Место дисциплины в структуре ОП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ИСТОРИЯ»

 

по направлению подготовки 37.03.01 Психология

(заочная форма обучения)

 

квалификация выпускника – бакалавр

 

ведомственный профиль: организация психологической работы в УИС

 

Вологда

2018

 

Рабочая программа дисциплины «История» по направлению подготовки 37.03.01 Психология (заочная форма обучения).

– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. – 37 с.

 

Разработчик программы:

А.Л. Кузьминых – профессор кафедры философии и истории психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор исторических наук, доцент

 

Рецензенты программы:

Саблин В.А. – декан исторического факультета Вологодского государственного университета, доктор исторических наук, профессор

Желтов А.А. – доцент кафедры философии и истории психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук, полковник внутренней службы

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 2 от 28.02.2018 г.

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 22 марта 2018 г.

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

     
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП   4
2. Место дисциплины в структуре ОП 4
3. Объем дисциплины 5
4. Структура и содержание дисциплины 5
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 19
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине   23
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине   24
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины   34
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины       36
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем   37
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине   37

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

 

 

В процессе освоения дисциплины «История» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (утвержден 07.08.2014 г.) по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) формируются следующие элементы компетенций:

 

Код компетенции   Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знать: основные проблемы, теории и методы истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; различные подходы к оценке и периодизации отечественной истории; этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней, выдающихся деятелей отечественной истории; важнейшие достижения русской культуры и ее вклад и в развитие мировой цивилизации; роль и место России в современном мире. Уметь: осмысливать процессы, события и явления российской истории в их динамике и взаимосвязи с опорой на принципы научной объективности и историзма; извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения; применять исторические знания в служебной деятельности. Владеть: навыками работы с историческими источниками; навыками исторического мышления и анализа информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего; приемами ведения дискуссии и полемики.

 

Место дисциплины в структуре ОП

 

Дисциплина «История» относится к обязательной части ОП (код: Б1.Б.1) в соответствии с ФГОС по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения  предметов «История» и «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

До начала изучения дисциплины «История» у обучающихся должны быть сформированы «входные» знания, умения и навыки, необходимые для успешного освоения дисциплины: знание основных событий российской и мировой истории в хронологической последовательности, умение работать с научной литературой и интернет-ресурсами, обладать навыками логического мышления и культуры речи.

Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Политология», «Культурология», «Религиоведение», «История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции».

 

Объем дисциплин ы

Общая трудоемкость дисциплины «История» составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Примерный тематический план

 

п/п

Наименование тем

Всего часов

по учебному плану

Контактная работа с преподавателем:

Самостоятельная

работа

Всего часов Лекции Семинарские занятия
1. Введение в курс. Методология исторической науки 10 2 2   8
2. Образование и государства и её влияние на развитие государства">развитие Русского государства в IX–XVII вв. 10 2 2   8
3. Модернизация России в XVIII в. 10       10
4. Буржуазное реформирование Российской империи в XIX – начале ХХ вв. 12 2   2 10
5. Советская Россия в 1918–1930-е гг. Строительство социалистического общества. 12 2   2 10
6. СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941–1953 гг.).

Эволюция советской системы в 1953–1991 гг.

10       10
7. Россия на путях суверенного развития (1991–2018 гг.) 8       8

Форма контроля:

контрольная работа,

экзамен

         

Всего по курсу

72 8 4 4 64

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в курс. Методология исторической науки

Понятие истории, исторического знания и исторического процесса. Место истории среди общественных наук. Вспомогательные исторические дисциплины. Методология исторической науки: предмет, методы и функции исторической науки. Понятие и классификация исторического источника. Виды письменных источников. Историография, важность ее изучения. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Периодизация отечественной истории, особенности этапов исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Место России во всемирной истории. Факторы самобытности русской истории.

 

Тема 2. Образование и развитие Русского государства в IX – XVII вв.

Происхождение и этногенез восточных славян. Вопрос о славянской прародине. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Исторические условия и этапы появления русской государственности. Особенности формирования Древнерусского государства. Норманнская теория, ее научная критика. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Принятие христианства. Особенности христианизации Древней Руси. Значение православия для русского общества.

Политическая система Древней Руси. Роль народного вече. Система управления Древнерусского государства, ее особенности. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Древнерусская культура. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Ремесло. Военное дело и оружие.

Феодальная раздробленность как общая тенденция европейской истории. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Причины и последствия феодального дробления Руси.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Установление монголо-татарского ига. Факторы завоевания Руси. Особенности политического режима в условиях монголо-татарского ига. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Научные подходы к оценке влияния Орды на русское общество.

Понятие политического объединения и политической централизации. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Борьба за политическое лидерство в период формирования централизованного государства. Причины политического успеха Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства.

Развитие русской культуры. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Сословно-представительная монархия. Земский Собор как представительный политический орган центральной власти. Роль Боярской Думы и приказов в управлении государством. Исторический портрет Ивана IV. Реформы Избранной Рады. Причины и итоги опричнины.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Ливонская война: причины и характер. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Царствование Федора Иоанновича. Династический кризис. Правление Бориса Годунова. Понятие и причины смуты. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Подъем национально-освободительного движения. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский Собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Затухание деятельности Земских соборов. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Медный бунт. Восстание Степана Разина.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Крестьянство. Формирование вольного казачества.

Причины появления крепостного права. Отражение усиления крепостничества в судебниках 1497 г. и 1550 г. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

Церковь и государство. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум, формирование старообрядчества. Церковный раскол и его социально-политическая сущность.

Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Украины в состав России. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Сибири.

Изменения в культуре в XVI–XVII вв. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Домострой. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения страны. Шатровый стиль в архитектуре. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий).

Крепости (Китай-город, Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли).

Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Парсунная живопись. Начало книгопечатания. Усиление светского начала в российской культуре.