Материализм, идеализм, дуализм

 

 

Одной из центральных философско-мировоззренческих проблем является вопрос об отношении материи и сознания. Он имеет несколько сторон. Во-первых, это вопрос о том, что в этом отношении является исходным и самостоятельно существующим (говоря языком традиционной философии — что тут является субстанцией)? Во-вторых, важным ответвлением этого вопроса является так называемая «психофизическая проблема»: как связаны состояния сознания человека — его чувства и эмоции, его представления и мысли — с состояниями его мозга как материального объекта — частицы живой материи, находящейся в черепной коробке; может ли и как именно сознание причинно воздействовать на тело человека — почему наше решение почесать затылок может привести нашу руку в необходимое для этого движение. В-третьих, может ли обладающий сознанием человек получить знание о материальных объектах, или же сознанию доступно достоверное знание только о самом себе?

 

Необходимо отметить, что вопросы, подобные только что сформулированным, волновали людей задолго до появления философии и науки. Первые ответы на них можно обнаружить в мифологическом мышлении, затем в религиозных учениях. И в самом обычном житейском опыте отражается наше понимание отношения души и тела. Это понимание проникает в философию и преобразуется в ней в соответствии с вырабатываемыми философами способами осмысления сути бытия и используемыми для этого категориями и понятиями.

 

Основных таких фундаментальных категорий три. Это — субстанция, материя и сознание (душа).

Категория субстанции в философии применяется для обозначения того, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то другому. Категория материи выражает идею основы, субстрата телесного мира. Категория сознания — идею общей основы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей.

 

На протяжении долгой истории философии и постоянного спора в ней различных учений и школ было предложено множество решений проблемы взаимоотношения души и тела, сознания и материи. Здесь не хватит места даже их просто перечислить. Вместе с тем они, так или иначе, тяготеют к трем главным направлениям, различие между которыми определяется тем отношением, в котором полагаются понятия материи и сознания к категории субстанции.

 

Первое решение возникает тогда, когда материя принимается за единое основание всего существующего, т.е. трактуется в качестве субстанции. Такая позиция называется материализмом. Это учение о том, что все существующее в мире является материей, а то, что мы называем душой, сознанием, мышлением, суть или движение самых маленьких и легких атомов, как это думал Демокрит, или организация и взаимодействие нейронных структур мозга, как это считают современные материалисты. Сознание в категориальном отношении осмысливается при этом как род материального, либо как особое его свойство или функция.

 

Если же в качестве субстанции принимается так или иначе понимаемое сознание, то возникает идеализм. Это учение обосновывает тезис, что в основе всего существующего во Вселенной лежат идеи, как этому учил Платон, или же, как доказывал Лейбниц, что все состоит из монад — атомов, но не материальных, а обладающих той или иной степенью сознания. Материя при этом толкуется либо как зависимый от сознания род сущего, либо как особая форма существования духа, его собственное порождение. Существовал и вариант субъективного идеализма, который в крайней своей форме отстаивался британским философом первой половины XVIII в. Дж. Беркли, доказывавшим, что все, что нас окружает есть только совокупности наших восприятий, и что эти восприятия есть единственное, что мы можем знать. Здесь тела, вместе с присущими им свойствами, отношениями и пр., трактовались в качестве лишь комплексов ощущений.

 

Наконец, существуют и учения о двух субстанциях: в них утверждается, что тело и душа, материя и сознание есть два принципиально различных и независимых друг от друга вида бытия, т.е. две самостоятельных субстанции. Такая позиция называется дуализмом. Стоит заметить, что она ближе всего стоит к нашему обычному здравому смыслу. В самом деле, мы обычно уверены в том, что у нас есть и сознание, и тело; и что хотя они как-то согласуются между собой, различие между мыслями, чувствами и такими материальными вещами, как камни или столы, слишком велико, чтобы отнести их к одному роду сущего. Это разведение до противоположности материального и относящегося к сознанию дается относительно легко, однако затем в дуализме возникает главная и по существу неразрешимая проблема, которая состоит в том, чтобы объяснить, как столь отличные по свойствам сознание и материя способны к согласованным взаимоотношениям друг с другом. Ведь в качестве субстанциональных начал, т.е. начал независимых, они, согласно приданному им категориальному статусу, не могут влиять друг на друга и взаимодействовать между собой. Дуалистические версии трактовки отношения сознания и материи вынуждены либо допускать такое взаимодействие в некоторых особых случаях, либо предполагать предустановленную гармонию в согласованном изменении духа и материи. Позже мы специально остановимся на основных современных подходах к анализу психофизической проблемы.

 

Здесь уместно сказать несколько слов о весе и значении философско-мировоззренческих позиций по поводу отношения материи и сознания, поскольку этому вопросу еще не так давно в нашей стране придавалось большое значение. Дело в том, что материализм в нашей философии, особенно в учебной, тесно ассоциировался с марксизмом. Вернее, марксизм как особый, «диалектический материализм» рассматривался как высшая форма развития материалистической линии в философии. Соответственно этому, вопрос об отношении материи и сознания рассматривался как главный вопрос философии, от решения которого тем или иным философом прямо зависела и оценка содержания учения этого философа, и его социально-политическая позиция.

 

В диалектическом материализме считалось, что основной вопрос философии — это вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и духа. Впервые в таком виде он был сформулирован Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Все философы так или иначе классифицировались как материалисты или идеалисты в зависимости от того, как они решали этот вопрос. Например, уже в античной философии выделялись две основные «линии» — материалистическая «линия Демокрита» и идеалистическая «линия Платона». Эти линии затем прослеживались во всей последующей философии, а борьба между ними представлялась стержнем всего философского развития.

 

В решении различных сторон вопроса об отношении материи и сознания, духа и природы позиция диалектического материализма была вполне оптимистической. Признавалась познаваемость мира и отрицалось существование каких-либо принципиальных границ для его постижения. Объявлялось также, что и предшествующие материалисты, как правило, считали, что мир познаваем. А вот идеалистов, особенно представителей субъективного идеализма, отличает склонность к скептической позиции, они якобы тяготеют к агностицизму — отрицанию возможности познания мира.

 

Далее, объявлялось, что для философов-материалистов типична опора на научное знание, что они выражают интересы передового слоя людей своей эпохи, что они отстаивают демократические политические взгляды. Напротив, философы-идеалисты, как правило, являются сторонниками религии, а по своей социально-политической позиции обычно относятся к консерваторам.

 

Следует отметить, что все это — весьма грубый и упрощенный взгляд на суть философии и неоправданное сближение философского мировоззрения с социально-политической идеологией.

 

Очень многие философы, среди них величайшие, например, Декарт или Кант, предпочитали оставаться в стороне от политической жизни, поскольку их занимали более глубокие и абстрактные проблемы. Но и у философов, более активно проявлявших свой политический темперамент, мы не обнаружим устойчивых корреляций между их материализмом или идеализмом и их верой в науку или в передовые политические идеи. Действительно, величайшего идеалиста Платона можно отнести к политическим консерваторам, но он высоко ставил науку, особенно математику. Среди античных материалистов были демократы, но их не занимала проблема освобождения рабов. Один из самых последовательных материалистов Нового времени англичанин Томас Гоббс, который считал, что все наши чувства и идеи есть только движения мельчайших частиц в нашей нервной системе, написал классический трактат по политической философии «Левиафан», в котором отстаивал необходимость режима абсолютной монархии. Несколькими десятилетиями позже его соотечественник Джон Локк, которого можно отнести к дуалистам, своими политическим работами заложил основы современных концепций правового государства, либерализма и демократии. Это лишь несколько примеров из множества возможных, которые можно привести в опровержение тезиса об однозначной связи философского и социально-политического мировоззрений.

 

Следует также отметить, что реальное содержание текстов философов от древности до наших дней вовсе не свидетельствует, что вопрос об отношении материи и сознания выступает в них основным. Но, конечно же, его нельзя игнорировать только лишь потому, что ему был придан столь «священный» характер в догматическом марксизме, видевшем в любом идеалисте или дуалисте потенциального «классового врага». Наиболее предметно и с определенными практическими аспектами (связанными с решением проблемы «Может ли мыслить вычислительная машина?») этот вопрос предстает в психофизической проблеме — проблеме отношения сознания и мозга.

Рационализм

В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.

Иррационализм

Противоположностью рационализма является иррационализм, который, принижая значение разума, отрицает правомерность опоры на него как в познании, так и в практике. Основанием взаимодействия человека с миром иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру, бессознательное.

Помимо названных оснований, характер философствования может опосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм. Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Согласно же материалистическому монизму в качестве первоначала всего сущего выступает материя. Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал сознания (духа) и материи.

Философы, считающие равноправными самые разные точки зрения, называются плюралистами (от латинского pluralis — множественный).

Допущение плюрализма при наличии высокой философской культуры в условиях неопределенности общественных целей и задач порождает возможность открытого обсуждения проблем, закладывает почву для полемики между теми, кто отстаивает разные, но правомерные на данный момент общественной жизни идеи, гипотезы и построения. В то же время формальное и жесткое использование этого принципа может создавать почву для уравнивания в правах истинных, подлинно-научных и ложных мнений и тем самым затруднять философствование как процесс поиска истины.

Многообразие типов и форм философствования, складывающихся на основе сочетания разных подходов к осмыслению явлений и процессов окружающего мира, помогает отыскивать ответы на многочисленные вопросы мировоззренческого, методологического и практического характера. Это превращает философию в систему знаний, полезных для решения как общественных, так и индивидуально-личностных задач. Обретение философией такого статуса делает необходимым ее изучение каждым образованным человеком. Ибо его жизненный успех интеллектуала проблематичен без приобщения к ней.

Аристотель (384–322 до н. э.) — великий мыслитель древности, в философии колебался между материализмом и идеализмом, идеолог класса рабовладельцев; по своим экономическим взглядам защитник натурального рабовладельческого хозяйства, первым анализировал форму стоимости. 

Бэкон (Bacon), Фрэнсис, барон Веруламский (1561–1626) — выдающийся английский философ, родоначальник английского материализма; естествоиспытатель и историк.

Гегель (Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) — крупнейший представитель классической немецкой философии, объективный идеалист, наиболее всесторонне разработал идеалистическую диалектику; идеолог немецкой буржуазии.

Гексли (Huxley), Томас Генри (1825–1895) — известный английский естествоиспытатель, биолог; друг и последователь Дарвина, активный популяризатор его учения; в философии непоследовательный материалист.

Кант (Kant), Иммануил (1724–1804) — родоначальник классической немецкой философии, идеалист, идеолог немецкой буржуазии; известен также своими работами в области естествознания.

Лейбниц (Leibniz), Готфрид Вильгельм (1646–1716) — великий немецкий математик; философ-идеалист.

Локк (Locke), Джон (1632–1704) — выдающийся английский философ-дуалист, сенсуалист; буржуазный экономист, колебался между номиналистической и металлической теориями денег

Спиноза (Spinoza), Барух (Бенедикт) (1632–1677) — выдающийся голландский философ-материалист, атеист

Фейербах (Feuerbach), Людвиг (1804–1872) — крупнейший немецкий философ-материалист домарксовского периода.

Шопенгауэр (Schopenhauer), Артур (1788–1860) — немецкий философ-идеалист, проповедник волюнтаризма, иррационализма и пессимизма, идеолог прусского юнкерства.

Российское Просвещение

  • Григорий Сковорода (1722—1794)
  • Михаил Щербатов (1733—1790)
  • Александр Радищев (1749—1802)

Славянофилы и Почвенничество

  • Иван Киреевский (1806—1856)
  • Алексей Хомяков (1804—1860) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук
  • Владимир Одоевский (1803—1869) —  русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки.
  • Константин Аксаков (1817—1860)
  • Иван Аксаков (1823—1886)
  • Фёдор Тютчев (1803—1873) — русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН
  • Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885)
  • Николай Страхов (1828—1896)
  • Фёдор Достоевский (1821—1881) — один из самых значительных и известных в мирерусских писателей и мыслителей[2].
  • Константин Победоносцев (1827—1907)
  • Константин Леонтьев (1831—1891)
  • Пётр Астафьев (1846—1893)
  • Иван Ильин (1883—1954)

Русский символизм

  • Валерий Брюсов (1873—1924)
  • Александр Блок (1880—1921)
  • Андрей Белый (1880—1934)
  • Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949)
  • Иннокентий Анненский (1855—1909)

Западники

  • Пётр Чаадаев (1794—1856) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.
  • Николай Станкевич (1813—1840)
  • Виссарион Белинский (1811—1848)
  • Александр Герцен (1812—1870) «Отец Российского Социализма»

Русский позитивизм

  • Пётр Лаврович Лавров (1823—1900)
  • Г. Вирогубов
  • Е. Роберти
  • Николай Михайловский (1842—1910)
  • Константин Кавелин
  • М. Троицкий
  • Николай Кареев
  • Николай Коркунов — русский учёный-юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному и международному праву. Преподавал в Санкт-Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях. Разрабатывал социологическое направление в юриспруденции.

Русский космизм

  • Николай Фёдорович Фёдоров (1828—1906)
  • Владимир Вернадский (1863—1945)
  • Константин Циолковский (1857—1935) —  российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современнойкосмонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.

Мистицизм, оккультизм

  • Николай Новиков (1744—1818)
  • Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) — русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и Императорской Академии наук (1819).

    Воспитатель наследника-цесаревича Александра Николаевича[1].

  • Елена Блаватская (1831—1891)
  • Георгий Гурджиев (1872—1949)
  • Петр Успенский (1878—1947)

Эпистоляризм, логизм и метафизика

  • Борис Чичерин (1828—1904)
  • Николай Дебольский (1842—1918)
  • П. Бакунин
  • М. Каринский
  • Николай Грот (1852—1899)
  • Сергей Трубецкой (1862—1905)

Анархизм

  • Михаил Бакунин (1814—1876) внесенный в список также как Материалист, Нигилист [1]
  • Лев Толстой (1828—1910) — граф — один из наиболее широко известных русских писателей имыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира[2]. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист,религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения —толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900),вегетарианец.
  • Пётр Кропоткин (1842—1921) — русский князь, центральноевразийский революционер русского казачьего происхождения (потомок атаманаИвана Сулимы), известный во всем мире теоретик анархизма, географ, историк, литератор. С 1918 года был знаком с Нестором Махно, который его считал своим идейным наставником, о чем неоднократно заявлял.

Материалисты Нигилисты

  • Николай Чернышевский (1828—1889) – русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
  • Дмитрий Писарев (1840—1868)
  • Иван Сеченов (1829—1905) — выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист, патолог,анатом, гистолог, токсиколог, психолог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель, философ и мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы; заслуженный ординарный профессор, член-корреспондент по биологическому разряду (1869—1904), почётный член (1904) Императорской Академии наук. Кавалер орденов Святого Станислава I степени, Святой Анны III степени, Святого равноапостольного Владимира III степени.

Социализм и Марксизм

  • Георгий Плеханов (1856—1918)
  • Владимир Ленин (1870—1924)
  • Александр Богданов (1873—1928)
  • Юрий Семенов (р. 1929)

Христианско-религиозные философы

  • Памфил Данилович Юркевич (1826—1874)
  • Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828—1891)
  • Николай Федорович Фёдоров (1829—1903)
  • Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900)
  • Василий Васильевич Розанов (1856—1919)
  • Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944)
  • Павел Александрович Флоренский (1882—1937)

Православные христианские богословы

  • Георгий Флоровский (1893—1979)
  • Александр Шмеман (1921—1983)
  • Иоанн Мейендорф (1926—1992)
  • Владимир Лосский (1903—1958)

Интуитивисты-персоналисты

  • Николай Лосский (1870—1965)
  • Семен Франк (1877—1950)
  • Алексей Лосев (1892—1988)
  • Дмитрий Болдырев (1885—1920)
  • Владимир Кожевников (1850—1917)
  • Сергей Левицкий

Интуитивисты-реалисты

  • Б. Бабинин
  • А. Огнев
  • Ф. Бережков
  • П. Попов

Логики

  • Николай Васильев (1880—1940)
  • Евгений Войшвилло (1913—2008)

Экзистенциализм

  • Лев Шестов (1866—1938)
  • Николай Бердяев (1874—1948) — У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Эстетизм

  • Алексей Лосев (1893—1988)
  • Михаил Бахтин (1895—1975)
  • Михаил Лифшиц (1905—1983) — советский философ-марксист, эстетик илитературовед. Действительный член АХ СССР (1975).
  • Леонид Столович (р. 1929)

Школа Бахтина

  • Анатолий Ахутин (р. 1940)
  • Владимир Библер (1918—2000)

Востоковеды

  • Николай Конрад (1891—1970)
  • Фёдор Щербатской (1866—1942)

Постмодернизм

  • Михаил Эпштейн

Постмарксизм

  • Кагарлицкий Б. Ю.
  • Тарасов А. Н.