Методологические основы педагогической психологии

Педагогическая психология имеет свою методологическую основу, она опирается на философские концепции и находит свое выражение в принципах; у п.п. фактически те же принципы что у психологии;

1. Деятельностный подход к изучению процесса учения;

2. Единство материальной внешней деятельности и деятельности внутренней психической;

3. Социальная природа законов психического развития;

Деятельностный подход — Деятельность – система процессов, посредством которых реализуется жизненное отношение к миру (Леонтьев); Человеческая личность не только проявляется, но и формируется в деятельности (Рубинштейн); в п.п. суть принципа деятельностного подхода раскрывается в том, что учебная деятельность рассматривается как целостная система, где в единстве представлены все психические функции; учение рассматривается как реальный процесс взаимодействия человека с миром, проходит это через решение задач, и в итоге человек становится субъектом мира; деятельностный подход предполагает рассматривать учение, как деятельность, состоящую из действий объединенных единым мотивом и направленных на достижение единой цели; целью учебной деятельности является усвоение опыта предыдущих поколений; в результате, учебная деятельности приводит к удовлетворению познавательной потребности субъекта учения, и учение приводит к изменению самого субъекта, что и является конечной целью учения; т.о. образом деятельность учения является объектом исследования педагогической психологии;

К. Хорни «Самоанализ»

Принцип единства – деятельность и сознание это органическое целое, причем не тождество, а единство; т.к. сознание как бы просвечивает через деятельность, и сознание проявляется в деятельности; Леонтьев показал зависимость внутренней психической деятельности от внешней, т.о. это позволяет понимать преобразование внешней деятельности во внутреннюю, отсюда открывается возможность управления процессом развития психики, и становление новых психических образований в процессе развития, возникает возможность моделировать внешний план действия. который нужно перевести во внутреннюю психическую деятельность. Т.о. обучение, деятельность и сознание это некий единый процесс; через обучение навыки переводятся во внутренний план и меняют природу человеческой психики;

9 стр., 4078 слов

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

... фактором в формировании человека и его сознания. В трудовой деятельности возникли речь и язык. Теоретические исследования ... в нашей стране опираются на данные учения о высшей нервной деятельности, психиатрической клиники, психологии, юридической науки и ... явления психической деятельности. Психика человека не является неизменным качеством. Она совершенствуется в процессе развития, присущего живой ...

Принцип социальной природы психической деятельности человека – изначально его разрабатывал Леонтьев; социальная природа психики присваивается через общение, учение ведет за собой развитие; т.о. психическая деятельность детерминирована социокультурной средой; значимым являются общественные отношения, эти отношения переносятся во внутренний план личности и становятся как бы функцией личности, выражается это системой знаний, эти знания не передаются по наследству, они могут быть усвоены человеком только в процессе обучения; для того чтобы этот опыт присвоить, ребенок должен быть активным в процессе учения; основным звеном является усвоение; через усвоение проявляется взаимодействие человека с миром, человек усваивает и проявляет эти знания через взаимодействие с внешним миром; принцип социальной природа психики человека направлен на коррекцию и формирование нравственных качеств человека, на формирование и коррекцию познавательной активности; природные данные это необходимые условия психического развития; т.к. природные данные могут быть разными, то можно говорить об индивидуальных различиях, однако успехи у людей с различными индивидуальными особенностями могут быть равными;

Стиль учебной деятельности – устойчивая система приемов, которая позволяет достичь продуктивности деятельности, даже при неблагоприятных природных данный. Следовательно, становится актуальным вопрос о типе обучения, о том, как учить, было замечено, что изменение типа учения приводит к изменению кода психического развития; отсюда стали развиваться такие направления в педагогике – тифло, сурдо, олигофренопедагогика; т.о. подбор специального типа обучения, методов, принципов, приводит к тому, что дети тоже показывают положительные результаты; индивидуальный подход к ребенку позволяет уровнять детей, независимо от их природных данных;