Место практики в структуре основной образовательной программы

ПРАКТИКИ

Б.5.2. Педагогическая (Учитель-дефектолог специальных дошкольных учреждений 4 нед.)

Направление подготовки:

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Сурдопедагогика

Квалификация: Бакалавр

 

Новосибирск 2013

СОСТАВИТЕЛЬ: О.И. Мананкова – ст. преподаватель каф. Логопедии и детской речи

Е.В. Шевченко – ст. преподаватель каф. Логопедии и детской речи

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры Логопедии и детской речи

протокол № 1 от 30.09.13г

 

СОГЛАСОВАНО

 

Директор ________________________ Р.О. Агавелян

 

 

Начальник УМУ: _______________ __________________

 

 

Директор библиотеки _________________ ___________________________

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель практики

Формирование у студентов профессиональных умений и навыков диагностической и аналитико-синтетической деятельности в учреждениях образования, ознакомление с документацией, обеспечивающей профессиональную деятельность педагога, ознакомление с целями, задачами и организацией работы образовательных учреждений лиц с ОВЗ.

Практика направлена на решение следующих задач:

  1. формирование представления о содержании, направлениях и особенностях организации
  2. профессиональной деятельности сурдопедагога в организациях и учреждениях системы образования;
  3. применение на практике знаний, умений, приобретенных в процессе обучения;
  4. формирование мотивации учения, опирающейся на опыт практической работы, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с нарушениями слуха; корпоративной культуры взаимодействия;
  5. развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений; аналитическое изучение рекомендованной или самостоятельно подобранной специальной психолого-педагогической и медицинской литературы;
  6. овладение умениями и навыками самостоятельного решения доступных профессиональных задач (организация практической работы, взаимодействие с педагогами и детьми, адаптация к учреждению др.).

Место практики в структуре основной образовательной программы.

Педагогическая практика является обязательным видом учебной работы студента, входят в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Сурдопедагогика».

2 стр., 919 слов

Формирование умений взаимодействия со сверстниками у младших ...

... работы при проведении внеурочного мероприятия; 3) Создание обучающимися совместного проекта. Теоретическая значимость исследования: выделение педагогических условий, направленных на формирование умений ... изучения. Отсюда вытекает противоречие между объективными потребностями практики в формировании у младших школьников умений взаимодействия со сверстниками и недостаточно раскрытыми педагогическими ...

Программа Учебная практика составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700.62. Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Учебной практике предшествует изучение цикла профессиональных дисциплин Федерального и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: Педагогика, Психология; психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья; Специальная педагогика и специальная психология, а также курсов по выбору студентов, История коррекционной педагогической мысли. Прохождение учебной педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору и служит базой для подготовки к итоговой государственной аттестации.

Учебная практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Сурдопедагогика» проводится на базе дошкольных учреждений, при выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
  2. уровень оснащенности учебной литературой;
  3. наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
  4. наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Практика проводится на очной форме обучения: педагогическая (В деском саду для детей с нарушениями слуха -4 недели в 5 семестре. На заочной форме обучения: педагогическая (В деском саду для детей с нарушениями слуха -4 недели в 6 семестре).

На сокращенной форме обучения педагогическая (В деском саду для детей с нарушениями слуха -4 недели в 4 семестре).

Требования к результатам обучения

Бакалавр по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Сурдопедагогика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики: ПрК-1, ПрК-2, ПрК-3, ПрК-5 (таблица 1).

 

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы
ПрК-1 –способность понимать и использовать в профессиональной деятельности знания этиологии, механизмов и симптоматики речевых нарушений в структуре дефекта лиц с ОВЗ Знать: этиологию, механизмы и симптоматику речевых нарушений, симптоматику предпосылок нарушений письменной речи разной этиологии у детей с нарушением слуха Уметь: проводить психолого-педагогическую диагностику и определять степень готовности ребенка с ОВЗ к обучению грамоте Владеть: методами коррекции нарушений предпосылок письменной речи у детей с ОВЗ
ПрК-2 –способность учитывать знания этапов и закономерностей развития устной и письменной речи в онтогенезе при организации сурдопедагогического обследования и планирования коррекционно-развивающей работы Знать: принципы и современные концептуальные подходы, определяющие организацию, содержание, планирование и проведение сурдопедагогического обследования; содержание, планирование и проведение обследования различных направлений обследования моторных функций; дифференциальные приемы обследования детей с различными степенями нарушения слуха. Уметь: делать описания статической и динамической координации движений с учетом соответствующих параметров; Владеть: навыками и умениями проводить диагностические исследования состояния устной и письменной речи, а также планирования коррекционно-развивающей работы
ПрК-3 -способность выявлять и преодолевать нарушения вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ Знать: нарушения вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ Уметь: преодолевать нарушения вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ Владеть: навыками выявления и преодоления нарушений вербальных и невербальных компонентов речи у лиц с ОВЗ
ПрК-5 –способность к планированию, организации и реализации коррекционно-воспитательной и коррекционно-образовательной работы с сюдьми, имеющими нарушения слуха Знать: методику планирования, организации и реализациикоррекционно-воспитательной и коррекционно-образовательной работы с людьми, имеющими нарушения слуха. Уметь: осуществлять процесс обучения в соответствии с образовательной программой; планировать и проводить учебные занятия с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; Владеть: технологиями планирования, организации и реализациикоррекционно-воспитательной и коррекционно-образовательной работы с людьми, имеющими нарушения слуха.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Организация работы студентов

Практики проводится на базе любых образовательных учреждений, в которых реализуются программы основного и дополнительного образования.

Студенты работают в соответствии с расписанием рабочего дня сурдопедагога и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно: три часа отводятся для работы с детьми (посещение и проведение фронтальных непосредственной образовательной деятельности), один час отводится на анализ проведенных непосредственной образовательной деятельности, подготовку к занятиям и заполнение документации.

График работы совпадает или согласуется с сурдопедагогом группы. Изменения графика работы возможно только по согласованию с заведующей.

Примерный рабочий день студентов при прохождении практики в дошкольном учреждении:

9-12 часов – работа в группах (наблюдение за детьми, подготовка и проведению непосредственной образовательной деятельности);

12-13 часов – обсуждение и подведение итогов дня, анализ непосредственной образовательной деятельности, определение организации и содержания дальнейшей работы, оформление документации.

В течение всего периода педагогической практики ведется дневник в соответствии со следующими требованиями:

  1. Запись в дневнике делается ежедневно и заверяется сурдопедагогом.
  2. В дневнике отражается содержание деятельности студента в течение дня: результаты посещения непосредственной образовательной деятельности, фронтальных занятий с детьми; планы и анализ фронтальных занятий, проведенных самим практикантом.
  3. В начале практики составляется график работы студента, изменения которого согласуется с сурдопедагогом группы.

Содержание работы на практики:

  1. Проведение непосредственной образовательной деятельности, планирование и проведение фронтальных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения, развитию слухового восприятия (содержание непосредственной образовательной деятельности и оценка их результата фиксируется в дневнике практики).
  2. Посещение непосредственной образовательной деятельности сурдопедагога и детей. В дневнике практики ежедневно делается запись о содержании и приемах педагогической работы, фиксируются особенности речевого и слухового поведения детей.
  3. Знакомство с разными видами планов сурдопедагога (перспективных тематических, планов фронтальных и индивидуальных занятий).

    Анализ перспективных тематических планов учителя-дефектолога.

  4. Проведение игрового или развлекательного мероприятия во второй половине дня с учетом уровня речевого недоразвития детей группы. Содержание развлечения практикант определяет совместно с учителем-дефектологом, воспитателями группы и музыкальным руководителем.
  5. Подготовка материала для стендовой консультации для родителей (тема консультации определяется совместно с учителем-дефектологом).
  • По окончании практики предоставляется следующая отчетнаядокументация:
  • дневник практики, подписанный сурдопедагогом группы;
  • анализ непосредственной образовательной деятельности, проведенной сурдопедагогом;
  • планы непосредственной образовательной деятельности и анализ результатов индивидуальной работы с детьми;
  • сценарий игрового развлекательного мероприятия и анализ его проведения;
  • текст стендовой консультации для родителей;
  • психолого-педагогическая характеристика ребёнка;
  • дидактический материал, подготовленный в период практики для обеспечения обследования детей и проведения непосредственной образовательной деятельности.

Планы непосредственной образовательной деятельности и сценарий проведения игрового развлекательного мероприятия могут быть заменены мультимедийной презентации.

По окончании практики предоставляется на кафедру следующая отчетная документация:

  • направление на практику с выставленными оценками по всем видам деятельности, подписанное воспитателем и заверенное руководителем учреждения;
  • заверенный руководителем дошкольного учреждения отзыв о работе студента в период практики с анализом его деятельности, отношения к работе и указанием предполагаемой оценки;
  • дневник практики (анализ каждого дня), подписанный сурдопедагогом и заверенный руководителем дошкольного учреждения;
  • планы непосредственной образовательной деятельности и анализ результатов работы с детьми;
  • сценарий игрового развлекательного мероприятия и анализ его проведения;
  • психолого-педагогическая характеристика ребёнка;
  • текст стендовой консультации для родителей (могут быть представлены газеты, плакаты, стенды, подготовленные для родителей или педагогического коллектива);

*по выбору практиканта могут быть представлены в виде фотоотчета

Отчет по практике сдается групповому руководителю в течение двух недель после окончания практики.

При оценке результатов работы студентов на практике учитываются следующие факторы:

  • овладение методикой проведения непосредственной образовательной деятельности, навыками самостоятельного планирования данных непосредственной образовательной деятельности, подготовка наглядного речевого материала и его использование на занятиях;
  • степень сформированность профессиональной направленности на педагогическую деятельность – качественное осуществление коррекционного воздействия, его эффективность;
  • умение анализировать и правильно оценивать, как свои занятия, так и занятия сокурсников;
  • участие в проведении воспитательных мероприятий в группах, проявление организованности, ответственности и активности;
  • своевременное предоставление отчетной документации по практике с дидактическим материалом.

При выставлении оценки учитывается:

  • выполнение объема программы практики;
  • активность и самостоятельность практиканта;
  • дисциплинированность;
  • методические умения при проведении занятия;
  • качество и срок сдачи отчетной документации.

Оценка “отлично” ставится:

· за выполнение в срок и на высоком уровне намеченного объема работы;

· за умение определить цели, задачи, занятия, правильно подбирать методы обучения, умело использовать дидактический материал;

· за проявление в работе самостоятельности, творческого подхода, педагогического такта;

· за умелую организацию индивидуальных непосредственной образовательной деятельности;

· за умение работать с медико-педагогической документацией;

· за умение подбирать материал для стендовой консультации для родителей;

· за своевременное оформление документации в соответствии с требованиями.

Оценка “хорошо” ставится:

За выполнение заданий с учетом вышеперечисленные критериев, но с отступлением от сроков или недостаточностью качества выполнения заданий.

Оценка “удовлетворительно” ставится за выполнение программ работ практики, но реализованной не полностью, с замечаниями, методическими ошибками, за нарушение сроков сдачи отчета по практике и требований к оформлению отчетной документации

Оценка “неудовлетворительно” ставится:

· за невыполнение программы практики;

· слабую теоретическую и методическую подготовку студента;

· за неумение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми;

· за нарушение сроков сдачи отчета по практике;

· за нарушение требований к оформлению отчетной документации

· за нарушение сроков прохождения практики и графика работы.

Примерная схема отчета студента о педагогической практике

В отчете студент указывает группу, учреждение, где проходил практику, сроки практики. Отчет включает:

1. Краткая характеристика практики.

2. Объем и содержание работы:

· количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных непосредственной образовательной деятельности;

· участие в разборе открытых непосредственной образовательной деятельности;

· подготовка дидактического материала;

· краткая характеристика детей, с которыми проводилась индивидуальная работа;

· оценка умения составлять психолого-логопедическое обоснование;

· работа с воспитателями, родителями.

3. Выводы. Предложения по совершенствованию организации и проведения практики.

Отчет по практике сдается групповому руководителю в течение недели после окончания практики.

 

Примерные темы консультации для родителей детей

Дошкольного возраста

1. Начинаем учиться читать

2. Учимся слышать звуки

3. Учимся ориентироваться в пространстве

4. Формирование ориентироваться на листе бумаги

5. Развиваем зрительно-двигательную координацию

6. Играем со звуками и буквами (использование игровых заданий для закрепления звукобуквенного анализа)

7. Чтобы «гимнастика для языка» была интересной (рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома)

8. Готовим руку к письму (использование игровых заданий для развития движений руки)

 

НАПРАВЛЕНИЕ

Студент ИД ФГБОУ ВПО НГПУ ____ группы: _________________________________________

направляется на производственную практику в _________________________________________

 

Сроки практики с _____________________________ по __________________________________

 

Групповой руководитель практики ____________________________________________________

Факультетский руководитель практики* _______________________________________________

*Для группы от 20 человек

Оценки за педпрактику, выставляемые в детском саду

Вид работы Оценка Подпись преподавателя
1. Ведение дневника    
2. Посещаемость практики    
3. Проведение непосредственной образовательной деятельности (фронтальное)    
4. Проведение непосредственной образовательной деятельности (индивидуальное)    
5. Проведение развлекательного мероприятия    
6. Подготовка консультации для педагогов    
7. Подготовка стендовой консультации для родителей    
8. Составление психолого-педагогической характеристики    
9. Обследование произносительных навыков    
10. Педагогическое обследование слуха    
11. Участие в мероприятиях коррекционного учреждения    
12. Коммуникативные способности    
13. Методическое обеспечение мероприятий    

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. Большакова, Светлана Евгеньевна. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : методическое пособие / С. Е. Большакова. — Москва : Сфера, 2009. — 56 с. : ил. — (Логопед в ДОУ).

— Библиогр.: с. 52. — ISBN 978-5-9949-0265-3.

2. Ковригина, Лариса Валентиновна. Логопедия [Электронный ресурс] : Нарушение темпа речи. Заикание : учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина ; Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2012. — 177 с. : 262 л. ил. — Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.

3. Ковригина, Лариса Валентиновна. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет в предшкольном классе : методические рекомендации / Л. В. Ковригина. — Новосибирск : НГПУ, 2006. — 42 с. — Библиогр.: с. 41. — Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.

4. Малкина, Оксана Александровна. Говорим правильно [Электронный ресурс] : игры и задания для развития речи у дошкольников / Оксана Малкина, Евгения Ершова. — Москва : Астрель ; Санкт-Петербург : Сова, 2011. — 29 с. : ил. — (Уроки логопеда).

— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — На обл. авт. не указ.. — ISBN 978-5-271-32238-9. — ISBN 978-5-226-03290-5.

5. Ткаченко, Татьяна Александровна. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика [Электронный ресурс] : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. — Москва : Владос, 2010. — 48 с. — (Библиотека логопеда).

— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — ISBN 978-5-691-01745-2.

6. Ткаченко, Татьяна Александровна. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика [Электронный ресурс] : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. — Москва : Владос, 2010. — 48 с. — (Библиотека логопеда).

— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — ISBN 978-5-691-01745-2.

 

Дополнительная

1. Дмитрова, Елена Дмитриевна. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств [Электронный ресурс] / Е. Д. Дмитрова. — Москва : АСТ : Астрель : Харвест, 2008. — 86 с. — (Библиотека логопеда).

— Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. — ISBN 978-5-17-049575-7. — ISBN 978-5-271-19278-4. — ISBN 978-985-16-4871-5.

2. Дьякова, Наталья Ильинична. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. — Москва: Сфера, 2010. — 64 с. — (Библиотека журнала «Логопед»).

— Библиогр.: с. 63. — ISBN 978-5-9949-0250-9.

3. Жигорева, Марина Васильевна. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учебное пособие для вузов по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология» : рек. УМО вузов РФ / М. В. Жигорева. — Москва : Академия, 2008. — 240 с. : ил., табл. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр. в конце разделов и тем. — ISBN 978-5-7695-5610-4.

4. Илюк, Марина Анатольевна. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме / М. А. Илюк ; науч. ред. Г. А. Волкова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2008. — 208 с. : табл. — Библиогр.: с. 145-149. — ISBN 978-5-9925-0128-5.

5. Комарова, Татьяна Петровна. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения: [практическое пособие] / Т. П. Комарова. — Москва: АСТ: Астрель, 2008. — 175 с.: ил. — (Библиотека логопеда).

— ISBN 978-5-17-050046-8 (АСТ).

— ISBN 978-5-271-19279-1 (Астрель).

— ISBN 978-985-16-5500-3 (Харвест).

6. Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практическое пособие / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская [и др.]; под ред. В. С. Кукушина. — Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. — 368 с.: ил., табл., схемы — (Педагогическое образование).

— Библиогр. c. 362-364. — Авт. указ. на обороте тит. л. — Словарь: с. 357-361. — ISBN 5-241-00313-4.

7. Микляева, Юлия Викторовна. Логопедический массаж и гимнастика: работа над звукопроизношением / Ю. В. Микляева. — Москва: Айрис-Пресс, 2010. — 112 с.: ил. — (Популярная логопедия).

— Библиогр. с. 106-107. — ISBN 978-5-8112-3741-8.

Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Методика обучения произношению в школе для глухих. — М., 1980.

Багрова И.Г Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М, 1990

Белова НИ. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М, 1985.

Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — M., 1963.

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.

Венгер А. А., Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития (на материале глухих детей) // Сб. Формирование восприятия у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца. Л. А. Венгера. М., 1968.

Венгер А.А., Выгодская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Власова Т. А.. Певзнер М. С, О детях с отклонениями в развитии. М. 1993.

Власова ТА., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1999.

Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М, 1980.

Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста/Ппод ред. Л.П. Носковой.— М; 1982.

Выгодская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. —М, 1975 г.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001

Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М, 1993.

Зайцева ГЛ. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000

Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. Л., 1989.

Комплект программ по педагогической практике студентов высших учебных заведений по специальности 032000 — специальная дошкольная педагогика и психология. — М., 2003.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных школьников/ Под ред. Л.П.Носковой..М, 1989.

Корсунская БД. Читаю сам. Книги для чтения для глухих дошкольников. — М. 2000.

Корсунская Б. Д. Методика обучения речи глухих дошкольников">глухих дошкольников речи.

Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих. — М, 1991.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. — М., 1990.

Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей. /Под ред. Л.М.Быковой. — М., 2002

Назарова Л.Н. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.

Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. М.. 1961.

Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. -М, 1987.

Олерон Т.Т. Психологическая оценка глухого ребенка. / Дефектология. 1977. № 1.

Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта /Под ред. Л.П. Носковой.—М, 1984.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

Программы педагогической практики студентов в ДОУ для детей с нарушенным слухом. — М., 2003.

Психология глухих детей/Под ред. И. М. Соловьева. Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971, гл. 1.3.

Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М., 2000.

Сжезина Н.Ф., Формирование произношения у глухих школьников. — М., 1984

Сурдопедагогика/Под ред. М.И. Никитиной. — М., 1989.

Трофимова Г.В., Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. — М., 1979.

Шматко Н..Д., Пелымская Т.В., Если малыш не слышит. М., 1995,

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В Методически рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. М., 2004

Ярмаченко Н.Д. Проблема компенсации глухоты. Киев, 1976.

 

 

Информационно-библиотечные ресурсы (ссылки на официальные сайты):

1. Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ: http://www.vovr.ru/

2. Дудьев, Василий Петрович. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с. — (Коррекционная педагогика).

— Библиогр. с. 364-365. — Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». — ISBN 978-5-691-01684-4.

3. Журнал «Педагогика»:

4. Издательский дом «Первое сентября»: http://1september.ru/

5. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

6. Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/

7. Педагогическая библиотека: http://pedagogic.ru/

8. Творческий центр Сфера: http://www.tc-sfera.ru/

9. Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки профессора Л.Б.Баряевой…http://profbar.ru/