Межличностные отношения в коллективе 3

Содержание

Введение

. Различия поведенческих паттернов как факторы конфликта

. Межличностная перцепция в процессе взаимодействия

. Взаимозависимость людей и межличностная манипуляция

. Условия создания благоприятного психологического климата в группе

Заключение

Список литературы

Введение

Групповая форма объединения людей является наиболее эффективным способом реализации профессиональной, учебной и пр. видов деятельности. В коллективе мы имеем возможность выдвигать идеи в массовом порядке, обсуждать их, получать отклики на собственные мнения.

Группа основана на взаимодействии людей, что очень сильно повышает риск возникновения конфликтов. Помимо этого процесс взаимодействия членов группы сопровождается рядом особенностей, которые необходимо учитывать человеку, стремящемуся войти в группу, или ее изучающему. Эти особенности касаются пола, возраста, характера членов группы, их социального положения и многих других факторов.

Цель исследования: анализ Социально-психологических проблем взаимодействия людей в группе.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

анализ различий поведенческих паттернов как факторов конфликта;

выявление особенностей межличностной перцепции в процессе взаимодействия;

определение характеристик межличностной манипуляции;

анализ условий создания благоприятного психологического климата в группе.

1. Различия поведенческих паттернов как факторы конфликта

«Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе…это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [1, C. 74].

Конфликт — это « любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности» [3, C. 105].

«Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [4, C. 98].

25 стр., 12489 слов

Глава III. Общение и взаимодействие людей

... потакая ему и тем самым способствует закреплению отрицательных черт. Исполняя различные роли, взаимодействия людей регулируются еще ролевыми ожиданиями. Хочет того или не хочет, но от ... В ситуации конкуренции – это соперник, враг, заговорщик, союзник и т.д. В ситуации конфликта – это провокатор, обидчик, агрессор, драчун и т.д. Можно сказать, что межличностные роли ...

«Конфликт — это такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия» [5, C.14].

Удачным является определение конфликта, данное Н.В. Гришиной: «Конфликт — это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами)» [2, C. 23].

Из этого определения можно выделить основные характеристики конфликта:

Биполярность. Эта характеристика подразумевает (абсолютно обоснованно) наличие в конфликтной ситуации двух противоречащих друг другу или несовместимых интересов.

Биполярность сама по еще себе не означает столкновение двух разных начал. Их подлинная противоположность обнаруживает себя не просто в их сопоставлении, но в их противостоянии, предполагающем «борьбу», активное взаимодействие, направленное на преодоление разделяющего их противоречия. Таким образом, наряду с биполярностью в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленная на преодоление противоречия.

Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. «Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами. Где субъекта нет — не может быть конфликта» [3, C. 28].

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему (динамическую целостность).

Конфликт — это всегда процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства. Но, несмотря на эту динамику, любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления.

Конфликт как биполярное явление характеризуется наличием противоречий между субъектами. Природа этих противоречий активно исследуется психологами и социологами. Одной из причин появления конфликтов ученые называют различия в поведенческих установках людей. Эти различия главным образом касаются возрастных, половых и характерологических особенностей людей.

Возрастные паттерны обусловлены психологическими особенностями различных возрастных групп. Так остается актуальной проблема «отцов и детей», вызванная непониманием старшим поколением поведения молодых людей. Причина непонимания в различиях ценностных установок людей, круга социального общения и пр.

Половые паттерны обусловлены совокупностью гендерных различий людей и связанных с этим различия в поведении. Мужчины и женщины обладают разной степенью эмоциональности (женщины реагируют эмоциональнее), агрессивности (мужчины агрессивнее), устойчивости поведения.

Конфликты на гендерной основе зачастую возникают из-за несогласованности ролевых ожиданий. В обществе закреплены некоторые стереотипы поведения мужчин и женщин. За мужчиной закреплены функции заработка денег, устройства быта. За женщиной закреплены функции обихода в хозяйстве, воспитания детей и пр. Когда поведение мужчины или женщины не соответствует социальным ожиданиям, может возникнуть ситуация конфликта.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

2. Межличностная перцепция в процессе взаимодействия

психологический межличностный манипуляция перцепция

Познание другого человека сопровождается эмоциональной оценкой этого человека, попыткой понять поступки, спрогнозировать изменения в поведении и смоделировать собственное поведение. Поскольку к этому процессу привлечены как минимум два человека и каждый является активным субъектом, то в построении стратегии взаимодействия каждому необходимо учитывать не только потребности, мотивы другого, но и то, как другой понимает потребности и мотивы партнера. Прежде всего, это происходит с помощью такого механизма, как идентификация, который в социальной психологии выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Его трактуют как [6, C. 28]:

процесс отождествления (уподоблению) себя с другим индивидом или группой, в основе которого лежит эмоциональный связь;

получение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей;

копирование субъектом мыслей, чувств или действий другого человека, который является моделью, и др.

Следующим механизмом, который тесно связан с идентификацией, является эмпатия, т.е. стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого (сопереживать, сочувствовать).

Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает при поразительной схожести людей между собой, а также в приобретении жизненного опыта. Доказано, что эмпатии является тем выше, чем краше человек способен представить себе, как одна и та же событие восприниматься разными людьми, и чем больше она допускает право на существование различных взглядов. В психологической литературе приводятся характеристики индивида, способного к эмпатии [1, C. 96]:

проявляет терпимость к выражения эмоций другим человеком;

способный глубоко вникать в субъективный внутренний мир своего собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира;

готов адаптировать свое восприятие к восприятие другого человека с целью достижения еще большего понимания того, что с ней происходит.

Также различают эмпатии: эмоциональную, которая основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивная, базирующейся на интеллектуальных процессах; предикативного, которая проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Важными формами эмпатии является сопереживание, то есть переживания индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание неудач другого безотносительно к собственному состоянию.

Процесс межличностного познания людьми друг друга осложняется явлением эгоцентризма, то есть сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к неспособности личности понять другого человека как субъекта и личность, отличную от нее. В исследованиях выделяют такие разновидности эгоцентризма: познавательный (проявляется в процессах восприятия и мышления), моральный (характеризуется неспособностью к пониманию причин поступков других людей) и коммуникативный (показывает неуважение к смысловых понятий партнеров по общению. Осознание субъектом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или сообщества, называется в социальной психологии рефлексией.

27 стр., 13439 слов

Анализ психологического воздействия социальной рекламы

... психологическое программирование людей, ведь в конечном итоге люди должны сделать то, к чему призывает данная реклама. Объект исследования-- социальная реклама; предметом исследования является психологическое воздействие социальной рекламы. Психологическое воздействие ... социальное поведение и т.д. Социальная реклама формирует сложные психологические образы, она влияет на самоощущение индивида ...

Стереотип является одним из важных механизмов межличностного познания и означает процесс формирования впечатления о человеке, который воспринимается, на основе выработанных общепринятых представлений. Термин «социальный стереотип» был введен В. Липманом для обозначения представлений, связанных с ложью и неточностью. Зачастую формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для самого индивида. Возможно, именно из-за недостаточной осведомленности стереотипы так прочно закрепляются в форме устойчивых эталонов и имеют власть над людьми. Стереотип состоит в условиях недостаточной информации или являются результатом обобщения собственного опыта личности, к которому прилагаются сведения, полученные из книг, кинофильмов, высказываний других людей. Стереотип выполняет ряд функций, одни из которых реализуются на индивидуальном уровне, а другие — на групповом [5, C. 65]:

селекция социальной информации;

создание и поддержка позитивного «Я-образа»;

формирование и поддержка групповой идеологии, которая объясняет и оправдывает поведение группы;

создание и поддержание положительного «Мы-образа».

Стереотипы — регуляторы социальных отношений, их отличает экономия мышления, своеобразный «защита», то есть оправдания собственного поведения, удовлетворения агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения, устойчивости. Ученые отмечают, что последняя признак (устойчивость) имеет относительный характер. В длительных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движение в направлении большей схематизации и абстракции.

Часто, не зная или недостаточно зная истинные причины поведения другого индивида, люди в условиях дефицита информации начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и ее образцы или общие характеристики. Этот феномен в социальной психологии получил название «каузальная атрибуция». Исследование каузальной атрибуции дает возможность приблизиться к механизмам взаимопонимания, к процессам своеобразной интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Ф. Гайдер одним из первых сформулировал основные теоретические представления о каузальной атрибуции. В частности, он разделял потенциальные источники воздействия на внутренние и внешние. Исходя из этого, тот, кто воспринимает, пытается решить, или происходит данное действие благодаря чему-то в самом человеке (например способности, усилия и др.), который ее осуществляет, или потому, что есть вне ее (например тяжесть задачи, везения и др. ).

10 стр., 4941 слов

Психологическая характеристика классного коллектива

... исследования Некоторые явления, выделенные в качестве формирующих психологический климат, изучаются с помощью карты-схемы. Она заполняется членами коллектива. Оценки в баллах означали следующее: + 3 ... отверженных и изолированных, причины неблагоприятного положения этих учащихся. 4. Психологический климат коллектива: преобладающий тон в классе (жизнерадостный, напряженный и т.д.). Степень ...

Изучая то, как люди интерпретируют поведение отдельного индивида, исследователи заметили явление, которое стали называть фундаментальной ошибкой атрибуции. Оно связано с тем, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации.

На почве стереотипов формируются эффекты межличностной перцепции. Эффект ореола — это тенденция того, кто воспринимает, преувеличивать однородность личности собеседника, переносить благоприятное или неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все другие его качества. При формировании первого впечатления эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление, вызванное человеком, побуждает к положительных оценок и тех качеств, которые не представлены в восприятии, и наоборот, общее неприятное впечатление порождает, соответственно, негативные оценки. Эффект первичности проявляется тогда, когда воспринимается незнакомый человек. Во время оценки этого человека, роль установки играет информация, представленная ранее. Эффект новизны действует в ситуации восприятия знакомого человека, который заключается в том, что последняя, новая информация становится осознаваемой.

3. Взаимозависимость людей и межличностная манипуляция

В системе взаимоотношений людей возможны разные варианты взаимодействия, обусловленные разными потребностями людей. Зачастую в социальной системе люди вынужденно или неосознанно вступают во взаимодействие с другими людьми. Существуют различные формы организации взаимодействия людей. Одним из таких механизмов выступает манипуляция.

Е.Л.Доценко определяет манипуляцию как [5, C. 84]:

вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент; — вид психологического воздействия, направленного на изменение активности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается незамеченным им;

вид психологического воздействия, направленного на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий;

искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели;

вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.

Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого давления оно выступает в скрытой форме. Приведем наиболее часто встречающиеся манипулятивные приемы [1, C. 50]:

ссылка на авторитет;

выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей с ограниченными возможностями. 11. Психологическое сопровождение людей с особыми потребностями.   ... Психология XXI века»   Если статья выполнена коллективом авторов, то коллективу авторов предоставляется один экземпляр сборника материалов конференции, при необходимости ...

уход от темы разговора, острых проблем;

намеки;

лесть;

шутки-высмеивания;

предсказание ужасных последствий.

Это так называемые простые приемы. Но есть и более сложные, основанные на нарушениях логических законов и правил. К ним можно отнести такие приемы, как:

имитация решения проблемы;

сократовские вопросы (это когда готовятся несколько простых вопросов, на которые оппонент без труда отвечает «да», а затем задается основной вопрос, на который оппонент как бы по инерции тоже дает ответ «да»);

оттягивание решения и др.

4. Условия создания благоприятного психологического климата в группе

Малая социальная группа — это «группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими целями и интересами, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом» [5, C. 24]. Количественный состав малой группы может варьироваться от двух-трех до нескольких десятков членов, например, экипаж самолета, рабочая бригада и т. д.

Для малой социальной группы характерными являются следующие отличительные признаки [5, C. 27]:

непосредственность общения между ее членами;

общие интересы, цели и совместная деятельность;

разделение труда, координация и дополнительность деятельности;

внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

определенный способ взаимодействия между членами;

членство, чувство принадлежности к данной группе;

групповая идентичность с точки зрения посторонних.

Любая социальная группа — сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения в группе включают ценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются:

. Внутриличностный конфликт:

а) вызванный внутригрупповыми проблемами;

б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность.

. Межличностный конфликт:

а) ценностно-нормативный;

б) статусно-ролевой;

в) психологической несовместимости.

Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.

Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.

10 стр., 4700 слов

Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах.

... группа должна отвечать ряду признаков, которые делают коллектив коллективом. К этим признакам относят: 1. Цель, отражающую осознанные потребности и являющуюся общей для всех её членов. 2. Психологическое ... стремление к совершенствованию, к первенству.   Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах. Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого ...

Межгрупповые конфликты.

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов [4, C. 74]:

Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация).

Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).

Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество).

Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм).

Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство).

Признаки благоприятного социально-психологического климата в группе:

доверие и высокая требовательность друг к другу;

доброжелательная и деловая критика;

достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

удовлетворенность принадлежностью к группе;

терпимость к чужому мнению;

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;

принятие на себе ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы [3, C. 101]:

. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.

Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая. Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ. Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.

Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.

. Стиль поведения лидера группы.

. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.

. Применяемая шкала поощрений и наказаний.

. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.

Для создания благоприятного психологического климата необходимо:

3 стр., 1028 слов

43 Управление социально-психологическим климатом в таможенных органах

... вариантов принимаемых решений; – взаимопомощь и взаимовыручка между участниками коллектива. Управление социально-психологическим климатом процесс достаточно сложный и предполагает реализацию ряда мероприятий, ... и своевременность разрешения конфликтных ситуаций; – справедливость в оценке деятельности членов коллектива и распределении вознаграждений; – критика и самокритика; – применение неформального ...

достигнуть максимально возможного сплочения коллектива;

четкой постановки цели деятельности группы и отслеживание важности этой цели для каждого ее члена;

разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов участников группы, устранение проблем, мешающих им полноценно функционировать в группе;

отслеживание совместимости участников группы;

повышение мотивации активного включения в деятельность группы ее участников.

Заключение

В данной работе были определены основные социально-психологические проблемы взаимодействия людей в группе. Эти проблемы связаны с индивидуальными психологическими особенностями людей, особенностями социальной среды, в которую они включены.

Признаки благоприятного социально-психологического климата в группе:

доверие и высокая требовательность друг к другу;

доброжелательная и деловая критика;

достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

удовлетворенность принадлежностью к группе;

терпимость к чужому мнению;

высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;

принятие на себе ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Для создания благоприятного психологического климата необходимо:

достигнуть максимально возможного сплочения коллектива;

четкой постановки цели деятельности группы и отслеживание важности этой цели для каждого ее члена;

отслеживание совместимости участников группы;

повышение мотивации активного включения в деятельность группы ее участников.

Список литературы

1. Буртовая, Е.В. Конфликтология. — М., 2005.

. Гришина, Н. В. Психология конфликта — СПб: Питер. — 2007.

. Зайцев, А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2001.

. Ликсон, Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб.: Питер, 1999.

. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрист, 2000.

. Хасан, Б. И., Сергоманов, П. А. «Разрешение конфликтов и ведение переговоров» Красноярск-Москва — 2008.