладко, если у каждого участника развит самоконтроль.

Согласованные действия в устойчивых ситуациях зависят от каждого участника, сохраняющего свою личную автономию и контролирующего себя с точки зрения групповых ожиданий.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППЕ

Социально-психологический климат в группе характеризует качественную сторону межличностных отношений. Это совокупность условий, которые способствуют или препятствуют совместной деятельности и развитию личности в группе.

Основой формирования социально-психологического климата в коллективе выступают: система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности

 

Проявляется социально-психологический климат на четырёх уровнях:

  1. Предметная деятельность группы – центральное звено.
  2. Совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности.
  3. Межличностные отношения в трудовой деятельности.
  4. Эмоциональные межличностные отношения вне совместной деятельности.

 

Социально-психологический климат группы – это показатель её комплексного состояния, включающий эмоциональный компонент (групповое настроение), когнитивный (групповое мнение) и поведенческий (действия и реакции всей группы и отдельных индивидуумов).

На социально-психологический климат влияют самые разнообразные факторы. Условно их можно разделить на факторы макросреды и микросреды.

К факторам макросреды относятся социально-экономические и общественно-политические особенности общества.

Факторы микросреды – это материальные и психологические факторы, с которыми сталкиваются люди в процессе взаимодействия (к ним относятся температура, освещённость, влажность, скученность, окружение, орудия труда, сплочённость, конфликтность, совместимость).

В этом вопросе также влиятелен фактор психологической совместимости индивидуумов.

Кроме этого, благоприятный социально-психологический климат зависит от уровня группового развития: на высших уровнях его создание гораздо легче.

Проявляется благоприятный климат наличием доверия, доброжелательной критики, свободным выражением своего мнения, информированностью всей группы о состоянии дел и совместной деятельности, удовлетворённостью принадлежностью к коллективу, уважительными взаимоотношениями между руководством и группой, взаимопомощью, взаимной ответственностью.

 

 

МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межгрупповые отношения – это совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение многообразных связей, возникающих между социальными группами.

Как уже было сказано, группа – это качественно новое образование. Это целое, не равное сумме его частей, т. е. группа как особое отдельное образование обладает своей структурой, в ней происходят особые процессы, у неё появляются особые качества, которыми могли не обладать по отдельности люди, входящие в неё. Группа характеризуется целостностью.

Отсюда вытекают особенности восприятия группы группой. Индивид из одной группы воспринимает другую группу уже не как собрание нескольких человек, а как нечто большее. И поэтому, имея определённые знания о качествах группы, он распространяет это знание на каждого члена группы (эта характеристика межгруппового восприятия называется унифицированностью).

Например, имея представление о группе как об агрессивной (возможно, потому что там есть всего несколько драчунов), он будет рассматривать как агрессора каждого человека из этой группы. И эта особенность межгруппового восприятия является очень стойкой, её очень сложно переломить. Поэтому возникают, например, трудно изживаемые национальные стереотипы.

Межгрупповое восприятие – это процессы социальной перцепции, в которых субъектом и объектом восприятия являются социальные группы и общности.

Специфика его такова:

• существует тенденция объединения отдельных представлений в целое, отличное от составляющих его элементов;

• формирование этих представлений длительно, и сформированные очень устойчивы;

• происходит схематизация и упрощение восприятия.

Характеризуется межгрупповое восприятие стереотипностью, объединённостью его когнитивных и эмоциональных сторон, ярко выраженной оценочной направленностью. Поэтому межличностное восприятие пристрастно, может быть необъективным и не адекватно отражать истинное положение дел.

По мнению А. Тэшфела, объединение людей в группы само по себе вызывает следующие процессы (они же могут рассматриваться как этапы):

• социальную идентификацию (показателем которой является использование местоимений «мы» и «они», т. е. происходит отнесение себя к какой-то группе),

• социальное сравнение (анализ особенностей и оценка своей и чужих групп),

• социальную категоризацию (создание субъективных классификаций и категорий групп с последующим отнесением к ним всех новых групп и чёткое определение своей позиции в них),

• социальную дискриминацию и фаворитизм.

Внутригрупповой фаворитизм – это стратегия межгруппового восприятия, когда своя группа кажется гораздо лучше других, что, во-первых, может не отражать реального положения дел, а во-вторых, создаёт заранее предубеждённость к другим группам, что повлияет на их восприятие. Это тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, стремление благоприятствовать членам своей группы.

Степень его выраженности может выступать показателем межгруппового взаимодействия.

Межгрупповая дискриминация – это установление различий между своей и чужой группой, носящее ярко выраженный оценочный характер, и поэтому различия могут сильно акцентироваться.

Межгрупповая дискриминация проявляется во внутригрупповом фаворитизме по отношению к своей группе и зачастую в неоправданной внегрупповой враждебности по отношению к чужой группе.

При этом, при предпочтении своей группы (внутригрупповой фаворитизм) возникают враждебность и напряжённость в межгрупповых отношениях, при предпочтении чужой – ослабление внутригрупповых связей.

Существует зависимость этих феноменов от уровня группового развития. Фаворитизм и дискриминация определяются типом совместной межгрупповой деятельности и не типичны для истинного коллектива.

Эксперименты В. С. Агеева показали, что адекватности восприятия способствуют объективные условия совместной межгрупповой деятельности и характер непосредственного межгруппового взаимодействия. Таким образом, включение групп в совместную деятельность, способствует более объективному и адекватному восприятию группами друг друга и снятию фаворитизма и дискриминации.

 

Межгрупповые отношения обусловлены не только психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, но и идеологическими, экономическими, политическими, культуральными и другими социальными факторами.

Нормы человеческих взаимоотношений могут сильно меняться от культуры к культуре, но существуют и общие для всех (например, уважение к старшим).

Влияние культуры проявляется не только в наличии специфических норм, но и в появлении свойственных только ей ролей. Во всех культурах ролевые ожидания определяют социальные отношения.

В разных культурах приветствуются разные личностные и социальные качества.

Чтобы оценить, насколько сильно влияет культура, надо столкнуться с другой культурой и пожить в ней.

Огромное разнообразие культурных традиций и моделей поведения демонстрирует, до какой степени все люди являются «продуктом» социальных отношений, норм и ролей.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

Андреева Г. М. Социальная психология, изд. МГУ, М, 1988

Введение в практическую и социальную психологию / ред. Соловьёв, М, 1997

Майерс Д. Социальная психология, изд. «Питер», СПб, 2001

Психология. Словарь. / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, изд. Политической литературы, М, 1990

Социальная психология / ред. Кузьмин, Семёнов

Социальная психология / ред. Г. П. Предвечный, Ю. А. Шерковин, М, 1975

Социальная психология Личности. М, 1979

Шибутани Т. Социальная психология, изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998