Личностные качества медицинского работника.

Медицинская психология

Студентки 632 группы

Ионовой Виктории

 

Преподаватель: Иванова Надежда Михайловна

21.10.16

Введение в медицинскую психологию.

Основы социопсихсоматики.

Медицинская психология – это отрасль психологической науки, которая использует психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

Медицинская психология изучает:

— деятельность врача, медицинского персонала и их отношение к пациенту;

— влияние болезней на психику;

— психологические проявления болезни в динамике;

— психологию больных и их отношения между собой;

— определяет роль психических факторов в предупреждении, возникновении и течении психосоматических заболеваний, ятрогений (неблагоприятное изменение психического состояния, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия медицинского работника на пациента);

— разрабатывает принципы и методы психологических исследований в клинике;

— изучает психологический климат ЛПУ.

Медицинская психология делится на 2 области:

1) связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний;

2) связана с применением психологии в клинике соматических заболеваний.

Психосоматика – влияние психических состояний на соматические процессы.

Разделы медицинской психологии:

Общая Частная
Изучение основных закономерностей психологии больного, психологии медицинского работника, общение медицинского работника и больного, психологического климата отделения;   Исследование психосоматических и соматопсихических взаимоотношений в процессе болезней;   Изучение индивидуальных особенностей человека;   Изучение медицинской деонтологии;   Изучение психогигиены и психопрофилактики. Изучение особенности психологии конкретных больных при определенных психических и соматических заболеваниях, физических дефектов;   Психические явления у пациентов при подготовке и проведении хирургических операций;   Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы.

Задачи медицинской психологии:

1) психогигиена – система специальных мероприятий, задача которых сохранение и укрепление психического здоровья человека;

2) психотерапия – комплекс лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваний;

3) психопрофилактика – система мероприятий, цель которых изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний, их своевременное выявление и устранение.

Сферы медицинской психологии:

1) психология больного;

2) психология лечебного взаимодействия;

3) норма и патология психической деятельности:

4) патопсихология;

5) психология индивидуальных различий;

6) возрастная клиническая психология;

7) семейная клиническая психология;

8) психология девиантного поведения;

9) психологическое консультирование;

10) психокоррекция и психотерапия;

11) неврозология;

12) психосоматическая медицина.

Методы медицинской психологии:

1) беседа;

2) наблюдение;

3) эксперимент;

4) тестирование.

Психологические методы не являются основными при оценке индивидуальных особенностей личности, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента.

Систематика болезней:

Любая болезнь распознается на основании ее объективных признаков (симптомов), которые в структуре каждой отдельной формы болезни объединяются в комплекс симптомов (синдромы).

В настоящее время, в связи с продолжающимся дроблением болезни и специальностей, общее правило лечить больного, а не болезнь становится особенно важным медико-психологическим принципом деятельности любого врача.

В медицинской практике все болезни условно делят:

1) соматические болезни (внутренние);

2) нервные болезни – болезни НС и головного мозга;

3) психические болезни – расстройство субъективно-рассудочных форм деятельности человека.

Параметры, на основании которых оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

1) вероятность летального исхода;

2) вероятность инвалидизации и хронификации;

3) болевая характеристика болезни;

4) необходимость радикального или паллиативного лечения;

5) влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;

6) социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;

7) влияние болезни на семейную и сексуальную сферу;

8) влияние болезни на сферу развлечений и интересов.

Д/з: конспект – «Здоровье» (понятие, критерии, влияние болезни на родственников и т.д.)

Здоровье.

Здоровье – это правильная, нормальная деятельность животного организма.

Основные критерии здоровья человека.

Составляющих здоровья:

соматическое здоровье – нормальное функционирование органов и систем организма;

физическое здоровье – развитость и тренированность тела человека;

психическое здоровье – нормальное функционирование психики и сознания;

сексуальное здоровье – полноценное осознание человеком своей сексуальности и способность к продлению рода;

нравственное здоровье – способность к адекватному поведению и уважение моральных норм.

Критерии здоровья человека определяются в соответствии с каждой составляющей:

полноценное генетическое и физиологическое развитие;

отсутствие болезней, патологий и мутаций;

отсутствие увечий и дефектов;

отсутствие отклонений и психике и умственном развитии;

нормальное сексуальное развитие, способность к репродукции.

 

28.10.16

Личностные качества медицинского работника.

Профессионально значимые качества медицинского работника:

1) эмпатичность – умение медработника разбираться в ощущениях больных;

2) авторитет;

3) правдивость;

4) самоотверженность;

5) слово;

6) гуманизм;

7) честность;

8) личностная зрелость;

9) скромность;

10) аккуратность;

11) высокий самоконтроль;

12) оптимизм;

13) наблюдательность;

14) внимательность;

15) уровень интеллекта;

16) высокая эмоциональная устойчивость;

17) сенсомоторное развитие (точные, ловкие, соразмерные движения).

 

Качества, которые противопоказаны медицинскому работнику:

1) невнимательность;

2) бездушие;

3) грубость;

4) равнодушие;

5) несдержанность;

6) недисциплинированность;

7) неряшливость;

8) высокомерие;

9) насмешливость.

Типология поведения медицинского работника.

1) Практический тип – отличается точностью и строгостью, педантизмом, можно иногда забывать о человеческой стороне больного. Для этого типа характерно механическое выполнение своих функций.

2) Артистический тип – поведение по заранее шаблонно продуманному плану. Может быть показным, искусственным, неискренним, что мешает установлению психологического контакта с больным.

3) Нервный тип – характеризуется проявлением нервозности во взаимоотношениях с больным. Внешне: выражено недовольство, присутствует злобный взгляд, что вызывает у пациента негативную реакцию.

4) Мужской тип – внешне: решителен, энергичен, присутствует чувство самоуверенности, последователен. Такие работники аккуратны, настойчивы, требовательны.

5) Материнский тип – проявляет максимальную заботливость и сочувствие по отношению к больным. Успевают повсюду, подвижны, их характер отличается живостью, любовью к людям.

6) «Тип специалистов» — фанатично предан своей работе, полностью отдается профессиональной деятельности.

Эмоциональное выгорание.

Это психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Симптомы:

1) усталость;

2) психосоматические проблемы;

3) бессонница;

4) отрицательное отношение к выполняемой деятельности;

5) стандартизация общения;

6) агрессивные тенденции;

7) негативное отношение к себе;

8) тревожное состояние;

9) пессимистическая настроенность;

10) чувство вины.

Синдром отравления людьми.

Это расстройство, которое возникает при ответственной работе медработника с большим количеством нездоровых людей.

Симптомы:

1) раздражительность;

2) вспыльчивость;

3) иногда защитное поведение.

Синдром эмоционального выгорания и синдром хронической усталости являются содержательными характеристиками возможной профессиональной деформации медицинского работника.

Для предупреждения профессиональной деформации важно, чтобы медработник имел удовлетворяющую его личную жизнь. Желательно, чтобы специфика профессиональной деятельности медработника меньше сказывалась на его социальном окружении вне стен медицинского учреждения, на его взаимоотношениях в семье и с друзьями.

Заботиться о своем здоровье – профессиональная обязанность медработника.

Общая удовлетворенность медика своей профессионально деятельностью.

Профессиональные трудности медика могут стать отправной точкой его личностного роста, профессионального самосовершенствования, но могут стать и причиной резкого снижения эффективности его профессиональной деятельности, дисквалификации, подорвать его здоровье.

Восприятие действительности зависит и от состояния психики и от самой ситуации. Если медик находится в состоянии общего благополучия, то он проецирует эти же ощущения на окружающий мир. В том числе на коллег и пациентов. На фоне общей удовлетворенности своей жизнью отдельные невзгоды будут менее болезненными. Имея возможность удовлетворять в процессе трудовой деятельности значимые для себя потребности, сотрудник испытывает удовлетворенность от работы, если нет – чувство подавленности и тревоги. Медработник испытывает общую удовлетворенность от работы, если в ней удовлетворяется его потребность в профессиональном достижении, признании, самосовершенствовании, карьере. Если он видит результаты своего труда и прежде всего улучшение состояния здоровья пациентов.

Неудовлетворенность работой зависит от внешних факторов:

1) низкая з/п;

2) плохие условия труда;

3) сложности в отношениях с руководством, коллегами, подчиненными, пациентами.

Удовлетворенность работой зависит от внутренних факторов:

1) мотивация;

2) система ценностей;

3) цели;

4) субъективные представления об успехе.

Одним из постоянных стремлений человека является желание получить справедливую оценку своих действий. Считая не справедливой оценку своего труда, сотрудник теряет мотивацию к активным действиям с точки зрения медицинского учреждения. В этом случае у него возможны следующие реакции:

1) снижение интенсивности и качества труда;

2) попытка увеличить свое вознаграждение;

3) переоценка своих возможностей и как следствие этого депрессия, чувство безысходности, комплекс неполноценности;

4) увеличение социальной активности, которая зачастую в организации порождает межличностные конфликты;

5) смена для себя объекта:

6) переход в другие подразделения, организации, отъезд за рубеж, смена профессиональной деятельности.

Повышению профессиональной мотивации способствует участие во внутриорганизационной деятельности, в принятии решений относительно характера совместного труда, право контроля за количеством и качеством труда, ответственность за конечный результат деятельности.

Факторы, влияющие на уровень профессиональной мотивации медицинских работников:

1) уровень самооценки медработников;

2) атмосфера на рабочем месте;

3) политика администрации ЛПУ по отношению к медперсоналу;

4) восприятие медработником справедливости внутренних и внешних вознаграждений за свой труд;

5) уверенность в стабильности своего положения;

6) отношение медработника к своей профессии;

7) понимание медработником своей роли в профессиональной деятельности;

8) длительный срок работы на одном и том же месте без изменения содержания деятельности.