Лидерство и руководство в малых группах.

Формирование малой группы

Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.

Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации.

На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.

В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.

6 стр., 2612 слов

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.

... управляется из детской?» · Когда ребёнок больше человек – когда следует социально-закреплённой схеме действия или когда отклоняется и ... возможности детей. 14. Структура учебной деятельности. Предмет усвоения в учебной деятельности. 15. Готовность детей к ... и недостатки. Автор периодизации Критерий развития данного автора Стадии развития выделяемые автором З.Фрейд (психодинамическая концепция)   ...

Важным показателем эффективности процесса образования и развития группы выступает ее социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе.

 

 

26. Феномен группового давления.

Феномен группового давления – феномен конформизма. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринимается индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается лишь внешне, и внутреннюю, когда действительно усваивается мнение большинства. Последняя и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм – когда индивид во всем сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимость. Это специфический случай конформности, так как, ставя своей целью противостоять мнению группы, индивид фактически вновь зависит от группы

Групповая сплоченность.

Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность. Согласно представлениям родоначальников концепции групповой сплоченности — американских психологов К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера и их многочисленных последователей, групповая сплоченность является своего рода «результирующей» тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-либо другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. К числу основных факторов групповой сплоченности чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентаций членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж.

 

Лидерство и руководство в малых группах.

Лидерство и руководство – это групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.

В социальной психологии традиционно рассматриваются три стиля лидерства, предложенные впервые К. Левиным. Он выделил демократический, авторитарный и либеральный стили руководства (лидерства).

2 стр., 638 слов

Психология личности. Темперамент, характер, способности

... нельзя. У диспластиков есть склонность к вышеописанным типам. Смешанные типы. Темперамент, характер, способности Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующий динамическую и эмоциональную сторону ... поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент является связующим звеном, между организмом, личностью и познавательными процессами. ...

Каждый из трех стилей характеризуется двумя особенностями.

Авторитарный стиль: Деловые, краткие распоряжения, Четкий язык, неприветливый тон, Похвала и порицания субъективны, Эмоции не принимаются в расчет, Дела в группе планируются заранее , Голос руководится — решающий

Демократический стиль: Инструкции в форме предложений, Не сухая речь, а товарищеский тон, Похвала и порицание — с советами, Распоряжения и запреты — с дискуссиями, Мероприятия планируются не заранее, а в группе, За реализацию предложений отвечают все

Попустительский(либеральный?) Тон — конвенциональный, Отсутствие похвалы, порицаний, Никакого сотрудничества,Позиция лидера — незаметно в стороне от группы , Дела в группе идут сами собой, Лидер не дает указаний

Таким образом, лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство – в большей степени социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

 

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственное решение в значимых для нее ситуациях.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. Так существует деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

Взаимосвязь характера и темперамента.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

1. — отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий) ;

2. — противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;

3. — признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;

4. — признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

4 стр., 1510 слов

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР ...

... отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Свойства темперамента устойчивы и постоянны, проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и эмоционально окрашивают ... всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного; во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Нельзя ...

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности

 

Вопрос 9.

Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.

Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле.

Ощущения можно подразделить на три большие группы:

1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;

2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические(жажда,голод), равновесия, двигательные;

3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).

Свойства ощущений

Выделяются следующие свойства ощущений:

1) пороги ощущений и их чувствительность

2) адаптация

3) синестезия;

4) сенсибилизация.

Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Для того чтобы ощущение возникло, раздражитель должен быть определенной величины

Например, человек не почувствует несколько крупинок сахара в стакане чая, не воспримет сверхвысокие частоты и т. д.

Адаптация. Многочисленные эксперименты показали, что анализаторы одного и того же человека могут изменять свою чувствительность, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности.

Сенсибилизация. Иногда можно изменить чувствительность одного анализатора, воздействуя на другой. Это явление и называется сенсибилизацией. Например, известно, что чувствительность зрительного анализатора повышается, если его стимулировать слабыми музыкальными звуками, и понижается, если воздействовать резкими, сильными звуками.

Синестезия. Специальные исследования показали, что иногда люди соединяют различные ощущения в одно. Можно привести множество примеров, когда слепые становились прекрасными музыкантами.

 

Вопрос 8. Методы исследования в психологии.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

Эксперимент – метод научного исследования в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

9 стр., 4287 слов

Роль и виды ощущений у человека

... более новые функции. Болевая чувствительность более древняя, чем тактильная. по месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения ... материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой ...

Виды эксперимента.

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях часто с использованием специальной техники. Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования. Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме. Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека, например рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.